Введение к работе
Диссертация посвящена отечественному монументально-декоративному рельефу 1920-1930-х годов. Рельеф - один из типов скульптуры. Морфологически он связан с архитектурой. Важную роль в рельефе играют рисунок и композиция. Тема и сюжет являются источником обновления художественного языка рельефа. В изучении монументально-декоративного рельефа выделяют целый круг проблем, в числе которых поиски выразительности пластического языка и композиционных решений, выбор способов взаимодействия с архитектурой и разработка иконографических программ. Актуальность темы
За последние несколько десятилетий искусству модернизма было уделено пристальное внимание. Скрупулезное изучение как памятников искусства, так и многообразных понятийных моделей анализа этих памятников, было востребовано не только в научной среде, но и плодотворно осмыслялось архитекторами, скульпторами, художниками работающими в настоящее время. В период, когда различные варианты рефлексии «исторического» не менее важны для обновления творческого видения и практик, чем поиски «нового», этот факт не удивителен. По отношению к художественному языку архитектуры эпохи модернизма, его стилистике в искусствоведении закрепился термин «ар деко». В многочисленных исследованиях, посвященных этому стилю, не достаточно внимания уделено понятию декоративного, его формообразовательной функции в архитектуре. Без пристального изучения исторического понимания «декоративного», соотношения декоративного и выразительного, декоративного и орнаментального, декоративного и монументального, аспектов его бытия в художественной структуре творчества, результативное осмысление качеств архитектурных построек и памятников было бы односторонним.
С точки зрения идеологов архитектуры модернизма декоративное искусство утратило свою формообразующую роль в архитектуре, Декор перестал нести свой первоначальный смысл «порядка», стал подчиненным, прикладным. Однако изменение творческой направленности в отечественной архитектуре 1920-1930-х годов не было простым «переодеванием» авангардисткой архитектуры в костюмы неоклассики или эклектики. Анализируя конкретные примеры, можно увидеть как драматично внутри каждого произведения разрешается конфликт между новацией и традицией, как в переплетении сложных коллизий рождается новая модернистская форма. Изучение свойств, качеств и функций монументально-декоративного рельефа представляет собой, таким образом,
обнаружение и анализ «пропущенного звена» в сложном и неоднозначном процессе бытования искусства первой половины XX века.
Научная разработанность темы Интерес к изучению рельефа возникает на рубеже XIX-XX веков с развитием дисциплины искусствознания, истории искусств и ее связи с археологическими раскопками античных памятников (A.Conze, 1882). К первым десятилетиям XX века накопленные знания о стилистических и творческих особенностях монументальной пластики так или иначе отразились в творчестве скульпторов того периода. Пристальному вниманию художников к искусству рельефа, включению его в художественный строй архитектурного здания сопутствовал интерес искусствоведов к монументально-декоративной скульптуре (W.R. Agard, 1935). В отечественном искусствознании проблематика рельефа изучается Д.С. Недовичем (1929, работа не сохранилась). Первое и единственное исследование монументального рельефа XVIII-XIX веков принадлежит искусствоведу А.Г. Ромму (1953). Отсутствие опубликованного труда, обобщающего знания о монументально-декоративном рельефе XX века, обусловили появление данной диссертации.
