Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретико-методологический контекст гуманизации образования в области физической культуры 21
1.1. Гуманизация как социальное явление в педагогической науке и практике 21
1.2. Гуманизация образования в современной педагогической системе 41
1.3. Тенденции развития физической культуры в свете гуманизации образования 65
1.4. Существующие представления о возможности гуманизации образования в области физической культуры 86
Выводы 103
ГЛАВА 2. Организация и методы проведения опытно- эксперимеыталшой работы 109
2.1. Методы проведения опытно-экспериментальной работы 109
2.2. Организация опытно-экспериментальной работы 116
2.3.Методы оценки и обработки материалов опытно- экспериментального исследования 118
ГЛАВА 3 Артпедагогика в историческом аспекте гуманизации образования в области физической культуры 124
3.1. Гуманистическая сущность артпедагогики в физической культуре 124
3.2. Артпедагогические детерминанты физической культуры 133
3.3. Ранние формы артпедагогики в эволюции гуманизации образования 149
3.4. Артпедагогическая направленность физической культуры (с периода Средневековья до начала XX века) 170
3.5. Анализ школьных программ по физической культуре с учетом артпедагогической направленности 186
Выводы 211
ГЛАВА 4. Структурно-функциональная модель артпедагогической системы в области физической культуры 213
4.1. Модель артпедагогической системы в физической культуре 213
4.2. Артпедагогические средства гуманизации образования учащихся в области физической культуры 230
4.3. Формы и методы функционирования артпедагогической системы в образовании учащихся в области физической культуры 253
Выводы 265
ГЛАВА 5. Артпедагогическая технология гуманизации образования в области физической культуры 269
5.1. Сущностные характеристики артпедагогической технологии гуманизации образования учащихся 269
5.2. Особенности реализации экспериментальной артпедагогической технологии 279
5.3. Педагогическое воздействие экспериментальной артпедагогической технологии на гуманизацию образования учащихся в области физической культуры 313
Заключение 327
Выводы 333
Практические рекомендации 338
Библиография 341
Приложение 380
- Гуманизация как социальное явление в педагогической науке и практике
- Методы проведения опытно-экспериментальной работы
- Гуманистическая сущность артпедагогики в физической культуре
- Модель артпедагогической системы в физической культуре
Введение к работе
Актуальность исследования. Образовательная система России функционирует в сложных социально-экономических условиях, не отвечающих в достаточной степени требованиям развития социально, психофизически здорового и гуманного человека. Тенденция к утрате нравственных ориентиров, духовных и интеллектуальных ценностей откладывает отпечаток прежде всего на наиболее ранимую часть общества -детей и подростков.
Многочисленные социологические исследования подтверждают, что большинство молодых людей пессимистически воспринимают жизнь. Для них характерны нарастание тревожности, агрессивности, психического и эмоционального напряжения. У многих подростков наблюдается отсутствие познавательных потребностей и интересов, желания учиться и повышать свой интеллектуальный потенциал. Более того, современные школьные нагрузки часто уменьшают резервные возможности организма даже способных детей. Это ведет к переутомлению школьников, и как результат, к недомоганию и возникновению различного рода заболеваний. Официальная статистика свидетельствует о том, что 30-35 процентов детей, поступающих в школу, уже страдают хроническими заболеваниями, и за годы обучения количество больных детей не уменьшается, а значительно увеличивается в 4-5 раз (Б.И. Мишин, П.А. Рожков).
Такое состояние, по мнению исследователей В.Ф. Базарного, В.К.Бальсевича, М.Я. Виленского, В.Н. Ирхина, Ю.А. Копылова, Л.Б.Кофмана, Л.Д. Лебедевой, Л.И. Лубышевой, В.П. Лукьяненко, Г.Б.Мейксона, Б.И. Мишина, И.П. Подласого, Г.М. Соловьева, Н.Х.Хакуиова, Р.Х. Ярулина и др., не только результат влияния социально-экономических и экологических факторов, но и существующей образовательной практики школ, сориентированной в основном на информационно-объемную систему обучения учащихся и авторитарные механизмы управления учебно-воспитательным процессом.
Недостатком образования, подчеркивал ещё К.Д. Ушинский, является то, что учебные предметы в учебных планах существуют изолированно друг от друга и закладываются в сознание учащегося в виде разрозненной и несистематизированной информации.
В.П. Беспалько в этом же контексте отмечает, что в учебных планах общего среднего образования не существует такого стержня, вокруг которого могло бы отбираться, кристаллизироваться и систематизироваться содержание обучения различным предметам, трансформируясь в голове учащегося в виде обобщенного и осознанного опыта.
Закономерной реакцией педагогической науки на проблемы современной школы стал поиск путей обновления образовательной системы. В законе Российской федерации «Об образовании» (1992 г.) в качестве ведущего принципа, на котором основывается государственная политика в области образования, утверждаются «гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности». В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года также отмечено, что «школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности».
Первоочередная задача школы, отмечал В.А. Сухомлинский, заключается в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально полнокровного труда, «распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит, поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства».
В то же время драматический парадокс современной образовательной системы состоит в том, что, с одной стороны, наше общество нуждается в получении гармонически развитой, социально активной, интеллектуально
одаренной и творческой личности, а с другой стороны, не обеспечивается в достаточной степени надлежащих для этого условий.
Несмотря на то, что в современных законодательных документах главной целью учебной дисциплины «Физическая культура» утверждается формирование физической культуры личности, ныне действующая образовательная система строится на основе традиционного, императивного обучения, где её объект рассматривается через призму лишь узких специфических показателей физической и спортивно-технической подготовленности.
Согласно исследованиям М.Я. Виленского, Г.М. Соловьева, НХХакунова и др., физическая культура личности человека в свою структуру включает не только элементы физического совершенства, но и знания, интеллектуальные способности, мотивационно-ценностные ориентации, физкультурно-спортивную деятельность, а также социально-духовные ценности (по существу определяющие её как культуру).
