Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественная и музейная деятельность Э.О. Визеля в системе Академии художеств России конца XIX - начала XX века Лобашева Ирина Фаековна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лобашева Ирина Фаековна. Художественная и музейная деятельность Э.О. Визеля в системе Академии художеств России конца XIX - начала XX века : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Лобашева Ирина Фаековна; [Место защиты: Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств Рос. акад. художеств].- Москва, 2007.- 26 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования Роль Академии художеств была и остается важной в развитии художественной жизни России, как в предыдущие столетия, так и на современном этапе, спустя двести пятьдесят лет с момента ее основания В настоящее время происходит новое осмысление оценок всего художественного процесса страны, растет интерес отечественных и зарубежных художников, историков искусства к феномену русской академической школы и к ее истокам

Большое значение в сохранении и пропаганде академических традиций играет Научно-исследовательский музей PAX В развитии культуры России музей Академии занимает особое место - это первый художественный музей страны Он берет начало от коллекции произведений, переданной в дар Академии И И Шуваловым, куда входило около ста картин и рисунков европейских художников (1758) Неоспоримо то, что музей возник и развивался благодаря усилиям и энтузиазму отдельно взятых личностей, среди которых немало незаслуженно забытых имен В данном исследовании рассматривается жизненный и творческий путь одного из них

Эмиль (Эмилий) Оскарович Визель (1866 - 1943) - видный художественный и музейный деятель рубежа XIX-XX веков, действительный член Академии художеств (1914), чье имя должно быть возрождено и сохранено в истории русской культуры Более тридцати пяти лет его деятельности были посвящены музею Академии художеств (МАХ) Он начинал свой путь в качестве помощника хранителя музея, затем сам являлся хранителем, то есть фактически руководил им Параллельно с работой в музее Визель всегда работал творчески, развивая и совершенствуя свой художественный талант Его произведения, демонстрирующие с одной стороны крепкую академическую школу, а с другой знания новейших европейских течений рубежа XIX-XX веков, обладают яркой художественной индивидуальностью В настоящий момент творчество таких забытых художников привлекает к себе пристальное внимание исследователей, и в связи с этим введение в научный оборот художественного наследия Визеля особенно своевременно

Многогранность художественной культуры России на рубеже Х1Х-ХХ веков очевидна Однако, несмотря на весомый вклад серьезных исследований этого периода (труды А А Федорова-Давыдова, Г Ю Стернина, Д В Сарабьянова, В П Лапшина и др), до сих пор остается неизвестной и запутанной история многих событий Воссоздание обоснованного представления обо всех составляющих культуры России этого периода является актуальным направлением искусствознания

В постедние десятилетия, когда возникают новые концепции и трактовки тех или иных событий художественной жизни России, исчезают понятия «разрешенных» и «неразрешенных» имен Становится весьма важным открытие и введение в научный оборот «новых старых» имен Известно, что отрицательно полярное отношение к Академии художеств доревочюционного периода (в особенности, II по-

ловины XIX века), которая зачастую воспринималась как последовательный проводник и охранитель консервативных государственных интересов в искусстве, в советское время автоматически распространялось на многих деятелей Академии Одним из них был Э О Визель, творческий путь которого в силу указанных, а также других причин оказался совершенно забыт

Кроме того, в современной научной практике сложилась ситуация, когда наряду с полноценным изучением роли коллекционеров и дарителей в развитии конкретного художественного музея, вклад музейных руководителей и хранителей в целом исследованы лишь фрагментарно Многие из них, подобно Визелю, сочетали работу в музеях с творчеством и пользовались популярностью именно как мастера живописи и графики (П А Брюллов, А Ф Гауш, Н Н Хохряков) При всей изученности роли известных в музейном мире крупных художников (А Н Бенуа, И Э Грабарь, П И Нерадовский и др ) не исследованными остаются результаты музейной деятельности большого числа художественных деятелей

