Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Особенности художественной керамики как вида искусства 13
1.1 Художественная керамика в историко-теоретическом аспекте 13
1.2 Краткий исторический очерк зарождения и развития отечественного керамического, и, фарфоро-фаянсового производства 34
1.3 Традиционные производственные процессы и технологии, обусловленные техническим прогрессом, в современной художественной керамике 46
Глава 2. История развития художественной керамики в Западной Сибири 64
2.1 Истоки, региональные особенности и становление профессионального искусства художественной керамики в Западной Сибири 64
2.2. Мастера художественной керамики Западной Сибири 82
2.3 Стилистический анализ произведений художественной керамики в Западной Сибири 97
Глава 3. Западно-Сибирская художественная керамика в контексте развития отечественного искусства 134
3.1. Искусство художественной керамики в 1960-1970- годах XX века ... 134
3.2. Искусство художественной керамики в 1980-1990-х годах XX века... 154
3.3. Место западно-сибирской художественной керамики в российском искусстве и перспективы ее развития 170
Заключение 187
Библиографический список 191
Список принятых сокращений 222
Иллюстрации 225
Список иллюстраций 254
Приложения 260
- Художественная керамика в историко-теоретическом аспекте
- Краткий исторический очерк зарождения и развития отечественного керамического, и, фарфоро-фаянсового производства
- Истоки, региональные особенности и становление профессионального искусства художественной керамики в Западной Сибири
- Искусство художественной керамики в 1960-1970- годах XX века
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Историю развития художественной керамики Западной Сибири следует рассматривать как часть истории декоративно-прикладного искусства России. Широкое использование керамических изделий с древнейших времен обусловлено их утилитарными, декоративными, изобразительными качествами. Керамика долгое время являлась объектом изучения археологии и исследовалась в соответствии с целями и задачами этой науки. Она также рассматривалась в научных трудах как один из видов народного художественного творчества. Художественная керамика в качестве объекта для искусствоведческих и культурологических исследований стала вводиться в научный оборот в центральных регионах России в 1960-1990-е годы XX века, когда декоративно-прикладное искусство переживало период подъема. В ряде работ художественное значение произведений керамики было поднято до уровня станкового изобразительного искусства, так как художники решали новые специфические задачи, сложные по своему духовному содержанию.
Художественная керамика занимала и занимает в настоящее время значительное место в творчестве современных художников-прикладников и мастеров народных художественных промыслов. Возникает необходимость во всестороннем анализе тенденций, направлений, традиций, особенностей, которые прослеживаются в истории развития художественной керамики России в целом и Западной Сибири, в частности; а также в поиске устойчивых связей между издавна существовавшими традициями и современными веяниями в искусстве, вызванными новой исторической ситуацией. Все это обуславливает актуальность темы исследования.
Произведениям и изделиям художественной керамики на развивающемся сибирском художественном рынке принадлежит одно из ведущих мест. Для повышения качества и художественного уровня изделий необходимо знать истоки и традиции западно-сибирского декоративно-прикладного
4 искусства. Актуальность исследования определяет и то обстоятельство, что в настоящее время традиции в искусстве активно подвергаются изменениям, новому осмыслению на основе эстетики постмодернизма.
По степени изученности сибирская керамика значительно уступает керамике регионов центральной России. Следует признать недостаточность и неравномерность изучения предмета исследования. Художественная керамика Западной Сибири не рассматривалась современными исследователями достаточно широко; отсутствие работ обобщающего характера, посвященных динамике ее развития, усиливает актуальность исследования. Специальных работ, посвященных заявленной теме, нет. Исследование исторических аспектов художественной керамики позволяет определить ее место и роль в развитии российской культуры, выявить общие и специфические особенности отдельных видов керамики и условия их формирования в Западной Сибири.
Степень разработанности проблемы.
Достаточно полно и глубоко изучена история развития художественной керамики во второй половине XX века в центральной части России. Значительный вклад внес В. М. Василенко своими масштабными и обобщающими трудами, посвященными изучению древнейших корней русского декоративно-прикладного искусства. В 1960-х годах XX века искусствоведческий анализ керамики был представлен в трудах А. Н. Рыбакова, А. К. Чекалова, Б. И. Шрагина. В своих работах исследователи отошли от традиционного взгляда на керамику как на предмет бытовой утвари и начали рассматривать ее как объект искусства. Изучению декоративно-прикладного и народного искусства посвящены работы Г. К. Вагнера, Н. А. Маслиха, М. А. Ильина, М. С. Кагана, Б. В. Павловского, С. X. Раппопорта. В трудах исследователей народного крестьянского искусства П. Г. Богатырева, В. С. Воронова, А. В. Некрасова отводится значительное место разделам о художественной керамике.
Среди работ, посвященных русской художественной керамике, выделяются научные труды А. Б. Салтыкова, выдающегося теоретика прикладного искусства, подтвердившего свои теоретические позиции в практической работе с мастерами Гжели. Научная и организаторская деятельность Салтыкова дала импульс к разработке вопросов профессионального декоративного и народного искусства, художественной промышленности.
