Введение к работе
Актуальность темы
Современное отечественное искусствознание, по-новому осмысливая художественные процессы русского искусства ХХ века, остро нуждается в исследованиях, восполняющих значительные лакуны, образовавшиеся из-за пристрастного и избирательного отношения к традиции в идеологизированной атмосфере советской культуры. Так на протяжении последних трех десятилетий особенно активно изучается искусство эпохи модерна, наследие которого игнорировалось вплоть до шестидесятых годов прошлого века. Одновременно актуализируется проблема наследия искусства начала ХХ столетия в послереволюционные годы, поскольку его влияние все же проникало в художественную сферу «незаконным путем» и в известной мере способствовало восстановлению прерванных нитей художественной преемственности. Творческая и педагогическая деятельность Николая Николаевича Вышеславцева, ближайший круг его друзей, знакомых, коллег, связи с которыми сохраняются и в советское время, представляют собой культурный феномен, изучая который можно последить пути проникновения в пеструю художественную реальность послереволюционных лет «культурных генов» эпохи модерна и эстетики Мира искусств.
Актуальность исследования таким образом продиктована потребностями современной искусствоведческой науки. Слабая изученность творческой биографии художника, критика и педагога проявляется еще и в том, что его имя редко упоминается в отечественных энциклопедических изданиях и обобщающих трудах, посвященных истории русского искусства советского периода.
Степень изученности вопроса.
Творчество Н.Н. Вышеславцева долгое время находилось на периферии исследовательского интереса. О том, что Вышеславцев как художник несправедливо обойден вниманием критиков, писал В.Г.Лидин 1. В 1920-е годы имя этого художника в связи с его графическими работами редко встречалось в искусствоведческих статьях. Исключение составляют упоминания А.А.Сидорова2, Э.Ф.Голлербаха3. Сведения о первой выставке художника обнаружены в дневниках Марины Цветаевой4.
О критических статьях Вышеславцева, опубликованных в журналах «Творчество» и «Искусство» в 1930-е годы, упоминается в ХII томе Русского искусства.5
В 1980-е годы о Вышеславцеве впервые написала Анна Саакянц6 в своем исследовании творчества Марины Цветаевой, посвятившей художнику около тридцати стихотворений. 7 Об исключительном внимании Цветаевой к художнику весной 1920 года упоминает американская писательница Лили Фейлер.8 О знакомстве с Вышеславцевым и о том, как складывались их отношения, писала Цветаева в своих дневниках9 .
В 1970-1980-е годы о художнике вспоминают чаще всего в связи с публикациями о Цветаевой. Так, анализ его графических портретов содержится в статьях Н.М.Солнцевой. 10
В документальной повести биографа Цветаевой Ирмы Кудровой «Полет комет» отражен характер отношений между поэтом и художников весной 1920 года.11
Впервые попытка систематизировать и охарактеризовать произведения Вышеславцева была сделана искусствоведом В.Ф.Карповым во вступительной статье к каталогу выставки художника, состоявшейся в 1979 году.12
Примечательно, что именно в этой статье Карпов указывает на то, что работа Вышеславцева в области оформления книги, особенно в 1920-е годы, требует специального научного исследования.
Тогда же Карповым опубликована статья, в которой характеризовались только графические портреты Вышеславцева. 13
В 2005 году издан альбом с цветными репродукциями произведений Вышеславцева. 14 Вступительная статья, в которой художник характеризуется как блестящий рисовальщик и мастер психологического портрета, написана Д.А.Шмариновым.
Если станковая и книжная графика Вышеславцева иногда упоминалась в печати, то его критические статьи не комментировались. Первая попытка сделать краткий анализ его искусствоведческих работ была предпринята И.Ф.Федоровой – ученицей Вышеславцева, оставившей воспоминания о нем как о выдающемся педагоге. 15
Перечисленные работы, преимущественно статьи, хотя только затрагивают основные аспекты творчества Вышеславцева, тем не менее, высоко оценивают его наследие и отмечают необходимость более детального изучения его графики, критических статей и педагогического опыта.
Не исследованы истоки творчества художника, находившегося в начале свой деятельности под влиянием «Мира искусства, что особенно проявилось в его книжной графике 1920-х годов.
В работах В.Ф.Карпова дан краткий анализ книжных иллюстраций Вышеславцева 1930- х годов и намечены основные аспекты, в которых может рассматриваться творчество Вышеславцева-иллюстратора.
Вместе с обобщающими трудами по истории стиля модерн и истории советского искусства статьи, освещающие отдельные стороны творчества Вышеславцева, создали предпосылки для более глубокого его изучения.
Объект и предмет исследования.
Значительность фигуры Вышеславцева начинает все более определенно осознаваться при взгляде из настоящего, убеждая в необходимости изучения его многогранного творчества как примера служения высокому искусству и гуманистическим идеалам в самый драматический период истории страны.
Объектом изучения стала синкретическая творческая, педагогическая и критическая деятельность Вышеславцева как воплощение и отражение традиций Серебряного века. Стилистические особенности станковой графики и иллюстраций художника, его методы преподавания и взгляды на искусство составили предмет исследования.
Источники и материалы.
