Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания старшеклассников 15
1.1. Сущность и содержание понятия «духовно-нравственное воспитание старшеклассников» 15
1.2. Типичные затруднения педагогов системы дополнительного образования в духовно-нравственном воспитании старшеклассников .47
1.3. Модель процесса духовно-нравственного воспитания старшеклассников в учреждениях дополнительного образования 59
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по духовно-нравственному воспитанию старшеклассников в центре дополнительного образования 85
2.1. Организация и ход опытно-экспериментальной работы по духовно-нравственному воспитанию старшеклассников в Центре дополнительного образования 85
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 156
Заключение 166
Библиография. 170
Приложения 194
- Сущность и содержание понятия «духовно-нравственное воспитание старшеклассников»
- Модель процесса духовно-нравственного воспитания старшеклассников в учреждениях дополнительного образования
- Организация и ход опытно-экспериментальной работы по духовно-нравственному воспитанию старшеклассников в Центре дополнительного образования
- Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Введение к работе
Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовно-нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе молодежному), во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи, государства. В 90-х годах прошлого столетия Россия стала на путь рыночных реформ, что повлекло глобальные преобразования общественно-государственного строя нашей страны. В условиях трансформации всех сфер общественной жизни обострились такие социальные недуги, как алкоголизм, наркомания, криминализация молодежной среды. Средства массовой информации и сегодня продолжают интенсивно пропагандировать жестокость, насилие, аморальный образ жизни, культ денег, дегуманизировать сознание людей. В связи с этим задачи духовно-нравственного воспитания, утверждение идеалов нравственности, формирования здорового образа жизни подрастающего поколения имеют для государства чрезвычайную значимость. Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования Российской Федерации» рассматривают их решение как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.
Проблема духовно-нравственного воспитания издавна привлекала внимание исследователей. Еще античные мыслители (Сократ, Платон, Аристотель) считали, что душа человека, как «Я познающее», придает смысл и направленность его жизни. Протагор был первым, кто выделил человека и задумался над его оценкой, сравнивал его с другими существами, окружающим миром. Ему принадлежит афоризм: «Человек есть мера всех вещей».
Представители раннего христианства в рамках «разорванности» тела и души предпочтение отдавали духовному, подчеркивали ценность и самоценность души (Ф. Аквинский). Христианская концепция человека сформулирована в Нагорной проповеди Христа - это стремление к равенству, милосердию, утешению страждущих, прощению. Идеал человека - «Возлюби ближнего своего», живи в целомудрии, не употребляй насилия и т.д. Человек должен быть нравственным, не забывать своего «Я», готовить себя к служению Богу.
О двух началах человека: души и тела говорили ученые эпохи Возрождения и Нового времени (Т. Кампанелло, Д. Декарт и др.). Сенека рассматривал дух выше тела. По его мнению, тело есть временное хранилище души.
В эпоху индустриального общества исследователи К. Ясперс, А. Камю духовность человека рассматривали через его нравственную сущность.
В русской философии проблема духовности личности исследуется в контексте становления нравственности человека, которая рассматривается как онтологическая реальность (В.В. Зеньковский, B.C. Соловьев и др.). По их мнению, духовность преображает тело, а душа выступает в качестве внутренней формы, переводящей смысл жизни в «живую» ткань субъективной реальности. Духовность не есть альтернатива телесности, она противоположна хаосу, а устранение хаоса связано с нравственными исканиями человека.
Ф.М. Достоевский выдвинул идею самоценности личности, считал, что смысл жизни - в самой жизни человека. Он верил в силу воспитания. Л.Н. Толстой пришел к выводу, что религия у всех слоев общества одна, а вера разная. Для него материальное и духовное составляли одно целое. Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, И.А. Ильин, С.Н. Булгаков считали, что человек обретает свою духовность, становится частью человечества, постигая культуру и творя ее. Главная идея Бердяева - это «свобода духа человека, его сознания». И.А. Ильин считал, что будущее образование России не должно отделяться от духовного воспитания.
Русские религиозные мыслители признавали, что вся Россия создана силой русского духовно-нравственного характера, вся история России есть победа духовного характера над трудностями, соблазнами, опасностями и врагами.
В.И. Ленин создал концепцию человека - строителя коммунизма, пытался построить жизнь человека и общества по одной схеме, что по своей сути не правомочно.
Почти все рассмотренные концепции строились на трех философских категориях - истины, добра, красоты.
Вопросы о цели и смысле жизни, о существовании Бога, о происхождении добра и зла, о жизни после смерти, о нормах морали и поведения человека находят отражение и в современной литературе. По мнению ученых материализм и идеализм должны не только существовать и уживаться в единстве и в борьбе противоположностей, но и способствовать дальнейшему развитию прогресса (B.C. Кукушин).
Все великие люди имеют в своей основе высокие нравственные идеалы, учат любви - любви к Богу и к Человеку. Знание религиозной культуры обогащает человека, ориентирует его на общечеловеческие ценности.
Современные исследователи выделяют религиозную и светскую духовность и тесно связывают ее с нравственностью.