В 1970-х годах активизировалась научная работа российских музеев, были изданы труды Государственного Русского музея, Государственного Исторического музея, Загорского историко-художественного музея-заповедника. Теоретические положения в области народного искусства отражены в работах И. Я. Богуславской, активно изучавшей русскую глиняную игрушку и занимавшейся проблемами традиций и развития народных художественных промыслов; М. А. Некрасовой, С. К. Жегаловой, О. В. Кругловой, Е. Н. Хохловой, Н. В. Черкасовой, изучающих народное керамическое искусство. Необходимо отметить масштабность и глубину работ, посвященных изучению развития предприятий фарфоро-фаянсовой промышленности и народных художественных промыслов. К их числу принадлежат: исследование А. К. Лансере «Советский фарфор», посвященное Ленинградскому фарфоровому заводу; монография Е. А. Бубновой «Конаковский фаянс» об истории Конаковского фаянсового завода им. М. И. Калинина; труд Н. С. Григорьевой и Т. И. Дулькиной «Керамика Гжели» и другие.
Отдельные аспекты развития декоративно-прикладного искусства, народного искусства и художественной керамики в последующее десятилетие рассматривалась в работах исследователей Н. М. Бабуриной, А. В. Маркова, И. А. Прониной, М. Л. Бодрова, А. Н. Лаврентьева. Особый интерес представляют публикации К. А. Макарова о современных течениях в искусстве керамики. Достоинством большинства опубликованных работ является их аналитический характер.
В 1990-х годах интерес искусствоведов был направлен на теоретическое осмысление происходивших в декоративно-прикладном искусстве явлений, постижение новых веяний и течений, накопление фактического материала. Успешная работа по описанию и анализу различных аспектов декоративно-прикладного искусства и творчества художников-керамистов привела к публикации трудов обобщающего характера: «Советское декоративное искусство 1917-1945г., 1945-1975г.» И. А. Крюковой, В. Ф. Рожанковского, В. П. Толстого; «Русский фарфор. 250 лет истории» Л. В. Андреевой; «Русское народное искусство» Н.В. Тарановского.
Отдельную группу составляют исследования монографического характера, являющиеся предметом особого внимания искусствоведов и посвященные творчеству художников-керамистов: работы Н.А. Дмитриевой, Л. М. Крамаренко, Л. В. Андреевой, Н. В. Воронова, М. А. Ильина, Н. С. Степанян, И. Б. Чижовой, О. В. Мамонтовой.
Художественная керамика Западной Сибири освещена в специальной литературе крайне слабо. Можно указать лишь на ряд статей, вышедших в период с 1980 по 2008 годы, исследователей Т. Микуцкой, В. А. Откидач, М. К. Чертоговой, Т. Д. Рысаевой, Г. И. Витовтовой, Г. Н Переладова, Ю. В. Симонова, С. Мягких, Е. Слухаевой, С. Д. Галузы, Е. Н. Кондратенко, И. Н. Зыковой, Т. М. Хохряковой. В немногочисленных статьях рассматривались отдельные аспекты развития художественной керамики и творчество ведущих художников-керамистов Западной Сибири. В данных публикациях художественная керамика как явление культуры не была представлена в полной мере.
Объект исследования: художественная керамика Западной Сибири.
Предмет исследования: особенности художественной керамики За-падной Сибири последней трети ХХ-начала XXI вв.
Цель исследования: выявить истоки и определить особенности художественной керамики Западной Сибири на основе анализа творчества художников-керамистов в последней трети ХХ-начале XXI века.
7 Реализация поставленной цели предполагает решение следующих конкретных задач исследования:
систематизировать основные виды керамики, представить их типологию, описать технологии изготовления и декорирования, выявить влияние научно-технического прогресса на производственные процессы художественной керамики;
определить роль и влияние различных школ керамики на творчество сибирских керамистов;
создать творческие портреты наиболее выдающихся мастеров-керамистов Западной Сибири, выявить влияние на их творчество различных художественных направлений керамики, региональных особенностей, фактов биографии (на материале искусствоведческого анализа некоторых произведений художников-керамистов);
установить особенности развития художественной керамики, ее стилей и направлений на материале творчества профессиональных художников-авторов уникальных произведений искусства, а также художников-производственников, создающих изделия из фарфора и керамики на предприятиях фарфоро-фаянсовой промышленности и народных художественных промыслов в последней трети ХХ-начале XXI века в Западной Сибири и других регионах России;
рассмотреть историю художественной керамики Западной Сибири в
контексте истории отечественного керамического и фарфоро-фаянсового
производства и определить значение, место, перспективы развития
художественной керамики Западной Сибири в искусстве России.
Хронологические рамки исследования: последняя треть ХХ-начало XXI века.
Территориальные рамки: в диссертации рассмотрены тенденции развития художественной керамики на примере произведений мастеров Кемеровской, Новосибирской, Томской областей и Алтайского края. Исследование отражает картину развития декоративного искусства и
8 художественной керамики в Западной Сибири. Вышеперечисленные области на протяжении длительного исторического времени развивались как единое целое. Например, только в 1943 году, после ряда административно-территориальных преобразований в Сибири, была выделена из состава Новосибирской и утверждена Кемеровская область. У перечисленных областей отмечены одинаковые особенности: они равноудалены от центра России, население сконцентрировано вблизи областных центров, для них характерны схожие природные, климатические, социальные, экономические условия жизни населения.