В трудах исследователей, изучающих вопросы физической культуры в отечественной педагогике, отмечается, что одной из главных причин неэффективности физической культуры как учебной дисциплины является отсутствие творческого подхода в ее преподавании (В.К. Бальсевич, С.В.Барбашов, С.Н. Бегидова, В.В. Белинович, М.Я. Виленский, Л.Б.Кофман, В.Н. Ирхин, А.Ю. Козырева. В.Н. Курысь, Л.И. Лубышева, В.П.Лукьяненко, В.И. Лях, А.П. Матвеев, В.М. Минбулатов, В.А. Петьков, Л.Е. Савиных, Г.М. Соловьев, Н.Х. Хакунов, В.В, Черняев, B.C. Якимович, Ю.А. Янсон и др.), недооценка гуманистического потенциала физической культуры, интегрирующей интеллектуальные, духовные и физические начала в человеке (В.Ф. Балашова, B.C. Быков, И.М. Быховская, П.А. Виноградов, С.Волошин, Е.П. Воробьева, В.М. Выдрин, А.Ю. Ермаков, В.Н. Казанцев, Л.А. Казанцева, Ю.А. Копылов, Н.В. Кудрявцева, В.В. Кузин, В.ПЛюкевич, Г.Б. Мейксон, В.П. Моченов, В.В. Иаходкин,
Ю.М.Николаев, В.И. Олияр, Т.В. Петрова, И.В. Работай, Т.В. Скобликова, В.И. Столяров, В.Н. Шаулин и др.).
Возможным направлением выхода из сложившейся ситуации В.Ф.Балашова, В.В. Белорусова, Л. Былеева, М.В. Видякин, Э.И.Гусинский, И.Н.Решетень и др. считают внедрение в образовательный процесс междисциплинарного системного подхода. Предлагают ресурсы изобразительного и театрального искусства (Н.С. Боголюбов, Н. Ефименко и др.), хореографии (Н.А Белова, Г. Боброва, В.Н. Бойкова, Э.А. Кашкаева, Р.Н. Терехина и др.), литературы (М.М. Бахтин, Л.В. Богомолова, Е.В.Квятковский и др.), музыки (И. Абсолямова, Н.С. Боголюбов, М.Е.Бурцева, Р.А. Варшавская, Э. Гусинский, Е. Жгун, НИ. Иванов, Ю.Г.Коджаспиров, Г.А. Колодницкий, B.C. Кузнецов и др.), синтезированного искусства (Н.К.Карпова, Л.Г. Кожевникова, Г.А.Колодницкий, Е.В. Конорова, З.Л.Резуненко, Л.Г. Савенкова, Н.Ю.Шумакова и др.) в интересах эмоционального стимулирования, духовного, нравственного и физического обогащения личности.
На интеграцию физической культуры и искусства как способ осуществления гуманизации образовательного и воспитательного процессов указывают представители различных исторических эпох и поколений (Аристотель, Платон, Сократ, В.В. Белорусова, И.И. Бецкой, Н.М. Глушак, В.В. Гориневский, О.В. Козырева, П. Кубертен, П.Ф. Лесгафт, Я.Г. Мор, Н.И. Новиков, В.И. Самусенкова, М.Я. Сараф, В.И. Столяров, М. Тертыш, А.Шписс и др.).
К настоящему времени в педагогике и психологии накоплен достаточно большой научный потенциал, раскрывающий различные аспекты гуманизации образования, внедрения в образовательную систему инновационных педагогических технологий, направленных на стимулирование свободного творческого развития личности человека, становление его культуры, психосоматического благополучия, развития интеллекта и интереса к обучению (Ш.А. Амонашвили, М.Н.Берулава,
Е.В.Бондаревская, М.А. Вейт, К.В. Гавриловен,, О.С. Газман, Н.А. Гусева, З.И. Калмыкова, Л.Г. Кожевникова, В.М. Коротков, СВ. Куленич, И.Я.Лернер, М.А Молчанова, С.Д. Поляков, Н.Б. Ромаева, Л.И. Рувинский, В.А.Сластенин, И.П. Смольянинов, Л.П. Соколова, Е.Н. Щиянов, Т.В.Шуртакова и др.).
В то же время сегодня очевидно, что нынешнее состояние системы образования не учитывает возможность установления связи между предметами эстетического цикла и физической культурой, полноденного использования с этой целью интегрированных уроков и средств.
Все это подчеркивает, что в условиях активной трансформации отечественного социума необходимо обновление системы образования на основе синтеза рационального знания и художественного целостного постижения мира, разработка технологического подхода, гуманизирующего образование школьников в сфере физической культуры.
О.С. Булатова, М.В. Гузева, Т.А. Добровольская М.Л. Князева, Л.Н.Комиссарова, А.В. Крепица, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведева, Н.М.Назарова, Е.В.Таранова, Ю.С.Шевченко и др. обращают внимание на возможности внедрения артпедагогжки в учебный процесс специальных образовательных учреждений для оказания комплексного воздействия на личность и рассматривают артпедагогику как область научного знания, технологию, формирующуюся на стыке педагогики, искусства и арттерапии, где посредством специально созданного художественного образа и творческой деятельности человек преодолевает психофизические комплексы и нравственно развивается.
Наши исследования свидетельствуют о том, что существующая система преподавания физической культуры в средних общеобразовательных учреждениях не предполагает использование артпедагогики в образовательно-воспитательном процессе учащихся.
В целом анализ состояния вопроса по проблеме исследования позволил вскрыть ведущие противоречия между:
- объективно существующей потребностью общества в создании
образовательной системы, обеспечивающей становление
психосоматического благополучия человека и традиционно
функционирующей системой образования в области физической культуры,
не создающей в достаточной степени для достижения отмеченной цели
специальных организационных и психолого-педагогических условий;
- потенциальными возможностями артпедагогики гуманизации
образования в области физической культуры и бессистемностью,
эпизодичностью, элементаризмом ее использования в учебно-
воспитательном процессе;
имеющимися научно-практическими предпосылками внедрения в учебно-воспитательный процесс по физической культуре артпедагогики и отсутствием комплексных её обеспечивающих педагогических технологий;
потребностью внедрения артпедагогики в учебно-воспитательный процесс современной школы и отсутствием должной компетентности у специалистов.
Научная проблема, в рамках которой разрабатывалась тема
диссертационного исследования, заключается в теоретико-
методологическом, технологическом и организационном обеспечении гуманизации образования в области физической культуры с целенаправленным привлечением ценностей сферы современного искусства.
Целью исследования является теоретико-методологическое, технологическое, организационное обоснование и разработка артпедагогики как гуманистической системы образования в области физической кульуры.
Объект исследования: гуманизация образования учащихся в области физической культуры.
Предмет исследования: артпедагогика как гуманистическая система образования учащихся в области физической культуры.