Религиозная и светская формы духовности в условиях цивилизации вырастают из одного корня - стремления к познанию во имя добра, как желание блага для других. Духовность абсолютное позитивное свойство человеческого рода. Духовность есть обретаемое в жизни качество гуманистической личности. Она развивается в постоянном преодолении относительной бездуховности усилиями самой личности при благоприятных общественных условиях. Духовность означает гармоническое сочетание эмоционального и интеллектуального начал сознания личности, поднимаемых воспитанием до уровня общественного сознания. (В .Д. Комаров)
Духовность - это внутренний мир человека, его мировоззрение, ценностные ориентации, запросы и потребности. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям.
За последние десятилетия вопросы духовно-нравственного воспитания получили отражение в работах A.M. Абрамяна, В.И. Андреева, Л.А. Ибрагимовой, М.С. Кагана, Б.Г. Лихачева, И.С. Марьенко, В.И. Мурашова, З.Г. Нигматова, В.В. Николиной, И.В. Павлова, О.А. Смагиной, М.Г. Тайчинова, СВ. Черенковой, Н.Е. Щурковой и др.
Изучение психолого-педагогической литературы показало, что в центре внимания исследователей, в основном вопросы духовного и нравственного воспитания учащихся общеобразовательных школ, а проблемы организации этого процесса в учреждениях дополнительного образования все еще остаются малоизученными.
Между тем, анализ массового опыта показывает, что многие педагоги учреждений дополнительного образования испытывают затруднения в организации духовно-нравственного воспитания старшеклассников. Педагогическое обеспечение данного процесса не соответствует современным тенденциям развития общества. В реальном педагогическом процессе существует противоречие между требованием общества к совершенствованию системы духовно-нравственного воспитания учащихся и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ решения данной проблемы в учреждения дополнительного образования.
С учетом этого противоречия нами был сделан выбор темы исследования «Духовно-нравственное воспитание старшеклассников в учреждениях дополнительного образования».
Проблема исследования вытекает из противоречия: Каковы педагогические условия, соблюдение которых позволяет эффективно организовать духовно-нравственное воспитание старшеклассников в учреждениях дополнительного образования?
Цель исследования состоит в научном обосновании и экспериментальной проверке комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность духовно-нравственного воспитания старшеклассников.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в учреждении дополнительного образования.
Предмет исследования - комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность духовно-нравственного воспитания старшеклассников.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой духовно-нравственное воспитание старшеклассников в учреждении дополнительного образования будет эффективным, если:
разработана и реализована модель процесса духовно-нравственного воспитания учащихся, учитывающая региональный компонент образования, основанная на взаимодействии компонентов: цели, задач, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, получаемых результатов;
в педагогический процесс введен авторский трехгодичный факультативный курс «Основы духовно-нравственной культуры», обогащающий воспитательный потенциал учреждения, позволяющий приобщать учащихся ценностям духовной культуры, включать их в разнообразную познавательную, поисковую, добротворческую деятельность, способствующую развить личные качества, обеспечить моральный выбор;
- осуществлен индивидуальный и дифференцированный подход к
старшеклассникам в процессе воспитания и самовоспитания у них духовно-
нравственных качеств. При этом деятельность педагога опиралась на прин
ципы гуманизма, ценностной ориентации, диалогизма, духовно-
нравственного выбора, рефлексивной направленности.
Данная гипотеза в процессе исследования дополнялась и обогащалась. Мы предположили, что итогом учебно-воспитательной работы станет устойчивая динамика формирования духовно-нравственных качеств у старше-
классников (гуманность, ответственность, патриотизм, милосердие, трудолюбие, совестливость, терпимость и др.).
В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе были поставлены следующие задачи:
-раскрыть сущность и содержание понятия «духовно-нравственное воспитание старшеклассников»;
-выявить типичные затруднения педагогов учреждений дополнительного образования в организации духовно-нравственного воспитания старшеклассников;
-разработать модель процесса формирования духовно-нравственного воспитания старших школьников в учреждениях дополнительного образования;
-выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования духовно-нравственных качеств у старшеклассников в учреждениях дополнительного образования;
-определить критерии и показатели уровня духовно-нравственной воспитанности старшеклассников.
Методологическую основу исследования составили философские теории и концепции, раскрывающая проблемы человеческого существования, духовно-нравственного развития личности, теория познания, учение об этике, положение о диалектическом единстве общего, особенного и единичного в педагогическом процессе, законодательные акты и нормативные документы по организации духовно-нравственного воспитания, где ведущим объектом выступает личность ученика.
