Введение к работе
Актуальность проблемы исследования
Иран - страна с древней историей и великой культурой, который еще три тысячи лет тому назад считался одним из важнейших центров человеческой цивилизации, внес большой вклад в развитие научной мысли в мировую культуру. Многочисленные следы древней культуры Ирана сохранились как в письменных источниках, так и в сохранившихся до сих пор шедеврах архитектуры и произведениях прикладного искусства. С возшпсновением ислама иранцы приняли это учение, проявили преданность исламу', что и сыграло решающую роль в распространении этой релипш. Несомненно, значимость науки для иранцев и наличие устойчивых, глубоких научных традиций в стране способствовали тому, что учение ислама, попав на благоприятную почву, вступило в период своего интенсивного развития, и в целом, иранцы внесли огромный вклад как в развитие, так и в распространение ислама. После принятия ислама иранцами весь ход исторического развития страны происходил под воздействием двух определяющих факторов - ислама и иранской культуры. Впоследствии эти два фактора стали находиться в тесной взаимосвязи, дополняя друг друга.
В современных условиях понимание своеобразия национальной культуры, целостное восприятие богатства духовных ценностей ирано - мусульманского педагогического наследия невозможно без глубокого изучения проблем образования и педагогической мысли прошлого, в особенности, просветителей. Происходящее в настоящее время в Исламском Республике Иран социально - культурные, политико - экономические перемены направлены на совершенствование качества учебно - воспитательной работы среди подрастающего поколения и определение наиболее эффективных путей решения данного процесса.
Возрастающий интерес к педагогическому наследию прошлого в Иране обусловлен вполне осознанной необходимостью восполнить пробел в объективном, научном исследовании особого пласта национальной культуры, концептуальном осмыслении того, что было внесено выдающимися иранскими просветителями в развитие истории, теории и практики педагогической науки. Необходимо отметить, что в исламском Иране с целью изучения наследия мыслителей прошлых столетий, в том числе просветителей конца ХГХ - начала XX веков, создано «Общество по изучению наследия и культуры Ирана». При помощи членов этого общества в Иране сейчас издано более 90 книг о жизни и творчестве выдающихся мыслителей Ирана с конца XIX века по настоящее время. Вместе с тем, на наш взгляд, выполнение таких исследований способствуют формированию ценностного и объективного представленій о характере и направленности педагогических поисков в интеллектуальной среде просветителей прошлых лет, что может оказаться полезным в ре-, шении современных проблем сохранения и развития национальных традиций' иранской школы в условиях глобализации современного общества. v-Л -
В этом плане особое значение приобретает изучение педагогического наследия «отца» иранской светской школы конца XIX - первой четверти XX веков Мирзо Хасана Рушдпя. Педагогические мысли о воспитании и обучении, в основном, вытекали непосредственно из его педагопгческон деятельности в городах Ереване, Тебризе, Тегеране, Мешхеде, Рапгге. В Иране п на Кавказе его считали творческим педагогом, педагогом - новатором, реформатором системы обучения и воспитания. Он был одним из первых мыслителей
- просветителем мусульманского мира того периода. Оставил после себя не
оценимые учебники, учебные пособия по проблемам воспитания и обучения,
которые оказали значительное влияние в возрождение национальной иран
ской педагогики и в воспитании подрастающего поколения. Его творешгя в
области воспитания и обучения оказали сильное воздействия на ход развития,
обновления и демократизации страны.
Кроме педагогической деятельности он занимался журналистикой, издавал политико - педагогические газеты, организовал тайные демократические общества, был их вдохновителем и членом нескольких таких обществ. Однако, несмотря на величие просветителя, его педагогические идеи в исламском Иране до настоящего времени не подвергались тщательному анализу и исследованию, хотя жизнь и педагогические идеи просветителя в определенной степени отражены в ряде работ иранских авторов, посвященных изучению литературы, общественно - политической мысли Ирана в конце XIX и первой четверти XX веков.
Исходя из актуальности проблемы и учитывая ее недостаточную разработанность в педагогических науке, была определена тема данного диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемой. Наибольший интерес для рассматриваемого вопроса представляют работы Ахмада Касрави, Назем оль - Ислам Кермани, Забихулла Сафа, Яхья Аранпура, Мехди Малнкзаде, Ахмад Хашимиён и другие.
В их работах рассматривается и анализируется широкий круг вопросов, связанных с социально - экономическим, общественно - политическим, культурным развитием Ирана в новое и новейшее время. В большинстве из этих работ подробно освещены процессы возникновения просветительства в Иране; развитие новой демократической персидской литературы, экономической и культурной жизни страны; роль прогрессивных мыслителей в деле преобразования Ирана и т.д.
