Содержание к диссертации
Введение
Глава I, Краткий обзор истории развития балет Хот теш в мировом изобразительном искусстве 34
Глава П. Мотивы балета в графике и живописи
худошшков "Мира искусства" 43
Глава Ш» Образы балета в творчестве В.А Серова
и З.й.Серебряковой 97
Глава 1. Балет в русской скульптуре конца 19 начала 2G века 142
Глава 2. Артисты балета и хореографы как художники 191
Заключение 220
Примечания 239
Библиография 262
Сокращения 294
Введение к работе
Изучение данной теш основано на использования материалов . изобразительного искусства и архивных документов» находящихся в музеях России и личных коллекциях, а также каталогах зарубежных музеев.
При написании работы автору пришлось ознакомиться со всеми произведениями, дасвященными русскому, частично советскому da- лету, хранящимся в Третьяковской галерее, Русском музее, 1МИИ им А.С Пушкина, ЩШ.им. А»Бахрушина, музее ГАБТ, в музее Маркин сю го театра оперы и балета, в музеях Петербургского хореографического училища ям.А,Я.Вагановой, Московского хореографического училища, в научно-исследовательском музее Академии художеств Петербурга, в музее керамики "Кусково", в музее Декоративно-прикладного и народного искусства, в музее Музыкальной культуры им.М.И.Глинки. Кроме музеев Москвы и Петербурга произведения, посвященные баяету рассеяны до отечественным и зарубежным частным собраниям» В работу вошли некоторые из сведений, полученных из шестидесяти двух музеев России об имеющихся произведениях на балетную тему и хранящихся в их фондах»
При работе были использованы фотоархивы Третьяковской галереи, Русского музея, Петербургской Академии художеств, Петербургского хореографического училища, 1ЦШ им. А.Бахрушина,
При написании диссертации использованы так-же изобразительные материалы, находящиеся в Российской библиотеке, Петербургской театральной библиотеке, Научной библиотеке Петербургской Академии Художеств, Исторической публичной библиотеке, библиотеке иностранной литературы, центральной театральной библиотеке, научной библиотеке союза театральных деятелей, библиотеках ГТГ, ГШ. Сложнее обстояло дело с архивными материалами, в которых можно было бы встретить упоминания художников об их работе над образами балета Документы эти разбросаны до различным архивам, да и само выявление таких упоминаний я сбор их представляет немалую трудность и требует много времени» Тем не менее автор не ограничился интересом к чисто иллюстративному материалу, только к художественным свойствам произведений, его интересовала также и личная жизнь художников, их биографии и обстоятельства возникновения того или иного образа» Диссертанту удалось выявить определенные данные из архивных источников, находящихся в Центральном Государственном архиве литературы и искусства, рукописном отделе 1ЩМ им. А.Бахрушина, ГГГ, ГШ, Архивном фонде Петербургского института театра, музыки и кинематографии, Российской библиотеки, частных собраниях наследников тех или иных художников, балетмейстеров и артистов балета.
Большую помощь в работе оказали: 2. А.Панкратова, кандидат искусствоведения, доцент Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, Т.Б.Серебрякова, предоставила имеющийся фотоматериал, работы S.I.Серебряковой, свою рукопись "Воспоминание о балетной школе". В.П.Лаврова сообщила о Г.Д.Лаврове и его произведениях необходимые сведения. В. ГЦ Князева любезно предоставила адреса личных коллекций. В работе помогли сотрудники музеев, особенно хочется отметить М.А.Вилъен - зав.музеем Петербургского хореографического училища, З.АДяшко - зав.музеем Московского хореографического училища, В.А.Глотова - инспектора музея Мари- инского театра ояеры и балета, Т.Е.Клим - зав.отделом иконографии и декорационного искусства ГЦ1М им. А.Бахрушна.
В целом, собранный большой и значительный материал позволяет говорить о важных вопросах изображения балета в искусстве к,19 - нач.20 в.
При изучении литературы до данной теме оказалось, что специально посвященных данной теме работ нет. Есть лишь небольшие упоминания в периодической литературе, в книгах на иностранных языках, посвященных истории балета, С.Дягилеву, в монографиях об артистах балета и балетмейстерах: А.Павловой, Т.Карсавиной, В.Нижинском, М.Фокине. Несколько зарубежных работ, в частности единственная диссертация на немецком языке - Farese -sperken ck,
Der Tanz als Mottv in der bildenden Kunst des 20„Jahrh, /Munch/
1969, освещают проблемы изображения танца в зарубежном изобразительном искусстве, причем рассматривают не классический балет, а танец в широком понимании этого слова.-Хронологическими рамками работы, как правило, не ограничены, охватывают весь период историй искусства. Давая широкую картину изображения видов танца, авторы ограничиваются их описанием, не приводя даже сколько-нибудь четкой х лассификации.
На русском языке можно сослаться на ряд исследований по теат- рально-декорациоиному искусству этого периода; Пожарская М.Н. Русское театрально-декорационное искусство конца 19 - начала 20 веков. М., 1970, Сыркина Ф.Я, Русское театрально-декорационное искусство М., 1978, Давыдова М.В. Очерки истории русского теат- рально-декорационного искусствам., 1974, Власова Р.И. Русское театрально-декорационное искусства начала 20 века. Из наследия петербургских мастеров Л., 1984 й недавно вышедший труд Пожарской М,Н, "Русские сезоны в Париже: Эскизы декораций И костюмов 1908-1929 М., 1988, где тот или иной художник предстает лишь как оформитель спектаклей. Альбом - театральный портрет конца 19 - начала 20 веков Л., 1973, с небольшой вступительной статьей Е.А.Панкратовой содергшт материал вообще об отражении театра в изобразительном, искусстве, в частности в портрете.
йсли место театрально-декорационного искусства довольно четко определено в искусствоведении, то вторчество художников-станковистов, работавших над образами балета всегда оставалось как бы вне зоны пристального внимания. В монографиях, посвященных отдельным художникам, вторчество которых неоднократно изучалось и публиковалось, встречается анализ наиболее известных работ. Но более основательного и фундаментального исследования, посвященного отражению темы балета в изобразительном искусстве нет Ни один из исследователей не анализировал балетную тему в ее полном объеме и эволюции. Этот пробел необходимо восполнить, раскрыв специфику вклада русских художников конца 19 - начала 20 века в создание балетного образа.
