Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Театрально-декорационное искусство Красноярска и Иркутска : становление и развитие в 20-90-х гг. XX в. Воронова, Мария Викторовна

Театрально-декорационное искусство Красноярска и Иркутска : становление и развитие в 20-90-х гг. XX в.
<
Театрально-декорационное искусство Красноярска и Иркутска : становление и развитие в 20-90-х гг. XX в. Театрально-декорационное искусство Красноярска и Иркутска : становление и развитие в 20-90-х гг. XX в. Театрально-декорационное искусство Красноярска и Иркутска : становление и развитие в 20-90-х гг. XX в. Театрально-декорационное искусство Красноярска и Иркутска : становление и развитие в 20-90-х гг. XX в. Театрально-декорационное искусство Красноярска и Иркутска : становление и развитие в 20-90-х гг. XX в.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Воронова, Мария Викторовна. Театрально-декорационное искусство Красноярска и Иркутска : становление и развитие в 20-90-х гг. XX в. : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Воронова Мария Викторовна; [Место защиты: Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова].- Красноярск, 2011.- 238 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-17/44

Введение к работе

Обоснование проблемы исследования. Театр, являясь искусством временным, коллективным и синтетическим, играет важную роль в этом процессе, формируя и развивая способность воспринимать произведения искусства всех видов и жанров. Театрально-декорационное искусство -значимая составляющая художественного синтеза театра, являясь вневременным, позволяет проводить искусствоведческий анализ, как отдельных персоналий, так и целых направлений.

За последний исторический период конца XX - начала XXI века театральный процесс претерпел существенную трансформацию, особенно в регионах. Вследствие этого проблема сохранения высокого художественного уровня театрально-декорационного искусства стоит в современных условиях крайне остро. Появление новых технологий также стало дополнительным фактором, способствующим взаимопроникновению пространственных и временных искусств. Это поставило перед художниками и исследователями ряд вопросов: каковы истоки, фундамент тех или иных явлений в искусстве? Как отреагировала на новые вызовы времени область, наиболее полно представляющая синтез искусств - театр? Каковы значение и роль в этих процессах искусства театрально-декорационного? Эти новые обстоятельства заставляют с особенным вниманием относиться к периодам, отмеченным выдающимися достижениями в этой сфере и описанным в данном исследовании.

Изучение истории возникновения и развития театрально-декорационного искусства в регионах имеет огромное значение для понимания общей динамики процессов в целом по стране, в прошлом и будущем. Специфика театрально-декорационного искусства предполагает не только изучение изобразительного материала и способов решения художественных задач, но и необходимость рассмотрения всего объема факторов, составляющих театральный процесс: пьес, режиссерского и актерского метода, влияния театра на общество и общества на театр. Таким образом, становится необходимым и анализ исторических предпосылок возникновения театрально-декорационного искусства в Восточной Сибири.

Актуальность темы исследования. Актуальность темы и ее значение для гуманитарной науки обусловлены потребностью восполнения пробелов в области искусствознания, касающейся истории развития сценографии в регионе Восточной Сибири. Здесь была не только сформирована своеобразная сибирская школа сценографии, но и произошли связанные с ней изменения в станковом искусстве, появился ряд авторов с новой эстетической живописной и графической программой. В связи с этим,

изучение живописного, графического и пластического наследия театров позволяет уточнить этапы формирования и изобразительную специфику театрально-декорационного искусства, что крайне важно для создания объективной картины развития искусства XX века.

Степень научной разработанности проблемы.

Общие вопросы, связанные с историей мирового и российского театра и специфики режиссуры содержатся в работах: В.Э. Мейерхольда, К.С. Станиславского, Вл.И. Немировича-Данченко, Г.Ю. Стернина, Г.Д. Гачева, С.С. Данилова, Э. Гарина, М.О. Кнебель, Б.Е. Захавы, Л.М. Стариковой, Б.Н. Асеева, В.В. Базанова, Д. Браттон, В.Н. Васильева, А.И. Веселовской, И.Н. Виноградской, Б. Гройса, Т.Н. Грум-Гржимайло, Л. Гуревича, М. Захарова, Ю. Мочалова, В.В. Базанова, А.Ф. Некрыловой, А. Павленко, С. Сбоевой, М.М.Фокина.