Источниковая база. Для раскрытия темы диссертации автором использованы следующие источники:
произведения искусства и изделия художественной керамики, которые хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Государственного исторического музея, Новосибирского государственного художественного музея, Кемеровского областного музея изобразительного искусства, Новокузнецкого художественного музея, Государственного художественного музея Алтайского края, Томского музея изобразительного искусства, а также фонды ведомственных музеев и музеев предприятий;
произведения художественной керамики служащие для оформления интерьеров общественных зданий и экстерьеров городов и загородных зон Западной Сибири;
каталоги художественных выставок (персональных, групповых, областных, зональных, республиканских);
материалы, опубликованные в центральных и местных периодических изданиях: журналах «Декоративное искусство СССР» «Искусство», «Художник», сибирских газетах «Советская Сибирь», «Вечерний Новосибирск», «Комсомолец Кузбасса», «Кузбасс», «Кузнецкий рабочий», «Алтайская правда», «Молодежь Алтая»;
законодательные акты (Постановления правительства), позволяющие проследить наиболее значимые аспекты государственной
9 политики в области развития декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов (НХП).
фонды научных библиотек: Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В. Я. Шишкова, Кемеровской областной научной библиотеки им. В. Д. Федорова, Новосибирской областной научной библиотеки, Томской областной научной библиотеки им. А. С. Пушкина, библиотеки Новосибирского государственного художественного музея, библиотеки Кемеровского областного музея изобразительных искусств;
материалы интервьюирования художников.
Таким образом, исследование опирается на разнообразный круг источников, систематизированных с учетом специфики искусствоведческой науки, что позволило проследить тенденции и историю развития художественной керамики в последней трети ХХ-начале XXI века и разработать собственный взгляд на природу этого явления культуры и искусства.
Методологическая основа и методы исследования. Методологическая основа диссертации обусловлена спецификой изучаемого материала и задачами исследования.
Методологической базой данной работы послужили исследования таких авторов, как А. Б. Салтыков, А. К. Чекалов, М. А. Ильин, К. А. Макаров, Л. М. Крамаренко, Л. В. Андреева.
Рассмотреть объект исследования в качестве комплекса взаимосвязанных компонентов позволил общенаучный системный подход. Основой методологии явились современные культурологические концепции междисциплинарного и комплексного подходов, что обусловило выбор методики, предполагающей использование сравнительно-исторического, стилистического искусствоведческого анализа. В исследовании использованы элементы социологического метода (интервью).
10 Научная новизна исследования:
Разработан авторский вариант классификации художественной керамики с учетом материала, предназначения, технологии, использования и стилистических особенностей.
Проанализирована история развития художественной керамики Западной Сибири; установлены факторы, влияющие на ее формирование в контексте многовекового зарубежного и отечественного творческого опыта.
Выявлены и введены в научный оборот имена художников-керамистов Западной Сибири, определены наиболее значимые произведения художественной керамики, осуществлен их искусствоведческий анализ.
Расширено представление о художественной керамике как о многогранном виде декоративно-прикладного искусства, который успешно развивается в настоящее время в сибирском регионе.
Основные положения, выносимые на защиту:
Произведения и изделия художественной керамики, представленные в современных сибирских музейных коллекциях, а также являющиеся частью оформления интерьеров и экстерьеров общественных зданий, отражают основные тенденции развития декоративно-прикладного искусства, сформировавшиеся в Западной Сибири в конце XX — начале XXI столетия на основе многолетних отечественных традиций.
В керамике Западной Сибири можно выделить следующие группы: бытовая художественная керамика и произведения уникальной выставочной художественной керамики, демонстрирующие стилевое многообразие этого вида искусства, основанного на единой технике исполнения, технологии производства и художественной обработке керамических материалов.
Определяющая и регулирующая роль государственной политики являлась характерной особенностью внутренних процессов развития художественной керамики в Западно-Сибирском регионе; создание фарфоро-фаянсовых предприятий и предприятий народных промыслов способствовало развитию сибирской бытовой и уникальной керамики.
Формирование художественной керамики в Западной Сибири складывалось под влиянием различных школ декоративно-прикладного искусства, среди которых ведущая роль отводилась московской школе, что выразилось в выборе характерных форм предметов и способов декорирования.
Искусствоведческий анализ изделий и произведений керамики дает возможность определить искусство художественной керамики Западной Сибири как явление сложносоставное по структуре, вобравшее в себя разные компоненты мировой и отечественной художественной культуры, элементы сибирской и алтайской этнокультур, испытавшее влияние окружающей среды, природных и климатических факторов и оформляющееся в настоящее время как «сибирская» школа керамики.
