Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современная монументальная живопись Русской Православной церкви (по материалам воссоздания Кафедрального собора храма Христа Спасителя в Москве) Ширшова, Любовь Васильевна

Современная монументальная живопись Русской Православной церкви (по материалам воссоздания Кафедрального собора храма Христа Спасителя в Москве)
<
Современная монументальная живопись Русской Православной церкви (по материалам воссоздания Кафедрального собора храма Христа Спасителя в Москве) Современная монументальная живопись Русской Православной церкви (по материалам воссоздания Кафедрального собора храма Христа Спасителя в Москве) Современная монументальная живопись Русской Православной церкви (по материалам воссоздания Кафедрального собора храма Христа Спасителя в Москве) Современная монументальная живопись Русской Православной церкви (по материалам воссоздания Кафедрального собора храма Христа Спасителя в Москве) Современная монументальная живопись Русской Православной церкви (по материалам воссоздания Кафедрального собора храма Христа Спасителя в Москве) Современная монументальная живопись Русской Православной церкви (по материалам воссоздания Кафедрального собора храма Христа Спасителя в Москве) Современная монументальная живопись Русской Православной церкви (по материалам воссоздания Кафедрального собора храма Христа Спасителя в Москве) Современная монументальная живопись Русской Православной церкви (по материалам воссоздания Кафедрального собора храма Христа Спасителя в Москве) Современная монументальная живопись Русской Православной церкви (по материалам воссоздания Кафедрального собора храма Христа Спасителя в Москве) Современная монументальная живопись Русской Православной церкви (по материалам воссоздания Кафедрального собора храма Христа Спасителя в Москве) Современная монументальная живопись Русской Православной церкви (по материалам воссоздания Кафедрального собора храма Христа Спасителя в Москве) Современная монументальная живопись Русской Православной церкви (по материалам воссоздания Кафедрального собора храма Христа Спасителя в Москве) Современная монументальная живопись Русской Православной церкви (по материалам воссоздания Кафедрального собора храма Христа Спасителя в Москве) Современная монументальная живопись Русской Православной церкви (по материалам воссоздания Кафедрального собора храма Христа Спасителя в Москве) Современная монументальная живопись Русской Православной церкви (по материалам воссоздания Кафедрального собора храма Христа Спасителя в Москве)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ширшова, Любовь Васильевна. Современная монументальная живопись Русской Православной церкви (по материалам воссоздания Кафедрального собора храма Христа Спасителя в Москве) : диссертация ... доктора искусствоведения : 17.00.04 / Ширшова Любовь Васильевна; [Место защиты: Санкт-петербургская государственная художественно-промышленная академия].- Санкт-Петербург, 2012.- 797 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Формирование историко-художественных предпосылок развития монументальной живописи Русской Православной Церкви в 1980 - 1990 - е годы . 33

1.1 Художественное жизнь общества в 1980-1990-е годы и возрождение отечественного церковного искусства. 34

1.2 Роль Российской академии художеств в возрождении и развитии современного церковного искусства. Сложение новой академической системы православного художественного образования . 53

1.3 Становление православной художественной практики в отечественном искусстве в 1980 - 1990-е годы 95

Глава II. Традиционное и новаторское в синтезе искусств комплекса Кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве 135

2.1 Воссоздание живописного убранства в архитектурном пространстве Кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве (1994-1999) 136

2.1.1. Обзор культурной жизни периода создания храма и времени его возрождения (последняя четверть XX века) 138

2.1.2. Подготовительный период работ по воссозданию живописного убранства Кафедрального соборного храма Христа Спасителя (1994-1999)

2.1.3. Выполнение сюжетных и орнаментальных росписей Кафедрального соборного храма Христа Спасителя (1999) 190

п.2.2 Решение проблем синтеза в процессе создания

росписей залов стилобатной части комплекса храма

Христа Спасителя в Москве (2000) 211

п.2.3 Особенности сложения иконографической

программы живописного убранства нижней

Преображенской церкви (2001-2010) 217

Глава III. Воссоздание живописного убранства Кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве: влияние творчества ведущих мастеров на развитие монументальной церковной живописи первого десятилетия XXI века . 233

3.1 Развитие стилевых направлений отечественной монументальной церковной живописи в первое десятилетие XXI века; искусство мастеров, воссоздавших живописное убранство Кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве 234

3.1.1. Обоснование многообразия художественно образных средств и стилевых новшеств 234

3.1.2. Практика монументальной церковной живописи, ориентированная на стилистику древнерусского искусства 260

3.1.3. Практика монументальной церковной живописи: следование византийским образцам, 276

3.1.4. Практика монументальной церковной живописи, основанная на переосмыслении традиций академического письма 282

3.1.5. Практика монументальной церковной живописи, синтезирующая художественные стили рубежа XIX-XX веков. 292

3.2 Влияние творчества российских мастеров (участников воссоздания живописного убранства Кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве) - на мировую практику церковной монументальной живописи первого десятилетия XXI века. 301

Заключение 327 Примечания Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Актуальность комплексного исследования, посвященного современной монументальной живописи Русской Православной Церкви и специально – феномену развития стенописи на рубеже ХХ-ХХI веков – подтверждается назревшей необходимостью изучения значительного пласта отечественной культуры, влияющего на формирование духовности современной эпохи.

Изучаемый период – исторически уникален и самостоятелен и вместе с тем теснейшим образом связан с национальными традициями, которые стали фундаментом церковного искусства нашего времени и огромным резервом для поиска новых ценностных ориентиров. Этот период стал временем возрождения и масштабного развития православной монументальной живописи. Обостренная историческая память способствовала проявлению небывалого творческого импульса: за два десятилетия в этом искусстве пройден большой путь, который не может не вызывать огромный интерес у искусствоведов, культурологов, богословов, профессиональных художников. Сегодня он становится источником научных исследований, философского осмысления, духовного и эстетического обновления. «Неизреченные образы» монументальной церковной живописи составляют гордость страны и в достаточной степени влияют на формирование современной отечественной культуры.

Интерес автора к этому историческому периоду определен очевидной значимостью процесса возрождения церковного искусства и той ролью, которую выполняет православная живопись в современной духовной культуре. Феномен воссоздания Кафедрального соборного храма Христа Спасителя (1994-2000) в Москве рассматривается в диссертации как явление по ряду присущих ему признаков. Они выявлялись и в истории памятника, и в той огромной роли, которую играл храм в судьбе России, в истории Русской Православной Церкви, православного искусства. Воссоздание национальной святыни (1994-2000) - этого грандиозного архитектурно-художественного ансамбля – стало этапным в процессе возрождения православного искусства в стране. Оно показало, что состояние отечественного церковного искусства достигло такого уровня, когда стало возможным трактовать его как одно из знаковых художественных явлений национальной культуры, способного определить свое последующее масштабное развитие в стране и в мире.