Важные наблюдения искусствоведческого и культурно-исторического характера, связанные с историей и спецификой театрально-декорационного искусства содержатся в работах: В.В. Ванслова, Ф.Я. Сыркиной, Е.М. Костиной, М.Н. Пожарской, Дж. Боулта, В.И. Березкина, Н. Акимова, А.А. Михайловой, М.А. Френкеля, И.Ф. Петровской, К. Гинкаса, Э. Кочергина, В. Калиша, Л.Г. Головы, М.Л. Виктуриной, В.И. Козлинского, Е.Л. Луцкой, Л. Овэс, Л. Бажанова, В.Н. Кулешовой, В.Ф. Рындина, А.Н. Шифриной.

Вопросы истории костюма, театральных драпировок и сценическим технологиям почерпнуты из работ: А.А. Васильева, В. Вольпиной, Г. Галаджиевой, Г.П. Дудниковой, Н.М. Калашниковой, Д.А. Ключникова, Ф.Ф. Комиссаржевского, Б.Г. Кноблок.

Вопросы возникновения и развития театров и театрально-декорационного искусства в сибирском регионе оставались предметом научного интереса лишь некоторых исследователей - О.Громовой, И.Ф.Петровской, Е.Ячменева, С. Дубовцевой, С.И.Жартун, Е.М.Езерской, Л.В.Йоффе, Л.Лифшица, А.Е.Зубова.

В работах М.Н.Пожарской (использующей историографический метод), посвященных театрально-декорационному искусству России конца XIX - начала XX века, сравнивается развитие режиссуры и театрально-декорационного искусства, где появление новых методик стимулировало развитие новых форм сценического оформления. В работе «Русское театрально-декорационное искусство» 1978 года Ф.Я.Сыркина и Е.М.Костина больше внимания уделяют историческим аспектам развития театрально-декорационного искусства, обращаясь и к анализу произведений. В основном это эскизы и фотографии декораций. Проблемы влияния на художника социальных процессов, среды формирования, почти всегда затрагиваются в монографиях и русских, и зарубежных исследователей. Рассматривается в одних случаях - эскизное творчество, как искусство «театрально-

декорационное» или творчество отдельного художника. В других -социальный аспект или синтез качеств, свойственных сценографии. Театр как «театр художника», используя функционально-типологический метод, рассматривает В.И.Березкин в своей работе «Искусство сценографии мирового театра. Т.4: Театр художника. Истоки и начала», на примере работ русских, польских, итальянских авторов. Театрально-декорационное искусство анализируется через вещественно-предметные, архитектурные, фактурные персонажи, статические и кинетические объекты. Представляется общая картина возникновения новых форм в работах художников театра через предметный мир, сценография мирового театра как процесс эволюции формы - от обслуживающего до самоценного, суммарного объекта.

Большой интерес представляет работа А.П.Кузичевой «Театральная критика российской провинции 1880-1917, комментированная антология» 2006 года, где рассматривается феномен театральной критики в разные периоды существования на протяжении XIX и XX веков. Затрагивается также аспект критики театрально-декорационного искусства.

Из работ, написанных самими художниками наиболее показательна работа М.А.Френкеля «Пластика сценического пространства: некоторые вопросы теории и практики сценографии». Такие исследования являются, преимущественно, практическими пособиями для сценографов, однако анализируются и теоретические вопросы. Френкеля можно считать первопроходцем разработки ряда важных тем: построение сценографического конфликта как основного глубинного действенного механизма образной сценографической структуры, процесс выбора технических средств, трансформации сценической среды, интерпретации пьесы пластическими средствами.

Направления, в которых работают зарубежные исследователи, условно можно разделить на группы: исследования театрально-декорационного искусства и театра прошлого (например, работы Д.Браттон о викторианском театре), исследование современных тенденций и достижений и, наконец, анализ зарубежного опыта прошлого и настоящего (Дж.Боулт «Художники Русского театра 1880-1930 годов»).

В монографии И.Ф.петровской «Театр и зритель провинциальной России» 1979 года, основное внимание уделяется особенностям понимания российской театральной традиции, характер работы носит скорее культурологический, нежели искусствоведческий характер.

О.Громова в статьях рассматривает период от 1874 до 1917 года, вопросы непосредственно театрального оформления мало затрагиваются, предпочтение отдается самой истории формирования театров.

