Введение к работе
Настоящее исследование посвящено проблеме использования художественной традиции в современном китайском плакате. Новейшие перспективные тенденции плакатного искусства рассматриваются здесь с точки зрения переосмысления и использования в них принципов традиционного искусства, а вместе с ним и мировоззрения Китая. Исследование охватывает не только современность, но и ряд исторических этапов развития плаката, начиная с древности. В диссертации китайский плакат определяется как сложное явление искусства, особую разновидность графики, сочетающую в себе постоянство изменений и влияние традиционного искусства и мышления.
Актуальность проблемы.
Формы существования и пути наследования традиций в условиях современности - это сегодня одна из наиболее актуальных проблем во многих областях знаний, включая и науку об искусстве. В последнее время всё более ощутимым становится влияние научно-технического прогресса на скорость и характер протекания изменений в искусстве. В подобной ситуации наиболее острыми в мировом искусствоведении становятся вопросы, связанные с тем, как сосуществуют наследие прошлого и новации настоящего, и каковы возможные пути их взаимоотношений в будущем. Эти вопросы исследуются в диссертации через призму китайского современного искусства плаката, поскольку с 1990-х годов именно в китайском плакате наблюдается активное обращение к различным уровням национального художественного наследия: от традиционных образов и символов до принципов построения произБіедения искусства. В свете этих тенденций современный китайский плакат представляет собой один из интереснейших и актуальнейших объектов для исследования. Кроме того, новейший китайский плакат является уникальным образцом использования ранее не участвовавших в плакатном творчестве подходов и принципов, уходящих своими корнями в традиционное китайское изобразительное искусство и мировоззрение.
Подтверждением актуальности темы диссертации является и аіггавное развитие российско-китайских отношений, в том числе в сфере культуры. В данной ситуации представляется необходимым появление в российской науке исследований, посвященных проблемам современного китайского искусства.
Степень разработанности проблемы.
Существование традиций в условиях современных проблем, таких как технологический прогресс и его влияние на все сферы жизни общества, в частности, на различные виды изобразительного искусства, несомненно, требуют особого изучения не только в комплексе культурологических и фи-
лософских вопросов, но и через призму проблем современного художественного творчества.
Для исследования современного китайского плаката были привлечены источники на русском, китайском и английском языках. Использованные в диссертации теоретические сведения, касающиеся классификации, терминологии и предыстории китайского плаката, содержались в литературе энциклопедического, культурологического и искусствоведческого характера. Терминологический аспект искусства плаката был исследован на основе специальной литературы на китайском языке: «Словарь современного китайского языка» (2006) и большой словарь «Цыхай» (1980). Классификация плаката разрабатывалась на базе книг «Дизайн плаката» Тана Июна (2001), «Дизайн рекламы: теория методов» Вана Шаочана (2004) и др. Роль народных и культурно-философских традиций в сложении первооснов китайского плаката исследована с использованием русскоязычных материалов по культуре, истории и философии Китая. Важнейшими источниками здесь стали труды В.В. Малявина «Духовный опыт Китая» (2006), «Повседневная жизнь Китая в эпоху Мин» (2008), перевод и комментарии трактата «Чжуан-цзы», комментарии к переводу «Дао-Дэ цзин»; перевод «Дао-Дэ цзин» и статья к нему, выполненные Е.А. Торчиновым; «Суждения и беседы» Конфуция в переводе и с комментариями П.С. Попова; статья Т.И. Виноградовой «Лубочная литература и литературный лубок» и другие материалы, опубликованные в книге «Китай и окрестности: мифология, фольклор, литература: К 75-летию академика Б.Л. Рифтина» (2010); книга «Религиозный мир Китая 2005» под редакцией И.С. Смирнова (2006); исследование М.Ф. Альбедиль «Зеркало традиций: человек в духовных традициях востока» (2003). Также были использованы книги, посвященные вопросам истории и истории культуры Китая: «Китай: истоки перемен (Образование и мировоззрение в 1980-х годах)» (2002), «Китай на пути модернизации и реформ. 1949-1999» (1999) и др.
