Введение к работе
Общая характеристика темы. В последнее время внимание исследователей все больше привлекает искусство отдельных регионов России. Среди них особое место принадлежит Сибири, которая, занимая важное геополитическое положение, всегда славилась не только своими необъятными просторами, но и неповторимой самобытностью и своеобразием, что непосредственно отражалось в творчестве русских художников на протяжении нескольких столетий.
Несмотря на удаленность, отсутствие художественных учебных заведений и общедоступных галерей (за исключением галереи В П Сукачева в Иркутске) и длительную - на протяжении веков - изоляцию от крупнейших художественных центров, творчество живописцев Сибири было тесно связано с общим развитием русского искусства.
Эволюция этого процесса прослеживается на протяжении столетий Начиная с видописцев XVIII века, которые направлялись в Сибирь в числе экспедиций Российской Академии наук и чьи пейзажи, изображавшие пиды городов и поселений, неведомые до того горные и лесные ландшафты, становились своеобразным документом, не только художественным, но одновременно историческим, этнографическим и картографическим По мере проникновения цивилизации, оживления промышленности и появления железной дороги взаимосвязь местной культуры с официальной профессиональной школой все более укреплялась
Известные русские художники, среди которых были АЕ. Мартынов, В Е. Раев, А.М. Васнецов, В И Суриков и другие, оказали непосредственное влияние на формирование местных школ и способствовали организации некой сплоченной общности сибирских мастеров пейзажной живописи, наделенной яркими самобытными чертами. Это позволяет рассматривать их творчество, как в региональном аспекте, так и в более широком контексте, сопоставляя с общим процессом развития русской пейзажной живописи.
Особое место занимает проблема формирования художественных центров Сибири и их роль в истории русского искусства конца XIX-XX веков Представители филиалов Ассоциации художников революционной России (АХРР), работавшие в Омске, Томске, Новосибирске, Ирк)тске активно участвовали в общероссийских выставках, представляя пейзажную живопись Сибири произведениями Г.И Гуркина, ДИ Каратанова, ДИ Кузнецова, а также художников второй половины XX - начала XXI века
Территориальные границы исследования охватывают крупнейшие города Сибири Томск, Омск, Иркутск, Красноярск, Барнаул, Новосибирск, Кемерово и другие Выбор именно этих городов представляется оправданным, так как они являются не только крупнейпшми административно-экономическими, но и культурными центрами региона, в художественной жизни которых отражаются общие тенденции развития провинциальной художественной школы России Здесь концентрировались
\
лучшие художественные силы, происходили важнейшие события, которые оставили заметный след в истории русского искусства.
Хронологические границы определены в пределах XIX-XX века Выбор данного периода основан на специфике развития пейзажной живописи Сибири Нижняя граница исследования обусловлена периодом начала проявления геополитических интересов России на северо-востоке азиатского континента, соответствует времени начала освоения ее зауральских территорий и возникновения первых русских поселений в конце XVI- начале ХУПІ века
XIX век - время активного культурного и художественного освоения Сибири, в основном, живописцами, прикомандированными к экспедициям, и дальнейшее становление и эволюция сибирского пейзажа в русле общих тенденций развития русского искусства
Верхняя граница определена XX веком (1970-е гг.) В этот период продолжается развитие реалистического пейзажа Сибири Главным в определении данной условной границы стало то, что последним большим творческим отчетом для художников явилась республиканская выставка «Мы строим БАМ» (1970) Именно на ней впервые отчетливо проявилась тенденция, которая выявила активный интерес к «сибирской теме» художников не только местных, но и других регионов страны Эта тенденция получила, широкое развитие и стала играть важную роль в судьбах как сибирского, так и всего русского искусства
Актуальность темы. Несмотря на то, что проблема эволюции русской пейзажной живописи, неоднократно затрагивалась в отечественном искусствознании, отдельные ее аспекты, и в частности сибирский пейзаж, до сих пор остаются малоизученными Это относится как к комплексному рассмотрению проблемы, так и к вопросу формирования отдельных региональных школ, а также анализу творчества известных и малоизвестных представителей сибирского пейзажа на протяжении XVIII-XX веков Эти проблемы рассматриваются в данной диссертационной работе, что сообщает ей несомненную актуальность и отвечает насущным задачам современной отечественной науки об искусстве
Степень научной изученности темы. Различные аспекты эволюции пейзажной живописи Сибири отличаются разной степенью научной разработанности
В монументальном труде А А. Федорова-Давыдова "Русский пейзаж XVIII - начала XX века" (1953) отмечен существенный вклад художников, работавших в Сибири - В.П Петрова, А Е Мартынова, Т А Васильева - в процесс эволюции и развития русского реалистического пейзажа При этом видовой ландшафт практически не отделялся от собственно пейзажного жанра.