Е.Ячменев в монографии «Иркутский театр и декабристы (1850-1861)» рассматривает, прежде всего, аспект влияния на иркутскую театральную жизнь ссыльных декабристов, как носителей столичной культурной

традиции, что имеет опосредованное отношение к театрально-декорационному искусству, но содержит важный для исследования фактический, культурологический материал.

Вышедшая в 2008 году монография А.Е.Зубова «Соединение двух загадок. Художники новосибирских театров. Очерк творчества». Затрагивает тему творчества театральных художников новосибирских театров -Новосибирского драматического театра и театра «Красный факел». Автор использует в основном историографический метод, анализируя работы выдающихся персоналий. Акцентируя внимание на периодизации работ художников Новосибирска 1945-1990 гг..

Период частично соответствует научным интересам автора настоящего исследования, но затрагивает регион Западной Сибири.

Таким образом, тема данного исследования - «Театрально-декорационное искусство Красноярска и Иркутска: этапы становления и развития 20-90-е гг. XX века» аналогов не имеет, рассматривает регион -Восточной Сибири, и персоналии художников Красноярска и Иркутска. С позиции не только периодизации, но и влияния театрально-декорационного искусства и такого феномена как, Красноярский ТЮЗ на культурный климат в регионе. Влияние на станковую живопись, графику и декоративно-прикладное искусство художников театров Красноярска и Иркутска. Применение системного историографического и искусствоведческого методов анализа, сравнительно-описательный и хронологически-систематизирующий подходы позволили, определить внутренние связи и взаимодействия, формировавшие своеобразную изобразительную традицию в театрально-декорационном искусстве Восточной Сибири.

Источники, использованные в работе. Для раскрытия темы, в основном, использованы прямые источники - эскизы декораций, костюмов, плакаты, афиши, живописные и графические работы художников театров. Рассматриваются: 1) коллекция театрально-декорационного искусства Красноярского Художественного музея им. В.И.Сурикова, 2) коллекция Красноярского краевого краеведческого музея, 3) коллекция музея Красноярского Государственного театра Оперы и Балета, 4) коллекция музея Краевого драматического театра им. А.С.Пушкина, 5) коллекция музея Красноярского театра юного зрителя, 6) коллекция красноярского театра Музыкальной Комедии, 7) материалы Иркутского академического драматического театра им. Н.П.Охлопкова, 8) личные коллекции Н.А.Внуковой, А.А.Ушакова, А.Г.Арутюнова и др. Используются косвенные источники: публикации в печатных изданиях, фотографии со спектаклей, экспликации спектаклей а также рассказы очевидцев, воспоминания актеров, художников, режиссеров (И.Б.Гудкова, А.Н.Баженова, О.И.Фирера, А.А.Ушакова, Н.И. Щуко и др.).

Ценными источниками явились текстовые архивные материалы всех вышеназванных красноярских музеев и городского архива, Иркутского академического драматического театра им. Н.П.Охлопкова, Иркутского музыкального театра им. М.Н.Загурского.

Объектом исследования является отечественная сценография региона Восточной Сибири.

Предмет исследования. Процесс становления и развития театрально-декорационного искусства. Характер изобразительного языка и средств образной выразительности на материале произведений наиболее ярких персоналий.

Территориальные рамки исследования: города Красноярск и Иркутск. Крупные культурные центры, они были выбраны как наиболее яркие примеры самобытных путей развития театрально-декорационного искусства в Восточной Сибири. В Красноярске специфика сценографии связана с важной, на некоторых этапах развития преобладающей, ролью художника в театре и как следствие, изобразительной концепции в театральном процессе. В Иркутске развитие театрально-декорационного искусства происходило в тесной взаимосвязи с литературной составляющей. Творчество ряда местных драматургов (А.Вампилов, В.Распутин и др.) влияло на процесс формирования особенностей сценографии.

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XIX до середины 90-х годов XX века. Выбор этого периода обусловлен тем, что этот временной промежуток отмечен возникновением театров в Сибири, становлением и развитием театрально-декорационного искусства. Конкретные примеры театрального оформления становится возможным исследовать, начиная с 30-х годов XX века. Особое внимание уделяется 60-80-м гг. XX века - периоду наиболее продуктивному в театрально-декорационном искусстве региона.

