Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественная жизнь Симбирска на рубеже XIX-XX веков Силантьева Елена Леонидовна

Художественная жизнь Симбирска на рубеже XIX-XX веков
<
Художественная жизнь Симбирска на рубеже XIX-XX веков Художественная жизнь Симбирска на рубеже XIX-XX веков Художественная жизнь Симбирска на рубеже XIX-XX веков Художественная жизнь Симбирска на рубеже XIX-XX веков Художественная жизнь Симбирска на рубеже XIX-XX веков Художественная жизнь Симбирска на рубеже XIX-XX веков Художественная жизнь Симбирска на рубеже XIX-XX веков Художественная жизнь Симбирска на рубеже XIX-XX веков Художественная жизнь Симбирска на рубеже XIX-XX веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Силантьева Елена Леонидовна. Художественная жизнь Симбирска на рубеже XIX-XX веков : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 : М., 2005 181 c. РГБ ОД, 61:05-17/166

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Зарождение художественных традиций в контексте социокультурного развития Симбирска 15

ГЛАВА II. Изобразительное искусство и архитектура в художественной жизни Симбирска на рубеже XIX-XX веков ... 60

ГЛАВА III. Формирование художественных музейных коллекций Симбирска 111

Заключение 152

Библиография .156

Введение к работе

Актуальность исследования

Наблюдаемое на современном этапе возрождение интереса к национальным и культурным корням, к неоднозначности и многоликости отечественного искусства неизменно обращает исследователей к российской провинции. В современной научной литературе наметилась позитивная тенденция к рассмотрению провинциальной культуры как составной части культурного наследия в целом, в сопоставлении ее с мировой культурой, а также активизация научной мысли по изучению отдельных аспектов в истории искусства российской провинции.

Анализ исторического развития художественной жизни российских провинциальных городов приобретает сегодня большое значение. В центре внимания отечественного искусствознания, как правило, оказывалась художественная жизнь Москвы и Петербурга, так как именно здесь работали великие мастера и создавались замечательные произведения искусства. Художественная жизнь столиц получила достаточно полную и всестороннюю характеристику в фундаментальных исследованиях Г.Ю. Стернина, Г.Г. Поспелова, Д.В. Сарабьянова, Т.П. Каждан, Е.А. Борисовой, Е.И. Кириченко и др.

История художественной жизни провинции изучена недостаточно. Вместе с тем, осмысление таких явлений, как коллекционирование, выставочная деятельность, музейное строительство, художественное образование и критика в губернских центрах, существенно обогащают картину художественного прошлого России, делают ее более объемной. Кроме того, провинциальные города, организуя свой художественный быт, не только подражали столицам, но и, при наличии общих закономерностей и влияния столичного опыта, создавали нечто особенное. Это также обуславливает необходимость изучения художественной жизни в разных региональных центрах. Осмысление исторического опыта художественных традиций, накопленных в России, становится еще более актуальным в силу сложности и неоднозначности современного этапа развития культуры. Обращение к традиционным ценностям российской культуры, в том числе и художественным, многое дает и для поисков определения путей развития культуры в будущем.

Целью работы является комплексное изучение художественных традиций, характеризующих художественную жизнь Симбирска на рубеже XIX-XX веков.

Названной целью обусловлены задачи исследования:

1. Создать и обосновать отсутствующую периодизацию развития художественной жизни, выявить предпосылки ее зарождения и воссоздать в историческом контексте как явление социокультурного развития Симбирска.

2. Проанализировать практические формы реализации художественных установок эпохи, нашедших воплощение в становлении художественной жизни Симбирска на рубеже ХІХ-ХХ веков.

3. Рассмотреть зарождение выставочной деятельности, художественных музейных коллекций, художественного образования и критики, возникновение художественно-общественных объединений в Симбирске как с позиции особенных, специфически региональных слагаемых, так и с точки зрения проявления общих закономерностей, присущих художественной жизни России в целом.

4. Выявить и проанализировать недостаточно изученные в искусствоведческой литературе произведения изобразительного искусства и архитектуры Симбирска на рубеже ХІХ-ХХ веков, представляющие основные стилистические направления отечественного искусства того времени.