Актуальность изучения определяется также необходимостью обращения к творчеству ведущих мастеров, воссоздавших живописное убранство храма Христа Спасителя, поскольку именно их творческие достижения позволяют говорить о качественно новом этапе развития церковного искусства в России. Их храмовые росписи в США и Канаде, Мексике и Японии, Сербии и Хорватии, Германии и других странах имели весьма значительное влияние на развитие мировой художественной культуры. Эти мастера своим примером продемонстрировали возможность органичного соединения творческого поиска с христианскими идеями, нашли адекватный современным общественным процессам характер их воплощения. Вся практика современного религиозного искусства, все его разнообразие, конечно, не сводится к творчеству только этих мастеров, однако именно они выступили ключевыми фигурами этого искусства, смогли стать как бы основным его стержнем. В наши дни, когда существует уникальная возможность непосредственных контактов с мастерами современной монументальной православной живописи, важно ввести в научный оборот и обобщить огромный фактический и художественный материал, который необходим как для настоящих, так и для будущих исследователей искусства стенописи Русской Православной Церкви рубежа ХХ-ХХI столетий.

Искусство православных росписей продолжает те достижения, которые были выработаны выдающимися профессиональными живописцами, выпускниками и педагогами художественных институтов имени В.И. Сурикова в Москве и имени И.Е. Репина в Санкт-Петербурге, входящих в систему Российской Академии художеств. Именно академия художеств, которая сохранила и развивает уникальную академическую школу, в начале 1990-х годов стала действовать в сфере профессиональной подготовки мастеров живописи, способных работать в храмах. Востребованность и реализация этой вузовской практики тоже должны обрести свое дальнейшее изучение и обобщение.

В самом широком плане актуальность темы исследования обусловлена потребностью отечественного искусствознания в изучении генезиса церковного творчества современных мастеров, в определении тенденций и направлений развития монументальной храмовой живописи в ХХI веке. Изучение этой проблематики способно стать базовым для целого ряда научных направлений в области исследования современного православного искусства, войти в структуру вузовских образовательных программ по искусствознанию, истории, культурологии, выступить определенным камертоном в творческой практике современных живописцев.

Автор диссертации лично участвовал во всех этапах современной исторической реконструкции Кафедрального соборного храма Христа Спасителя в качестве ученого секретаря Художественного совета Российской академии художеств и члена Координационной группы специалистов; это позволяет ввести в ткань основного исследования летописный момент, раскрывающий дополнительные ракурсы видения обозначенной темы.

Степень теоретической изученности темы.

Избранная тема носит междисциплинарный характер и включает в себя значительный комплекс различных исследовательских работ. В последние годы определился интерес к изучению национального художественного наследия, раскрывающего самобытность отечественной культуры.

Наиболее изученной областью является древнерусское искусство (Х-ХVII вв.). Истории его изучения посвящены специальные исследования Т.А. Славиной, И.Л. Кызласовой, Г.И. Вздорнова, П.А. Раппопорта.

Изучение церковного искусства прошло ряд этапов. Представляют интерес исследования ученых, которые на основе научного направления – церковной археологии – заложивших в ХIХ столетии теоретический фундамент изучения древнерусского искусства: Ф.И. Буслаева, И.Е. Забелина, И.П. Сахарова, И.М. Снегирева, Н.П. Кондакова, Н.П. Лихачева, Н.В. Покровского, Н.Г. Первухина, Д.А. Ровинского, А.И. Успенского.

В конце XIX — начале XX века в работах Д.В. Айналова, П.П. Муратова, А.В. Прахова, Н.Н. Пунина древнерусское искусство стало предметом историко-искусствоведческих исследований.

Для осмысления церковного искусства России на уровне мировоззренческих позиций важны труды религиозных философов, работавших в конце ХIХ - первой половине ХХ веков: С.Н. Булгакова, Е.Н. Трубецкого, Н.Ф. Федорова, Г.П. Федотова, П.А. Флоренского. Основные работы этих мыслителей, обращенные к проблемам русского религиозного сознания и к специфике национальной духовной традиции, вошли в антологии, изданные в нашей стране: «Философия русского религиозного искусства ХVI-ХХ вв.», «Православная икона. Канон и стиль», «Богословие образа. Икона и иконописцы», «История религии» (А. Ельчанинов, В. Эрн, П. Флоренский, С. Булгаков. Репринтное воспроизведение издания 1909 года).

Масштабное возрождение Русской Православной Церкви способствовало развитию современной религиозно-философской мысли. Формирование мировоззрения вообще, а религиозного в особенности, невозможно без осмысления исторического опыта в этой области. Историософская концепция русской истории, русской судьбы, русского религиозного избранничества изложена, в частности, в книге «Русская симфония» известного просветителя, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева).

С начала 1990-х годов в России был выпущен ряд энциклопедических изданий, справочно-научной литературы: «Библейская энциклопедия», «Энциклопедия православной иконы», «Христианство» в 3-х томах, «Словарь русских иконописцев ХI-ХVII веков», «Православная энциклопедия», энциклопедический справочник «Мир русской культуры», монография Н. Иониной «Православные святыни» и т.д. В этих изданиях содержится достаточно большое количество статей, систематизируется огромный материал, связанный с теми или иными аспектами христианства, религиозного искусства.

При исследовании современного православного искусства важно уловить не только внешние изменения в его становлении и развитии, но и понять глубинные внутренние мотивы его единства с культурой прошедших эпох. Для нас ценны труды А.И.Анисимова, который в начале XX столетия по существу обосновал современный метод стилистического анализа церковного искусства и исследовал изменение формы в зависимости от изменений в религиозно-философской мысли эпохи.

Глубокому пониманию общего процесса русской церковной живописи способствуют исследования С.С. Аверинцева, М.В. Алпатова, В.Г. Брюсовой, И.П. Болотцевой, В.В. Бычкова, Г.К. Вагнера, И.И. Грабаря, Д.С. Лихачева, В.Н. Лазарева, Н.Е. Мневой, Б.В. Михайловского, Е.С. Овчинниковой.