Теоретической основой исследования явились идеи и положения: о гуманизации образования (И.Ю. Алексашина, В.П. Бездухов, М.Н. Берулава, М.В. Богуславский, Ю.Н. Кулюткин); о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности (К.А. Абульханова - Славская, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.Я. Ядов и др.);
теории и концепции образовательной среды и образовательного пространства (Е.В. Бондаревская, С.К. Бондарева, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, A.M. Сидоркин, Ю.П. Сокольников и др.); о духовном развитии человека (Г.С. Абрамян, Б.С. Братусь, М.С. Каган, Б.Т. Лихачев, О.А. Смагина, В.Д. Шадри-ков); о воспитании в контексте социализации личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн и др.); теории ценностей (Б.М. Бим-Бад, В.А. Блюмкин, А.А. Гусейнов, М.С. Каган, Д.Г. Левчук, Н.Д. Никандров, Т.И. Петракова, О.М. Потаповская, В.Н. Сагатовский, В.А. Сластенин и др.); формирования нравственной устойчивости личности (Н. И. Болдырев, И.С. Марьенко, О.В. Михайлова, В.В. Николина, И.В. Павлов, Л.Ю. Сироткин, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, И.Ф. Харламов, СВ. Черенкова, В.Э. Чудновский, Н.Е. Щуркова, И.Я. Яковлев и др.); теории самовоспитания (А.И. Кочетов, П.Н. Осипов, М.П. Тайчинов и др.); теории этнопедагогиче-ского процесса (Г.Н. Волков, З.Г. Нигматов, Т.Н. Петрова и др.).
Значительный вклад в осмысление проблемы внесли работы православных педагогов (И.М. Андреев, В.В. Зеньковский, С.С. Куломзина, Б.В. Ничипоров, Е.В. Шестун, П.Д. Юркевич и др.). Существенное влияние на формирование теоретической концепции исследования оказали идеи и взгляды русских философов и богословов (Н.А. Бердяев, B.C. Библер, И.А. Ильин, В.Н. Лосский, А.И. Осипов, B.C. Соловьев, Л.В. Сурова, С.Н. Трубецкой, В.М. Хвостов, С.Л. Франк, И. Экономцев и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ философской, этической, педагогической литературы; социологические методы (анкетировние, беседы); наблюдение; экспериментальные методы (констатирующий и формирующий этапы эксперимента); математические и статистические методы обработки результатов исследования.
Исследование проводилось в три этапа с 1996 - 2006 годы.
Первый этап (1996 - 1999 гг.) был посвящен изучению и раскрытию генезиса научных представлений о духовности человека; осмыслению вопросов духовно-нравственного воспитания учащихся в современных условиях социально-экономического развития общества; анализу философской, психологической, богословской литературы; нормативно-правовых актов Российской Федерации, государственных стандартов образования; передового опыта работы школ, учреждений дополнительного образования; обоснованию исходных позиций, проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы и задач исследования; определению методологии и методов исследования; разработке его программы; проведению констатирующего эксперимента.
На втором этапе (1999 - 2005 гг.) в ходе формирующего эксперимента, проверялась и уточнялась гипотеза исследования, конкретизировались педагогические условия, обеспечивающие достижение цели исследования.
Третий этап (2005 - 2006 гг.) был посвящен теоретическому осмыслению, обработке и анализу результатов опытно-экспериментальной работы, формулированию научных выводов и рекомендаций. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Центра дополнительного образования Московского района города Чебоксары. Всего экспериментом было охвачено 380 учащихся 9-11 классов, 18 педагогов. В опытно-экспериментальной работе диссертант выступал в качестве преподавателя курсов этики и эстетики, факультативного курса «Основы духовно-нравственной культуры», руководителя гуманитарного отделения ЦДО. В исследовании использован 15-летний опыт педагогической работы автора в системе дополнительного образования.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:
1) уточнена сущность и раскрыто содержание понятия «духовно-
нравственное воспитание старшеклассников»;
2) выявлены типичные затруднения педагогов в организации духовно-
нравственного воспитания старшеклассников в системе дополнительного об
разования;
разработана и реализована модель процесса духовно-нравственного воспитания старшеклассников, включающая цель, задачи, закономерности, принципы, содержание, методы, результаты деятельности;
выявлен и обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективное духовно-нравственное воспитание старшеклассников в учреждениях дополнительного образования;
определены критерии и показатели уровня духовно-нравственной воспитанности старшеклассников.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты обогащают научные представления о воспитательном потенциале учреждений дополнительного образования в духовно-нравственном воспитании старшеклассников. В нем уточнены сущность и содержание понятия «духовно-нравственное воспитание старшеклассников», обоснованы принципы деятельности педагога в учебно-воспитательном процессе по ориентации учащихся на духовно-нравственные ценности, на формирование у них ответственного отношения к миру, к людям и к себе. Результаты исследования могут служить базой для дальнейшей разработки данной проблемы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в работе положения, выводы и рекомендации создают предпосылки для научно-педагогического обеспечения процесса духовно-нравственного воспитания старшеклассников.
Материалы исследования, а также авторская программа «Основы духовно-нравственной культуры», могут быть успешно использованы в практической деятельности учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школ, в системе повышения квалификации педагогов и воспитателей, учителей СОШ, в подготовке будущих учителей в педагогических вузах, в педколледжах.
Достоверность и обоснованность результатов и основных выводов исследования обеспечена четким определением научной проблемы, цели и задач, гипотезы исследования, сочетанием теоретического анализа проблемы с
обобщением эмпирических данных, многолетним личным опытом диссертанта в качестве преподавателя гуманитарных дисциплин в учреждениях дополнительного образования и старшего преподавателя Института образования Чувашской Республики, успешным внедрением результатов исследования в Центрах дополнительного образования города Чебоксары.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе обсуждений на семинарах преподавателей, педагогов, руководителей учреждений дополнительного образования города Чебоксары, на заседаниях педагогических советов ЦДО как базовой площадки эксперимента, методологических семинарах аспирантов и докторантов кафедры педагогики ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, на секции педагогики Академии наук Чувашской Республики, через выступления на международных, российских, республиканских научно-практических конференциях и форумах, проводившихся в городах: Москва, Нижний Новгород, Йошкар-Ола, Казань, Суздаль, Челябинск, Чебоксары в 1999-2006 годах, посвященных проблемам совершенствования духовно-нравственного воспитания учащихся.
