Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Оссианизм в европейском ландшафтном искусстве второй половины XVIII-XIX веков Василевич, Екатерина Викторовна

Оссианизм в европейском ландшафтном искусстве второй половины XVIII-XIX веков
<
Оссианизм в европейском ландшафтном искусстве второй половины XVIII-XIX веков Оссианизм в европейском ландшафтном искусстве второй половины XVIII-XIX веков Оссианизм в европейском ландшафтном искусстве второй половины XVIII-XIX веков Оссианизм в европейском ландшафтном искусстве второй половины XVIII-XIX веков Оссианизм в европейском ландшафтном искусстве второй половины XVIII-XIX веков
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Василевич, Екатерина Викторовна. Оссианизм в европейском ландшафтном искусстве второй половины XVIII-XIX веков : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Василевич Екатерина Викторовна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2010.- 214 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-17/4

Введение к работе

Диссертационное исследование посвящено изучению оссианизма в европейском ландшафтном искусстве второй половины XVIII-XIX веков. Оссианизм в ландшафтном искусстве представлен как концепция построения ландшафтно-архитектурных картин пейзажа парка. Работа направлена на выявление принципов, методов, приёмов и выразительных средств воплощения оссианической концепции в ландшафтном искусстве.

Актуальность исследования

Можно констатировать заметно возрастающий интерес отечественных и зарубежных исследователей к ландшафтному искусству. Растёт число научных работ, освещающих проблематику оссианизма в литературе, музыке, живописи, что указывает на актуальность этой темы. Однако не существует комплексного исследования, посвященного различным проблемам оссианизма в европейском ландшафтном искусстве второй половины XVIII - XIX веков.

Изучение оссианизма и истории его воплощения в ландшафтном искусстве второй половины XVIII-XIX веков представляется особо важным в связи с теми трудностями, с которыми сталкиваются специалисты при реставрации исторических парковых комплексов, при восстановлении первоначального художественного образа паркового ансамбля, утратившего часть парковых объектов, а также для поддержания изменяющегося со временем естественным образом ландшафта парков. Выявление закономерностей построения ландшафтной композиции оссианического парка и описание образной уникальности, установление типологического отличия этих парков от других позволят воспроизвести первоначальный художественный замысел даже при значительной руинизации объектов, а также позволяет поддерживать художественный образ парка в соответствии с первоначальной концепцией его создания.

Мысль о том, что парк - это место, где человек ощущает себя гармонично с природой и архитектурой, была основной идеей при устройстве пейзажных парков. Поставленная зодчими и парко строителями прошлого задача создания целостного пространства парка актуальна и в наши дни, так как современная архитектурная среда зачастую не только не обладает гармонизирующим воздействием на человека, но, наоборот, деформирует личность.

Утрачивается культура и опыт создания парков как произведений искусства. Парковые комплексы, став предметом массового тиражирования, могут потерять образную уникальность. Поэтому в данном исследовании оссианизм в ландшафтном искусстве рассматривается не только в связи с исторической, типологической ценностью памятников, но и как система гармонизации паркового пространства, в которой акцентируются художественные образы и переживания.

Состояние и степень изученности проблемы

Оссианизм - это устоявшееся в гуманитарных науках понятие. Этимологически термин «оссианизм» связан с именем кельтского барда Оссиана - главного героя «Поэм Оссиана» (1760-1765) шотландского

литератора Джеймса Макферсона. Понятие «оссианизм» появилось в научном обиходе, прежде всего, в литературоведении, в рамках которого оно было достаточно изучено, и рассматривалось в работах по эстетике и в междисциплинарных исследованиях по литературе и геологии.

В 1982 году вышло первое издание книги «Поэзия садов» Д.С. Лихачёва. Этот труд явился ключевым для понимания связи оссианизма и ландшафтного искусства. Впервые термин «оссианическии» был применён Д.С.Лихачёвым к пейзажному парку и закреплён как устойчивый термин для характеристики только трёх ландшафтных ансамблей: Монрепо в Выборге, Воронцовского парка в Алупке и парка Софиевка в Умани. Д.С.Лихачёв впервые связал оссианизм и ландшафтное искусство не по формальной достоверности соответствия парковых памятников литературной версии, а по их образному содержанию, по специфической особенности переживаний. В работе Д.С.Лихачёва в определениях присутствуют два варианта написания: оссиановский и оссианическии: «оссиановский пейзаж», но «оссианические настроения», «оссианическии парк», что свидетельствует о неустойчивости применения вариантов термина.

