Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 Всемирная компьютерная сеть как пространство ценностного самоопределения студентов 27
1.1 Всемирная компьютерная сеть - характеристика нового времени и педагогический феномен 27
1.2 Аксиосфера интернета как пространство ценностного самоопределения студента вуза 45
1.3 Студент университета в аксиосфере интернета 66
Выводы по первой главе 97
Глава 2 Теоретико-методологические предпосылки исследования ценностного самоопределения студента в аксиосфере интернета 102
2.1 Теоретико-методологические предпосылки ценностного самоопределения личности 102
2.2 Ценностное самоопределение личности как социально-педагогическая проблема 117
2.3 Аксио-синергетический подход к изучению ценностного самоопределения личности студента в аксиосфере интернета 135
Выводы по второй главе 152
Глава 3 Теоретико-методологические основания ценностного самоопределения студента в аксиосфере интернета 157
3.1 Концепция ценностного самоопределения студента университета в аксиосфере интернета 157
3.2 Закономерности и принципы ценностного самоопределения в аксиосфере интернета 180
3.3 Механизмы ценностного самоопределения в аксиосфере интернета 200
3.4 Модель ценностного самоопределения личности студента в аксиосфере интернета 223
Выводы по третьей главе 244
Глава 4 Опыт реализации концепции ценностного самоопределения студента университета в аксиосфере интернета 253
4.1 Аксиологический профиль студента университета в аксиосфере интернета на основе синхронического и диахронического анализов 253
4.2 Реализация концепции ценностного самоопределения студента в аксиосфере интернета 278
4.3 Реализация концепции ценностного самоопределения студента в аксиосфере интернета: внеучебная деятельность 310
Выводы по четвёртой главе 333
Заключение
- Студент университета в аксиосфере интернета
- Ценностное самоопределение личности как социально-педагогическая проблема
- Закономерности и принципы ценностного самоопределения в аксиосфере интернета
- Реализация концепции ценностного самоопределения студента в аксиосфере интернета
Студент университета в аксиосфере интернета
При таком понимании аксиосферы интернета система ценностей выступает фундаментальным основанием поведения в интернете); - осуществлена классификация ценностей аксиосферы интернета {Инструментальные ценности - это ценности, обеспечивающие существование интернета не только как информационно-технического явления, но позволяющие ему быть притягательным, удобным в пользовании, функциональным, привлекающим большое количество пользователей. Ценности данной группы являются базовыми, потому что они обеспечивают успешность и качество протекающих в интернете процессов и выступают основанием для восхождения к ценностям более высокого уровня. Инструментальные ценности: гипертекстовая организация информации, виртуальная реальность; сетевая организация взаимодействия. Общезначимые ценности - это предельные, социально, экономически или тендерно нелокализуемые ценности, носящие надындивидуальный характер: информация, коммуникация, время, язык, образование, наука, игра, бизнес, досуг. Субъектные ценности - ценности, имеющие особое значение для становления гармоничной, гуманистичной личности, развития её субъектных качеств.
Данная группа ценностей обладает наибольшей значимостью в процессе ценностного самоопределения студента в аксиосфере интернета, поскольку способствует обретению смыслов жизни. Мы выделили следующие субъектные ценности: свобода, креативность, творчество, самоидентификация, самореализация, динамичность, инициативность, новаторство. Также нами выделены антиценности аксиосферы интернета риски самоопределения: троллинг, кибербуллинг, флейминг и т.д., они носят отрицательный характер и не обладают значимостью для образовательного процесса вуза, поэтому концепция и модель ценностного самоопределения студента в аксиосфере интернета была выстроена таким образом, чтобы студент ориентировался на положительные ценности); - обоснована педагогическая сущность ценностного самоопределения студента университета в аксиосфере интернета (это процесс взаимодействия студента, преподавателя и ценностей аксиосферы сети, направленный на удовлетворение возвышающихся потребностей студента, результатом которого становится его восхождение к ценностям интернета и классической культуры, приращение индивидуальной культуры, обретение смыслов жизни); обоснован методологический статус аксиологического и синергетического подходов в исследовании, где синергетический подход выступает процессуальной основой, а аксиологический - содержательной. Синтез подходов ориентирует на учёт естественного саморазвития личности студента и его ценностной системы, учёт внешнего воздействия со стороны университета, аксиосферы интернета и собственных тенденций развития студента, а также упрочивает понимание взаимосвязи аксиосфер традиционной культуры, интернета и студента вуза; - с учётом закона возвышения потребностей разработаны концептуальные основы ценностного самоопределения студента в аксиосфере интернета, которые способствуют профессионально-личностному развитию выпускника, синтезированные в концепции и модели ценностного самоопределения студента в аксиосфере интернета, базирующиеся на ведущей идее: аксиосфера интернета является уникальным, образовательно-значимым пространством ценностного самоопределения и самореализации студента, в котором возможен синтез ценностей традиционной и виртуальной культур.