Научно-практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут составить основу для дальнейших исследований художественной керамики Западной Сибири, а также могут быть использованы при разработке и чтении вузовских учебных курсов для специальности «Художественная керамика» в рамках национально-регионального компонента образовательных программ «История развития художественной керамики в Западной Сибири», «Современная художественная керамика Западной Сибири». Отдельные положения диссертации могут иметь широкую сферу применения в музейной и художественной практике.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были апробированы в форме научных докладов и сообщений на конференциях различного уровня: международной научно-практической конференции «Устойчивое развитие и культура регионов» (17-20 апреля 2007г., Кемерово); всероссийской научно-практической конференции «Культурология в социальной сфере» (16-17 февраля 2007г., Кемерово); всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции и проблемы развития художественного образования России» (24-27 апреля
12 2007г., Красноярск); межрегиональной научно-практической конференции аспирантов, соискателей и преподавателей «Актуальные проблемы социокультурных исследований» (24-26 марта 2005 г., Кемерово); межрегиональной научно-практической конференции аспирантов, соискателей и преподавателей «Актуальные проблемы социокультурных исследований» (12-16 марта 2007г., Кемерово). Основные аспекты исследуемой проблемы освещались в докладах и сообщениях на заседании кафедры истории отечественного и зарубежного искусства ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет»
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, аннотированного списка иллюстраций, 11 приложений.
Художественная керамика в историко-теоретическом аспекте
Изучение особенностей художественной керамики как вида искусства следует начинать с рассмотрения историческо-теоретического аспекта. Задачей данного параграфа является выявление специфики и определение понятий «художественная керамика», «вид искусства»; проведение анализа видов художественной керамики по художественному содержанию; исследование способности объектов керамики преобразовываться из бытового предмета в предмет искусства; рассмотрение трансформации функций утилитарной и художественной на протяжении исторического промежутка от палеолита до XX века.
Термин «керамика» происходит от греческого слова «keramike» - гончарное искусство, «keramos» - глина. В настоящее время керамикой обозначают изделия из глины или смеси глин с различными добавками и обожженные до камнеподобного состояния (Прил. 1). К керамике относят изделия различного назначения, отличающиеся друг от друга по виду используемого сырья, составу исходной шихты (как керамической основы изделий, так и по составу глазурных покрытий), свойствам готовых изделий и способам производства.
В широком смысле «керамика» - это любые обожженные изделия из глины. Керамические изделия подразделяются на два больших класса: тонкую и грубую керамику. К грубой керамике относятся изделия из простых грубых глин с неоднородным и грубозернистым черепком: кирпич, черепица, и т.д.; к тонкой керамике - изделия с однородной тонкозернистой структурой черепка: майолика, гончарная посуда, изготовляемых из красных глин и фарфора, фаянса, получаемых из тонких, белых глин. Виды и материалы художественной керамики представлены (Прил. 2).
В более узком смысле «керамикой» называют изделия из красной глины. Эта керамика разделяется на два вида: майолику, имеющую на лицевой поверхности цветную поливу из стекловидных прозрачных и непрозрачных глазурей - эмалей, и терракоту, так называемую «жженую землю», красивого красно-коричневого цвета, не имеющую поливы. К терракоте относится и керамика, расписанная красящими составами, основу которых составляют цветные глины (краски, лаки, ангобы).
Керамические изделия объединяют по производственно-отраслевому признаку, который в свою очередь подразделяется на следующие виды: архитектурно-строительная, электротехническая, химически стойкая, бытовая и огнеупорная керамика.
Понятие «художественная керамика» приобрело значение собирательного термина, так как общность технологии изготовления и состав массы художественных изделий в фарфоре, фаянсе, майолике, терракоте и других керамических материалах объединяет эти изделия в одну группу под общим названием. Все они изготовлены из глины, проходят процесс обжига и, в большинстве случаев, процесс декорирования, имеют схожие приемы нанесения декора [82, с. 5].
Следует учитывать, что каждая из разновидностей керамики имеет свои специфические особенности и качества, присущие лишь данному материалу, которые отличают его от других даже по внешнему виду. К художественным керамическим изделиям относятся некоторые виды архитектурно-строительной, а также бытовая керамика. Архитектурно-строительная керамика объединяет экстерьерную, ин-терьерную, пространственную керамику. Экстеръерная архитектурная керамика включает: 1) фасадную: а) художественные панно, архитектурные вставки, декоративные плитки, мозаичные панно, розетки, встроенные детали, орнаменты, надписи, набираемые из отдельных элементов, как уникальные и индивидуальные живописно-пластические украшения зданий; б) стандартизирован ные облицовочные плиты и плитки для сплошного или частичного покрытия стенных поверхностей; 2) садово-парковую керамику: а) фонтаны, вазы, декоративную пластику, скульптуру, объемно-пространственные и пластически-живописные композиции; б) керамику для оград, штакетника, набираемую из стандартизированных элементов; интеръерную архитектурную керамику: 1) для стен: а) художественные панно, архитектурные вставки, декоративные плитки, мозаичные панно уникального характера; б) стандартизированные плитки для внутреннего покрытия внутренних стен; 2) для пола: метлахские плитки и ковровую мозаику (стандартизированные плитки). пространственную: интеръерную и экстеръерную - керамику для решеток-ширм, фонтаны, объемно-пространственные и пластически живописные композиции. Выполняется из следующих керамических мате риалов: фарфор, фаянс, керамика,-шамот [101,с.56]. В данной работе осуществлен анализ только уникальных произведений, выполненных в керамике (изделия, обозначенные в перечне литерой а); изделия, выполняемые из стандартизированных элементов, рассматриваться не будут (группа, обозначенная литерой б).
