Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 Становление и развитие мемориальной доски как вида искусства: краткий исторический очерк 21
1.1 Из истории развития мемориальных досок 21
1.2 Ключевые понятия исследования: memoria, социальная память, коллективная память, культурная память, историческая память, коммеморация, культурное наследие, традиция, «память-идентичность», культурный ландшафт, мемориальный ландшафт, городская среда, синтез искусств, мемориальная доска 47
1.3 Общая типология мемориальных досок 63
Глава 2 Документальная основа развития мемориального искусства в городе Кемерово 74
2.1 Город Кемерово: краткий исторический очерк 74
2.2 Систематизация мемориальных досок города Кемерово: темы, мотивы 96
2.3 Правовая основа на установку мемориальной доски 124
Глава 3 Художественный образ и средства художественной выразительности мемориальных досок 142
3.1 Стилистика, художественный образ, художественный язык и средства художественной выразительности мемориальных досок 142
3.2 Мастера, художники, авторы мемориальных досок 164
3.3 Роль Союза художников и Художественного фонда города Кемерово в создании мемориальных досок 182
Заключение 201
Список источников и литературы 211
Список принятых сокращений 252
Список иллюстраций 253
Приложения 272
- Ключевые понятия исследования: memoria, социальная память, коллективная память, культурная память, историческая память, коммеморация, культурное наследие, традиция, «память-идентичность», культурный ландшафт, мемориальный ландшафт, городская среда, синтез искусств, мемориальная доска
- Город Кемерово: краткий исторический очерк
- Правовая основа на установку мемориальной доски
- Мастера, художники, авторы мемориальных досок
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Проблемы увековечения событий и лиц отечественной и мировой истории, выбор средств и художественных трактовок исторических образов, проблема установки, разрушения и восстановления памятников приобрели особую актуальность в современных социокультурных условиях. Мемори- ализация является важным компонентом культуры памяти в целом, «по всем признакам, похоже, что вокруг понятия «воспоминание» складывается новая парадигма наук о культуре, благодаря которой разнообразнейшие феномены в области культуры — искусство и литература, политика и общество, религия и право — предстают в новом контексте».
Мемориальные доски как наиболее массовая форма увековечивания исторической памяти художественными средствами, наряду с памятниками архитектуры и скульптурными сооружениями, являются неотъемлемой частью истории и материальной культуры общества. Условия становления и развития монументального искусства, его составляющей - мемориальных досок, являются актуальными вопросами искусствознания Западно - Сибирского региона.
Особое место среди монументальных памятников сибирского города Кемерово занимает мемориальная скульптура. Тема памяти воплощена скульпторами города и в мемориальной доске, «...отличающейся в некотором отношении гораздо большей сложностью, чем обычная скульптура. Так соединяются психологичность, декоративность, объем и цвет, небольшой размер и необходимость дать достаточное обобщение, зачастую монументального характера». Мемориальные доски города Кемерово создавались в рамках политико-массового искусства последних 50 лет XX века, обладая, таким образом, характерными особенностями, присущими в целом искусству России этого периода. Характерной художественной особенностью, присущей советскому искусству вообще и мемориальной доски в частности, является лаконичность художественных средств, проявляющихся в выборе композиционных приемов, ясных формулировках текста, в предпочтении тех атрибутов и символов, которые в сознании советского человека должны были рождать определенные ассоциации. Один из главных принципов советского искусства - принцип общедоступности - был в полной мере воплощен в этом виде массового искусства. За изготовление мемориальных досок брались лучшие скульпторы Кемерово, такие мастера как А.П. Хмелевской, В.И. Блинов, В.В. Треска, Р.И. Корягин, В. Ф. Нестеров, Н.Н. Михайловский, в досках которых в полной мере выполняется принцип художественного воплощения образа в пластической рельефной композиции.
Мемориальные доски, устанавливаемые в Кемерово, систематизировались, но не изучались ни с точки зрения художественной ценности, ни с точки зрения достоверности информации: текста, материала, вида доски, места и года изготовления, автора произведения. В отношении мемориальных досок города отсутствуют искусствоведческие исследования, обобщающие факты, события и явления в данном художественном процессе. На основе как опубликованного, так и выявленного материала и прямых источников нами предпринята попытка целостного осмысления мемориальных досок с современных позиций искусствоведения и истории культуры, определения значимости, использования, популяризации и сохранности мемориальных досок.
Тема диссертационного исследования актуальна. Учитывая недостаточную изученность фактологического материала, отсутствие исследований проблемы мемориальных досок в городе Кемерово, утрату имен исполнителей досок и изобразительных подлинников, ее можно определить, как сложную и важную для истории искусства тему. Благодаря изучению мемориальных досок расширятся представления об исторических процессах развития художественной культуры Сибири и России. Тему данного исследования актуализирует отсутствие аннотированного каталога мемориальных досок города Кемерово.
Степень изученности проблемы. Становление и развитие мемориальных досок как вида искусства долгий и неоднородный процесс, который изучается рядом смежных дисциплин: искусствоведение, история, культурология. Материалы о надписях на стенах, стелах, арках, колоннах, монетах, прообразах первых мемориальных досок, рассматривались в работах А.С. Четверухина, А.Н. Николаева, О.Х. Халпахчьяна, Н.Л. Мальцевой, М.Т. Кузьминой, В.М. Полевого, Т. Меликли, С. Фрая, Д. Фергюссо- на, Д. Барберини, Э.М. Козлитиной, С.К. Романюка, А.В. Святославского, В.И.Грачева и др. Медальерное искусство, чьей разновидностью являются мемориальные доски, изучалось в работах А.В. Косаревой, Е.С. Щукиной, Л.М. Гавриловой.
Проблема взаимоотношений истории и исторической памяти исследована зарубежными и отечественными авторами ХХ века с разной степенью глубины. Вопросы, посвященные формированию специального научного направления, изучающего историческую и коллективную память, связывают с трудами последователя одного из общепризнанных создателей социологии как науки Э. Дюркгейма французского социолога Мориса Хальбвакса. Идеи Хальбвакса о том, что «...существуют основания различать две памяти, одну из которых можно, если угодно, назвать внутренней, а другую - внешней, или же первую личной, а вторую - социальной. Говоря еще точнее - автобиографическая память и историческая память», получили затем развитие в работах П. Рикёра и Я. Ассмана. Предметом осмысления в одном из основополагающих современных исследований по исторической памяти П. Хаттона «История как искусство памяти» стали работы М. Фуко, Дж. Вико, Ф. Арьеса, Ф. Йейтс и других, где автор подробно останавливается на анализе целого ряда ставших классическими работ в области изучения памяти в историко-культурном аспекте. В издании «Франция-память» французским историком, членом Французской Академии, председателем ассоциации «За свободу истории» П. Нора предлагается свое понимание современной мемориальной культуры как совокупности мест памяти, воплощающих в себе единство духовного и материального порядка, которое с течением времени и по воле людей стало символическим элементом наследия национальной памяти общности. Память, по словам Нора, перестает быть «совокупностью элементов прошлого, которые следует запомнить, дабы приготовить почву для желанного будущего; она становится способом осознать собственное настоящее». Многоаспектное исследование коллективной памяти было предпринято И. Ирвин-Зарецка в монографии «Рамки памяти: Динамика коллективной памяти». Условия и последствия методологических поворотов в историографии России второй половины XX - начала XXI века, породивших новые варианты изучения прошлого, представлены в работах Л.П. Репиной. Ряд фундаментальных работ, связанных с осмыслением отражения прошлого в философии, религии, искусстве и культуре, опубликован И. М. Савельевой и А. В. Полетаевым. Исследованию культуры воспоминания и истории, феномену памяти посвящены работы Ю.Е. Арнаутовой и Е.В. Романовской.
