Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Российско-китайские связи в системе высшего художественного образования и их роль в становлении реалистической живописи КНР Ли Япин

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ли Япин. Российско-китайские связи в системе высшего художественного образования и их роль в становлении реалистической живописи КНР : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Ли Япин; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2008.- 196 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-17/40

Введение к работе

Диссертация посвящена изучению художественно-творческих связей Китая и России в период с середины XX и по начало XXI века, истории китайско-советских отношений в сфере изобразительного искусства 1950-х годов, характера влияния советского изобразительного искусства на китайскую живопись, путей освоения живописи маслом, истории становление реалистической живописи в КНР.

Актуальность темы и направленность исследования объясняется необходимостью восполнения пробелов в знании истории становления и развития реалистической живописи маслом в КНР под воздействием российско-китайских связей в системе высшего художественного образования в 1950-е годы, когда художники Советского Союза помогали китайским коллегам в освоении реалистического художественного метода в изобразительном искусстве. В конце XX - начале XXI века культурно-политическая ситуация складывается в пользу возобновления взаимного интереса художественной общественности России и Китая к изучению реалистического изобразительного искусства. В связи с этим снова возникает процесс обмена студентами. Спектр российских и китайских вузов, участвующих в этом процессе увеличивается. В этом процессе участвуют Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена и многие другие вузы России. Этот процесс актуализирует исследования, посвященные изучению влияния русской живописи маслом (российской академической системы художественного образования) на изобразительное искусство и художественное образования Китая.

В настоящей работе изучается история распространения и развития русской школы реалистической живописи в Китае, дается обоснование широты русского художественно-творческого метода, заключенных в нем возможностей в раскрытии психологических характеристик человека, возможностей изображения личности человека в портрете.

Степень изученности проблемы

Для проведения исследования российско - китайских связей в области художественного образования и их роли в становления реалистической живописи в КНР привлекались сведения из истории и теории искусства, философии искусства, художественной культуры, специальные вопросы живописи.

Проблемами истории и теории изобразительного искусства занимались как китайские, так и русские исследователи, например: Валицкая А.П., Ван Чжун, Васильев Л.В., Гизатов К.Т., Ли Цао, Лю Чунь, Петров СМ., Си Цзинчжи, Чжао Ли, Чэн Люшен, Ян Фэйюнь.

Лю Чунь в книге «История китайской масляной живописи», которая представляет собой первую книгу по истории живописи в Китае, впервые

осуществил систематизацию изложения истории развития китайской живописи, исследование обладает высокой научной и источниковедческой ценностью. Во второй книге «100 лекций по китайской масляной живописи» Лю Чунь с точки зрения эстетики и социологии анализирует 100 известных работ, имеющих значение для развития живописи на протяжении XX века.

Авторы Чжао Ли и Юй Дин в работе «История китайской масляной живописи» предсталяют историю развития китайской масляной живописи после династии Мин, а также анализируют исследовательские труды.

В монографии Ли Цао «История современной китайской масляной живописи» впервые показаны редкие и ценные исторические источники, собранные и переработанные автором в течение 10 лет.

Исследование «Язык масляной живописи» авторов Ян Фэйюня и Чжу Чуньлиня является итогом творческой, преподавательской и исследовательской деятельности авторов, а также изучения европейской традиционной масляной живописи.

Историю русского изобразительного искусства исследовали китайские искусствоведы Си Цзинчжи, Тань Юнтай, Чэн Пэн, Чэнь Юнцзя, Шао Дачжэнь.

Философское, эстетическое, культурологическое осмысление советского реалистического метода в изобразительном искусстве представлены в трудах Валицкой А.П., Ванслова В.В., Гизатова К.Т., Петрова СМ., Чегодаева М.А.

Исследованием вопросов китайского изобразительного искусства занимались Ван Бомин, Ван Чаовэн, Инь Шуанси, Ли Фу Шуань, Фан Диань.

Вопросами анализа творческой и педагогической деятельности занимались Купцов И.И, Максимов К.М., Соболевский Д.Н.

Исследования по проблемам развития направления «Су» представлены в трудах Ван Чжуна, Ванслова В.В., Вишнякова Б.В., Гизатова О.Н., Чань Пана.

Однако роль российско-китайских связей в системе высшего художественного образования в становлении реалистической живописи КНР не изучалась специально.

Объект исследования связи России и Китая в системе высшего художественного образования.

Предмет исследования — становление реалистической живописи в КНР в период с середины XX и по начало XXI века.

Цель исследования - изучение путей трансформации метода русского реализма в своеобразный, национальный художественный творческий метод в Китае.

