Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Диалог культур в профессиональном становлении личности учителя Орешкина, Людмила Ивановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Орешкина, Людмила Ивановна. Диалог культур в профессиональном становлении личности учителя : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Моск. пед. ун-т.- Москва, 1996.- 17 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-2/3061-9

Введение к работе

__ АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ^ Кризис, охвативший экономическую и духовную сферы жизни нашего общества, привел к дисгармонии и разобщенности познания, нравственности и культуры, что прежде всего прети воречит целостному, гармоническому развитию личности.В этой социальной реальности с особой остротой встает проблема становления личности учителя, призванного гармонизировать отношения растущего человека и меняющейся действительности,обратить к интересам развивающейся личности общечеловеческие ценности, достижения мировой культуры.

Не случайно современные исследователи все чаще и чаще обращаются к идеям М. М. Бахтина, имеющим теоретико-методологическое значение для педагогики как особой области гуманитарного знания, несущей социальную ответственность за нравственное становление личности. Концепция диалога культур,выдвинутая М. М. Бахтиным, нашла практическое выражение в авторских программах Г.Н.Кудиной,СЮ.Курганова, 3.Н.Нов-лянской, Л. Е. Стрельцовой, Н.Д.Тамарченко, и д. р. В последнее время появился ряд исследований, посвященных подготовке студентов к педагогическому диалогу (3.Ф.Абросимова, 0. В. Бочкарева, Н.А.Позднякова, Л. 0. Романова, Г. Г. Столяров, И. В. Шапыгина и др. ).

Философское осмысление диалога содержится в трудах В.С.Библера, М.С.Глазмана, А.Ф.Еремеева, М. С. Кагана, Б.В.Орлова, Л. Н. Столовнча и др. Многие проблемы психологии личности, связанные с проблемами диалога, рассматривают И. В. Баева, И. И. Васильєва, В.А.Петровский, Л.А.Петровская, А.С.Спиваковская, М.М.Рыбакова, Л.А. Радзиховский и др. Диалогические явления с позиций рефлексивного подхода исследованы А.А.Бодалевым, Г.А.Ковалевым, В.А.Кан-Каликом, А.А.Леонтьевым, А.В.Мудриком.

Диалогическое сознание как отражение системного видения целостного педагогического процесса проанализировано в работах Ю.П. Азарооа, Ю.К. Бабанского, Е. П.Белозерцева, И. Г. Безуглова, А.А.Вербицкого, В. И. Загвязинского, В.С.Ильина, В. В. Краевского, Ю. Н. Кулюткина, Н.В.Кузьминой, Б.Т.Лихачева, А.И.Мищенко, А.В.Мудрика, В. А.Сластени-на, Ю.П.Сокольникова, Г.С.Сухобсксй, В.Э.Тамарина, Д.С.Яковлевой. Фе-

номен диалога активно освещается и разрабатывается в связи с исследованиями процессов самосознания личности в работах Р.Бернса, И. С.Кона, В.В.Сталина, А.И.Шутенко, В. Н. Розина.Поиск и нахождение путей разрешения противоречия между приоритетом личностного начала в подготовке учителя и функционально-нормативной моделью ее исследования составляет одно из важнейших направлений комплексной целевой программы, разрабатываемой на факультете педагогики и психологии МПГУ им. В.И.Ленина, которая предусматривает многовариантность irqqroa»-киспециалиста на основе фундаментализации, интеграции содержания, культурологического и аксиологического подхода.

В современной дидаскологии сложилась ситуация, адекватная восприятию идей диалога культур, однако большинство исследователей основное внимание обращают на диалогическое общение, не раскрывая его взаимосвязи с диалогом культур, составляющим методологический фундамент культуры учителя. В научной литературе почти не затрагиваются вопросы, связанные с процессом введения студентов педагогического вуза в логику большого диалога, с выявлением диалектической взаимосвязи диалога культур и внутреннего диалога , с поиском критериев отбора научных и художественно-педагогических текстов, а также путей усвоения будущим учителем диалоговых понятий.

Анализ теоретических разработок показывает,что в них не нашли должного отражения противоречия, характерные для диалогового подхода к проблеме становления личности педагога. Как было выявлено в ходе нашего исследования, к числу наиболее существенных из этих противоречий относятся противоречия между.

потребностью в учителях, сочетающих теоретико-методологические и профессионально-предметные знания на основе диалога культур, и слабой ориентацией будущих педагогов на реализацию диалогового подхода в работе с детьми;

сложившимися представлениями о педагогической деятельности как взаимодействии учителя и ученика без учета отношений каждого из них с изучаемой культурой;

гуманистической целью воспитания и содержанием, ограниченным

программами, учебниками, методическими указаниями и т.п;
потребностью в-педагогах креативного_.типа и.недостаточной те
оретической и общекультурной подготовкой в вузе;

- стремлением студентов к интеллектуальному росту, самореализа
ции, с одной стороны, и преобладанием массового характера подготов
ки, с другой.

Возросший интерес к истории и культуре обострил противоречия диалогически взаимосвязанных понятий: свободы - дисциплины, личности и коллектива, отцов и детей, субъекта - объекта, ответственности - вседозволенности, эгоизма - альтруизма, насилия - ненасилия и т.д.

Названные противоречия и недостаточная разработанность вопросов, связанных с ролью диалога культур в подготовке педагогических кадров, определили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом : при каких педагогических условиях диалог культур способствует успешному профессиональному становлению личности учителя '?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - личность будущего учителя в системе высшего педагогического образования.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - процесс профессиональнного становления личности^ учителя через овладение_,jииалогом культур.