Мемориальные доски представляют собой массовый, ценный материал для изучения тенденций в изобразительном искусстве на всем протяжении времени своего создания. В связи с этим были рассмотрены художественные тенденции искусства ХХ века в трудах ведущих историков искусства В.В. Ванслова, Д.В. Сарабьянова, Т.В. Ильиной, М.Г. Неклюдовой.
Различным аспектам истории и развития монументальной пластики посвящены общетеоретические фундаментальные труды, поднимающие вопросы исторического развития скульптуры как особого вида творчества, роли скульптуры в пространстве, проблем композиции, ритма и формообразования в скульптуре. Это работы Б.Р. Виппера «Введение в историческое изучение искусства (раздел «Скульптура»)», М.Я.Либмана «О скульптуре», труды И.М. Шмидта, И.В. Рязанцева и других специалистов. Особенностям образно-художественного языка пластики посвящены статьи В.С. Турчина «Композиция круглой скульптуры», «Границы художественного образа в скульптуре», «Монументы и города», работа А. Гильдебрандта «Проблема формы в изобразительном искусстве». Вопросы монументального искусства были рассмотрены в трудах В.П. Толстого, О.А. Швидковского, С.Б. Базазьянца, И.Е. Даниловой и др.
Мемориальные доски вместе с архитектурой участвует в организации пространства, вписаны в архитектурный облик здания, увязаны с ним материально, ритмически, масштабно, стилистически. Взаимосвязи художественных форм монументов и городской среды посвящена книга Н.И. Поляковой «Скульптура и пространство. Проблема соотношения объема и пространственной среды» и ряд других значительных по своему вкладу в искусствознание работ. Проблемы творческого процесса скульптора, выбора сюжета и его воплощения, материала, техники отражены в работах Г.И. Кепинова, Н.В. Одноралова, И.В. Крестовского.
Мемориальные доски Кемерово создавались в рамках искусства социалистического реализма. Изучение многообразия поисков в искусстве социалистического реализма, вопросов художественной цельности произведения в работах Н.А. Дмитриевой, В.М. Зименко, В.С. Семенова, М.А. Лифшица, Г.А. Недошивина и др. приблизило нас к пониманию художественной ценности мемориальных досок города Кемерово, созданных в рамках искусства социалистического реализма.
Становление и развитие Кемерово вмещается в рамки ХХ века. Основополагающими трудами по истории города можно считать труды М.А. Никитина, П.Ф.Мельникова и И.А. Балибалова, последний впервые использовал методику целостного представления основных этапов исторического развития будущего областного центра; Г.Е. Юрова, И.Ю. Ускова, И.В. Захаровой и др. Вопросы становления монументального искусства, пути зарождения которого из-за отсутствия в Кузбассе историко- культурных предпосылок возникновения скульптурного творчества определяются как путь «сверху», в результате правительственных заказов, и «извне», вследствие деятельности скульпторов, приехавших в Кемерово накануне и в годы войны, освещены в монографии В.А. Откидач, во вступительных статьях о скульпторах в каталогах искусствоведов З.Н. Естамоновой, М.Ю. Чертоговой, М.А. Давыденко и др. Художественная жизнь Кузбасса второй половины XX века глубоко проанализирована в диссертации Т.Д. Рысаевой. Сведения об основных событиях, имеющих значение для анализа творчества кемеровских скульпторов, создателей мемориальных досок, содержатся в биобиблиографическом справочнике «Художники Кемерово. 1930 - 2003», составленном искусствоведом М.Ю. Чертоговой. Исследованию творчества кемеровского скульптора А.П. Хмелевского, создателя наиболее значимых художественных мемориальных досок, посвящена диссертация А.В. Ткаченко
Начиная со второй половины XIX века, отдельные аспекты мемориального искусства в России, связанные с определенным конкретным жанром мемориальной культуры (архитектурно-скульптурные монументы, храмы и часовни, надгробия, музеи, мемориальные комплексы и др.), оказались в фокусе описания и научного осмысления в виде каталогов разного рода памятников с элементами анализа. Одним из ранних научных трудов, посвященных изучению мемориальных досок, является рукопись А.И. Никольского «Адреса мемориальных досок на зданиях Ленинграда с воспроизведением текстов» (1936). На этот ценный источник опирались в своих исследованиях составители справочников мемориальных досок второй половины ХХ века. Мемориальные доски Санкт-Петербурга описаны в справочниках, вышедших в 1979 и 1999 годах. Наиболее полный каталог мемориальных и памятных досок Москвы приведен в книге О.В. Пескова «Мемориальные доски Москвы» (2009). Доски тематически систематизированы, воспроизведен текст каждой из них, указаны материал, наличие и характер изображения, особенности композиции, дата открытия, имена авторов, адреса. Таким образом, в столичных городах проблеме изучения и систематизации мемориальных досок уделялось достаточно пристальное внимание со стороны историков и искусствоведов.
В сибирском регионе первое обращение к проблеме мемориальных досок было предпринято Т.М. Степанской в аннотированном каталоге «Обелиски, монументы, скульптура и мемориальные доски Барнаула» (1994), в котором зафиксированы памятники архитектуры и монументального искусства XVIII-XX вв., мемориальные доски, представлен их историко-искусствоведческий анализ. В аннотированном каталоге Н.С. Пономаревой «Мемориальные доски и памятники, памятные знаки, скульптуры и образцы техники Иркутска» (2008) даются сведения почти о 400 мемориальных досках и памятников города Иркутска, доступных как для всеобщего обозрения, так и находящихся в интерьерах ведомственных учреждений или на закрытых территориях города. Историко-краеведческим отделом Томской областной универсальной научной библиотеки им. А.С. Пушкина с 2003 г. реализуется проект «Мемориальные доски г. Томска», представляющий собой полнотекстовую базу данных о 160 мемориальных досках, которые когда-либо устанавливались в городе, включая утраченные
или по разным причинам снятые .
В Кемеровской области одним из первых обращений к проблеме описания и систематизации памятников монументального и мемориального искусства явилось издание Ю.С. Котлярова «Памятники Кузбасса» (1980). Исследовательская работа по выявлению материальных памятников, относящихся к истории военной медицины в западносибирском регионе в ХХ веке, была проведена Ю.П. Гореловым.В справоч- но-аналитическом издании «Памятники революции и гражданской войны в Кузбассе: материалы к Своду памятников истории и культуры СССР» (1991) приводится перечень военно-революционных памятников Кузбасса и города Кемерово. В «Каталоге памятников истории и культуры Кемеровской области» (1996) представлены упоминания о 10 мемориальных досках, установленных в городе.
Мемориальные доски Кузбасса и Кемерово представлены в региональной литературе фрагментарно, чаще всего не в научной, а в популярной, краеведческой интерпретации, в местной периодической печати. Попытка систематизации мемориальных досок предпринята Департаментом культуры и национальной политики Кемеровской области в «Паспорте мемориальных объектов, расположенных на территории г. Кемерово, увековечивающем память погибших в годы Великой Отечественной войны» (2009), в котором допущены неточность в данных, выборочность тематики, не полный охват всех мемориальных досок города.
Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что мемориальные доски города Кемерово не нашли развернутого отражения в специальной искусствоведческой литературе: имеющиеся публикации представляют собой либо интересный факт из истории города, либо «реальный комментарий» к этой истории. Задача данного исследования - восполнить этот пробел.
Объектом исследования является монументальное искусство второй половины ХХ - начала XXI веков.