Историческая глава диссертации написана на основе материалов, посвященных истории искусства и искусства плаката Китая, изданных на русском, китайском и английском языках. Основными источниками, в частности, являются книги «История китайской рекламы» под редакцией Сунь Шуньхуа (2007), «История китайской рекламы» Чжао Чэня (2005), «Истории дизайна» Цзэн Хуэя (2007), «Из истории китайской книги» Л.Н. Меньшикова (2005), работа М.Е. Кравцовой «История искусства Китая» (2004), книга Мери Тригер «Китайское искусство» (переизд. 2006; англ.яз.) и др. Агитационное искусство 1940-х - 1970-х годов изучалось на основе работ голландского учёного С. Ландсбергера «Китайские агитационные плакаты. От революции до модернизации» (2001) и «Расцвет и упадок китайского агитационного плаката» (2003),
книги М. Нюридсани «Китайское искусство сегодня» (2004), и трудов китайских авторов. Практически неразработанной как в китайской, так и в зарубежной литературе является история плаката с конца 1970-х до начала 1990-х годов. Её исследование было проведено на основе сведений, полученных в беседе с живописцем и каллиграфом, дизайнером-графиком, профессором Шань-дунской академии искусств Лю Цинсяо. Его творческая биография охватывает годы Культурной революции (1966-1976), период экономических реформ, и продолжается по сей день. Особенно важно, что в конце 1970-х годов он был среди первых китайских художников, познакомившихся с новейшим зарубежным искусством и дизайном. Всё это позволило профессору Лю Цинсяо стать свидетелем изменений, происходивших в китайском плакате в конце XX века. Его воспоминания - ценнейший документальный материал, не имеющий аналогов в мировой литературе.
Современный китайский плакат представлен широким спектром иллюстративного и достаточным количеством текстового материала, в основном в изданиях Китая, и реже в книгах и журналах на европейских языках. Основными источниками при разработке проблем композиции, художественного языка и тенденций развития современного плакатного искусства КНР были книги: «Вдохновение с Востока: современный китайский дизайн» (2009, англ. яз.), «Ежегодник международного дизайна» (2009, том 5, кит. яз.), «3030. Новый графический дизайн в Китае» (2008, англ. и кит. яз.), «Коллекция плакатов. Типографика в Китае» (2006, англ. и нем. яз.), и др. Также были использованы публикации в специальных журналах: «Искусство и дизайн» («Ишу юй шэц-зи»), «Декорирование» («Чжуанши») и др. Кроме того, при исследовании проблем интерпретации элементов культурного наследия в современном китайском плакате диссертантом была использована российская литература по традиционному искусству Китая, в том числе книги: В.В. Малявина «Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера» (2004); С.Н. Соколова-Ремизова «Китайская каллиграфия как выражение универсального через национально-своеобразное» (1997), «Литература - каллиграфия - живопись. К проблеме синтеза искусств в художественной культуре Дальнего Востока» (1985), «Живопись и каллиграфия Китая и Японии на стыке тысячелетий в аспекте футу-рологических предположений: Между прошлым и будущим» (2009) и др.
Анализ перечисленных и др. текстовых и иллюстративных материалов выявил недостаточную степень разработанности темы современного китайского плаката, особенно в российской литературе.
Объект исследования: китайское искусство плаката. Предмет исследования: роль китайской художественной традиции в китайском плакате конца XX - начала XXI века.
Цель работы - исследовать явление китайского современного плаката в ракурсе проблемы взаимодействия художественной традиции с новейшими тенденциями. Сообразно этой цели были намечены следующие задачи исследования:
проанализировать китайскую, российскую и европейскую (англоязычную) литературу по теме диссертации;
на основе собранных материалов по классификации, терминологии, предыстории и истории китайского плаката структурировать представления о предмете исследования;
собрать и проанализировать максимальное количество образцов китайского плаката рахчичных эпох;
выявить художественную взаимосвязь современного китайского плаката с его историческими прототипами;
определить национальные особенности художественного языка и композиции современного плаката Китая.
Материалами исследования были труды китайских, российских и западных теоретиков и историков искусства, посвященные проблемам развития и современного состояния китайского плаката. Альбом иллюстраций был сформирован на основе материалов китайских специальных журналов и альбомов по искусству и дизайну. Материалом для раздела 2.3 «Становление и формирование плакатной графики КНР конца 1970-х - начала 1990-х годов» послужили беседы с профессором Лю Цинсяо.