Гипотеза исследования заключается в том, что гуманизация
образования в области физической культуры учащихся будет
осуществляться успешно, если:
обоснована и разработана артпедагогическая система, интегрирующая средства физической культуры и искусства;
- создана концептуальная модель внедрения артпедагогики в
образовательный процесс, включающая в себя ведущую идею, цель,
содержание, общие и технологические принципы формирования гуманной
личности;
учебно-воспитательная деятельность учащихся осуществляется по законам функционирования системы, взаимосвязи, взаимообусловленности и преемственности основных структурных элементов - физической культуры и искусства;
содержание педагогической технологии определяется диагностично поставленной целью, компонентами качеств, основу которых составляют гуманистические социально-духовные ценности физической культуры личности школьника;
- образовательная деятельность учащихся строится с учетом
использования вариативной, индивидуальной, групповой дифференциации
деятельности учащихся на каждом этапе обучения;
создаются организационные и психолого-педагогические условия, обеспечивающие мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой компоненты гуманизации образования учащихся артпедагогической системой;
обеспечивается мотивационная поддержка каждой дидактической единицы учебного материала на основе внедрения артпедагогики в процесс формирования физической культуры учащихся, их действий и деятельности;
гуманизация образования в области физической культуры охватывает все образовательно-воспитательное пространство школы и воплощается
через атрпедагогическую технологию в определенную государственным образовательным стандартом и программой цель.
В соответствии с гипотезой исследования были определены задачи исследования.
Рассмотреть гуманизацию образования как социальное явление и определить теоретико-методологические основания её осуществления в сфере физической культуры.
Обосновать и разработать артпедагогическую систему гуманизации образования в области физической культуры.
Определить основные структурные, содержательные и критериальные характеристики гуманизации образования учащихся в области физической культуры, детерминирующие содержание артпедагогической технологии с диагностируемой и проверяемой целью.
Разработать педагогическую технологию гуманизации образования в области физической культуры на основе использования артпедагогики.
Экспериментально обосновать ведущие принципы, организационные и психолого-педагогические условия, определяющие артпедагогику как систему гуманизации образования учащихся в области физической культуры.
Определить эффективность влияния артпедагогики на гуманизацию образования в области физической культуры.
Методологическую основу исследования составили философские, педагогические теории и концепции о природе, сущности человеческой деятельности (Б.Г. Ананьев, Н.А. Бердяев, И.И. Бецкой, П.Ф. Каптерев, С.Л.Рубинштейн, А.Г. Спиркин и др.), о ее целесообразном и творческом характере (Д.Л, Андреев, М. Бюлер, Е.И. Игнатьев, А.А. Мелик-ГЛашаев, А.В. Морозов и др,), о взаимодействии логического и исторического при выявлении состояния и тенденций развития педагогических идей (Н.Н.Визитей, Л. Винничук, Е.П. Воробьева, Б.Р. Голощалов, Л.Кун), о
единстве духовного и телесного в структуре личности (И.М. Быховская, НХВессель, М.Я. Виленский, Ю.М Николаев, Г.М. Соловьев, В.И.Столяров, Л.Н. Сляднева, Н.Х. Хакунов и др.), о новой образовательной парадигме, основанной на гуманистических концепциях (Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Э.И. Котова, И.Я. Лернер, Е.Н. Шиянов и др.); идеи детерминизма и синергетики в развитии и саморазвитии личности ребенка (Л. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Маслоу, К.Роджерс и др.), ненасилия и толерантности (К.В Гавриловец, А.Ю. Ермаков, В.Н. Казанцев Л.И. Новикова, А.В. Мудрик и др.), художественно-образного познания мира и духовного развития личности средствами искусства (А.Л.Андреев, Н.С.Боголюбов, Н.К. Карпова, Н.Б. Крылова, Л.Д. Лебедева, Г.В. Плеханов, Ю.У.Фохт-Бабушкин) преемственности, системности в образовании и воспитании (В.П. Беспалько, В.Н. Волкова, А.А. Денисов, Э.И. Гусинский, М.Р. Кудаев, В.Н.Курысь, СВ. Молчанов и др.)
Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции отечественных и зарубежных ученых, педагогов, философов о сущности искусства в развитии личности (СВ. Асенин, А.Ф. Еремеев, К. Бюхер, Г.А.Колодницкий, B.C. Кузнецов, Э.А. Королева и др.), эстетической выразительности (Е.Ф. Губский, Ю. Борев, Э.А. Егорова, А. Френкин, Р.М.Чумичева, Т.В. Шуртакова и др.); эстетического воспитания (М.М.Бахтин, В.В. Белорусова, Н.К. Карпова, С.Н. Куракина, Л.П. Печко, З.Л.Резуненко, И.Н. Решетень, и др.); теории развитии личности (Г.С.Абрамова, Л.И. Божович, Р.С Немов, А.В. Петровский, Е.И. Рогов и др.); физиологии индивидуальных и возрастных различий (И.А. Арямов, С.И.Гальперин, К.М, Гуревич, А.А. Маркосян и др.); концепции гуманизации физического воспитания (Ю.М. Зотов, В.Н. Казанцев Н.В.Кудрявцева, О.В.Козырева, П.Ф. Лесгафт, B.C. Родиченко, В.И.Столяров и др.); теории физической культуры личности и технологии её формирования (В.К.Бальсевич, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, В.А. Петьков, Г.М.Соловьев и др.): концепции модернизации общего образования
(С.В.Барбашов, Л.Б. Кофман, В.В. Кузин, В.П. Лукьяненко,
В.М.Минбулатов, Л.Е. Савиных, B.C. Якимович, Р.Х. Ярулин и др.); теории
развития творческих способностей (СМ. Бегидова, Н.С. Боголюбов,
НХВересов, Е.И. Игнатьев, А.Ю. Козырева, Г.В, Лабунская, А.Н. Лук,
ММонтессори, Е.Л. Яковлева С. Taylor, Е. Bono, J. Guilford, Е. Torrance,
Г.Уоллес и др.); хореографии (Т.К. Барышникова, В.Н. Бойкова,
Л.А.Бондаренко, Т.К. Васильева, А.А. Климов, Н.П. Базарова, Л.Д. Блок, А.Я. Ваганова, В. Ванслов, С.Н. Куракина, Е.Н. Фокина, С.Г. Шипилова и др.); музыкально-ритмического воспитания (С. Меркель, И.А. Милехина, Т.Т. Ротерс, С.А. Руднева, В.Ю.Сосина, Э.М. Фиш и др.); художественного воспитания (К.Ауэр, Н.Н, Ростовцев, Л.Г. Савенкова, Г. И. Фриллииг, Б.П.Юсов и др.).
Методы исследования. В процессе проведения диссертационного исследования использовался комплекс методов:
- теоретические методы: теоретический анализ и синтез (историко-
генетический и сравнительно-исторический, ретроспективный анализ и др.),
обобщение опыта, абстрагирование и конкретизация;
- экспериментально-эмпирические методы; наблюдение (прямое,
косвенное, включенное, самонаблюдение), диагностирование (тестирование,
оценивание), интервьюирование, анкетирование, экспериментальные
(констатирующий, формирующий эксперименты);
статистические методы: количественная обработка
экспериментальных данных методами математической статистики.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 1995 по 2005 г.г. и включало три взаимосвязанных этапа
На первом этапе - поисковом (1995 - 1996 гг.), анализировалось состояние учебно-воспитательного процесса в области физической культуры в общем образовании, изучалось состояние разработанности проблемы исследования в философской, психолого-педагогической литературе, рассматривались основные тенденции и парадигмы гуманистической
педагогики. На основе полученной информации создавался банк данных, разрабатывались исходные теоретико-методологические позиции исследования.