Указания на оссианические мотивы в этих трёх пейзажных парках содержатся в энциклопедиях по ландшафтному искусству таких авторов, как: А.П. Вергунов, В.А.Горохов (1996), О.Б.Сокольская (2004). В вышедшей в 2009 году работе П.Хейдена наряду с парками, уже обозначенными Д.С.Лихачёвым как оссианическими, указываются английские и шотландские парки: Эрмитаж в Данкельде, Хаукстон в Шропшире и парк в Олтон Эбби в Стаффоршиде как очевидные примеры влияния оссианизма на ландшафтное искусство. Однако надо отметить, что П.Хейден и ряд зарубежных исследователей связывают с оссианизмом те парки, в которых есть прямое, визуально установленное указание на символику и имена героев «Поэм Оссиана» Д.Макферсона, не применяя термин «оссианическии» целиком к парковым структурам, а только к отдельным парковым элементам.

Существует целый комплекс исследований, выявляющих особенности оссианических парков, указанных Д.С.Лихачёвым. Это, прежде всего, труды сотрудников парков: А.А.Галиченко (Алупкинский парк), О.М.Глазковой, М.В.Ефимова, Ю.И.Мошник, В.А.Болгова, М.А.Ляминой, Т.М.Зинчук, С.А.Кырчиковой (Монрепо), И.С.Косенко (Софиевка). Также важны работы других исследователей, посвященные этим паркам: И.А.Косаревского, А.Л.Лыпы, А.А.Кишук, Б.М.Соколова, Е.Руфф. Эти труды содержат обширный исторический материал, исследования архитектурно-художественных композиций и отдельных объектов данных парков, однако, тема оссианизма в них не рассматривается или затрагивается лишь косвенно.

Ещё при жизни Д.Макферсона его труды вызвали острую полемику и критику. Научные труды по исследованию оссианизма и оссианических тенденций в литературе, которые появились уже со второй половины XIX столетия, представлены работами зарубежных авторов, таких как: П.Макгрегор (1841), Т.Б.Сандерс (1894), Л.Штерн (1895, 1900), А.Нат (1886, 1899), Р.Томбо (1901), П.Ван Тигем (1908, 1917, 1924), Х.Эхт (1922), Г.Ф.Блэк (1926), Д.Томсон

(1952). Из современных зарубежных исследователей можно отметить работы таких авторов, как: Д.Моор (1972, 2003, 2004), Т. Хлобил (2006), Х.-Ф. Каталин (2004), Ф.Стаффорд и X. Гаскил (1998, 2004), К.Трумпенер (1997), А.Бойме (1993), Лампор (2006) и диссертации М.Весселя («Поэмы Оссиана» в музыкальной композиции», 1992), С.Штрассер-Клоц («Рунге и Оссиан», 1995), А.Хэй («Оссиан в Риме. К теории и практике оссианизма между 1765 и 1810», 1998). Интерес к изучению оссианизма не утрачивается в последние десятилетия. Начиная с момента первого издания (1760) постоянно переиздаются «Поэмы Оссиана» Д.Макферсона, переведённые на многие европейские языки. С конца XIX столетия до наших дней продолжается репринт старых фундаментальных исследований по оссианизму в литературе: А.Нат (1886, 1899, 1910, 1972, 2008, 2009), Т.Б.Сандерс (1894, 1895, 1968, 1969, 2009).