Значительным трудом по истории формирования и развития русской культуры Сибири стала вышедшая в 1974 г монография АН Копылова "Очерки культурной жизни Сибири XVU - начала XIX века" (1974) В ней представлены различные исторические экскурсы, раскрывающие начальные
этапы развития основных сфер духовной культуры: просвещения, театра, архитектуры и живописи, в том числе, пейзажной
Оригинальным и тщательным исследованием стала и книга ПД Муратова "Художественная жизнь Сибири 1920-х годов" (1974) В ней подробно освещалась история бытования изобразительного искусства Сибири в первое десятилетие советской власти, отражалась деятельность секции ИЗО крупнейших сибирских городов Иркутска, Новосибирска, Томска, Омска и других Особое место было уделено вопросам художественного образования, созданию многочисленных художественных группировок
Общие обзоры художественной жизни крупнейших сибирских городов представлены в публикациях ПД Муратова, ИГ Девятьяровой, АД. Фатьянова, ЮП Лыхина, В.И Эдокова и других. В них рассказывается о развитии изобразительного искусства в различных культурных центрах Сибири Иркутске, Томске, Горно-Алтайске, Омске, Новосибирске Авторы последовательно прослеживают нелегкий путь формирования местных художественных школ, распространявших влияние на всю территорию региона.
Творчеству живописцев Сибири ХГХ века посвящена работа ВП Токарева, в которой на основе архивных документов и материалах музейных фондов сделана попытка воссоздать общую картину развития реалистической пейзажной живописи.
Не меньшее значение имеют и серии монографических очерков, посвященных творчеству одного или группы художников Таково исследование М.Ю Барановской, посвященное наследию художника-декабриста Н А. Бестужева
Позднее эту тему подробно разработал известный коллекционер и историк искусства И С Зильберштейн, систематизировавший и проанализировавший галерею портретов декабристов, созданную в сибирской ссылке Н А. Бестужевым и его товарищами по заключению
Красноярскому живописцу ДИ. Каратанову посвящена книга Н Лисовского, а мастерство горно-алтайских художников Г И Гуркина, А О Никулина и Д И Кузнецова получило отражение в работах С А Стрельцова, Л И Снитко, В Ф. Эдокова, Г И. Прибыткова и других
Безусловную ценность в воссоздании эволюции пейзажной живописи Сибири XX века представляют каталоги краевых, зональных художественных выставок. В них сконцентрированы точные данные о самих живописцах и их произведениях (датировки, техника, размеры, история бытования экспонатов и тд) Эти сведения являются результатом многолетнего и кропотливого труда музейных и выставочных работников художественных музеев, среди которых следует упомянуть ЛИ. Снитко, Т М Степанскую, И Н Соловьеву-Волынскую, А Д. Фатьянова, Р.П. Ложкину, Т.М Ломанову, С А Онуфриеву, Р.И Боровикову, М А Мочалова и других.