Предметом изучения данного исследования стала художественная жизнь Симбирска на рубеже ХІХ-ХХ веков. Выбор этого города не случаен, ибо

Симбирск, как один из крупных поволжских центров, издавна занимал особое Ф место в общероссийском культурном пространстве. Провинциальный город был той культурно-художественной средой, в которой и формировались таланты, составившие впоследствии гордость и славу России. В разное время здесь жили ф и работали выдающиеся русские писатели и поэты: И.И. Дмитриев, Н.М. Карамзин, Н.М. Языков, И.А. Гончаров; музыканты: профессор Московской консерватории В.Н. Кашперов, профессор Петроградской консерватории А.В. Преображенский, патриарший архидиакон К.В. Розов; актеры: П.А. Стрепетова, В.Н. Андреев-Бурлак, М.И. Писарев; художник А.А. Пластов. Симбирск стал для них своеобразной духовной родиной, природа, атмосфера, образы которой питали их творчество долгие годы. Особенно важно то, что Симбирск в исторически ранние сроки включился в процесс освоения европейских художественных ценностей, которые в исследуемый период сложились в целостную систему взаимосвязанных и взаимообусловленных явлений. Исследование осуществляется на основе анализа региональных особенностей социокультурного развития Симбирска. При этом необходимо понимать, что культурная жизнь «старого» Симбирска представляла собой достаточно многообразное и сложно организованное целое. В связи с этим, анализируя становление и развитие художественной жизни, прежде всего следует иметь в виду дворянско-интеллигентскую среду, занимавшую доминирующее положение в этом процессе. Именно ее представители способствовали укоренению в Симбирске художественных традиций, впоследствии распространившихся по разным слоям городского социума. Объект исследования - природный и исторически сложившийся ландшафт Симбирска, его культурная среда, историко-культурное и художественное наследие на рубеже ХІХ-ХХ веков. Роль основополагающих установок в ходе исследования выполнили теоретические положения, заключенные в трудах по истории художественной культуры России, принадлежащих Г.Ю. Стернину , который дал следующее толкование понятия «художественная жизнь»: «Это... само искусство и его взаимоотношение со зрителем, разные виды и формы выставочной Л деятельности, общественные притязания различных художественных организаций и группировок и их действительная роль в культурном быте, художественная критика и ее воздействие на творческую практику, равно как и обратное влияние, которое испытывает критическая пресса, отражая тенденции развития искусства» . Добавим к этому развитие художественного образования, формирование частных коллекций и создание публичных художественных музеев. Методологическую основу работы составляет культурно-исторический метод, утвердившийся в современных искусствоведческих исследованиях, А обращенных к изучению художественной культуры прошлого. Использование этого метода позволило путем системного анализа, сравнения и сопоставления художественной жизни Симбирска с общероссийской культурой, а также в контексте региональных социокультурных процессов прийти к целостному представлению о формировании художественных традиций Симбирска в дореволюционный период. При изучении произведений изобразительного искусства и архитектуры использованы: иконологический метод, основополагающим принципом которого является анализ прямых и косвенных связей художественного произведения с культурным и историческим окружением, а также формально-стилевой метод, позволяющий оценить художественные качества произведений искусства и подробнее рассмотреть художественную ткань произведения.

Исследуемая проблема находится на стыке различных наук и доказывает необходимость междисциплинарного и комплексного подхода, в котором выражается интеграционная тенденция современной научной методологии. Такой метод необходим при постановке сложных задач, характеризующих изучение культуры и искусства российской провинции.

Степень изученности проблемы

Вследствие неоднозначного восприятия термина «провинция», в отечественном искусствознании долгое время существовал серьезный пробел в изучении художественной жизни российских губернских городов. Для всестороннего изучения темы необходимо обращение к исследованиям по истории российской провинции. Интерес к данной проблеме особенно проявился во второй половине XIX века, когда в печати развернулась дискуссия 0 месте и роли периферии в истории России. Появляются как дискуссионные статьи (А.С. Гациский, Д.Л. Мордовцев, Ф.М. Достоевский)1, так и немногочисленные исторические исследования (Н.Д. Чечулин, А.Н. Пыпин) .

В 20-е годы XX века наблюдается активизация исследовательской деятельности по названной тематике и выходят методологически значимые труды, которые являются базовыми для дальнейших исследований в этом направлении и используются в настоящей работе. Проблемы изучения провинциальной России в это время обозначил Н.К. Пиксанов. Подчеркивая, что «русская культура одна из самых провинциальных в Европе», исследователь отмечал: «Научное изучение должно быть сплошным, без нарочитого отбора. Через отдельные показательные примеры мы должны подняться к общему важному вопросу о взаимодействии областной и центральной культур»1. Одним из первых Пиксанов предпринял попытку теоретического осмысления фактического материала и предлагал использовать комплексный подход при изучении провинциальной культуры, считая, что необходимо «существенно связать социологию культурной жизни с ее экономикой. Надо вскрыть эти связи между культурным укладом, социальным составом и экономическим бытом города и края»2.