Основные положения, выводы и рекомендации, имеющие теоретическое и практическое значение отражены в 25 научных публикациях автора.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Учреждения дополнительного образования - уникальная педагогическая система, интегрирующая дошкольное, общеобразовательное, профессиональное образование. Как общеобразовательный социально-педагогический институт, она представляет собой сферу инновационного, вариативного, неформального, непрерывного образования, направленного на решение задач развития субъектности личности. В отличие от общеобразовательных школ УДО имеют большую программную вариативность и большую возможность введения факультативных и элективных курсов, способствующих формированию духовно-нравственной культуры старшеклассников и дополняющих, и расширяющих дисциплины мировоззренческого характера федерального и регионального компонентов. Деятельность учреждений дополнительного образова-
ния можно охарактеризовать как процесс освоения учащимися добровольно избранного вида деятельности или области знаний, которые выходят за рамки общеобразовательного стандарта обязательного образования и направлены на удовлетворение их интересов, склонностей и способностей, способствуют самоопределению и творческой самореализации.
Духовно-нравственное воспитание в сфере дополнительного образования есть сознательно осуществляемый процесс содействия активному нравственному, духовному и культурному росту личности старшеклассников в системе разнообразной учебной и внеклассной деятельности. Духовно-нравственное воспитание есть процесс духовно-нравственного становления личности старшеклассника, формирования у него: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма, терпения, милосердия, отзывчивости, кротости, незлобливости); нравственного сознания (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности к служению людям и отечеству, трудолюбия, проявления рассудительности, послушания, доброй воли, умения действовать в соответствии с нормами морали в ситуации нравственного выбора, толерантности, любознательности).
2. Эффективность духовно-нравственного воспитания старшеклассников в учреждениях дополнительного образования обеспечивается при следующих педагогических условиях:
разработке и реализации модели процесса духовно-нравственного воспитания старшеклассников, учитывающей регионально-национальный компонент образования, основанной на взаимодействии компонентов: цели, задач, принципов, содержания, форм и методов, средств обучения и воспитания, результатов;
внедрении в педагогический процесс 9-11 классов факультативного курса: «Основы духовно-нравственной культуры», обогащающего воспитательный потенциал учебного заведения, способствующего созданию ценно-
стно-ориентационного поля коллектива, познанию мира, себя, объясняющего факты, явления, события, смысл жизни; позволяющего вовлекать старшеклассников в различные виды в общественно значимой деятельности (учебно-познавательную, поисково-исследовательскую, проектную, гражданско-патриотическую, культурно-массовую, природоохранительную, добротвор-ческую); обеспечивающего моральный выбор, развивающего личностные качества;
- осуществлении индивидуального и дифференцированного подходов к старшеклассникам в процессе поэтапного формирования духовно-нравственных качеств, стимулирования их самовоспитания и самопознания окружающего мира. При этом деятельность педагога опирается на принципы гуманизма, ценностной ориентации, диалогизма, морального выбора, рефлексивной направленности, обеспечение связи учреждения дополнительного образования со школами, внешкольной средой, учреждениями культуры.
3. Критериями оценки результативности духовно-нравственного воспитания являются нравственные чувства (эмоциональный критерий), нравственное сознание (интеллектуальный критерий), нравственное поведение (мотивационный критерий).
Структура и основное содержание диссертации:
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии 268 наименований, в том числе 10 на иностранном языке, 12 таблиц, 2 рисунка, 2 схемы, 3 гистограммы, приложения.
Сущность и содержание понятия «духовно-нравственное воспитание старшеклассников»
Приступая к исследованию, для определения цели, задач и содержания духовно-нравственного воспитания старшеклассников мы решили рассмотреть сущность понятий «духовность», «нравственность личности».
Разработка проблемы личности связана с именами А.Ф. Лазурского, Г. Олпорта, Р. Кетлера, 3. Фрейда, А. Маслоу, К. Роджерса, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, А.Г. Ковалева, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна и др. Понятие «личность» - одно из центральных в отечественной психологии, а в связи с гуманизацией учебно-воспитательного процесса становится активно используемой категорией и в педагогике. Существуют различные теории развития личности и их классификации, знание которых помогает педагогу легче ориентироваться в особенностях своих воспитанников. С психологической точки зрения личность - это человек, достигший достаточно высокого уровня своего психического развития, способный изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами и сознательно управлять самим собой и своими поступками.
Главное для самоопределившейся личности - определение себя относительно целей и ценностей с учетом требований группы, коллектива, общества, определение своих возможностей, наличия физических, характерологических, духовно-нравственных качеств, условий среды и активной сознательной деятельности для их реализации.