Университет даёт студенту импульс к продуктивному самовыражению и самореализации в аксиосфере интернета, к обретению им смысла жизни. Поэтому благодаря университету аксиологический потенциал интернета превращается не только в образовательный ресурс, но и ресурс развития личности студента. В основании разработанной концепции и модели лежат аксиологический и синергетический подходы и совокупность принципов аксиологизации, информативности, коммуникативности, свободы и ответственности, критичности, креативности, проективности, обеспечивающих их реализацию; - выявлены закономерности процесса ценностного самоопределения студента в аксиосфере интернета (неравномерного, нелинейного, рекурсивного развития ценностной системы личности в аксиосфере интернета; взаимозависимости степени субъектности личности, её ценностной системы и характером деятельности в аксиосфере интернета; диалектической взаимосвязи автономности и устойчивости ценностной системы личности в аксиосфере интернета, развитие которых зависит от укреплённости ценностного сознания гуманистическими, субъектными ценностями); - разработана пространственно-временная модель процесса ценностного самоопределения студентов университета в аксиосфере интернета, которая базируется на взаимосвязи самоопределения в традиционной и виртуальной культуре: чем активнее и успешнее ценностное самоопределение в традиционной культуре, тем успешнее самоопределение в виртуальности. Важным является «погружение» становящейся личности в мир классической культуры, ценностей и смыслов, и только на основании уже сформировавшихся в этом пространстве ценностных ориентации и установок, необходимо осуществлять одновременное восхождение к общезначимым, субъектным ценностям аксиосферы интернета и к гуманистическим ценностям классической культуры); определены критерии эффективности процесса ценностного самоопределения студента в аксиосфере интернета (информационно познавательный, ценностно-смысловой, социально-деятельностный), показатели эффективности (активность, продуктивность, значимость), уровни (низкий, средний, высокий) и стадии данного процесса (адаптация, ориентация, субъективация); - определены и экспериментально проверены педагогические условия процесса ценностного самоопределения студента в аксиосфере интернета (взаимообусловленность ценностного самоопределения в пространстве традиционной и виртуальной культур; построение учебной и внеучебной деятельности на принципах свободы, ответственности и творчества; стимулирование вопросительного отношения к миру и творческого поиска ответов на вопросы в процессе взаимодействия «преподаватель-студент интернет»; использование коммуникативно-ценностных технологий и методов обучения; стимулирование конструктивного поведения студентов в сети: создание сайтов, участие в волонтёрских акциях с использованием интернета, посещение виртуальных музеев, театров, выставок, курсы интернет-обучения и развития вне рамок учебных планов). Механизмы ценностного самоопределения, а также отобранный комплекс педагогических принципов и условий адекватны характеру университетского образования, их совокупность относительно целостна, минимальна, но достаточна для решения задач ценностного самоопределения студента в аксиосфере интернета; - найден и обоснован адекватный предмету исследования комплекс диагностики и мониторинга эффективности процесса ценностного самоопределения студентов университета в аксиосфере интернета.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что данная работа способствует решению научной проблемы ценностного самоопределения студента университета в аксиосфере интернета, имеющей важное социокультурное значение, открывающей новое перспективное направление научно-педагогических исследований, связанных с изучением аксиологического потенциала интернета. Предлагаемая в исследовании концепция ценностного самоопределения студентов университета в аксиосфере интернета, синтезирующая в себе функции аксиологического и синергетического подходов и определяющая способ построения модели исследуемого процесса, обогащает педагогическую теорию, выводит на новый уровень исследования проблемы деятельности студентов в интернете.
Раскрытие генезиса, педагогической сущности аксиосферы интернета составляют основу научных представлений о новом социально-педагогическом феномене, расширяют контекст деятельности преподавателя, позволяют освоить новые взаимодействия в рамках отношений «преподаватель - студент -аксиосфера интернета».