Важное значение для оценки педагога- просветительских идей Мирзо Хасана Рушдпя, системы шкод и педагогической мысли в Иране в конце XIX
- первой четверти XX веков имели труды И. Сиддика, М. Машанхи, Ш. Расе-
ха, Х.Амида, А.Кани, Х.Р. Арастеха, сыновей просветителя Ф. Рушдия и Ш.
Рушдия, а также работы самого Рушдия.
Проблемы социально- экономического, политико-культурного развития Ирана в данный период проанализированы в ряде работ, написанных на английском языке. К ним относятся труды Н.Кедци, А.К.С, Ламбтон, Э. Брау-
на и другие. В них даются общие сведения о развитии литературы, просветительства и периодической печати в Иране.
Исследования общих вопросов школьного образования и педагогической мысли иранских просветителей, в том числе Рущдия, нашли свое отражение в трудах ученых: Е.А. Дорошенко, Д.С. Кошіссарова, Х.С. Афзалова, М. С.Иванова и др. Среди этих исследований наиболее интерес по нашей теме имеет монографическое исследование Авзалова Х.С, в котором впервые в советской педагогической науке наряду с другими иранскими просветителями рассматривались педагогические идеи Рущдия.
Безусловно, все вышеперечисленные труды представляют большой интерес, в них дана характеристика жизненного и творческого пути Рущдия, описаны отдельные страницы его биографии, частично обозначены основные проблемы научных изысканий просветителя, освещены отдельные аспекты его политических и педагогических воззрений.
Но несмотря на это, анализ историко-педагогической литературы, периодических педагогических изданий, диссертационных исследований в Иране, Таджикистане и России дает основание утверждать, что до настоящего времени не было выполнено самостоятельного исследования, рассматривающего просветительско-педагогические идеи отца иранской светской школы и просвещения Мирзо Хасана Рущдия.
Противоречия между значительностью данной проблемы для современной педагогической теории и практики и недостаточной её разработанностью в научной историко-педагогической литературе в условиях глобализации культуры, и определило выбор темы диссертационного исследования «Педагогические идей Мирзо Хасана Рущдия в современной иранской педагогической науке».
Объектом исследовании явились педагогические идеи М.Х. Рущдия, его социальные, религиозные и идейные истоки, научно - педагогические труды, посвященные его жшнн и педагопічесіаш взглядам, а также особенности формирования, становления и развития педагогических мысли просветителя.
Предмет исследования обусловлен необходимостью совершенствования учебно-воспитательного процесса в современной иранской школе путем творческого использования педагогических идей Рущдия.
Цель исследования заключается в выявление общих закономерностей и специфических особенностей формирования и развития его педагогических идей и определение его места в современной иранской педагогической науке.
Определение цели позволило нам выделить следующие задачи:
выявить исторические, социально- эконОх\я1ческие, культурно - педагогические истоки формирования и развития его педагогических идей;
проанализировать систем}' научно-педагогических идей и определить их место в современной иранской педагогической науке;
выявить пути эффективного использования педагогических идей Рушдия в школе, показать его вклад в развитие и совершенствование светской системы образования Ирана;
- разработать методические рекомендации, подготовить научно-
аналитические материалы по использованию педагогических идей М.
X Рушдия в процессе обучения и воспитания молодого поколения.
Цель исследования определила и рабочую гипотезу: объективная оценка просветительско-педагогических идеи М. X. Рушдия в деле обогащения и совершенствования учебно-воспитательной работы и на этой основе построить педагогическую концепцию обучения и воспитания, что позволит восполнить имеющиеся проблемы в национальном и демократическом восприятии подрастающего поколения Ирана в процессе глобализации мировой культуры.
Теоретической и методологической основой исследования явились философско-педагогические концепции образования и культуры, опирающиеся на принципы историзма, научности, объективности, идеи взаимосвязи и взаимообусловленности политических, социальных, экономических, культурологических, педагогических, объективных и субъективных факторов образования. Наиболее продуктивным явился культуро-логическнй подход к проблемам развития школы, образования и педагогической мысли, так как педагогика Ирана развивалась на стыке мусульманских культур, в то же время питалась достижениями русской и зарубежной педагогической мысли.
Источниками исследования послужили труды самого просветителя, исторические, философские, педагогические труды посвященные общественно -педагогической и просветительской деятельности М. X. Рушдия, матершлы периодической печати, а также работы определяющие развитие школьного образовашія и педагогической мысли Ирана в конце XIX - первой четверти XX веков.
