Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественное проектирование музейных экспозиций в Ленинграде в 70 - 80-е г. XX века Веселицкий, Олег Владимирович

Художественное проектирование музейных экспозиций в Ленинграде в 70 - 80-е г. XX века
<
Художественное проектирование музейных экспозиций в Ленинграде в 70 - 80-е г. XX века Художественное проектирование музейных экспозиций в Ленинграде в 70 - 80-е г. XX века Художественное проектирование музейных экспозиций в Ленинграде в 70 - 80-е г. XX века Художественное проектирование музейных экспозиций в Ленинграде в 70 - 80-е г. XX века Художественное проектирование музейных экспозиций в Ленинграде в 70 - 80-е г. XX века
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Веселицкий, Олег Владимирович. Художественное проектирование музейных экспозиций в Ленинграде в 70 - 80-е г. XX века : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Веселицкий Олег Владимирович; [Место защиты: С.-Петерб. гос. художеств.-пром. акад. им. А.Л. Штиглица].- Санкт-Петербург, 2010.- 208 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-17/18

Введение к работе

Актуальность исследования. Современное состояние музейного дела в России может быть охарактеризовано как переходное от музея, являющегося продуктом тоталитарной системы, к музею - институту культуры гражданского общества. В этом «посттоталитарном» музее груз накопленных ранее проблем причудливо соединился с неоднозначными нововведениями последних лет.

В определенном смысле, музей - консервативное учреждение. Как институт исторической памяти, обеспечивающий устойчивость в обществе, он действительно должен обладать стабильностью и не может зависеть от сиюминутных веяний. Вместе с тем, если музейная экспозиция не обновляется, не меняется, то, сохраняя связь с историей, она теряет связь с жизнью, с живой культурой своего времени.

Одним из важных качественных показателей, характеризующих изменения в музейном деле, являются новые, только что созданные музейные экспозиции, демонстрирующие новые подходы. Вместе с тем, в нынешних условиях устранены многие препятствия, стоящие на пути инноваций в музеях, существующих уже давно.

Музейная экспозиция является сложным инструментом познания окружающего нас мира, системой средств, отражающих объект познания -интерпретируемую тему. В ней отражается историческое знание о существовавшем когда-то или окружающем нас мире. Ознакомление с музейной экспозицией - это процесс, при котором включаются практичесіси все познавательные способности человека. Его характерной чертой являются интерсубъективность, общезначимость полученного опыта.

Экспозиция музея представляет собой семантическое пространство, целостную модель мира, в рамках которой объединяются методами музеологии памятники материальной культуры и сознание посетителя.

Благодаря вовлечению в творческий процесс художественно-выразительных средств, экспозиция приобретает новое качество, становясь

самостоятельным художественным жанром экспозиционного дизайна. Особое значение приобретает построение художественного образа, создание специфической экспозиционной драматургии, поиск оригинальной художественно-пространственной композиции, аранжировка цвето-световой среды, художественно-функциональное качество экспозиции, иными словами, осмысление формы экспозиции в качестве одного из важнейших аспектов современного музея.

Создание музейной экспозиции - процесс, как правило, длительный. Поэтому, говоря о переменах, необходимо учитывать также музейные проекты и замыслы, еще не осуществленные, включая те, которые, быть может, не будут осуществлены никогда. Зачастую в них в чистом виде выражены новые тенденции, и даже новая музейная философия.

В настоящее время музейно — экспозиционная деятельность весьма активно развивается. На этом фоне обращение к истории развития музейного дела и России в XX веке, к специфике развития методики проектирования экспозиций, к опыту работы над решением задач, которые ставились в то время, может быть полезным в формировании отношения к культурному наследию в этой области.

Степень изученности проблемы. К проблеме художественного проекгирования музейных экспозиций отечественные исследователи активно обращаются с 1960-х гг. В результате научной деятельности центров музееведческой работы появились коллективные труды «История музейного дела в СССР» и «Очерки истории музейного дела России». Вопросы экспозиционной работы получили обобщение в монографиях А.И. Михайловской «Музейная экспозиция (организация и техника)» (1964) и P.P. Кликса «Художественное проектирование экспозиции» (1978). Эти работы до сих пор не утратили своей актуальности.