На втором этапе - опытно-экспериментальном (1996 - 2002 гг.), анализировались детерминанты гуманизации образования в области физической культуры, конкретизировался исследовательский аппарат и методологическая база исследования; выявлялось значение артпедагогики как гуманистической системы образования учащихся в области физической культуры; осуществлялась апробация результатов диссертационной работы в учебном процессе общеобразовательных школ г, Ставрополя и Ставропольского края. На основе результатов исследования публиковались статьи, разрабатывались программы базовых и элективных курсов.
На третьем этапе исследования (2002 - 2005 гг.) осуществлялась апробация экспериментальной части диссертационной работы, обработка экспериментальных данных, их обобщение, систематизация, завершилось научное оформление диссертации.
Подготовлены к печати и изданы две монографии, учебное пособие, опубликованы семь статей в центральных журналах; «Теория и практика физической культуры», «Физическая культура в школе», «Адаптивная физическая культура», «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка».
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Под гуманизацией образования учащихся в сфере физической культуры следует понимать стратегию деятельности образовательных учреждений направленную на индивидуализацию личности учащегося, уважение и доверие к нему, принятие его физкультурных личностных целей, запросов и интересов, создание максимально благоприятных условий для целостного и гармоничного развития в единстве интеллектуального, духовного и физического компонентов, сохранение и повышение уровня здоровья, удовлетворение его потребностей в двигательной активности и творческой реализации своих психофизических возможностей и интересов
через разнообразие форм физкультурно-спортивной деятельности, основной из которых является физическое самосовершенствование.
Гуманизация образования в области физической культуры опирается на
комплексное и гармоничное развитие личности учащегося, обусловленное его
творческой самореализацией и духовно-физическим
самосовершенствованием, единством когнитивных и мотивационных установок, созданием положительной эмоционально-стимулирующей учебно-познавательной среды.
2. С позиции физической культуры как сферы деятельности
человека теоретическими основанием гуманизации образования следует
считать современные концепции модернизации общего образования в области
физической культуры, существующую теорию физической культуры
личности и технологию её формирования.
С позиции искусства теоретическими основанием гуманизации образования следует считать гуманистическую теорию искусства, влияние искусства на сферу человеческой деятельности, теорию художественно-эстетической выразительности, творческой деятельности, музыкально-ритмического воспитания, хореографии.
Методологическим основанием, обеспечивающим гуманизацию образования в области физической культуры следует считать личностно-деятельностный, аксиологический, антропологический, культурологический, диалогический, технологический, системный и креативный подходы.
3. Артпедагогика в области физической культуры представляет
собой гуманистическую систему образования, разработанную на основе
интеграции средств физической культуры и ценностей искусства,
оказывающих комплексное воздействие на мотивационно-ценностную,
духовную и физическую стороны личности учащегося, развивая его
посредством творческой, эстетико-художественной и учебно-познавательной
деятельности.
Основными составляющими артпедагогической системы в области физической культуры являются: информационная (цель, задачи, принципы реализации); инструментальная (программное, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение); социальная (профессионально-подготовленные и ориентированные на достижение цели педагогические кадры); организационно-структурная (технологический содержательно-операциональный компонент).
Содержание артпедагогической системы имеет многокомпонентную структуру, включающую критериальные характеристики гуманистических качеств личности (доброжелательность, альтруизм, эмпатия, воспитанность), полимотивационные тенденции, детерминирующие содержание артпедагагнческой технологии с диагностируемой и проверяемой целью. Целью артпедагогической системы выступает духовно-нравственное развитие в структуре физической культуры личности.
Принципы артпедагогической системы должны базироваться на принципах физической культуры (содействие всестороннему и гармоничному развитию личности, оздоровительной, художественно-творческой, эстетической и гуманистической направленности), социально-личностного развития, единства требовательности и уважения к детям, взаимосвязи художественно-эстетической деятельности с искусством и физической культурой, комплексного подхода к развитию творческой деятельности личности средствами физической культуры и искусства, оптимизации педагогического процесса, вариабельности и многообразия, сочетания и развития у детей в учебно-воспитательном процессе всех типов мышления (эмпирического, формально-логического, диалектического, образно-эмоционального).
6. Артпедагогические средства (артимпровизации, артигры,
музыкально-ритмические упражнения, хореография, интеллектуальные
знания), применяемые в урочных и неурочных формах занятий физическими
упражнениями, стимулируют активность, самостоятельность и творческие
способности учащихся, воздействуют на физическую подготовленность учащихся;
7. Педагогическая технология, обеспечивающая реализацию
артпедагогической системы в гуманизации образования, представляет собой
функциональную систему алгоритмированного управления учебно-
познавательной и практической деятельности учащихся, основанную на
интеграции средств физической культуры и искусства;
8. Артпедагогика как гуманистическая составляющая
образования в области физической культуры является эффективной
образовательно-воспитательной системой, что подтверждается ростом
показателей сформированности гуманистических качеств учащихся
(доброжелательность, альтруизм, эмпатия, воспитанность) положительными
тенденциями изменений физической подготовленности и физической
культуры личности в целом. Эффективность реализации артпедагогической
системы обеспечивается организационными и психолого-педагогическими
условиями, определяющими образовательный, мотивационно-ценностный,
эмоционально-волевой и креативный компоненты.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
разработаны теоретико-методологические основы артпедагогики в гуманизации образования в области физической культуры;
разработана и экспериментально обоснована в теории и методике физического воспитания артпедагогическая система гуманизации образования учащихся в области физической культуры;
определена совокупность артпедагогических детерминант, обеспечивающих гуманизацию образования в области физической культуры учащихся;
- обоснованы структурные, содержательные и критериальные
характеристики артпедагогики, детерминирующие технологизацию
педагогического процесса с диагностируемой и проверяемой целью
гуманизации образования в области физической культуры;
- выявлены ведущие принципы, организационные, психолого-
педагогические условия и тенденции, определяющие перспективы
артпедагогики как гуманистической системы образования учащихся в
области физической культуры.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- в получении новых знаний о гуманизации образования в области
физической культуры в процессе реализации артпедагогической системы;
в определении теоретико-методологических и историко-педагогических основ гуманизации образования учащихся в области физической культуры, обосновывающих структурно-содержательные характеристики артпедагогической системы;
теоретически и методологически обоснована и разработана новая концепция гуманизации образования учащихся артпедагогической системой в области физической культуры;
определены организационные и психолого-педагогические условия, способствующие гуманизации образования учащихся артпедагогической системой в области физической культуры;
обоснована синтезирующая роль артпедагогики во взаимодействии средств физической культуры и искусства в урочньтх и внеурочных формах занятий по физической культуре, стимулирующих гуманизацию образования и развитие личности учащихся;
уточнены и введены в научный дискурс понятия: гуманизация образования, гуманизация образования учащихся в сфере физической культуры, артпедагогика, артобраз, артэтюд, артимпровизация.
