Введение к работе
Настоящая диссертация посвящена исследованию проблем развития корейской монументальной живописи в городской среде в современный период
Монументальная живопись Кореи насчитывает много веков развития Это росписи стен и потолков в гробницах Древней Кореи, стенопись в буддийских храмах, росписи дворцов и домов знати
В современном мире монументальная живопись - это оформление станций метрополитена, интерьеров общественных зданий и наружных стен домов, росписи церквей
В современный период монументальная живопись начинает всё больше и больше влиять на окружающую городскую среду Современный город очень резко развивается, поэтому одновременно строится большое количество зданий самой разной функциональной направленности Таким образом, бывает трудно найти идеальную гармонию с окружающей средой Обычно изготовление монументальной живописи планируют в начале работы над проектом архитектурной постройки, но все же большинство произведений монументальной живописи сегодня планируется, к сожалению, уже после основного архитектурного проекта
Наружная стена современных архитектурных построек включает в себя стекло, металл, дерево, синтетические материалы или цемент В настоящее время в Корее используется техника монументальной живописи акриловыми красками или маслом по цементу или другим материалам, а также техника керамики, мозаики и некоторые другие техники Акриловые краски очень недолговечны, обычно они сохраняются без изменения три года и, следовательно, требуют реставрации Зная, что некоторые краски вредны для людей, их всі равно, к сожалению, используют, потому что они дёшевы и удобны в применении Часто исполнители работ учитывают только пожелания заказчика, поэтому страдает окружающая среда в городах
Вследствие вышеизложенных причин в городах происходит загрязнение окружающей среды, нарушается гармония человека и пространства. Необходимо стремиться к тому, чтобы всё, созданное руками человека, не наносило вреда живой среде Может быть, следует запретить использование вредных красок
Возрастают социальная ответственность искусства, влияние монументального искусства на окружающее пространство, проблемы коммуникации и т д Таким образом, сейчас актуальны проблемы развития монументальной живописи, их необходимо исследовать и оценивать
В данной работе также будут исследоваться способы позитивного воздействия на человека монументальной живописи как части городской среды
Цель и задачи исследования
Исследование посвящено современной монументальной живописи, её развитию, функциям и проблемам в городской среде на примере корейской монументальной живописи
Цель исследования состоит в выявлении проблем, возникающих при создании произведений монументального искусства, нахождения и анализа путей преодоления этих проблем, выявления возможностей взаимовлияния и взаимопроникновения западной и корейской монументальной живописи
Поставленной целью обусловлена необходимость решения следующих задач:
- исследовать исторические и технологические особенности развития
традиционной монументальной живописи в Древней Корее,
исследовать развитие корейской монументальной живописи в демократический период,
исследовать особенности современной корейской монументальной живописи в городской среде, ее функции и основные проблемы,
исследовать возможные пути решения проблем корейского монументального искусства в городской среде,
исследовать, как преломлялись традиции корейской древней монументальной живописи в новое и новейшее время Это является важнейшей проблемой современного корейского монументального искусства
Актуальность работы, ее теоретическое и практическое значение.
Диссертационная работа посвящена одной из актуальных проблем современного искусства - проблеме создания произведений монументальной живописи в городской среде в современный период на примере монументальной живописи Кореи, а также исследованию пути развития корейской монументальной живописи от начала создания до наших дней Также актуальным является анализ возможного взаимовлияния и взаимообогащения монументальной живописи Кореи и других стран
Данное исследование имеет несомненное теоретическое значение для эстетики, искусствознания, литературы, истории Анализ художником-практиком развития монументального искусства Кореи расширяет диапазон осмысления современной монументальной живописи, позволяет более профессионально судить о технологии ведения работ Исследование может быть основой для дальнейших научных трудов, для лекционной практики Практическое значение связано с возможностями сотрудничества
художников-монументалистов Кореи и западных стран. Результаты и выводы диссертации расширяют возможности применения достижений корейских мастеров монументальной живописи в современной педагогической, музейной и реставрационной практике
Степень исследоватюсти темы заключается в объеме и характере привлеченного к исследованию материала и соответствующей источниковедческой базы Материалом для исследования диссертанта послужили как его личный опыт, непосредственное изучение монументальной живописи Кореи на многочисленных историко-культурных объектах, участие в росписях в Корее и России, так и труды ученых по истории корейской культуры и искусства, в частности монументальной живописи
Теоретической основой рря исследования явились монографии Сун Ван Гена, Со Сун Рока, Чой Ген Хана, Ким Ин Хана, О Гоансу, О Н. Глухаревой
С началом демократических перемен в последние десятилетия в Корее вырос интерес к древним произведениям монументального искусства, исследованию техник росписей с целью использования при восстановлении утраченных и созданию новых росписей церквей, общественных зданий, станций метрополитена и других объектов городской среды Древняя и современная монументальная живопись Кореи исследуется современными учеными и аспирантами, как, например, Го Сун Зон, Зо Юн Ген, Ким За Хи, Цой Вон Мин и др.
Предметом исследования является развитие монументального искусства (мозаик, росписей, витражей, сграффито) Кореи от древнейших времен до наших дней, особенности современной корейской монументальной живописи в городской среде, ее функции и основные проблемы, а также взаимовлияние и взаимообогащение монументальной живописи Кореи и других стран
Метод исследования материала диссертации имеет комплексный характер и основывается на сочетании историко-культурного и искусствоведческого анализа
Метод базируется на:
-
изучении материалов, статей и монографий на корейском языке, относящихся к возникновению и развитию корейской монументальной живописи (мозаик, росписей, витражей, сграффито),
-
изучении материалов, статей и монографий на русском языке, анализирующих развитие корейского монументального искусства в течение исследуемого периода,
-
изучении материалов периодической печати, посвященных проблемам развития монументального искусства в городской среде в современный период,
-
проведении анализа разнообразных видов и форм произведений современного монументального искусства в городской среде (росписи церквей, оформление интерьеров
общественных зданий, станций метрополитена, стенопись под открытым небом, росписи стен жилых и торговых комплексов и т д)
Научная новизна исследования определяется его предметом и методологической базой Научная новизна заключается в том, что в данной работе.
-
Проведен анализ развития монументального искусства Кореи от зарождения до наших дней Исследовано влияние европейской церковной монументальной живописи на живопись Кореи XX века, а также подробно исследовано современное состояние монументального искусства Кореи в городской среде, его функции и основные проблемы
-
Проанализированы проблемы создания произведений монументальной живописи в городской среде в современный период Предложены пути решения
-
Автор рассматривает произведения малоизученных художников (Андре Вутона, Альбин Шмидта, Монаха Марка), уточняет творческий облик таких мастеров как Нам Ёнг У, И Нам Гк>, Цой Ён Сим, Чо Хванг Хо. Диссертант обнаруживает между корейскими художниками сложные творческие связи.
4 Впервые на основе проведенного в диссертации анализа предложены конкретные способы и пути возможного взаимовлияния и, соответственно, взаимообогащения корейской и западной монументальной живописи Апробация исследования.
Диссертация обсуждена и одобрена на заседаниях кафедры теории и истории искусства МГАХИ им ВИ Сурикова от 20 02 2009 (Протокол №8), от 26 03 2009 (Протокол №10), от 24 12 2009 (Протокол №14)