Содержание к диссертации
Введение
I. Введение 3
II. Проблема историзма в русской архитектуре советского периода 9
III. Соотношение историзма и современности в современной градостроительной среде Москвы 53
ІV. Явление историзма в московской архитектуре 90-х гг 79
V. Заключение 138
VI. Библиография 154
- Проблема историзма в русской архитектуре советского периода
- Соотношение историзма и современности в современной градостроительной среде Москвы
- Явление историзма в московской архитектуре 90-х гг
- Заключение
Проблема историзма в русской архитектуре советского периода
Обращение к историческому наследию неоднократно появляется в долгой истории русской архитектуры. Поскольку и современная архитектура не может появляться без влияния исторического опыта, следовательно проблема историзма имеет глубокие корни в истории русской архитектуры. Историзм часто вдохновлял архитекторов на формообразование новых построек и одновременно препятствовал развитию радикального архитектурного направления.
Историзм в нашем понимании - не название конкретного направления в практике определенного времени, а тенденция, проходящая сквозь все периоды развития архитектуры, начиная с Возрождения. Историзм определяется обращением к культуре прошлого (как правило, такого, с которым его время уже не сохраняет прямой преемственности) для решения проблем настоящего. Он использует в своем языке знаки, свидетельствующие об обращении к исторической памяти в системе, принадлежащей актуальной культуре. Это отличает историзм от традиционализма, который в актуальной культуре ищет возможности наполнить жизнью прямую преемственность, активизацию традиций - живых или угасающих, но еще не ставших культурным наследием прошлого.
Традиционализм всегда серьезен и однозначен, историзм многозначен и заключает в себе момент театрализации жизни, игры. Поскольку историзм характеризует современное средствами исторически минувшего, значения, которые он несет многослойны, разноплановы и внутренне противоречивы (исходное внутреннее противоречие определяется использованием для выражения понятий одного времени знаковых элементов, идущих от другого времени). Характеризуя современное как нечто "ставшее", историзм обычно стремится выразить его превосходство над прошлым, теперь уже "бывшим". Он может быть романтичен или холодно классичен, может стремиться к патетике, но не исключает и внутренней иронии или преувеличений гротеска. И, разумеется, историзм субъективен - в творческом методе и в обращенности к субъекту -потребителю архитектуры - его представлениям, ассоциациям. Произведения историзма требуют сотворчества зрителя (а, значит, зависят от его информированности и знакомства с "правилами игры").
Новаторские направления архитектуры XX в. не сразу оказали влияние на облик городской среды. До средины столетия функционализм занимал незначительное место в строительстве. Он распространился широко только во второй половине XX в. Но в это время его основные объемы размещались в новых окраинных районах городов - зонах массового строительства. Городская среда большинства крупных городов, сформированная во второй половине XIX в., включает в различных объемах сохранившиеся ансамбли (или их фрагменты) исторической застройки, памятники архитектуры и произведения современного движения.
Архитектурно-художественная среда центров большинства городов сложилась под влиянием историзма, объединяющего несколько направлений - "стилизации", эклектики, модерна и др. - различающихся глубиной и последовательностью в привлечении художественного наследия прежних веков. Последовательный всеевропейский процесс эволюции в зодчестве от античности через Византию к романскому зодчеству, готике, ренессансу, барокко, классицизму и ампиру исчерпал себя к 30-40-м гг. XIX в. После кратковременного, но то же всеобщего и глубокого периода, а отчасти и под его влиянием этот общий процесс историзма распался на национальные школы, пытавшиеся найти стимул к дальнейшему развитию в собственном историческом наследии.
При этом использование национального наследия со второй половины XIX в. по первые десятилетия XX в. прошло путь от прямого цитирования и "рисования в стиле", достаточно поверхностного, к глубинному освоению наследия и утонченной стилизации.
Для России сначала в качестве первоисточника вышла на первый план допетровская архитектура XVII в. Выдающимися произведениями этого периода стали крупнейшие репрезентативные столичные объекты: Большой Кремлевский дворец в Москве (архтектор К. Тон, 1843-1848 г).
Последующее развитие историзма шло двумя путями. Первый -углубенное овладение отечественными традициями и их избирательное применение. Второй - профессиональное энциклопедическое овладение языком архитектурных форм различных эпох и народов для применения их в проектировании в соответствии с заданием или замыслом заказчика (эклектика).
