Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Развитие вологодского кружева в конце XVIII - начале XX вв 25
1.1. Предпосылки возникновения и развития кружевоплетения в Вологодской губернии 25
1.2. Развитие вологодского кружева в конце XVIII-первой половине XIX вв 27
1.З.Вологодское кружево во второй половине XIX - начале XX в 34
1.3.1.Художественные особенности кадниковского кружева 35
1.3.2. Развитие кружевоплетения в Вологде во второй половине ХІХвека 43
1.3.3.Роль учебных заведений и земских учреждений в развитии кружева в конце XIX - начале XX в 47
1.3.4.Кружевные базары как фактор развития искусства 58
Примечания к главе 1 62
Глава 2. Вологодское кружево 1918-1950-х г 68
2.1. Развитие вологодского кружева в 1920-1930-е годы 69
2.2.Вологодская кружевная школа и ее роль в развитии кружевоплетения 78
2.3.Творческая работа художественной лаборатории в 1930-1950-е гг. 83
Примечания к главе 2 96
Глава 3. Вологодское кружево 1960-1980-х гг 99
3.1. Вологодское кружево 1960-х г 101
3.2.Вологодское кружево 1970-1980-х гг 115
Примечания к главе 3 130
Глава 4. Вологодское кружево на рубеже XX и XXI веков 132
Примечания к главе 4 149
Глава 5. Специфика художественных средств вологодского кружева 150
5.1. Особенности художественного процесса в кружевных промыслах . 150
5.2.Своеобразие художественных средств вологодского кружева 155
Примечания к главе 5 165
Заключение 167
- Развитие вологодского кружева в конце XVIII-первой половине XIX вв
- Развитие вологодского кружева в 1920-1930-е годы
- Вологодское кружево 1960-х г
- Особенности художественного процесса в кружевных промыслах
Развитие вологодского кружева в конце XVIII-первой половине XIX вв
Во всех изданиях, посвященных истории кружевного промысла, от С.А.Давыдовой до современных работ, вопрос о времени возникновения кружевоплетения в Вологде и его истоках обычно обходят стороной. Лишь В.А.Фалеева осторожно говорит о сходстве одного из наиболее ранних узоров XVIII века с узорами кружева Германии XVII века . Вологодское кружево, как и многие другие в России, возникло под воздействием европейского кружева, получившего развитие на столетие раньше, его технологии, орнаментики и т.д. Однако проблема происхождения многих центров кружева, их связей с европейским кружевом пока остается неисследованной.
В коллекциях вологодского кружева в ряде музеев (ВМЗ, МНИ, ГРМ, ГЭ, ГИМ) имеются наиболее ранние образцы металлического кружева XVTI - XVIII вв. и льняного, датируемого концом XVIII - началом XIX вв. В Вологде, как и в других центрах Руси, уже в конце XVI века употреблялось золото-серебряное плетеное кружево . Однако даже специалисты не всегда могут определить, какие образцы мерного металлического кружева XVII века европейского производства, а какие выполнены русскими мастерицами19. Производство золото-серебряного кружева в Вологодской губернии в XVIII, XIX и даже начале XX века существовало в незначительном объеме, вероятно, по большей части при монастырях, и не имело того значения, которое приобрело нитяное, прежде всего, льняное кружево. Вологодское кружево, как отмечает А.А.Федоров-Давыдов, именно как нитяное находит свой собственный характер и свою выразительность2 .
Самые ранние образцы льняного вологодского кружева исследователи относят к концу XVIII века21. Это подзоры - широкие, богато орнаментированные края свадебной простыни, украшенные плетеным кружевом, часто сочетающимся с вышивкой - белой ажурной строчкой и "вологодским стеклом" - своеобразной техникой игольного кружева, получившей распространение в Вологодской губернии (ил. 3-6).
