Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественные процессы в монументальной скульптуре Татарстана XX - начала XXI века Хисамова, Дина Диасовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хисамова, Дина Диасовна. Художественные процессы в монументальной скульптуре Татарстана XX - начала XXI века : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Хисамова Дина Диасовна; [Место защиты: Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств Рос. акад. художеств].- Москва, 2012.- 30 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования.

Монументальная скульптура – это своего рода история общества и государства, увековеченная в камне и бронзе. Процесс ее развития, образы и темы, пластический язык – все это является вехами отражения жизни общества. Монументальностью обозначается качество произведений искусства, достигаемое высокой мерой художественного обобщения, придающей им величие, масштабное звучание и общественную значимость. Монументальная скульптура всегда носила нравственно-воспитательное и идеологическое значение; особенно это относится к ее роли в советскую эпоху. В произведениях монументальной скульптуры новый строй получал зримое воплощение, и борьба символов тоталитарного государства достигла своего апогея. В постсоветском социокультурном пространстве наблюдается отсутствие стилевого единства, разрушение системы синтеза искусств, утрата принципов ансамблевого градостроения. Объективные исторические процессы привели к изменению содержания монументальной скульптуры и ее функционирования в городской среде.

Художественные процессы, происходящие в области монументальной скульптуры, вызывают повышенный интерес к ее проблемам в обществе. Реальные события показывают, что современному человеку важно быть сопричастным тем событиям и явлениям, определению героев и тем, которые воплощаются в камне и бронзе. Чтобы разбираться в современных явлениях, быть компетентными в вопросах и проблемах, касающихся культуры и искусства региона, необходимо изучение и осмысление исторической ретроспективы, тех процессов, которые объективно создали современную картину развития монументальной скульптуры.

До сих пор монументальная скульптура Татарстана не изучалась как целостное системное явление, требующее обобщения обширного и разнородного материала, а также не имела специального рассмотрения в контексте традиций мирового и российского искусства, искусства постсоветского периода. Недостаточная, фрагментарная освещенность проблемы в специальной литературе требует анализа как самих произведений монументальной скульптуры, так и процессов и явлений в целом. Для создания целостной картины диалектического развития монументальной скульптуры Татарстана потребовалось выявление и введение в научный оборот значительного количества неисследованных памятников и имен скульпторов-монументалистов, выявления собственных специфических черт, тенденций и направлений, существующих в современной практике.

Степень изученности темы.

Первый этап академического скульптурного образования, становления татарской монументальной скульптуры, охватывающий 1920-1930-е годы, освещен в трудах видного историка искусства, архитектора, художника, педагога, музееведа П.М. Дульского. Творчество скульпторов С.С. Ахуна и К.С. Счастнева рассматривалось Н.Г. Машковцевым (1940) и В. Бреннертом (1945). В свете подготовки Декадной выставки изобразительного искусства Советской Татарии была впервые предпринята попытка его комплексного изучения Н.В. Черкасовой (1957). Собрание татарской скульптуры первой половины ХХ века впервые получило специальное освещение в «Каталоге скульптуры из собрания Государственного музея ТАССР», составленном С.Ш. Ишмуратовой (1961).

В 1960-1980-е годы в трудах искусствоведов Г.Ф. Валеевой-Сулеймановой, Ю.Ю. Горшунова, А.И. Григорьева, Р.Г. Шагеевой изучаются вопросы реализации плана монументальной пропаганды в Татарии и установления первых революционных памятников. Творчество отдельных мастеров ваяния (С.С. Ахуна, Н.И. Адылова, В.М. Маликова, Р.Х. Нигматуллиной, В.И. Рогожина, Б.И. Урманче) в контексте тех или иных выставок или юбилейных дат рассматривается в работах Д.К. Валеевой, Ф.Ф. Гуловой, Л.Н. Коробцовой, Г.А. Могильниковой, А.И. Новицкого, Д.Т. Садыковой, Н.З. Саттаровой, А.Б. Файнберга, В.А. Цой, М.К. Яо. История художественного образования в Казани в конце XIX – первой трети ХХ века, формирование и становление скульптурного отделения в Казанской художественной школе, подробно освещались Е.П. Ключевской в специальных исследованиях. В это же время выходят небольшие специальные издания монографического характера – каталоги, буклеты, наборы открыток. В серии буклетов «Народные художники» (1980) представлено творчество двух скульпторов-монументалистов, народных художников ТАССР С.С. Ахуна и В.М. Маликова. В 1970-е годы к широкому изучению советского изобразительного искусства Татарии приступает С.М. Червонная. Впервые в справочниках этого автора приводятся биографии и развернутые характеристики творчества скульпторов – членов СХ ТАССР, а в монографии «Искусство Советской Татарии» (1978) скульптуре отведен целый раздел.