Практическая значимость состоит в том, что содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы создают предпосылки для научного обеспечения гуманизации образования в области физической культуры. Предложенная система гуманизации образования на основе артпедагогики способствует сбалансированному воздействию на формирование физической культуры личности учащегося.
Разработанные в процессе исследования монографии «Каратэбика в
системе гуманистического воспитания подростков» и «Артпедагогика как
система гуманизации в формировании физической культуры личности
современного школьника»; учебно-методические пособия
«Здоровьесбрегающие технологии в системе общего образования Ставропольского края», «Педагогические технологии в системе подготовки специалиста по физической культуре» способствуют внедрению инновационных технологий в систему общего образования школьников и подготовку будущих специалистов в области физической культуры.
Материалы диссертационного исследования применяются в процессе преподавания базовых и элективных курсов в вузе по дисциплинам «Теория и методика физической культуры и спорта», «История физической культуры и спорта», по дополнительной квалификации «Преподаватель» - «Методика преподавания физической культуры», «Практикум», спецкурса -«Артпедагогика в физкультурном образовании».
Обоснованные в исследовании идеи используются педагогическими коллективами в процессе создания интегрированных программ и учебных пособий региона по предметам: физическая культура, музыка, изобразительное искусство, хореография, в системе высших учебных заведений повышения квалификации учителей, тренеров, хореографов, музыкантов.
Достоверность полученных результатов обеспечивалась методологической и теоретической обоснованностью основополагающих позиций исследования и научных выводов, представленных в диссертации, позволивших наметить научные подходы к исследованию проблемы и доказать выдвинутую гипотезу применением разнообразных взаимодополняемых и адекватных предмету, целям и задачам исследования методов, а также экспериментальной апробацией эффективности артпедагогики в гуманизации образования учащихся в области физической культуры.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций, выступлений на семинарах, совещаниях и конференциях различного уровня: ежегодных научно-методических конференциях преподавателей и студентов СГУ (1998 - 1999); региональной научно-практической конференции «Эвристическое образование - 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8» (СГУ, СКИПКРО, 1999, 2000, 2002, 2003, 2004, 2005 г.г.), республиканской научно-практической конференции (Карачаевск, 1999); на всероссийских и международных конференциях (Ростов н/Д, 2001, 2002; Пенза 2001; Киров, 2003; Москва, 2003, 2005; Нижний Новгород, 2005 и др.), методических объединениях, педсоветах в средних общеобразовательных школах г. Ставрополя и Ставропольского края, где рассматривались проблемы гуманизации образования.
Результаты исследования опубликованы в 53 научных работах различного уровня (семи работах в центральных изданиях), в двух монографиях «Каратэбика в системе гуманистического воспитания подростков», «Артпедагогика как система гуманизации в формировании физической культуры личности современного школьника», а также в серии учебных и учебно-методических пособий, методических разработок для учителей школ и студентов. Нашли отражение в курсовых и выпускных квалификационных работах студентов 3-5 курсов факультета физической культуры Ставропольского государственного университета, а также используются в содержании учебных дисциплин: «Теория и методика физической культуры и спорта», «История физической культуры и спорта», «Методика преподавания физической культуры», «Практикум», курса по выбору «Артпедагогика в физкультурном образовании».
Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Текст работы изложен на 394 страницах машинописного текста компьютерной верстки, содержит 31 таблицу, 14 рисунков, приложение. Список литературы включает 496 источников, из них 25 на иностранных языках.
Гуманизация как социальное явление в педагогической науке и практике
Кризис современной системы образования в нашей стране, во многом являющийся составной частью глобального цивилизационного кризиса, в немалой степени обусловлен отсутствием общенародной стратегии расширения и укрепления социальной и финансовой основы, узкодисциплинарными установками образования, отчуждением его гуманитарной и естественно-научной частей, отсутствием необходимого инновационного синергизма в культуре, не позволяет людям адекватно реагировать на девальвацию нравственных норм и духовных ценностей, калейдоскопичность смены технологий, нестабильность социальной, политической и экономической ситуации. Сложные современные социально - экономические условия жизни, с одной стороны, а с другой - востребованность общества к духовно-нравственному, интеллектуальному и физическому развитию личности выдвигают перед образовательной системой России трудные задачи. В этом процессе особую значимость приобретает проблема гуманизма, которая реализуется в социуме через освоение и формирование таких общечеловеческих ценностей, как «доброта», «справедливость», «благородство», «любовь к людям», «сопричастность» и «милосердие». Гуманистические подходы в педагогическом процессе неоднократно становились предметом научных исследований и обсуждений (М.Н.Аплетаев, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, М.А. Вейт, С.Л.Вигман, Ю.Г. Волков, К.В. Гавриловец, О.С. Газман, Н.А. Гусева, З.И.Калмыкова, Н.К. Карпова, Л.Г. Кожевникова, В.М. Коротков, А.Ф.Костюкович, И.Я. Лернер, И.С. Марьенко, Н.Б. Рамаева, В.А.Сластении, Г.М. Соловьев, Е.В. Ткаченко, Е.Н. Шиянов и др.), отдельные стороны этой проблемы рассматриваются в диссертационных исследованиях и публикациях (С.Н.Бегидовой, В.В. Большаковой, А.Т. Гутина, В.Г.Пряниковой, Л.А.Казанцевой, Ю.А. Лобейко, В.П. Лукьяненкои др.). Сегодня понятие «гуманизм» трактуется как сложная система мировоззренческих идей и ценностных характеристик, отводящая человеку особое место в мире. В первом приближении гуманизм означает ориентированность мыслей и поступков на благо человека. «Человек - мера всех вещей» - один из постулатов античной Греции. Может быть, это одна из первых формул, в которой была четко выражена мысль о том, что для человека нет ничего более ценного, чем он сам. До наших дней дошли поэтические и философские оды, гимны во славу человека, возвышающие человеческий род, утверждающие достоинство и высокую значимость человека, отводящие ему центральное место во всей системе мироздания. Человек является одновременно социальным существом и частью живой природы, он по своей сущности уникален. «Человек есть принципиальная новизна в природе...», - утверждал Н.А.Бердяев. «Человек - это звучит гордо», - писал М. Горький. «Мыслящий человек - мера всему» - так звучит формула Протагора - В.