Обзор историографии по теме настоящего исследования позволяет сделать вывод, что в литературе на данный момент накоплен определенный материал по сибирскому пейзажу. Однако существует необходимость в комплексном изучении этой проблемы Актуальность темы, недостаточная ее разработанность определили цель и задачи данного исследования
Объект исследования: непосредственным объектом изучения является сибирский пейзаж, отразившийся в творчестве русских художников ХГХ-ХХ веков
Предмет исследования: сибирский пейзаж в русской живописи XIX-XX веков, его специфика и образно стилистическая эволюция
Цель исследования: выявить специфику пейзажной живописи Сибири XIX-XX веков, рассмотреть творчество сибирских художников данного периода и определить место сибирского пейзажа в истории русского искусства
Задачи исследования:
-
Систематизировать и проанализировать обширный материал по избранной геме, хранящийся в музейных и архивных фондах страны.
-
Определить основные этапы эволюции пейзажной живописи Сибири XIX-XX веков и выявить ее специфические особенности
-
Рассмотреть круг художников XIX-XX века, в творчестве которых тема сибирского пейзажа получила наиболее полное отражение
4. Ввести в научный оборот имена новых и малоизвестных мастеров сибирского пейзажа
-
Определить степень воздействия известных живописцев конца XIX-начала XX века (ВИ Сурикова, AM Васнецова и др) на развитие пейзажной живописи Сибири
-
Выявить основные художественные центры Сибири и определить их роль в искусстве ХЕХ-ХХ веков
-
Проследить влияние общих художественных процессов в русском искусстве на эволюцию сибирского пейзажа XX века
-
Обозначить место сибирского пейзажа в русском искусстве ХК-ХХ веков.
Методология и методика исследования обусловлены спецификой изучаемого материала и задачами диссертации В диссертации применен комплексный метод исследования
Методологическую его основу составили работы историко-культурного и искусствоведческого характера, рассматривающие художественную жизнь крупнейших сибирских городов (А.Н Копылов, П.Д Муратов, ИГ Девятьярова, ВИ Эдоков, ЮП. Лыхин, АД Фатьянов), а также труды, посвященные творчеству отдельных художников, живших и работавших в Сибири в XIX-XX веках (И С. Зильберштейн, МЮ Барановская, Л В. Киселева, Н А Лисовский, П Д Муратов, Г И. Прибытков, Л И Снитко, С А Стрельцов, В П Токарев, В И Эдоков) Существенное значение для исследуемой темы имели материалы каталогов художественных выставок,
музейные путеводители, в которых представлен сибирский пейзаж, а также альбомы, содержащие иллюстративный материал по теме исследования
В основу работы положен принцип целостности понимания культуры различных регионов России как единой духовно-материальной художественной формы Это положение предопределило метод комплексного изучения конкретного изобразительного материала, его структурный, историко-типологический и искусствоведческий анализ, что позволило установить основные этапы развития сибирского пейзажа
Основу исследования составили разнообразные источники, систематизированные автором в тематическом и хронологическом порядке Основными объектами явились произведения художников-пейзажистов Сибири ХГХ-ХХ веков (подлинники хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже, Государственном Историческом музее, Иркутском областном художественном музее, Томском музее изобразительных искусств, Томском областном краеведческом музее. Омском областном музее изобразительных искусств им М.А Врубеля, Красноярском мемориальном доме-музее им В И Сурикова, Новосибирском художественном музее и др ) Существенное значение имело изучение материалов художественных выставок, монографических исследований, материалов периодических изданий (журналов "Искусство", "Художник", "Сибирские огни" и т д.).
В процессе работы над данной темой были изучены фонды музеев-Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного Исторического музея (Москва), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Новосибирского художественного музея (Новосибирск), Иркутского художественного музея (Иркутск), Омского художественного музея (Омск), Красноярского художественного музея (Красноярск), Томского художественного музея (Томск) и др
Научная новизна исследования:
Диссертация представляет собой первый опыт комплексного анализа сибирского пейзажа в русской живописи ХГХ-ХХ веков.
Впервые предпринята попытка определения специфики сибирского пейзажа как жанра живописи
Рассмотрена эволюция сибирского пейзажа ХГХ-ХХ веков, его взаимосвязь с общим процессом развития в регионе и процессом развития русского искусства в целом
Впервые выявлены и введены в научный оборот новые и малоизвестные имена художников-пейзажистов Сибири ХГХ-ХХ веков
Определено место сибирского пейзажа ХГХ-ХХ веков в истории отечественного искусства,
Выявлены основные художественные центры Сибири и определена роль в искусстве ХГХ-ХХ веков
- Проанализировано влияние общих художественных процессов в
русском искусстве XX века на эволюцию сибирского пейзажа.