Словарь русского языка в четырех томах (1985 г.) объясняет духовность, как интеллектуальную природу, сущность человека, противопоставляемую его физической, телесной сущности. При этом к духовному относится все, что связано как с внутренним, нравственным миром человека, так и то, что связано с религией.
Словарь русского языка СИ. Ожегова (1990 г.) духовность рассматривает как свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
В психологическом словаре «духовность» обозначает индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать «для других». Под духовностью преимущественно подразумевается первая из этих потребностей, под душевностью - вторая. Душевность характеризуется добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе. С категорией духовности соотносятся потребность познания - мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен в той мере, в какой задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ.
В понятие «духовность» Н.А. Бердяев, B.C. Соловьев, Д.Н. Лихачев, Л.Н. Толстой, И.А. Ильин включают аспекты - философский, культурологический, психологический, педагогический, лингвистический и т.п. Суть их педагогических идей обращена к духовности человека, его нравственному, творческому началу, интегрирующему все слои бытия личности. Для анализа содержания сложного понятия «духовность» мы тоже выделили следующие аспекты: философский, культурологический, психологический, педагогический, лингвистический, богословский. Духовность в философском понимании это: вечное движение мысли, поиск смысла жизни, общечеловеческий принцип существования человеческого, признаками которого являются - истина, добро, красота, сферой воплощения духовности является творчество человека. Духовность включает в себя три начала: познавательное, нравственное и эстетическое. В своем триединстве они образуют ценностную иерархию -«вертикаль», разделяющую возвышенное, сакральное и низменное, «добро» и «зло» (М.М. Бахтин), опираясь на которую человек обретает высший смысл жизни, гармонию, согласие с собой и миром, «цельную жизнь» (B.C. Соловьев). Чувства есть одна фундаментальных основ духовности, основ обладающих характеристиками связи, объединения, синтеза. Они объединяют прошлое и будущее, отрицающее друг друга состояния, позиции, стадии, фундаментальное начало: природное и общественное, духовное и материальное, позитивное и негативное. В культурологическом понимании духовности ее индикатором выступает внутренний мир человека; признаками духовности являются человечность, гуманность, одухотворенность, сферой воплощения - ноосфера Вернадского, биосфера. Психологическое понимание духовности предполагает индивидуальную потребность как фундаментальное качество человека, позитивное свойство всего человеческого рода, гармоническое сочетание эмоциональных и интеллектуальных начал; признаками выступают - познание мира, себя, смысла жизни, желание блага; религиозная и светская сферы являются ее воплощением; функции проявления духовности заключаются в поднятии ее до уровня общественного сознания, в преодолении бездуховности, механизмами проявления духовности являются - воспитание, усилие самой личности. Исследуя истоки духовности, академик П.В. Симонов идет в анализе души от поступков человеческих, как ее проявлений к инициирующим их потребностям и эмоциям. Вскрывая психофизические корни человеческого поведения, П.В. Симонов показывает предысторию бытия человеческой души и духовности. Это - потребность в информации, как базовая характеристика всех живых систем, подражание и игра, механизм сочувствия и истоки альтруизма. Автор новаторского исследования показал процесс осознания духовности личностью и человечеством, а затем проявление духовности в искусстве, литературе и философии культуры. В итоге была создана основа для рационального понимания сложнейшего феномена мировой культуры. Рациональное понимание духовности связывает ее со сферой высших потребностей познания и альтруизма. Высшие проявления этой сферы человеческой жизни - интеллектуальные, эстетические и нравственные эмоции. Считая духовность сугубо человеческим феноменом, П.В. Симонов связывает его не только с проявлением сознания, но и с его общественным осознанием. Индикатором педагогического понимания духовности выступает специфически человеческое свойство; признаками - воплощение в человеческой личности нравственного закона, состояние внутреннего мира человека, его самосознание.
Модель процесса духовно-нравственного воспитания старшеклассников в учреждениях дополнительного образования
Полученные данные подтвердили, что у педагогов учреждений дополнительного образования отсутствует достаточный опыт духовно-нравственного воспитания учащихся в использовании этического и эстетического потенциала христианской морали, духовных ценностей православия. Задачи духовно-нравственного воспитания они решают исходя из собственных знаний и опыта, 45,2%) педагогов УДО недостаточно уделяют времени на самообразование, духовно-нравственное саморазвитие и самосовершенствование. Большинство педагогов (43,7%) недостаточно знают инновационные педагогические технологии по духовно-нравственному воспитанию учащихся и не используют их в учебно-воспитательном процессе, многие испытывают затруднения в создании условий для эффективного формирования духовно-нравственных качеств учащихся.
Следует обратить внимание, что 59, 1% педагогов недостаточно знакомы со специальной литературой в сфере духовно-нравственного воспитания, особенно с трудами православных педагогов, религиозных философов, богословов, затрудняются в расшифровке основных понятий духовно-нравственной культуры и теоретических основах этических знаний (59,1%).
Слабым звеном в их подготовке является недостаточное умение проводить диагностику уровня воспитанности учащихся и планировать педагогический процесс по повышению эффективности формирования духовно-нравственных качеств учащихся (46,9%). Причина разрыва между этическими знаниями и нравственным поступком старшеклассника кроется в недостаточном умении педагога выстроить систему передачи этических знаний и обеспечить связь этих знаний с личным духовно-нравственным опытом старшеклассника.