Предмет исследования: особенность, художественный образ и средства художественной выразительности мемориальных досок города Кемерово.
Цель исследования. Выявление своеобразия мемориальных досок города Кемерово второй половины ХХ - начала XXI вв. в контексте сохранения культурного и исторического наследия региона.
Задачи исследования.
-
Изучить историю установки мемориальных досок в городе Кемерово;
-
Показать значение мемориальных досок в сохранении исторической и культурной памяти города;
-
Обозначить функции, выполняемые мемориальными досками в современной городской среде;
-
Исследовать натурные материальные источники - мемориальные доски;
-
Определить основную типологию мемориальных досок;
-
Провести искусствоведческий анализ мемориальных досок;
-
Определить имена скульпторов, создавших наиболее значительные художественные мемориальные доски;
-
Составить аннотированный каталог мемориальных досок города Кемерово, включающий, в том числе, утраченные доски.
Хронологические рамки исследования определены второй половиной ХХ - началом XXI вв., так как первое документальное упоминание об установке мемориальных досок в городе зафиксировано в 1965 году.
Территориальные рамки исследования: город Кемерово.
Методология и методы исследования. Методологическую основу составляют труды ведущих историков искусства в области исследования проблемы реализма и социалистического реализма, вопросов монументального искусства В.В. Ванслова, С.В. Иванова, М.А. Лифшица, Д.Ф. Маркова, С.М. Петрова, Д.В. Сарабьянова, В.П.Толстого. Методологию исследования специфики феномена культурной памяти составляет ряд положений, сформулированных в работах отечественных и зарубежных ученых прошлого и настоящего: М. Хальбвакса, Дж. Нерона, Н.А. Бердяева, Ю.М. Лотмана, А.С. Ахиезера, И.В. Кондакова, А.Я. Флиера, А.В. Соколова, И.М.Савельевой и А.В. Полетаева и др.
Методологической основой исследования явились положения и разработки отечественных ученых в области изучения типологии мемориальных досок. В первую очередь ориентиром стали труды Б.Н. Калинина «Памятники и мемориальные доски Ленинграда», О.В. Пескова «Мемориальные доски Москвы», В. Ильиной «Типология мемориальных досок», Н.С. Пономаревой «Мемориальные доски и памятники, памятные знаки, скульптуры и образцы техники г. Иркутска», «Мемориальные доски Томска». Методологической основой изучения особенностей мемориального текста стали работы В.Е. Быковой. Важное значение в научном исследовании занимают методологические труды ведущих сибирских искусствоведов Т.М. Степанской, О.С.Комаровой, Т.Д. Рысаевой.
Основой методологии явился междисциплинарный подход - исторический, культурологический, искусствоведческий, который предусматривает не механическое соединение методик анализа материала, а нахождение сферы их пересечения, свойственные современным гуманитарным исследованиям. Метод исследования включает архивные изыскания, изучение литературных источников: по истории становления и развития мемориальной доски, истории России, Сибири; натурные обследования и фотофиксация современного состояния мемориальных досок города Кемерово. В качестве технологии исследования применены систематический, искусствоведческий, сравнительно-исторический, стилистический, статистический, логический, описательный и хронологический методы. В исследовании использованы элементы социологического метода - анкетирование, интервьюирование, а также персонологический метод, позволивший выявить и охарактеризовать деятельность лиц, внесших наиболее весомый вклад в развитие мемориального искусства города Кемерово в рассматриваемый период. Таким образом, методика исследования носит комплексный характер.
Источниковая база исследования. Характер исследования определил содержание источниковой базы. В процессе работы над диссертацией были выявлены и использованы как опубликованные, так и широкий круг разнообразных, ранее не публиковавшихся источников, впервые вводимых в научный оборот.
В перечень входят прямые источники - мемориальные доски города Кемерово и косвенные источники - постановления высших партийных и государственных органов по вопросам развития изобразительного искусства, принятые в исследуемый нами период, книги, статьи, рецензии, справочная и энциклопедическая информация,
каталоги выставок, фотографии.
Материалы государственных архивов: РГАДА (Ф. 199, 271), РГАСПИ (Ф. 17, 626), КГКУ ГААК (Ф.д-4), ГАС НСО (Ф. Р-204) содержат как документальные, так и информационно-справочные (отчеты, справки, доклады и др.) материалы, раскрывающие историю открытия угольного месторождения и развития промышленности в Кузбассе и Западной Сибири. Основные документы, относящиеся к теме исследования (постановления партийных и государственных органов страны, области и города по вопросам развития изобразительного искусства; протоколы, решения заседаний горсовета, президиума городских и поселковых Советов, районных Советов, распоряжения и квартальные планы работы горисполкома и его отделов) хранятся в ГУКО ГАКО (Ф. Р-555, Р-786, Р-18, Р-975, Р-80, Р-311, Р-586, Р-790, д-13) и МУ «Городской архив города Кемерово» (Ф. 1).
Архивы музеев, галерей и учреждений культуры: Кемеровского областного краеведческого музея, Кемеровского музея изобразительных искусств; Кемеровского областного колледжа культуры и искусств, Кузбасского государственного технического университета, музея истории Кемеровской государственной медицинской академии, Кемеровской областной научной библиотеки им. В.Д. Федорова.
Личный архив автора: материалы бесед с художниками, работниками музеев, родственниками людей, чьи имена увековечены мемориальными досками в городе Кемерово.
Интернет-источники - официальные сайты органов государственной власти, государственных архивов и другие вспомогательные электронные ресурсы.
Материалы библиотек: Кемеровской областной научной библиотеки им. В.Д.Федорова, библиотеки Кемеровского государственного университета, библиотеки Алтайского государственного университета, Центральной городской библиотеки им. Н.В. Гоголя г. Кемерово, библиотеки Кемеровского государственного университета культуры и искусств, Алтайской краевой универсальной научной библиотеки имени В.Я. Шишкова.
Документы по культурной политике России, Кемеровской области и города Кемерово, правительственные и партийные постановления по вопросам культуры и искусства, принятые в исследуемый нами период.
Материалы журналов и других периодических изданий: каталоги художественных выставок; материалы центральных периодических изданий: «Наше наследие», «Искусство», «Художник», «Архитектурное наследие», «Творчество», Художник России» и др. Материалы региональной и местной периодической печати: «Культурное наследие Сибири», «Мир науки, культуры, образования», «Красная Горка»; «Кузбасс», «Кемерово», «Кузнецкий край» (до 1991 года - «Комсомолец Кузбасса»).
Источники личного происхождения: воспоминания художников и скульпторов.
Материальные источники: скульптуры, мемориалы, мемориальные доски.
Визуальные источники: фотографии, выставки, экспозиции, каталоги художественных выставок, каталоги памятников истории и культуры Кемеровской области и города Кемерово.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлены особенности мемориальных досок города Кемерово второй половины ХХ - начала XXI вв.: отражение индустриального характера развития региона; художественная образность; острота и лаконичность композиционных решений, свободное и неординарное осмысление темы и подходов к ней; разнообразие материалов и техник исполнения; уникальность исторических событий и лиц, достойных сохранения в памяти потомков;
осуществлена тематическая классификация мемориальных досок;
критически переработана и обобщена информация о творческом вкладе кемеровских художников в создание мемориальных досок города;
определена роль Кемеровского отделения Союза художников России и Художественного фонда в создании мемориальных досок;
впервые проведен искусствоведческий анализ мемориальных досок;
впервые составлен, структурирован, проаннотирован каталог мемориальных досок города Кемерово (на момент исследования);
зафиксированы тексты надписей мемориальных досок, позволяющие восстановить их в случае утраты или повреждения доски;
в значительной мере обогащена фактологическая база, введены в научный оборот новые источники: решения и постановления местных органов власти об установке мемориальных досок в городе Кемерово.