В 1990-е годы вопросы развития монументальной скульптуры в республике в своих общих трудах рассматривают искусствоведы Д.К. Валеева (1999), Р.Р. Султанова (2001). На рубеже 1990-2000-х годов творчество отдельных наиболее известных скульпторов Н.И. Адылова, М.М. Гасимова, К.З. Замитова, Г.А. Зяблицева, В.В. Кудряшева, Р.Х. Нигматуллиной, Б.И. Урманче, А.С. Фатхутдинова, И.М. Ханова стало объектом внимания искусствоведов А.И. Новицкого (1994, 2004), Р.Р. Султановой (1998), О.Л. Улемновой (2006), Д.Д. Хисамовой (2005, 2010), Р.Г. Шагеевой (1993, 2000). Своеобразный портрет эпохи дается в автобиографических эссе скульптора А.Х. Абдрашитова (2007) на основе его собственных наблюдений и впечатлений от общения с выдающимися деятелями татарской культуры. Скульптор делится воспоминаниями об истории создания и установления по всей республике обширной галереи бюстов и памятников.

В кандидатской диссертации Т.Н. Кривошеевой (2010) обобщается предыдущий опыт различных исследований в области скульптуры. Ею прослеживается эволюция скульптуры Татарстана от истоков (VI – XIII вв.) до начала ХХI века, воспринявшая в своем опыте общемировые художественные тенденции. Автор приходит к выводу о двух основных векторах развития искусства скульптуры в республике - модернистское авангардное направление и этническая составляющая. В исследовании Т.Н. Кривошеевой, посвященном в целом искусству скульптуры в регионе, монументальная скульптура республики рассматривается фрагментарно, на примерах лишь некоторых самых значительных и известных произведений этого вида искусства, тогда как целостная картина развития монументальной скульптуры в республике в работе отсутствует.

Таким образом, определилась необходимость комплексного исследования монументальной скульптуры Татарстана как целостного явления, имеющего свою эволюцию развития, свои особенности и специфику и определения ее места и роли в контексте советского и постсоветского развития искусства – в этом заключается цель исследования.

Для достижения цели нами поставлены следующие задачи:

- провести культурно-исторический анализ деятельности скульптурного отделения Казанской художественной школы (Архумас – Художественно-технический институт – Казанский художественный техникум – Казанское художественное училище) и обозначить его роль в становлении и развитии монументальной скульптуры на различных исторических этапах;

- проанализировать эволюцию монументальной скульптуры в Татарстане в историческом и искусствоведческом контексте;

- обозначить роль местных кадров скульпторов и роль столичных скульптурных школ в формировании архитектурно-скульптурного облика городов Татарстана;

- выявить в контексте развития монументальной скульптуры республики ее стилевые направления, жанровое и тематическое многообразие, выявить национальное своеобразие;

- раскрыть особенности монументальной и монументально-декоративной скульптуры в Татарстане на современном этапе и включить их в общую систему художественных процессов как части отечественного искусства.

Объектом исследования является искусство монументальной скульптуры Татарстана в XX – начале XXI века.

Предмет исследования – памятники и монументы, установленные в Казани и городах и районных центров Татарстана в ХХ – начале XXI веков (многие их которых на сегодняшний день утрачены). В рамки исследования включена монументальная и монументально-декоративная скульптура.

Методологические и теоретические основы исследования. Настоящая диссертационная работа представляет собой междисциплинарное исследование, в котором затрагиваются проблемы искусствоведческого, культурологического, социологического, исторического характера. В диссертации используются методы системного, структурно-типологического, сравнительно-исторического и семантического анализа произведений монументальной скульптуры. В основе работы с архивными документами лежит источниковедческий подход. В качестве основного применен метод исторической реконструкции.