Вместе с тем в фондах музеев числится целый ряд произведений неизвестных и малоизвестных художников. Русский балет с его потрясающей широтой художественных изысканий и достижений до сего времени в этом плане не изучен и не осознан. Только в одном этом смысле знакомство с вещами этих мастеров чрезвычайно перспективно.
Кроме того, несмотря на известную общность изобразительного искусства и балета, формы их взаимосвязей остаются одной из слабо изученных и разработанных областей искусства и заключают в Gede много нераскрытых тайн. Б искусствоведении есть труды, рассматривающие виды творчества как предмет междисциплинарного изучения» освещающие достаточно подробно поставленные в них проблемы. В первую группу входят работы, связанные с изобразительным искусством: В.В.Ванслов. Изобразительное искусство и музыка. Л.,1983, Литература и живопись ССб.статей). Отв.ред. А.Н.Иезуитов. Л., 1982 и другие.
другую группу составляют исследования, связанные с балетом: П.М.Карл. Балет и драма М., 1980, М.Е.Аркина.
Балет и литература М., 1987 Н.И.Эльяш. Пушкин И балетный театр М., 1970. Г.Н.Добровольская. Танец. Пантомима;- Балет. Л., 1975. В.В.Ванслов. Балеты Григоровича и проблемы хореографии Л.,1971»
Эти работы дают пример комплексного подхода к изучению синтетических видов искусств. Однако, исследования с позиции взаимосвязи изобразительного искусства и балета еще не было, опять же за исключением работ касающихся театрально-декорационного искусства, где традиционным является указание на связь содержания балетного спектакля с его оформлением.
Есть ряд статей, в которых в той или иной степени затрагивался этот вопрос, которые от случая к случаю появлялись в журнальных и газетных публикациях.
Они отрывочны и фрагментарны, имеют, скорее, не научный, а популярный характер, причем мевду авторами существуют значительные разногласия. Как таковая проблема ускользает из доля их зрения. б
Такое положение вопроса, остающегося пока на уровне первоначальных изучений, заставляет нас разобраться в нем» Настоящая работа не ставит своей целью исследовать особенности театрально- декорационного искусства, не обращается к вопросам оформления спектакля, к сценографии, а освещает проблемы изображения и использования мотивов и образов балета в станковом творчестве художников. Как ни странно, такая интересная область театра, как балет, связанная с немалой работой художников рассматриваемого периода в исследованиях упоминается часто мельком, очень кратко, а подчас не упоминается вовсе. На мой взгляд ей не дано должной оценки. Все это натолкнуло на мысль более глубоко изучить наследие художников, связанное с балетной тематикой, выявить произведения на эту тему.
Диссертация впервые формулирует и ставит вопрос до изучению образов балета в изобразительном искусстве конца 19 - начала 20 в, и взаимосвязей двух искусств. Она является первым опытом междисциплинарного изучения изобразительного искусства и балета, а так же обобщающего и сравнительного подхода к анализу художественных произведений на данную тему, как значительного явления на рубеже веков Собственно выявление художественного решения произведений изобразительного искусства, посвященных балету в ключе этой проблематики и составляет прежде всего научную новизну исследования,
В диссертации вяерше используются до сих лор не изученные архивные документы и материалы, дается ряд малоизвестных имен художников и рассматривается много новых произведений, которые помогают глубже рассмотреть поставленные проблемы.
Новизна заключается также в подходе к изучению творчества артистов балета и хореографов как художников» Работа предусматривает анализ их произведений с точки зрения роли и значения изобразительного искусства в их балетном творчестве» Эта грань дарования балетмейстеров и танцовщиков представляет собой одну из самых ярких форм взаимосвязей двух искусств на рубеже веков.
Обращаясь к этой менее известной стороне исследования, необходимо сказать, что балетную тему в искусстве иногда затрагивают исследователи театра, иллюстрируя свой рассказ произведениями изобразительного искусства и помещая их в публикациях наряду с фотографиями. Гравюры, произведения живописи и скульптуры являются для них одним из поистине бесценных источников изучения историй балета, Поэтому не случайно большая часть таких работ хранится в фондах историко-театральншс музеев страны. Балетная иконография - это одна из важнейших ветвей театроведения, наука, имеющая дело с изобразительным материалом, в котором нашли отражение те или иные стороны исполнения таща. Иконографические источники могут ответить на важные вопросы, связанные с историей и техникой балета, вопросы, имеющие отношение к балетному костюму,
вопросы характеризующие особенности различных хореографических школ, на вопросы, касающиеся отношения хореографии и культуры в целом.
Встает вопрос: что может дать исследование? В чем же состоит основная попытка художников средствами одного искусства (изобразительного) раскрыть другое искусство (танец)? И нужно ли это делать вообще? Какие при этом могут преследоваться цели? Только ли просветительские - запечатлеть недолговечную жизнь танца?йли работа над балетным образом в искусстве имеет другие задачи - художественные? И в чем они? Что это за произведения, различные ло своему художественному качеству, стоит ли выявлять произведения изобразительного искусства, посвященные балету и их анализировать, может ли их заменить балетная фотография? Ответить на эти вопросы мы сможем только тогда, когда определим что могут дать образы и мотивы балета в искусстве исследователям, изучающим не только историю балета, но и историю изобразительного искусства. Исследование балетных художественных произведений, как отмечали выше, будет прежде всего полезно и будет служить исходным материалом для работы историков и теоретиков балета, будет помогать им в научном познании своей сферы, в решении профессиональных вопросов, поскольку во многих произведениях художниками использованы подлинные, а зачастую уникальные образы - документы, как свидетельства современников, концентрирующие в себе огромный исторический материал. В результате этот вид произведений приобретает науковедческую ориентацию, т.к. соответствие балетного образа историческим фактам - непременное условие работы художника над данной темой. Они являются незаменимым помощником для исследователей балета, потому что дают возможность улавливать мимолетное, сгущать время, обнажая замедленность динамично текущего процесса танца, скрепляя чувственную и логическую стороны познания.