С.А.Давыдова приводит сведения о сохранившемся в Вологде до 1880-х годов обычае убирать к свадьбе горницу «наспинниками» (полотенцами, развешиваемыми на спицах по стенкам), покрывать постель новобрачных несколькими постилальниками (простынями) - до 7 штук одновременно и иногда готовить специальные «убрусы» для женихов и невест . Все названные предметы расшивались «по перевити», «атласником», «по вырезкам» и отделывались кружевом. Сведения сообщены Давыдовой А.Ф.Брянцевой, уроженкой Вологды, родившейся в 1811 г. Следовательно, традиция изготовления обрядовых предметов, сочетавших вышивку разного рода и кружево, сохранялась на протяжении всего XIX века, вероятно, сложившись раньше.
В собраниях музеев России большая группа вологодских подзоров и полотенец, украшенных сцепным кружевом, датируется концом XVIII -серединой XIX века. Столь широкие временные рамки объясняются отсутствием точно датированных памятников - например, с вышитыми датами, клеймами на фабричных тканях и т.д., которые можно найти в других видах народного текстиля. Кроме того, одни и те же произведения, опубликованные в разных изданиях, атрибутированы и датированы по-разному . Сегодня, пока не проведено комплексное изучение целого круга памятников из разных собраний, следует с осторожностью подходить к датировкам указанных произведений, относимых к раннему периоду развития кружевных промыслов в России.
Вместе с тем, В.А.Фалеева в ряде работ определяет признаки, по которым можно выделить манеру плетения, типичную для разных периодов сцепного кружева. В кружеве конца XVIII века схематизированные растительные мотивы узора образуют ровную полосу или крупные зубцы, обведенные снизу полоской со сквозными разработками (ил. 3). Фон совершенно отсутствует. Фигуры узора сцепляются вплотную друг с другом24. В кружеве середины XIX века Фалеева отмечает появление фона в виде простой решетки из плетешков и насновок, а также новых декоративных элементов, которые имеют более выраженное местное своеобразие, например, витой рельефной скани - шелковой или льняной, более толстой, чем само кружево, нити, повторяющей и подчеркивающей рисунок вилюшки25 (ил. 4,5,6). Скань стала важным элементом вологодского кружева и сохраняет свое значение в искусстве до сих пор. В.А.Фалеева в анализе кружева обращала внимание прежде всего на его техническую сторону, на развитие приемов плетения. Говоря об узорах вологодского кружева, она лишь отмечает их сходство с орнаментом народной вышивки, которое выражается в преобладании определенных мотивов, в основном, птиц, стоящих по сторонам дерева, и ветвистых деревьев (ил. 4). Действительно, трудно не отметить родство узоров кружева и вышивки. В первую очередь, оно проявляется в трехчастных композициях, составляющих мотивы кружевных прошв: две птицы торжественно стоят по сторонам дерева. Но сходство не только в сюжетах, но и в характере самого орнамента. Густые, плотно застилающие фон узоры кружева во многом близки также с узорочьем шитых речным жемчугом головных уборов -венцов, повязок и т.д. На головных уборах цепочки нанизанных на конский волос или прочную нить жемчужин рельефно выделяются на их поверхности, наподобие кружевной «скани». Кружево может сочетать несколько материалов, украшаться цветными шелковыми или металлическими нитями, так же, как в шитые узоры головных уборов вкраплены "стразовые камешки", цветные стекла, между жемчужным или золотным шитьем просвечивает бархат или штоф. В подзоре из собрания ГРМ (ил. 6) узоры кружевного края, образованные льняной белой полосой, сочетаются с фоновой решеткой из цветных шелковых и металлических нитей. Миниатюрные "островки" цветного фона становятся дополнительным декоративным элементом узора.
Развитие вологодского кружева в 1920-1930-е годы
В октябре 1918 года в Вологодской губернии началась работа по объединению кружевниц в артели, в отделы при потребительских обществах и пр.7 Здесь этот процесс начался раньше, чем в других центрах кружевоплетения, поскольку Вологодская губерния оказалась в стороне от сражений гражданской войны. Кроме того, уже в 1910-е годы был накоплен опыт кооперирования крестьян: в 1922 г. Артельсоюз отметил десятилетие деятельности8. Но при этом положение промысла было сложным. Как пишет очевидец, "сезон кружевоплетения 1918 года застал распыленную и дезорганизованную массу кружевниц в крайне критическом положении. Они не имели запасов нитей и шелка, не имели уверенности, что кружева найдут сбыт, так как частный торговый аппарат рухнул без остатка"9.
