Введение к работе
Период 1920-1930-х годов в градостроительной истории Рима как ни один другой связан с трансформацией исторического центра. То, каким мы видим исторический Рим сегодня, в основном является результатом модификаций межвоенного времени. В ситуации активной архитектурно-градостроительной деятельности, форсированной политикой фашизма с начала 1920-х годов, развивается рационализм - итальянский вариант современного движения. В Риме рационализм проявляется в особом отношении к историческому наследию. Влияние нового архитектурного языка на градостроительную мысль и деятельность, связанную с реконструкцией Рима, требует глубокого изучения и рассмотрения в широком спектре основных определяющих факторов и выработанных механизмов предложенных решений. Актуальность темы
Проблема реконструкции и новой застройки в историческом центре остается одной из важнейших в архитектуре и градостроительстве. Необходимость понимания жизни современного крупного города с историческим ядром, разработки методов сохранения наследия, оценки допустимых фаниц и механизмов вмешательства в историческую среду не исчезает и сегодня, что делает актуальным исследование исторических прецедентов, среди которых Рим — один из наиболее сложных и показательных примеров. Осмысление опыта его реконструкции 1920-1930-х годов необходимо как для изучения градостроительных проблем данного периода, так и истории градостроительства в целом.
Актуальность темы настоящего исследования определяется также возобновлением строительства (впервые с 1946 г.) внутри исторической части Рима: Музей Алтаря Мира (Ричард Мейер, 2000- 2006) и закрытый международный конкурс на застройку участка улицы Джулия (2010), в котором приняли участие такие видные архитекторы, как Д. Чипперфильд, П.
Цумтор, Diener&Diener, П. Портогези, Ф. Пурини. Оба объекта вызвали
активную полемику, поскольку предложения конкурсантов представили весьма противоречивые решения. В них проявилось различное представление о задачах и механизмах работы с исторической застройкой, отразившее дискуссионный климат в профессиональной среде, в политической, общественной и культурной сферах не только Италии, но других странах современного мира. Поэтому изучение градостроительной истории Рима 1920 - 1930-х годов - самого полемического - именно по причине вмешательства в исторический центр - периода его истории, важно для понимания всего комплекса сложнейших аспектов градостроительной работы с исторической средой. Сегодня, в период активизации строительной деятельности в исторических городах отдельных стран, в новый момент изменения жизненных стандартов, влекущих за собой и очередную «волну» вмешательства в историческую застройку, анализ римского опыта может быть весьма полезным. Степень изученности проблемы
Исследования по римскому градостроительству, рассматривающие вопрос взаимодействия новой архитектуры и исторического контекста, не столь многочисленны, хотя итальянская литература по истории римского градостроительства XX века весьма обширна. Итальянская историография основывается, более, на описании, чем на теоретическом обобщении. Тенденция исследований последних лет - концентрация на одном памятнике или узком историческом периоде. Так, существующая градостроительная история Рима XX века, написанная в 1960-1980-е годы и регулярно переиздаваемая, в большинстве работ объясняет недостатки архитектуры и градостроительных решений идеологией (И. Инсолер, Л. Беневоло). Более разносторонний анализ предлагает авторитетный архитектуровед, специалист по Риму XX века Джорджо Чуччи, однако и он склонен, скорее, к подробному описанию различных сторон архитектурного процесса, чем к теоретическим выводам. Важны работы исследователей архитектуры Рима XX века, продолжающих линию идеологической критики (Э. Джентиле) или
тяготеющих к перестановке акцентов (В. Ванелли). Широк спектр работ, концентрирующихся на политическом аспекте реконструкционно-строительной деятельности в Риме в 1920-1930-е годы популистского характера (А. Чедерна, 1979, 2-е изд. 2006) или изучающих, прежде всего, организацию практической стороны архитектурной профессии (ГГ. Николозо 2008). Идеологическая составляющая оказывается в центре внимания большинства заальпийских и заокеанских историков (С. Костоф 1973, Т.Керк 2005). Отдельные работы обращены к теме становления и специфики модернистских тенденций в итальянском архитектурно-градостроительном процессе (К.Фремптон 1980, Д.П.Доордан 1988, П.С.Этлин 1991). В 2010-е годы значительная работа по выявлению и каталогизации римского архитектурного наследия модернизма 1920-1930-х годов ведется «Лабораторией исследований архитектуры модернизма в Риме» при Римском Государственном университете «La Баріепга» (руководитель А. Греко), при архиве Академии Художеств Святого Луки и Центральном Государственном архиве. Публикации этих институций представляют широкий, хорошо систематизированный материал для исследования.