Положения, выносимые на защиту.
-
-
Мемориальная доска — плита, обычно из долговечного камня (мрамор, гранит) или металлического сплава (бронза, чугун), увековечивающая память о знаменитом человеке или событии. Мемориальные доски наряду с памятниками архитектуры и скульптурными сооружениями являются неотъемлемой частью истории и материальной культуры общества, наиболее массовой формой увековечивания исторической памяти художественными средствами.
-
Появление такого понятия мемориального увековечивания, как мемориальная доска, в русской культуре приходится на начало XIX века и связано с патриотическим подъемом в обществе после победы в Отечественной войне 1812 года.
-
Современный тип мемориальной доски - произведение искусства, воздействующее на зрителя словом, информацией и художественным образом, в России сложился под воздействием ленинского плана монументальной пропаганды, принятого в начале ХХ века.
-
Город Кемерово, несмотря на небольшой по историческим меркам возраст - 95 лет - имеет богатую историю, связанную со становлением и развитием промышленности и культуры Кузнецкого бассейна и Западной Сибири в ХХ - XXI веках.
-
Мемориальные доски являются неотъемлемой частью художественного и исторического наследия города Кемерово.
-
Предлагается следующая тематическая классификация мемориальных досок города Кемерово, отражающая основные этапы становления и развития города как крупнейшего промышленного и культурного центра в Западной Сибири:
посвященные основателям города, революционным событиям и событиям Гражданской войны;
посвященные памятникам истории и трудовой славы;
посвященные событиям Великой Отечественной войны (формирование воинских дивизий, Герои Советского Союза - кемеровчане, кавалеры орденов Славы, эвакогоспитали);
доски, входящие в состав мемориальных комплексов, памятников, памятных камней;
посвященные героям локальных войн и вооруженных конфликтов;
увековечивающие события и удостоверяющие факты, связанные с жизнью и деятельностью крупных ученых, деятелей искусства и культуры, архитекторов, врачей, Почетных граждан Кемеровской области и города Кемерово, развитием промышленности в Кузбассе;
увековечивающие события и удостоверяющие факты, связанные с жизнью и деятельностью Героев Социалистического Труда, выдающихся организаторов производства;
напоминающие об исторических событиях и выдающихся деятелях страны, в связи с которыми названы улицы;
охранные доски;
посвятительные доски, отражающие научную и педагогическую деятельность видных кузбасских ученых и представителей промышленности, установленные в кемеровских высших учебных заведениях;
доски, установленные на соборах, церквях, часовнях;
утраченные мемориальные доски.
-
Мемориальные доски города Кемерово второй половины ХХ века создавались в русле существовавшего в СССР в искусстве стиля социалистического реализма, выражавшегося в утверждении реалистической форме социалистических идеалов, образов новых людей и общественных отношений;
-
Мемориальные доски, выполненные лучшими скульпторами города, стоят в одном ряду с памятниками монументального пластического искусства;
-
Роль Кемеровского отделения Союза художников РСФСР и Художественного фонда города в создании мемориальных досок определяется как исполнение социального заказа общества в плане увековечивания дат и лиц.
Теоретическая значимость. В исследовании обобщены основные процессы и тенденции в развитии мемориальных досок города Кемерово второй половины ХХ - начала XXI веков. Дан искусствоведческий анализ мемориальных досок. Составлен аннотированный каталог мемориальных досок города. Данная работа существенно дополняет историю монументального искусства, вводя в научное знание мемориальные доски города Кемерово.
Практическая значимость диссертации. Материалы исследования могут быть использованы искусствоведами, историками, культурологами, краеведами в истори- ко-теоретических исследованиях, связанных с изучением искусства региона, вопросами сохранения исторического и художественного наследия, изучением истории города Кемерово; в сфере культурного туризма; материалы исследования могут найти применение в подготовке монографий, учебных программ, лекционных курсов и семинарских программ в учебных заведениях и учреждениях культуры и искусства.
Установленные факты позволяют скорректировать имеющиеся издания в аспекте фактологии. Предлагается к осуществлению издательский проект аннотированного каталога мемориальных досок города Кемерово, связанный с историко-культурным наследием города.
Достоверность научных результатов и основных выводов исследования обеспечивается полнотой собранного фактического материала, включающего составленный автором аннотированный каталог мемориальных досок города Кемерово, материалы архивов, периодической печати, книг, каталогов, статей. Достоверность выводов подтверждает тщательный и многоаспектный анализ источников на основе адекватной методики.
Реализация результатов работы. Основные научные и практические результаты диссертационной работы приняты для внедрения администрацией города Кемерово. Акт внедрения приложен к диссертации.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в докладах на международных, всероссийских и межрегиональных конференциях: Всероссийской (с международным участием) заочной научно-практической конференции «Инновации в науке: пути развития», Чебоксары, ДПО «Учебно-методический центр», 2011; Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной науки, образования и культуры», Сибай, СиБГУ, 2012; Всероссийской научно-практической конференции (с межд. участием) «Качество, творчество, инновации: ключевые аспекты дизайн-образования», Кемерово, филиал РГППУ в г. Кемерово, 2012; III Международной научно-практической конференции «Грани современной науки», Краснодар, 2012; Международной заочной научной конференции «Проблема жанра и вида искусства в истории» Московская обл., г. Ногинск, 2012; Международной заочной научно-практической конференции «Вопросы филологии, искусствоведения и культурологии», Новосибирск, 2012; заочной научной электронной конференции «Национальное наследие и диалог культур как исток духовности современного общества», РАЕ, 2013; Седьмой научно-практической конференции, посвященной 95-летию городского статуса Кемерово «Балибаловские чтения», г. Кемерово, 2013.
Основные положения исследования изложены в одиннадцати публикациях общим объемом 4,5 п.л., в том числе в двух статьях, опубликованных в рецензируемых изданиях, включенных в перечень научных изданий ВАК Минобрнауки РФ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и источников, иллюстраций, приложений. В приложении представлен аннотированный каталог мемориальных досок города Кемерово середины ХХ - начала XXI веков. Основной текст диссертации 210 страниц, общий объем 360 страниц.
Ключевые понятия исследования: memoria, социальная память, коллективная память, культурная память, историческая память, коммеморация, культурное наследие, традиция, «память-идентичность», культурный ландшафт, мемориальный ландшафт, городская среда, синтез искусств, мемориальная доска
Наше время характеризуется активным обращением исследователей к проблемам памяти (исторической, социальной, коллективной, культурной). Отношение между памятью и историей, а также историко-культурное наследие стали в последнее десятилетие важной темой публичных дискуссий. Отвечая на вопрос, почему загадка памяти стала столь притягательным предметом изучения в наше время, Патрик Хаттон отмечал, что «угасание коллективной памяти» в результате «дробления традиций» в современной культуре открыло дорогу к пониманию альтернативных представлений о прошлом, и теперь задача в поисках прошлого - помочь индивидам и социальным группам (особенно маргинальным) в обретении ими собственной идентичности» [663]. Неразрывность памяти и культурной идентичности отмечалась еще Дж. Локком. Он писал, что во всех случаях, когда мы «теряем из виду свое прошлое Я, тогда возникает сомнение, являемся ли мы тем же самым мыслящим существом, т. е. той же самой субстанцией, или нет» [595, с. 338]. Сегодня в основе парадигмы культурного диалога, как пишет СЮ. Каминский, внедряемой постепенно на уровне социально-культурных практик и институтов, лежит акцент на актуальное переопределение значений наследия, про-блематизацию памяти и ценностно-смысловая, эмоционально-личностная доминанта в презентации и освоении культур прошлого [582, с. 13].