Серьезное возращение к этой теме происходит в последние десятилетия. Для рубежа XX-XXI веков характерно появление работ, обобщающих фундаментальные исследования в различных областях отечественной культуры и искусства. Об усилении интереса к российской провинции свидетельствует появление в 1980-х годах журнала «Российская провинция», где публиковались проблемные статьи, исторические очерки. Новым и значительным явлением в российской культуре последних лет стали научные конференции по ,L провинциальной культуре, проводившиеся в российских городах и свидетельствовавшие о начале нового этапа в научном изучении провинции: «Российская провинция XVIII-XX веков: реалии культурной жизни» (Пенза, 1993, 1995); «Русская провинция и мировая культура» (Ярославль, 1993); «Провинциальная ментальность России в прошлом и настоящем» (Самара, 1994); «Российская провинция и ее роль в истории государства, общества и развитии культуры народа» (Кострома, 1994); «Российское сознание: психология, культура, политика» (Самара, 1997) и др.

Современные исследователи (СО. Шмидт, В.Ю. Афиани, Г.Ю. Стернин) неоднократно указывали на то, что «провинция» - понятие многослойное, часто /0 употреблявшееся в России в метафорическом смысле. СО. Шмидт считает бесспорным, что «культура провинции является важной, полнокровной сферой культуры российской, она не только воспринимала культуру столиц, но І0 обогащала и подпитывала ее»1. Как одну из субкультур российской культуры в целом предлагает рассматривать культуру российской провинции В.Ю. Афиани2. Значительный фактический материал по изучению провинциальной культуры представлен в сборнике «Мир русской провинции и провинциальная культура», изданном в 1997 году под ред. Г.Ю. Стернина, задачей которого было определить провинциальную культуру как закономерный процесс духовной жизни провинции.

Необходимо отметить, что по общим вопросам изучения истории российской провинции накоплен определенный опыт. Современное состояние историко-кульурного наследия России, имеющиеся научные исследования делают возможным и необходимым переход к изучению искусства и культуры российской провинции как некоего самобытного феномена и целостного явления в структуре общественной жизни. • В настоящее время идет интенсивное осмысление фактического материала, выявление и изучение источников, что обуславливает преобладание фактологических исследований по различным вопросам изучения художественной жизни российской провинции. Вместе с тем, отсутствуют исследования обобщающего характера, способные обрисовать целостную картину развития художественных традиций в провинции, определить закономерности этого развития, выделить хронологические этапы, объективные и субъективные причины явлений, сходства и параллели развития отдельных регионов, их специфические местные особенности и т.д.

Оценивая степень изученности проблемы, следует указать, что литература гф-. о Симбирске обширна. Ряд работ являются полезными источниками для современных ученых, поскольку содержат ценные исторические сведения. Среди них следует отметить труды П.Л. Мартынова, К.И. Невоструева, М.Ф. Суперанского3, В.Э. Красовского4, В.И. Холмогорова5, А.К. Яхонтова6 и др. Вместе с тем, эти авторы не рассматривают проблемы исследования искусства и культуры Симбирского края.

Попытка представить целостную картину развития художественной жизни Ульяновска была впервые предпринята в 1985 году искусствоведом СМ. Червонной, в работе которой содержатся отдельные факты о деятельности художников, работающих в Симбирске на рубеже XIX-XX веков7. С позиций сегодняшнего времени следует отметить, что в исследованиях 1970-80-х годов оценка роли художественных явлений в дореволюционной культуре Симбирска складывалась под воздействием идеологических установок советского времени. В соответствии с ними дореволюционный этап в истории художественной жизни на родине Ленина расценивался лишь как «предэтап» советского периода, характеризующийся созданием «стартовых» условий для расцвета советской социалистической художественной культуры. В связи с этим отмечалось, что «...художественная жизнь Симбирска, который стал центром губернии в 1796 году, была развита довольно слабо по сравнению с некоторыми другими губернскими городами России»8.

Клише советского периода заметны в некоторых работах начала XXI века. В них также исходным пунктом в изучении художественной жизни Симбирска является утверждение о том, что «история культуры дореволюционного Симбирска небогата именами выдающихся художников и • яркими событиями, связанными с бытованием и экспонированием произведений изобразительного искусства»1. Этим, по-видимому, объясняется отсутствие исследовательского интереса к таким явлениям художественной жизни, как художественное образование, выставочная деятельность, художественная критика и художественные общественные организации.

Новейшие исследования в области изучения историко-культурного и художественного наследия Симбирска были представлены на научных конференциях в Ульяновске: «Традиция в истории культуры» (1999-2001 гг.); «Художественная культура Поволжья конца XVIII-XX веков» (2002 г.); «Усадебная культура Поволжья конца XVIII - начала XX века» (2003 г.); «Творчество А.А. Пластова в контексте культуры XX века» (2004 г.). При содержательности и исследовательской глубине некоторых сообщений, многие аспекты художественной жизни Симбирска не нашли в них системного освещения.