Но исследование темы бадета в изобразительном искусстве может быть полезно не только специалисту, но и любому другому человеку вне зависимости от его специальных интересов. При всей ценности иконографических свидетельств, произведения балетного изобразительного искусства в силу своей выразительности и художественной образности обладают самостоятельными художественными достоинствами. Изобразительное творчество ло самой своей сути
является образным воссозданием реальности, в то время, как фотография - ее фиксацией» Искусство не останавливает мгновение, наоборот, оно дает быстротечному мгновению вечное существование и зримое ощущение вечности. Вот что сказал в подтверждение этому О.Роден в своей статье "движение в искусстве": "Фигуры, схваченные моментальной фотографией в момент движения, кажутся застывшими вдруг на воздухе от того, что, все части их тела зафиксированы в з?у же самую двадцатую, сороковую секунды; тут нет прогрессивного развития жеста, как в искусстве... Художник прав, а фотография лжет, потому что в действительности время не останавливается, и если художнику удается передать впечатление жеста, длящегося несколько мгновений, его произведение, конечно, будет гораздо менее условно, чем научный образ, в котором время внезапно прерывает свое течение". Эта природа искусства, предполагающая протяженность во времени, следовательно, дает иную, более гибкую, по сравнению с фотографией, художественную структуру. Как бы хорошо фотограф ни зафиксировал танец, какие бы снимки он не предоставил об искусстве балета того или иного периода, они не в силах отразить все богатство и многообразие творческого видения художником этой темы.
Графика, живопись и скульптура обладают богатыми изобразительно-выразительными возможностями, позволяют достигать больших глубин образного истолкования балетных образов в индивидуальной интерпретации того или иного мастера, отражающие наиболее отчетливо ту или иную грань балетной темы, ибо художник ставит перед собой не хроникальную задачу, а художественно-творческую, которая всегда требует отбора, обобщения и оценки. При этом обращает на себя внимание богатство и разнообразие пропорций, способов соединения, красок и оттенков как в использовании документа, в работе воображения худо кашка, так и в их сочетаниях. Отталкиваясь от документального материала, художники подчиняют его своей художественной задаче, создают синтетический художественный образ. И здесь степень художественности может быть различна. Так, индивидуальность определенного артиста балета в структуре портрета оказывается главным объектом изображения, к которому приковано внимание художника, но акценты при этом могут перемещаться с живой натуры характеризуемого персонажа на его иконографические черты, атрибуты» Однако заметим, что в данном случае не просто изменяется балетный образ, но изменяется и традиционная художническая точка зрения на объект, она как бы удваивается: взгляд изнутри (иначе говоря, обращение к зрителям как бы от лица самого балета) дополняется взглядом извне, отражение сопрягается с анализом, художественная интерпретация балета - с балетоведением. Дцекватный перевод балета на язык изобразительного искусства невозможен, образная форма небезотносительна к содержанию, которое само существенно трансформируется, Балет в искусстве приобретает самостоятельное эстетическое значение, приобретает ноше черты, иную художественность, не только формы, но и содержания, поскольку, как мы уже отмечали, художник пытается дать собственную оценку балету, его роли в обществе. Балетная тема в изобразительном искусстве тем и ценна, что дает множество возможностей для толкований, для высвечивания или же, напротив, затенения какой-либо из ее сторон, отличается богатством выразительных средств, поисками в области стилистики, объединяющий документ с индивидуальным ведением темы тем или иным художником. Здесь мы касаемся проблемы интерпретации балет- ного образа Б изобразительном искусстве, когда важна не точная фактография, а субъективный, эмоционально заинтересованный взгляд, анализ, профильтрованный через призму собственного опыта, познания и восприятия, С другой стороны, то обстоятельство, что в основе произведений на балетную тему лежит иконография, позволяет рассматривать их и как обычный документ, снимая художественное значение, воспринимая только научный смысл.
Таким образом, произведения изобразительного искусства, посвященные балету, полнее и глубже будут осознаны, ярче и эмоциональнее осмыслены, если их изучение будет проходить многостороннее. Как памятники своей эпохи, они имеют право на самое пристальное и внимательное исследование со стороны искусствоведов. Балет в этом отношений перестает быть для изобразительного искусства ограниченной и узкой сферой, интересной лишь для любителей и знатоков. Произведения изобразительного жщус- ства, отражающие танец, становятся достоянием более широкого круга людей, - эти произведения выходят за границы научных задач и становятся еще одним инструментом человековедения. По ним же можем судить, сколь глубоко тот или иной балетный образ проникая в эстетическое сознание общества, с каким кругом идей он ассоциировался, какова была его реальная жизнь не только в простом зрительском, но и в художественно-эмоциональном восприятии. Через: личность художника и его творческий поиск мы знакомимся с предметом (образом балета), а через изображение танца» обогащенное творчеством художника, в свою очередь раскрывается перед нами характер, тип мышления и направленность его таланта. Кроме того, используя инструментарий смежных искусств наряду с методами искусствоведческого анализа, мы зачастую и эстетическое своеобразие того или иного хореографического произведения познаем глубже и полнее. Взаимосвязь средств художественной выразительности, направленных к раскрытию различных сторон единого содержания, многократно увеличивает силу воздействия искусства. Тот факт, что есть люди, чей образ жизни связан с интересом к тому и другому, делает балет в искусстве еще более ценным объектом изучения.
Поскольку область нашего исследования лежит на пересечении двух видов искусств, то при изучении данной темы встает проблема общности элементов балета и изобразительного искусства, выявление их определенной близости, элементов взаимосвязи и взаимовлияния. Петь определенная степень близости и дальности художественных языков отдельных вадов искусств. Очевидно, с тех пор как существует изобразительное искусство и танец, существует сложная диалектика взаимоотношения между ними.
В своих воспоминаниях балетмейстер В.Д.Тихомиров в нескольких словах определил единство творческих задач художника и танцовщика: "Та великая линия благородной красоты человеческого тела, которая вылилась в идеальных мраморах великих скульпторов и полотнах
живописцев, перешла со времени в балет", Л.Р.Нелидова конкретизировала эту мысль: "Вся школа балетного искусства, со времен Новерра, основана на изучении античных образцов, статуй, фресок (но, конечно, не этрусских ваз и гротесских сцен греческих амфор). Все аттитюды, арабески, известные положения головы, корпуса, рук и ног, - все это плоды тщательного и кропотливого изучения классического мира и легли в основание так называемой классической школы балетного искусства".