К изделиям бытовой керамики относят: - хозяйственную посуду: чайные, кофейные, столовые сервизы, приборы или наборы для молока, компота, пельменей, подарочные кружки, тарелки, блюда и т.д. (фарфор, фаянс, керамика, каменные массы); - предметы декоративно-утилитарного назначения: настольные, настенные, напольные вазы, сосуды, кашпо для цветов, шкатулки, подсвечники и т.д. (фарфор, фаянс, керамика); - дамские украшения: бусы, броши (фарфор, фаянс, керамика); - электроосветительные приборы: настольные лампы, торшеры, ночники, светильники (фарфор, фаянс, керамика); - игрушки: куклы, фигурки животных и птиц, кукольные сервизы, народная игрушка (фарфор, фаянс, керамика); - скульптура малых форм: жанровая и анималистическая скульптура, сувениры, настенные плакетки, портретная скульптура (фарфор, фаянс, керамика, шамот). Художественные керамические изделия относятся к классу тонкой керамики, за исключением некоторых видов архитектурной и садово-парковой керамики, изготовляющихся из грубозернистых масс.
Краткий исторический очерк зарождения и развития отечественного керамического, и, фарфоро-фаянсового производства
Археологические раскопки, производимые на территории нашего государства, подтверждают, что производство керамических изделий в России зародилось в давние времена. Археологами было обнаружено много образцов бытовой и художественной керамики. К эпохе неолита относится найденная недалеко от селения Триполье (III тыс. до н. э.) знаменитая ленточная расписная керамика [106, с. 170; 189, с. 85; 122, с. 41-47]. Трипольская керамика является ярким воплощением художественного мастерства в изготовлении сосудов, формы которых не повторяются ни в каких других культурах на Земле.
К бронзовому веку относится Андроновская культура, в которой значительное место принадлежало изделиям из глины. Археологическая культура была выделена С. А. Теплоуховым в 1927 году у деревни Андроново близ Ачинска. Большой вклад в изучение андроновской культуры внес К. В. Сальников [106, с. 204-205; 189, с. 87].
Недалеко от Таганрога на Азовском море обнаружено самое северное поселение греков, город Танаис (IV в. до н. э.), где найдено большое количество разнообразной керамики, выполненной из местных глин [106, с. 246].
Археологические раскопки могильников в районе Поволжья, а так же бассейнов рек Москвы и Клязьмы свидетельствуют о том, что в III - II вв. до н. э. люди, населявшие эти места, изготовляли несложную по форме глиняную посуду, украшенную простым узором. Интересно отметить, что форма этих сосудов напоминает керамику среднеднепровской культуры (триполь-скую).
Вблизи Керчи обнаружены остатки печей для обжига керамики, сооружение которых относится к IV в., но относительная сложность конструк- ции печей указывает на то, что производство возникло здесь значительно раньше. В VII-IX вв. в России уже использовался гончарный круг [96, с. 183]. В IX-XI вв. в Киевской Руси, главным образом, было развито гончарство: изготовляли кирпич,- декоративные плитки, используемые в основном для украшения храмовой архитектуры, керамику, украшенную цветными глазурями и эмалями. Формы гончарной посуды до известной степени сохраняли связи с древними прототипами. Такая посуда представляла собой многочисленные крестьянские изделия: красочные и оригинальные по орнаментации миски, блюда, кувшины, ковши, рукомои, кринки, светильники, фонари и другие виды изделий [162, с. 13].
Новый этап в истории русской керамики начался в X в. с принятием христианства на Руси. В результате тесных связей с Византией русские гон- t чары в XI в. стали выделывать сосуды с двумя ручками, напоминавшие по форме античные амфоры. Высшим техническим достижением этого периода было изготовление поливной (глазурованной) посуды.
Обилие превосходных глин в разных районах России помогло образованию гончарных промыслов. Гончары имели знание простых приемов художественной отделки изделий. Незамысловатые горны, вырытые в земле, обложенные кирпичом, подолгу служили мастерам. Температура в горнах была достаточно высокой - до 1200 градусов. В них закладывалась различная гончарная посуда, а промежутки для повышения экономичности горна заполнялись глиняными игрушками. Характерно, что глиняная игрушка никогда не вырабатывалась самостоятельно, а всегда была спутницей гончарной посуды. Мастер-гончар был и создателем практических, необходимых в быту изделий, и одновременно проявлял себя как скульптор, изготовляя игрушки-скульптурки, имеющие магический смысл [104, с. 36].
Выполненная на гончарном круге вещь покрывалась, как правило, ангобами (Прил.1). Эта древняя техника, известная еще на Древнем Востоке, была широко распространена на всей территории России. Она сохранилась и до наших дней. С некоторыми усовершенствованиями, подобная техника используется в ряде народных керамических промыслов, существующих в России.