Ценностное самоопределение личности как социально-педагогическая проблема
Таким образом, творчество и креативность являются культурообразующими факторами, сущностной характеристикой человека. Посредством интернета студент может проявлять творческие способности в диалоге с другими, за счёт создания виртуальной личности, в игре, в возможности научиться создавать творческие продукты, посещая он-лайн курсы и виртуальные семинары художников, писателей, режиссёров, актёров, журналистов и т.д., размещая продукты своего творчества на электронных выставках, специальных сайтах и в социальных сетях.
Логика нашего исследования диктовала необходимость рассмотрения возможных рисков в процессе ценностного самоопределения студента в аксиосфере интернета. В качестве одного из видов таких рисков мы считаем антиценности сети, описание которых представлено ниже.
Антиценности аксиосферы интернета Отсутствие «живого» социального взаимодействия в сети и его анонимность снимает не только психологические барьеры в общении, но и разрушает рамки и границы моральности и чести, открывая возможности для антисоциальных и антигуманных действий, поскольку автор противоправных действий чувствует безнаказанность и не видит жертву, что снимает ещё одну преграду на пути причинения вреда и боли. Зачастую инициаторы подобных действий не различают виртуальный образ и реальную личность, совершенно не задумываясь о том, что причиняют вред конкретному живому человеку, а не виртуальному персонажу.
Троллинг (от англ. trolling — блеснение, ловля рыбы на блесну) -размещение в интернете, в основном на дискуссионных площадках, чатах, форумах и в блогах сообщений, задевающих людей с целью спровоцировать взаимные оскорбления, конфликты. В отличие от троллинга, кибербуллинг гораздо серьёзнее и болезненнее воспринимается его жертвами. Кибербуллинг (cyber-bullying, от англ. bull - бык, с близкими по смыслу значениями -провоцировать, проявлять агрессию, травить, терроризировать) может также называться киберзапугиванием и вызывает серьёзные опасения. Он может принимать различные формы. Запугивание может вестись с использованием компьютерных сетей, электронной почты, смс рассылки на сотовые телефоны, соцсетей и данных, в них размещённых. С целью унижения, создания чувства дискомфорта, тревоги, по электронной почте могут рассылаться анонимные угрозы, оскорбления, унизительные высказывания.
Использование личной информации. Личная, порой интимная информация, полученная путём взлома частной переписки, может становиться предметом шантажа. Иногда такая конфиденциальная информация предаётся гласности, например, публикуются компрометирующие фотографии, видео, переписка, но может осуществляться и клевета. Оскорбительная и неправдивая информация может рассылаться целым списком, и жертвой может быть не только отдельная личность, но и целая группа людей (чаще всего подростков). Жертва тем самым может доводиться до нервного срыва, депрессии и других проблем психического характера.
Кибер-отчуждение (кибер-остракизм) начинается, когда человек исключается из определённой контактной группы в сети, такое исключение воспринимается как маленькая социальная смерть. Чем больше человек исключается из взаимодействия, тем больше падает его самооценка и тем хуже он себя чувствует. Онлайн-отчуждение возможно в любых типах сред, где используется защита паролем, формируется список «игнор-друзей» (тех, с кем не хочется общаться и кого игнорируют), список нежелательной почты.
Флейминг (с анг. flame - пламя)- обмен репликами и фразами, который начинается по вполне нейтральному поводу и переходит в бурное обсуждение того, что изначально является для дискуссионной площадки или чата второстепенным. Флеймы могут возникать спонтанно, но есть случаи сознательного провоцирования оппонентов. Как правило, такой конфликт возникает и развивается стремительно, участники быстро переходят на обсуждение личности друг друга и спор становится не только эмоциональным, но и грубым, априорно лишаясь конструктивности. Дополнительный дискомфорт жертва нападок испытывает оттого, что они проходят в публичных местах сети, на виду у десятков других пользователей. При определённых условиях, особенно когда травля специально организована 2-3 договорившимися участниками, флейм может перерасти в психологический террор. Киберпреследования могут осуществляться с использованием электронной почты, мессенджеров (например, ICQ), SMS и MMS рассылки, на форумах, в чатах, социальных сетях. Киберпреследователь может регулярно взламывать почту жертвы, менять пароли, размещать компрометирующие фотоколлажи в публичных местах сети и т.д. Причём злоумышленник может использовать в своих целях других, ни о чём не подозревающих пользователей, к примеру, на сайте знакомств размещаются данные кибержертвы, которая через короткое время начинает получать нежелательные звонки, смс и письма определённого содержания от большого количества разных людей, что не может не вызывать недоумения, раздражения и определённых проблем.