Самые большие трудности вызывали отсутствие керосина, недостаток материала и натурального пайка.10 Выполнение плана артелями чаще всего ставилось в зависимость от этих причин.п
Организация артелей, вовлечение в них новых членов, особенно бедноты, рассматривалось в 1920-е годы скорее не как экономически целесообразное объединение мастеров, а как политическая акция, имеющая такое же важное значение, как организация сельскохозяйственных коммун, а затем коллективизация крестьян. Важной задачей была также борьба с перекупщиками, оказавшимися весьма живучими. Для организации торговли в Артельсоюзе введена должность агентов по торговым поручениям, или "вояжеров", которые осуществляли связь артелей с магазинами. В 1925 году агент по торговым поручениям Н.М.Безусов ездил в Баку, Самару, Пензу, Сталинград, Астрахань, Сызрань, Воронеж, Нижний Новгород, Иваново-Вознесенск, Ульяновск, Казань, Саратов.12
Большую роль в развитии вологодского кружева сыграл экспорт кружевных изделий, возобновившийся после длительного перерыва в 1920-е годы. Кружева начали экспортировать с 1925 года через Коверкустэкспорт, а с 1935 года - через Экспортлен в 8 стран мира . Большой спрос имели комбинированные изделия с полотном: скатерти с кружевным оплетом, фигурными вставками, салфетки, портьеры и т.д. Качество экспортных кружевных произведений было очень высоким. Над их созданием трудились специально подготовленные бригады лучших мастериц.
Уже в начале 1920-х годов инструкторский аппарат Артельсоюза задался целью создавать в артелях условия для творческой работы. Так, 30 сентября 1923 года в с. Заднее Кадниковского района была открыта сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. Экспонаты по кружевному производству представлены несколькими артелями и частными кустарками. В качестве премий получены 12 пар чулок, 4 аршина ситца и 5 тысяч рублей.1 Среди выставочных работ этого времени есть уникальные произведения, сохранившиеся лишь в собрании ВМЗ и только в последней четверти XX века занявшие место в экспозиции музея и публикациях . Однако авторство этих работ до сих пор не установлено.
В собрании ВМЗ хранятся редкие образцы подарочных или памятных работ, выполненные в 1920-е годы неизвестными авторами, которые, безусловно, не определяли общего развития вологодского кружева. Среди них портьера с гирляндами из голубых и красных шелковых роз, в верхней части которой малиновым шелком выплетено Тубкустпромсекция"; панно "Северосоюз" с выплетенными названием объединения вологодских кружевниц и датой "1920" на фоне темно-красной решетки из бисера, с включением граненых стекол (ВМЗ). В том же собрании хранится панно 71 дорожка с лозунгом "Пролетарии всех стран соединяйтесь" (ил. 39). Известно, что в собрании бывшего Центрального музея В.И.Ленина хранилась скатерть с посвящением "Ильичу" из оранжево-красного, голубого и золотистого шелка с цветными камнями, выполненная вологодскими кружевницами в начале 1920-х гт.16 Эти произведения, украшенные "текстами", каллиграфически четко выполненными ровной широкой вилюшкой, обрамленные узорной каймой с веселыми цветочками, близки по характеру. В них проявляется народный вкус, народное понимание красоты, выраженное несколько наивно, но искренне.