Важно подчеркнуть, что изучение православного искусства в современный период шло одновременно с процессом его становления и развития. Литература, посвященная этой проблематике, формировалась в несколько этапов, соотнесенных с эволюцией данного вида творчества. Начальный этап – это хроника процесса, каталоги общих выставок церковного искусства, статьи в различных периодических изданиях. Затем – первые опыты теоретического осмысления творческого пути отдельных мастеров современной монументальной живописи. С середины 1990-х годов проводятся научные конференции, публикуются статьи в научных журналах и сборниках. Сегодня – это осмысление места, роли и значения церковного искусства в контексте современных художественных тенденций отечественной культуры; книги и альбомы по истории православного искусства. Коллективными усилиями современных ученых – историков, искусствоведов, литературоведов, философов – введено в научный оборот множество документов, опубликованы исследования об отдельных, часто трагических страницах истории Русской Православной Церкви.

В 1990-х годах, когда научный атеизм ушел в прошлое и все активнее стали заявлять о себе проблемы духовного возрождения, ясно обозначилось стремление ряда исследователей найти новый ракурс видения православного искусства, восстановить образовавшиеся лакуны. В этом блоке важны труды современных исследователей — А.В. Рындиной, Т.В. Горбуновой, И.Л. Бусевой-Давыдовой, Г.И. Вздорнова, Л.И. Лившица, О.И. Подобедовой, Л.А. Черной, В.Д. Черного, Г.В. Попова, Н.С. Кутейниковой, И.К. Языковой, Н.А.Барской, О.С.Поповой, Э.С.Смирновой, Л.А.Щенниковой, других. Современный период можно назвать временем переосмысления традиций церковного искусства прошлых эпох: здесь интересны труды О. Демуса, в которых средневизантийские ансамбли монументальной храмовой декорации (IХ-ХII вв.) рассматриваются как сложный и единый художественный организм. В свою очередь, традиции наружного убранства храма достаточно изучает М.А.Орлова.

Следующий блок исследований, представляющих интерес для нашей темы, составляют публикации, которые касаются вопросов теории и практики реставрации и воссоздания памятников христианского искусства. Ценным источником выступают здесь издания таких авторов, как Ю.Г.Бобров, В.В.Филатов. К этому же блоку можно отнести информационно-художественные интернет-порталы, которые освещают выставки церковного искусства; важным источником информации служат современные международные научные семинары, конференции, симпозиумы, где в докладах и видеоматериалах поднимаются вопросы данной проблематики.

Возникновение и формирование различных направлений в искусстве во многом зависит, как известно, от школы и педагогической системы. В этом отношении трудно переоценить роль Академии художеств и академической школы для становления новой церковной живописи, для развития церковного искусства в целом. Здесь чрезвычайно важны труды И.Ф. Урванова, С.Н. Кондакова, не потерявшие своей значимости и в наши дни. Следует отметить также издания авторского коллектива Н.М. Молевой и Э.М. Белютина, исследователей В.Г. Лисовского, В.Т. Богдан, которые ценны для изучения педагогической художественной системы. Профессиональная подготовка современных церковных живописцев анализировалась в различных публикациях преподавателей академических художественных институтов — А.К.Крылова, игумена Александра (А.Н. Федорова), Е.Н. Николаевой, Е.Н. Максимова.

Особый блок составляют публикации, посвященные исследованию художественных материалов, технологии монументального искусства, вопросам подготовки стены под роспись, технике монументальной живописи; этим вопросам посвятили свои работы Ю.В. Алексеев-Алюрви, А.В. Виннер, Д.И. Киплик, М.А. Крестов.

Корпус исследований по современной монументальной церковной живописи представлен, в основном, статьями в периодических изданиях. К проблемам храмового искусства рубежа XX-XXI веков обращаются исследователи И.Л. Бусева-Давыдова, игумен Александр (А.Н. Федоров), Н.С. Кутейникова. Вопросы синтеза искусств в современных храмах поднимаются в статье игумена Александра (А.Н. Федорова) «Православный храм на рубеже столетий». При рассмотрении композиционно-художественных вопросов живописи опирались на труды: Н.Н Волкова, С.М.Даниэля, Б.В.Раушенбаха, других.

Сегодня мы располагаем определенным багажом научного осмысления творчества лишь нескольких мастеров современной монументальной религиозной живописи. Так, творчеству Е.Н. Максимова посвящены отдельные (общего характера) статьи в различных изданиях, где в основном излагается биографический материал и дается краткий обзор творческого пути художника. Двум масштабным этапам творческой деятельности художника В.И.Нестеренко – участию в воссоздании росписей Кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве и созданию живописного убранства Кафедрального собора города Дмитрова посвящены альбомы, где авторы обращаются к работам мастера, для которого монументальная церковная живопись стала значимой составляющей его творческого пути. О творчестве художника из Ярославля – Н.А. Мухине - авторами А. Кантором, О. Романовой, С. Ямщиковым, О. Тарасовым опубликованы статьи в каталогах произведений мастера. В 2006 году вышел альбом, подготовленный Н.Н. Мухиной, который посвящен современным ярославским церковным художникам, в том числе деятельности Н.А.Мухина. Аналитическая статья А.В.Гамлицкого, опубликованная в научном сборнике, посвящена творчеству известного московского мастера Н.В. Нужного.

В связи с возрастающим интересом к современному церковному искусству в 1990-е годы появились первые публикации, посвященные Кафедральному соборному храму Христа Спасителя в Москве; здесь следует отметить издания Е.И. .Кириченко, Е.З.Церетели, Е. Лебедевой и других исследователей. Не перестает быть актуальным труд М.С. Мостовского, посвященный строительству и созданию художественного убранства храма «во имя Христа Спасителя» в Москве, изданный в 1883 году и переизданный в 1995 году. Что же касается специальных работ, изучающих воссоздание Кафедрального соборного храма Христа Спасителя, то их число невелико, преимущественно в них собран фактический материал, касающийся тех или иных исторических моментов.

Особую трудность для решения проблем воссоздания живописного убранства храма Христа Спасителя составил подбор изобразительного материала; фотографии утраченного памятника заимствованы из издания ХIХ века фирмы «Шерер и Набгольц». Внимание уделено изучению архивных, исторических, художественных материалов из фондов Российского государственного исторического архива, Научного архива, Научной библиотеки и Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, архива Президиума Российской академии художеств, архива Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова, архива Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, фондов Государственного Русского музея и Государственной Третьяковской галереи, других музеев.

Визуальный ряд нашего исследования дополнили фото и иллюстративные материалы, имеющие документальное значение и раскрывающие информацию о храмах, расписанных отечественными мастерами, (участниками воссоздания росписей Кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве) в США, Канаде, Мексике, Японии, Сербии, Хорватии, Греции, Азербайджане, Грузии, на Кипре. Поскольку данная работа написана в первое пятнадцатилетие ХХI века, она неизбежно включает в себя ссылки на новые информационные ресурсы, которыми располагает система современного интернета.