Наименее болезненным видом негативного кибервоздействия является создание «виртуального двойника» жертвы. Созданный «клон» играет роли в социальных сетях, на форумах, дискредитируя свой оригинал, выставляя его в неприглядном свете. Киберагрессор, создавая аккаунт с аналогичным никнеймом, может осуществлять от имени жертвы негативную коммуникацию, рассылая друзьям жертвы сообщения оскорбительного или провокационного характера.
Человек, подвергающийся незаконному кибервоздействию, находится в постоянном нервном напряжении, есть случаи впадения в депрессию и даже суицида. Для данного явления (самоубийство в результате киберагрессии) даже появился новый термин - буллицид.
Хеппислепинг (Happy Slapping — счастливое хлопанье, радостное избиение) — данное название закрепилось за реальными сценами насилия, снимаемыми на камеру, чаще всего телефона, которые потом выкладываются в интернете. Ролик может быть просмотрен и скачан огромным числом пользователей без согласия жертвы, что помимо физического и морального вреда от насилия, причиняет ещё большую психологическую травму. Заставляет задуматься не только то, что данные случаи происходят всё чаще и чаще, но и то, что большое количество людей, снимая на камеру происходящее, не видят своей вины в преступлении (точнее, соучастия и попустительства), не пытаются пресечь насилие и убийства, не используют те же телефоны для вызова полиции и медицинской помощи.
Закономерности и принципы ценностного самоопределения в аксиосфере интернета
Ценностному самоопределению присуща целостность (когерентность) её компонентов. Когерентность означает, что каждый элемент функционирует и структурируется таким образом, как будто «информирован» о всей системе в целом. Поэтому анализ ценностного самоопределения в аксиосфере интернета возможен только при описании всех компонентов и их связей, взаимодействия, взаимообогащения. Становление целого связано с видоизменением, деформацией частей (ибо они входят в иную среду, где действуют иные правила поведения), а, изменяя части, целое может пробудить новые необычные, ранее невиданные свойства какой-либо части или некоторых частей, может вызвать их бытие.
Механизмом выхода на пути эволюции является хаос. Хаос присущ всем саморазвивающимся системам и на более низком уровне определяет поведение системы на более высоком уровне. Он необходим, поскольку развитие неизбежно связано с разрушением имеющегося равновесия, структуры, выходом за пределы имеющейся системы и с созданием новой упорядоченности, т.е. это механизм выхода на один путей целого спектра развития. Важнейшей вытекающей из синергетики идеей является то, что для устойчивого, динамичного ценностного самоопределения необходима определённая доля хаоса, спонтанности развития и самоуправления, а также определённая доля внешнего управления, которые должны согласовываться друг с другом. Обе крайности - как бессистемные, хаотичные механизмы выбора и формирования ценностных ориентации, отбор студентом эффективных жизненных тактик, так и тотальное внешнее управление, полный контроль за поведением и деятельностью студента - неприемлемы.
Синергетические исследования убедительно показали, что развитие возможно только в открытых системах, которые постоянно обмениваются с внешней средой энергией, веществом, информацией. Переработка, интеграция различного рода информации ведёт к новым формам организации и упорядоченности, а недостаток и неполнота используемой информации приводят к гибели системы, приближают точки саморазрушения [46].
Вновь образующиеся подсистемы когерентны, т.е. содержат некоторую информацию о прошлых состояниях или о принадлежности к ранее существовавшей модели. Данный феномен обозначен понятием «память структуры». В исследовании закономерностей развития образования указанная посылка требует от субъектов самоорганизующейся системы обязательным условием исследования постоянного возвращения к её первоистокам, переоценивания и переосмысления результатов движения вперед, соотнесения их с первоначальным состоянием системы и, в зависимости от оценки результатов, вносить соответствующие коррективы в ход эволюционных процессов (оценочно-регулятивная деятельность) [46].
Важной характеристикой является нарастающая изменчивость (неустойчивость). Неустойчивость означает возможность развития. В неустойчивом состоянии ценностной системы содержится путь к устойчивости, а в устойчивости заложены возможности перехода её в неустойчивое состояние.
Источником ценностного самоопределения, источником развития является кризисность. Это состояние ценностной системы личности, при котором осмысляется неудовлетворительность наличного положения и необходимость смены целей и/или средств достижения целей. Кризис -источник хаоса, выявляет скрытые диспропорции и конфликты, способствует приближению точек бифуркации.