После Октябрьской революции советская архитектура развивалась в особых социальных и экономических условиях. Под влиянием идеологии ее отношении с зарубежными странами были ограниченными и нерегулярными. До второй мировой войны она продолжала развиваться в одном ритме с главными фазами развития международных культурных тенденций, но слишком специфичными путями.
В этот период архитекторы авангарда искали радикальное новое в формообразовании архитектуры. Однако принципы неоклассицизма не потеряли свои возможности и продолжают поиск новых образов и новых форм. При этом естественным ориентиром оказался романтический классицизм кануна Великой французской революции.
Архитектура 1917 - 1922 годов связана прежде всего с монументами. Ключевым объектом неоклассицизма стал памятник Жертвам революции на Марсовом поле в Петрограде (1917 - 1919) (архитектор Л.В.Руднев (1885-1956)). Быть может само то, что рудневский монумент был первым, определило роль его ступенчато-массивного очертания как парадигмы монументальной формы множества сооружений.
Тема уступчатого каменного монолита привлекала внимание И.А.Фомина. Он перенес ее на центрические объемы монументов (уступчатый обелиск - проект памятника товарищу Артему в Донбассе, 1921; монолит с уступчатым завершением осуществленного надгробного памятника артисту И.В.Тартакову в Петербурге, 1923 -1924; ступенчатая пирамида памятника-мавзолея "Борцам, павшим за дело революции" в Лесном, Петербург, 1923).
Романтичные монументы Руднева и Фомина заложили устойчивую традицию монумента-знака. В кругу влияния этой традиции - щусевский Мавзолей В.И.Ленина. Ее дальние отголоски ощутимы и в пирамидальных структурах пространственной композиции московских высотных зданий конца сороковых - начала пятидесятых годов.7
В двадцатые годы бумажная архитектура была особенным явлением в советской архитектуре. В конкурсных проектах И.А.Фомина, созданных в 1919 году - "Дворец рабочих в Петрограде" и "Крематорий для Петрограда" выражено стремление продолжать традиции классики и революционный романтизм.
В те годы в школе, сложившейся в Петрограде вокруг И.А.Фомина, патетический гигантизм стал характерен для "бумажной архитектуры". Кульминацией - и вместе с тем завершением ряда утопических "бумажных проектов" - стал конкурс на Дворец труда в Москве (на месте, где позднее появилась гостиница "Москва"). Программой предлагалось очень крупное сооружение, объединенное вокруг зала массовых собраний и конференций на 8 тыс. мест. Исходная установка была противоречивой - с одной стороны дворец, а потому необходим "богатый, соответствующий своей идее вид", но "выраженный простыми современными формами, вне специфического стиля какой-либо прошлой эпохи". Первой премией отмечен проект петроградца Н.А.Троцкого, ближе всех подошедшего к двойственности программы. Фантазия автора создала подавляюще величественное сооружение за обобщенно-монументальными формами. Вместе с тем, образная и формальная целостность проведена во всех аспектах замысла. В отличие от подобной свободы формообразования, достигающего однородного сплава отражений исторических прообразов и новаторского поиска, Белогруд предложил проект здания, внешний облик которого - высокопрофессиональная стилизация "на флорентийские темы", а интерьер громадного зала определен техницистской обнаженностью мощной ребристой железобетонной конструкции.
И.А.Голосов( 1883-1945) был один из своеобразнейших мастеров этого времени. Его главная проблема формообразования была показана в организации "внутреннего движения масс", линиями тяготения определяемых их геометрические свойства. Голосов исходит от неоклассики, и увидел возможность передать дух времени в упрощении форм. Он подчеркивал, что "классическая архитектура не есть форма абсолютная, а только историческая". Голосов стремился выяснить общие законы, которые определяют ее целостность и образность. Его занимала проблема классического ордера.