В последние годы тематика исследований по проблеме художественного проектирования музейных экспозиций значительно расширилась от вопросов, связанных с фондовой, экспозиционно-

выставочной и коммуникативной деятельностью до проблем маркетинговой и рекламной политики музеев, взаимосвязи с туристическим бизнесом, внедрением новейших информационных технологий в музейное дело. Среди сборников статей можно отметить: «Музейная экспозиция. На пути к музею XXI века» (1997), «Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI веков» (2001), «Музей и современные технологии» (2005). Публикации, посвященные проблемам художественного проектирования музейных экспозиций в контексте концепции музейной коммуникации принадлежат Государственному историческому музею, Российскому этнографическому музею, Лаборатории музейного проектирования Российского института культурологии и др. Эти проблемы рассматриваются такими авторами как М.Б. Гнедовский; И.В. Иксанова, Л.И. Скрипкина, В.Ю. Дукельский; Э.А. Орлова, Н.А Никишин и др.

Отдельный блок публикаций посвящен вопросам создания музейных экспозиций в высшей школе. Они исследуются в работах М.И. Бурлыкиной, СИ. Сотниковой. Проблемы университетских музеев по вопросам хранения, экспонирования научных коллекций и аспектам деятельности музеев как феномена культуры современного зарубежного общества были рассмотрены международным журналом «MUSEUM» ЮНЕСКО (П. Станбери; Д. Уикс; Г. Уиллемсон; П.Б. Тирелл, и др.). Профессиональный отечественный журнал «Советский музей» (впоследствии «Мир музея») также нередко освещал вопросы художественного проектирования музейных экспозиций, отмечая тот факт, что музеи высшей школы практически оказались без юридической поддержки со стороны государства.

Вопросы современного состояния музеев и их функционирования стали объектом обсуждения научных конференций и получили освещение в профильных периодических изданиях по отношению к конкретным музеям (археологии, истории, геологии, зоологии и др.).

Новый этап (2000-е гг.) исследований связан с осмыслением проблемы художественного проектирования музейных экспозиций как неотъемлемой

части историко-культурного наследия и социальной роли музея в современном обществе. Целый ряд авторов рассматривают результаты изучения, использования и сохранения музейных экспозиций: А.И. Мартынов; ЯЛ. Шер; В.В. Бобров; С.А. Васютин; Л.М. Плетнева; Н.В Лукина; В.И. Бедин; A.M. Кулемзин; М.И Бурлыкина, И.В. Окунева, Н.А. Томилов; В.М. Подобина; С.С. Москвитин; Ю.Ф. Кирюшин; Г.Д. Нехведавечюс; Ю.И.Ожередов; Т.Е. Мартынова; И.В.Сальникова; Н.П. Ермолаева; Е.А. Миклашевич; Т.И. Кимеева; Захарова, О.С. Советова, Л.Ю. Китова; В.М. Кимеев; И.В. Окунева; Л.Ю. Боброва (Касастикова); Белоусова Н.А; М. Данченко; И.В Белич; Э.Н Колмакова; Р.А. Галанова; В.Г. Ходецкий; Г.М. Патрушева; Ю.Ф. Кирюшин; А.В. Ремизов; И.В Волохина; М.А. Жигунова и др.

Несмотря на большое количество публикаций, ощущается недостаток обобщающего искусствоведческого исследования по проблеме художественного проектирования музейных экспозиций.

Особый интерес для исследователей представляет изучение богатейшего опыта проектирования музеев художниками советского периода, а в особенности тех, кто работал в 1970-1980-е гг. Всемирный «музейный бум», затронувший и Советский Союз, послужил предпосылкой открытия многих тысяч музеев по всей стране, что, в свою очередь, требовало усилий значительного количества людей вовлеченных в процесс художественного проектирования экспозиций. Потребности в проектировании музейных экспозиций в то время были столь велики, что отдельные художники и даже группы художников были не в силах бы выполнить бесчисленный поток заказов, в связи с чем возникали мощные производственные структуры, в которых высокий уровень материально-технической базы и наличие высококвалифицированных художников позволяло решать любые проектные задачи. Таких крупных структур, называемых обычно комбинатами, в СССР было несколько, причем каждая их них имела свой неповторимый стиль в проектировании экспозиций.

Особое место в этом ряду занимают работы ленинградских музейных проектировщиков. Здесь, в атмосфере классических традиций города, при обилии музеев, родилось и развивалось своеобразное направление музейного проектирования, характерными чертами которого можно назвать тактичность и тонкое чувство архитектуры, хорошо разработанный для отечественной практики экспозиционный дизайн оборудования, сдержанность и «элегантность» проектных решений и др.