В период татарского ига изготовлялись самые простые темно-бурые горшки. Позднее, с XIV в., гончарное искусство было возрождено и постепенно достигло определенного расцвета. В древнем Киеве, Новгороде, Пскове, Москве работали гончары, создававшие превосходные сосуды, украшенные поливой, а также дорогие керамические изделия, расписанные цветными эмалями. Присущая русским художникам любовь к сочной пластике, глубокому декоративному цвету нашла выражение в многочисленных народных керамических производствах (ил. 1-3).
Раскопки в Москве, в районе Зарядья и бывшей гончарной слободы (ныне Таганка), подтвердили, что в XV-XVII вв. производилась разнообразная керамика. Археологами обнаружены рельефные изразцы (глазурованные и терракотовые) для облицовки печей, различная посуда, в том числе аптекарская. Интересной находкой явилась разнообразная чернолощенная керамика (кувшины, фляги, рукомои, игрушки), муравленая, покрытая зеленой глазурью. Чернолощеные и муравленые изделия обычно украшались рельефами и тиснеными узорами.
Высоким достижением чернолощенной керамики XII в. были кувши-ны-кумганы (прообраз гжельских кумганов XVIII в.). Их отличали энергичные красивые очертания, выразительные пропорции, прекрасное лощение, чистый черный цвет, как имитация металлической посуды [162, с. 15]. Лаконичный декор - выпуклые ножки, рельефные розетки, узкие бороздки хорошо подчеркивают изящество и стройность формы, пластичность материала.
При изготовлении муравленых изделий применяли деревянные резные формочки. Этот прием до сих пор используется в Скопинском художественном промысле, с той разницей, что формы выполняют из гипса [107, с. 102]. Здесь можно видеть различные варианты традиционных мотивов, многие из которых имеют древнее происхождение. На развитие русского гончарства оказало так же влияние искусство Древнего Египта, Ассирии, Вавилона посредством развития византийских традиций. Особенно явно это можно видеть в росписях и рельефах на традиционных и новых формах гончарной посуды. Здесь можно увидеть различные варианты традиционных мотивов: поклонение священному дереву, фантастических животных и птиц, единорогов, драконов и т.д.
Особое место в древнерусской керамике занимают изразцы (Прил. 1), [139]. Начиная с XIV в., а особенно в XVI-XVII вв., в России, в связи с ростом городов, большое развитие получила архитектура и строительство. Фасады зданий XV-XVII вв. украшались фризами из рельефных терракотовых плит, покрытых слоем белого ангоба. С конца XVI в. терракотовыми изразцами стали украшать печи. Изразцы изготавлялись красными (цвет обожженной глины), белыми (покрытыми ангобом) и зелеными (покрытыми глазурью).
Истоки, региональные особенности и становление профессионального искусства художественной керамики в Западной Сибири
Западную Сибирь сложно рассматривать как территорию с единым массивом народной культуры. В ней представлено несколько обширных регионов с разными традиционными народными культурами, обусловленными природными и социально-историческими условиями. Культурное наследие Сибири по-разному проявляется как в отдельных областях, так и на различных временных срезах.
Самые древние находки из керамики на территории Сибири обнаружены на палеолитических стоянках (20 тыс. лет назад). Шаровидные и конусовидные изделия крепились в земле. В 1927 году у деревни Андроново близ Ачинска С. А. Теплоухов выделил андроновскую археологическую культуру, относящуюся к IV - II тыс. до н. э., в которой значительное место принадлежало изделиям из глины. Изучение андроновской культуры связано с работами К. В. Сальникова, описавшего в 1948 году три ее хронологических этапа: федоровский, алакульский, замараевский. Первые два были выделены по особенностям керамики. Федоровская керамика, как правило, горшечной формы. Поверхность сосуда заглажена и покрыта геометрическим орнаментом, выполненным оттисками мелкозубчатого штампа. В алакульских курганах глиняная посуда представлена горшками и банками. Часто встречаются сосуды, имеющие характерный уступ в месте перехода шейки сосуда в его плечико.
В те времена широко пользовались в быту и различных ремеслах глиняными изделиями. Из глины лепили посуду хозяйственного назначения: горшки, чашки, блюда, которые не отличались по внешнему виду и качеству от современных изделий, что свидетельствует о высоком уровне гончарного производства.
Все сосуды эпохи бронзы имеют плоское дно. Способ лепки отличался от способа, характерного для эпохи палеолита. Мелкие сосуды формовались руками из комка глины. Горшки и банки изготовлялись при помощи мешочков, наполненных песком. Они облеплялись глиной, а после того как глина подвяливалась, мешочки развязывали и песок высыпали, мешочек вынимали, стенки сосуда окончательно поправляли и заглаживали, но внутри на дне оставались отпечатки ткани [106, с. 98].
Горшки, баночные сосуды и блюда в большинстве своем орнаментированы. Орнамент покрывает горло и плечики, а у части сосудов - и придонную зону стенок. Наносился он гребенчатым штампом, образуя пунктирные линии. Применялся также резной, ямочный, желобчатый орнамент. В рисунках преобладали геометрические элементы: треугольники, ромбы, кресты, зигзаги, меандры - ломаные широкие полосы. Эти элементы образовывали сложный и красивый узор.