Методолодия исследования построена на взаимодействии приёмов комплексного подхода к изучению и систематизации этапов исторического развития китайского плаката, а также к рассмотрению особенностей его современных образцов. В ходе работы над диссертацией применялись следующие методы исследования:
историко-художественный анализ произведений искусства плаката и их прототипов;
композиционно-художественный анализ особенностей композиции и других аспектов художественного решения образцов искусства плаката;
сравнительный анализ документальных материалов и других свидетельств о китайском плакате;
метод интервьюирования применялся в работе над исторической главой диссертации.
Границы исследования.
Географические границы исследования определены теми городами и провинциями Китая, в которых искусство плаката развивается наиболее интенсивно: Шанхай, Пекин, Гонконг, пров. Шаньдун и др. К работе привлека-
лись также репродукции современных плакатов, выполненных китайскими художниками за пределами Китая, а также получившими в Китае известность тайваньскими художниками. Хронологически границы исследования охватывают период конца 1990-х - 2010-х годов. Ответ на поставленные в диссертации задачи потребовал так же анализа художественных произведений и проблем предшествующих эпох.
Научная новизна работы.
Настоящая диссертация является первым опытом целостного истори-ко-искусствоведческого исследования проявлений художественной традиции в китайском искусстве плаката конца XX - начала XXI века;
впервые, на основе библиографических источников на русском и китайском языках, был собран и систематизирован обширный материал по китайскому современному плакату;
впервые в российскую науку об искусстве вводится обширный список, ранее не известных имен и произведений китайских мастеров плаката;
-.впервые в российской, китайской и зарубежной науке исследован китайский плакат конца 1970-х - начала 1990-х годов.
Кроме того, собран фотоархив плакатов, размещаемых в последние годы на улицах различных городов Китая, а также плакатов, выполненных студентами Шаньдунской академии искусств.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в научном обосновании поставленных в работе проблем и в способах их решения. Бьши выявлены и сформулированы особенности исторического развития китайского плаката, включая также этапы ранее не исследовавшиеся в научной литературе. Текст диссертации даёт возможность использовать основные её результаты и положения в последующих научных исследованиях.
Практическая значимость диссертации.
Результаты исследования могут стать полезными для понимания возможных путей сохранения и развития художественной традиции в рамках новейших форм искусства. Кроме того, текстовый и иллюстративный материал, представленный в работе, может быть востребован в учебном процессе в художественных вузах и на художественных факультетах других вузов, а также при составлении учебных пособий по современному китайскому искусству и по современному искусству плаката.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные положения диссертации нашли отражение в девяти научных публикациях, а также в выступлениях на конференциях:
Межвузовская научно-практическая конференция аспирантов и студентов (февраль 2009 г.) «Предметы и пространства искусства»;
XII Российско-американская научно-практическая конференция (май 2009 г.);
III международная научно-практическая конференция «Искусство и диалог культур» (июнь 2009 г.).
Основные положения, выносимые на защиту:
-
Китайское искусство плаката в настоящее время (первое десятилетие XXI века) переживает период активного обращения к китайской художественной традиции.
-
Обращение к национальному культурному наследию в китайском современном плакате идёт двумя путями: применение внешних атрибутов искусства прошлого (орнамент, декоративность, образы, сюжеты и др.) и попытки воплощения в новом произведении духа и эстетики традиционного произведения.
-
Китайский плакат 1940-х-1970-х годов, несмотря на активное отрицание предшествующей художественной традиции, сохраняет с ней определённую связь.
-
Народные и культурно-философские традиции Китая сыграли свою роль на стадии зарождения и формирования искусства плаката, а также продолжают оказывать влияние на него в настоящее время.
Гипотезы.
На основе результатов проведённого исследования, могут быть сделаны определённые гипотезы относительно дальнейшего развития китайского плаката. Во-первых, можно предположить, что и в дальнейшем будет иметь место влияние общемировых тенденций современного искусства. Однако на фоне этого влияния будет усиливаться стремление китайских плакатистов к выявлению собственной художественно-эстетической индивидуальности, в том числе, через переосмысление национальной культурной традиции. Можно также сделать гипотезу о том, что зарождающийся в настоящее время жанр плаката «и-шу чжао-тье», отличающийся значительным отступлением от принципов плакатной функциональности и агитационности, продолжит своё становление и развитие.
Структура диссертации.
Диссертация представлена в двух томах. Том первый включает в себя введение, три главы, заключение, библиографию (в том числе книги на русском и иностранных языках), примечания. Второй том представляет собой альбом иллюстраций.