В основу методики исследования и анализа монументальной скульптуры Татарстана легли обобщающие труды по отечественной монументальной скульптуре XVIII – XX веков И.Э. Грабаря, Д.Е. Аркина, И.М. Шмидта. Начальный этап развития монументальной скульптуры в контексте ленинского плана монументальной пропаганды не мог быть осмыслен без работ Р.Я. Аболиной, С.С. Валериус, А.С. Павлюченкова. Наиболее полно раскрыто его влияние на развитие советского монументального искусства в трудах В.П. Толстого, В. Лебедевой, Н.В. Воронова, И.Е. Светлова. При анализе и изучении мемориального ансамбля как вида монументального искусства автор опирался на труды М.А. Мазаева, Т.Г. Малининой, О.А. Швидковского. Для объективного понимания вопросов роли монументальной скульптуры в городской и природной среде были изучены работы И.А. Азизян, С.Б. Базазьянц, И.В. Ивановой, Н.И. Поляковой, С.И. Орлова, В.С. Турчина.

В постсоветский период, охватывающий различные периоды и стороны искусства монументальной скульптуры, искусство стало рассматриваться исследователями с новых позиций, освобожденных от идеологического бремени, что дало возможность более объективного и разностороннего подхода к различным аспектам его развития. В своем исследовании автор опирался на труды, содержащие новый взгляд на отечественное и мировое искусство ХХ века: А.К. Якимовича «Реализмы ХХ века» (2001), коллективный труд «Выставочные ансамбли СССР. 1920-1930-е годы» под редакцией В.П. Толстого (2006), книгу Т.Г. Малининой и Е.В. Огарковой «Память и время. Из художественного архива Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» (2011). В анализе современного этапа развития монументальной скульптуры помощь оказали исследования Р.Я. Аболиной, И.А. Азизян, Т.Л. Астраханцевой, В.В. Ванслова, Т.М. Малининой, С.И. Орлова, А.К. Якимовича (серия сборников «Искусство в современном мире»). Были привлечены для исследования монументальной скульптуры работы И.А. Азизян, Е.П. Алексеева, М.А. Бургановой, В.В. Ванслова, Е.В. Василевской, А.А. Золотова, В.В. Рытиковой («Искусство скульптуры в ХХ веке: проблемы, тенденции, мастера», 2006). Для понимания эстетической категории стиля (стиля Ар Деко - «декоративного стиля.., питаемого напряженной энергией диалога классики и авангарда», теоретическая категория которого еще не адаптирована искусствоведческой наукой в регионе), было необходимо изучение научных статей Р.Я. Аболиной, И.А. Азизян, Т.Л. Астраханцевой, Т.Г. Малининой, В.М. Полевого, Т.Х. Стародуб, Д.О. Швидковского, А.К. Якимовича («Эпохи. Стили. Направления». 2007, «Искусство эпохи модернизма: стиль Ар Деко. 1910-1940-е годы» под редакцией Т.Г. Малининой, 2011). В ряде диссертаций авторов В.М. Тарасова (1999), В.А. Гаврилова (2000), Е.Е. Касаткиной (2004), О.С. Комаровой (2004), Ф.М. Миннигуловой (2009), М.М. Силиной (2011) - освещены различные аспекты монументальной отечественной скульптуры и ее развитие в регионах. В диссертации О.В. Калугиной (2012) широко представлен контекст взаимоотношений московской и петербургской школ ваяния, что также является предметом данного исследования. Актуальные в современном мире проблемы этнокультурной глобализации, в рамках которой исследуются вопросы этничности как сохранения традиционных духовных ценностей, рассматриваются в диссертации В.В. Васильевой (2011).