У изобразительного искусства много общего с хореографией.
Очевидна общность процессов творчества художника и балетмейстера, создающих зримые образы спектакля, статуи или картины» хотя произведение изобразительного искусства творится за пределами зрительского взгляда, балет - у зрителя на глазах. Балет - действо. И картина есть так же действо - действо неоднозначное, разновременное. Это и действо художника перед холстом или скульптурной массой, и действо изображенное, длящееся и развивающееся внутри запечатленного момента, и действо восприятия произведения изобразительного искусства, когда оно начинает жить собственной жизнью.
Балет - искусство во многом изобразительное. Мизансцены, движения, позы - все это моменты изобразительного искусства.
Можно обнаружить сходство между живописью и балетом, графикой и балетом и, особенно, скульптурой и балетом. Танец может быть графически выверен, четко прорисован, чист по своим линиям, впечатлять законченностью формы или слагаться из коротких штрихов. Характер танца может приобретать широкое дыхание, особую скульптурную лепку, знача тельную весомость. Партия балетного артиста может быть отмечена разнообразными красками, танцовщик может рисовать своего героя широкими мазками, не жалея красок актерской палитры, а цвет в живописи отличаться мягкостью и прозрачностью. Линия в рисунке может быть стремительной и виртуозной, а балетная хореография отличаться сложностью или простотой композиционных построений, JiiMKoe высказывание К.А.Скальковского в одном из старых источников, посвященных балету, его истории и месту в ряду изящных искусств, выражает все сказанное: "В танцах Тальони преобладали поэтическая грация, целомудрие, плавность, обаятельная легкость и прозрачность: короче живопись и скульптура". Сдираясь на период рубежа веков также можно привести ряд примеров. Скажем» исполнительское искусство И Рубинштейн несло на себе явную печать графической интерпретации пластического образа, а в поэтике хореографий А.Горского постоянно присутствовала живописная концепция, он мыслил не как художник-график, а как живописец-колорист, для которого проблема цвета являлась решающей.
Отметив некоторые аналогии между - балетом и изобразительная искусством, нужно сказать, что эти, казалось бы на первый взгляд столь различные виды искусства, взаимообогащают и дополняют друг друга. Между языком танца, сочетающим в себе элементы языка искусств временных (развертывание во времени) и пространственных (рисунок движения) и языком изобразительного искусства, которое предотааляет собой искусство пространственное, ведется постоянный обоюд©обогащающий обмен. Валет живет в непосредственном общении с живописью, скульптурой и графикой, испытывает на себе их влияние и, в свою очередь, влияет на них. Балет использует элементы изобразительного искусства - цвет, пластику скульптурной формы, эффекты освещения. Мастера изобразительного искусства в свою очередь стремятся запечатлеть мимолетную красоту балетного искусства. Ведь произведение изобразительного искусства представляет собою зафиксированный в скульптурном или живописном материале образ, который поддается тиражированию и многократному воспроизведению, а танец сиюминутен, одномоментен. Валет живет только когда исполняется, а живопись и скульптура остаются потомкам. Но все это позволяет не разводить в разные стороны эти два вида искусства, а наоборрт соединять их. Изображение балета в изобразительном искусстве особенно интересно, поскольку позво- ляет идти не от изобразительного искусства к балету, а наоборот, от балета к изобразительному искусству, дозволяет непосредственно сталкивать два типа условности. Путь изобразительного искусства лежит от подобий к значением, в то время как путь хореографического искусства от значений к подобиям. Между тем оба вида искусств постоянно апеллируют к воображению, используют различные варианты изобразительной условности, Каадое искусство обладает своими способами и средствами создания художественного образа. При отражении балета средствами изобразительного искусства образы (изобразительный, плоскостной в живописи и графике, объемный в скульптуре и пластический, движущийся в танце) как бы совмещаются мевду собой. Этот своеобразный балетный художественный образ является отражением, но повторив облик модели, он получает совершенно самостоятельное существование, живет отдельно и независимо от предмета изображения и его создателя, что и делает его своеобразным, неповторимым, уникальным. Валет в изобразительном искусстве является тем элементом, который определяет принципы функционирования балетного художественного образа, его реальную жизнь, определяет своеобразие мышления художника, Он есть содержательная система, которая синтезирует организацию другого вида искусства вокруг себя. Реальная система взаимодействия двух искусств создает определенную цельность, где интересны не столько изобразительное искусство и балет сами по себе, сколько богатейшие возможности, найденные художниками на границах их взаимодействия.
Главная цель нашего исследования определяется тем, что в нем предпринята попытка проанализировать художественные образы,
созданные в произведениях изобразительного искусства, посвященных прямо или косвенно балету. В диссертаций собраны воедино» систематизированы и стилистически объяснены различные произведения. Показаны место и роль теш балета, основные направления ее развития, выявлены эстетические ценности балетной тематики как одной из областей театральной тематики в изобразительном искусстве конца 19 - начала 20 в., представлена целостная картина отражения балета в живописи, графике, скульптуре в ее эволюции, раскрыт характер и особенности общей направленности исканий;
Данная работа не претендует на анализ всех вещей, созданных в этот период, она выявляет и анализирует наиболее интересные и значительные работы, желая дать оценку балетной теме в типичных ее образцах. Автор обращается к характерным произведениям, в которых различные аспекты отражения балетной темы проявляются особенно наглядно. Дело вовсе не в количестве выявленных имен и произведений, хотя это тоже важно, а в значительности того, что было создано художниками в этой области. Изложить всю программу собранного изобразительного материала, фиксирующего русский балет к.19 - нач.20 в., вряд ли здесь возможно.
Задачи диссертации включают несколько наиболее значительных проблем, вокруг которых сконцентрировано внимание:
- Определить предмет отражения одного искусства (классического танца) посредством другого (изобразительного), проследить особенности и возможности каждого из них.
-Охарактеризовать эстетическую природу художественного образа балета в изобразительном искусстве, существовавшую в конкретный исторический период - конец 19 - начало 20 веков.
- Используя основной ряд шен художников, дать анализ индивидуальной интерпретации темы танца в их творчестве в сравнении их друг с другом.
- Раскрыть многообразные аспекты балетной темы в изобразительном искусстве, показать их конкретное отражение и специфику художественной образности в живописи, графике и скульптуре на примерах отдельных мастеров рассматриваемого периода.