Ленинградская «школа» музейного проектирования более традиционна в музееведческом понимании. Ее тяготение к гармоничности своих экспозиционных решений, более чуткому отношению к экспонируемым предметам и целостному ощущению музейной коллекции заслужили признание в среде музейных специалистов. Это послужило тому, что грандиозный проект самого официального отечественного музея реэкспозиции Государственного исторического музея в Москве, был поручен петербургским проектировщикам под руководством Я.Н. Грачева.

После распада одной из крупнейших стран мира - СССР, такая же участь постигла и крупнейшие предприятия страны, в том числе и ленинградский Комбинат Живописно-Оформительского Искусства (КЖОИ). Однако качество музейных экспозиций, созданных в Ленинграде, позволяет некоторым из них быть действующими и актуальными и сегодня. При этом нужно констатировать, что особенности ленинградской школы музейного проектирования, выраженные на практике, не закреплены в теории. Уровень научных исследований в этой области не дает целостного, законченного представления об особенностях проектирования музейной экспозиции в КЖОИ, о закономерностях ее построения в качестве специфического, уникального явления тех лет. До настоящего времени нет ни одного монографического, либо диссертационного исследования, посвященного изучению опыта художественного проектирования музейных экспозиций ленинградских специалистов. Существуют лишь единичные публикации по данной тематике и в периодической печати. Так, краткое упоминание о деятельности

художников КЖОИ встречается в сборнике научных трудов «Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции. На пути к музею XXI века» (ответственный редактор М.Т.Майстровская, 1997), монографии Т.П. Полякова «Как делать музей? (о методах проектирования музейной экспозиции)» (1997), статьях в журналах Советский музей, Международном журнале «Museum» и др.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью изучения богатейшего опыта ленинградской школы художественного проектирования музейных экспозиций и отсутствием исследований в данной области.

Проблема заключается в несоответствии имеющегося богатого наследия

музейных экспозиций в Ленинграде в 1970-1980-е гг. и уровнем его теоретического обобщения, который мог быть применен в решении задач, стоящих перед этими музеями на современном этапе.

Объект исследования: Процесс художественного проектирования музейных экспозиций (на примере ленинградского Комбината Живописно-Оформительского Искусства(КЖОИ) в 1970-1980-е гг.).

Предмет исследования: особенности художественного

проеістирования музейных экспозиций в Ленинграде в 1970-1980-е гг.

Цель исследования: раскрыть особенности художественного проектирования музейных экспозиций Ленинграда 1970-х-1980-х годов и определить его роль в формировании современных приемов музейного прпоектирования.

Для достижения цели представляется необходимым осуществить последовательное решение следующих задач:

проанализировать понятие, сущность и основные этапы художественного проектирования музейных экспозиций;

- раскрыть специфику художественного проектирования музейных экспозиций в СССР в 1970-1980-е гг.;

- раскрыть процесс организации производства и определить
особенности художественного проектирования музейных экспозиций в
Ленинграде;

- изучить влияние опыта ленинградской школы проектирования
музейных экспозиций на работы современных художников -
экспозиционеров.

Гипотеза исследования: практику ленинградских художников -проектировщиков музейных экспозиций можно позиционировать как ленинградскую школу музейного проектирования со своей спецификой и особым вкладом в развитие музейного дела в стране, сформировавшуюся в 1960-х годах и достигшую пика своего развития в 1970 - 1980 гг.

Методологическую основу исследования составили положения, принципы и понятия, разработанные в отечественном искусствоведении и прикладной культурологии М.Б. Гнедовским, М.Т. Майстровской, Т.П. Поляковым и др.

В работе применены методы, используемые при исследовании пространственно-предметного и конкретно-событийного мира культуры, культурного опыта людей - системно-исторический, структурно-функциональный, а также факторный и компонентный анализ.

Избранный подход обеспечивает корректность искусствоведческих обобщений, позволяет рассматривать процесс художественного проектирования музейных экспозиций как составную часть культуры, объективно оценивать тенденции их эволюции в определенную историческую эпоху.

Методы исследования. Методика исследования имеет комплексный характер и предполагает использование следующих типов источников: теоретические (изучение научных трудов, публикаций, рукописей, рассматривающих отдельные аспекты данной проблемы), неопубликованный архив и фототека КЖОИ, введение его в научный оборот, а так же личный практический опыт автора данного исследования.