При изучении проблем творческой биографии Вышеславцева важнейшими источниками были документальные материалы, хранящиеся в фондах Государственного Литературного музея, Дома-музея Марины Цветаевой, Государственного центрального театрального музея им. А.А.Бахрушина, Музея о. Павла Флоренского, Рукописного фонда Российской государственной библиотеки, Российского государственного архива литературы и искусства, архива Вышеславцева в Центральном московском архиве-музее личных собраний (ЦМАМЛС). Привлекались опубликованные мемуары И.Ф.Федоровой, неопубликованные воспоминания Н.Я.Серпинской, биографические исследования Н.М.Солнцевой, В.Ф.Карпова, в который имеются указания на важные для данного исследования аспекты. Ценные сведения были почерпнуты из дневников Марины Цветаевой и А.Б.Гольденвейзера, а также из сохранившихся дневников Вышеславцева периода Великой Отечественной войны.
Основные изобразительные источники исследования – произведения станковой графики Вышеславцева, хранящиеся в фондах Государственной Третьяковской галереи, Государственного Литературного музея, музея-усадьбы им. Ф.И.Тютчева в Мураново, музея-квартиры А.Б.Гольденвейзера, Дома-музея Марины Цветаевой, Музея о.Павла Флоренского, Музея Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, а также рисунки из личного архива Вышеславцева в ЦМАМЛС, частных коллекций семьи Вышеславцева, В.В.Васильева, И.Ф.Федоровой, Л.С.Морозовой.
Отдельную группу источников составили книги, иллюстрированные художником, большинство из них стали ныне библиографической редкостью.
Цель и задачи исследования.
Цель исследования – воссоздание целостной картины становления и эволюции творчества художника в контексте интеграционных процессов современного ему искусства, а также осмысление его роли как выразителя идеалов движения «Мира искусства», ставших существенной компонентой в сложной художественной системе искусства отечественного модернизма.
Задачи исследования:
- проследить процесс формирования творческой индивидуальности и взглядов художника через комплекс эстетических и мировоззренческих установок культуры первого десятилетия ХХ века
- проанализировать произведения книжной иллюстрации Вышеславцева, выявить эволюцию тематики, стилистики и общей «сценографии» книжного оформления в зависимости от художественных установок авангардных 1920-х и модернистских 1930-х годов
- в ходе анализа созданных Вышеславцевым произведений станковой графики разных жанров провести исследование формально-стилистических особенностей и принципов формообразования, основанных на интегрировании приемов авангарда, аллюзий искусства Серебряного века и других стилистически разнородных составляющих в рамках эстетики модернизма
- обобщить педагогический опыт художника, выделить в системе преподавания основополагающие принципы школы отечественной графики
- исходя из результатов исследования разных аспектов творчества художника, близкой ему художественной среды и исторического контекста, сделать обобщающие выводы о месте и роли художника в истории отечественного искусства.
Метод исследования
Многоплановость поставленных в диссертации задач потребовала использования разных методологических подходов. Для изучения творческой биографии художника анализировались документальные материалы, мемуары и современные исследования, касающиеся самого Вышеславцева и близких ему по убеждению людей – представителей культурной элиты России: философов, поэтов, художников, писателей, музыкантов, художественных критиков, оказавших влияние на его мировоззрение и творчество. Взгляды Вышеславцева на искусство реконструированы на основании его критических статей, посвященных искусству иллюстрации в творчестве современных художников книги, рисункам старых мастеров. Учитывались также отклики критики того времени, отмечавшей высокий профессиональный уровень его работ в станковой графике и иллюстрации.
Базовыми принципами исследования явились классический искусствоведческий анализ и историко-художественный метод. Эволюция творчества Вышеславцева пролеживается на основе представлений о дискретности и изменчивости художественных процессов эпохи модернизма и драматических событий в истории страны.
Теоретико-методологическую основу диссертации оставили научные труды А.А.Сидорова, Э.Ф.Голлербаха, А.В.Бакушинского, А.Д.Чегодаева, Р.С.Кауфмана и современных исследователей Г.Ю.Стернина, М.А.Немировской, М.А.Чегодаевой, Ю.Я.Герчука, А.В.Толстого, Т.Г.Малининой.
Научная новизна работы
Настоящая диссертация – первое в отечественном искусствознании исследование, полно и всесторонне освещающее творчество Николая Николаевича Вышеславцева как художника-графика, историка искусства и критика, а также педагога.
Результатом проведенного исследования стала характеристика взглядов мастера на искусство и его творческого метода, основанного на принципах модернистского синтеза, сочетающего приемы авангарда и классического искусства. В ходе исследования были выявлены и опубликованы ранее не известные материалы и документы, касающиеся биографии Вышеславцева, а также ряд произведений художника.
Апробация работы
Основные выводы и результаты диссертационного исследования изложены в статьях и научных докладах на Международных научных конференциях: «Марина Цветаева Александр Пушкин» (Москва, 1999); «Проблемы комплектования, хранения и экспонирования материалов изобразительного искусства в военно-исторических музеях на современном этапе» (Москва, 1999); «Антропософия и духовные искания Максимилиана Волошина» (Коктебель, 204); «Творчество И.С.Шмелева в аксиологическом аспекте» (Алушта, 2004); «Добро и зло в мире Марины Цветаевой» (Москва, 2007); «Наследие И.С.Шмелева. Серебряный век. Взгляд из ХХ1 века» (Алушта, 2005); «И.С.Шмелев и писатели литературного зарубежья» (Алушта, 2008); «Некалендарный ХХ век: творческие диалоги» (Великий Новгород, 2009).
В марте-апреле 2002 года была выработана концепция и проведена выставка в Музее Великой Отечественной войны 1941-1945 годов «Художник Серебряного века – Николай Николаевич Вышеславцев», составлен каталог, к нему написана вступительная статья, проведена атрибуция 70 работ.
Структура диссертации