Исследовать элементы синтеза, формы взаимосвязи изобразительного и балетного искусства, проявляющиеся в той или иной степени в художественных произведениях данной тематики.
Теоретическое осмысление творческого опыта художников конца 19 - начала 20 вв. в контексте их работы над балетным образом делает данную диссертацию актуальной и практически ценной в нескольких сферах.
Результаты, положения и выводы работы, оценки художественных явлений могут быть использованы в качестве пособий к лекциям и практическим занятиям как ло истории балета, искусству балетмейстера, так и изобразительного искусства, а также в теоретических и эстетических исследованиях. Вместе с тем они могут оказаться источником для театральных музеев в дате составления научных ласпартов к балетной иконографии.
Практическое значение диссертации автор видит и в возможности использования ее в современной практике балетного театра. Привлеченный фактический и документальный материал позволит балетмейстерам-постановщикам и исполнителям яснее увидеть художественный образ в процессе реконструкции хореографического наследия и организации эмоционального воздействия на зрителя»
Диссертация включает в себя несколько уровней исследования. В ней преобладает два подхода, две тенденции в освоении автором материала - историко-художественный и проблещио-аналитический.
Принцип исторического обзора дозволяет рассмотреть процесс развития балетного образа в изобразительном искусстве в его реальной динамике, доказать преемственность исканий, значение творческого наследия тех, кто были инициаторами и продолжателями создания художественных произведений на данную тему. Изобразительное творчество каждого из рассматриваемых в диссертации мастеров заслуживает серьезного творческого анализа, несмотря на то, что количественное отношение, да и качественный уровень работ их совсем не одинаков. Тем не менее мы ставам их рядом и делаем это умышленно, поскольку пытаемся взглянуть на их художественные творения в целом, в совокупности, обнажить основные пути и направления их поисков, характеризуя произведениями,соз- данными ими в области балета.
Проблемы индивидуальной интерпретации, поставленные в диссертации, объясняют необходимость использования метода сопоставительного анализа, который является основным методом исследования.
Мезяду тем анализ работ, изображающих танец, требует выявления не только особого, оригинального авторского, но и углубленного взгляда на них. Вопросы взаимосвязей изобразительного искусства и балета определяют возможность обращения к элементам комплексного подхода к анализу произведении.
При анализе произведений, посвященных балету, мы не можем изолировать их от общего художественного процесса и рассматривать вне времени и пространства.
Сам избранный отрезок времени» сама тема диктуют необходимость добиться особого соединения искусства и историзма, найти формы художественного обобщения, основанные на научном исследовании эпохи.
Почему мы обращаемся к этому периоду, к концу XIX - началу XX в.? Ведь отдельным исследованием может быть, скажем, советский балет в изобразительном искусстве. Обращаться к отражению советского балета, не изучив наш период, думается, было бы не совсем верно, так как даже все то значительное, что было создано в этой теме в советское время имеет основу в преемственности выразительных средств, содержательности лучших созданий прошлого.
Хронологические рамки данной работы обусловлены небывалым взлетом, реформой театра и интенсивным развитием самого изобразительного искусства на рубеже веков. На перекрестке этих двух явлений, связи изобразительного искусства и балетного театра вырисовываются границы нашей темы. Чем эта связь обусловлена? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно, опираясь на краткую характеристику русского изобразительного искусства разбираемой эпохи, рассмотреть ее соприкосновение с театром, в частности балетным. Необходимо понять, что представлял собой русский балет на рубеже веков и какое место он занял в системе культурной жизни.
К концу 19 - началу 20 в. балет выдвигается в чисто проблемных, дискуссионных искусств. Обращение художников к балетному театру, к личности артиста, связанной с его пластическим бытием, с тончайшей душевной субстанцией эмоциональных переживаний, именно к той области, которой доступно то, что не поддается прямому и непосредственному выражению было закономерным душ этого дервда. "Балету, предстоит, по-моему, огромная будущность, но разумеется, не в том виде, в котором он существует теперь... Надо дать балету окраску современности, сделать его выразителем наших жизненных, утонченных болезненных чувств, ощущений и чаяний!,.. То неясное, невыразительное, неуловимое, что пытается выразить теперешняя литература, подчиняясь кризисным потребностям современного духа, должно найти и найдет, ло всей вероятности, свое существование в балете, как и во всякой другой области искусства такого же условного и смутного характера".5
Выразителями новых веяний, новых путей в балете становятся талантливые балетмейстеры нового поколения: в Московском большом театре - А,Горский, в Петербургском Маркинеком театре - М.Фокин. Отказавшись от балетного академизма, они обратились к более реалистическим основам балетного театра. Большая плеяда одаренных артистов балета воплощает творческие задачи, следует их художественным принципам. Среди них выдающиеся бал ерша: А.Павлова, Т.Карсавина, В.Фокина, С.Федорова, О.Преображенская, Е.Гельцер, танцовщики: В.Нижинский, М.Морцкин, Л.Новйков, А.Монахов, В.Рябцев и др.
Для популяризации русского балета за рубежом много сделал С. П, Дягилев. Поэтому большое место в .диссертации занимают художники, работавшие шесте с ним. С 1909 г. начались "русские балетные сезоны" в Париже, Лондоне, Берлине, Риме и других городах, заслуженно ПРИЧИСЛЯЕМЫЕ: К главным художественным событиям века. Именно в эти годы устанавливается сохранившийся до наших дней авторитет русской балетной школы. Спектакли аитердризы С.Дягилева пробудили новый интерес к самому искусству балета.
Театр становится важнейшим фактором культурной жизни общества на ру&же старого и нового века. Он превратился в центр, вокруг которого группируется большая часть творческой интеллигенции,с ним связаны почти все крупные живописцы. Творчество русских сценографов, таких как К.А.Коровин, А.Я.Головин,А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, М.В.добужинский, С.Ю.Судейкин, Н.К.Рерих, Б.И.Анис- фельд, внесли свои коррективы в развитие мирового театра в целом. С их приходом изменилось само представление о роли художника в спектакле. Отныне он стал соавтором хореографа, подсказывал, а порой диктовал ему выбор выразительных средств, "вмешиваясь" в его пластическое мышление. Увлекаясь яркостью, живописностью, А.Горский не всегда сохранял творческий примат хореографии в балете, часто уступая его декоратору - живописцу. Художник у М.Фокина не подавлял хореографическое действие мощью своей фантазии, но помогал дать более сильный его контур. В целом, в спектаклях проявилось отрешение к художественному единству музыки, танца и изобразительного решения. Права была Е.Суриц, когда писала, что "В"русском балете" увидели значительно больше, чем хореографический театр. Он стал выражением новой эстетики, включавшей и новые формы балета, и новую музыку, и новую живопись, стая "эстетической системой" воздействовавшей на самые разные области культуры".