В России первые переводы отрывков из «Поэм Оссиана» были выполнены с оригинала А.И.Дмитриевым (1788), а полный перевод с издания на французском языке Е.И.Костровым (1792). Первые научные исследования, построенные на собственном переводе оригинала, выполнены Е.В.Балобановой (1890, 1983, 1907). Также следует указать труды Д.Н.Введенского (1916), Н.К.Пиксанова (1907, 1924). В советское время вышли фундаментальные труды В.И.Маслова (1928), Ю.Д.Левина (1983). Различные аспекты оссианизма в литературе рассматривались также Р.В.Иезуитовой (1965, 1978), В.М.Костиным (1983), О.Б.Кафтановой (1980), Л.В.Пономарёвой (1996), в диссертациях Ю.В.Верховской (1997) и Е.Г.Милюгиной (2002). В докторской диссертации Е.Г.Милюгиной рассмотрены литературная деятельность архитектора и паркостроителя Н.А.Львова, переводившего отрывки из «Поэм Оссиана», интерпретации первоисточника Львовым в духе «русского оссианизма», основанные на выявлении глубинных корней этого феномена и поиске аналогов их выражения русской культуре. Значение литературных программ Львова состоит также в их неразрывной связи со многими видами искусства: архитектурой, декоративно-прикладным искусством, скульптурой, живописью, книжной графикой, литературой, музыкальным театром и, безусловно, с ландшафтным искусством. Хотя Львовым не были созданы непосредственно оссианические парки, его труды явились важным вкладом в формирование оссианической концепции в ландшафтном искусстве России.

Особый вклад в изучение эстетики и художественных образов оссианизма внёс М.Эндрюс (Andrews), выделив в своём эссе «The search for the picturesque: landscape aesthetics and tourism in Britain, 1760-1800» (1989) новую категорию -«оссианическое возвышенное» (Ossianic Sublime), связав художественные образы пейзажей Шотландского высокогорья и Озерного края с оссианизмом как художественным явлением.

Несмотря на важность эстетических и литературных составляющих в формировании образа оссианического парка значительную роль в его восприятии играет природный подиум. Исследование оссианической концепции в ландшафтном искусстве связано с изучением природного подиума оссианических парков, поэтому необходимо привлечение в исследование

данных географической и геологической наук. Применение классического географического подхода позволило провести исследования физико-географических факторов, влияющих на оссианический парковый ландшафт, и природной обусловленности становления и развития феномена оссианизма.

Впервые связь между оссианизмом и природным ландшафтом была установлена шотландским геологом, президентом (1908-1913) Лондонского Королевского общества для развития знаний о природе, почётным членом РАН А.Гейки (Geikie) в работе «Landscape in history: and other essays» (1905), в которой он рассматривает связь истории, литературы, мифологии со строением геологического основания Британских островов и Шотландии. В этой работе устанавливается связь «Поэм Оссиана» с природным ландшафтом и выявляются характерные признаки «оссианического ландшафта» (термин Гейки) по признаку геологического строения природного подиума, однако парковая тематика им не рассматривается.

Понятия «оссианический парк», «оссианический ландшафт» прочно вошли в научный оборот, однако, проблемы осмысления феномена оссианизма и выявление принципов воплощения оссианической концепции в ландшафтном искусстве и методов построения оссианических парков остаются открытыми.

Объект исследования - архитектурно-художественные композиции пейзажных парковых комплексов и отдельные парковые элементы.

Предмет исследования - процесс формирования и воплощения оссианической концепции в ландшафтном искусстве.

Целью исследования являются установление принципов воплощения оссианической концепции в европейском ландшафтном искусстве, определение архитектурно-художественных методов построения парковых картин и приёмов разработки выразительных средств оссианических парков.

В связи с указанной целью работы были поставлены следующие задачи исследования.

проведение анализа современных подходов к изучению ландшафтного искусства;

проведение анализа концепции оссианизма в искусствознании;

выявление параметров ландшафтного искусства, на основе которых осуществляется классификация парков;

определение места оссианического парка в системе классификаций ландшафтного искусства;

- определение роли категории «возвышенное» в оссианической концепции;

- изучение и систематизация поэтических текстов, послуживших
архитектурно-художественными программами пейзажных парков;

- выявление ведущих тем, отражающих основную идею оссианической
концепции;

- выявление принципов воплощения оссианической концепции в
ландшафтном искусстве;

- разработка типологии методов реализации оссианической концепции в
ландшафтном искусстве;

- проведение анализа композиционных приёмов воплощения оссианическои концепции в ландшафтном искусстве.

Методология исследования направлена на разработку комплексного изучения оссианическои концепции в ландшафтном искусстве.