История монументально-декоративного рельефа 1920-1930-х годов не была написана. Тем не менее, существует целый ряд исследований, которые обобщают и дают основу для всестороннего изучения монументально-декоративной пластики данного периода. Эти работы связаны с историей монументальной скульптуры и с проблемами формирования художественного облика архитектуры. Начало изучению данной темы было положено уже в 1930-е годы искусствоведом, скульптором по образованию Б.Н. Терновцом (1933). Статья, напечатанная в журнале «Искусство» за 1933 год, задумана как основа фундаментальной монографии с приложением биографий скульпторов (материалы хранятся в РГАЛИ). В 1940-1950-е годы ведется научная работа, направленная на обобщение и сбор материала по истории монументальной скульптуры, определенное внимание уделяется и монументальному рельефу (Н.Д. Соболевский, 1947; Д.А. Аркин, 1948). Проявленный интерес к монументальной пластике, помимо прочего, отражал широкомасштабные строительно-отделочные работы послевоенной реконструкции городов и возрождение неоклассики. 1960-1970-е годы стали этапом, который отмечен стремлением обобщить и проанализировать накопленные за пятьдесят лет знания, интересом к раннему постреволюционному искусству. Осмысление его теоретического и художественного опыта идет в русле тенденции разграничения «ленинской» и «сталинской» культурной политики. Появляется целый ряд работ, посвященных монументальной скульптуре. В этот период вводятся в научный оборот памятники 4
(Монументы СССР, 1964), закладывается традиция их изучения (В.П. Толстой, 1961; С.С. Валериус, 1961; В.Э. Хазанова, 1963; И.В. Иванова, А.А Стригалев, 1967 и др.). Появляется первое посвященное скульптору фундаментальное издание документов и материалов творческой практики (Мухина В.И., 1960). К 1980 годам это стремление оформляется в систематическое изучение монументальной скульптуры. Среди важнейших - работы В.П. Толстого, Н.В. Воронова, А.А. Стригалева. Знаменательным фактом становится систематическая, снабженная научными комментариями, публикация биографических и творческих материалов о скульпторах, воспоминания о них (ИД. Шадр, 1978; СТ. Коненков, 1980; В.Н. Домогацкий, 1984, Б.Д. Королев, 1989 и др.). Аннотированные переиздания статей и исследований искусствоведов, работавших в 1920-1930-х годах, актуализировали традиции изучения монументальной скульптуры и создали преемственность поколений исследователей (Б.Н. Терновец, 1977; А.В. Бакушинский, 1981; А.Я. Тугенхольд, 1987 и др.). 1960-1980-е годы - период наиболее интенсивного, детального изучения специфики монументальной скульптуры, что закономерно связано, как с накопленным художественным опытом 1920-1930-х, так и с расцветом монументального искусства 1960-1980-х годов. 1990-2000-е открывают новую страницу в изучении творческого опыта мастеров первой половины века, начинается активное изучение практики авангарда, архитектурного опыта 1920-1930-х годов (А.В. Иконников, СО. Хан-Магомедов, В.Э. Хазанова).
В особую группу необходимо выделить публикации сборников документов и материалов 1920-1930-х годов под редакцией В.П. Толстого (Выставочные ансамбли СССР, 2006; Художественная жизнь Советской России, 2010). Немаловажную роль в изучении темы оказали данные биобиблиографического словаря «Художники народов СССР» (1970-1976, 1983, 1995, 2002), справочники по художественным выставкам, справочные издания о скульпторах Санкт-Петербурга 1703-2007 годов и каталог скульптуры первой половины XX века Третьяковской галереи.
Особый раздел представляют исследования скульптуры и архитектуры XVI1I-XX веков, которые позволили различать новаторские явления и аспекты эволюционного порядка. В этом контексте нужно выделить работу сектора русского искусства НИИ PAX, сборники «Русское искусство Нового времени» (1993, с 1997 по настоящее время) и материалы по изучению деятельности Академии художеств (И.А. Пронина, 1983, юбилейный сборник, 2010). Работы О.В. Калугиной о скульпторах рубежа Х1Х-ХХ веков, в особенности монография об А.С. Голубкиной (2006), пристальное внимание в которой уделено вопросам обучения, состояния и развития монументальной и станковой пластики того периода, подкрепили и существенно дополнили данные об исследуемой проблеме. И.В.
Рязанцев (2003) и Е.И. Кириченко (2001) создали монографии по истории скульптуры XVIII-XX, которые служат основой изучения отечественной пластики и претендуют на энциклопедическую полноту. Следует выделить труды Е.И. Кириченко (1973, 1982), ее содержательное предисловие к альбому «Наряд московских фасадов» (1987), а также работы М.В. Нащокиной (2002, 2005, 2011) по истории архитектуры с середины XIX по начало XX веков. Комплексное исследование архитектуры ар деко Т.Г. Малининой (2005) создало основу для дальнейшего изучения феномена «декоративного» в архитектуре межвоенного времени (1910-1930-е годы).
Методологические разработки Т.Г Малининой, труды Ю.П. Маркина (2010,2011), а также опубликованные материалы конференций «Искусство эпохи модернизма: стиль Ар Деко» (2009) и «Искусство скульптуры в XX веке» (2010) послужили основой для включения опыта отечественных скульпторов в общемировую практику. Работы B.C. Турчина, Е.А. Бобринской, О.А. Юшковой, В.А.Крючковой, И.Е.Светлова, А.К.Якимовича, О.А. Кривцуна заложили основы современного научного анализа искусствоведческих, культурологических и философских моделей изучения искусства XX века.