По воспоминаниям А. К. Соколовой, одной из старейших кружевниц, в 1920-е годы в Волкружевосоюзе, а затем в кружевной школе до 1931 года работал художник И. Л. Скородумов, который делал рисунки для кружев с портретами вождей революции и другими изобразительными мотивами. К этой группе можно отнести портреты вождей: В.И.Ленина и И.В.Сталина, К.Е.Ворошилова, М.И.Калинина (ил. 37). Все они выполнены в одной манере. Небольшие прямоугольные панно с простейшей фоновой решеткой с косыми ячейками обрамлены ровной полосой, в нижней части которой помещен текст, исполненный печатными буквами: инициалы и фамилии героев. В парном поясном изображении Ленина и Сталина текст более пространный: "В.И.Ленин и И.В.Сталин в Горках летом 1922 года". Силуэты фигур, черты лиц, детали одежды очерчены тонким черным плетешком, как карандашной линией. Правильный рисунок, уверенная линия позволяют считать, что в создании этих работ участвовал профессиональный художник, использовавший фотографии. Приемы же плетения разрабатывали сами кружевницы.
Небольшое панно "Ивановская кружевная артель" - это своего рода "агитационное кружево", по аналогии с агитационным фарфором (ил.38). Предназначенное быть "цеховым вымпелом", знаком нового трудового коллектива, нести идею социалистической коллективизации, панно содержит всю необходимую атрибутику. Новаторским явлением в кружеве стали большие плоскости - развевающийся красный флаг, темно-зеленая треугольная фигура в центре, строгие геометрические очертания элементов композиции. Они не связаны генетически с местными традициями кружевоплетения, а искусственно перенесены из других видов искусства в устоявшуюся систему вологодского кружева, потому и не прижились там. Однако они послужили толчком творческим поискам следующего десятилетия, которое позволило выработать новый художественный язык кружева.
Вологодское кружево 1960-х г
В I960 г. кружевные артели Волкружевосоюза, как и другие объединения народных мастеров, были преобразованы в фабрики: Вологодскую кружевную и Сокольскую (с центром в пос. Устье) кружевную фабрики. Затем решением исполкома Вологодского областного Совета депутатов трудящихся от 12 декабря 1963 года № 756 они реорганизованы в Вологодское кружевное объединение "Снежинка". Ему подчинялись: Сокольское отделение (с центром в г. Сокол), Усть-Кубенское отделение (с центром в пос. Устье), Кубено-Озерское отделение (с центром в п. Кубенское), Грязовецкое отделение и кружевная лаборатория в Вологде.
Районные отделения, в свою очередь, включали ряд участков, объединявших кружевниц из нескольких деревень. Значительную часть мастериц составляли надомницы. Многотысячное кружевное объединение пополнялось выпускницами местного кружевного профтехучилища.
Как отмечает Т.М.Разина, на творчестве вологодских кружевниц в 1960-е гг. положительно сказались семинарские занятия лаборатории кружева НИИХП, которые проводила А.А.Кораблева, в результате чего «искусство вологодского кружева обретало реальные связи с жизнью»11. Безусловно, на развитие кружева влияли не только семинары, огромное воздействие оказали работы А.А.Кораблевой, исполненные в вологодских артелях в конце 1950-х гг. Два огромных занавеса Кораблевой - «Русские мотивы» и «Кафельный» - экспонировались на Всесоюзной юбилейной выставке 1957 года,, затем на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г.12, были отмечены критикой (ил. 70). О ее работах с одобрением отзывался А.Б.Салтыков: «Художница ... собрала целый ряд традиционных художественных мотивов русских мастериц - человеческие фигуры, фигуры животных, цветы, объединила их единым настроением, единым прекрасным колоритом и дала монументальный цветной кружевной занавес очень высокого художественного качества»14. И.П.Работнова назвала занавес «Русские мотивы» торжественным гимном русскому народному искусству15,
В конце 1950-х гг. в трудах искусствоведов и критиков звучали призывы к художникам декоративного искусства использовать старые орнаментальные мотивы и технические приемы, перерабатывая их так, чтобы они воспринимались не как «некие музейные реликвии», а органически входили в композицию современной вещи. В качестве примера часто приводились именно работы Кораблевой16.