В работе применено несколько методов исследования. В работе
применено несколько методов исследования, иконографический метод - при
решении вопросов реконструкции первоначального облика парков, методы
стилистического анализа - при решении проблем воссоздания образного строя
парков, сравнительно-исторический метод - при сравнении объёмно-
планировочных решений парковых ансамблей, метод семантического анализа -
при раскрытии содержания парковых картин, метод композиционного анализа
- при выявлении приёмов сочетания выразительных средств построения
композиций парковых ансамблей. Также в диссертации применён
междисциплинарный метод исследования ландшафтного искусства с
привлечением подходов, принципов и методов педагогических,

географических, геологических наук, литературоведения. Изучение и раскрытие смысла художественной композиции парков проводятся методом архитектурно-художественного анализа Л.М.Тверского, при котором рассматривается динамичная композиция прогулки по парку в состоянии панорамного раскрытия отдельных парковых картин, что учитывалось самими паркостроителями при создании парковых картин пейзажного парка. Употребление термина «ландшафтное искусство» и других специальных терминов в диссертации обусловлено тем, что методологической основой исследования являются работы, в которых присутствует этот терминологический комплекс, применяемый ведущими специалистами в этой области: В.Я.Курбатовым, С.Н.Палентреер, Б.И.Кохно, Ю.И.Курбатовым, И.О.Боговой, Л.М.Фурсовой, С.С. Ожеговым, Л.С. Залесской и другими.

Границы исследования

Хронологические границы исследования

История формирования оссианическои концепции в ландшафтном искусстве рассматривается в границах двух этапов. Первый этап - период с 1760 года, даты выхода в свет первой публикации Д.Макферсона, по 1804 год, даты создания текстов Л.Николаи и С.Трембецкого, по сути ставших программой и манифестом оссианического парка; второй этап - период с 1804 года до конца XIX века - времени введения последних оссианических компонентов в структуру пейзажных парков, связанных оссианическои тематикой.

Географические границы исследования

Исследуются композиции пейзажных парков на территории Европейского континента, в том числе Европейской части России, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

Материал исследования: архитектурно-ландшафтные элементы (художественные и природные) европейских пейзажных парков.

Источники исследования, архивные и музейные материалы парков Монрепо, Софиевка, Павловск; материалы фондов, библиотек Санкт-

Петербурга, Выборга; материалы каталога Специального фонда Национальной библиотеки Финляндии «Библиотека Монрепо» (г.Хельсинки); сведения, полученные в результате консультаций с сотрудниками Специального фонда Национальной библиотеки Финляндии «Библиотека Монрепо», Института искусства и материальной культуры (Institut fur Kunst und Materielle Kultur) Технического университета (г.Дортмунд, Германия) и Института Озероведения РАН (г.Санкт-Петербург); публикации документов и эпистолярного наследия; каталоги и описания памятников ландшафтной архитектуры.

Работа проводилась на основе натурных исследований европейских пейзажных парков, на основе иконографических и историографических данных.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые:

- исследована история становления концепции оссианизма в ландшафтном
искусстве на широком материале ландшафтных композиций европейских
пейзажных парков и парковых элементов второй половины XVIII-XIX веков;

создана типология архитектурных программ построения пейзажных парков, запечатленных в поэтических произведениях XVIII-XIX веков;

установлены принципы воплощения оссианической концепции в ландшафтном искусстве;

установлены ведущие темы парковых картин оссианических парков;

разработана типология методов реализации оссианической концепции в ландшафтном искусстве по принципу геохронологии и содержательному соответствию;

- выявлены этапы формирования и развития оссианизма в европейском
ландшафтном искусстве второй половины XVIII-XIX веков;

- классифицирован ряд европейских пейзажных парков как оссианические.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

- оссианизм в ландшафтном искусстве - это концепция художественного
воплощения энвайроментальной модели мира, поддерживающая
художественный образ единства природы и человека в прогулке по парку;

- указанное единство обеспечивается последовательным воплощением
принципов природосообразности и геохронологии в архитектурно-
художественных композициях оссианического парка;

- основополагающей идеей оссианической концепции в ландшафтном искусстве является пограничность - качество, возникающее на границе взаимодействия полярных сред;

принцип геохронологии реализуется аутентичным, имитационным и декорационным методами построения парковых ландшафтов;

художественное содержание оссианической концепции реализуется дословным, замещающим и выразительным методами.

Теоретическая значимость заключается в том, что:

от «environment»(aHra.) - окружающая среда. Энвайроментальная модель рассматривает человека, как элемент единой природной системы, предполагающей целостное восприятие объектов «человек-природа» в рамках системы «окружающая среда».