Полученные данные свидетельствуют о недостаточном уровне готовности педагогов к процессу формирования духовно-нравственных качеств старшеклассников. Педагоги испытывают: - затруднения в выборе четких целей и задач воспитательного процесса. Не ведется анализ состояния уровня сформированности духовно-нравственных качеств учащихся с целью корректировки планов воспитательной работы; - слабо используют межпредметные связи для формирования целостного мышления, более глубокого понимания причинно-следственных связей окружающего мира; - недостаточно используют в процессе воспитательной работы синер-гетические принципы саморазвития личности; - затруднения с выбором активных методов формирования духовно-нравственных качеств старшеклассников, в том числе конкретных ситуаций нравственного выбора, оценки действий и поступков с точки зрения морали, недостаточно используют ситуативные задачи и ролевые игры, несущие представления о традициях духовной культуры Отечества; - недостаточную связь между педагогами различных специальностей ЦДО, трудности с посещением учреждений культуры, проведением познавательных и развивающих мероприятий за пределами Центра, не состыковки в планах воспитательной работы педагогов с единым планом воспитательной работы учреждения. Главным критерием эффективной работы Центра дополнительного образования мы считаем всестороннее развитие личности воспитанников, их нравственной и социальной устойчивости. Очень важно формировать у учащихся целостное мировоззрение, единство гражданского сознания и поведения. Преодоление педагогических ошибок требует от педагогов активных действий, объективного анализа своей работы со старшеклассниками, совершенствования педагогического мастерства, профессионально-педагогической культуры. На основе полученных в ходе исследования данных мы выделили репродуктивный, технологический и творческий уровни готовности педагогов УДО к формированию духовно-нравственных качеств учащихся. Репродуктивный уровень характеризуется низким уровнем этических знаний, недостаточным владением методикой формирования духовных и нравственных качеств старших школьников. Педагоги данного уровня пассивны в работе по духовно-нравственному воспитанию, у них нет четкости в планировании учебно-воспитательной работы, отсутствует самоанализ своей деятельности, к своей работе они относятся формально. К этому уровню готовности нами отнесены 27% опрошенных педагогов. Технологический уровень. Педагоги данной группы владеет достаточными теоретическими, психолого-педагогическими, дидактическими коммуникативными, интегральными знаниями и умениями организации учебно-воспитательного процесса и личностно-ориентированного подхода к старшеклассникам в процессе духовно-нравственного воспитания. Они добросовестно относятся к своим обязанностям, но в силу недостаточно глубоких знаний по этике, эстетике, православной педагогики, культурологи, духовно-нравственных проблем современности не всегда в должной мере используют свои учебные дисциплины в целях формирования духовно-нравственных качеств учащихся. Этот уровень готовности характерен для 52,1% педагогов УДО. Творческий уровень готовности педагогов отличается высоким уровнем сформированности теоретических и методических знаний и умений в организации процесса формирования духовно-нравственных качеств у старшеклассников. Педагоги данной группы хорошо владеют современным технологиями обучения и воспитания, знают передовой педагогический опыт и творчески используют его в своей практике. Педагоги этой группы обладают хорошими организаторскими, прикладными, коммуникативными, творческими способностями, успешно ведут индивидуальную работу с учащимися и их родителями. Эти педагоги профессионально планируют учебно-воспитательный процесс, создают необходимые условия для саморазвития и самовоспитания старшеклассников. К этой группе нами отнесены (17,5%) педагогов системы дополнительного образования. Полученные данные реально отражают состояние исследуемой нами проблемы и подтверждают наличие противоречий между возрастающими требованиями общества к духовно-нравственному воспитанию учащихся, к формированию у подрастающего поколения необходимых морально-этических, духовно-нравственных качеств и уровнем знаний педагогов УДО о педагогических условиях эффективной деятельности по духовно-нравственному воспитанию старшеклассников в педагогическом процессе. Это позволило нам разработать модель системы формирования духовно-нравственных качеств старшеклассников.
Организация и ход опытно-экспериментальной работы по духовно-нравственному воспитанию старшеклассников в Центре дополнительного образования
Согласно плану исследования, первая задача была направлена на выявление уровня воспитанности старшеклассников ЦДО, по разработанной нами методике (см. таблицу 3). В диагностической программе представлен основной комплекс духовно-нравственных качеств личности старшеклассников: - отношение к ценностям духовной и материальной культуры, к морали, культуре православия, стремление к ценностям духовной культуры; - отношение к отечеству, «малой родине», к обществу, к природе (гражданственность, патриотизм, экологическая культура); - отношение к ценностям духовной и материальной культуры народа (забота о сохранении памятников культуры, бережное отношение к обычаям, обрядам, традициям русского и чувашского народов); - отношение к труду (трудолюбие, стремление к участию в «трудах на благо», стремление к помощи и поддержке, эмпатия); - отношение к людям (уважение личного достоинства человека как образа и подобия Божьего, соборность, доброжелательность, благотворительность); - отношение к себе (скромность, добропорядочность, ответственность, совестливость, нетерпимость к нарушениям норм морали и права, стремление к самосовершенствованию); - отношение к традициям православной культуры (высшие ценности Истина - Добро - Красота, стремление к постижению этики Любви и милосердия). Нами вычленены проявления разных уровней сформированности названных качеств. Эти признаки раскрывают соотношения регуляции и саморегуляции, степень самостоятельности старшеклассников, их позицию в деятельности и общении, т.е. указывают на процесс формирования духовно-нравственных качеств. Нравственная состоятельность выражается в умении ставить себе цели и задачи, принимать решения и делать сознательный выбор способов деятельности и поступков. Саморегуляция означает тенденцию к осуществлению поведения на основе нравственных норм и принципов, моральных убеждений, духовных потребностей.