Западная философия занималась проблемой памяти с самого момента своего зарождения. В древнегреческой философии существовало два слова для обозначения, памяти - памяти как воспоминания, и памяти как вспоминания или и/шпоминания. В первом случае для обозначения воспоминания, рождающегося пассивно и не требующего целенаправленного усилия мысли, они использовали слово «тпётё». Во втором случае, когда речь шла о воепоминании как об объекте поиска, они употребляли слово «anamnesis». Сущность всех явлений памяти составляли два абсолютно разных процесса - воспоминать или приступать к поиску воспоминания [602].
В средневековой традиции память обозначалась латинским термином «memoria». Ю.А. Арнаутова отмечает, что «memoria» историки обозначают понятие «память» во всех проявлениях этого многослойного феномена. Средневековая memoria - понятие многосоставное: в религиозном смысле это поминовение мертвых живыми, в социальном - способ утверждения сообщества живых и мертвых. Главная идея memoria - это идея о нерасторжимом сообществе живых и мертвых. Memoria - это память, которая формирует общность. «Memoria как способность удержать знание о пережитом, о людях, умерших или отсутствующих, есть свойство человеческого сознания (mneme). Но это еще и само воспоминание, точнее, вспоминание (anamnesis) - воспроизведение в сознании (в мыслях, в рассказе) событий и образов прошлого, а также те социальные действия, в которых это воспоминание манифестируется» [520]. Е.В. Романовская отмечает, что формы выражения memoria были самыми разнообразными: писали биографии, заказывали портреты и скульптуры умерших, возводили надгробия. Постепенно историки наряду с литургической стали выделять и другие формы memoria: историографическую, изобразительную, монументальную. Таким образом, memoria можно рассматривать как характерную для определенной эпохи форму мышления и действий, конституирующих отношения живых и мертвых. Наконец, memoria находится в центре христианской антропологии Августина, считавшего человеческий разум состоящим из intelligentia (понимания), amor (любви) и memoria. К этой множественности смыслов понятия memoria также возможно подступиться с трех сторон. Социальная память может быть рассмотрена в качестве процесса, посредством которого общество актуализирует и переформулирует свое восприятие прошлого как неотъемлемой составляющей своей идентичности. Понятая таким образом социальная память включает литургическую практику memoria, историографию, генеалогию, устную традицию и другие формы культурного производства и воспроизводства, в рамках которых индивиды и группы соприкасаются с прошлым. Наконец, существенный аспект истории памяти - теории памяти, в особенности теории Платона и затем Аристотеля, давшие ключевые элементы средневековой антропологии, гносеологии и теологии. Средневековая memoria - это и есть связь с историей и сама история. Исчезновение memoria как специфической культуры воспоминания исчезает в начале Нового времени в связи с декор-порацией общества [630].
Изображения, отмечает Ю.А. Арнаутова, будучи способом наглядно выразить то, что произносится при назывании имени поминаемого или вспоминаемого, и таким образом обозначить его «настоящее», его «реальное присутствие» среди живых, тоже являют собой род memoria. Вошедшее в обиход историков понятие «мемориальное изображение» не подразумевает какой-то определенный жанр искусства, а является скорее инструментом исторического исследования. Обозначая изображение как мемориальное, исследователь тем самым задает определенный ракурс его изучения, а именно, изучение социальной функции изображения. Предполагается, что мемориальное изображение имеет различные уровни значений, отражающие определенные представления и соотносимые с ними социальные действия [520, с. 32].
Историки эпохи Просвещения (И.Х. Гаттерер, А.Л. Шлёцер) видят свою задачу в выделении из «хаоса данностей» «исторического плана», в придании «материалу» структуры с тем, чтобы охватить взглядом все сразу и описать систему «порядка». В XIX веке от мысленного «плана» познание «целого» обращается к исторической теории. Историзм - способность мыслить в категориях истории, всеобъемлющая и универсальная историзация всего того, что существует в настоящем, и связанное с этим представление об относительности любой традиции, с одной стороны, и незаменимости традиции исторической - с другой, обозначил принципиальное отличие исторического мышления современности от предшествующей эпохи [520, с. 35]. На рубеже XIX и XX столетий на роль культурной памяти современности претендует историческая наука о культуре [669, с. 176-198].
В 1920-1930-х гг. выдающиеся советские психологи Л.С. Выготский и А.Р. Лурия, разрабатывая социальную концепцию памяти, выделяли термин «культурная память». В «Этюдах по истории поведения» они писали: «Мы нарочно остановились подробнее на функции памяти, потому что она дает нам возможность на конкретном примере иллюстрировать взаимоотношение естественных, заложенных от природы, и культурных, приобретенных в процессе социального опыта, форм деятельности психики. Именно здесь мы видели, как развитие оказалось не простым созреванием, а культурными метаморфозами, культурным перевооружением. И если бы мы теперь хотели рассмотреть память взрослого культурного человека, то должны были брать ее не такой, какой создала ее природа, а такой, какой ее создала культура» [622, с. 419].
Немецкий ученый Я. Ассман в труде «Культурная память» (1992) говорит о двух видах памяти - коммуникативной и культурной: к первой в той или иной степени приобщены все члены группы, знание приобретается вместе с языком и повседневной коммуникацией; вторая же всегда имеет своих носителей (шаманов, жрецов, ученых, писателей, бардов и т. д.). Культурная память в противоположность коммуникативной не распространяется сама собой, а нуждается в специальной заботе, а, следовательно, подвергается контролю. По словам Ассмана, в культурной памяти прошлое «сворачивается в символические фигуры, к которым прикрепляется воспоминание... Культурному воспоминанию присуще нечто сакральное. Фигуры воспоминания имеют религиозный смысл, и воскрешение их в памяти часто происходит в форме праздника» [523, с. 54-55]. Протоформой всякой культуры, по Ассма-ну, является поминовение мертвых. Понятие прошлого возникает, когда осознается разница между вчера и сегодня, и смерть как бы является «первичным опытом» такого осознания. Воспоминания, связанные с умершими, с одной стороны, относятся к коммуникативной памяти, так как представляют некий способ общения и конструирования взаимоотношений группы со своими умершими членами, а с другой, их можно считать частью культурной памяти, поскольку она обладает устойчивыми формами, требует специальных обрядов, институтов, носителей [519, с. 51].
Понятие коллективной и социальной памяти тесно связаны с собой по смыслу. Как правило, отмечает Л. П. Репина, они употребляются в значении общего опыта, пережитого людьми совместно» [627, с. 17]. «Будучи тем общим, что конституирует общество как таковое и является залогом его идентичности» [630], память является необходимым элементом для жизни и выживания общества. Личная история человека разворачивается в рамках коллективной истории, коллективного времени и пространства. Память индивида существует постольку, поскольку этот индивид является «уникальным продуктом специфического пересечения групп» [627, с. 23].
Л.П. Репина пишет о соотношении понятий «коллективная память» и «историческая память»: «коллективная память» чаще всего трактуется как «общий опыт, пережитый людьми совместно» (речь может идти и о памяти поколений), или как групповая память. «Историческая память понимается как коллективная память (в той мере, в какой она вписывается в историческое сознание группы), или как социальная память (в той мере, в какой она вписывается в историческое сознание общества), или в целом - как совокупность донаучных, научных, квазинаучных и вненаучных знаний и массовых представлений социума об общем прошлом» [626, с. 42].