Из глины делали тигли для литейного дела, плавильные чаши, ложки и рюмки для разлива расплавленной бронзы по формам. Изготовлялись пряслица на веретена, выпрямители древков стрел и украшения - бусы. Самым гениальным изобретением наших предков было изделие из глины, которое получило название «кирпич». Это открытие легло в основу строительных технологий всех будущих тысячелетий.
Искусство коренного населения Алтая получило мировую известность благодаря раскопкам Пазарыкских курганов (V-III вв. до н. э.). Профессор С. И. Руденко, возглавлявший эту экспедицию, писал: «Курганы эти настолько насыщены образцами искусства, что даже самые обычные вещи являются образцами искусной резьбы, художественной аппликации, орнаментики и скульптуры» [79.17].
Наиболее важный этап развития керамики - XVII-начало XVIII века, время переселения русского народа в Сибирь. Тогда была осуществлена ти таническая работа по освоению Западной Сибири. Первые русские поселенцы бежали в Сибирь в поисках свободных земель, в надежде уйти от притеснения помещиков-крепостников. Особенно сильным в этих районах был приток беглых крепостных людей из числа старообрядцев, раскольников, которые преследовались царским правительством. Чаще всего это были переселенцы из центральной и северной части России. Они переносили ремесленные традиции из родных мест - Воронежской, Пензенской, Смоленской области - в места переселения. Местное население называло их «кержаками». Эти люди оберегали свои обычаи, что позволило сохранить почти в первоначальном виде старинную русскую культуру, в частности, иконопись, роспись по дереву, ткачество, гончарство. Они принесли в Сибирь традиционные секреты ремесла. Гончарную посуду в основном изготавливали женщины для своей семьи. Н. А. Голубев, исследователь этого промысла, отмечал, «...редкая сибирячка не может сделать горшок сама» [77.1, с.39]. Это было связано с религиозными представлениями о чистоте посуды, считалось, что люди другой веры оскверняют ее. Лепили горшки техникой кругового налепа на круглом основании, реже пользовались ручным гончарным кругом. Религия запрещала старообрядцам яркие, шумные праздники, исполнение обрядов, веселье, готовила их к суровой жизни и тяжелой длительной работе. Строгость образа жизни нашла отражение во внешнем виде глиняных изделий, которые не расписывали, не украшали. Формы и размеры посуды были разнообразны и обусловлены назначением. Стенки изделий были толстыми и неровными. Ранние образцы выглядели грубовато.
Приток русского населения в Сибирь вызвал необходимость обеспечить переселенцев не только продуктами питания, но и промышленными изделиями. С XVII века в Западной Сибири начался процесс формирования промыслов, в том числе художественных, основанных на традиционном искусстве. В течение XVII века здесь возникают деревообрабатывающие, портняжные, кожевенные, гончарные, металлообрабатывающие и другие промыслы.
В Сибирь гончарный круг пришел раньше, чем во многие центральные области России [104, с. 130-132]. Позднее в Сибири узнали секреты поливы, роспись ангобами, разнообразные красители. Мастера перенимали особенности технологии друг у друга, что явилось причиной многообразия техник и более высокого качества посуды по сравнению с изделиями, выполненными в начале XVII века. Изготовлением посуды стали заниматься мужчины. Появляются мастера, которые делали посуду на продажу. Формы изделий в результате механизации технологического процесса стали четче, изящнее, стенки изделий тоньше.
Расписная посуда в Сибири была редкостью, ангобы были малоизвестны, а для глазури требовалось сырье особого качества и глет (окись свинца), который стоил дорого и был не всегда доступен. Глет каждый мастер выписывал в специальном управлении. В марте 1893 года управляющий из Сузуна пишет в Барнаул: «В настоящее время чуть не каждый день являются все новые желающие взять глет, а прежние, заявленные, просят отпустить больше заявленного...» [6]. «В некоторых местах переселенцы не заявляли о себе в управление, а заготавливали свинец для гончарного производства в заброшенных жилах многочисленных рудников. Риддерские гончары обходились без казенного свинца, который надо было покупать, использовали для изготовления посуды свинцовый колчедан и свинцовую охру из рудных отвалов» [171, с. 205].
Гончары-глазуровщики старались сохранить в тайне секреты глазури, что не способствовало развитию декорирования изделий. Более традиционным для Сибири было украшение рельефом, сохранившееся до XX века. Украшения делались в виде зигзагов, рантов, цепочек из белой глины, выступающих над плоскостью черепка.
Искусство художественной керамики в 1960-1970- годах XX века
Определяя место и значение художественной керамики Западной Сибири, необходимо проанализировать процессы, проходившие в отечественном искусстве керамики. Наиболее значимым можно считать период 1960-х-1970-х годов, когда произведения керамики перестали выполнять узкоутилитарную функцию и переросли в самостоятельные художественные ценности, успешно используемые в эстетической организации жилого интерьера.
В 60-х годах XX в. произошел процесс развития искусственной среды, который приобрел необычайную интенсивность. Появившаяся в большом количестве техника отделила человека от естественной среды, природы. Человек оказался окруженным стандартными, одинаковыми вещами, которые перестали радовать в эстетическом плане, не стали осознаваться как эстетическая ценность.