Задачи исследования:

изучить особенности художественно-творческих направлений в
реалистической живописи, принятых в системе высшего художественного
образования России и Китая;

исследовать формирование современной художественной школы изобразительного искусства Китая;

выявить особенности обучения китайских художников в ЛГИЖСиА им. И.Е. Репина в 50-е годы XX столетия;

обобщить художественно-творческие методы обучения китайских студентов в СПГАИЖСиА им. И.Е. Репина в конце XX - начале XXI века;

изучить установки в обучении живописи советского художника К.М. Максимова в период его художественно-педагогической деятельности в КНР;

обосновать факт продолжения традиций русского и советского реалистического искусства живописи в творчестве учеников К.М. Максимова;

провести анализ творческой и педагогической деятельности последователей К.М. Максимова во второй половине XX - начале XXI века;

определить национальные черты творчества китайских художников - последователей направления «Су» (Советское направление);

провести анализ творчества современных художников Китая направления «Синь сяныпи чжуи» (Новая эпоха реализма).

Методологической основой исследования является традиционный историографический метод, позволяющий объяснить процессы становления и развития теории и практики реалистической живописи маслом в Китае под влиянием российской академической художественной школы.

Указанная методологическая основа способствовала выбору теоретических оснований исследования, в числе которых наиболее значимыми для диссертации являются:

философско-эстетическое и художественно-культурологическое осмысление советского реалистического метода в изобразительном искусстве (В.В. Ванелов, А.П. Валицкая, К.Т. Гизатов, М.А. Чегодаев, СМ. Петров);

исследования китайских искусствоведов по проблемам теории и истории изобразительного искусства (Л.В. Васильев, Ван Чжун, Си Цзинчжи, Чэн Люшен);

труды китайских искусствоведов по истории русского изобразительного искусства (Си Цзинчжи, Тань Юнтай, Шао Дачжэнь, Чэн Пэн, Чэнь Юнцзя);

исследования вопросов китайского изобразительного искусства (Ван Бомин, Ван Чаовэн, Инь Шуанси, Ли Фу Шуань, Фан Диань);

вопросы творческой и педагогической деятельности К.М. Максимова (И.И Купцов, Д.Н Соболевский);

труды по проблемам развития направления «Су» (Ван Чжун, В.В. Ванелов, Б.В. Вишняков, О.Н. Гизатов, Чань Пан).

Методы исследования выбраны с целью получения объективных результатов анализа предмета исследования и решения поставленных задач. Основными меодами являлись:

исторический (метод историзма) в обосновании этапов развития творческих связей между художественными вузами СССР и КНР;

сравнительного анализа, способствующий оценке результатов творчества китайских художников, обучающихся в Советском Союзе, в процессе их самостоятельного творчества в КНР;

композиционно-художественный, позволяющий выявить в работах студентов, обучающихся в России на рубеже XX - XXI веков, элементы русской школы живописи;

герменевтический, выявляющий скрытые (иносказательные и контекстные) признаки традиций и инноваций в произведениях живописи китайских художников, следующих реалистической школе русского изобразительного искусства.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:

обобщен широкий спектр архивных, историко-художественных материалов середины XX и начала XXI вв., проясняющих процесс становления и развития академической реалистической живописи в Китае;

выявлена роль советского художника К.М. Максимова - руководителя мастер-класса в Центральной академии художеств Китая, в формировании национального художественного реалистического метода в изобразительном искусстве КНР;

исследована в комплексе творческая и педагогическая деятельность учеников К.М. Максимова и китайских художников, получивших образование в российских художественных вузах, и освоивших традиции российского высшего художественного образования;

показаны особенности национального художественного метода китайских художников направления «Су» (Советское направление);

проанализирован процесс становления творческого метода современных китайских художников направления «Синь сяныпи чжуи» (Новая эпоха реализма).

Теоретическая значимость исследования:

творческие позиции китайских художников направления «Су» (Советское направление) и художественный метод современных китайских художников направления «Синь сяныпи чжуи» (Новая эпоха реализма), сформированные в результате художественно-творческих связей вузов России и Китая в середине XX и начале XXI вв., предопределяют путь развития реалистического изобразительного искусства Китая и обогащают новыми теоретическими положениями искусствоведение в вопросах комплексного изучения тенденций взаимовлияния изобразительного искусства и художественного образования двух стран;

методы обучения китайских студентов, обучающихся живописи маслом в российских художественных вузах, обобщенные в диссертации, являются востребованным методическим материалом для китайской художественной педагогики;

вопросы истории и теории становления национальной системы
обучения академической реалистической живописи маслом в Китае, под
влиянием советской, а затем российской художественной школы расширяют
возможности дальнейшего развития данного направления в художественной
культуре КНР в XXI веке.