Весь корпус источников свидетельствует о возможности и необходимости изучения и систематизации произведений современной монументальной религиозной живописи как органичной составляющей возрождающейся духовной культуры в России. Явление современной религиозной монументальной живописи значительно. Без этого важного и содержательного материала верное представление об общеевропейской и мировой культуре рубежа ХХ-XXI веков будет неполным.

Цели и задачи исследования.

Целью исследования выступает комплексное изучение и обобщение сложного, значительного и многопланового процесса возрождения и становления современной монументальной живописи Русской Православной Церкви, выявление тенденций ее развития, а также стилевая классификация, осуществленная на примере искусства художников, воссоздавших росписи Кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве.

Задачи исследования заключаются в следующем:

- осуществить анализ основных этапов и характерных особенностей возрождения и становления монументальной живописи Русской Православной Церкви на рубеже XX-XXI веков как явления глубоко национального, положившего начало новому этапу развития церковного искусства в России; основная задача данного исследования – проследить процесс развития современной монументальной церковной живописи в изучаемый период, соответственно, главные акценты ставятся на проблеме раскрытия генезиса и эволюции православной стенописи рубежа ХХ-ХХI веков;

- провести исследование вопросов преемственности художественных традиций и появления новых тенденций в современной монументальной церковной живописи;

- проанализировать практику профессиональной подготовки мастеров современной монументальной храмовой живописи в художественных вузах, входящих в систему Российской академии художеств; выявить роль Российской академии художеств в развитии современного церковного искусства;

- обосновать воссоздание Кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве как знаковое событие отечественной и мировой художественной культуры;

- осуществить исследование произведений современной монументальной православной живописи; обосновать историческую и культурную значимость творчества ведущих отечественных мастеров, воссоздавших живописное убранство Кафедрального соборного храма Христа Спасителя;

- выявить ведущие стилистические тенденции в развитии современной монументальной церковной живописи на примере художественной практики мастеров, воссоздавших росписи Кафедрального соборного храма Христа Спасителя;

- сформировать целостный взгляд на историю развития современной монументальной церковной живописи в России, показать ее роль в общей системе отечественного и мирового искусства.

Объект исследования: современная монументальная живопись Русской Православной Церкви как значимая составляющая отечественной духовной культуры, формирующаяся в процессе социальных и культурных преобразований в жизни и в искусстве России рубежа ХХ-ХХI столетий.

Предмет исследования: становление и эволюция современной православной стенописи на примере творчества ведущих мастеров монументальной живописи, воссоздавших росписи и орнаменты Кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве и повлиявших на развитие церковного искусства как в России, так и в других странах на рубеже ХХ-ХХI веков.

Хронологические границы исследования.

Затронутая тема ретроспекции позволила начать датировку границ исследования с 25 декабря 1812 года, со времени подписания Императором Александром I «Высочайшего манифеста», в котором говорилось «о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа» и «о принесении Господу Богу благодарности за освобождение России от нашествия неприятельского». Нижняя граница определяется эпохой создания Кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве и завершением последнего - третьего этапа живописных работ в комплексе воссозданного храма: это первое десятилетие ХХI века - 2010 год (фактически до наших дней).

Периодизация обусловлена стремлением автора закрепить значимость основных событий, происходивших в современной монументальной живописи Русской Православной Церкви, показать, что своеобразие и уникальность современного искусства стенописи состоит в стремительности темпа, с каким оно возрождалось и эволюционировало на рубеже ХХ-ХХI столетий. Соответственно, в работе предлагается периодизация развития этих процессов, включающая три основных этапа: рубеж 1980-1990 гг., далее период 1994-1999 - годы воссоздания Храма Христа Спасителя в Москве и первое десятилетие ХХI века.

Предложенная периодизация не окончательна и выступает, прежде всего, как базовый вариант для дальнейших исторических и теоретических изысканий в этой области.

Методология и методика исследования.

Диссертационное исследование осуществлено на базе междисциплинарного подхода, включающего в себя методы искусствоведческого, культурологического, конкретно-исторического и сравнительно-исторического анализа. Каждое явление рассматривалось в хронологическом аспекте, в совокупности с другими культурными событиями, а также в связи с исторической действительностью эпохи, соответственно, проведенный анализ включал в себя комплексность, сравнительный подход к изучаемому материалу и его обобщение.

Указанная методологическая основа способствовала выбору ведущих теоретических оснований исследования: это системный и историко-типологический методы, позволившие проанализировать особенности того или иного исторического периода, увидеть взаимосвязи теоретических положений искусствознания и практического опыта изучения современных живописных работ; это метод художественно – стилистического анализа, осуществленный с целью сопоставления образно-пластического языка церковных росписей разных периодов; это монографический метод, позволяющий проследить творческую эволюцию мастеров, воссоздавших росписи храма Христа Спасителя; это сравнительно-исторический метод, цель которого — соотнести сходство и различия произведений монументальной церковной живописи разных эпох.

Научная новизна исследования обусловлена актуальностью поставленных проблем. В работе впервые осуществляется попытка исследования, сбора, обобщения и научной систематизации обширного материала по одному из важнейших видов сакрального искусства - современной монументальной церковной живописи, а также материалов по воссозданию живописного убранства Кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве. Эта художественная практика рассматривается с учетом всей ее специфики на широком историко-культурном фоне развития страны.

- Исследование дает возможность впервые ввести большой исторический и художественный материал в контекст истории искусства России ХХ-ХХI веков и позиционировать его как знаковое явление, способное влиять на духовное развитие современного общества. Впервые через этот ракурс проводятся параллели между двумя уникальными личностями - митрополитом Московским Филаретом и Патриархом Московским и всея Руси Алексием II; показано, что оба явились «соборообразующим» началом, поскольку один из них возводил храм, а другой его воссоздавал.

- Междисциплинарный подход позволил проследить этапы возрождения, становления, эволюции монументальной церковной живописи на рубеже ХХ-ХХI веков в контексте сложной переходной общественно-политической и художественной ситуации, а также провести сравнительный анализ произведений современной монументальной живописи с произведениями прошлых эпох на предмет заимствования и переосмысления художественного наследия.

- Впервые православная монументальная живопись 1980 – 2010-х годов рассмотрена через контекст ее синтезирующего участия в храмовых ансамблях с другими видами искусства. Исследование осуществляется на примере художественной практики ведущих мастеров – участников воссоздания росписей Кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве.