Тема римского градостроительства и итальянской архитектуры 1920-1930 годов получила отражение в работах отечественных исследователей. Первые статьи в архитектурной периодике появились уже в середине 1920-х годов. В 1935 году вышла первая в мире монография о современной итальянской архитектуре Л.И. Ремпеля, которая не потеряла актуальности до сих пор. О перепланировке Рима составил доклад Д.Е. Аркин по итогам поездки 1935 года (не опубликован) (РГАЛИ, ф. 2606, Аркин, оп. 2, ед. хр. 118), где привел весьма интересные наблюдения. В 1970-е годы проблемам римского градостроительства была посвящена часть статьи об Италии в «Истории современного градостроительства» А.В. Бунина и Т.Ф. Саваренской (1972), заимствующая данные из книги Ремпеля, и часть статьи «Архитектура Италии» во «Всеобщей истории архитектуры» Р.А. Кацнельсон (1973), а также часть раздела книги «Архитектура XX века»
А.В.Иконникова (T.I. 2001), довольно краткая для детальных выводов. В диссертации приводится подробный анализ отечественных работ.
Цель настоящего исследования — описание и анализ проблематики основных событий, связанных с реконструкцией исторической части Рима в 1920-1930-е годы, создание подробной картины участия архитекторов-рационалистов в реконструкции Рима данного периода и определение роли этих работ в истории римского градостроительства. Основные исследовательские задачи:
анализ обшей проблематики реконструкции Рима в 1920-1930-е годы в ее историческом развитии и обусловленности;
изучение истории и характерных черт движения рационализма в Италии;
определение круга архитекторов, работавших в Риме и связанных с движением рационализма, описание и анализ построек и проектов архитекторов-рационалистов для исторического центра Рима;
определение влияния исторического контекста на формообразование в работах архитекторов-рационалистов для Рима.
Объектом изучения являются постройки, возведенные в историческом центре Рима, проекты, исполненные для этого района 1920-1930-х годов архитекторами, заявлявшими о своей причастности к движению рационализма, а также сопутствующие события: градостроительная деятельность по составлению генеральных планов, градостроительные мероприятия, не предусмотренные генеральным планом, архитектурно-строительная деятельность (конкурсы на новые общественные здания, точечная застройка, реконструкция исторических объектов, реквалификация и задействование исторических объектов в новой застройке, благоустройство территорий археологических памятников). Критерием причастности к движению рационализма является участие в I и II выставках рациональной архитектуры и принадлежность к M.I.A.R., публикации работ в
архитектурных журналах, разделяющих идеи рационализма - "Casabella" (ред. ДжЛагано) и "Quadrante" (ред. П.М.Барди и М. Бонтемпелли).
Источниками для исследования являются: генеральный план Рима 1931 года, а также генпланы 1873, 1883 и 1909 годов, проекты генеральных планов и планов отдельных участков, проектная графика архитекторов, опубликованные в архитектурной прессе 1920-1930-х годов и хранящиеся в Центральном Государственном архиве Италии (Рим), Капитолийском архиве, в частных архивах архитекторов и в Отделе проектов Научно-исследовательского архива Университета г. Пармы.