А.А.Кораблева показала художникам промыслов (не только вологодского, но и других) богатые возможности обращения к традиционным мотивам и образам народного искусства прошлого. В ее занавесах женские фигуры, птицы-павы, ветвистые деревья, цветущие кусты, розетки - венчики цветов близки мотивам кружева конца XVIII - начала XIX вв., узорам крестьянских северных вышивок. Птицы с пышными хвостами веером, со вскинутыми крыльями, с коронами-гребнями на гордых головах почти дословно повторяют изображения птиц, вышитых на полотенцах и подзорах и выплетенных в кружеве. Фигуры обведены цветной сканью, обрисовывающей их силуэты, заполнены разнообразными решетками. Автор, обращаясь к местной художественной традиции, использовала в композиции несколько цветов - красный, зеленый, синий, золотисто-коричневый в сочетании с серебристым льном. Композиции занавесов Кораблевой также имеют прототипы в народном искусстве прошлого. Занавес «Кафельный» напоминает широкое зеркало изразцовой печи, где на каждой плитке находилось свое изображение. Мотивы в композиции занавесов выстроены горизонтальными рядами, в которых они чередуются в определенном ритме, то соединенные попарно, то помещенные поодиночке в своды арок.
Работа над выставочными произведениями Кораблевой, которая велась в Вологде, вызвала в промысле бурную творческую реакцию. На протяжении целого десятилетия, до 1970-х гг., некоторые вологодские художницы шли по пути, проторенному Кораблевой, по-своему интерпретируя найденные ею приемы или откровенно подражая им. До начала 1970-х гг. прямоугольные панно, квадратные скатерти сохраняли значение доминирующей формы изделий вологодского кружева. Панно чаще всего были разделены узорными полосами на ярусы или клетки, заполнены орнаментальными или изобразительными мотивами, которые художники черпали из произведений народного искусства прошлого, прежде всего, крестьянской вышивки. Возможно, не вполне осознанно, не всегда вникая в глубину содержания древних образов, сохранявшихся в народном искусстве веками, художники кружева, вместе со многими мастерами других промыслов, обратились к этому пласту народного декоративного искусства, помещая в композиции панно изображения птиц, растений, женских фигур. Их расположение во многом сходно с традиционными схемами узоров на концах полотенец, подзорах, на лопастях прялок.
Влияние работ Кораблевой отмечается даже в творчестве В.Н.Ельфиной 1960-х гг. В панно Ельфиной «Весна» (1966) сочетаются те же мотивы цветов и стройных растений, фигуры птиц и женщин в широких юбках и кокошниках, что и в занавесах Кораблевой (ил. 71). Каждый мотив отличается выразительностью силуэта, обладает особой значительностью, монументальностью, что всегда характеризовало произведения Ельфиной. Но всем этим изображениям, размещенным в прямоугольнике панно, на наш взгляд, недостает цельности и завершенности композиции. Кажется, что их можно переворачивать, менять местами, как фрагменты головоломки.
Особенности художественного процесса в кружевных промыслах
Кружевное производство во всех промыслах и во все времена имело определенную структуру, обусловленную своеобразием технологии. В связи с этим следует рассмотреть вопрос о специфике кружевного промысла как формы развития народного искусства. В современных трудах о народном искусстве этот вопрос не рассматривался, а если и затрагивался, то не опирался на реальное знание особенностей производства кружева.
Существует распространенное мнение, что в прошлом всякая кружевница умела придумывать узор и составлять сколки. Однако, как следует из исследования С.А.Давыдовой и других авторов, в каждом промысле обычно было лишь несколько кружевниц, которые изготовляли на продажу сколки, и это занятие часто не оставляло им времени для плетения кружева. «Составить узор для кружева и сколоть его может только хорошая кружевница, знакомая со всеми тонкостями плетения кружев, так как один неправильно сделанный накол влечет за собой непоправимую ошибку...»1. Как пишет Давыдова, «почтенные «выдумщицы» кружевных узоров, занимаясь своей специальностью, прикрывают даже окна, чтобы никто не подметил их мастерских приемов. Многие из них уверены, что этот свыше данный им дар (выделено мной - М.С.) непременно изменит им, как только они сообщат другим, каким способом они сами составляют сколки» .