- Определены основные тенденции и стилистические направления отечественной монументальной церковной живописи рубежа ХХ-ХХI веков; прослежен характер влияния отечественной школы монументальной православной живописи на церковное искусство других стран.

- Создан перечень воссозданных в Кафедральном соборном храме Христа Спасителя живописных работ с указанием имен художников - авторов росписей ХIХ века и современных мастеров, воссоздавших художественные композиции, а также составлен перечень материалов, послуживших основой для воссоздания росписей храма. Основная часть информации систематизирована и проанализирована впервые – в процессе работы над диссертационным материалом.

- Впервые создана хронология воссоздания живописного убранства Кафедрального соборного храма Христа Спасителя, введены в научный оборот многие сведения о современных мастерах монументальной церковной живописи, создан Биографический словарь, составленный из персоналий современных мастеров монументальной церковной живописи (воссоздавших росписи и орнаменты храма Христа Спасителя), куда вошли биографические сведения о каждом художнике, а также информация о его основных церковных работах, созданных в исследуемый период.

- Подготовлены для публикации систематизированные автором фотоматериалы, касающиеся процессов возрождения, становления и развития монументальной православной живописи рубежа ХХ-ХХI веков.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Авторский анализ художественной практики мастеров, возродивших росписи Кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве, - той практики, которая определила основные тенденции и направления развития церковной стенописи на рубеже XX-XXI столетий, может стать базовым материалом для теоретического и исторического осмысления отечественного и мирового художественного процесса рубежа ХХ-ХХI веков, для последующих исследований, посвященных истории церковного искусства.

Основные положения и выводы исследования, адаптированные в форме лекций и практических занятий, могут быть применены в образовательном процессе для составления курсов лекций по истории отечественного искусства в высших и средних учебных заведениях художественного профиля. Сформулированный в ходе работы современный взгляд на практику монументальной православной живописи изучаемого периода может найти применение при разработке учебных программ для спецкурсов по истории церковного искусства второй половины ХХ – начала ХХI столетий. Кроме того, материалы диссертации могут быть полезны при составлении словарей, каталогов, методических и учебных пособий.

Результаты исследования актуальны для музейной практики, в организации и проведении художественных выставок, а также могут быть полезны в творческой практике современных художников-монументалистов.

Апробация результатов исследования.

Основные положения и главные выводы диссертации были изложены в монографиях, статьях в научных сборниках, в докладах на научных конференциях, список которых прилагается в автореферате.

Внедрение результатов исследования включало также участие диссертанта:

- в разработке курсов лекций «Современное искусство», «Современная культура и искусство» и программ семинарских занятий со студентами Московского государственного областного университета;

- в публикациях в научных журналах, сборниках статей и книгах;

- в организации художественных выставок церковного искусства в залах Российской академии художеств;

- в организации ежегодных (с 2010 года) всероссийских научно-практических конференций «Современное церковное искусство» в Российской академии художеств;

- в участии в международных конференциях по проблемам современного искусства (2006, 2007) в Италии, в Милане.

Диссертационное исследование прошло обсуждение на совместном заседании кафедр «Искусствоведение и культурология» и «Живопись и реставрация», а также на круглом столе преподавателей и аспирантов Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица.

На защиту выносятся следующие основные положения:

- В процессе становления и развития современной монументальной церковной живописи выявляются следующие этапы: 1980–1990-е годы – возрождение и становление современной монументальной церковной живописи; 1994-1999-е годы - отдельный период, который характеризуется воссозданием Кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве и определяется как знаковая эпоха в развитии церковного искусства; первое десятилетие ХХI столетия – период сформировавшейся практики современной монументальной храмовой живописи;

- Мастерам, воссоздавшим живописное убранство Кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве на исходе ХХ столетия, принадлежит ведущая роль в развитии современной монументальной церковной живописи;

- Москва и Санкт-Петербург выступили основными центрами развития современного церковного искусства;

- Возрождение и становление монументальной живописи Русской Православной Церкви в 1980-1990-е годы определяется как соединение путей «сверху» - стремление общества возродить Русскую Православную Церковь, «снизу» - в результате заказов, «изнутри» - силами отечественных мастеров монументальной живописи - в основном, выпускников академических художественных институтов разных лет;

- Процессы возрождения, становления, эволюции современной церковной живописи проходили под прямым влиянием и на основе традиций отечественного церковного искусства прошедших эпох, что обусловило разнообразие, многогранность практики современной монументальной церковной живописи и стремительность, с которой происходило ее возрождение, обретение опыта, профессионализма;

- Российская академия художеств в 1980-е – 2010-е годы сыграла ведущую роль в процессе подготовки профессиональных кадров мастеров церковного искусства. Это создало основу для формирования непрерывной исторической линии развития, а также для сложения индивидуальных творческих манер новых крупных мастеров церковного искусства;

- Формирование современной профессиональной школы церковного искусства началось с открытия новых специальных отделений и мастерских в академических художественных институтах имени В.И.Сурикова в Москве и имени И.Е.Репина в Санкт-Петербурге;

- Спецификой современной монументальной церковной живописи стал широкий диапазон творческих идей и поисков, использование различных традиций в их взаимопроникновении, в сочетании с технико-технологическими новациями рубежа ХХ-ХХI веков;

- Современная православная монументальная живопись – важнейшая составляющая отечественной и мировой культуры начала ХХI века.

Достоверность результатов и основных выводов диссертации опирается на методологическую фундаментальность отечественной и зарубежной науки, обеспечивается тщательным и многоаспектным анализом фактического материала и многолетним практическим опытом, научной работой диссертанта. Научные результаты проверены в ходе искусствоведческой практики диссертанта и отражены в специальных изданиях, посвященных церковному искусству.

Структура диссертации определилась в ходе постановки цели и задач, обусловивших решение проблемных вопросов в рамках темы исследования.

Работа состоит из трех томов. Первый включает текст диссертации: введение, три главы, каждая из которых имеет разделы, заключение, библиографию. К тексту каждой главы даны примечания. Второй том содержит альбом с иллюстрациями. В третьем томе даны приложения; первое приложение — в виде Биографического словаря современных церковных художников, куда входят персональные творческие портреты и биографии мастеров, списки их основных произведений православной монументальной живописи исследуемого времени. Предлагаемый словарь имеет особое значение в границах данного исследования, поскольку выступает как его органичная структурная часть, в которую внесена значительная часть фактической информации и искусствоведческих характеристик. Второе приложение – перечень воссозданных живописных работ, исполненных современными мастерами монументальной церковной живописи в Кафедральном соборном храме Христа Спасителя. Третье приложение – хронология воссоздания живописного убранства храма. Четвертое приложение – словарь терминов.

