Содержание к диссертации
Введение. 3
Глава I. Исторический очерк. Периоды. Мастера. 7
Глава II. Стилистические особенности и художественный образ
Златоустовской гравюры на стали. 31
Глава III. Типология и виды произведений Златоустовской
художественной гравюры на стали. 62
Глава IV Специфика техники и технологии создания Златоустовской
гравюры на стали, изготовления и декорирования Златоустовского
холодного оружия. 88
Заключение 102
Библиография 106
Приложение 1. Выставки, в экспозициях которых были представлены
образцы Златоустовской гравюры на стали и украшенного клинкового
оружия. 116
Приложение 2. Список художников и мастеров Златоустовской
гравюры на стали. 122
Приложение 3. Наиболее крупные коллекции произведений,
выполненные в технике Златоустовской гравюры на стали. 132
Список иллюстраций 136
Иллюстрации 152
Введение к работе
Данное научное исследование посвящено уникальному явлению отечественной культуры - Златоустовской гравюре на стали, зародившейся как элемент художественного убранства холодного оружия в XIX веке в России и далее распространившейся на широкий круг предметов декоративно-прикладного искусства. Сегодня Златоустовская гравюра на стали переживает своеобразный Ренессанс. Златоустовское клинковое оружие, сочетающее в себе высокие технические качества и уникальный художественный образ, стоит в одном ряду с выдающимися мировыми достижениями в области создания и украшения оружия. Произведения декоративно-прикладного искусства, украшенные с расточительной роскошью или, напротив, в лаконичном стиле минимализма, востребованы государством и церковью, общественными структурами и частными лицами.
В настоящее время все активнее ставиться вопрос о составлении общей и наиболее полной картины, представляющей характер и развитие культурного пространства отдаленных русских промышленных центров и провинциальных городов. Кроме того в последнее время возрос интерес к Златоустовскому украшенному оружию среди коллекционеров, специалистов, любителей. Составляются масштабные коллекции. Проходит научная обработка уже имеющихся музейных собраний. Практически ни одна международная выставка не обходится без представительного участия Златоустовских художников и оружейников.
К сожалению, на современном этапе, исследованию этого уникального культурного явления уделено мало внимания. Практически все научные изыскания ограничиваются хронологическими рамками XIX века. Деятельность Златоустовских художников-граверов и оружейников в
период второй половины XX века изучена недостаточно. И лишь некоторые произведения мастеров второй половины XX века можно увидеть в периодических изданиях и каталогах выставок. Из научного оборота выпал целый пласт, содержащий то выдающееся культурное явление, каким является Златоустовская гравюра на стали. Несмотря на некоторые попытки осветить этот предмет в научной литературе, необходимо признать, что публикаций на эту тему очень мало. Большей частью они носят характер кратких предисловий к художественным альбомам и каталоги, которые издают сами Златоустовские мастера. Недостатком таких самодеятельных изданий является практически полная анонимность опубликованных произведений и отсутствие не только дат создания представленных предметов, но и года выпуска таких каталогов-буклетов, что отчасти могло бы служить критерием хотя бы верхней границы датировок.
Среди интересных научных публикаций можно отметить статьи А.С. Бурмакина «Исторические данные по ведению изготовления холодного оружия в Златоустовской оружейной фабрике немецкими мастерами» в Горном журнале в 1912 г. и В.Бокова «Немецкие оружейники на Златоуствском заводе», опубликованную в Журнале императорского русского военно-исторического общества в 1913 г. Эти работы, характеризующие меру участия иностранных специалистов в становлении и развитии Оружейной фабрики, основанные на исторических и статистических данных, очень важны для понимания специфики начального этапа развития Златоустовской гравюры. Многочисленный исторический материал приведен М.М. Денисовой в исследовании «Художественной оружие XIX века Златоустовской оружейной фабрики», опубликованном в 1947 году в сборнике статей по материальной культуре ГИМа. Работы М. Глинкина «Златоустовская
гравюра на стали», 1967 г.; Гуревича Ю.Г. «Загадка булатного узора», 1985 г.; Т.И. Абольской «Златоустовское художественное оружие XIX века из собрания Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи», 1986 г. стали своеобразными основополагающими и хрестоматийными изданиями, содержащими ценнейшие сведения о истории развития, мастерах, художественных особенностях Златоустовской гравюры. В 1992 г. в Магнитогорске было издано исследование Л.Г. Никифоровой «Златоустовская гравюра на стали», предложившей периодизацию этапов развития этого вида декоративно-прикладного искусства. Возможно некоторым недостатком работы, можно считать недооценку участия профессиональных художников к созданию эталонных образцов в гравюре. Среди популярных изданий можно считать прекрасно изданный альбом«Гравюра на стали из Златоуста», 1994 г. (авторы статей Гриер О.М., Самойлов Б.С., Ячменев В.А.) с многочисленными иллюстрациями, раскрывающий тонкости художественного образа Златоустовской гравюры. Известным специалистом в области изучения Златоустовского украшенного оружия является Е.В. Тихомирова - автор ряда публикаций, посвященных вопросам сохранения традиций в современном художественном оружии и введении в научный оборот произведений современных авторов.
Этот небольшой список работ, который можно дополнить двумя краеведческими сборниками статей «Бушуевские чтения», практически и есть тот основной материал, посвященный вопросам истории и развития Златоустовского холодного оружия и предметов декоративно-прикладного искусства украшенных гравюрой на стали. Все это говорит о необходимости дальнейшего изучения в самых разных аспектах Златоустовской гравюры на стали.
Предметом исследования данной работы стала эволюция стиля, художественный образ, технико-технологические особенности Златоустовской гравюры на стали.
В этом контексте исследование исторической и художественной традиции, систематизация произведений Златоустовских оружейников и мастеров гравюры на стали приобретает особое значение. Среди основных задач, решение которых способствовало бы упроченью места Златоустовской гравюры на стали в ряду отечественных культурных и художественных достижений - выявление индивидуальной специфики произведений Златоустоваской гравюры на стали и установление критериев, необходимых для атрибуции памятников, а так же введение в научный оборот произведений Златоустовских мастеров. В связи с этим необходим комплексный искусствоведческий, культурологический, технико-технологический анализа произведений Златоустовских мастеров и сравнение их произведений с зарубежными и отечественными аналогами для определения своеобразия стиля, специфики художественного образа и техники создания.
Источниковедческой базой данного исследования послужили собрания Государственного Эрмитажа, Государственной Оружейной палаты, Государственного Исторического музея, Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Ассортиментного кабинета Златоустовского металлургического завода им. Ленина (16 цех), Златоустовского краеведческого музея, частных собраний и др., а также публикации Златоустовского оружия и гравюры на стали в различных изданиях, производственные базы оружейных мастерских г.Златоуста.