Источники можно разделить на несколько групп: 1) воспоминания скульпторов и о скульпторах - опубликованные: С.Д. Меркурова, М.Г. Манизера, И.С. Ефимова и других и неопубликованные личные архивы скульпторов - Г.И. Мотовилова, С.Г. Королькова, И.С. Ефимова, Б.Н. Терновца (РГАЛИ и частные архивы). 2) Архивные материалы обсуждений выставок, дискуссий, производственные отчеты (РГАЛИ: фонды Российской (Государственной) академии художественных наук (РАХН-ГАХН) (ф. 941); фонды Союза Художников (ф. 2943); фонды Комитета по делам искусств (ф. 962) и другие). 3) Материалы прессы тех лет сыграли ключевую роль в атрибуции и датировках рельефов: газеты «Правда», «Советское искусство», журналы «Искусство», «Творчество», «Советская архитектура», «Архитектура СССР», «Строительство Москвы», «Печать и революция» и другие. 4) Отдельную группу составляют фотоматериалы фототеки Музея архитектуры им. А.В. Щусева (МУАР). 5) В 1920-30-е годы на волне интереса к скульптуре, в результате активной практики групп Общества русских скульпторов (ОРС) и Ассоциации художников революционной России (АХРР), впервые в истории отечественной скульптуры открываются специализированные выставки скульптуры, соответственно, появляются каталоги выставок. Они стали важным источником биографических сведений и составления каталога произведений. Свидетельством подъема скульптуры, ее внедрения в массовое производство стало появление печатных каталогов
скульптурной продукции и, что знаменательно, скульптурных конкурсов на проекты монументальных памятников.
Объект исследования - отобраны наиболее характерные для эпохи монументально-декоративные рельефы СССР 1918-1940-х годов в качестве музейных экспонатов, доступные в оригинале, на фотографиях, в разнообразных описаниях. Предмет исследования - особенности художественного языка, история пластической и видовой эволюции, иконографические программы, сюжеты, темы монументального рельефа, взаимодействие монументально-декоративного рельефа с архитектурной формой, с ее поверхностью и пространством, формирование современного представления о монументально-декоративном рельефе.
Цель работы - анализ, обобщение и воссоздание картины развития монументально-декоративного рельефа в СССР, определение его места и роли в градостроительной практике и творческой деятельности скульпторов-монументалистов первой половины XX
века.
Для достижения заявленной цели были поставлены следующие исследовательские задачи:
Собрать и ввести в научный оборот наиболее показательные и значимые для истории
монументальной пластики советские рельефы 1920-1930-х годов.
Обобщить накопленные данные о положении монументального рельефа второй половины
XIX - первых десятилетий XX века для того, чтобы проследить эволюцию и новшества в
развитии искусства рельефа заявленного в работе периода.
Обобщить данные об обучении скульпторов, учебных программах, об особенностях
скульптурных школ для целостного понимания проблемы творческой преемственности.
Рассмотреть влияние агитационного искусства и авангардистского эксперимента на
характер монументально-декоративного рельефа и его применение в архитектуре.
Проанализировать художественные и семантические характеристики монументального
рельефа в реализованных, несостоявшихся, а также утраченных проектах ансамблей,
памятников, зданий.
Обобщить данные и проанализировать наиболее характерные для эпохи виды и типы
монументально-декоративных рельефов, отличающихся как по технике изготовления
(прямое высекание, майолика, литье), так и по своему предназначению
(повествовательный, декоративный, агитационный).
Сопоставить опыт советского монументального рельефа с теорией и практикой
европейской и американской монументальной скульптуры.
Хронологические рамки исследования: Поскольку речь идет о развитии отдельного типа скульптуры, хронологические границы исследования в значительной мере носят условный характер. В 1920-1930-е годы наиболее полно проявились и столкнулись как уходящие традиции XIX века (представления о назначении монументальной скульптуры, методы обучения), так и радикальные эксперименты социально-политического и художественного авангарда (установка на концептуальность, контекстность общественного искусства, пересмотр границ между видами искусств для поиска новой выразительности). Термин «монументально-декоративный» начинает употребляться в конце 1930-х. Это определение отражает функциональное и качественное разделение семантических и морфологических характеристик монументального искусства. Разделение функций на самостоятельное (монументальное) и подчиненное (декоративное) имело чисто художественное значение на протяжении всей первой половины XX века. Осмысление и попытки преодолеть или последовательно завершить это разделение составили нерв развития монументального искусства в рассматриваемый в работе период.