Роль Российской академии художеств в возрождении и развитии современного церковного искусства. Сложение новой академической системы православного художественного образования

Становление церковной монументальной живописи на рубеже XX-XXI столетий - одно из самых значительных явлений в истории современного искусства и в истории Русской Православной Церкви этого периода.

Проблема возрождения монументальной живописи Русской Православной Церкви сложна и многогранна. Активному и масштабному развитию этого искусства во многом способствовали внехудожественные обстоятельства.

Новая эпоха истории России заявила о себе в начале 1990-х годов после распада СССР (1991). Исторические перемены сопровождались кардинальной сменой убеждений, взглядов, идей, изменением ценностных критериев. Начались значительные преобразования в политической, экономической, общественной жизни, в науке, просвещении и искусстве, связанные со сменой общественно-экономической формации. Экономика Российской Федерации перестраивалась, ориентируясь на капиталистический способ производства, что сопровождалось ощутимым разрывом прежних экономических связей, закрытием многих заводов и фабрик, упадком сельского хозяйства.

Сложная экономическая и политическая ситуация вызвала глобальные общественно-политические и социально-демографические перемены, детонировала кризисное состояние духовно-нравственной жизни общества. Поэтому совсем не случайно в общественном сознании все очевиднее стало определяться стремление к поиску новых духовных оснований и, соответственно, начался процесс изменений отношения государства и общества к Русской Православной Церкви. Издаются

Правительственные Указы, укрепляющие Церковь, начинается время возврата храмов и монастырей, отобранных у Церкви в советский период. 15 октября 1992 года было подписано президентское распоряжение № 584 «О Троице-Сергиевой Лавре, о мерах по сохранению национального историко-культурного наследия на территории Сергиево-Посадского района Московской области»1. На основании этого документа в полное хозяйственное ведение Русской Православной Церкви передавались все здания и сооружения архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой Лавры. В следующем году подписано еще одно распоряжение -«О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества» № 281-рп от 23 апреля 1993 года .

Новая ситуация детонировала начало активизации процессов реконструкции, реставрации храмов, переданных Русской Православной Церкви храмов на всей территории России.

Характерно, что новые и весьма противоречивые процессы, ставшие символом эпохи глобальных перемен, были сопряжены с такими же противоречивыми процессами в культурной жизни России. С одной стороны, художественная жизнь в 1990-х годах становится довольно активной и многообразной: создается множество частных художественных галерей, открываются новые газеты, журналы, посвященные искусству. После того, как эпоха советского режима ушла в прошлое, возникло ощущение свободы и возможности реализации нового художественного потенциала. Приметой времени выступила невиданная интенсивность и многообразие художественных выставок различного уровня - профессиональных, неформальных, самодеятельных, коммерческих; организовывались аукционы, создавались различные художественные объединения, завязывались разнообразные связи с массовым зрителем.

Многообразие направлений и форм в искусстве этого времени было обусловлено еще и тем, что одновременно работали художники разных поколений, и в сложившейся ситуации переходного периода каждое поколение стремилось реализовать свои взгляды и принципы понимания задач искусства, однако подчас они оказывались противоположными, а иногда и враждебными. Многие молодые художники и мастера среднего поколения, особенно в московской и петербургской среде, увидели возможность решения художественных задач «сегодняшнего дня» в использовании опыта новейших течений зарубежного искусства. Стремительными темпами происходила модернизация изобразительных искусств, всей визуальной концепции пластического искусства.

Одновременно весьма активно стала внедряться переводная беллетристика, отрицающая какие-либо общественные нормы, получили распространение рекламная продукция, шоу-бизнес, фильмы с их культом разрушения «вечных ценностей». Безграничная свобода средств массовой информации без определения нравственной меры инициировала не духовное освобождение, а, скорее, духовное подавление людей. Все это порождало общественную неудовлетворенность, способствовало возникновению конфликтов в профессиональной среде.

Начало 1990-х годов стало не только периодом «безграничной свободы», но и острой идеологической борьбы, безудержного плюрализма в искусстве, приводящего к столкновениям и противостоянию, к появлению сложных идейных коллизий. Это была другая сторона оптимизма «безграничной» свободы. Наверно, пророческой можно считать мысль Н.А. Бердяева о том, что «русская

Становление православной художественной практики в отечественном искусстве в 1980 - 1990-е годы

В целом, основа методики обучения живописцев в Академии художеств на протяжении практически всей ее истории заключалась в единстве системы обучения, «строгой продуманности, последовательности заданий и их постепенной усложненности, в сочетании художественной практики с научными предметами»41. Учебный процесс (постижение законов рисунка, пластики, перспективы, анатомии, композиции, копирования и т.д.) был тесно связан с приобретением практических навыков; получение теоретических знаний тоже всегда сочеталось с практикой.

Ко второй половине XX века в двух художественных академических институтах складывается школа подготовки мастеров монументальной живописи: курс обучения длится шесть лет. В педагогической практике используется опыт прошлого с его строгой последовательностью в овладении профессиональными навыками: в первые годы обучения идет глубокое изучение натуры, выполняются многочисленные задания по рисунку, живописи и лепке, которые усложняются от семестра к семестру. Студентам читаются лекции по пластической анатомии, технике и технологии живописи, композиции, истории русского и зарубежного искусства. После каждого курса для студентов всех факультетов организуется летняя практика.

Следует особо подчеркнуть, что наряду с достижениями классической педагогики главные центры художественного образования -академические институты имени В.И. Сурикова в Москве и имени И.Е. Репина в Санкт-Петербурге - формировали современные, тщательно разработанные программы, позволяющие наиболее точно решить задачи профессиональной подготовки художников, архитекторов, дизайнеров, реставраторов, историков искусства. Специальные художественные предметы строились на последовательном изучении памятников различных эпох, в том числе средневековой. Частью обучения живописцев и реставраторов выступала копийная практика, в том числе выполнялись копии икон, церковных росписей.

Круг самых разнообразных задач, решаемых в копировании памятников живописи, был чрезвычайно широк. Студенты, в частности, стремились понять и освоить значение канонов, верно использовать исторические образцы иконографии и технические приемы росписи. Постоянным (как раньше, так и теперь) стал их выезд на летнюю ознакомительную практику, где изучались и копировались росписи храмов, делались обмеры памятников культуры. (В результате в академических институтах имени В.И.Сурикова в Москве и имени И.Е.Репина в Санкт-Петербурге были созданы обширные коллекции копий храмовых фресок и мозаик).