Город Кемерово: краткий исторический очерк
Город Кемерово - молодой в историческом плане, его становление вмещается в рамки XX века, на месте захолустного и мало кому известного села Щеглова за небольшой отрезок времени воздвигнут современный город, крупный индустриальный и культурный центр земли Кузнецкой. По верному замечанию краеведа А.И. Балибалова «...у каждого города есть своя родословная, свое лицо с неповторимыми характерными приметами времени. Наш город - не воин и не герой, его площади и скверы не украшены памятниками седой старины, а народная память сохранила совсем немного легенд о здешних местах и первопроходцах. Наш город - труженик» [526, с. 6]. История города Кемерово неразрывно связана с историей Кузнецкого края. Истоки самого названия «Кузнецкая земля» уходят к предкам современных шорцев, живших в верховьях рек Томи, Мрассу, Кондомы, которых еще сибирские летописцы за их умение получать железо из руды называли «кузнецами». В 1582 году было создано Сибирское казачье войско для защиты развивающихся границ России и для освоения малозаселенных земель Сибири. Первые отряды русских казаков появились на Кузнецкой земле из Томского острога. В 1618 году по царскому указу был построен Кузнецкий острог, «чтоб Кузнецких и иных волостей люди были под государевою высокую рукою неотступно и государев ясак с себя государю ежегод давали». В 1622 году Кузнецкий острог преобразован в город Кузнецк.
На территории современного Кемерово первые поселения образуются вокруг Верхотомского острога, поставленного в 1665 г. к югу от Сосновского острога [599, с. 75]. В 1701 году в географическом атласе Сибири тобольского картографа Семена Ульяновича Ремезова на «Чертеже земли Томского города» на правом берегу р. Томи указана заимка Щеглова [624, с. 13]. В монографии «Кемерово: рождение города» И.Ю. Усков отмечает, что «истоки будущего промышленного центра уходят в аграрную колонизацию Среднего Притомья в конце XVII - первой половине XVIII в. Включение региона в состав Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа оказало влияние на социальный вектор развития населенных пунктов. Применительно к исследуемой территории данный процесс связан с открытием и разработкой Горелой горы с ее угольным месторождением» [656, с. 65-66].
В 1721 году Михайло Волков в террасе на правом берегу реки Томи (Рудничный район современного Кемерово) в «горелой горе от двадцати саженей высотою» обнаружил пласт каменного угля. Образец каменного угля, найденный М. Волковым, был зарегистрирован в Москве в главной канцелярии Берг-коллегии [229, л. 193]. Открытие Волкова в Сибири шло одновременно с открытиями в Европейской части России, но на западе России довольно быстро приступили к разработке месторождений угля, в Сибири же открытие Волкова не находило практического применения длительное время - почти до конца XIX века. Однако открытие этого полезного ископаемого явилось предпосылкой возникновения города Кемерово, крупного индустриального центра Западной Сибири. Уникальность Горелой горы, по мнению А.В. Зыкова, состоит в том, памятником истории является часть неживой истории, которая способствовала формированию специфичной модели отношений между человеком и природой. Возникновение Кемерово и многих других городов Кузбасса связано с реализацией и развитием этой модели [566, с. 24-25]. В связи с этим Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 20.12.2007 г. № 358 [356] в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения включен памятник истории - гора Горелая (1721), расположенная на правом берегу реки Томи, в Рудничном районе города Кемерово [358, с. 48].
В конце XVII века на месте города были деревни Щеглово и Кемерово. В общественном сознании восприятие города и угля как единого целого настолько глубоко укоренилась, что в краеведческой и художественной традиции сохранялась версия связывать топоним Кемерово с тюркским термином «ким-рва («горючий камень», «уголь») [526, с. 44; 409, с. 47; 584, с. 310]. Как показывает И.Ю. Усков, в 1970-90-х годах были введены в оборот исторические сведения [544, с. 126; 545, с. 30; 601, с. 127], неопровержимо доказывающие, что топоним (географический объект) Кемерово образован от антропонима (фамилии) основателя деревни Кемерово Афанасия Степановича Кемерова [656, с. 46]. Представители рода Щегловых, по фамилии которых названа деревня Щеглово, упоминаются в «Дозорной книге Томского уезда 1703 г.» [380, с. 107].
В 1842 году инженер Алтайского горного округа Соколовский Наркиз Александрович в статье, опубликованной в «Горном журнале» [610, с. 39], составил первое научное описание Кемеровского угольного месторождения, «впервые воедино связал данные о местонахождениях каменного угля в Кузнецкой котловине и попытался определить границы «каменноугольной области» Алтайского горного округа («не менее 40 тысяч квадратных верст»)» [656, с. 106-108]. Знаменитый русский геолог П.А. Чихачев в 1842 году совершает поездку на юг Западной Сибири, где объектом его изучения становятся месторождения углей. Результатом экспедиции Чихачева на Алтай и Кузнецк явилась книга «Научное путешествие в Восточный Алтай и в места, прилегающие к китайской границе», изданная в Париже на французском языке в 1845 г., в русском переводе - в Москве в 1974 г. В этой работе впервые в научно-географическом обиходе было введено географическое название «Кузнецкий угольный бассейн» (Кузбасс). «Я назову, - писал он, - ограниченную таким образом область Кузнецким бассейном, по имени города, расположенного в ее южной части». В конце книги помещена геологическая карта бассейна, на которой впервые была оконтурена площадь распространения угленосных отложений Кузнецкого бассейна, «крупнейшего из всех угольных бассейнов мира» [666].
На месте нынешнего Кемерово в 1859 году находилось семь населенных пунктов, самые крупные из них: село Усть-Искитимское (Щегловка), где насчитывалось 39 дворов, 273 жителя (на левом берегу реки Томи); деревня Кемерово - 19 дворов, 151 житель (на правом берегу реки Томи) [474].
В 1906 году правлением Алтайского горного округа начинаются разведывательные работы в районе деревни Кемерово. Датой основания Кемеровского угольного рудника считается заложение 10 сентября (28 августа по ст.ст.) 1907 года первой шахты (сечением 1,2 х 1,7 саж.) на Кемеровской копи [232, л. 20об. -21], возникший при нем поселок был отнесен к категории рабочих поселков. В 1908 году руководство углеразведкой Кемеровского рудника принимает на себя горный инженер Владимир Николаевич Мамонтов, составивший в 1910 году отчет «Кемеровское месторождение каменного угля на реке Томи» [543, с. 38-43].
В 1912 году Главное управление Алтайского округа передало Кемеровский рудник вместе с другими кабинетскими предприятиями в аренду Акционерному обществу кузнецких каменноугольных копей («Копикуз»), учрежденному в этом же году. Параллельно с «Копикузом» было учреждено Общество Кольчугинской железной дороги, целью которой было постройка и эксплуатация железнодорожной линии Юрга - Кольчугино - Кемерово [524, с. 6-9]. В 1914 году Кемеровский рудник стал одной из опорных баз группы геологов, приглашенных Копикузом для проведения всестороннего геологического изучения Кузбасса - это профессор Петербургского горного института Леонид Иванович Лутугин с группой учеников - П.И. Бутовым, А.А. Гапеевым, В.И. Яворским, А.А. Снятковским. Развивая Кемеровский рудник, «Копикуз» заложил основу промышленного потенциала города. Именно «Копикузом» были построены шахты «Волковская» и «Владимировская», в 1915 году - основана главная шахта рудника «Центральная» [234, л. 1]. Для доставки угля с рудника на Транссибирскую железнодорожную магистраль была проложена ветка, а на левом берегу Томи построена железнодорожная станция Кемерово. Для переработки кемеровских коксующихся углей «Копикуз» начал строительство первого в Сибири коксохимического завода, предопределив «углехимическое» направление промышленного развития города.