С учетом цели, задачи и специфики исследования были использованы следующие методы:
анализ философской, историко-педагогической, востоковедческой литературы, посвященной творчеству и педагогической деятельности Рушдия;
отбор, систематизация и обобщение педагогических идей Рушдия;
сопоставительный анализ оценки просветительско- педагогических взглядов М.Х. Рушдия, раскрывающие становление и развитие системы светского образования и педагогической мысли Ирана в новое время;
беседы, интервью с ближайшими родственниками просветителя, учеными и общественными деятелями Ирана.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в истории иранской педагогики определены социально-педагогические, историко-литературные предпосылки, способствующие формированию просветительско-педагогической концепщш Рушдия;
дается целостный анализ просветительско-педагогическим взглядам одного из величайших представителей иранской педагогики, «отцом» новой иранской школы Рушдия;
определены роль и место педагогического учения Рушдия в современной истории педагогической мысли Ирана;
- выявлены принципы и методы обучения и воспитания в педагогиче
ских трудах Рущдпя.
Практическая ценность исследования заключается в том, что она обогащает теорию и практику современной педагогической науки;
изучение просветптельско-педагогической идей Рущдия позволяют восполнить пробелы, существз'ющие в изучении просветптельско-педагогической мысли в наследии иранских просветителей в конце XIX - первой четверти XX веков;
освещены многие важные проблемы обучения п воспитания в период просветительства, которые до сих пор в достаточной мере не изучены и не проанализированы;
преподаватели педагогических вузов, работники системы просвещения в целом, а также родители и другие слои общества могут пользоваться выводами исследования;
выводы и рекомендация помогут в будущем в исследованиях педагогических мыслей просветителей, в том числе, в изучении творчества отдельных личностей.
Результаты исследования могут быть применены при разработке соответствующих тем лекционных курсов по общей педагогике, истории педагогики, методики воспитательной работы, спецкурсов, спецсемішаров, тематики курсовых и дипломных работ, при создании учебников и учебных пособий по истории школы и педагогики, в содержании историко-литературных предметов в школе, а также в воспитательной работе со студенташі и школьниками в Исламской Республике Иран и Содружестве независимых государств.
Апробация результатов н выводы исследования нашли свое отражение в монографнн и научных статьях автора, на научно - практических конференциях Тегеранского университета, Тегеранского педагогического университета им. А. Табатабаи в 2005 - 2008 годах, а также через радио и телевидение Исламской Республике Иран.
Основные выводы и положения диссертации в настоящее время используются при чтении спецкурсов и спецсеминаров по истории просветительскс— педагогической мысли иранского народа в педагогических вузах Ирана.
Основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в три взаимосвязанных этапа, каждый их которых имеет определенные цели и задачи:
Первый этан (2004 - 2005 гг.) имеет поисково-познавательный характер, на основе которого определены и сформулированы проблемы исследования проветительско-педагогической мысли Рушдия.
На втором этапе (2006-2007 гг.) выявлены идейные истоки формирования и развития просветнтельско-педагогических идей М. X. Рушдия на основе изучения его наследия, педагогических, психолопиеских, философских и политических взглядов и мыслей отечественными и зарубежными учеными, посвященныш! наследию Рушдия.
На третьем этапе (2008-2009гг.) обобщались результаты исследовательской работы, оформлялись выводы и рекомендации по исследованию.
На защиту выносятся следующие положения:
научное обоснование необходимости исследования просветительско-педагогического наследия просветителей Ирана в конце XIX - первой четверти XX веков, в том числе Рушдия, о воспитании и обучении;
специфика и обучение социально - экономическим, культурно- политическим и психолого-педагогическим факторам развития Ирана в конце XIX - первой четверти XX веков определили особенности становление и развитие просветительства, способствовали развитию просветительской печати и литературы, оказавшей существенное влияние на организацию светского образования, совершенствование учебно-воспитательной работы школы и т.д.;
процесс взаимовлияния и взаимосвязи ирано-мусульманской, европейской и русской педагогической мысли дали возможность иранским просветителям, в том числе Рушдие, осуществить разработку новой концепции образования, повышающей эффективность преподавания в условиях Ирана и оказали положительное влияние на дальнейшее развитие иранской системы образования;
просветительско-педагогические идеи Рушдия, коренным образом отличались от официальной педагогики по всем ключевым вопросам обучения и воспитания;
общепедагогические и общедидактические идеи просветителя Рушдия способствовали решению проблем системы просвещения в условиях Ирана;
организацию государственной системы просвещения на светских принципах; совершенствование содержания образования; внедрение в учебный процесс светских учебников, учебных предметов и программ, использование новых методов обучения и т.д.
Структура диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.