Внимательное изучение памятников прошлого с помощью графического анализа и детального изучения строений способствовало достижению двойной цели: обогащению будущих мастеров монументальной живописи знанием стилей, манер, творческих почерков крупнейших художников прошлого и одновременно - развитию на этой основе собственного профессионально-художественного мастерства.

В начале нового тысячелетия с его кардинально иными культурно-образовательными изменениями на повестке дня вновь встала проблема формирования профессионалов, способных ответить на вопрошание современной эпохи. Одной из главных задач преподавательского коллектива двух академических лицеев и институтов стало внедрение в практику личностно ориентированного обучения и воспитания. Российская академия художеств, отстаивая свои традиции и систему ценностных ориентации, определила пути дальнейшей деятельности, способной противостоять агрессии массовой культуры. В начале 1990-х годов, используя обширный предшествующий опыт, сложившийся в институтах имени И.Е. Репина в Санкт-Петербурге и имени В.И. Сурикова в Москве, Академия начала работу по созданию инфраструктурной основы для развития национальной школы монументального искусства, возрождения школы православной живописи, профессионального восстановления мастерства церковного искусства как первоосновы храмового художественного творчества.

Следует подчеркнуть, что в академических курсах обучения всегда много внимания уделялось эстетическим и этическим критериям искусства, основным принципом которых, как известно, выступало утверждение красоты и гармонии - важнейших составляющих религиозной живописи. Мировоззренческой основой отечественной академической школы на рубеже веков стали труды выдающихся отечественных философов, историков, богословов. В частности, свое особое звучание получили идеи философа и богослова Г.В. Флоровского, который отстаивал важность признания для России греко-византийской духовно-исторической традиции, (в отличие от римско-католической, сформировавшей менталитет западного мира) и отмечал, что Византия X века была «единственной страной, подлинно культурной во всем европейском мире». Именно греко-византийская традиция, по его глубокому убеждению, привнесла в русское православие и созданную на его основе великую культуру, искание духовной красоты, целостность, синкретичность образа мира. (Надо отметить, что исторически значимо для России было ее Крещение в 988 году по византийскому православному образцу и формирование в Киевской Руси русской национальной идеи, которая была обозначена как «Святая Русь»).

Усвоение студентами академических художественных институтов греко-византийской и российской духовно-исторической традиции помогало понять, почему именно Россия подарила миру плеяду великих подвижников православной веры и мастеров религиозного искусства.

Развитие современной школы монументальной живописи потребовало также и обновления учебных программ, освоения новых технологий и информационных систем, определило необходимость качественного роста педагогических коллективов, способных оказывать влияние на формирование современных процессов художественного образования. Занимая лидирующие позиции в системе отечественного художественного образования, академические институты выстраивают методику обучения в академических мастерских монументального искусства, близкую к традиционной и одновременно - изменяют тематику учебного процесса в соответствии с увеличением диапазона задач, характерных для современного периода.

Подготовительный период работ по воссозданию живописного убранства Кафедрального соборного храма Христа Спасителя (1994-1999)

В составе росписей - сюжетные многофигурные композиции, формирующие представление о роли русского народа в отечественной истории. Более трех сотен изображений святых, героев библейской и русской истории, воинских наград в орнаментальных композициях утверждают мемориальный характер храма-памятника. Созданная Филаретом иконографическая программа росписей в полной мере представляет собой целостный религиозно-исторический ансамбль.

Одним из важных событий в жизни русской православной церкви стало прославление в лике святых митрополита Филарета, которое произошло на архиерейском Соборе в 1994 году. Филарет был одним из тех деятелей, которые были призваны к миссии высшего духовного водительства, только на Московской кафедре его служение длилось почти полвека (с 1821 по 1867 год), а современники именовали его митрополитом всероссийским, «природным Патриархом» русской церкви.

Судьбоносным моментом можно считать, что будущий патриарх Алексий II, будучи студентом Духовной академии, написал курсовое сочинение «Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как догматист» и получил звание кандидата богословия. Избрание пятнадцатого патриарха Алексия II Освященным Поместным Собором русской православной церкви в 1990 году стало первым каноническим избранием предстоятеля русской церкви после избрания святителя Тихона, патриарха Московского, на поместном Соборе 1917-1918 годов.

С началом служения Алексия II русская православная церковь возрождала древние и обогащалась новыми традициями, повсеместно воссоздавала и строила храмы и монастыри. Алексий II стал инициатором проекта воссоздания Кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве и возглавил Общественный наблюдательный совет по вопросам возрождения национальной святыни.

По предложению Алексия II, мощи Святого митрополита Московского Филарета были перенесены в храм Христа Спасителя.

Огромный духовный и политический резонанс имело участие Алексия II во всех православных торжествах в связи с 2000-летием Рождества Христова. Святая Земля, Иерусалим и Вифлеем стали местом проведения совместных богослужений первоиерархов православных Церквей, в присутствии глав государств, традиционно исповедующих православие, - России, Греции, Кипра, Болгарии, Грузии, Молдовы.

В Кафедральном соборном храма Христа Спасителя 17 мая 2007 года произошло событие исторического масштаба - патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх Русской зарубежной церкви Митрополит Лавр подписали акт о каноническом общении, провозглашающий единство русской православной Церкви.

Алексий II принял Церковь, ослабленную десятилетиями гонений, а оставил другую Церковь, которая на протяжении тысячелетия сохраняла традиции, память и ценности народа. Воссозданы тысячи храмов и монастырей, налажен диалог русской православной Церкви с обществом и государством. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем слове, посвященном памяти Алексия II сказал: «Под его руководством Церковь вернула свое исконное место в жизни народов России и других стран постсоветского пространства. Именно в сохранении и приумножении цивилизованного своеобразия, созданного на основе Православия, мне видится главное завещание в бозе почившего Святейшего Патриарха Алексия. Он был Патриархом -созидателем, блюстителем духовного, исторического единства народов Святой Руси. Нам необходимо хранить это наследие и обогащать его» .

Две эпохи, вобравшие в себя знаменательные события - создание и воссоздание храма Христа Спасителя - отмечены грандиозными историческими событиями, коренными общественными и культурными преобразованиями. В XIX веке, после изгнания армии Наполеона из пределов России, в Вильно 25 декабря 1812 года Император Александр I подписал Высочайший Манифест, в тексте которого значилось следующее: «В сохранение вечной памяти столь беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа...да простоит сей храм многие века и да курится в нем перед святым престолом Божиим кадило благодарности до позднейших родов, вместе с любовью и подражанием в делах их предков» .