Источники. Теоретико-эмпирическая база исследования включает материалы 48 музейных экспозиций спроектированных в Ленинграде в 1970-1980-е г. В состав источников вошли: каталоги, путеводители, буклеты, нормативно-правовые документы в области музейного дела, действующие на территории Российской Федерации; документы, регламентирующие деятельность музеев; фонды и экспозиции этих музеев; интернет-ресурсы (порталы «Музеи России», «Музеи Сибири» и др.).

При исследовании вопросов становления и развития производства по художественному проектированию музейных экспозиций в Ленинграде использованы архив и фототека КЖОИ, а также материалы из неопубликованной рукописи воспоминаний референта КЖОИ Е.А. Аман.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем: Впервые наиболее полно изучен, обобщен и проанализирован опыт ленинградских хужожников по проектированию музейных экспозиций 1970-х-1980-х годов. Выявлено его влияние на современную практику музейного дела на современном этапе.

Теоретическая значимость результатов исследования.

В теоретическом плане значение работы состоит в следующем: изучены и обобщены сведения по проблемам художественного проектирования музейных экспозиций; введен в научный оборот комплекс материального и духовного историко-культурного наследия Ленинградской школы проектирования музейных экспозиций.

Практическое значение. Данные этого исследования могут иметь практическое значение для экспозиционной работы музеев, являться методическим и справочным пособием в художественном проектировании музеев. Материалы работы могут быть использованы в различных видах научно - теоретической деятельности, направленной на расширение диапазона знаний о специфике организации музейных экспозиций.

Апробация научного исследования. Основные положения диссертации апробировались на следующих конференциях:

1. Научная конференция «Перекресток культур - музейная память»
Национальный музей Республики Татарстан, г. Казань, 12-13 ноября 2009г.

2. Всероссийская научно-практическая конференция «Социально-
антропологические проблемы информационного общества» РГГУ г. Киров,
18-19 декабря 2009 г.

3. III Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых
«Искусствоведение и дизайн в современном мире: традиции и перспективы»
ТГУ им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, 22 апреля 2010 г.

Этапы исследования.

  1. Определение процесса художественного проектирования музейных экспозиций как проблемы искусствоведения.

  2. Общий обзор развития проектирования музейных экспозиций в 1970-1980-е гг. в СССР, переход к предмету исследования.

  3. Исследование истории развития ленинградской организации художественного фонда (ЛОХФ) при ленинградском отделении союза художников (ЛОСХ).

  4. Раскрытие специфики ленинградской школы проектирования музейных экспозиций и роли Комбината Живописно-Оформительского Искусства (КЖОИ) в развитии художественного творчества в Ленинграде второй половины XX века.

5. Изучение и введение в научный оборот рукописей воспоминаний
сотрудников, архива и фототеки КЖОИ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Художественное проектирование музейной экспозиции - это
демонстрация в объемно-пространственной и художественной среде
экспозиционного ансамбля на основе художественной концепции в целях
оптимального освоения содержания экспозиции посетителями музея.

2. В экспозиционном искусстве художников КЖОИ можно выделить
ряд следующих особенностей, в русле которых происходил поиск
экспозиционных решений и форм: открытое построение своеобразного

музейного образа, обширная сфера деятельности мастеров ленинградской школы проектирования музейных экспозиций, развитие такого экспозиционного ансамбля как идеологический музей, применение вновь создаваемых произведений искусства, причем эти произведения часто проектировались и создавались самими авторами экспозиции. 3. В экспозиционном искусстве последних десятилетий можно выделить основные направления, в русле которых происходит поиск экспозиционных решений и форм, традиционных для школы художественного проектирования музейных экспозиций КЖОИ. Эти направления проявляются в решении образно-тематической композиционной структуры музейной экспозиции, смелых и разнообразных приемах архитекгурно-пространственной организации экспозиционной среды, в органическом единстве и целостности экспозиционных комплексов, значительном повышении качественного уровня современного экспозиционного дизайна.

Структура диссертации обусловлена логикой и последовательностью решения поставленных задач. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, списка сокращений, а также иллюстративного и документального приложения.

Похожие диссертации на Художественное проектирование музейных экспозиций в Ленинграде в 70 - 80-е г. XX века