Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Романтические традиции русской акварельной живописи в первой половине XIX века Миклушевская, Ирина Николаевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Миклушевская, Ирина Николаевна. Романтические традиции русской акварельной живописи в первой половине XIX века : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Миклушевская Ирина Николаевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Москва, 2008.- 302 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-17/64

Введение к работе

Диссертация посвящена русской акварельной живописи первой половины XIX столетия. В работе исследуется, каким образом романтические настроения эпохи нашли своё отражение в акварелях русских художников.

В диссертации изучаются: пейзажи, натурные зарисовки, исполненные художниками во время путешествий или по воспоминаниям, навеянным их вояжами. В представленной диссертации не рассматриваются акварельные портреты той эпохи, поскольку они были многократно исследованы не только искусствоведами, но и историками. Кроме того, акварельный портрет нельзя изучать в отрыве от карандашного портрета, который не входит в заявленную тему диссертации. Также в диссертацию не включены знаменитые Библейские эскизы Александра Иванова, так как они были очень подробно изучены в искусствоведческой литературе. К тому же, Библейский цикл Александра Иванова создавался как подготовительные эскизы к монументальным росписям, а в настоящей диссертации внимание сосредоточено на акварелях, имеющих самостоятельное значение. Интерьерные зарисовки того времени, будучи несомненно прекрасными произведениями акварельной живописи, также не включены в диссертацию.

Актуальность темы исследования. Акварельная живопись в нашей стране стала заметно развиваться с XVIII века. Этапы развития акварели в России аналогичны стадиям, которые прошла акварельная живопись в других европейских странах. Первоначально работа акварелью имела больше прикладное или вспомогательное значение. Ею подкрашивались гравюры, архитектурные чертежи. Известные русские зодчие XVIII века В. И. Баженов, И. Е. Старов, Н. А. Львов и другие выполняли архитектурные проекты, используя акварель для точного уяснения того, как проектируемое здание впишется в окружающий пейзаж. Но уже в то время встречаются акварельные листы, имеющие тонкую художественную выразительность. Однако своего подлинного расцвета русская акварельная живопись достигла в первой половине XIX века.

В последние годы интерес к графическому и, в частности, к акварельному наследию прошлых эпох всё больше возрастает. Самые известные музеи всё чаще проводят выставки рисунка, гравюры и акварели. Нельзя не отметить, что в Москве регулярно проводятся выставки графики из собраний Российских провинциальных музеев - Ярославля, Пензы, Казани, Нижнего Новгорода, Тулы и других городов. На этих выставках можно увидеть ранее неизвестные работы знаменитых художников и прекрасные образцы графического искусства малоизвестных мастеров.

Степень научной разработанности темы. Русской акварельной живописи первой половины XIX века посвящено значительное количество научных трудов. С разных позиций её освещали А. А. Фёдороа-Давыдов, М. В. Алпатов, Э. Н.

Ацаркина, А. М. Эфрос, М. А. Немировская, Е. Н. Петрова, Е. Л. Плотникова, Е. В. Бехтиева, М. М. Алленов, А. В. Корнилова, Е. А. Никольская и др.

Особо ценными для понимания эпохи первой половины XIX столетия стали последние исследования отечественых учёных, углубивших и пересмотревших некоторые взгляды своих предшественников на процессы, происходившие в русском обществе в то время. Исследуя период 1830-х годов, Г. Ю. Стернин отмечает, что это был узловой период русской художественной культуры. «Ситуация перелома, драматически отзывавшаяся на мироощущении людей, становилась источником душевных излияний совсем не только в тех случаях, когда пережившее себя поколенье скорбело об ушедшем "золотом веке", об утраченных ценностях бытия» . Он подчёркивает, что в этот период люди находились в поисках идеалов, пытались понять себя и своё место в мире. Часто эти поиски самоопределения личности приводили к трагическим выводам. Стернин определяет период 1830-х - 1840-х годов как время резких контрастов в понимании предназначения искусства. В это время были созданы совершенно различные по своему масштабу произведения искусства - от огромных полотен до небольших рисунков. Тем не менее и камерные произведения той эпохи отличаются небывалой художественной силой и эмоциональностью.

Анализ русской акварельной живописи первой половины XIX столетия требует опоры на теоретические исследования романтизма как эстетического направления, занимавшего умы передовой части общества в ту эпоху. Сущность и проблемы романтизма разбирает в своей книге «Эстетика романтизма» В. В. Ванслов. Он отмечает прогрессивность этого художественного течения для своей эпохи, поскольку именно романтики выдвинули на первый план духовное начало в жизни. Подробно исследуя специфику романтизма в различных видах искусства, учёный Ванслов подчеркивает о важное значение романтизма для дальнейшего развития искусства.

Одним из основных научных трудов, посвященных романтизму, является книга В. С. Турчина «Эпоха романтизма в России», в которой уделено внимание историческим и социальным корням русского романтизма и очень подробно описана сущность этого направления.

Объектом исследования является русская акварельная живопись первой половины XIX столетия.

Предмет исследования - романтические традиции русской акварельной живописи в первой половине XIX века.