Проблема, объект и предмет исследования определили следующие

ЗАДАЧИ:

раскрыть концептуальную роль диалога культур в формировании содержания высшего педагогического образования;

определить и экспериментально обосновать педагогические условия диалогического взаимодействия будущего учителя с текстами как явлением общечеловеческой и педагогической культуры и раскрыть их влияние на формирование методологической базы учителя;

разработать вариант содержания художественных, публицистических и других педагогически значимых текстов с целью дидактически обоснованного включения их в нормативные педагогические курсы:

В основу исследования положена гипотеза о том, что диалог куль-

тур становится фактором профессионального формирования личности учителя при условии, если содержание педагогического образования обогащается художественно-публицистическими текстами, отражающими взаимодействие культур.

Методологическую основу исследования составляют важнейшие философские положения о всеобщей связи явлений, о творческой и деятельной сущности человеческой личности, принципы социокультурной детерминации и субъектности деятельности, герменевтика как теория текстов, диалоговая концепция М. М. Бахтина.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений исследования использовался комплекс следующих методов: анализ философской, психолого-педагогической, художественной литературы, экстраполяция лингвистических и эстетико-литературоведческих подходов при анализе продуктов деятельности студентов, метод диалектического отрицания, профессиографические методы, моделирование, компетентное оценивание, диалогическое комментирование текстов, контент-анализ, самооценка, самопрезентация.

Основной опытно-экспериментальной базой исследования служил Мордовский государственный педагогический институт им.М.Е.Евсевьева. Исследованием, которые выполнялись в 1989 - 1996 г.г., было охвачено 320 студентов, преподавателей и учителей.

определено место диалога культур в процессе профессионального становления личности учителя;

показано, что диалог культур протекает как диалог сознаний, что диалоговая педагогическая ориентация будущего учителя в мире худо жественных и педагогически-значимых текстов существенно влияет на гуманистическую направленность личности учителя, продуктивно формирует психологическую готовность внутреннего

"я" к диалогу с "другим", готовность к вхождению в педагогическое сообщество с индивидуальным стилем педагогической деятельности.

ДОСТОВЕРНОСТЬ ПОЛУЧЕННЫХ НАУЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ обеспечивается:

- b -

методической обоснованностью и адекватностью исходных параметров исследования,_репрезентативностью объема - выборок,'"сравни"-""" местью опытных данных с массовой практикой.

содержащиеся в нем теоретические положения и выводы расширяют представления о реализации культурологического подхода в професио-нальнс-личностном развитии учителя;

разработанные по материалам исследования научно-методические рекомендации могут быть использованы и находят применение в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

НА ЗАЩИТУ выносятся следующие положения:

профессиональное становление личности учителя необходимо предполагает овладение диалогом культур;

овладение категориальный аппаратом диалога культур, диалогичес кое взаимодействие с текстами как явлениями общечеловеческой и педагогической культуры при целенаправленном и дидактически обоснованном включении их в содержание педагогическое) образования обусловливает мировоззренческую позицию будущего учителя, ценностные педагогические установки и ориентации, формирует видение педагогического явления в его становлении и развитии;

диалогизация несет в себе индивидуальные экспрессивно-эмоциональные сценки, проявляющиеся в методологической культуре учителя, в гуманно-личностных установках на "другого", в готовности к анализу педагогических фактов с позиций взаимосвязи культур и к работе по индивидуально авторским программам.

Основные теоретические положения и результаты исследования отражены в публикациях и докладах на педагогических чтениях в МШУ им. В.И.Ленина (1991-1995 г.г.), в МГПИ им.М.Е.Евсевьева (г.Саранск), в

Нижегородском государственном педагогическом университете. Результаты исследования внедрены в учебный процесс педагогического факультета МГПИ им.М. Е. Евсевьева, Зубово-Полянского педагогического училища Республики Мордовия, средней школы N 20 г. Саранска.

СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложений.

Во ВВЕДЕНИИ раскрываются актуальность и основные методологические характеристики исследования: проблема, цель, объект и предмет, задачи, гипотеза, методология и методы исследования, его научная новизна, теоретическое и практическое значение.

В ПЕРВОЙ ГЛАВЕ "Культурологический подход в системе общего и профессионального развития личности учителя" анализируется феноменология диалога культур, процесс становления диалогического способа познания в современном гуманистическом мышлении и педагогическом образовании. Проводится анализ литературыпо философии , психологии , лингвистике, педагогике как составляющих понятие диалога культур. Теоретический аспект исследований проблемы дополнен рассмотрением феномена диалога культур в целостном педагогическом процессе.

ВО ВТОРОЙ ГЛАВЕ "Опытно-экспериментальная работа по становлению личности учителя начальных классов на основе диалога культур" раскрываются этапы продвижения студентов в освоении понятий диалогического характера, даются характеристики уровней владения педагогическими явлениями и фактами на основе диалога культур от подражательно-репродуктивного до творческого , выявляющего индивидуально-личностную ориентацию студентов в педагогической деятельности.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ подводятся общие итоги, формируются основные выводы проведенного исследования.

ПРИЛОЖЕНИЯ иллюстрируют категориально-методический аппарат, демонстрируют результаты исследования, воплощенные в интегрированном спецкурсе " Диалог культур как методологическая основа преподавания гуманитарных дисциплин". Словарь-тезаурус содержит основные понятия, связанные с диалогом культур.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ содержит 255 наименований, из них 7 работ на
иностранных языках;

Похожие диссертации на Диалог культур в профессиональном становлении личности учителя