К настоящему времени накоплено достаточно сведений о музейном строительстве в дореволюционном Симбирске. Факты, касающиеся этого явления, сообщает Л.П. Баюра . Однако до сих пор в работах краеведов и сотрудников местных музеев приводятся противоречивые мнения по поводу времени открытия художественного музея в Симбирске3. Между тем, уточнение даты основания музея, официальное открытие которого состоялось 1-го января 1896 года, а посетителей он начал принимать уже с конца 1895 года, ставит

Симбирск в ряд с таким крупным центром культурной жизни Среднего Поволжья, как Казань, в которой музей был открыт в том же 1895 году.

Некоторые вопросы художественного образования затрагивает И.Ф. Макеева1, говоря об эстетическом воспитании в Симбирской мужской классической гимназии.

Следует обратить внимание также и на то, что изучение художественных явлений представляет интерес как в плане исторического процесса их становления и развития, так и в соответствии с такими специфическими для художественной жизни характеристиками, как архитектурно-пространственная и социокультурная среда. Эти аспекты частично затрагивались в работах Л.П. Баюры2, Б.В. Аржанцева3, И.С. Лямина4 и И.Г. Котовой5, но, думается, они должны быть исследованы более системно. Категория «социокультурная среда» подразумевает рассмотрение особенностей художественной жизни в единстве с широким историческим контекстом, оказывающим на нее активное воздействие.

Избранная тема и поставленные задачи на первое место для автора выдвинули поиск, изучение и осмысление первоисточников, которые могли бы дать наиболее полное представление о реальной истории художественного Симбирска. Источниковую базу исследования составил разнообразный круг материалов, многие из которых впервые вводятся в научный оборот. Прежде всего, это документальные источники из фондов Государственного архива Ульяновской области (ГАУО). Ряд ценных документов обнаружен в отделе редких книг Ульяновской областной научной библиотеки (УОНБ).

Следует, однако, заметить, что изучение художественной жизни Симбирска было затруднено тем, что значительная часть документальных источников, связанных с ее становлением и развитием, ныне утрачена. Так, в Государственном архиве Ульяновской области практически отсутствуют сведения о деятельности художественных классов учебно-трудового пункта, материалы по истории художественных общественных объединений, организованных в Симбирске на рубеже XIX-XX веков. Архивные фонды, содержащие сведения о выставочной деятельности, открываются, в основном, документами послереволюционного периода. В связи с этим большое значение приобретали и другие источники, к которым прежде всего относятся каталоги музеев и выставок. Не менее важным оказались материалы симбирской периодической печати, проявлявшей определенное внимание к различным явлениям художественной культуры, в том числе и местной художественной жизни. По причине отсутствия других документальных данных, эти материалы зачастую становились главным источником информации.

Для обработки большого объема материалов, накопленных в процессе работы, уточнения отдельных фактов, получения дополнительных сведений о деятелях художественной культуры Симбирска привлекались и различного рода справочные издания: адресные книги, календари, справочники-путеводители. К числу источников, использованных в данной работе, относятся и такие разновидности документальной литературы, как мемуары, эпистолярная литература. Именно этот тип исторических источников помогает современному исследователю «вжиться» в культурную атмосферу прошедших столетий. цельное представление о взаимосвязи художественной жизни с духовной атмосферой общества в тот или иной временной период.

В связи с этим в процессе работы над диссертацией были впервые опубликованы воспоминания об известных симбирских архитекторах рубежа XIX-XX веков А.А. Шодэ и Ф.Е. Вольсове.

Сведения, почерпнутые из первоисточников, необходимы были для выстраивания фактологически достоверной канвы культурной жизни Симбирска. Осмысление же ее событий и процессов опиралось на изучение статей, посвященных как отдельным деятелям искусства, так и их произведениям, которыми был богат дореволюционный губернский центр. В этой связи автор вводит в научный оборот художественные произведения из коллекций столичных и местных музеев, в том числе малоизвестные, неопубликованные. Кроме того, анализируются наиболее значимые архитектурные памятники Симбирска рубежа XIX-XX веков, представляющие основные стилистические направления зодчества того времени.

Научная новизна данной работы определяется тем, что до настоящего времени отсутствовали исследования обобщающего характера, посвященные становлению и развитию художественной жизни Симбирска в дореволюционный период. В диссертации впервые ставится и решается задача изучения динамики развития художественных традиций Симбирска. Для этого привлекается значительный круг источников, многие их которых до сих пор находились вне поля зрения исследователей.