Революционные события 1917 года не остались незамеченными в Сибири. Летом и осенью 1917 года РСДРП (б) начала борьбу за большевизацию советов. Большевики М.М. Рабинович на Судженских, Ф. Суховерхов на Кольчугинских копях призывали рабочих всячески содействовать революционной власти, изгнать из советов меньшевиков и эсеров. Победа октябрьского вооруженного восстания в Петрограде, провозглашение России Республикой Советов и создание советского правительства — Совета народных комиссаров (СНК) во главе с В. И. Лениным всколыхнули Кузбасс. 11 (24) ноября 1917 года взял власть в свои руки совет Кемеровского рудника. В октябре-ноябре 1917 года на Кемеровском руднике при активном участии демобилизованного солдата Ф. А. Брокара организован 1-й отряд Красной гвардии.
Правовая основа на установку мемориальной доски
Становление и развитие монументально-декоративного искусства в России, Кузбассе и в Кемерово во второй половине XX века в целом, и мемориальных досок в частности, шло в рамках политики социалистического реализма, отразившего в своих произведениях идеологию советского социалистического государства и направленного на пропаганду и агитацию в ярких художественных образах идей и настроений созидающей мощи социалистического строительства. Основы становления были заложены в Декрете «О памятниках республики», подписанном В.И.Ленином 12 апреля 1918 года [326]. Одним из важных пунктов декрета была «пропаганда надписями», которыми, по мысли Ленина, надлежало украсить общественные здания. В результате реализации ленинского плана монументальной пропаганды сложился современный тип мемориальной доски. Обратимся к истории развития правовых основ установки мемориальных досок, которые формировались в рамках создания законов о сохранении памятников и историко-культурного наследия.
После Октябрьской революции, отмечает Г.А. Крутикова, проблемы охраны культурных ценностей стали занимать большое место в деятельности советского правительства и партии [479]. Принятие основополагающих законодательных актов - Декретов СНК «О национализации внешней торговли» (22 апреля 1918 г.), запрещавшего торговлю частным лицам; «О запрещении вывоза и продажи за границу предметов особого художественного и исторического значения» (19 октября 1918 г.); «О регистрации, приеме на учет и охране памятников искусства, старины, находящихся в ведении частных лиц, обществ и учреждений» (5 октября 1918 г.), а также декрета ВЦИК «Об учете и охране памятников искусства, старины и природы» (7 января 1924 г.) [329] четко выразило суть политики советской власти по отношению к культурно-историческому наследию. Важным шагом стало формирование сети государственных органов, ведавших сохранением и использованием историко-культурного наследия. В Постановлении Совета Министров СССР «О мерах улучшения охраны памятников культуры» № 3898 от 14 октября 1948 года [341], в частности, отмечалось, что не осуществляется контроль и должная забота о сохранности исторических и археологических памятников со стороны Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР и Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР. Постановлением приняты: Положение об охране памятников культуры; решение возложить охрану памятников культуры, а также надзор за их содержанием на Советы Министров автономных республик, исполнительные комитеты краевых, областных, городских, районных и сельских Советов депутатов трудящихся; провести в течение 1948 - 1949 гг. учет всех выявленных до настоящего времени памятников, подлежащих внесению в государственные списки памятников культуры.
В конце 1950-х годов в стране назрела острая необходимость привлечения широких масс населения к охране и сохранению памятников культуры, которые «...составляют национальное достояние и национальную гордость советского народа. Они ... представляют могучее средство коммунистического воспитания народа, воспитания советского патриотизма дружбы народов, любви и преданности делу коммунистической партии» [247, л. 40-45]. К вопросу охраны и реставрации памятников культуры обращается Совет Министров РСФСР в 1957-1958 годах, отмечая серьезные недостатки в деле сохранности памятников культуры [336]. В Постановлении Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960 г. «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» были «отмечены положительные сдвиги» и указано, что необходимо улучшить «охрану и пропаганду памятников культуры, широко привлекая общественность к этому делу, имеющему важное значение в воспитании у трудящихся, особенно у молодежи, чувства глубокого уважения к историческому прошлому нашего народа и любви к Родине» [340]. Так же предлагалось «создать при Советах Министров автономных республик, крайисполкомах, облисполкомах, горисполкомах, райисполкомах и сельских Советах депутатов трудящихся комиссии содействия охране памятников культуры, привлекая к участию в них местных работников культуры, науки и представителей общественности».
В целях привлечения широкой общественности к активному участию в охране памятников истории и культуры Постановлением № 882 Совета Министров РСФСР от 23 июля 1965 года [338] было организовано Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) (см. Приложение И). В июле 1966 года состоялся Учредительный съезд ВООПИиК, на котором, в частности, отмечалось: «...Пропаганда памятников культуры должна заключаться в том, чтобы народ понял, что он хозяин этих ценностей, что он должен их беречь. Нужно помочь им осознать ценность этих сокровищ, воспитать в народе горделивое чувство, кровную связь с творцами этих сокровищ, рассказать о значении и красоте памятников, вести их пропаганду...». Устав ВООПИиК, принятый Постановлением Совета Министров РСФСР в 1973 году [337], определил основные задачи и полномочия Общества, заключающиеся в привлечении широких слоев населения к активному и непосредственному участию в охране памятников истории и культуры; активном содействии государственным органам охраны памятников в их работе по сохранению, пропаганде и реставрации памятников и памятных мест; пропаганде среди населения знаний о памятниках истории и культуры и вое- питание на этой основе любви к Родине, ее истории, уважения к труду и таланту народа [514].
Порядок проектирования и сооружения памятников и монументов, имеющих общегосударственный характер, а также бюстов дважды Героев Советского Союза и дважды Героев Социалистического Труда определило Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР [343], принятое в 1966 году.
Совет Министров РСФСР в Постановлении № 545 от 29.09.1976 года «О мерах по дальнейшему улучшению проектирования и сооружения памятников в РСФСР» [339] отмечал, что «для увековечения важнейших событии в жизни нашей страны использовать различные формы монументального искусства (создание архитектурно-художественных ансамблей, панорам, диорам, мемориалов), а также строительство общественных зданий, закладку парков и садов; Министерству культуры РСФСР совместно с Союзом художников РСФСР ежегодно составлять планы-графики сооружения памятников, обеспечивая их безусловное выполнение; принимать заказы от министерств и ведомств СССР и РСФСР, Советов Министров автономных республик, исполкомов местных Советов народных депутатов, предприятий и организаций на сооружение памятников только после получения ими в установленном порядке соответствующих разрешений на сооружение памятников и расходование средств на эти цели».
В Кемеровской области уделялось постоянное внимание мероприятиям по охране и восстановлению памятников. В соответствии с Всероссийским «Смотром памятников истории завоевания и защиты Советской власти», утвержденным Приказом Министра культуры РСФСР № 244 от 30 марта 1965 года, в Кемеровской области в 1965-1967 гг. был проведен областной Смотр памятников: революционных, исторических, боевой славы, их состояния и использования в воспитательной работе [247, л. 40-41]. В Положении о Смотре, в частности, отмечалось, что его целью являются: широкая пропаганда памятников, их активное использование в воспитательной работе, улучшение содержания памятников; привлечение к охране; установление постоянного шефства над памятниками. Основными показателями Смотра являлись: выявление новых (ранее не учтенных) памятников, составление их описей, фотографирование и принятие на местный учет; составление летописей по истории памятников и событий, связанных с ними; обеспечение памятников и памятных мест мемориальными досками, отмечающими историю и значение памятников.