Императорский Манифест стал свидетельством особого значения храма для России, о тесной связи отечественной истории и судьбы святыни. День освобождения России от французов пришелся на рождество Христово, поэтому главный престол благодарственного храма освятили во имя этого великого праздника. Таким образом, Кафедральный соборный храм Христа Спасителя стал мемориальным памятником русской военной славы.

Практика монументальной церковной живописи, ориентированная на стилистику древнерусского искусства

К началу XXI века Русская Православная церковь пришла к качественно новому этапу развития, который характеризуется ее укреплением, ростом масштаба строительства, воссозданием и реставрацией культовых построек. Соответствует этим переменам и современная монументальная церковная живопись с присущими ей новыми образными решениями, прочтением канонических сюжетов, отражением важнейших событий Русской Православной Церкви.

Обоснование многообразия художественно-образных средств и стилевых новшеств в современном церковном искусстве сегодня вполне поддается определенной систематизации. В первом десятилетии XXI века факт сложения профессионального сообщества церковных живописцев стал очевиден. В этот период окончательно сформировался круг художников, обладающих академическим образованием и целенаправленно работающих в области церковного искусства. Наряду с художниками старшего и среднего поколений вполне самостоятельно начинают работать молодые выпускники академических институтов 1990-х годов.

Важнейший момент заключается в том, что художники, завершившие работу над росписями храма Христа Спасителя 15 ноября 1999 года, обрели уникальный профессиональный опыт, которым они не обладали, приступая к исполнению конкурсного задания на право воссоздания живописного убранства храма в 1995 году. Этот творческий опыт обогатил их мировоззрение, заметно изменил дальнейшую творческую судьбу и призвал целый ряд живописцев включиться в работу по возрождению и развитию традиций монументальной церковной живописи, как в современной России, так и за рубежом.

В православной живописи первого десятилетия XXI века можно выделить (не претендуя на исчерпывающую картину) преобладание нескольких тенденций, связанных с важнейшими завоеваниями искусства прошлых веков. В первую очередь, это ориентация на стилистику искусства периода расцвета живописи Древней Руси XV-XVI веков (Рублев, Дионисий). Далее - следование византийским образцам, далее -связь с академизмом и, наконец, освоение стилевых предпочтений рубежа XIX-XX столетий.

Важно отметить, что обращение к искусству прошлого, к различным пластам отечественного художественного наследия как к источнику приемов художественной выразительности связано было с осознанием непрерывности исторического процесса. В культурном наследии современные живописцы обрели инструмент для обновления художественно-выразительных средств и приемов. Именно в синкретизме направлений церковного монументального искусства прошлых эпох они увидели ключ к возрождению утраченного синтеза.

На основе исследования произведений стенописи, созданных ведущими мастерами в первое десятилетие XXI века, можно наиболее точно определить основные стилистические направления этого периода. Помимо анализа общей ситуации, сложившейся в монументальной церковной живописи первого десятилетия XXI столетия, важно в данном случае выделить и исследовать основные художественные тенденции и направления этой практики, а также творчество тех ведущих мастеров, которых можно отнести к одному из этих направлений.

Однако практика первого десятилетия нового столетия не будет понятна, если не рассмотреть факт создания и воссоздания Храма Христа Спасителя еще под одним ракурсом.

Две эпохи, благодаря которым сегодня в центре столицы России возвышается этот уникальный комплекс, были схожи не только социальными и культурными переменами. Их удивительная схожесть состоит еще и в том, что дискуссии, которые постоянно разгорались по поводу поисков стиля, архитектурных и художественных новшеств (соответственно, и по поводу тех новшеств, которые были характерны для храма Христа Спасителя) в XIX веке и сегодня имели в основных чертах единую природу. Этот момент важен для нас именно потому, что современная практика монументальной церковной живописи первого десятилетия нового века будет значительно понятней, если еще раз (но уже в другом ракурсе) обратиться к ее непосредственным истокам.

С этой целью следует сделать хотя бы общий обзор тех дискуссий и споров, которые «растянулись» на два столетия и активно сопровождали процессы становления новых архитектурных концепций и художественных открытий в церковном искусстве обеих эпох.

На предыдущих страницах упоминался исторический момент «двоемирия», сложившийся к середине XIX века в России, когда распад классицизма и распространение эклектики сопровождались активными устремлениями к поиску своих национальных корней. Интерес к российской истории был созвучен основным идеям романтизма, обращенным к прошлой истории, - «для архитекторов это делало естественным и неизбежным обращение к средневековым прообразам. Разные взгляды на возможные пути развития русской культуры, разделившие позиции западников и славянофилов, вылились в «готическое» и «русское» направление поисков

Между тем, переломная эпоха середины XIX века, ушедшая от классицизма и искавшая духовный контакт с древнерусским искусством, никак не должна была повторить какое-либо одно художественное русло; ее устремления были направлены, прежде всего, на поиск единства разных художественных истоков. «Поэтому ориентация на древнерусские образцы в храме Христа Спасителя - сознательная программа. Но существует и другая традиция - классицистическая. Ее присутствие в проекте Тона не менее существенно и не менее очевидно. Но оно непроизвольно и непреднамеренно имеет генетические причины и объясняется непосредственной связью творчества Тона с предшественниками»2.

Архитектурные идеи К.А. Тона оказались на «перекрестке» разных, а зачастую и непримиримых, идей, позиций, мнений. Его поиск синкретичности нового стиля определялся, прежде всего, увлеченностью византийским наследием. Однако ориентир на византийское искусство нередко подвергался критике. Так называемый «русско-византийский» стиль, который ассоциировался в тот момент с творчеством Тона и спроектированным им храмом, часто сопровождался неприятием и критическими выступлениями. Примеры острой критики этого стиля можно привести, вспомнив известных деятелей того времени. Так, А.И. Герцен называл русско-византийский стиль «псевдонародным», считая, что храмы строятся здесь на «индо-византийский манер». Не менее резкие отзывы дал В.В.Стасов; «лживость содержания псевдовизантийской риторики обесценивала в их глазах мастерство Тона»3.

Как отмечает Т.А. Славина, комментаторы архитектурных пристрастий Тона рассуждали не столько о созданных им архитектурных объектах, сколько о том «хорошо или плохо возрождать византийские традиции»4. Однако Тон последовательно и упорно искал и находил то стилевое единство, которое органично могло опираться на идеи и принципы византийской художественной культуры

Похожие диссертации на Современная монументальная живопись Русской Православной церкви (по материалам воссоздания Кафедрального собора храма Христа Спасителя в Москве)