Введение в научный оборот целого ряда художественных произведений и документальных материалов позволило установить новые факты, существенные для понимания процесса формирования художественной культуры, а также пересмотреть некоторые стереотипные представления, касающиеся роли художественной жизни провинциального Симбирска.

В частности, в работе в единстве с историко-культурным контекстом эпохи впервые анализируется развитие изобразительного искусства и архитектуры в сложном взаимодействии различных художественных процессов. В диссертации использован ряд выявленных автором или ранее не обработанных и не включенных в научный оборот произведений А.А. Пластова, а также работ симбирских художников П.И. Пузыревского, Д.И. Архангельского, Н.Ф. Некрасова и др., творчество которых оказало решающее воздействие на развитие изобразительного искусства Симбирска и, шире, Средне-Волжского региона.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования его положений и материалов в учебном процессе в качестве учебного пособия для чтения лекций и спецкурсов, на семинарских занятиях при изучении истории и культуры России. Работа может служить источниковедческой базой для дальнейших научных исследований по художественной культуре Симбирска-Ульяновска и истории отечественного искусства. Материалы данного исследования могут быть использованы в музейной практике для атрибуции и экспертизы произведений малоизвестных русских художников.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования отражены в научных публикациях, а также докладах на региональных и международных конференциях в Ульяновске (2000, 2001, 2003, 2004 гг.), Москве (2001 г.).

Зарождение художественных традиций в контексте социокультурного развития Симбирска

Художественная жизнь, как составная и неотъемлемая часть культуры, представляет собой комплексное явление. Неизменным условием для лучшего понимания основных тенденций ее развития является изучение социокультурного контекста, в котором художественная жизнь существует. Учитывая этот аспект, необходимо совершить небольшой исторический экскурс и рассмотреть широкий круг факторов, сформировавших особую художественную среду Симбирска и, прежде всего, особенности исторического, т социально-экономического и культурного развития города со времени его основания до начала XX века. Симбирск, своеобразный культурный облик которого складывался на протяжении нескольких столетий, в общероссийском культурном пространстве издавна занимал особое место как центр большого многонационального региона. Представляя собой уникальный феномен «культурного перекрестка», во всех своих чертах - истории, архитектуре, образе жизни - Симбирск был одним из крупнейших в России провинциальных очагов русской культуры, естественно сочетая западное и восточное, славянское и тюркское, христианское и мусульманское начала. ip Симбирск возник как сторожевой пост на Волге. Поскольку одиночные селения, а иногда и крепости подвергались частым набегам кочевников, во время правления царя Алексея Михайловича для защиты южных границ в Поволжье построили линию укреплений. В 1648 году эта линия была доведена до Волги, на берегу которой стольник и воевода Богдан Хитрово заложил военно-опорный пункт Синбирск. Относительно происхождения названия города существуют различные предположения. В связи с этим упоминается имя князя Синбира, некогда основавшего одноименный город в Волжской Болгарии. В то же время, это слово может восходить к различным тюркскими и угро-финскими словам, означающим «белая гора», «зеленые горы», «обиталище людей», «горная дорога», «придорожная береза». С конца XVIII века, в силу языковой ассимиляции, Синбирск стали называть Симбирском.

Крепость была построена на самой вершине горы, на Венце, одновременно на берегах Волги и Свияги - двух рек, текущих параллельно, но в диаметрально противоположном направлении. Различие рельефа, так как к Волге берег спускается круто, а к Свияге идет более полого, обуславливало постоянно меняющуюся розу ветров. Мощная энергия водной и ветровой стихии, уникальный природный ландшафт, особую привлекательность которому придавали удивительно живописные волжские просторы, создали неповторимый образ города, который издавна называли «Городом Семи Ветров».

Градостроительная структура и природный ландшафт с самого начала возникновения города были тесно связаны между собой. Город расположился на правом берегу Волги, которая служила естественной восточной границей; западная граница проходила по реке Свияге; северо-западной границей являлась речка Симбирка. Природные условия местности, на которой возник город, оказали непосредственное влияние на его становление и последующее развитие. Первоначальный архитектурный облик Симбирска сложился к 1652 году и представлял собой деревянную крепость, типичную для многих русских городов того времени. Со стороны Волги крепость была естественно защищена косогором; с незащищенных природой сторон тянулся глубокий ров. Главная часть города имела форму правильного четырехугольника и была обнесена бревенчатой стеной протяженностью около 200 метров, по периметру располагалось восемь сторожевых башен. Эта часть города называлась «кремлем», или «рубленым городом».