Предмет исследования — формально-стилистические и структурные особенности зданий рационализма 1920-1930-х годов в Риме, их функциональная и эстетическая взаимосвязь с исторической городской средой. Спецификой итальянского рационализма были использование и интерпретация традиционных форм итальянской архитектуры, что оказалось актуальным при необходимости включения новых зданий в историческую застройку Рима. Методология и методика работы
В основе методологии исследования лежит сочетание различных методов: формально-стилистического (анализ трансформации языка функционализма в условиях традиционного контекста), сравнительно-исторического (рассмотрение творческих методов архитекторов в их становлении и развитии), иконографического (сравнение с узнаваемыми историческими образцами), а также метод исторической градостроительной реконструкции. Границы исследования
В диссертации освещается развитие римского градостроительства со времени получения городом статуса столицы государства в 1870 году до 1930-х годов, то есть показана исходная градостроительная ситуация и эволюция градостроительного видения столицы от первых разработок
генплана города Техническим отделом при городском муниципалитете в 1870-е годы до исследований Института Урбанистики 1930-х годов.
Узкими хронологическими границами исследования является период с 1918 до 1937 года: от проекта редакции «Ренессансного квартала» генерального плана (1909) до декрета о строительстве района Всемирной выставки на трассе Рим - Остия (от 14.01.1937, № 1567), означавшего переключение градостроительного внимания с исторического центра на экспансию города. Градостроительные мероприятия часто выходят за отведенные декретом сроки, строительство не завершается в год создания проекта. По этой и другим причинам, возникла необходимость расширить временные границы исследования до периода 1870-1941 годов: от получения Римом статуса столицы Итальянского Королевства и составления генерального плана столичного Рима до подписания декрета о генеральном плане расширения города в сторону моря (от 6.01.1941, № 2).
В общих чертах в диссертации характеризуются события, начиная со времени Французской префектуры (1809-1814) и первых инициатив по реконструкции Рима в новейшее время до 1942 года, когда было создано итальянское градостроительное законодательство, утвердившее градостроительство современного типа (закон 1150/42). Описывается предыстория проблемы с конца XVIII века, когда закладывались основные направления градостроительной деятельности в последующее время, первые «светские» градостроительные мероприятия времен второго вторжения Наполеона I и инициативы по модернизации города папского правительства, бывшие откликом на происходящие в Европе процессы индустриализации. Географические границы - исторический центр Рима, территория внутри Аврелианской стены, I муниципалитет. Научная новизна работы
Впервые предпринимается попытка комплексного анализа рационалистических тенденций в римской архитектуре в сопоставлении с современным им градостроительным процессом, определяется значение
реконструкции и реставрации исторического наследия в формообразовании архитектурного модернизма, и их роли в формировании новых градостроительных принципов. Сопоставляются разнообразные и противоречивые архитектурные и градостроительные концепции, анализируются их генезис, взаимодействие и влияние на дальнейший архитектурно-градостроительный процесс. Данные и факты уточняются по архивным источникам, даются комментарии к историческим событиям и документам, малоизвестным и практически не изученным в отечественной науке. Значительная часть диссертации была выполнена во время стажировки на архитектурном факультете Римского Государственного Университета "La Sapienza'', что позволило изучить проблему на уровне современной проблематики. Данную работу можно рассматривать как существенный вклад в изучение европейской архитектуры XX столетия. Практическое значение исследования
Результаты, полученные в диссертации, могут быть использованы для более широких исследований европейского градостроительства XX века, создания капитальных трудов по истории архитектуры и градостроительства, а также в преподавательской деятельности (чтении курса истории архитектуры и градостроительства, специальных курсов). Кроме того, римский опыт может быть полезен при проектировании и осуществлении застройки исторических городов России. На защиту выносятся следующие положения:
-
1920-1930-е годы являются важным периодом в градостроительной истории Рима, во многом определившим современный облик города, наследующим проблему, поставленную в связи с получением статуса государственной столицы (1870), и открывающим проблематику современного градостроительства.