Такой подход к изучению и анализу воспитанности духовно-нравственных качеств личности мы определили как комплексно-возрастной. Он предполагает вычленение основного комплекса духовно-нравственных качеств и социально значимых свойств личности, учет возрастных особенностей и возможностей».
Данная диагностическая программа нами использовалась для проектирования и коррекции учебно-воспитательной работы. Признаки разных уровней воспитанности качеств стали «ключом» для распознавания и характеристики различных степеней воспитанности старшеклассников. С учетом этого нами были выделены четыре уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся: низкий, средний, высокий, высший. Низкий уровень характеризует нравственную невоспитанность: отрицательный опыт поведения и взаимодействия с окружающим, с трудом поддающиеся педагогическому воздействию; не развиты самоорганизация и саморегуляция, отсутствуют духовные потребности, выделенные отношения не развиты. Средний уровень воспитанности характеризуется слабым проявлением духовно-нравственных качеств. Нравственное поведение регулируется в основном требованиями педагогов и родителей и другими внешними стимулами, самоорганизация и саморегуляция ситуативны, духовные потребности и выделенные отношения развиты недостаточно. Для высокого уровня духовно-нравственной воспитанности свойственны: устойчивое нравственное поведение, постепенное формирование духовно-нравственных качеств личности, наличие саморегуляции и самоорганизации, стремления к самовоспитанию, нравственная позиция в условиях морального выбора, наличие духовных потребностей. Показателем высшего уровня воспитанности является положительный духовный опыт деятельности и общения с окружающими, наличие развитых духовно-нравственных качеств личности, стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию, развитые духовные потребности, активная нравственная позиция, стремление творить добро. В процессе опытно-экспериментальной работы нами обследовано 128 учащихся гуманитарного отделения ЦЦО. Анализ результатов обследования показал, что на первом году обучения к низшему уровню воспитанности бы ли отнесены 8 % учащихся, к среднему уровню 63 %, к высоко му уровню 26 %, к высшему уровню 3 %. В качестве примера приводим сводные листы данных об уровне воспитанности одной из экспериментальных групп учащихся гуманитарного отделения - I года (9 кл.) в ЦЦО. Оценивая проявления уровней воспитанности учащихся педагогического класса мы использовали пятибалльную шкалу оценок: - низший уровень - 2, средний уровень - 3, высокий уровень - 4, -высший уровень - 5. Сводный лист данных изучения уровня воспитанности одной из экспериментальных групп учащихся гуманитарного отделения Центра дополнительного образования г. Чебоксары - I год обучения (9 кл.) 1998-1999 учебный год представлена в таблице 5. Аналогичные данные были характерны и для других групп, в том числе и контрольных групп учащихся. В нашем опыте диагностика была связана с управлением учебно-воспитательного процесса. Функция педагога состояла в том, чтобы своевременно получить соответствующую информацию о протекании процесса духовно-нравственного воспитания для дополнительного управляющего воздействия, включать учащихся в духовно-нравственное самовоспитание и самообразование. В опытной работе большое внимание уделяли планированию учебно-воспитательного процесса, разработке содержания и технологий духовно-нравственного воспитания старшеклассников.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Работы ребят - это осознание того, каким культурным наследием они владеют и желание сберечь, сохранить это богатство для следующих поколений. «Истинная красота всегда возвышает, облагораживает, просветляет человеческую душу и ставит перед ней идеалы правды и добра», - пишет игумен Филарет (Вознесенский) [218, 29].
Злой ум и холодное сердце способны только разрушать, созидать может лишь личность, воспитанная на идеалах добра и красоты. Только красота может сберечь душу от очерствления, воспитать сердце, способное к любви и добру - «через прекрасное к доброму». Стремление постигнуть законы красоты - это деятельное отношение к искусству во всех его проявлениях. Умение видеть и чувствовать красоту вокруг себя старшеклассники ЦДО Московского района города Чебоксары учатся в рамках программы курса «Основы духовно-нравственной культуры». Этому способствуют и регулярные встречи с искусством в залах Художественного музея (ЧГХМ). На наш взгляд, именно искусство содержит в себе нечто значительное, что выводит человека на большие духовные высоты. И.А. Ильин считал, что поскольку в искусстве заключены родовые черты человечества, то оно возвращает человеку дыхание вечности, космическую гармонию. Духовность находит наиболее яркое свое проявление в искусстве и творчестве. Знакомство с постоянными экспозициями художественного музея и галереи, регулярное посещение вернисажей стали для учащихся гуманитарного отделения органичной частью учебно-воспитательного процесса. Уникальные возможности искусства, активизация эстетического подхода к процессу воспитания служат прекрасным интеграционным полем для развития межпредметных связей, повышают уровень эстетического сознания ребят. Особую ценность здесь представляют встречи с авторами - профессиональными художниками и мастерами кисти.