Соотношение историзма и современности в современной градостроительной среде Москвы
В последние десятилетия с проникновением капитализма произошло заметное изменение в архитектурной ситуации Москвы. В центральных районах и вдоль основных улиц появляются новые здания, которые зеркально воспроизводят западную архитектурную моду. На примыкающих боковых улицах видны обновленные исторические здания и новые сооружения, воспроизводящие былые стили. Это производит впечатление; в городе формируется высококачественная архитектурная среда. Но в стороне от центральных районов редко можно увидеть подобную строительную активность. Обветшавшие кварталы низкокачественных многоквартирных домов с поблекшей и невозобновляемой покраской, сломанные незакрывающиеся двери, неухоженные придомовые пространства, развороченные тротуары и проезды, годами не видевшие ремонта. Видны пустые технически устаревшие производственные здания, незаконченные объекты, которые в экономическом отношении уже не имеет смысла завершить. Небольшие и среднемаштабные объекты повседневного обслуживания стоят пустыми. Каждодневное рутинное строительство, периодические реконструктивные работы по повышению комфорта и удобства населения случаются довольно редко в Москве. Сегодня перед московскими архитекторами стоят серьезные градостроительные проблемы. Среди разных городских проблем сохранение исторических объектов занимает важное место. После гласности с развитием туризма городские деятели начали более серьезно относиться к историческим памятникам. Сохранение и восстановление исторической среды стали главным направлением нового Генерального плана 1998 г.
По отношению к историческому прошлому всегда судят об уровне культуры человека независимо от его образования и занимаемой должности. Меняются социальные обстоятельства, но остаются проблемы сохранения архитектурно-градостроительного наследия и современного его использования. В последние годы во многих исторических городах крупные высотные сооружения возведены в непосредственной близости от древних строений. Они резко диссонируют с исторической средой и справедливо вызывают отрицательное отношение. Возникшее понятие архитектурно-исторической среды заставило исследователей и практиков изменить подход к проблеме сохранения исторических ценностей.
В расхожей метафоре город соотносится с живым организмом. Суть не в том, что город - система, которая должна обладать гармоничной взаимосвязью частей. Взаимосвязанность присуща и структуре механизма. Суть в том, что город, как нечто живое - система, которая растет, изменяется, но должна сохранить при этом целостность и самоидентичность. Москва из малого поселка на Боровицком холме разрослась в гигантский мегаполис, оставаясь Москвой. Развиваясь вместе с жизнедеятелостью, которая его наполняет, город совмещает в своем единстве старое и новое - результаты духовного и материального производства разных эпох. Во взаимодействии качественно различных форм своей среды город воплощает для своих обитателей связь прошлого, настоящего и будущего. Вещественные следы исторической судьбы определяют его особый образ, который служит людям опорой ориентации в пространстве-времени культуры и социальном пространстве. Память, овеществленная в системах среды города, осознается как ценность первостепенной значимости.
В градостроительстве отношение к сохранению и восстановлению исторической среды приобретали разные характеристики по времени. В Москве вплоть до 1917 г. продолжали действовать основы градостроительного регулирования, застройки в духе классицизма. Коренные социально-экономические перемены, принесенные революцией 1917г, заметно отразились на облике Москвы. Переустройство общества требовало своего символического выражения в крупномасштабных престижных сооружениях, широких столичных проспектах, уничтожении того, что олицетворяло темные стороны капиталистического прошлого. Первым глубоко символичным шагом в этом преобразовании было переселение рабочих из фабричных казарм в большие квартиры доходных домов центра Москвы. Это привело к резкой переуплотненности кварталов центра, большой удаленности рабочих от мест труда и, главное, превратилось в одну из тяжелейших социальных бед города - засилье коммунальных квартир, которые и спустя восемь десятилетий остаются трудноразрешимой проблемой центральной, наиболее престижной части города.
В советский период процесс централизованной плановой застройки и благоустройства Москвы на основе официально утвержденных генеральных планов можно разделить на 4 основных этапа: 1) 1931-1941 гг; 2) 1945-1950 гг.; 3) 1951-1960 гг.; 4) 1961-1991 гг. В конце 1991 г. началась история новой демократической России и новый этап градостроительной истории ее столицы.
Градостроительная концепция 30-х гг., проникнутая верой во всемогущество технического прогресса, легла в основу генерального плана Москвы 1935 г. Основой нового Генерального плана развития Москвы 1935 г. оставалась радиально-кольцевая структура. Он являлся началом процесса комплексных реконструкций и развития столицы страны, при строгом идеологизированном подходе ко всем градостроительным документам переустройства Москвы. Однако стремление к идеальной схеме, исправлению сложившейся структуры города привело к необратимым утратам исторического наследия.