Цель исследования: Обобщение и систематизация разрозненного изобразительного и фактического материала, анализ процессов развития и расстановка приоритетов в сценографии Красноярска и Иркутска.

Задачи исследования:

1) Определить количественные параметры художественных
произведений, созданных художниками театров Красноярска, Иркутска
(эскизов декораций, костюмов, театральных плакатов и пр.) на основании
текстовых и изобразительных материалов, музеев и частных коллекций.

2) Проанализировать характер и динамику возникновения и развития
театрально-декорационного искусства Восточной Сибири, посредством
сравнительного анализа с аналогичными процессами в Москве и Петербурге.

  1. Исследовать творчество наиболее ярких мастеров. Сопоставить эскизный и сценографический материал этих авторов с их работами в других жанрах и видах (пейзаж, плакат, и т.д.)

  2. Выделить экспериментальный, новаторский аспекты в творчестве конкретных авторов. Проанализировать творчество художников, для которых региональные театры явились площадкой приобретения профессионального опыта, обретения индивидуального творческого почерка, позволившего им в дальнейшем выйти на всероссийский и мировой уровень.

  3. Охарактеризовать степень художественной и культурной ценности рассматриваемых произведений. Сформулировать характер своеобразия рассматриваемого явления.

Методологическая основа исследования

В исследовании мы опирались на разнообразные методы искусствоведческого анализа.

Наиболее объемные исследования проводились: Пожарской М.Н., Сыркиной Ф.Я., Костиной Е.М., Березкиным В.И. (исторический, функционально-типологический методы). Использовался культурологический метод применявшийся: Петровской И., Кузичевой А.П., Калишем В., Михайловой А.А., Луцкой Е.. А также в работах Френкеля М.А., Боулта Д., Браттон Д., Громовой О., Войтюк С, Ячменева Е., Ракитиной Е.Б., Дубовцевой С, Жартун С. И.

При выявлении закономерностей организации сюжетных композиций применялся структурно-семиотический метод, а закономерностей организации композиций с другой логикой построения - иконографический. Использовались методики: классификации, и стилистического сопоставления изобразительных материалов; междисциплинарный, сравнительно-описательный и исторический методы.

В исследовании также использовалась методология, применяемая в театроведении - критический анализ спектаклей. Для чего рассматривались материалы художественной и театральной критики (нормативы сценографического прочтения драматургии, с анализом работ художников).

Использовались работы зарубежных авторов с различной методикой анализа (особенностью которых является более индивидуализированный подход). Выбор обусловлен характером исследуемых источников. Некоторые периоды, рассматривались не только в искусствоведческом, но и культурологическом аспекте.

На защиту выносятся следующие положения:

* В период с середины XIX века до 20-х годов XX века интенсивно проходил и завершился процесс формирования профессиональных театров в

/

городах Красноярск и Иркутск, что явилось условием для возникновения здесь местной школы театрально-декорационного искусства.

Период с середины 20-х до середины 30-х годов характеризуется как этап реорганизационных и творческих экспериментов, с преобладанием оформления, выполненного в эстетике авангарда, в молодежных театрах (ТРАМах).

Доказывается доминирование с середины 30-х до середины 50-х годов иллюстративного метода оформления спектаклей. «Декорация места действия» или «жизнеподобная декорация». Что является элементом, перенятым из столичной сценографии и общепринятым в стране в данный период.

С середины 50-х годов начинается процесс формирования новых форм театрально-декорационного искусства. Инициаторами поисков новых методов явились наиболее яркие персоналии, работавшие в рамках доминирующей сценографии «декорации места действия», но с элементами индивидуализированной стилизации (Г.К.Волков, М.М.Цибаровский).

В 60-е годы происходит развитие всех основных типов театрально-декорационного искусства, в первую очередь игрового (в формах минимализма, стилизации, схематизации), персонажного (с использованием элементов декораций, как полноправных персонажей спектакля). Параллельно существовала и усложнялась декорация обобщенного места действия (в основном в рамках Красноярского ТЮЗа).

В 70-80-е годы завершилось формирование трех основных типов театрально-декорационного искусства и возник доминирующий тип сценографии, явившийся синтезом всех предшествующих форм. Этот процесс продолжается до начала 90-х годов.

90-е годы в связи с объективными экономическими и политическими факторами привели к кризису и несколько замедлили темпы развития предшествующих типов сценографии, но открыли перспективы для возникновения новых, ранее не существовавших направлений (взаимопроникновение театра и современного изобразительного искусства).