В начальный период существования города планировка характеризовалась расположением деревянной крепости и направлениями основных дорог (на Москву, Саратов, Казань), радиально расходящихся от нее в разные стороны, вдоль которых формировалась жилая застройка. В кремле располагались «все тогдашние присутственные места: воеводский двор, приказная изба, черная земляная изба... На самой средине города стоял Троицкий собор. Севернее его... помещались гостиные ряды и хлебные амбары, а между ними стояли дворы и часовни Успенского монастыря, который был построен под горою. К западной стене города примыкал Спасский женский монастырь...»1. Кремль и монастырь стали градообразующим ядром Симбирска.

По описи 1678 года Симбирск был достаточно большим городом с численностью населения 1579 человек; по количеству дворов (605) он превосходил Воронеж (344), Тулу (312), Казань (310), Пензу (41). В кремле жили воевода, дворяне, бояре и прочие служилые люди. Вокруг кремля формировался посад, где селились торговцы и ремесленники - плотники, кузнецы, мастера порохового дела, охотники, рыбаки. Через Симбирск проходил Волжский торговый путь из Москвы на Астрахань, с развитием судоходства получивший всероссийское значение. Наряду с хлебом, рыбой, солью, симбирские купцы вывозили в другие города товары местного промышленного производства. Уже к концу XVII века в Симбирске существовали первые мануфактурные предприятия - кожевенные, винокуренные, поташные «заводы», водяные мельницы, соляные варницы; действовал «дворцовый рыбный двор», поставлявший ценную волжскую рыбу к царскому столу. Таким образом, город постепенно становился крупным торгово-ремесленным центром. Основой духовной жизни на осваиваемых землях было повсеместное распространение православной церкви и обращение в христианство нерусских народов: мордвы, чуваш, татар. В Симбирске быстро строились церкви и монастыри, которые первоначально составляли особый церковно-административный округ патриаршей области. В дальнейшем Симбирск был отдан в ведение Казанской епархии, и уже к концу 1700 года здесь было 20 церквей и 3 монастыря. К сожалению, большинство церквей было безжалостно уничтожено после 1924 года вместе со всем внутренним убранством, включая иконы. Это обстоятельство и сейчас очень затрудняет исследовательскую работу по изучению иконописи края.

Изобразительное искусство и архитектура в художественной жизни Симбирска на рубеже XIX-XX веков

Приступая к анализу изобразительного искусства и архитектуры Симбирска на рубеже XIX-XX веков, следует исходить из того, что в истории русской художественной культуры этот период, как известно, оказался переломным. Названный рубеж столетий отличался необыкновенной многоликостью крупнейших явлений, творчеством ярчайших индивидуальностей, множеством художественных объединений, качественными изменениями формообразования во всех сферах искусства: литературе, живописи, архитектуре и т.п. Не останавливаясь подробно на известной характеристике данного рубежа веков как «серебряного века» русской культуры, отметим важный для нас факт необыкновенного оживления, общего подъема в развитии изобразительного искусства и архитектуры, затронувшего большинство провинциальных городов России.

Особое место в формировании художественного ландшафта Симбирска исследуемого периода занимала архитектура. Историческая застройка этого времени внесла существенные изменения в облик города и оказалась одной из самых ярких страниц в истории его художественной жизни. Она ознаменовалась строительством замечательных в архитектурном отношении памятников, до настоящего времени определяющих своеобразие архитектурного облика современного Ульяновска. Небольшой, но яркий период в истории симбирского зодчества связан с поисками новых стилистических направлений, в которых отразилась сложность и противоречивость, характеризующая отечественную архитектуру дореволюционной эпохи. На рубеже XIX-XX веков в Симбирске работала целая плеяда архитекторов, среди которых - Э.В. Спаннер, А.И. Дмитриев, Л.М. Анненков,

Ф.Е. Вольсов и др. Однако художественный образ города определялся, прежде всего, творчеством двух симбирских зодчих: А.А. Шодэ и Ф.О. Ливчака, в наследии которых отразились новые стилистические направления отечественной архитектуры. Эти мастера сумели осуществить ряд важных в градостроительном отношении заказов местного самоуправления, общественных организаций и нашли в Симбирске широкую частную практику. Их творчество развивалось в русле разных стилевых направлений: Шодэ работал в рамках поздней эклектики, Ливчак проявил себя как архитектор модерна. В центральной части Симбирска насчитывается более десятка зданий, построенных по проектам архитектора Шодэ. Август Августович Шодэ (1863-1918) родился в Одессе, его предки приехали в Россию из Франции в середине XIX века. 0 Образование он получил во Франции, там же, как подданный этой страны, прошел военную службу. Экзамен на звание архитектора он сдал экстерном, хотя в дошедших до нас документах Шодэ называл себя инженером. По возвращении в Россию работал заведующим мебельной фабрикой в Одессе, а в 1897 году по приглашению сводного брата, симбирского архитектора Спаннера, переехал в Симбирск. Жизнь Шодэ в Симбирске была деятельной и плодотворной: он был членом Симбирской губернской ученой архивной комиссии, председателем вспомоществования учащимся реального училища, неоднократно организовывал выставки, имел большую практику как архитектор. щ Архитектурное творчество Шодэ развивалось в пределах эклектики.