В г. Белев Тульской губернии «наиболее способными для этого оказались две немолодые уже плетей - г-жи Бакаева и Сошина» . Отметим, что в это время в Белеве работали 2 тысячи кружевниц, которых только они и обеспечивали сколками4. Такая же картина отмечена в Балахне Нижегородской губернии - 2 сколочницы на 2 тысячи кружевниц5. В Ельце Орловской губернии составлением сколков занимались «особые специалистки»6. Стремление же к самостоятельной работе над рисунками кружева не всегда находило художественное выражение. В Мценске Орловской губернии, как пишет С.А.Давыдова, «бывало мастерица как что увидит, так прямо и сделает сколок, точно нарисует», и тем не менее «лошадь ... оказывалась иногда с тремя ногами, с хвостом в виде кудрявого букета»7. В слободе Кукарка Вятской губернии в 1883 г. «таких искусниц... нашлось очень мало, только 5» (из 200 кружевниц)8.
Кружевницы-творцы, авторы сколков играли важную роль в кружевном промысле, сохраняя и развивая местные узоры, традиции орнаментики, снабжая новыми рисунками мастериц. По воспоминаниям старейшин вологодского кружевного промысла, чтобы купить новый сколок лучшего качества, нужно было рано утром отправиться на Благовещенский рынок в Вологде. Их разбирали очень быстро, новизна всегда ценилась высоко. Сколок для широких кружев стоил 15-20 копеек9. С.А.Давыдова, имея в виду творческую или исполнительскую работу, употребляет термин «специализация»1 . В промысле кружевницы-творцы и кружевницы-исполнители олицетворяли два этапа художественного процесса создания кружева и не могли существовать друг без друга. Профессионализм авторов сколков обеспечивал высокий спрос на кружевные изделия, что, в свою очередь, увеличивало потребность в новых сколках, требовало обновления ассортимента. Таким образом, существующая ныне система разделения труда на авторов рисунка и исполнителей кружевного изделия не является «детищем» производственной структуры, сложившейся в народных промыслах в XX веке, и тем более не может считаться принесенной из промышленности11. Это специфическая особенность кружевоплетения как сложной технологии, присущая ему изначально.
В конце XIX в. в практику кружевоплетения вошел образец, созданный художником. После организации Мариинской школы кружевниц многие созданные там образцы внедрялись в промыслы через местные кружевные школы, кустарные склады. В истории вологодского кружева в конце XIX - начале XX вв. мы находим некий далекий прообраз современной «Снежинки» - кустарный склад, на который работали до 800 лучших мастериц, получавших новейшие сколки и строго следовавших образцу.
Влияние столичных образцов подчас было столь велико, что могло изменить характер кружева, как это произошло с вятским промыслом (см. гл. 1.3.3 данной работы). Столь сильное профессиональное воздействие не приобрело всеобщего характера: в ряде промыслов - по причине замкнутости местной жизни, отсутствия внешних контактов, как это было с захожским кружевом ; в вологодском кружеве - вследствие широчайшего развития кружевоплетения и, прежде всего - огромной творческой силы местного народного искусства, утвердившихся в нем локальных художественных особенностей кружева.
Выпускницы Мариинской школы, работавшие преподавателями школ кружевоплетения, на местных кустарных складах, прошли профессиональную подготовку и как кружевницы, и как художники, умеющие рисовать сложнейшие узоры, делать сколки, отвечающие самым высоким требованиям. Они и после Октябрьской революции продолжили свою деятельность в артелях, кружевных союзах, школах, воспитывая новые поколения мастеров. Такими были А.А.Гужавина в Кукарке (г.Советск Кировской области), Ю.П.Шипова в Вологде. Их значение в истории промыслов заключается прежде всего в том, что они работали в русле местной традиции, развивая художественные ценности, сложившиеся на протяжении всей жизни промысла.