Вопросами охраны памятников истории и культуры, увековечивания имен героев Гражданской и Великой Отечественной войн в Кемерово стали обращаться в конце 50-х - начале 60-х годов XX века. Комиссия содействия охране памятников была создана в городе решением горисполкома № 198 от 08 мая 1963 года [273, л. 44]. Кемеровское областное отделение общества охраны памятников истории и культуры было учреждено 6 января 1966 года [253].
В конце 1950-х гг. в связи с общими идеологическими установками того периода, возвращением к «ленинским нормам жизни», улицы города получили новые названия в честь выдающихся людей государства. В 1957 году появились улицы Володарского, Дзержинского, Жуковского, Вахрушева, Сырчина, Гайдара, Тельмана, Суховеркова, площадь Советов [262, л. 21].
Мастера, художники, авторы мемориальных досок
Реалистические тенденции в искусстве XX века характеризуются поисками новых связей с действительностью, новых образных решений и средств художественной выразительности, которые отразились и при выполнении мемориальных досок. Для более четкого понимания значения этого стиля в изобразительном искусстве, обратимся к его хронологическим рамкам и различным точкам зрения, имеющим место в современном искусствоведении.
Существует большое количество определений понятия «реализм». Можно констатировать множественность мнений при рассмотрении реализма в широком смысле. «Реализм» в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В более узком смысле термин «реализм» (впервые появившийся в эстетической мысли Франции в середине XIX веке) в области изобразительного искусства, применяется к художественным явлениям, возникшим в XVII—XVIII вв. и достигшим полного раскрытия в критическом реализме XIX века. В этом смысле отличительной особенностью реализма является обращение искусства к непосредственно изображению повседневной жизни людей, лишённому какой-либо религиозной или мифологической сюжетной мотивировки.
Приведем статью из БСЭ о реализме в искусстве: «правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно-исторические формы и творческие методы (например, просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм). Методы эти, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями. Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства» [623, с. 567]. Искусствовед М. Лившиц, оспаривая такое определение, говорит: «в определение реализма не входит даже слово «изображение». Предполагается, очевидно, что художник может отражать действительность, не изображая предметный мир, видимый нашим глазом, и все же останется реалистом. Это широко открывает двери реализма для всех модернистских течений, включая и беспредметную живопись» [594, с 286]. Формы и приёмы отражения действительности в реалистическом искусстве различны в разных видах и жанрах. Глубокое проникновение в сущность жизненных явлений, которое присуще реалистическим тенденциям, и составляет определяющую особенность всякого реалистического метода.
В первой трети XX века в отечественном искусстве, которое было подвержено жесткой цензуре, эстетическое понятие «реализм» было соединено с определением «социалистический», что на практике вело к подчинению литературы и искусства установкам идеологии и политики, пропаганды.
Социалистический реализм - основной художественный метод, теоретический принцип и официальное художественное направление, господствовавшее в СССР с середины 1930-х - начале 1980-х гг. Он был официально одобрен на 1-м Всероссийском съезде советских писателей (1934) партийными органами в литературе и искусстве. «Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания в духе социализма» (Из Устава СП СССР, принятом на первом съезде СП, 1934). [643, с. 235]. Это определение и стало исходным пунктом для всех дальнейших интерпретаций реализма не только в литературе, но и живописи, скульптуре, вплоть до 80-х годов XX века, и послужило фундаментом, на котором было воздвигнуто все здание социалистического реализма. В нем заключена и связь социалистического реализма с реализмом прошлого, и его отличие, новое качество. Связь состоит в правдивости изображения; отличие - в умении улавливать революционное развитие жизни и воспитывать читателей и зрителей в соответствии с этим развитием — в духе социализма. Сделан акцент на разработку основных принципов соцреализма: правдивое изображение действительности в ее революционном развитии, сочетание исторической конкретности образов с их героикой и романтикой [374, с. 578]. М.Лившиц в труде «Партийность и реализм» так определяет функции советского искусства: «искусство учит познанию жизни и тем пробуждает общественную активность народа, доступную самым высоким формам сознательных убеждений. Советскому зрителю присуще светлое понимание жизни, и к этому единству ума и сердца, а не к темным инстинктам обывателя, обращается наш художник. Советское искусство открывает новую страницу истории реализма, но эта новизна содержания и формы не имеет ничего общего с буржуазным псевдоноваторством, анархической антикультурой. И пусть художника не пугают тем, что изображение реальных форм ведет к пассивности, отказу от вторжения в жизнь» [594, с. 286 - 302].
Несмотря на догматизм и регламентированность искусства, многим талантливым художникам удалось в эту эпоху создать значительные произведения, которые составили славу советского искусства и литературы и вошли в сокровищницу мирового искусства (в скульптуре - В. И. Мухина, Н. В. Томский, С. Т. Конёнков, Е. В. Вучетич и другие). К концу 1980-х гг. с изменением политической ситуации социалистический реализм становится историко-культурным термином.
Художественные проблемы, стоящие перед советскими художниками, напрямую стояли и перед художниками Кузбасса, и если прежде пафос развития искусства Кузбасса заключался в желании утвердить свою принадлежность к общему руслу в развитии искусства страны, то теперь художники края хотят быть по-своему примечательными. В этом плане намечается тенденции нарастающего интереса к истории своего края, к быту местных народов, к их художественной традиции.
«Скульптура в Кузбассе долгое время не получала должного развития. И связано это со многими проблемами. Некоторые из них до конца 1950-х годов были непреодолимы. Во-первых, отсутствовала необходимая материальная база. О мастерских с элементарным техническим оснащением приходилось только мечтать. Во-вторых, длительное время не было художников с высокой профессиональной подготовкой». В. Откидач отмечает, что «скульптура была уделом энтузиастов, часто самодеятельных, или художников, временно по воле судьбы оказавшихся в Кузнецком крае» [612].
Творчество первых скульпторов в Кемерово Г. С. Трофимова, Г.Н Баранова начинается вместе с первыми живописцами и графиками в конце 1940-х — начале 1950-х годов. Они являются основоположниками в развитии скульптуры Кузбасса. Вместе с выпускниками Института имени И. Е. Репина в 1957 году прибыл в Кузбасс скульптор Б. А. Пленкин, проработавший здесь четыре года. В 1958 году возвращается на родину А. И. Брагин, окончивший Кишиневское художественное училище, в 1960 году приезжает в Кемерово выпускник Харьковского института Н.Н. Михайловский. В 1970-е годы Кемеровская организация Союза художников РСФСР пополнилась скульпторами-выпускниками московских и ленинградских вузов: в 1971 году приезжает Р. И. Корягин, в 1972 году — В.Н. Петухов, в 1974-м — А. П. Хмелевский, в 1979-м — В.В. Треска. Так складывался отряд скульпторов Кузбасса, который ведет сегодня поиск новых выразительных средств в пластическом искусстве, позволяющих достичь динамичности, лаконизма, простоты фабулы, обобщенности при эмоциональности и остроте самого характерного [612, с. 115]. Процесс творческого поиска сопровождался проявлением определенных формальных приемов (монументализма, схематизма). Лаконизм используемых художественных средств одновременно сблизил многие станковые произведения с монументальным искусством. Благодаря этому монументальное искусство сегодня становится источником идей, образов, которые обогатили архитектурно-пространственную среду города Кемерово.
Похожие диссертации на Мемориальные доски как художественно-историческое наследие города Кемерово : вторая половина XX - начало XXI вв.
-