Центральной проблемой данного исследования является изучение вклада художественных деятелей, занимавшихся профессиональной музейной практикой, в общий художественный процесс России на конкретно взятом примере, рассматривающем путь становления Э О Визеля одновременно и как художника-творца, и как музейного деятеля Развитие его деятельности рассматривается в контексте всей художественной жизни России конца XIX - начала XX века, и в единой связи с обстановкой внутри Академии художеств, переживающей в то время этап кардинальных исторических изменений Особое внимание уделено роли Визеля в деятельности музея Академии художеств (МАХ) на рубеже XIX - XX веков В конечном итоге, это исследование должно способствовать раскрытию новых граней истории Академии художеств, что особенно актуально в настоящий момент, когда Академия и ее музей отмечают свой 250-летний юбилей, подводятся итоги длительного пути развития Академии, на основе которых должен состояться очередной виток плодотворного развития этого старейшего учреждения России

История страны поделила судьбу Визеля, как жизнь многих деятелей России конца XIX - XX веков, на до- и послереволюционные этапы В результате проведенных поисков и сопоставлений выявился большой круг документальных и творческих свидетельств, позволяющих дать развернутую картину каждого из этих двух основных этапов жизнедеятельности Визеля В виду их исторической важности и насыщенности, автору, следуя логике изложения, представляется наиболее целесообразным в данном исследовании рассмотреть глубоко и подробно первый, дореволюционный период его жизни и творчества Он охватывает время от начала художественного обучения Визеля и его становления как художника и музейного деятеля до расцвета деятельности Эмиля Оскаровича на пороге революционных перемен Второй, советский период жизни Визеля станет предметом дальнейших иссле-

дований автора, что даст возможность составить исчерпывающую панораму его жизни и творчества

Состояние вопроса. Многогранная деятельность Э О Визеля на сегодняшний день не имеет глубокой исторической оценки Не существует ни одной опубликованной научной работы, системно анализирующей как архивные, литературные источники о нем, так и его творческое наследие

Имя Визеля встречается в периодике, освещающей художественную жизнь Петербурга, особенно деятельность музея Академии художеств на рубеже XIX -XX веков. В нескольких художественных справочных изданиях конца 1960-х -1990-х годов дается краткая творческая биография Визеля-художника, указываются выставки с его участием1 Отрывочность и сжатость изложения в них дают скудное представление о разрозненных фактах его деятельности. Вместе с тем каталоги различных выставок конца XIX - начала XX веков свидетельствуют о достаточно активном участии в них Визеля

Некоторую информацию об Эмиле Оскаровиче можно почерпнуть лишь в двух печатных трудах Это, прежде всего, небольшой каталог его персональной выставки, приуроченной к 100-летию со дня рождения художника (1966), где дается весьма краткий очерк жизни и творчества Визеля2, изложены главные факты биографии, перечислены его основные произведения Благодаря этому он представляет несомненную ценность Второй источник - воспоминания Ю Н Гороховского «В В Софроницкий и семья Визель» в сборнике воспоминаний о пианисте . Эта статья в большей степени посвящена описанию духовной атмосферы семьи, притягивавшей к себе художников, музыкантов, ученых, в том числе и В В Софроницкого, близкого друга Визелей Кратко излагая биографию Э О Визеля, автор лишь упоминает о его разносторонней деятельности

Первая и до последнего времени единственная попытка научного изучения творческой деятельности Визеля была предпринята в дипломе В Н Слюсарского, студента ИЖСА имени И Е Репина (1977) В этой работе намечен научный подход, осуществлен первичный анализ творчества мастера, но основная цель исследователя - Визель как художник, его музейная деятельность упоминается только в контексте обращения к биографии Эмиля Оскаровича

Э О Визель является центральной фигурой целой художественной династии Визелей По данной теме существует несколько публикаций мемуарного характера членов семьи Визелей, опубликованных в журнале "Казань" (1994, 1996), и они не