Удивительное творческое содружество сложилось у старшеклассников педагогического класса и будущих дизайнеров с заслуженным художником Чувашии - А.П. Рыбкиным. Наш земляк - уроженец Мариинско-Посадского района, закончил академию художеств имени И. Репина в Санкт-Петербурге и стал признанным мастером живописи в городе на Неве. Выставки художника проходили в Гаване и Париже, на Чукотке и в Индии, но не забывает он и родную Чувашию. На персональных выставках в Художественном музее познакомились и подружились старшеклассники ЦДО с этим талантливым человеком. Произведения Анатолия Петровича наполнены любовью к окружающему миру, полны света и лиризма. Музами художника стали такие высокие чувства, как Сострадание, Любовь и Память. Общение с Рыбкиным, его мысли, философия жизни явились настоящим откровением для ребят. Такие встречи оставляют яркий свет в душе, рождают стремление к творчеству, саморазвитию, преображают. Ученые называют такой синергетический эффект взаимного обогащения: «2+2=5».
«Культура не бурьян и растет лишь в духовно возделанных садах»,- говорил духовный наставник многих поколений россиян Николай Рерих.
Стремление ребят прикоснуться к прекрасному, осмыслить то, что хотели сказать в своих произведениях мастера кисти, почувствовать сложный мир искусства - все это нашло отражение в исследовательских работах и творческих сочинениях. Здесь и размышление об особом мироощущении «живоносных симфониях» А.П. Рыбкина, и сопоставление широты души народной с просторами матушки-Волги в произведениях Е.М. Белоусова, все творчество которого посвящено любимому городу Чебоксары. Здесь и стремление вглядеться и лучше понять современников в галереи женских образов Р.Ф. Терюкаловой, увидеть красоту простого полевого цветка в акварелях А.А. Ефейкиной.
Умение увидеть красоту, испытать «души высокие порывы» - это единение лучших эстетических и нравственных чувств и формирует духовно-нравственную культуру молодого человека. Только личность, постигающая культуру, стремящаяся к высшим ценностям, к самосовершенствованию, достойна представлять человечество в XXI веке.
«Соединение красоты с истиной есть целостное преображение, просветление жизни... красота же разорвавшаяся с истиной и добром, начинает разлагаться и, в конце концов, превращается в уродство» [31, 330]. Духовному уродству способна противостоять личность, живущая по законам Истины, Добра и Красоты.
Знакомство с жизнью и творчеством «столпов российской культуры -прекрасны пример для саморазвития. Но немало достойных внимания творческих личностей и в непосредственной близости от нас. Узнать о них, понять, какой вклад они внесли в культуру своей «малой родины» - вот еще одна возможность постижения красоты человеческой души. Особенно ценно, когда делается открытие личности, которая была незаслуженно отодвинута в тень жизненными обстоятельствами. Таким открытием учащихся нашего Центра стал живописец Иван Васильевич Дмитриев, человек трагической судьбы, который испытал нужду и гонения 30-х годов XX века, долго создавал свои полотна в безвестности, но не потерял силы духа и сохранил трепетную любовь к чувашскому краю, родному народу, открытие мастера помог ребятам сделать главный хранитель ЧГХМ - Георгий Геннадьевич Исаев, трудами которого вернулась на Родину большая часть произведений Ивана Дмитриева. Г. Исаев собрал и опубликовал сохранившиеся воспоминания, стихи и прозу нашего талантливого земляка, друга семьи И.Я. Яковлева. «Чувашский Ван-Гог» говорят о художнике искусствоведы. Картины Ивана Дмитриева удостоены чести находиться в собрании музея Современного искусства в Москве, ими восхищаются в России и за рубежом. Сейчас возможность любоваться буйством красок и постигать «философию духовной родины» имеют и чебоксарцы. Знакомство с жизнью и творчеством этой уникальной личности позволило ребятам увидеть в судьбе сына чувашского народа трагическую историю нашей страны в XX веке, испытать чувство гордости, что, несмотря на все трудности и невзгоды, Иван Васильевич сохранил свою индивидуальность, не растерял жизнелюбия, совершил поистине подвиг трудолюбия, создавая полотна, которые по достоинству были оценены лишь в конце его многотрудной жизни. Сейчас художник Иван Дмитриев стоит в одном ряду с известными российскими мастерами кисти. Исследования жизни и творчества этого уникального живописца и поэта позволило учащимся гуманитарного отделения не только приобщиться к высокому искусству, познать безграничные возможности силы духа человеческого, но и внести свою лепту в открытие имени И.В. Дмитриева молодому поколению чебоксарцев. Таким образом, творческие работы ребят дали им возможность открыть для себя и своих сверстников имена людей, чей вклад в культуру Чувашии и России трудно переоценить.