Для каждого из художников балет играл неоднозначную роль, он с разной степенью органичности и различным психологическим наполнением был включен в диапазон их творчества. Но способность сочетать в своем образном восприятии и вставать на пути взаимодействующих искусств во время создания художественного произведения представляется одной из основных и отличительных характеристик мышления тех лет.
Таким образом, доводом для создания изобразительных произведений о балете стал, естественно, сам балет. Он яшлся предметом серьезного исследования и правдивого художественного воплощения. Спектакли оказали такое большое влияние на творчество художников, что их работы о театре перестали быть случайным явлением. С другой стороны, само изобразительное искусство конца 19 - начала 20 вв. - явление сложное и противоречивое, пестрей калейдоскоп направлений, течений, стилей, теорий (модерн, реализм, импрессионизм, символизм, примитивизм и др.). Развитие живописно пластического языка изобразительного искусства отличается многообразием. В это время многие художники по-новому стремятся осмыслить окружающую действительность и передать ее новыми художественными приемами и изобразительными средствами. Возникшие в этот период различные творческие объединения: "Мир искусства", "Бубновый валет", "Голубая роза", "Союз русских художников " характеризуется разнообразием манер исполнения и творческих методов, когда сама структура произведения не только раскрывает смысл изображенного, но и создает настроение, является выражением содержания. Ваяет вплотную смыкается с новой изобразительной культурой, которая становится его верной помощницей. Многообразие стилевых исканий и направлений самого балета (элементы классического балета, балета эпохи модерна, элементы театральных постановок, мистерий И феерий, хореографические миниатюры, импрессионистические композиция) было одновременно и процессом самоопределения нового искусства для художников, процессом осмысления своих специфических решений. Валет явился сильнейшим катализатором фантазии мастеров изоб- разительного искусства. Уже в силу своей многомерности и богатства он дал широкое поле их стилевым поискам. Не случайно в балетной теме конца IS - начала 20 в. можно найти произведения практически любого направления, стиля и способа выражения. Механизм такого взаимодействия становился часто ареной соединения различных художнических точек зрения. За кадцой из них - определенное понимание существа нового творческого метода, диапазона многообразия его форм.
Таким образом, творческая атмосфера художественной жизни на рубеже эпох, характеризующаяся широтой интересов, острой борьбой мировоззрения, отрешением найти новые эстетические критерии времени тоже обусловили появление такой темы в изобразительном искусстве, как балет. Обращение художников к балетной теме явилось благодатной почвой, закономерным следствием, вытекающим из общих художественных тенденций эпохи. Стремление изобразительного искусства к "балетности" и характерное для русского балета рубежа веков стремление опереться на образы живописи, графики и скульптуры - две стороны единого процесса. Изобразительное искусство и балет переплетаются, и в этих их взаимодействиях - указание на непосредственность прямой-и обратной связи. Так, художники "Мира искусства" в своих композициях часто опираются на балет, а А.Дункан в своей так называемой "античности" идет не от античного танца, а от античной скульптуры. Известна симпатия М.Фокина к смежным искусствам - живописи и скульптуре, в частности к древнеегипетскому изобразительному искусству. Грани художнических индивидуальностей тем не менее не стираются и значимы, может быть, как никогда прежде. Но как никогда превде высока и степень контактности танцовщиков и художников, Именно близость двух искусств - изобразительного и хореографического, способных к взаимодействию, возможность их двухстороннего взаимовлияния и обогащения, близость их в историческом контексте времени влекла художников к балету, внушая им над езды на подлинно творческое соавторство. Балет на рубеже веков, накапливая огромный опыт, события и факты, давал импульс художественному воплощению его в изобразительном искусстве. Поэтому не только проблемы самого балета, но и проблемы отражения балета в искусстве являются актуальными. Вопросы же взаимовлияния двух искусств, их относительная замкнутость и открытость могут получить дополнительные, нетривиальные аспекты изучения в свете современных системных исследований. Синтез изобразительного искусства и балета как одна из принципиальных особенностей рубежа веков дает огромный материал для его изучения на всех уровнях.
Рассматривая тему балета в русском искусстве конца 19 - начала 20 вв. следует сразу отметить, что в это время было создано больше произведений не столько о балете, сколько для балета, т.е. эскизы декораций и костюмов Однако деятельность художников в этой области не может затмить станковые работы, посвященные балету. На протяжении этого небольшого, но яркого и значительного периода развития искусства не раз увлекала художников задача средствами живописи, графики, скульптуры, линией, цветом, светотенью, объемом передать образ таща, изобразить артистов балета, увидеть совершенство движения и тонкую одухотворенность, владеющую этими людьми и связывающую их в едином художественном действии. Некоторые из работ театрально-декорационного искусства могут быть рассмотрены в нашей теме, т.к. в них художника интересовало не только оформление самого спектакля, но и гармония и пластика человеческого тела, движение, элементы классического танца или балетный образ.
Может показаться, что художнику, обращающемуся к иконографическому материалу, связанному с балетом, этот материал устанавливает слишком ограниченные рамки. Тем не менее балет дает различные варианты художественной структуры, имеющие различное отношение к теме танца и каащый из этих разнообразных вариантов может оказаться и оказывается в равной мере актуальным и важным.