Научная новизна:

  1. Данное исследование впервые обобщает обширные, но разрозненные фактические материалы, относящиеся к периоду становления и развития сценографии в Восточной Сибири.

  2. Впервые проведена классификация изобразительного материала по периодам, авторам, изобразительным особенностям: живописного - эскизов декораций и костюмов, и графического характера - театральных плакатов, программок, а также пластических форм - макетов, кукол, масок.

3. Обозначены основные хронологические этапы поступательного
развития театрально-декорационного искусства в Восточной Сибири.

4. Выявлены специфические, своеобразные черты сибирской
сценографии периода 60-80-х гг. Отличающиеся от общемировых и
общероссийских тенденций или согласующиеся с ними. Сформулирована
особенность способов решения художественных задач красноярскими и
иркутскими авторами, основанных на работе с цветом, состоянием, светом,
без преобладания идейно-сюжетного содержания. Преобладает
экспериментальный, новаторский аспект в поиске пространственных решений
трактовки декораций и костюмов.

4. Сформулирован ценностный статус сценографии Восточной Сибири
как феномена ТДИ на обозначенной территории.

5. Проанализирован процесс влияния и взаимного обогащения
театрально-декорационного и станкового изобразительного искусства в
регионе.

6. Введены в научный оборот имена авторов, ранее не упоминавшиеся в
научной литературе, художников театра, работавших в Красноярске и
Иркутске в означенный период. Собран и список специфических источников
информации: афиш, плакатов, программок, буклетов, в количестве 577
иллюстраций (из них ранее не публиковалось 400).

Апробация результатов исследования была осуществлена в ходе научно-практических конференций:

  1. Всероссийская научно-практическая конференция «Современные тенденции и проблемы развития художественного образования России» (22-23 ноября 2007 года, Красноярск).

  2. Республиканская научная конференция «Современное искусство Сибири» (19-20 сентября 2008 года, Новосибирск). Шестые Сибирские искусствоведческие чтения в контексте региональных художественных выставок второй половины XX - начала XXI века.

  3. Республиканская научно-практическая конференция «Суриковские чтения» (январь 2008 года, Красноярск).

4. Научно-практическая конференция, посвященная 75-летию
образования Красноярского края, «Искусство Сибири. Традиции и
преемственность» (декабрь 2009 года, Красноярск).

5. Международная научно-практическая конференция «Художественное
образование в культурном пространстве Арктики» (26-27 ноября 2009 года,
Якутск).

6. Межвузовская научно-практическая конференция «Строгановские
чтения» (ноябрь 2009 года, Москва).

7. Третья Международная (четвертая Всероссийская) научная
конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Искусство глазами

молодых» (30-31 марта 2011 года, Красноярск). Красноярская

государственная академия музыки и театра.

8. Всероссийская научно-практическая конференция «Композиционное мышление как основа профессионального обучения в сфере культуры» (21-22 октября 2011 года, Красноярск). Красноярский государственный художественный институт.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается:

1. В возможности использования результатов исследования в
современных условиях различными группами респондентов (артистов,
режиссеров, театроведов, искусствоведов, учащихся специализированных
ВУЗов).

  1. В сохранении наследия творчества театральных художников в едином источнике, что будет способствовать каталогизации и исследованию живописных и графических работ театральных художников в фондах краевых, городских и театральных музеев и личных коллекциях.

  2. Материалы исследования могут быть использованы при составлении учебных программ, чтении лекционных курсов, написании учебных пособий и популярных очерков по истории отечественного искусства и, в частности, сценографии XX века.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из двух томов. Том I включает в себя: диссертацию (состоящую из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы) общий объем без приложений 188 страниц. И приложение А (таблицы репертуаров театров Красноярска и Иркутска). Том II включает приложения Б и В -аннотированный список иллюстраций и иллюстрации в количестве 577 экземпляров (фотографии эскизов, декораций, костюмов, макетов, кукол, сцен из спектаклей, плакатов, программок, афиш и буклетов. С указанием: авторства, театра, периода, техники исполнения и, где возможно - размеров).

Похожие диссертации на Театрально-декорационное искусство Красноярска и Иркутска : становление и развитие в 20-90-х гг. XX в.