В советский период до войны произошли принципиальные градостроительные просчеты и неизбежные градостроительные потери в результате навязанной идеологизированной политики преобразования Москвы в индустриальную столицу первого в мире пролетарского государства, развиваемых, в первую очередь, в интересах рабочих и крестьян. Но интересы интеллигенции, служителей религиозных культов в первом случае ставились на дальний план, а во втором случае - полностью игнорировались. По декрету Советского правительства - за подписью И.В.Сталина - объявили «безбожную пятилетку», ее цель - к 1 мая 1937 г. «имя бога должно быть забыто на территории страны», в чем пример должна была подавать Москва. В 1932 г. приняли решение ВЦИК о высылке из Москвы всех монашествующих, продолжилось и развернулось в небывалых масштабах закрытие, разрушение или, в лучшем случае, переоборудование для светских целей монастырей и храмов. В этот период разрушали Храм Христа Спасителя (памятник победы в войне 1812 г.), снесли древний Собор Спаса на Бору в Кремле и десятки других храмов. Во время реконструкции центральных районов Москвы наряду с обветшалыми, не представляющими ценность зданиями были снесены исторические и культурные памятники.
В период Великой Отечетственной войны 1941 - 1945 гг. реализации Генплана 1935 г. временно прекратились. После войны развернулись работы по восстановлению города, а затем продолжилась его плановая реконструкция. Второй этап социалистического преобразования Москвы был, главным образом, посвящен восстановлению городского хозяйства и улучшению условий обслуживания населения. В основном эти задачи были решены за послевоенные первые 5 лет.
Третий этап развития и реконструкции столицы характеризовался развертыванием массового жилищного и культурно-бытового строительства на основе индустриальных методов возведения зданий и сооружений. Был принят десятилетний план реконструкции Москвы на 1951-1960 гг. Этот градостроительный план основывался на идеях Генплана 1935 г., но и включал ряд новых предложений по улучшению планировки и застройки города, прежде всего - основных магистралей, въездов в Москву, освоению резервных территорий. Было принято решение о постепенном переходе на полносборное домостроение и о создании необходимой для этого производственной базы. На Всесоюзном совещании строителей в 1954 г. были намечены пути перехода к возведению зданий и сооружений индустриальными методами по типовым проектам. В Москве были разработаны типовые проекты для массового жилищного и культурно-бытового строительства, создана индустриальная база, укрупнены строительные организации.
10-летний план реконструкции Москвы на 1951-1960 гг. способствовал застраиванию территории за чертой старого города, вдоль основных магистралей. Значительным событием этого периода было сооружение высотных заданий Москвы, которые образно закрепили радиально-кольцевую структуру городского плана и определили новый выразительный силуэт столицы.
Десятилетний период развития и реконструкции Москвы 1961-1970 гг., по сути, является первым этапом реализации нового тогда Генерального плана развития столицы. В то десятилетие возвели ряд уникальных зданий и сооружений: Кремлевский Дворец съездов, здание СЭВ, Общесоюзная телевизионная башня в Останкино, гостиница «Россия», Центральный аэровокзал, комплекс на Новом Арбате, новые корпуса МГУ на Ленинских горах и многое другое. Продолжалось представительное жилищное и культурно-бытовое строительство.
В 1971 г. был принят новый Генеральный план развития Москвы на период до 1985-1990 гг. с учетом прогнозов на более отделенную преспективу - 2000 г. Генеральный план 1971 г. явился важным градостроительным документом, направленным на общую стратегию развития города с учетом решения социально-экономических, инженерно-технических, экологических и других проблем. Москва была поделена на 8 планировочных зон, делившихся в свою очередь, на более мелкие планировочные районы (они стали прообразом административных округов и районов 90-х гг.), для которых был определен наиболее целесообразный режим градостроительных преобразований, срок ритма их социально-экономического переустройства. Идея правильного, радиально-кольцевого плана возродилась в нем в гипертрофированном виде за счет создания кольцевой автомагистрали. Звездообразная симметрия системы общегородского центра продолжала геометрическую идею, которая вступала в очевидный конфликт с масштабами осваиваемой территории. Инерция естественного развития не могла быть сдержана условными границами в угоду традиционной радиально-концентрических схеме, и через несколько лет вышла за пределы кольца, очерченного генеральным планом.
В генплане Москвы в 1985-1990 гг. была усовершенствована концепция развития инженерно-транспортной инфраструктуры города. Особое внимание уделялось развитию транспорта и системе магистралей; намечалось дополнить радиально-кольцевую сеть улиц и дорог хордовыми магистралями, позволяющими освободить центр города от транзитных потоков, также намечалось создание новых кольцевых магистралей в городе на основе существующих и планируемых улиц. Значительное внимание обращалось на разное расширение масштабов жилищного и культурно-бытового строительства. Предлагалось расширить фронт работ по озеленению и комплексному благоустройству города, представительно решать вопросы рекреационного обслуживания москвичей в самом городе и в Московской области.