Анализируя его симбирское наследие, нельзя не отметить очень быстрое становление и развитие яркого, индивидуального почерка, в котором обращение к мотивам архитектуры прошлого соседствовало с проявлением новых, выходящих за рамки поздней эклектики черт.

Первым крупным проектом, осуществленным Шодэ в Симбирске, стал пансион-приют для детей потомственных дворян (1903 г.). Для строительства был отведен участок земли в центре города, тем самым здание попадало в классический ансамбль административных и учебных зданий старого Симбирска, сложившийся в первой половине XIX века. В непосредственной близости располагались: Губернские Присутственных места, Губернская гимназия и здание Дворянского собрания, к которому пансион примыкал с северо-западной стороны. Эта близость, а также существующая в архитектуре того времени традиция строить учебные заведения в «классическом» стиле, предопределила наличие классической доминанты в декоре пансиона.

Здание образует простой и строгий объем, имеет симметрично решенный главный фасад. Шодэ выделяет центральную часть здания, оформляя ее в виде мощного ризалита в пять арочных окон, разделенных пилястрами, и завершенного ступенчатым аттиком; два небольших ризалита замыкают здание по углам. Чувство ансамблевости, нашедшее отражение в компоновке и декоре фасада, сомасштабности здания с окружающей его архитектурой не помешало Шодэ уже в первой крупной работе заявить о своих пристрастиях. Трехчастная композиция фасада, любовь к большим полуциркульным окнам и мастерское, разнообразное использование руста будут присутствовать во многих проектах архитектора.

Как подданный Франции, Шодэ в своем творчестве отдавал явное предпочтение мотивам французской архитектуры, которые он блистательно интерпретировал. В 1905 году на центральной улице Симбирска по проекту Шодэ было построено здание Государственного банка, в решении архитектурного образа которого очевидна пристрастие мастера к французской архитектуре XVI-XVII веков. В этом проекте Шодэ сохранил трехчастную композицию фасада, но выделил не центральную, а боковые части сооружения. Асимметричное решение главного фасада вызвано расположением банка на центральной улице города. Здание было спроектировано так, что проходящие мимо могли оценить красоту и разнообразие постройки по мере движения. Объем левого ризалита завершен шатровой кровлей с круглыми люкарнами и шпилями. Правый ризалит, который, безусловно, является главным композиционным акцентом здания, венчает сферический купол. Он выделен масштабом и пышным декоративным оформлением. Его украшают лепные гирлянды, картуши и два кадуцея - атрибуты бога торговли Меркурия, расположенные над ограниченным балюстрадой балконом.

Формирование художественных музейных коллекций Симбирска

Вторая половина XIX века - время осознания российским обществом особой значимости и роли музейного строительства в формировании культурного пространства России. Необходимость открытия музеев была продиктована изменениями социальной структуры российских городов и общим демократическим и просветительским пафосом художественной культуры этого времени. По большей части это были исторические, археологические и художественные музеи, основное назначение которых обнаруживает общие черты с библиотеками, школами и театрами, в которых приобщение к знаниям и искусству носило социальный характер. Общедоступность музейных коллекций воспринималась как средство художественного просвещения народа, изучения истории и быта.

Период качественных изменений в сфере образования провинциальных художественных музеев приходится на рубеж XIX-XX веков. Для разработки положения о музеях при Академии художеств в 1883 году была создана специальная комиссия в составе М.П. Боткина, Д.В. Григоровича, Д.П. Данилевского, П.Ф. Исеева, A.M. Матушинского, А.И. Сомова, В.И. Якоби, в результате деятельности которой сложился типовой проект устройства провинциального художественно-промышленного музея и были разработаны основополагающие принципы его реализации.

Открытие первого художественного музея в российской провинции состоялось в Саратове в 1885 году. С этого времени повсюду в России начинается стремительный рост музейного строительства. В 1890-1910-е годы почти ежегодно возникают новые художественные музеи или художественные отделы при местных историко-краеведческих музеях. Динамику открытия музеев в провинциальных городах подтверждают следующие данные: В 1886 году открывается музей в Харькове; в 1892 году — в Пензе; в 1895 году — в Казани; в 1896 году - в Нижнем Новгороде; в 1897 году - в Самаре; в 1898 году - в Таганроге; в 1899 году - в Киеве, Одессе; в 1901 году -в Екатеринбурге; в 1904 году - в Екатеринодаре; в 1907 году - в Острогожске; в 1910 году - в Перми, Вятке; в 1911 году - в Херсоне; в 1913 году - в Сарапуле; в 1914 году - в Туле, Уфе, Николаеве, Екатеринославе; в 1915 году - в Рязани.

