Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ 3
Обзор литературы 6
ГЛАВА 1 25
1.1. В.Ф.ТИММ. ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ В АКАДЕМИИ ХУДОЖЕЕТВВ
ПЕРВЫЕ РАБОТЫ В ЖАНРЕ САТИРИЧЕСКОЙ ГРАФИКИ В ИЗДАНИЯХ 1840-Х ГОДОВ 25
1.2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ В ЛИТЕРАТУРЕ С РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ И
ЖУРНАЛЬНОЙ ГРАФИКОЙ.
ИЛЛЮСТРАЦИИ В.Ф.ТИММА ДЛЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ «НАТУРАЛЬНОЙ ШКОЛЫ» 33
ГЛАВА 2 50
2.1. Работа в мастерской О. Берне в Париже и Алжире В 1846 - 1848 годы. Поездка на Кавказ в
действующую армию В 1849 - 1850 годы.
Решение о создании собственного иллюстрированного журнала 50
2.2. Развитие литографского дела в России в первой половине XIX века. Жанры литографии и её роль
в демократизации и распространении изобразительного искусства 54
ГЛАВА 3 62
«Русский Художественный Листок» в.Ф.Тимма 1851 - 1862 годов и его живописные работы этого
периода 62
Раздел «портретов» в «Русском Художественном Листке» 65
Раздел «замечательных событий» в «Русском Художественном Листке» 72
Раздел «ВИдов» в «Русском Художественном Листке» 82
Раздел «характеристических сцен» в «Русском Художественном Листке» 922
3. 5. Раздел «художественных произведений и замечательных предметов» в «Русском
Художественном Листке» 107
Раздел «типов и костюмов» в «Русском Художественном Листке» 117
Крымская кампания Восточной войны 1853 - 1856 годов в отражении «русского Художественного Листка» 121
ГЛАВА 4 148
Последние годы жизнИ Василия Фёдоровича Тимма 148
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 151
ПРИМЕЧАНИЯ 157
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 180
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 185
ПРИЛОЖЕНИЯ 192
Приложение.^» 1. Основные даты жизни и творчества в. Ф. Тимма 192
Приложение№2. Литература, иллюстрированная В.ф.Тиммом 195
Приложение №3. Оглавление "Русского Художественного Листка" за 1851 -1862 годы 206
Оглавление"РусскогоХудожественногоЛистка"за1851 год 206
Оглавление "Русского Художественного Листка" за 1852 год 211
Оглавление "Русского Художественного Листка" за 1853 год 216
Оглавление "Русского Художественного Листка" за 1854 год 221
Оглавление"РусскогоХудожественногоЛистка"за1855год 225
Оглавление "Русского Художественного Листка" за 1856 год 229
Оглавление "Русского Художественного Листка" за 1857 год 234
Оглавление "Русского Художественного Листка" за 1858 год 238
Оглавление "Русского Художественного Листка" за 1859 год 243
Оглавление "Русского Художественного Листка" за 1860 год 248
Оглавление "Русского Художественного Листка" за 1861 год 253
Оглавление "Русского Художественного Листка" за 1862 год 257
Введение к работе
в 40-е годы XIX века происходит явное усиление демократических тенденций в области изобразительных искусств и литературы. В это время появляется целый ряд молодых художников, работавших преимущественно в графике, чье творчество носило во многом новаторский характер, стремясь к отражению обыденной жизни и тяготея к жанру. «Произведения В.Ф.Тимма и Е.И.Ковригина, А.А.Агина и Е.Е.Бернардского, молодого Т.Г. Шевченко и Г.Г.Гагарина, различные по творческой манере и таланту, по глубине и последовательности в постановке тех или иных жизненных вопросов, объединялись стремлением художников дать непосредственные зарисовки повседневной действительности, расширить содержание искусства, ввести в него правдивое изображение "низших" слоев общества,» - писал исследователь русского искусства Г.Ю. Стернин в очерке, посвященном творчеству Р.К. Жукввского"1'
Василий Фёдорович (Георг Вильгельм) Тимм (1820 - 1895) - один из художников-графиков середины XIX века, посвятивший своё творчество книжной и журнальной иллюстрации. Его способности блестящего рисовальщика-жанриста, ярко проявившиеся при издании им иллюстрированного журнала «Русский Художественный Листок» (1851 - 1862 гг.) выдвинули его имя в ряд наиболее прогрессивных для своего времени мастеров русской книжной графики, способствовавших проникновению демократических идей в изобразительное искусство.
Творческие установки и вкусы В.Ф.Тимма формировались в Императорской Академии художеств в русле русского академического искусства 40-х годов XIX века. Однако, обращение
1 Стернин Г.Ю. Рудольф Казимирович Жуковский. 1814 - 1886. Москва, Искусство, 1954, стр. 3.
молодого художника первоначально к литературной иллюстрации, а затем создание им широкой панорамы окружающей жизни в литографиях собственного журнала позволили развить черты объективного и критического осмысления действительности, столь характерное для русской журнальной и книжной графики в целом.
-Художник сумел поднять жанровое изображение повседневности до уровня исторической зарисовки. Кроме того, созданная им обширная документально - художественная панорама Крымской кампании Восточной войны 1855-1856 годов, принесшая ему всероссийскую известность и звание академика батальной живописи, ставит его имя в ряд уважаемых общественных деятелей своей эпохи.
Творческое наследие В.Ф. Тимма, будучи достаточно обширным, безусловно высокопрофессиональным и интересным, как с художественной, так и с исторической точки зрения, не привлекало пристального внимания исследователей искусства.
В настоящей работе мы хотели на основе возможно более полного привлечения новых и малоизвестных материалов существенно расширить представление о жизни и творчестве В.Ф. Тимма и точнее определить его место в истории русского искусства середины XIX века. Такая цель исследования представляется закономерной, ибо творчество «художников второго круга» образует тот культурно - исторический фон, на основе которого формируются взгляды и вкусы современников и развиваются идеи передовых деятелей искусства.
І/-- В задачи исследования входило дополнить источники, введённые ранее в научный оборот на основе привлечения новых архивных, графических и живописных материалов; разрешить существовавшие до сих пор неточности в биографии художника,
упрочить его место в ряду передовых русских графиков 50-х годов прошлого века.
Мы хотели полнее раскрыть деятельность Тимма в качестве иллюстратора-карикатуриста, графика и литографа - бытописателя, создателя исторических зарисовок; художника, исполнившего свой гражданский и издательский долг на полях Севастопольских сражений во время Крымской Кампании 1855-1856 годов; живописца и художника, занимавшегося росписями по фарфору.
В процессе работы над диссертацией изучались как печатные, так и архивные материалы, а так^же музейные собрания. Существовавшие в литературе неточности и спорные вопросы разрешались на основе документальных данных.
В работе использованы материалы Российского Государственного исторического архива, Научно-исследовательского музея PAX, отдела русского искусства Государственного Эрмитажа, отдела рисунка Государственного Русского музея. Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Рижского музея латышского и русского искусства. Государственной Третьяковской Галереи.
До сих пор творчество В.Ф.Тимма не получило должного освещения в исследованиях историков искусства. Можно предположить, что рассмотрение темы, связанной с изданием первого русского художественно-исторического журнала может оказаться интересным и плодотворным. Обращение к этим материалам даст возможность приоткрыть новую страницу в изучении традиции художественной иллюстрации и реалистической графики России второй половины XIX века.