В связь с исторической средой была разработана на обстоятельной научной основе программа сохранения и восстановления памятников истории и культуры, план бережного отношения и дальнейшего сохранения памятников природы. В центральной части города были выделены заповедные зоны, где много памятников истории и культуры сохранялись с особым пристрастием на основе особых градостроительных требований к развитию этих частей города. В это время было запрещено строительство в Москве производственных объектов, за исключением необходимых для непосредственного обслуживания нужд населения и городского хозяйства. В научном обосновании была выделена Пригородная зона г. Москвы в радиусе 50-60 км от границ столицы с определением характерных черт развития этой территории, учитывая особую значительность ее важнейшей части как хранилища чистого воздуха Москвы намечалось в пределах Московской автомобильной дороги, но были определены и дополнительные территории для будущего расширения территориальных владений столицы - 10 тыс. га в ее Природной зоне.
В общественном сознании этого периода представление об противостоянии старого и нового обострялось пространственным разделением качеств в системе города. Старое, гуманное и естественное, обособлялось во внутреннем ядре от технотронного крупнопанельного нового. Охранительство, идеалом которого стало недвижное инобытие города музея, обратилось в представление утопии с ее статичными идеалами и мифологическим временем, отвергающим непрерывность и неотвратимую последовательность времени реального. Попытки охранительства «остановить мгновение» вели только к ускорению разрушения исторических структур, поскольку социальное развитие оказывалось противостоящим омертвленной среде.
Явление историзма в московской архитектуре 90-х гг
В архитектурной среде Москвы 1990-х гг. отмечается резкое изменение. Гласность и перестройка повлияли не только на политическую и общественную жизнь страны, а их влияние сказалось и в архитектурной культуре. В последнее десятилетие в столице России возник самый активный строительный бум. В результате оживленной строительной деятельности Москва приобретала новый городской облик.
Рассматривая новые постройки столицы, мы не можем не обращать внимание на отражение историзма. Оттенок историзма везде проявляется. Самый крупный православный центр - Храм Христа Спасителя - недалеко от Кремля восстановлен. И многие административные сооружения реконструктированы в духе историзма. В самом центре столицы появился торгово-выставочный центр "Манеж", который построен в духе историзма. Вместе с административными и религиозными сооружениями многие старые доходные дома реставрировались и тоже превращались в новые привлекательные жилые дома.
С проникновением западного постмодернизма, историзм в Московской архитектуре представляет собой главное направление архитектуры текущего времени. Отмечая огромное влияние историзма, появился термин «московский стиль», точное определение которого еще не уяснено в российской архитектуре. На существование или понятие московского стиля многие ученые имеют разные взгляды. Поскольку архитектурная среда Москвы приобретает свое особенное выражение московского стиля многие ученые имеют разные взгляды. Поскольку архитектурная среда Москвы приобретает свое особенное выражение.
История национальной архитектуры не знает неизменных чисто московских стилевых признаков. Особенности города скорее в характере его планировки, в замечательном разностилии, в особом характере адаптации европейских стилей. Москва в национальном сознании -стихийная эклектика, беспорядочное смешение построек разного времени. В городе есть поздние образцы древнерусской архитектуры, есть Кремль, остатки усадебной Москвы, есть национальное барокко (нарышкинское -единственный прецедент - называют также московским), есть шедевры классицизма (главный - баженовский Пашков дом), есть эклектика, шедевры модерна (главный - шехтелевский особняк Рябушинского) и ординарный модерн доходных домов, существуют образцы неорусского стиля начала века, относящиеся в основном к официальным, репрезентативным зданиям и церквям, остался еще стремительно ветшающий конструктивизм существует сталинская, хрущевская и брежневская Москва.
Источником историзма в России являлась антимодернистская реакция как начало западного постмодернизма. Его русская специфика возникала из советских условий. Модернизм был официальным стилем позднесоветской империи. В позднебрежневские времена всеобщая усталость от тотального архитектурного бесстилья стала главной причиной поиска некой особой национальной архитектуры. В поисках обновленного идеала советские чиновники обращались к дореволюционному прошлому и вдохновлялись национальной архитектурой.