Судьба каждого из этих музеев и в процессе подготовки к открытию, и в период функционирования складывалась по-разному. Немаловажное значение при этом имел общий уровень историко-культурного развития города. Вместе с тем, мы видим, что Саратов и Пенза обгоняют старую университетскую Казань. Одной из главных причин появления музеев в названных городах является деятельность меценатов-энтузиастов, передавших свои художественные коллекции в дар этим городам для организации общедоступных музеев. Как отмечалось выше, в Пензе картинная галерея и художественное училище были открыты благодаря завещанию Селиверстова - одного из самых богатых помещиков и известных благотворителей Симбирского края.

В Симбирске возникновение и дальнейшее развитие музейного строительства связано с именем Владимира Николаевича Поливанова (1848-1915), видного общественного деятеля, губернского предводителя дворянства, председателя Симбирской губернской ученой архивной комиссии. Представитель старинного дворянского рода, крупный землевладелец, ученый-археолог, страстный коллекционер, он был колоритнейшей фигурой в общественной и культурной жизни Симбирска рассматриваемого периода. Важнейшее направление его деятельности было связано с идеей музейного строительства; именно Поливанову Симбирск обязан рождением музея.

Главную цель данной главы составляет последовательное рассмотрение процесса формирования общедоступного художественного музея в Симбирске. При этом представляется целесообразным особо остановиться на характеристике личности, взглядов и деятельности Поливанова, а также обозначить его роль как инициатора музейного строительства в Симбирске.

В.Н. Поливанов родился в семье, принадлежащей к старинному дворянскому роду, который был занесен в VI часть родословной книги Владимирской, Московской, Калужской, Костромской, Симбирской и Тверской губерний, куда вносились дворяне, принадлежащие к древним благородным дворянским родам1. Родословные предания относят происхождение рода Поливановых к XIV веку, когда в 1368 году из Золотой орды в Москву к великому князю Дмитрию Донскому приехал крещеный татарин Кочева. Одна из легенд происхождения фамилии Поливановых связана с его правнуком Михаилом Глебовичем, за верную службу которому была пожалована шуба. Великий князь поливал ее вином и называл Михаила Глебовича Поливаном (слово «поливан» происходит от старинного древнерусского глагола «поливать»). В родословных встречаем и другие предположения о происхождении фамилии Поливановых, связаные с татарским предком -прародителем Кочевой. В переводе с татарского слово «поливан» («полеван», «полован», «пехлеван») может означать «удалец», «богатырь».

Участники многих исторических событий, Поливановы своей службой способствовали процветанию России. На протяжении нескольких столетий они служили воеводами, стольниками, стряпчими; их род воплотил в себе лучшие черты русского дворянства: верность и преданность долгу, избранному делу, честность, мужество и отвагу. За службу многим из них были жалованы обширные поместья.

Поливановы появляются в Симбирской губернии в начале XIX века. Дед В.Н. Поливанова, полковник в отставке, тайный советник и сенатор Иван Петрович Поливанов (1773-1848) был женат на Екатерине Николаевне Чирковой - дочери генерал-майора Н.А. Чиркова и Е.П. Татищевой. В Симбирской губернии в конце XVIII века Татищевым принадлежали Акшуатские земли, которые и получил в качестве приданого Н.А. Чирков. Во время Отечественной войны 1812 года И.П. Поливанову было дано поручение сопровождать сокровища Оружейной палаты в Нижний Новгород и обратно в июне 1813 года.

Отец В.Н. Поливанова, Николай Иванович Поливанов (1814-1874), известен, прежде всего, своей дружбой с М.Ю. Лермонтовым. В годы студенчества в Москве они жили по соседству, вместе учились в Школе юнкеров и служили в лейб-гвардии Уланском полку. Известно, что Н.И. Поливанов был прототипом Лафы - героя юнкерских поэм Лермонтова «Гошпиталь» и «Уланша». В 1836-1837 годах в составе Отдельного Кавказского корпуса Н.И. Поливанов участвовал в военных действиях против горцев, в 1852 году в чине полковника вышел в отставку, но во время Крымской войны возглавил дружины Симбирского ополчения.

Похожие диссертации на Художественная жизнь Симбирска на рубеже XIX-XX веков