Открытые системы - системы, чьё развитие необратимо, т.е. важным является характеристика времени. Ценностное самоопределение - это объединение не жёстко установленных, фиксированных структур, а структур, обладающих разным «возрастом», находящихся на разных стадиях развития. Это соединение элементов «памяти», причём «разной глубины». Самоопределение невозможно «повернуть вспять».
Неопределённость (непредсказуемость) сценариев и результатов ценностного самоопределения. Неопределённость вытекает из нелинейности процесса самоопределения и связана с тем, что практически невозможно просчитать выбор системой пути своего развития и того, что будет достаточным для развития её по желаемой траектории. Предсказать, какая именно ситуация, встреча, информация окажется значимой для выбора и принятия ценностей, ценностного самоопределения, определения жизненных смыслов, невозможно. Поэтому результаты педагогического воздействия могут лишь предполагаться, но точный результат никогда заранее не известен.
Важным для педагогики является мысль о том, что в воздействии на систему важно не количество передаваемой ей энергии или информации, а определённое время, в которое оказывается малое воздействие, т.е. важна точность воздействия. Т.А. Ольховая подчёркивает, что малые, но правильно организованные резонансные воздействия чрезвычайно эффективны. Вероятностный характер реализации педагогических условий делает необходимым анализ многовариантных ситуаций ценностного самоопределения, поиска объяснений механизмов (вариантов) возникновения нового [259].
Качественное образование способствует созданию запланированных бифуркационных точек за счёт использования разноплановых задач, диалога людей разных культур, мировоззрений, научных школ. Поскольку равновесие системы может достигаться не только за счёт мобилизации её внутренних сил, автономно, но и за счёт внешнего воздействия, постольку для преподавателя будет актуальным максимально использовать эти состояния неравновесия для успешного образования и ценностного самоопределения студента.
Данные характеристики учитывались при выявлении закономерностей данного процесса, отборе педагогических принципов, определении ведущих механизмов ценностного самоопределения, выборе методов, приёмов педагогической работы.
Реализация концепции ценностного самоопределения студента в аксиосфере интернета
Планирование и контроль приводят личность в устойчивое, равновесное состояние, тогда как склонность к новаторству, экспериментам, свойственная молодым людям, толкает всю систему к неустойчивости, хаосу. Развитие - это прежде всего необратимое изменение, поэтому «слишком» устойчивая система к развитию неспособна, ибо она подавляет любые отклонения от своего гиперустойчивого состояния [124, с. 101-102]. Таким образом, неустойчивость выступает как фактор развития личности студента и как фактор ценностного самоопределения в аксиосфере интернета. - неустойчивость системы определяет множественность возможных траекторий её саморазвития. Выбор наиболее оптимального пути зависит от сочетания сильных и слабых аттракторов. Сильными аттракторами в аксиосфере интернета являются гуманистические, культурные ценности, реализованные в виде культурных, образовательных, научных, профессиональных сайтов, порталов и интернет-сред. Слабые аттракторы -вносимые из волонтёрского движения, досугового сегмента интернета смещения и изменения. Сильные и слабые аттракторы способствуют саморазвитию и самоорганизации ценностной системы студента, при этом их объединение ускоряет процесс эволюции. Если рассматривать сочетание сильных и слабых аттракторов в ценностно-смысловом аспекте, то они являются наполнением содержания базовых культурных ценностей, функционирующих в аксиосфере интернета - свободы, творчества, саморазвития, самореализации, новаторства, которые в условиях XXI века начинают обретать характер императивов индивидуального и общественного развития.
Таким образом, синергетический подход ориентирует на учёт естественного саморазвития личности студента и его ценностной системы, учёт внешнего воздействия со стороны университета, аксиосферы интернета и собственных тенденций развития студента, а также упрочивает понимание взаимосвязи аксиосфер традиционной культуры, интернета и студента вуза.
Исследовательская школа А.В. Кирьяковой создала традицию понимания закона возвышения потребностей применительно к ценностному самоопределению. Мы считаем, что закон возвышения потребностей позволяет наиболее адекватно понять суть ценностного самоопределения студента в аксиосфере интернета.
Его суть состоит в следующем: каждый человек изначально имеет потребность в удовлетворении потребностей. Из всех видов потребностей нас интересуют духовные, ибо их удовлетворение приводит сначала к самоактуализации, а затем к самореализации личности, в этом, собственно, и состоит предназначение человека. Однако по мере насыщения потребностей низшего уровня у человека появляются потребности более высокого уровня. Удовлетворение духовных потребностей сопровождается активным преобразованием мира.