Целью исследования является выявление связи между акварельными работами русских художников первой половины XIX столетия и философскими воззрениями той эпохи.

1 Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России 30-40-х годов XIX века.- М.: Галарт, 2005, с. 13.

Хронологические рамки исследования (первая половина XIX столетия) обусловлены особенностями исторического развития России. В это время в России в дворянской среде стали популярны романтические идеи, пришедшие из Западной Европы. Новая философия обусловила развитие новых жанров во всех видах искусства. В художественном творчестве особое распространение получили более интимные виды - графические.

Задачи исследования:

освоить источниковую базу исследования;

проанализировать романтизм как философско-эстетическое направление, характерное для эпохи конца XVIII - начала XIX столетия;

проанализировать акварельную живопись русских художников первой половины XIX столетия с позиций выявления романтических настроений той эпохи;

сопоставить русскую и европейскую акварельную живопись первой половины XIX века.

систематизировать акварельную живопись по темам;

выявить роль акварели (особенно натурных этюдов) в развитии пейзажной живописи;

В основу методологии исследования положен принцип комплексного подхода к проблеме, заявленной в диссертации. Он включает сравнительное изучение искусствоведческой, философской и исторической литературы. Историко-проблемный метод позволил обозначить поле исследования, определить его структуру и очертить круг источников; сравнительно-исторический метод - выявить общее и особенное в историческом развитии отечественной и европейской акварельной живописи первой половины XIX века. Метод художественно-стилистического анализа применялся при детальном изучении произведений искусства.

Источниками исследования явились труды по общим вопросам истории русского и западноевропейского изобразительного искусства, монографии о творчестве русских художников; каталоги художественных коллекций, музеев, выставок, опубликованные мемуары и письма художников и их современников. В ходе работы над диссертацией изучены документальные материалы из фонда Г.Г. Гагарина в Государственном архиве древних актов. Диссертация исследует многочисленные работы русских художников первой половины XIX столетия, исполненных в технике акварели, а также другими графическими средствами. Для сравнения в диссертацию включены английские акварели периода конца XVIII -первой половины XIX века и акварели Эжена Делакруа, написанные им во время пребывания в Марокко.

Научная новизна исследования:

- диссертация является первым обобщающим исследованием на заявленную
тему;

впервые акварельная живопись рассмотрена и проанализирована как отражение романтических настроений эпохи первой половины XIX века;

впервые русская акварельная живопись представлена как явление, сопоставимое с общеевропейскими процессами в искусстве акварели конца XVIII - начала XIX века;

- впервые произведения русской акварельной живописи первой половины XIX
века проанализированы в сравнении с литературными произведениями
романтиков этого периода и систематизированы по темам.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Расцвет русской акварельной живописи первой половины XIX века тесно связан с распространением романтических идей, пришедших в Россию из Европы.

  2. Акварельные работы художников являются произведениями искусства, в которых в наибольшей степени раскрываются духовные искания их автора.

  3. Работа акварелью на натуре, практиковавшаяся художниками во время путешествий, стала толчком для многих живописных и творческих открытий, основой для которых явился русский романтизм.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что ее материалы могут способствовать лучшему пониманию проблемы романтических традиций в русской акварельной живописи первой половины XX века и открывают перспективы для дальнейших исследований в области истории и теории изобразительного искусства. Так же представленная работа расширяет представление об особенностях русского романтизма, что является важным для понимания эпохи первой половины XIX столетия, а так же развития русской культуры в последующие десятилетия.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что собранный и проанализированный материал может использоваться в педагогической и музейной работе. Выводы, сделанные в диссертации, будут полезны при обучении не только искусствоведов, но и художников различных специальностей. Классификация акварелей, предложенная в диссертации, будет удобной для педагогов, студентов, музейных работников.

Рекомендации по использованию результатов исследования.

Материалы диссертации могут быть применены в научных исследованиях и практической деятельности искусствоведов, сотрудников музеев, а также при разработке лекционных курсов, учебных программ, специальных семинаров,

экскурсий, при составлении научных каталогов музейных собраний и организации выставок.

Достоверность научных результатов и основных выводов исследования обеспечивается полнотой собранного материала, включающего художественные произведения, архивные документы и опубликованные труды по искусствоведению, философии и истории, их тщательным и многоаспектным анализом, осуществленным в соответствии с выбранными методами исследования.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены на международной научной конференции Московского государственного Академического художественного института им. В. И. Сурикова «Художник как человек и человек как художник» в 2004 году и опубликованы в виде статей в научных сборниках (список публикаций прилагается). Работа обсуждена и рекомендована к защите на кафедре теории и истории изобразительного искусства МГАХИ им. В. И. Сурикова.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержание которых раскрывается в семи параграфах, заключения, библиографии и иллюстраций. Каждая глава завершается краткими выводами. Объем основного текста диссертации- 164 страницы. Всего в диссертации 185 страниц и 126 иллюстраций. Библиографический список содержит 115 наименований. В тексте даны постраничные сноски-ссылки на использованные источники.

Похожие диссертации на Романтические традиции русской акварельной живописи в первой половине XIX века