-
Теория градостроительства Рима проходит эволюцию от принципов «османовскои» реконструкции и изолированного видения
исторического памятника в городской застройке к разработке вопросов архитектурной среды и контекста.
-
Отдельные мероприятия по сносу, произведенные в 1930-е годы, были реализацией положений генпланов и распоряжений 1870-1880-х, отвергаемых проектами 1920-х годов. Таким образом, их осуществление является следствием вмешательства в градостроительную практику политики фашистского режима, а не градостроительной теории тех лет.
-
Главной особенностью итальянского рационализма была апология традиции, что проявлялось в поиске согласования языка функционализма с историческим окружением: исследовании контекста, учете пропорционального строя исторических построек, реминисценциях.
5) «Консервативное» градостроительство Рима рассматриваемого
периода проявилось в масштабных сносах исторической застройки, в то
время как вклад рационализма состоял в предложении новых деликатных
подходов к реконструкции и новой застройке исторической среды.
Апробация результатов исследования
Диссертация выполнена в Научно-исследовательском институте истории и теории изобразительных искусств Российской академии художеств в рамках программы изучения искусства XX века: все её главы были обсуждены на заседаниях Отдела монументального искусства и художественных проблем архитектуры (руководитель В.П.Толстой), высказанные замечания учтены в последующей работе над текстом. Отдельные положения диссертации были изложены в докладах на конференциях:
Институт всеобщей истории РАН, Москва: «Россия - Италия: этико-культурные ценности в истории», 2009;
Римский Государственный университет "Tor Vergata", Рим: "Grand Tour del Terzo Millenio", 2010,2011;
- Смольный институт Санкт-Петербургского Государственного
университета, Санкт-Петербург: «Monumentalita е modernita. Архитектура и
искусство в Италии, Германии и СССР тоталитарного периода», 2010
- Совет по архитектурному и историческому наследию Санкт-
Петербургского союза архитекторов, Санкт-Петербург «Monumentalita е
modernita. Италия, Германия, Россия. Проблемы восприятия, интерпретации
и сохранения архитектурно-художественного наследия «тоталитарного»
периода», 2011;
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства РААСИ, Москва: «Историческая городская среда как объект культурного наследия» (2009) и «Современная архитектура мира: основные процессы и направления развития» (2011).
в лекциях в МГУ им. МБ. Ломоносова и МГАХИ им. В.И. Сурикова, а также ряде публикаций в научных журналах и в сети интернет.
Основные выводы, касающиеся специфики римского градостроительства исследуемого периоды, были изложены в докладе «Рим в 1870 - 1930-е гг.: первые полвека архитектурно-градостроительной истории в статусе столицы» на научном семинаре по западному искусству XX века в НИИ теории и истории изобразительных искусств PAX (Москва, 2011). Структура диссертационной работы
Структура диссертации соответствует поставленным задачам. Работа состоит из введения и обзора источников, библиографического обзора, трех глав, снабженных аппаратом ссылок, и заключения. В приложении представлен альбом с исследуемыми архитектурными объектами, репродукциями генеральных планов и их проектов, переводы пояснений к ним, отрывков доклада-проекта реконструкции Рима архитектора-рационалиста Луиджи Пиччинато (Конгресс Римских исследований, 1928), статьи писателя, художественного критика Масснмо Бонтемпелли для журнала «Новеченто» (1926-1927) и художника Марио Сирони «Архитектура
и искусство» (1935).
Н.Основное содержание работы
Во Введении дается обоснование избранной темы, осуществляется постановка проблемы, обосновывается актуальность работы, освещаются важные источники теоретической мысли. В библиографическом обзоре приводятся основные зарубежные, в отдельности итальянские, а также отечественные труды в виде краткого очерка истории исследования римского градостроительства и итальянской архитектуры 1920-1930-х годов в нашей стране.