Методологические и теоретические основы исследования. Диссертация строится по хронологическому принципу, главы посвящены отдельным, наиболее важным для развития рельефа темам и вопросам. Выделяются основные и специфические проблемы данного типа скульптуры, каждая из которых опирается на соответствующий доступный уровень теоретической и методологической мысли означенного периода. Используются приемы формального и семантического анализа - для выявления принципов взаимодействия скульптуры с архитектурной постройкой, элементы иконологического и феноменологического - для анализа свойств и назначения монументального рельефа. Широко используются основы герменевтического подхода для определения исторического словоупотребления понятий. Основополагающую роль в постановке проблем диссертации сыграли труды Государственной академии художественных наук (ГАХН), в частности работы А.Г. Габричевского, Н.И. Жинкина.
Научная новизна работы. В диссертации предпринята попытка комплексно подойти к истории отечественного рельефа первой половины XX века, представить эволюцию монументальной пластики в виде непрерывного процесса выработки представлений о его характеристиках и назначении. В диссертации введены в научный оборот неизвестные и забытые рельефы, уточнены датировки, атрибуции, биографии скульпторов. Впервые для исследования монументального рельефа привлечены разнообразные исследовательские материалы смежных областей: литературы, философии, исторических мемуаров. 8
Монументальный рельеф как искусство пластики и составная часть художественного образа архитектуры проанализирован в широком контексте мировой архитектурной, скульптурной практики и теоретических установок мастеров. Выявлены и проработаны архивные материалы, раскрывающие текущие практические и творческие задачи скульпторов-монументалистов 1920-1930-х годов. Проведен анализ сюжетных программ наиболее значимых произведений, как реализованных, так и оставшихся на стадии проектов и эскизов.
Апробация результатов исследования
Основные положения диссертации были представлены в виде докладов на следующих научных конференциях: «Молодые об искусстве» (НИИ теории и истории изобразительных искусств PAX, 2009); Межвузовская конференция студентов и аспирантов (Российский государственный гуманитарный университет, 2010); Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2010» (тезисы, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010); международная научно-практическая конференция «Произведение искусства как документ эпохи» (Российская академия художеств, 2011). В научных журналах по теме диссертации написаны и опубликованы
пять статей.
Основные положения, выносимые на защиту:
К 1930-м годам формируется несколько разнонаправленных по своим стилистическим и семантическим признакам путей понимания роли, пластического характера и функции монументального рельефа.
Под воздействием стремления к культурному и социальному переустройству мира, осознания особой социальной миссии искусства формируется представление о взаимодействии искусств. Монументальный рельеф занимает свое место в реализации идеи синтеза искусств. К 1930-м годам идеи Gesamtkunstwerk'a получают свое не только эстетическое, но и общественно-культурное обоснование и поощрение. Монументальный рельеф 1920-1930-х годов может рассматриваться как закономерный этап развития монументально-декоративного искусства, на пути от архитектурно-скульптурных работ модерна до работ монументалистов второй половины XX века. Отечественный монументально-декоративный рельеф - один из вариантов развития монументальной пластики первой половины XX века в Европе и США.
Термическая и практическая значимость исследования Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в более широких исследовательских проектах, а
также в учебно-педагогической практике, в качестве пособий для чтения лекций и проведения семинарских занятий по разделам «История монументально-декоративного искусства», «История советской скульптуры» и т.д.
Структура работы определена поставленными задачами. Диссертация состоит из Введения, трех частей, снабженных аппаратом ссылок, заключения и библиографии. В первой части работы «Положение монументально-декоративной скульптуры к первому десятилетию XX века: преемственность задач» рассматриваются обстоятельства бытования монументально-декоративной скульптуры с середины XIX века, аспекты обучения скульпторов и появление новых тем и образов непосредственно после революции 1917 года. Вторая часть «Понимание монументального искусства и внедрение экспериментов в теорию и практику 1920-х годов» посвящена новациям художественного образования в сфере скульптуры, появлению первых советских памятников, обоснованию идеи необходимости «синтеза искусств» и ее директивному внедрению в начале 1930-х годов. В третьей части «Художественные принципы и пластические особенности монументально-декоративного рельефа 1930-х годов» исследуются вопросы понимания монументального и декоративного рельефа, его функций, назначения и места в архитектуре на примере самых показательных сооружений (ВСХВ 1939 года, Международные выставки, титульные проекты и стройки СССР).