Хронологические рамки исследования включают в себя этапы развития монументальной скульптуры Татарстана XX – начала XXI веков, которое начинается с открытия и деятельности скульптурного отделения КХШ (1904), что обеспечило базу для осуществления плана монументальной пропаганды (1918) и широкого движения в республике по возведению памятников. Особое внимание уделяется традициям академического образования в Казани, имевшим сложную судьбу, периоду становления собственно татарской школы скульптуры (1930-1940), кадровой политике Татарского отделения Союза советских художников в деле формирования местных кадров скульпторов (1950-е) и роли столичных мастеров в развитии монументальной скульптуры республики в советский период. Этап расцвета монументальной скульптуры (1960 – 1980) был синхронен процессам в отечественной пластике рассматриваемого периода. Постсоветский этап рассматривается в контексте перемен в общественно-политической жизни страны и охватывает последнее пятнадцатилетие ХХ века по настоящее время.

Источниковедческой базой для исследования послужили произведения монументальной и монументально-декоративной скульптуры - памятники и монументы, установленные в Казани, крупных городах Альметьевске, Арске, Бугульме, Елабуге, Зеленодольске, Лениногорске, Набережных Челнах, Чистополе, а также некоторых районных центрах республики. В исследовании автор использовал материалы Национального музея РТ, Государственного музея изобразительных искусств РТ, Национального культурного центра «Казань», Литературного музея М. Горького, Дома-музея В.И. Ленина в Казани, музея Баки Урманче, Литературного музея Габдуллы Тукая, Литературно-музейного комплекса с. Новый Кырлай Арского района, музея В.И. Ленина в с. Кокушкино Пестречинского района РТ, картинных галерей и краеведческих музеев вышеназванных городов Татарстана. Также источником послужили материалы скульптурных мастерских скульпторов-монументалистов, личные беседы с некоторыми мастерами, их архивы и фотодокументы. Основу иллюстративного материала к диссертационному исследованию составили авторские фотографии памятников, монументов, ансамблей и материалы, собранные диссертантом в ходе предпринятых им экспедиций по городам и районам Татарстана.

В ходе исследования изучены материалы архивов в Казани: Национального архива РТ (НА РТ), Центрального государственного архива историко-политической документации РТ (ЦГАИПД РТ), Научного архива Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (НА ГМИИ РТ); в Москве – материалы Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), а также периодическая печать разных лет выходивших в Татарии изданий: Известия ТатЦИКа, Красная Татария, Советская Татария, Комсомолец Татарии. Для выявления некоторых забытых имен и их произведений, собрания воедино многочисленных разрозненных сведений, для составления наиболее полной и объективной картины развития монументальной пластики в республике, автором также были привлечены в качестве источников многочисленные изданные и неопубликованные каталоги, справочники, отчеты Союза художников Татарии разных лет, рукописи. Источником послужили документы Министерства культуры РТ и отделов культуры муниципальных районов г. Казани, предоставивших материалы по установленным памятникам, и справочники по архитектурным и монументальным памятникам Казани и Татарстана. В ходе исследования были изучены фонды Национальной библиотеки РТ, Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского КГУ, Научной библиотеки ГМИИ РТ (Казань), Российской государственной библиотеки, Научной библиотеки НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ (Москва).

Научная новизна работы заключается в впервые предпринятом комплексном изучении монументальной скульптуры Татарстана в различных аспектах исследования. Предлагаемая к защите диссертация является первой попыткой создания целостной, системной картины развития монументальной скульптуры Татарстана. На основании изученных, собранных и систематизированных материалов по теме выделены стилевые направления, прослеживается эволюция развития, раскрываются особенности и специфика на фоне широкой панорамы развития монументальной отечественной пластики и развития искусства скульптуры в регионе. Введены в научный оборот многие произведения монументальной скульптуры, установленные в Татарстане, расставлены акценты и обозначены имена известных (С.С. Ахун, Н.И. Адылов, В.М. Маликов, Р.Х. Нигматуллина, В.И. Рогожин), незаслуженно забытых или обойденных вниманием исследователей скульпторов (А.Х. Абдрашитов, А.К. Баширов, Н.Я. Васильев, М.А. Густов, Г.А. Зяблицев, В.В. Ламмерт, И.А. Новоселов, В.Н. Сергеев, К.С. Счастнев, Р.Д. Шикова). Впервые выявлены взаимосвязи местных кадров скульпторов и столичных скульптурных школ в лице ведущих мастеров монументальной скульптуры (М.К. Аникушин, Н.К. Вентцель, Л.Е. Кербель, В.И. Мухина, В.Б. Пинчук, Н.В. Томский, В.Е. Цигаль, П.П. Яцыно и др.). На основе архивных материалов раскрываются многие неизвестные ранее страницы истории становления и развития монументальной пластики в республике, а также освещается деятельность Союза художников республики, связанная с развитием скульптуры. Составлен словарь скульпторов-монументалистов Татарстана (56 персоналий), значительно расширяющий и уточняющий сведения о мастерах и их произведениях. Впервые составлен каталог монументальной скульптуры Татарстана, включающий более 100 произведений, в котором получили наиболее полное отражение установленные в Казани, городах и районных центрах республики памятники, монументы, произведения монументально-декоративной скульптуры.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Скульптурное отделение КХШ академического направления стало базой для становления монументальной скульптуры в предреволюционную и революционную эпоху, а также для реализации плана монументальной пропаганды в 1920-е гг.