Потребность сопоставить творчество художника с искусством балета возникает обычно в четырех случаях:
во-первых, когда речь идет о художниках, занимающихся изображением танца, у которых работа над этой темой занимает преобладающее или достаточно большое место (Л.Бакст, З.Серебрякова, Г.Лавров, Б.Фредман-Клюзель и др.);
во-вторых, если художники одновременно являются еще и артистами балета и хореографами (А.Павлова, В.Нижинский, М,Фокин, А.Торский и др.);
в-третьих, можно говорить о "балетности" художника, если его произведения построены на близких принципах, когда мотив произведений близок к балету, через образ иного мотива раскрывается психологическое состояние, адекватное танцу. Здесь мы ограничиваем собственно балетную тему от черт, элементов балетности. В таком качестве она присутствует в изобразительном искусстве. Так, нельзя не заметить, что в творчестве художников, работавших на рубеже 19-20 вв. (С.Судейкин, А.Бенуа, К.Сомов, М.Бобы- шов) есть сюжеты-образы, итальянской комедии, арлекинады, балетные пасторали, которые по своему характеру напоминают тему "Балет", как бы сливаются с ней в общее тематическое русло, обогащают ее. Может быть такие мотивы на первый взгляд не имеют прямого отношения к балетной теме, между тем в самом искусстве балета с его богатым хореографическим языком заложены неисчерпаемые возможности для фантазии художника, поэтому, думается, не будет ошибкой отнести их к разделу нашей темы.
Наконец, к четвертой группе относятся художественные произведения, фиксирующие не балет как таковой, но передающие сам дух, саму атмосферу классического танца. Так, балетом навеяны многие скульптурные работы С.ЗрЬзи, хотя большая часть из них не изображает танец. Обогащенная романтическим ощущением от танца вместе с показом образа человека, тема эта обретает здесь новые грани, сплетаясь с темой молодости и красоты жизни.
В каждой из четырех рассмотренных вариантов балетной темы существует своя особая мера свободы в обращении с балетным материалом, которая позволяет не нарушая объективной правды образа» вдохнуть в него содержание и жизнь.
Сама по себе тема "Балет" - широкая и многогранная тема. Многообразны пути ее образного воссоздания в искусстве. Поскольку художественные произведения, посвященные балету очень разнообразны, то и характер, содержащейся в них информации тоже не одинаково зависит от замысла художника. Передача самой сущности балета предъявляет художнику определенные требования, поскольку его задача - увидеть больше, нежели просто балетный сюжет. Балетный образ может привлекать художника различными аспектами.
Представление о балете связано с танцем, с движением, поэтому художника может интересовать сам танец, с шло движение, пластика грация, красота человеческого тела. Истинная красота в балете не в докое, а в движении. Именно в движении особенно радует глаз отлично развитое человеческое тело, когда его пластжность и пропорциональность наиболее рельефны. Движение в балете освобождается от случайного, делается отработанным, чистым и поэтому красивым.
И все-таки осанка, движение, форма характеризуют прежде всего физическую природу человека, его биологическую красоту. С этих зке позиций можно рассматривать, например, красоту лошади, оленя, лебедя, дельфина и т.д. Но человек не только явление природы, а главным образом общественное явление. Само.е красивое у человека начинается, когда во внешнем облике проявляются только ему свойственные качества: одухотворенность, выразительность, интеллект. Балет лишен слова. Умение пластически выразить мысль, вот что отличает балетного артиста на сцене. Внимание художника может быть сосредоточено на постижении им самого главного в актерском искусстве - искусстве перевоплощения, т.е. на образной, одухотворенной стороне балетного образа, на духовном мире исполнителя, т.к. всякая композиция на сцене - это осмысленное и "сиюминутное" творчество, а вовсе не механический повтор заранее выученных движений. Ведь нужно не просто исполнять грациозные па под музыку, а ка бы танцевать саму музыку, танцевать сердцем и головой. Недаром же кредо русского балета: "Балет есть мысль, выраженная в танце".
Тема балета может привлекать художника и как мимическое и пантомимическое движение. Основным изобразительным средством в хореографии выступает пантомима. Каддын жест, выражение лица, доза должны органично включаться в выразительную ткань произ- ведения. Большое значение имеет пластическое начало, и в этом смысле танец подобен ожившей скульптуре.
Общение Б хореографическом искусстве происходит посредством танцевального языка. Поэтому акцент в балетной тематике может быть сделан на балетной технике, механике движения, т.к.именно каноны классического танца представляют эстетическую ценность, благодаря своей выразительности, законченности и определенности движения танцевального свойства. Можно сосредоточить внимание либо на самом мотиве движения, либо на мотиве определенного рабочего момента того или иного балетного да.
Другой штрих , характеризующий тематику художественных произведений, посвященных балету - балет как праздник, балет как вечная молодость. Балет и молодость, юность - эти понятия неразделимы, хотя профессиональная жизнь балетного артиста кратковременна.
Еще одна сторона темы балета может быть выражена в изобразительном искусстве - балет как огромный повседневный труд. Балет имеет свои каноны, жесткую, многотрудную школу, своеобразную систему движений - яа, подобно ногам, выработанную веками. Ибо без школы, не зная алфавита хореографической азбуки, не пройдя тягочайшей учебы, нельзя танцевать профессионально.
Остановившись на различных аспектах рассмотрения темы в изобразительном искусстве, скажем, что балет - единое целое, возникшее из слияния нескольких слагаемых. Понятия балет - труд, балет - праздник, техника балетного артиста и т.д. между собой взаимосвязаны. Поэтому такое разделение довольно спорно и не лишено искусственности. Оно вовсе не должно внушать подозрения, что художников одной группы привлекала, например, дсихологичес- кая сторона балетного образа, а других техника классического танца или пантомимическое начало. Здесь может идти речь только о большей или меньшей склонности того или иного художника к одной или двум, может быть трем из рассмотренных нами аспектов. Их нельзя рассматривать как некие статические, замкнутые в себе совокупности. Любая классификация условна, и наиболее интересные работы появляются на границах классификации или вне ее. Вот почему причисляя тему балета в творчестве З.Е,Серебряковой к праздничной, радостной, увлекательной стороне балетной жизни, следует оговориться, что ее привлекала и духовная сторона танца, интересовал, как Э.Дега, труд балетных артистов» Рассматривая балетную тему в творчестве скульпторов Г.Лаврова, Б.Фредмана- Клюзеля, В.Беклемишева, следует отметить, что они прежде всего стремились передать пластику, красоту тела во время классического танца, хотя и передача творческой индивидуальности того или иного балетного образа играет в их работах немалую роль. Поэтому анализ одного и того же произведения может проходить со стороны различных аспектов, под разным углом зрения, что позволяет раскрыть с наибольшей полнотой глубину и богатство авторской мысли.