проведённое комплексное исследование оссианизма в европейском ландшафтном искусстве позволяет расширить сведения об особенности развития ландшафтного искусства периода второй половины XVIII-XIX веков;

обозначенные предыдущими исследователями оссианические парки (Монрепо, Софиевка, Алупкинский парк, Хаукстон, Олтон Тауэре) наряду с классифицированными впервые как оссианические исторические пейзажные парки (Бют-Шомон, Эрменонвиль, Багатель, Балгай, Крейрей-Гарден, Вильгельмсхое, Доуикские ботанические сады, Даунхилл, Дерин-Гарденз, Скоун-Пэлас, Корсунь-Шевченковский, Александрия, Тростянец, Печерский, Малиевский, Сутиский, Бронницкий) могут быть выделены как отдельный вид парков в истории ландшафтного искусства;

- созданная типология принципов и методов воплощения оссианической
концепции в ландшафтном искусстве позволяет проводить чёткую
классификацию оссианических парков;

- выявленные границы этапов развития и эволюции воплощения
оссианической концепции в европейском ландшафтном искусстве позволяют
уточнить периоды развития ландшафтного искусства.

Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания в высшей школе: являться материалом лекций и практических курсов по теории и истории архитектуры, ландшафтному дизайну, музейной педагогике, краеведению, реставрации архитектурного наследия, культурологии, инженерии лесного хозяйства; в качестве материалов для специальных курсов повышения квалификации сотрудников парков-музеев: экскурсоводов, методистов, ландшафтных архитекторов; в практике специалистов по охране памятников архитектуры, историко-ландшафтных заповедников; материалы исследования могут являться методическим пособием для создания проектов по реставрации пейзажных парковых ансамблей, созданных на основе оссианической концепции, а также для создания новых художественных ландшафтных объектов.

Рекомендации по использованию результатов исследования Выводы и материалы диссертации могут быть применены: в научно-исследовательской работе музеев-заповедников; в подготовке учебных материалов при подготовке к лекционным и семинарским занятиям; разработке учебно-методических пособий; служить для разработки экскурсионных маршрутов исследуемых памятников ландшафтного искусства.

Достоверность результатов и основных выводов диссертации обеспечивается: полнотой собранного теоретического и художественного материала; выбранной методикой проведения исследования, базирующейся на фундаментальных положениях архитектурной теории; практическими положениями, подкрепленными обращением к трудам авторитетных отечественных и зарубежных исследователей ландшафтной архитектуры и других областей научного знания.

Апробация результатов исследования Основные результаты исследования отражены в докладах, представленных на следующих конференциях: «Художественное образование в

высшей школе: опыт, проблемы, перспективы» (Тольятти, ноябрь 2004); XI Российско-Американской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, май 2008); II Международной научно-практическая конференции «Искусство и диалог культур» (Санкт-Петербург, июль 2008); Седьмой Всероссийской научно-практической конференции «Метам ето дика как перспективное направление развития предметных методик обучения» (Санкт-Петербург, декабрь 2009); Международной научно-практической конференции «Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке» (Санкт-Петербург, март 2010).

Результаты исследования были изложены на лекции для слушателей курсов экскурсоводов Национального дендрологического парка Софиевка НАЛ Украины.

Структура и объём диссертации

Диссертация представлена в двух книгах. Первая книга состоит из введения, трех глав (девяти разделов), заключения, представленных на 188 страницах, библиографического списка, состоящего из 423 наименований, из них 322 на русском языке, 101 наименование на иностранных языках. Вторая книга представлена в виде альбома, содержащего приложения: Приложение 1. Географические и геологические карты природных оснований оссианических парков и геохронологическая таблица; Приложение 2. «Типология методов воплощения оссианической концепции в парковых ландшафтах»; Приложение 3. «Подстрочный перевод поэмы Л.Г. Николаи «Das Landgut Monrepos in Finland» («Имение Монрепо в Финляндии»)», выполненный в 2008г. В.Ф.Ефремовой-Шультен; Приложение 4. Иллюстрированный каталог «Архитектурно-художественные выразительные средства реализации оссианической концепции в ландшафтном искусстве».

Похожие диссертации на Оссианизм в европейском ландшафтном искусстве второй половины XVIII-XIX веков