2. Первые конкурсы на проекты памятников для Казани с участием казанских скульпторов, проведенные в 1930-х годах, явились важным этапом в развитии татарской скульптуры.

3. Спецификой региона явилась скачкообразность, неоднократно прерывавшийся процесс скульптурного образования, что негативно (как фактор торможения и отставания) сказалось на общем развитии монументальной скульптуры республики.

4. С организацией Татарского отделения ССХ в 1936 году и началом деятельности скульптурной секции происходит активизация развития монументальной скульптуры и формирование собственных кадров скульпторов-монументалистов, обеспечивших непрерывность развития в регионе.

5. Эволюция монументальной скульптуры в республике происходит в русле реалистической академической традиции, в рамках сюжетно-повествовательного и символико-аллегорического пластического языка, что являлось в целом отражением развития отечественной монументальной скульптуры.

6. Национальное своеобразие проявлялось в обращении к каноническим личностям национальных героев - революционеров (М. Вахитов) и деятелей культуры (Г. Тукай, М. Джалиль), а также творческому осмыслению татарского народного декоративно-прикладного искусства.

7. Роль и значение столичных скульпторов-монументалистов и скульптурных школ Москвы и Ленинграда в архитектурном облике городов Татарстана определена как ведущая и существенная для всего советского периода.

8. Характер сооруженных памятников и монументов в различных городах Татарстана имеет общие черты и различия. Если в исторически сложившихся, старинных городах устанавливается в основном академическая реалистическая камерная скульптура (Казань, Бугульма, Елабуга, Чистополь), то в новых промышленных городах (Альметьевск, Лениногорск, Набережные Челны) монументальная скульптура характеризуется символическим, условным, авангардным художественным языком пластики с превалированием архитектурного начала.

9. Возрождение академической школы на современном этапе происходит благодаря возобновлению деятельности скульптурного отделения в Казанском художественном училище им. Н.И. Фешина (2002) и открытию скульптурного факультета в Казанском филиале Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова (2008).

10. Монументальная скульптура Татарстана на современном этапе развивается в рамках академического реалистического направления. В процессе интеграции, слияния, взаимоперетекания школ и направлений раздвинуты рамки и разграничения в понятиях «столичные мастера» и «местные мастера».

11. В постсоветский период, вместе с ростом самосознания и определения идентичности народов, пробудился глубинный интерес к первоистокам – тенгрианским, языческим корням, тюркским и исламским традициям, обращение к образам духовных и исторических личностей.

12. Формальные, авангардные поиски и развитие знаковой, тюрко-исламской компоненты имеют место, но не превалируют в общем направлении академического реалистического развития монументальной скульптуры республики.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его основные результаты могут быть использованы:

- в создании стратегий и научных концепций по насыщению городской среды произведениями монументальной скульптуры, научных разработок в области синтеза искусств;

- в разработке экскурсионных материалов, во включении памятников и монументов в туристические маршруты и городские экскурсии Казани и городов Татарстана (в свете спортивных и культурных мероприятий - Всемирной Универсиады в 2013 году, Чемпионата мира по футболу в 2018 году, организации и проведения скульптурных симпозиумов и др. культурных форумов);

- в составлении специального курса лекций и практических семинаров по истории развития монументальной скульптуры, а также включения его в общий лекционный курс по изобразительному искусству Татарстана;

- в теоретических и практических занятиях студентов и учащихся скульптурных подразделений среднего и высшего художественных заведений Татарстана, детских художественных школ.