- Впервые составлен подробный словарь художников-пейзажистов Сибири XVIE-XX веков, снабженный биографическими данными
Теоретическая значимость работы. Диссертация представляет собой пример исследования, отражающего актуальные проблемы отечественного искусствознания и современной художественной практики Помимо введения в научный оборот новых и малоизвестных имен сибирских мастеров, в работе представлен процесс эволюции сибирского пейзажа, рассмотренный в историко-художественном контексте эпохи и в истории русского искусства XIX-XX веков в целом
Практическая значимость работы. Исследование представляет интерес для искусствоведов, историков культуры, художников, поскольку позволяет рассмотреть процесс развития не только пейзажной живописи, но и изобразительного искусства Сибири в целом
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке пособий и составлении лекционных материалов по курсу истории отечественной пейзажной живописи в художественных учебных заведениях Работа может быть полезна не только студентам, но и широкому кругу интересующихся проблемами изобразительного искусства Сибири, а также занимающихся непосредственно искусством Подготовленный библиографический список художников-пейзажистов Сибири XVH-XX веков окажет помощь в практике искусствоведческих исследований и выставочной деятельности
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены в ряде публикаций по теме, в том числе в научном журнале «Вестник Челябинского государственного педагогического университета», который входит в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук». Различные аспекты исследуемой темы апробированы в докладах, прочитанных на всероссийских научно-практических конференциях "Архитектурно-художественные проблемы развития Сибири наука, практика, образование" (Новосибирская архитектурно-художественная академия, 28-29 ноября 2006 г.), "Перспективы развития сибирской архитектурно-художественной школы, наука, практика, образование" (Новосибирская архитектурно-художественная академия, 4-5 декабря 2007 г.), "Региональные архитектурно-художественные школы" (Новосибирская архитектурно-художественная академия, 18-19 декабря 2008 г) Диссертация заслушана и обсуждена на заседании кафедры теории и истории архитектуры и искусств Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной Академии
Основные положения, выносимые на защиту:
1 Процесс эволюции сибирского пейзажа, начиная от видописцев XVIII столетия и кончая творчеством художников последних десятилетий XX века, позволяет последовательно проследить отдельные этапы его становления и
развития, а также выявить образно-выразительные и художественно-стилистические его особенности
2 Привнесение элементов профессионального академического искусства
первой половины XIX века в местную региональную культуру Сибири и их
влияние на формирование творчества мастеров сибирского пейзажа
3 Реалистические тенденции в искусстве второй половины XIX века и
роль художественных передвижных выставок, познакомивших широкие
общественные круги с сибирским пейзажем
4 Выявление как новых, так и малоизвестных имен художников XIX-
XX века, в творчестве которых сибирский пейзаж получил наиболее полное
отражение
5.Влияние известных мастеров русского искусства конца XIX - начала XX веков (В И Сурикова, А М Васнецова и др.) на развитие пейзажной живописи Сибири.
-
Образование основных художественных центров Сибири и определение их роли в истории как регионального, так и всего отечественного искусства ХГХ-ХХ веков
-
Выставочная деятельность творческих объединений крупнейших городов (Омска, Томска, Иркутска, Красноярска, Новосибирска и др) и ее значение для развития сибирского пейзажа XX века
8.Формирование художественных школ Сибири и их крупнейшие представители (1920-1970), влияние общих художественных процессов в русском искусстве XX века на эволюцию сибирского пейзажа
Структура диссертационного исследования определена
поставленными задачами Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, а также приложений- биографического словаря художников, работавших в области сибирского пейзажа Сибири XVII-XX веков, списка иллюстраций и альбома иллюстраций Общий объем диссертации составляет 157 страниц текста, включая библиографический список из 153 наименований, а также 184 страницы приложений, в том числе 39 иллюстраций.