Практическая значимость результатов исследования:

методическая система обучения китайских студентов реалистической масляной живописи в вузах Ленинграда - Санкт-Петербурга может быть использована в качестве критерия оценки эффективности аналогичных образовательных программ, реализуемых на родине диссертанта - в Китае;

историческая роль К.М. Максимова - руководителя мастер-класса в Центральной академии художеств Китая и «Группы студентов Максимова» может стать в реформировании высшего художественного образования разделом учебных дисциплин «История и теория художественного образования», «История художественной культуры»;

китайский национальный художественный метод, формирование
которого проходит как творчество художников направления «Су» (Советское
направление) и новая реалистическая живопись художников «Синь сяныпи
чжуи» (Новая эпоха реализма) является учебным материалом в курсе
«История искусств».

Рекомендации по использованию результатов исследования.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы:

на учебных занятиях в высших учебных заведениях художественного и художественно-педагогического профиля не только в КНР, но и России;

при разработке проектов и программ конференций по вопросам художественного образования и воспитания;

при создании учебно-методических пособий для китайских студентов как раздел истории обучения основам академической живописи;

на семинарских занятиях со студентами иностранцами по проблемам взаимовлияния изобразительного искусства России и Китая;

в организации и проведении выставок российских и китайских художников.

Положения, выносимые на защиту.

Художественно-творческие и педагогические вопросы обучения китайских студентов в художественных вузах Ленинграда - Санкт-Петербурга.

Анализ влияния русской академической школы живописи на развитие современной китайской живописи маслом.

Творчество современных китайских художников направлений «Су» (Советское направление) и направления «Синь сяныпи чжуи» (Новая эпоха

реализма) - есть продолжение традиций русской и советской школы живописи в КНР.

Достоверность результатов и основных выводов диссертации
обеспечивается объемом и значимостью использованной

искусствоведческой, художественно-культурологической и философско-эстетической литературы для диссертационного исследования; учетом современных достижений в области теории композиции и художественной педагогики; практическим художественным опытом (учебные работы китайских студентов, выполненные во время обучения в «группе Максимова» и российских художественных вузах, работы китайских художников направлений «Су» (Советское направление) и «Синь сяньши чжуи» (Новая эпоха реализма); использованием ранее не опубликованных документов, фотографий, архивных материалов.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования.

Основные результаты исследования:

изложены в докладах на научно-практической конференции «Искусствознание и педагогика: диалектика взаимосвязи и взаимодействия» РГПУ им. А.И. Герцена (июнь 2005, июнь 2008, СПб.); на всероссийской научно-практической конференции «Болонский процесс и сохранение традиций в художественно-педагогическом образовании» РГПУ им. А.И. Герцена (март 2008, СПб.); на второй международной научно-практической конференции «Искусство и диалог культур» РГПУ им. А.И. Герцена (июль 2008, СПб.); на международной научно-практической конференции «Преодоление пространства и времени: диалог и контакты между художниками Китая и России» Академия художеств г. Цзилинь (март 2008, Китай, г. Цзилинь);

нашли отражение в 14 публикациях диссертанта 2004-2008 годов в научных сборниках, в том числе 2 статьи в научных сборниках рекомендованных ВАК РФ (общий объем публикаций по теме диссертации составляет 6.4 п.л.);

регулярно обсуждались на заседаниях Совета по основному научному направлению № 26 - «Теория, история и методика преподавания изобразительного искусства и архитектуры», факультета изобразительного искусства, на заседаниях кафедры художественного образования и музейной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена;

разработана система практических занятий по истории китайского искуссва и его связи с западно-европейским и русским искусством, которая опубликована в качестве учебника для студентов художественных вузов Китая.

Структура диссертационного исследования.

Диссертация представлена в двух книгах: «Российско-китайские связи в системе высшего художественного образования и их роль в становлении реалистической живописи КНР» и «Альбом иллюстраций». Первая книга

состоит из введения, трех глав, подразделенных на шесть разделов, заключения, представленного на 156 страницах, библиографического списка, включающего 108 наименований на русском языке, 125 наименований на китайском языке и 3 - на английском языке, списка принятых сокращений.

Вторая книга представлена в виде альбома, содержащего 200 репродукций.

Похожие диссертации на Российско-китайские связи в системе высшего художественного образования и их роль в становлении реалистической живописи КНР