И. Вернадского, так звучит девиз настоящего времени. Человек - высшая ценность, его благо - высшая цель всякого общества, а конечной целью человеческой жизни, воплощенной в гуманистических идеалах, является реализация заложенных в человеке возможностей, завершения природы человека путем обучения и развития [467, С. 55]. Заметно отличаясь от других земных существ, человек транслирует (передает от одного индивида к другому, от одного поколения к следующему) свои технические и культурные достижения, совершенствуя их в течение тысячелетий. Постоянно развиваясь благодаря использованию средств аккумуляции и передачи опыта, он способен преображать природные объекты, извлекая из них полезные для себя свойства. В человеке сильна драма между сознанием и бессознательным, социально-культурным и инстинктивным. Все эти свойства не даны человеку от природы, он обретает их исключительно благодаря существованию в обществе. Следовательно, социум может сформировать человека - гуманиста либо породить агрессора. В свое время еще Аристотель писал, что «душа есть неисписанная книга природы, опыт наносит на её страницы свои письмена». Д. Локк утверждал: «Человек рождается с душой чистой, как доска, покрытая воском. Воспитание пишет на этой доске (tabula rasa), что ему заблагорассудится». Великий китайский мыслитель Конфуций в VI веке до н.э. говорил о необходимости воспитания в человеке гуманности («жень»), вкладывая в это понятие и доброту, и милосердие, и сочувствие - всё то, что концентрировалось в идее любви к людям. Человек - это прежде всего «Homo humanus» (человечный человек), - пишет Ю.Г. Волков, - это - не тавтология, а указание на то, что нельзя быть человеком, не взрастив в себе гуманистического мировоззрения, не живя в обществе в соответствии с его гуманистическими ценностями и нормами. Гуманизм - это осознание того, что каждая личность - это микрокосм, она - уникальна и неповторима, и никто не может пройти жизненный путь за «другого» [318, С. 104-105]. Самоценность человека как свободно действующего субъекта в истории развития общества долгое время не осознавалась. Человек формировался в рамках жестких регулятивов и обязанностей, идея его индивидуальности не была обозначена, а личность как бы растворялась в обществе (семье, касте, страте). Тема свободы, счастья, цели и смысла жизни человека отражены в творчестве античных философов (Августина, Монтеня, Канта, Франкла и др.), в трудах представителей гуманистической философии (Н.А. Бердяева, В.С.Соловьева, П.А. Сорокиан и др.), экзистенциализма (А. Камю, Ж.Маритена, Ж. Сартра, М. Хайдеггера и др.), человеконцентрированной психологии (Л.С. Выготского, А. Маслоу, К. Роджерса и др.). Обращаясь к семантическому значению гуманизма. можно констатировать, что гуманизм (лат. humanus - человечный) отражает внутреннюю сущность человека, направленную на человеческое обращение, уважение личности, достоинства. В словаре В. Даля это трактуется как людское, милосердное, достойное человека в противовес жестокому и бесчеловечному. Отсюда гуманистическое образование рассматривает человека как высшую ценность, где главной целью его деятельности является отстаивание его свободы и условий для полноценного развития. В педагогической деятельности, И.П. Подласый определяет гуманизм как помощь, заботу, любовь к детям, а отсюда и хорошие результаты в обучении. По его мнению, образовательная система должна строится на основе гуманных отношений педагога с детьми, она включает три неразделимые части: понимание, признание и принятие ребенка, где понимание — проникновение во внутренний мир ребенка; признание -примирение педагога с индивидуальностью ребенка, его взглядами, оценками, позицией, признание - вера в самосовершенствование ребенка; принятие понимается как не просто положительная оценка, а признание того, что ребенок принят со всеми его недостатками, т.е. таким, какой он есть. Гуманизм в «Философском словаре» (под ред. М.М. Розенталя) определяется как совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий общественной жизни. Гуманизм в «Педагогическом словаре» (под ред. Г.М Коджаспирова, А.Ю. Коджаспировой) рассматривается как принцип мировоззрения, в основе которого лежит признание безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, прав личности на свободное проявление своих способностей, убеждений, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений.
Методы проведения опытно-экспериментальной работы
Исходя из основного закона Российской Федерации - Конституции, государственные и общественные организации, ведущие работу с подростками, призваны воспитывать их в духе гуманизма, заботе о благе людей, уважении к личности, человеческому достоинству. Детальный анализ современного состояния общего образования выявил многообразие точек зрения на проблему гуманизации образования в области физической культуры. Следует заметить, что при всем наличии весьма обширного диапазона публикаций, ориентированных на гуманизацию и представляющих определенный интерес, до сих пор не достигнуто какого-либо общепринятого решения для ее осуществления в процессе физического воспитания школьников. Все это потребовало от нас поиска эффективных путей решения данной проблемы и способствовало использованию в нашем исследовании творческого, системного, деятельностного и исторического подходов. Сложность и многогранность объекта и предмета исследования обусловили необходимость использования целой совокупности общих, частных и специфических методов исследования, взаимодополняющих друг друга. Например, когда теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования не дали ответа на вопрос: каким образом способствовать гуманизации образования в области физической культуры и при этом сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в занятиях, творческом использовании средств физической культуры в своей жизнедеятельности, повысить уровень физической подготовленности, пришлось решать задачу по созданию интегрированной педагогической системы и осуществлять поиск средств, форм, методов, обеспечивающих данный процесс. Причем по мере проведения исследования возникали новые проблемные ситуации, частные исследовательские задачи, которые требовали теоретического осмысления дополнительных литературных источников, в частности, культурологического и искусствоведческого плана. Это позволило выделить ещё ряд неразработанных вопросов и уточнить методологию исследования, а, следовательно, и его методы. Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, фактологических источников, документов и практического опыта осуществлялся на протяжении всей работы. С позиций сущностных характеристик гуманизации образования в области физической культуры анализировались государственные стандарты, концепции и государственные и альтернативные программы по физической культуре учащихся в общеобразовательной школе, обеспечивающие теоретико-методические разделы дисциплины «Физическая культура», дидактико-технологические подходы организации учебной и внеучебной деятельности. Наиболее важную роль данный метод сыграл на начальных этапах исследования, послужив главным основанием в определении проблемной ситуации, оценки и обобщении опыта ведущих ученых и специалистов, исследовавших проблему гуманизации в различных научных областях, Использование ретроспективного и историографического методов позволило осуществить анализ прошедших исторических событий, выявить положительные и отрицательные тенденции гуманизации образования в области физической культуры как в России, так и за рубежом. Результаты обобщения и анализа материалов позволили определить пути решения проблемы на современном этапе и обозначить собственные методологические позиции по ряду аспектов исследуемой проблемы. Основное предназначение группы методов теоретического моделирования сводилось к разработке концептуальных основ гуманизации образования в области физической культуры в системе общего образования. Применение этой группы методов было необходимо в процессе решения ключевых вопросов