Диалектика данного феномена заключается в том, что самоактуализация и самореализация являются одновременно и процессами, в которых происходит удовлетворение духовных потребностей, и высшими человеческими потребностями (А. Маслоу).
Отметим те особенности всеобщего диалектического закона возвышения потребностей, которые важны для понимания ценностного самоопределения: 1) закон не имеет силы обратного действия, т.е. личность, удовлетворившая некоторые духовные потребности, возвысившаяся до определённых ценностей, уже не может вернуться к доминированию в её сознании ценностей и ценностных ориентации более низкого порядка; 2) возвышение потребностей не имеет верхней границы, т.е. раз начавшись, потенциально этот процесс бесконечен. Таким образом удовлетворение духовных потребностей не имеет порога пресыщения, а следовательно, процесс ценностного самоопределения может не останавливаться; 3) возвышение потребностей меняет деятельностную позицию личности - человек, достигнув определённого уровня развития и удовлетворяя духовные потребности высшего порядка, не может не менять окружающую его среду и людей.
Действие закона возвышения потребностей личности в аксиосфере интернета имеет следующее воплощение: 1) студент, пройдя некоторые этапы процесса ценностного самоопределения и возвысившись до ценностей образования, саморазвития, свободы, креативности и т.д., становится принципиально другим человеком. Эти ценности и ценностные ориентации не только начинают доминировать в его сознании, но и не позволяют деградировать к антиценностям аксиосферы сети, пустому времяпровождению в её пространстве. 2) отсутствие верхней границы в процессе возвышения потребностей обуславливает рассмотрение ценностного самоопределения студента в аксиосфере интернета как процесса, который имеет начало, но не имеет окончания, он будет длиться до тех пор, пока человек взаимодействует с аксиосферой интернета. Эта принципиальная незавершённость обусловлена не столько большим количеством ценностей в аксиосфере интернета, сколько самой природой этих ценностей (творчество, свобода, самореализация феномены богатые и имеющее бесконечное множество воплощений). С другой стороны, ценностное самоопределение в аксиосфере интернета тесно связано с самоопределением в реальности, эти процессы взаимодополняясь, придают друг другу импульсы. С третьей стороны, и реальность, и виртуальность динамичны, в них постоянно происходят ценностные иррадиации, что не может не способствовать возникновению новых потребностей личности, появлению в её сознании новых ценностей и ориентации. 3) возвышение потребностей приводит к тому, что личность, удовлетворяя определённые духовные потребности достаточно высокого порядка, начинает активно трансформировать подпространства сети и влиять на других субъектов аксиосферы интернета.
Педагогическая интерпретация действия закона возвышения потребностей позволяет охарактеризовать сущность ценностного самоопределения студента в аксиосфере интернета как движение личности в аксиосфере сети, адекватное гуманистической парадигме образования, а функцию университета и преподавателя как сопровождение процесса восхождения студента к субъектным ценностям аксиосферы интернета. Таким образом университет способствует превращению потенциала интернета в образовательные и аксиологические ресурсы развития личности на основе возвышения потребностей.
Необходимой предпосылкой анализа специфики ценностного самоопределения современного молодого человека в аксиосфере интернета является выявление закономерностей развития ценностной системы личности. Нами выявлены следующие закономерности, неравномерного, нелинейного, рекурсивного развития ценностной системы личности в аксиосфере интернета; взаимозависимости степени субъектности личности, её ценностной системы и характером деятельности в аксиосфере интернета; диалектической взаимосвязи автономности и устойчивости ценностной системы личности в аксиосфере интернета, развитие которых зависит от укреплённости ценностного сознания гуманистическими, субъектными ценностями.
Педагогическая логика процесса ценностного самоопределения выстраивается в соответствии с ведущими ценностями аксиосферы интернета и на основе принципов аксиологизации деятельности студента в образовательном процессе и в аксиосфере интернета, информативности, коммуникативности, свободы и ответственности, критичности, креативности, проективности.
В качестве механизмов ценностного самоопределения студента в аксиосфере интернета нами определены выбор, креативность и коммуникация. Выбор, креативность и коммуникация обладают потенциалом, позволяющим использовать их как механизмы ценностного самоопределения студента в аксиосфере интернета. Напомним, что понятие «механизм» в словарях определяется как система, устройство, определяющее порядок определенного вида деятельности, как внутреннее строение, система чего-либо, устройство; совокупность состояний и процессов из которых состоит определенное явление. Следовательно, понимание механизма позволяет определить, каким образом и по каким причинам происходит определенное явление.