' Наиболее полные сведения в издании Биобиблиографический словарь Художники народов СССР В 6-ти т /Гл сост О Э Вольценбург -М Изобразительное искусство, 1972 -Т 2 С 260-261 3 Эмиль Оскарович Визель (1866-1943) Выставка к столетию со дня рождения НИМ АХ СССР Каталог / Авт -сост А Э Визель, Т Э Визель, Л Ф Галич - Л Художник РСФСР, 1966 ' Воспоминания о В В Софроницком / Под ред Я И Мильштейна - М Советский композитор, 1970 С 454-464

носят научно аналитического характера

Логично предположить, что информацию о деятельности Визеля можно было бы получить из изданий, освещающих историю музея Академии художеств Однако на сегодняшний день отсутствуют опубликованные обобщающие труды, где давалась бы история жизни музея, был бы представлен анализ деятельности основных научных сотрудников музея Между тем, отдельные сведения в трудах музея способствуют более полному представлению о жизни музея вообще и служебной биографии Визеля в частности Различные издания об Академии художеств, также существенно помогают в этом, так как события ее истории неизменно находили отражение в жизни музея, как части цельного организма Академии

Важными фактологическими источниками для данного исследования являются издания, посвященные деятельности разных музеев (ГЭ, ГТГ и др ), и в первую очередь, истории Русского музея, поскольку Визель в своей деятельности был тесно связан с этим крупным музеем, участвовал в его открытии Из последних изданий о Русском музее особую ценность в связи с рассматриваемой темой представляет сборник статей «Из истории музея» (сост И Н Карасик, Е Н Петрова, 1995)

Необходимыми для объективного понимания роли и места личности Визеля в художественной культуре России являются общие исследования развития отечественной художественной жизни рубежа XIX - XX веков таких авторов, как Г Ю Стернин, Д В Сарабьянов, В А Леняшин, В И Раздольская, М Г Неклюдова, а также труды, посвященные развитию различных стилевых направлений второй половины XIX - начала XX века в русском и европейском искусстве, отдельным видам и жанрам изобразительного искусства, каталоги крупных тематических выставок русского искусства, устроенных в ведущих музеях страны

Особый интерес представляют публикации о художниках, близких Визелю в творческих устремлениях (И И Ендогуров, А П Соколов, К К Первухин, А Эдельфельт и др), которые помогают более верной трактовке роли его собственного творчества Важными являются мемуарные издания и монографии о жизни и творчестве деятелей искусства, занимавшихся, как и Визель, одновременно художественной и музейной деятельностью, таких, как И Э Грабарь, А Н Бенуа

За неимением цельного опубликованного научного исследования о Визеле основополагающий акцент в исследовании сделан на архивных источниках и художественном наследии, благодаря чему впервые стало возможно последовательно реконструировать его биографию и проанализировать творческий путь мастера Большинство этих источников ранее никогда не было востребовано исследователями и впервые вводится в научный оборот, что позволяет констатировать умозрительное восстановление полного состава архива Визеля Кроме семейного архива - главного стержня всех архивных материалов о Визеле, основное количество

документальных материалов и художественных произведений Визеля находится в архивах, библиотеках и музеях Петербурга, в музеях Москвы и Казани

Предмет исследования - вклад Э О Визеля в развитие Музея Академии художеств и процесс поэтапного становления его художественного творчества в конце XIX - начале XX века

Цель исследования — наиболее полное воссоздание всей картины жизнедеятельности Э О Визеля в конце XIX - начале XX века с анализом музейной деятельности и художественного творчества мастера дія определения его роли и места в системе Академии художеств и в контексте всей художественной жизни страны этого периода

Задачи исследования

всесторонний поиск, характеристика и введение в научный оборот документальных и художественных материалов Визеля,

исторический обзор деятельности Академии художеств во время пребывания в ней Визеля в качестве учащегося Академии (конец 1880-х - начало 1890-х), а затем - в период службы в МАХ (до 1917 года),

выявление произведений Визеля, реконструкция творческого наследия, анализ метода художника, своеобразия его почерка в контексте развития художественной культуры конца XIX - начала XX века,