гуманизации, в часности, выявление возможности внедрения артпедагогики в область физической культуры школьников для достижения данной цели. Важная роль в системе этой группы методов отводилась категориальному анализу, основными элементами и познавательными конструктами при этом выступала система конкретно-научных категорий (артпедагогика, гуманизм, гуманность, гуманизация образования, эстетика, художественно - творческая деятельность и др.), от содержания которых воспроизводились различные реальности, связанные с изучаемым кругом предметов, процессов и явлений. Применение метода логического моделирования было связано с обобщениями, гипотетическими построениями, смысловым наполнением формулируемых понятий. В основе использования этого метода лежали попытки моделирования собственных понятий (гуманизм, гуманизация образования, гуманизация образования в области физической культуры, артпедагогика и др.), представляющих собой различные уровни; от представлений о здравом смысле на бытовом уровне через использование положений элементарной и формальной логики до диалектического уровня логических построений при обращении к методологическим основаниям обсуждения ряда сложных проблем. В рамках этой группы широкое применение получил общенаучный метод научной редукции — переноса или трансформации подходов в решении однотипной проблемы из одной научной области в другую, при условии соблюдения методологической корректности такой процедуры (например, из общей педагогики, психологии, искусствоведения в теорию физической культуры, из сферы общего образования в предметную область физической культуры и др.). В нашем исследовании он широко применялся для реализации системного и деятельностного подходов, трансформации общеметодологических и общедидактических положений общего образования на образовательную область «Физическая культура».
Гуманистическая сущность артпедагогики в физической культуре
В зависимости от развития социума, физическая культура как одна из областей культуры общества и человека принимает определенные формы и наполняется соответствующим содержанием. Воспитать культурного и высокообразованного человека можно посредством грамотно созданных педагогических технологий, вопросами которых занимается в отечественной системе наука педагогика. Одной из ее разновидностей является артпедагогика - наука, изучающая сущность, закономерности, методы и формы организации педагогического процесса на основе использования разнообразных видов искусства в жизнедеятельности человека как фактора и средства его развития, реализации духовных, телесных и творческих способностей.
Из-за отсутствия данного термина в энциклопедических словарях и согласно этимологическому толкованию слов «арт» (от англ. Art -искусство, мастерство, художество) и «педагогика» (от греч. пайдос - дитя, аго-вести, детовождение), ее в буквальном смысле следует понимать как художественная педагогика, педагогика искусством, образование, воспитание и развитие через искусство и т.д.
Анализ литературных источников позволяет констатировать, что термин артпедагогика, в отечественной науке появился относительно недавно, в 1997 году, после опубликования авторами: Ю.С.Шевченко, А.В.Крепица - научно-методического пособия «Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми и подростками». В то время, как должное распространение «артпедагогика» получила гораздо позже (в 2002 году), после выхода в свет учебника «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании», подготовленного коллективом ученых педагогов, психологов и искусствоведов: Т.А. Добровольской, Л.Н. Комиссаровой, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведевой. Данное пособие больше ориентировано на арттерапию, т.е лечебное воздействие искусства, основная цель которого - использование возможностей искусства и художественно-творческой деятельности детей и подростков для психофизического оздоровления, профилактики и коррекции асоциального поведения. Артпедагогика, в отличие от арттерапии, «позволяет рассматривать в рамках специального образования не только художественное воспитание, но и все компоненты коррекциоино-развивающего процесса (развитие, воспитание, обучение и коррекцию) средствами искусства, а также формирование основ художественной культуры...» [17,С.24].
Л.Д. Лебедева отмечает, что данные определения, анализируемые в вышеназванной работе, представляются поверхностными и обобщенными, поскольку не отражают их сущностных характеристик.
В Российской энциклопедии социальной работы арттерапия - это одновременно и способы, и технологии реабилитации лиц с ограниченными возможностями средствами искусства и художественной деятельности. По одной из многочисленных формулировок, представленных в публикациях А.И. Копытина, арттерапия - направление в лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной работе. Согласно психотерапевтической энциклопедии, арттерапия - использование искусства как терапевтического фактора. По существу, вместо означенного термина вполне можно поставить и любой другой, связанный с терапевтическим значением искусства (драма-терапия и т.п.). Столь же дискуссионным, по нашему мнению, является содержание учебника для студентов «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании», коллектив авторов которого рассматривает названный феномен настолько широко, что причисляет к понятию арттерапия такие самостоятельные психотерапевтические направления, как библиотерапия, имаготерапия, кинезитерапия, музыкотерапия, психодрама и многие другие [17, С. 165 - 182]. Заметим, что каждому из этих направлений в «Психотерапевтической энциклопедии» посвящена отдельная статья, причем с совершенной иной классификационной интерпретацией. Полагаем, что такого рода несоответствия и искажения особенно недопустимы в изданиях с грифом «Учебник» [252, С.33-34].
Е.В. Таранова дает более конкретное определение артпедагогики и подразумевает под данным понятием педагогическую технологию, образовавшуюся на стыке педагогики, искусства, арттерапии, предназначенную для оказания комплексного воспитательного воздействия на личность ребенка, где посредством художественного творчества человек выражает свои внутри психические конфликты в визуальной форме [406, 407].
Мы согласны с мнениями авторов, что артпедагогика и арттерапия воздействуют на человека через эмоциональное восприятие, визуально-образную реконструкцию воспринимаемого материала, личностное присвоение сконцентрированного в искусстве опыта и художественно-творческую деятельность, чем способствуют ее развитию, воспитанию, оздоровлению.
Сравнительный анализ понятий «артпедагогика» и «арттерапии» на основе исследований ученых [17, 235, 252, 406] позволяет сделать следующие заключения: основным источником формирования духовно-нравственных качеств личности является искусство; главная цель артпедагогики и арттерапии заключается в социальной адаптации и восстановлении здоровья личности за счет включения человека в художественно - творческую деятельность.
Образовательно-воспитательные функции, присущие артпедагогике: культурологическая - обусловленная объективной связью личности с культурой как системой ценностей, развитием человека на основе освоения им художественной культуры; образовательная - направленная на развитие личности и приобретение знаний посредством искусства; воспитательная - формирующая нравственно-эстетические качества, коммуникативно-рефлексивная, способствующая социокультурной адаптации личности и др.