Апробация работы. Диссертационное исследование является результатом многолетней исследовательской, выставочной и организационной работы автора в ГМИИ РТ в качестве заведующей отделом изобразительного искусства Татарстана и заведующей филиалом ГМИИ РТ в Казанском кремле - Национальной художественной галереей «Хазине». Автором был проведен ряд республиканских, региональных и международных выставочных проектов (в качестве автора и участника): персональные юбилейные выставки Баки Урманче (1997, 2002, 2007), скульптора Н.И. Адылова (2002), авторские концептуальные выставки «Традиции авангарда в современном искусстве Татарстана» (2003), «Живописные сады Тукая» (2006); международный проект «Sculpture Bruno Liberatore: from castel Sant-Angelo to the Hermitage» (Казань, 2008); соавтор научной концепции экспозиции изобразительного искусства Татарстана в Национальной художественной галерее «Хазине» (2005); выставочные проекты в рамках Дней культуры и искусства Татарстана в городах России: Екатеринбурге (2002), Саранске (2002), Йошкар-Оле (2003), Костроме (2004), Дядьково Брянской области (2005); выставки татарского изобразительного искусства в городах Голландии «Kunst uit Kazan» (Зютфен – Амстердам, 1995); выставка изобразительного искусства Татарстана в рамках «Фестиваля Габдуллы Тукая в Турции» (Стамбул, 2006).

Основные положения диссертации были апробированы в ряде публикаций в научных сборниках и выступлениях на республиканских, всероссийских и международных научно-практических конференциях, самыми значимыми из которых является участие в:

- Всероссийской научной конференции «Галиаскар Камал: 125 лет со дня рождения и 125 лет в новейшей истории культуры и искусства тюрко-мусульманских народов России» (Москва, 2005);

- Международной научно-практической конференции «Истоки и эволюция художественной культуры тюркских народов» (Казань, 2008);

- двух Всероссийских научно-практических конференциях «Наследие ислама в музеях России: пространственные границы и образы» (Казань, 2008 и 2009);

- Международном симпозиуме «Искусство войлока в тюркском мире: история и современность» (Казань, 2009);

- Международном конгрессе по исламскому искусству в Польше «The art of Islamic World and Artistic relationships between Poland and Islamic countries» (Krakow, 2009);

- I Казанских искусствоведческих чтениях к 130-летию со дня рождения П.М. Дульского (2009);

- Всероссийской научно-практической конференции «Тема войны в искусстве» (Казань, 2010);

- II Казанских искусствоведческих чтениях (Международной научно-практической конференции) к 130-летию Н.И. Фешина (2011);

- I Региональной заочной научной конференции «Проблемы развития регионального искусствознания» (Уфа, 2011);

- Международной научно-практической конференции «Наследие Габдуллы Тукая в контексте национальных культур» (Казань, 2011);

- Международной научно-практической конференции «Наука и искусство в социокультурном пространстве России и Абхазии (проблемы, пути решения, перспективы развития)» (г. Геленджик Краснодарского края, 2011);

- Международной научно-практической конференции, посвященной 115-летию со дня рождения Б.И. Урманче «Творчество Баки Урманче и актуальные проблемы национального искусства» (Казань, 2012).

Диссертант является автором научных статей, опубликованных в издании «Сокровища культуры Татарстана. Историческое наследие. Культура и искусство» из серии «Наследие народов Российской Федерации» (М., 2004), ряда каталогов персональных выставок скульпторов Н.И. Адылова (2002), Б.И. Урманче (2007), Г.А. Зяблицева (2010), М.М. Гасимова (2010), а также альбомов-монографий «Рада Нигматуллина» (2005) и «Живописные сады Тукая» (2006).

Структура диссертации. Работа состоит двух томов. Первый том включает в себя введение и четыре главы, разделенные на параграфы, заключение, библиографию. Текст работы сопровождается примечаниями. Второй том содержит приложения, состоящие из альбома иллюстраций, биобиблиографического словаря скульпторов-монументалистов, каталога монументальной скульптуры Татарстана, указателя имен.

Похожие диссертации на Художественные процессы в монументальной скульптуре Татарстана XX - начала XXI века