Искусство - феномен весьма чуткий - почувствовало идейно-эмоциональную ограниченность и узость этого утилитарно-красивого мира и стало противопоставлять ему другую красоту - индивидуальную, необычную, повышенно выразительную, далеко не всегда связанную с утилитарными функциями, и рукотворную.
У произведений, возникших в 60-е годы, была еще одна особенность. Они создавались из материалов, веками используемых человеком: керамики, стекла, металла, дерева, кожи, в противопоставление новым искусственным материалам — пластмассам и полимерам. В этом выразился протест против «ненатуральных» предметов.
Искусство керамики в 60-е годы переживало необычайный подъем. Обусловленный демократизмом керамики как художественного материала, его органической связью с историей культуры всех времен и народов. Исследователи искусства предполагали, что яркий расцвет керамики будет недолговечным. Декоративный бетон в архитектуре, пластмасса и синтетика в прикладном искусстве могут потеснить керамику в области художественного творчества, так же, как железобетон, стекло, алюминий вытесняли ее из строительства и кухонного обихода. Техническое и бытовое применение керамики неуклонно и последовательно сокращалось, и вместе с тем расширялось количество областей искусства, подвергающихся стремительному внедрению керамики.
Развитие художественной керамики как одного из явлений современной мировой культуры объяснялось прогрессом науки и культуры, стремлением к более полному техническому и эстетическому освоению мира, развитием общественного начала в архитектуре, искусстве, быту.
В 1960-е годы в капиталистических странах многие виды и формы архитектурной керамики не получали должного развития и применения, преобладали произведения камерного характера. Возможности керамики как материала, показывались правдиво и высокопрофессионально, при этом рождался красивый, изысканный декоративный абстракционизм, который восхищал и давал возможность полета фантазии и воображения созерцающим людям.
В Советском Союзе прослеживались противоположные веяния - доминировали произведения для общественных интерьеров и экстерьеров монументального характера, например, садово-парковые композиции, больше-размерные интерьерные панно, фонтаны, призванные выразить новое мироощущение современного человека и отвечающие потребностям развития общественных начал в труде, отдыхе, быту. Коммунистическая идеология осуждала абстракционизм и формально-эстетические изыскания в области керамики, но они, безусловно, оказывали влияние на произведения советских художников, которые были призваны нести глубокое идейно-художественное содержание, выявлять образные возможности данного вида искусства, во площать в нем эстетические идеалы коммунизма в декоративно-прикладном искусстве.
В рассматриваемый период художники заново открыли красоту древнего и вечно юного материала, используя традиционные и вновь открываемые художественные возможности керамики. Возрождение почти забытого в предыдущем веке искусства керамики поставило перед художниками разных стран приблизительно одинаковые технические задачи. С целью обмена опытом и информацией в 1958 году было создано специальное художественное объединение - Международная Академия керамики, в которую официально входили представители 62 стран.
В интерьерной керамике в рассматриваемый период произошли изменения. Она резко разделилась на утилитарную и декоративную. На заре человеческой культуры этого разделения не существовало. Каждая вещь была полезной, обладала определенными функциями. На протяжении многих веков декоративные предметы представляли собой те же самые утилитарные объекты традиционной формы, но лишь выполненные более изящно, изготовленные из дорогих материалов, обильно украшенные.
В конце 60-х годов XX века произведения керамики перестали выполнять узкоутилитарную функцию и переросли в самостоятельные художественные ценности, успешно используемые в эстетической организации жилого интерьера. Керамические произведения украшали улицы, города, парки, общественные интерьеры. Звонкий цвет, пластичность, благородство и вечность материала, необычайный диапазон возможностей в создании художественных решений при помощи цвета, линии, формы, фактуры, рельефа, пространственных композиций, неограниченность масштаба произведений - все это вывело керамику на новые художественные горизонты и утвердило как самостоятельный жанр искусства. Современная художественная керамика была способна синтезировать возможности живописи, скульптуры, графики, обогащая их при этом специфическими качествами материала.
Во второй половине 1960-х гг. утвердился новый этап в декоративно-прикладном искусстве. Он выразился в разделении, развитии, уточнении функций самостоятельных областей этого некогда единого вида искусства, отделении индивидуального прикладного искусства от массового, возникновении группы произведений, имеющих чисто декоративную функцию.
Главной тенденцией развития современного декоративно-прикладного искусства является отход от узко понятой утилитарности в сторону декоративности и монументализации обычных бытовых форм, создание на их конструктивной основе произведений, уникальных по своеобразию художественного решения и пониманию красоты отвлеченной формы.
Широкое развитие формотворчества в 60-е годы в декоративно-прикладном искусстве было закономерным явлением, тесно связанным с общим развитием культуры, науки и техники XX века. В эти годы появились глубинные причины, связывающие появление новых форм предметов с общими процессами развития общества. «Развитие формотворчества в области декоративных искусств происходит не изолировано от других областей человеческой деятельности. Оно тесным образом связано с прогрессом техники, с появлением новых материалов, конструкций, машин и механизмов. Создание новых форм в декоративно-прикладном искусстве - это аналог тому процессу, который уже идет в науке и технике и искусстве» [26, с. 39].