Функции же арттерапии ограничиваются лечебным воздействием искусства на организм человека. К ним относятся: катарсистическая -очищающая, освобождающая от негативных состояний; регулятивная -снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния; коммуникативно-рефлексивная, — обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование межличностного поведения, самооценки [17].
На наш взгляд, данные функции аттерапии присущи в некоторой степени и артпедагогике, но, в отличие от первой, она призвана обеспечить педагогический процесс передачи и получения знаний, умений и навыков, формирование личностных качеств через использование искусства в учебно-воспитательной деятельности. К. Роджерс писал: «По своей сущности педагогика сродни терапии: она всегда должна возвращать ребенку его физическое и психическое здоровье» [цит. по 334, С. 68].
По мнению Л.Д. Лебедевой, ценности гуманистического подхода и послужили основанием для выделения из психотерапии самостоятельной (неклинической) области - арттерапии, ориентированной на широкий круг людей, преимущественно тех, которые не имеют психической или соматической патологии. Именно это направление распространилось за рубежом на сферу образования и получило название педагогического. Гуманистический вариант педагогики, подчеркивает С.Л. Братченко, - «это личностно-центрированный процесс, совпадающий по главным целевым и процессуальным характеристикам с гуманистической моделью терапии: и образование, и терапия ориентированы, прежде всего, на помощь в личностном росте» [252, С. 137].
Модель артпедагогической системы в физической культуре
Одной из слабых сторон образования в нынешнем обществе является его безликость, отчуждение учащихся от предметного содержания учебной деятельности, насыщенность многочисленными разнородными сведениями, отсутствием системности.
Педагоги и психологи (Л.П. Буева, Е.В. Бондаревская B.C. Библер, ММ. Бахтин, В.А. Конев и др.) единодушны в мнении о том, что в условиях становления новой гуманистической социокультурной и образовательной парадигм с учетом их взаимосвязи и взаимообусловленности необходим переход от образовательной модели «потребления книжной культуры» к модели «саморазвития и творческой самореализации личности», от «частичной личности» к личности целостной, которые бы не просто увеличивали число «степеней свободы» учащихся, а развивали бы способность быть ответственным за свои действия и поступки. Такой переход целесообразен, так как учащимися осознаются «личностные, ценностные и культурные смыслы» познания и строятся на основе системного похода.
Само понятие «система» трактуется как структурированное множество взаимодействующих элементов, образующих информационный комплекс, обладающий принципиально инновационными особенностями и свойствами, способствующими достижению нового качественного уровня развития научной теории, логических схем, математических исчислений в целях радикального пересмотра представлений об изучаемом объекте.
По представлениям зарубежных ученых (L. Bertalanffy, G. Miller, R.Ackoff) система представляет собой «комплекс элементов, находящихся во взаимосвязи» [476], «множество элементов вместе с их отношениями» [488]. «сеть взаимосвязанных элементов любого типа концепций, объектов, людей» [472].
При всех тех нюансах, которые отличают эти дефиниции, у них есть и общее. Им является весьма широкое толкование понятия «система». Если исходить из их представлений, то к системам могут быть отнесены любые конгломеративные образования, где есть простое взаимодействие объектов. Отсутствие признака целостности сводит суть этой категории к простой сумме свойств элементов, составляющих исследуемое явление. Безусловно, без взаимодействия компонентов никакой системы не существует. Однако этого совершенно недостаточно. Такая методологическая установка либо вообще не позволяет говорить о системах, потому что все в мире взаимосвязано, либо считать каждый акт взаимодействия системой. Всякое взаимодействие лишь тогда приобретает системные признаки, когда оно получает свою оформленность через качественную определенность, целостность и интегративность [94, 467].
Начавшийся в 50-60-е годы прошлого века «системный бум» не только не уменьшил, но и увеличил неопределенность толкования понятия «система». Значительно возросло и число ее трактовок. В настоящее время существует немало работ, подробно разбирающих существующие взгляды на это понятие. Поэтому, не повторяя уже известное, отметим, что, хотя категория «система» рассматривается по-разному [99, 371, 467], обычно имеется в виду, что она является центральной категорией общей теории систем, представляющей собой отграниченное и автономное множество взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих в своем единстве целостность, которая обладает качественной определенностью и собственными законами структуры, функционирования и развития.
Логика и механизмы функционирования системы представляются следующим образом: 1) система имеет входные элементы, потребляющие ресурсы, которые представляют собой полюс, обеспечивающий поступление в систему информации извне; 2) система выступает в роли своеобразного преобразователя, в ней осуществляется видоизменение поступающего ресурса и многое зависит от характера и содержания, прочности и устойчивости связей, обеспечивающих функционирование преобразователя; 3) значительное влияние может оказывать окружающая среда в виде других систем, с которыми взаимодействует данная, они могут ослаблять или усиливать возможности преобразователя; 4) в системе имеются выходные элементы » это результат её преобразования, т.е. полюс, через который система выдает ответные реакции на полученную информацию. Наиболее целесообразным и оптимальным вариантом функционирования системы является адекватность результатов целевым установкам деятельности системы. Однако в реальности так бывает далеко не всегда, особенно это касается социальных систем, в том числе и педагогических. Это объясняется тем, что в действие преобразователя системы могут вмешиваться различного рода факторы случайности и стихийности, непредвиденные обстоятельства. Поэтому и результат может в точности соответствовать цели, но может и существенно расходиться с ней, иметь значительные отклонения от нее. Может носить вероятностный характер, быть одновариативным и поливариативным [41, 467].
Объект является системой, если обладает тремя самыми очевидными и обязательными признаками системности - структурированностью (наличием элементов, составных частей), взаимосвязанностью элементов структуры, подчиненностью организации всех элементов образования определенным целям. Благодаря соединению элементов на основе признаков системности образуется объект с новым качественным уровнем.
Структурные элементы синтезируются из различных положений разделов науки, соответствующей целенаправленности и предназначенности системы. Интегративное взаимодействие структурных элементов формирует системный информационный комплекс, обладающий качествами, не свойственными каждому отдельно взятому структурному элементу. В итоге информативный системный комплекс позволяет решать изучаемую проблему (объект) исследования на новом качественном уровне. Системный информационный комплекс представляет собой инновационный полифункциональный мониторинг. Его содержание позволяет разрабатывать инновационные технологии. Приобретение новой информации, овладение новыми способами деятельности способствуют новому самоопределению, которое, в свою очередь, обуславливает новые нормы деятельности, новые способы, а все это в единстве и целостности - новый результат.