анализ процесса эволюции творчества Визеля, изучение влияния определенных школ на его развитие в исследуемый период,

культурно-исторический анализ фактов музейной деятельности Визеля этого времени, выделение ее основных этапов, выявление ключевых проблем во взаимосвязи с развитием Академии художеств, определение степени вклада Визеля в развитие МАХ, в музейное дело в целом,

- исторический обзор развития МАХ с акцентом на оценке деятельности
штатных хранителей музея с момента основания до начала работы в нем Визеля,
обогащение и анализ новых фактов этой области деятельности МАХ, изучение ро
ли МАХ и его хранителей в системе Академии,

- изучение роли и места Визеля в области международной и российской худо
жественной выставочной деятельности,

- характеристика теоретических работ Визеля в данный период
Границы исследования определены рамками общего периода жизненного и

творческого пути Визеля со второй половины 1880-х по 1916 год, являющегося законченным этапом его формирования как художника и музейного деятеля

Методы исследования. В основу проведенного исследования положены принципы комплексного и системного характера изучения, сочетающие поиск, выявление, анализ, сопоставление и структурирование всех обнаруженных материалов В систематизации диссертации принят хронологический принцип, даю-

щий возможность последовательно проследить параллельное развитие всех сторон деятельности Э О Визеля в связи с общей эволюцией изобразительного искусства России В диссертации использованы следующие методы исследования

конкретно-исторический метод, давший возможность соотнести главные вехи деятельности Э О Визеля с общим развитием художественных процессов русской культуры начала XX века,

персонологический метод, позволивший всесторонне осветить художественную и музейную деятельность Э О Визеля,

метод художественно-стилистического анализа, примененный при детальном изучении основных произведений Э О Визеля,

метод сравнительного историко-искусствоведческого анализа, позволивший выявить сходство и различие художественных приемов мастеров, творческий метод которых был близок методу Э.О Визеля,

метод реконструкции, давший возможность воссоздать целостное представление об объеме и роли наследия Э О Визеля

Источники исследования-

документальные материалы отдельные фонды Э О Визеля в НБА PAX, OP РНБ, его личные дела в РГИА, НА ГЭ, специальные разделы МАХ в фонде АХ (РГИА) и в фонде ИЖСА имени И Е Репина (НБА PAX), различные документы ОР и ВА ГРМ, РГАЛИ, семейный архив,

изобразительные материалы произведения Э О Визеля дореволюционного периода из архива семьи, из фондов музеев, библиотек и архивов Петербурга ГРМ, ГЭ, ОР РНБ, НИМ PAX, НБА PAX, музея Академии Русского балета им А Я Вагановой, Петербургской консерватории им Н А Римского-Корсакова, из фондов Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (ГМИИ РТ), г Казань,

литературные материалы- публикации об Э О Визеле и художественной династии Визелей, каталоги выставок с участием Э О Визеля конца XIX - начала XX века, справочные издания, литература по истории Академии художеств и Музея АХ, музееведческая литература, труды по общим вопросам истории русского искусства, монографии, мемуары, публикации о художниках круга Э О Визеля, материалы российской периодической печати 1890-1910-х годов

Научная новизна исследования. Предлагаемая к защите диссертация является первой попыткой монографического исследования разносторонней художественной деятельности Э О Визеля конца XIX - начала XX века, нашедшей выражение в музейной и творческой практике В связи с этим впервые осуществлена наиболее полная реконструкция всех сторон биографии Визеля В научный оборот впервые вводятся следующие документальные источники

- биографические материалы о жизни и творчестве Э О Визеля,

архивные свидетельства музейной деятельности Визеля,

новые факты истории АХ и МАХ,

новые факты культурной жизни России в области музейной и художественной выставочной деятельности,

основная часть художественного наследия Визеля,

теоретические работы Визеля

Проведенный анализ музейной деятельности Визеля позволяет не только раскрыть его роль в процессе становления академического музея, но и разобраться в целом в деятельности музея в конце XIX - начале XX века, раскрыть особенности как внутренней жизни МАХ, так и его внешних контактов в России и за рубежом Для полноты представления развития МАХ впервые приводится исторический обзор с акцентом на оценке деятельности хранителей музея АХ с момента его основания до рубежа XIX-XX веков в контексте истории Академии художеств.