Подчеркнутое акцентированное внимание того или иного художника к каким-либо аспектам не остается неизменным, раз и навсегда заданным. Его формы подвижны, внутри самого аспекта могут наблюдаться различные варианты его трактовки. Так, при выборе одного и того же аспекта - балет как труд З.Дега и З.Серебряковой изображение балета идет у них различными путями. Многочисленные танцклассы Дега - это мир, где нет аплодисментов и цветов, чудодейственного света прожектора, а есть зал соленый от пролитого по та, картина каждодневной тренировки. Балетные уборные З.Серебряковой - это тоже цех с каждодневной, привычной подготовительной работой перед спектаклем, но эмоциональное настроение произведений художницы предвосхищает ощущение праздника и красоты, Зто две тональности, в которых звучит одна тема.. В труде, пусть не таком напряженном и сложном, как в зале у станка, но тоже абсолютно необходимом и важном» обнаруживают свои ценные качества, получают высшее удовлетворение героини Серебряковой. Труд балетных артистов в изображении Дега и Серебряковой - две сферы бытия, предстают совсем не антиподами, а лишь различными способами понимания этой профессии,
В соответствии с особенностями проблематики, интересом к тем или иным характерам художник яо-своему подходит к исследованию балетной жизни. В этой неоднозначности своя эстетическая правда: танец многообразен и разные художники позволяют нам взглянуть на него с разных точек, тем самым-- лучше познать его особенности, а через них - особенности нравственно-философских поисков. Художественная индивидуальность определяет ракурс, аспект темы, а ее многогранность, многоаспектность диктует и разнообразие форм художественной интерпретаций.
Балет получает свое воплощение, находит свое выражение в различных видах (живопись, графика, скульптура, декоративно- прикладное искусство) и жанрах (портрет, сюжетная композиция, наброски) искусств. Художники пользуются для его отражения самыми разнообразными скульптурными, графическими, живописными материалами. Рассмотренные нами аспекты, типология балетного образа - все это проявляется по-разному в зависимости от видов и жанров. Иными словами говоря, художественный язык различных
видов изобразительных искусств и компоненты художественной формы различных жанров далеко не равномерно участвуют в выявлении одного и того же аспекта» Художники, обращающиеся к балетному образу избирают именно тот вид искусства и жанр, который в наиболее оптимальном варианте выражает интересующую их грань темы. Так, художник, работающий над портретом балетного артиста или балетмейстера, который заслуживает отдельного рассмотрения как особого жанра балетной темы в изобразительном искусстве, поскольку работы этого жанра составляют немалую часть всех балетных произведений рассматриваемого периода, может запечатлеть фигуру в рост, полуфигуру внимание его может быть сосредоточено только на лице, артист может быть показан в танце и вне его. Подобная задача требует своих методов решения, является предметом внимания прежде всего в сюжетных композициях и использует модель (лицо, полуфигуру, фигуру в рост) как средство для ее отражения. Искания художников в портрете связаны прежде всего с психологическим аспектом,исследованием личности балетных артистов. Краткосрочный набросок способен схватить мгновенное состояние движения балета, здесь можно проникнуть в двигательный механизм классического танца. Скульптурный материал в силу своих пластических особенностей может прекрасно выразить пантомическую сторону танца, а живописное полотно или акварельный и пастельный листы передать всю красоту, праздничность сценического выступления дли его изнанку - будни балета.
Рассмотренная выше типология балетной темы позволяет сделать заключение, что все аспекты интересны, и отражение каждого из них может представлять для художника ценность при непременном условии, конечно, их настоящего разрешения. Они подчиняются прежде всего раскрытию образа человека в балете. Центральный объект произведений на балетную тему - сам танцовщик, человек внушающий уважение своей работоспособностью, волевой собранностью, красотой, показанный в портрете, или в картине с развернутым сюжетом сюжетом, или в мимолетном наброске. Самое основное, чего добивается актер, к чему он стремится в течение всего творческого процесса - это сценический образ. В этом, наверное и должны состоять задачи и функции изобразительного искусства в отражении балета.
Заканчивая разговор во введении об общих проблемах понимания и истолкования балетного образа в русском изобразительном искусстве конца 19 - начала 20 в, нужно сказать коротко о плане предлагаемой работы. Рассматривая балетную тему, в основном мы останавливаемся на материале дореволюционного искусства и частично касаемся периода после 1917 года.
Объем и структура диссертации определяется особенностями рассматриваемого материала, состоящего из пяти относительно самостоятельных частей. Работа состоит из "Введения", пяти глав и "заключения".
В первой главе даются краткие сведения истории развития балетной темы в мировом изобразительном искусстве, необходимые для понимания ее истоков и общей картины развития.
Во второй главе рассматриваются мотивы балета в творчестве художников объединения "Мир искусства" (А.Н.Бенуа, Л.С.Бакста, К.А.Сомова, С.Ю.Судейкина и др.), вн есших с вой вклад в лроцес с становления темы балета в станковом изобразительном искусстве.
Б третьей главе анализируются образы балета в творчестве Б.Серова и З.Серебряковой, представляющие собой непосредственное отражение балетной темы.
Четвертая глава посвящена изображению балета в скульптуре (Г.Д.Лавров, П.П.Трубецкой, В.А.Беклемишев, Б.О.Фредмаи-Клюзель, С.Д.Эрьзя, Н.А.Андреев, С.Т.Коненков и др.), в мелкой пластике (И.Я.Далько, С.Н.Судьбинин, О.Глебова-Судейкина, Д.й,Иванов и др.). Здесь рассматриваются общие черты, свойственные балету и скульптуре - этим двум во многом родственным искусствам.
Пятая глава исследует искусство артистов балета и хореографов как художников (А,Павловой, М.Фокина, В.Никинского, Б.Нижин- ской, А.Горского, П.Гончарова, братьев Я. и С.Легат и др.), где раскрывается взаимодействие изобразительного искусства на их балетное творчество.
Диссертация снабжена списком используемой литературы и архивных источников, сокращениями и примечаниями,
К ней так же приложен каталог художественных произведений: "Балет в изобразительном искусстве конца 19 - начала 20 вв." и альбомы фотографий.