Выявтены творческие, научные и дружеские связи Визеля со многими деятелями науки и культуры России, свидетельства которых приводятся в приложениях к диссертации В тесный круг его общения входили такие известные деятели, как И И Ендогуров, А П Соколов, А А Эдельфельдт, Альберт Н Бенуа, Н Н Врангель, И Я Гинцбург, Л О Пастернак, К К Первухин, Ф Г.Беренштам, М В Доброклонский, С К.Исаков, К И Чуковский и многие другие.

В работе обозначена и проанализирована эволюция творчества Визеля в контексте развития изобразительного искусства конца XIX - начала XX века. Впервые введено в научный оборот его творческое наследие, большая часть которого атрибутирована автором исследования Впервые дан подробный анализ основных произведений мастера исследуемого периода, систематизированных в единый каталог Всего в состав каталога вошло 265 единиц Приведено 154 иллюстрации (фото, репродукции)

Практическая значимость диссертации состоит в том, что материалы и выводы иссіедования могут быть использованы

в научной практике искусствоведов широкого профиля (теория и история изобразительного искусства, музыки, балета),

в образовательном процессе при подготовке лекционных курсов по истории изобразительного искусства, а также в циклах, посвященных художественному образованию и музейному делу в России,

при составлении экскурсионных циклов НИМ PAX, посвященных истории русской художественной школы, истории Музея АХ,

в выставочной деятельности учреждений PAX, художественных, театральных, музыкальных музеев, в собирательской деятельности коллекционеров

Апробация исследования Результаты исследования изложены в статьях диссертанта 1998 - 2007 гг, в публикациях документов и произведений, впервые

введенных в научный оборот (объем публикаций по теме диссертации составляет 9,5 а л) Организован ряд выставок с участием произведений и документов Э О Визеля, составлены каталоги выставок, выпущены радиопередачи на радио Казани, сделаны выступления на 12 научных конференциях, в том числе «Петербургская Академия художеств и ее роль в формировании коллекций отечественных музеев» (Научная конференция стран Балтии и содружества (к 300-летию основания Санкт-Петербурга) ГРМ и НИМ PAX, 18-20 декабря 2001, СПб), Годовая научно-практическая конференция (ГМИИ РТ, 3 декабря 2003, Казань), Заседание кафедры истории западного искусства ФТИИ ИЖСА имени И Е Репина «Памяти М В Доброклонского» (24 апреля 2006, СПб), «XV Научные чтения История балета Источниковедческие изыскания» (Санкт-Петербургская консерватория им Н А Римского-Корсакова, 23 апреля 2006), Научно-практическая конференция «Николай Иванович Фешин и Казанская художественная школа» (Казанское художественное училище имени Н И Фешина, 1 декабря, 2006) Выступления на других конференциях см в списке публикаций

Диссертация обсуждалась на кафедре русского искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им И Е Репина

Структура диссертации Диссертация состоит из двух томов Первый том включает текст диссертации введение, три главы, заключение, перечень архивных материалов, библиография, состоящая из списков литературы на русском и иностранных языках, каталогов выставок с участием произведений Э О Визеля и др (всего 198 наименований), список принятых сокращений Второй том состоит из альбома иллюстраций и пяти приложений, куда входят 1 Летопись жизни и творчества ЭО Визеля (до 1917 года) 2 Каталог основных произведений Визеля (до 1917 года) 3 Документальные материалы и рукописные источники 4 Из публикаций о семье Визелей 5 Перечень музейных и архивных собраний, где хранятся произведения Визеля

Похожие диссертации на Художественная и музейная деятельность Э.О. Визеля в системе Академии художеств России конца XIX - начала XX века