Но о классическом постмодернизме в Москве говорить трудно, поскольку формальные проявления этого типа художественного сознания на русской почве присутствовали всегда - Москва традиционно адаптировала европейские стили и смешивала несоединимое, но не отстраненно или с иронией, а наивно или с пафосом. И ни о каких признаках постмодернистской идеологии (отказ от пафоса переустройства мира к лучшему, жонглирование смыслами, отстраненность и ирония) речи не шло. Верные национальному сознанию чиновники позднесоветских времен видели новый стиль не как проявление нового взгляда на задачи культуры, а как украшение, то есть улучшение настоящего приметами прошлого. В их взгляде назад было несколько главных остановок - палладианство (портик, колонна, ордер, ротонда), неорусский стиль (крыльцо, козырек, наличник, башенка) и модерн как символ изысканности и пластичности. В результате их предпочтения возникла циничная эклектика - механическое совмещение в одном пространстве разностильного декора.
Особенной чертой историзма в русской архитектуре последнего десятилетия является его парадоксальность. Москва представляет собой единственную из столиц, где историзм принял характер государственной политики. Эта политика действовала в течение 5 лет строительного бума. Активная архитектурная деятельность в духе историзма превратила Москву в один из главных центров антимодернистской реакции в мире. Роль защитников русского историзма - берет на себя охрана памятников. Антимодернистская реакция других представителей - архитекторов -возникала не из идеологических, а из профессиональных источников, из архитектуры западного постмодернизма. Постмодернизм в своей основе -деконструкция фундаменталистской позиции. Он принципиально находится вне поля власти, не претендует на владение истиной и стремится к денконструкции любого властного дискурса.
Однако постмодернизм последнего десятилетия изменился до неузнаваемости. В раннем постмодернизме произведение представляется как текст, его части - как набор знаков. Ценность знака определяется тем, что он означает, а не тем, как он выглядит. Сдвиг к семантике привел к переосмыслению категорий архитектуры - композиция, форма, пропорции, тектоника, фактура утеряли свое значение. Но в нынешнее время вместо них появились символы, аллюзии, интерпретации, игры и т.д. Сегодня важен не интертекстуальный фон произведения, но то, как оно сделано. Применительно к ордеру - важно не то, что означает колонна, но то, как она нарисована. Собственно красота рисунка и оказывается ее главным содержанием.
Итак московский историзм является особенным феноменом в русской архитектурной культуре 90-х гг. В нем отражаются поиски своей культурной идентичности после разрушения Советского Союза. Особенный характер московского историзма состоит в том, что появление историзма 90-х гг. произошло под влиянием политической власти. По этой причине в московском историзме трудно найти точное сходство с понятием постмодернизма. Хотя сам постмодернизм тоже пережил немалое изменение в последнее время.
Самым представительным произведением московского историзма является восстановленный Храм Христа Спасителя. В формировании историко-культурного своеобразия городов и районов важнейшее образное и ориентационное значение всегда имели культовые сооружения.
Храмы на протяжении всей истории человечества были наиболее выразительными элементами пространственной структуры поселений. Они многократно - после стихийных бедствий, войн, пожаров, мятежей -возрождались на традиционных местах. Они были смысловыми, художественными, звуковыми фокусами среды, повседневно воздействовали на духовное, эмоциональное и эстетическое восприятие людей.
В этой основе восстановление Храма Христа Спасителя приобретает важное смысловое значение. Новый восстановленный главный православный центр России означает, что теперь Москва станет главным православным центром в мире, и сам храм стал символом возвращения религии, которую русские потеряли во время господства сурового коммунизма.
История строительства храма Христа Спасителя имеет глубокий корень в русской архитектурной культуре. Конкретно историческое своеобразие общественного сознания середины XIX в., объяснявшее русское и русских православием, благоприятствовало переосмыслению не умиравшей на протяжении XVIII - первой четверти XIX в. идеи "Москва -третий Рим" в направлении, родственном тому, которое придавалось ей в Древней Руси, когда из двух ее составляющих - имперской и христианско-православной - первостепенное значение имел православно-христианский аспект. Это же обстоятельство способствовало возрождению в зодчестве XIX в. идеи "Нового Иерусалима". Все вместе взятое предопределило особенности композиции, местоположения, стиля, планировки и структуры храма Христа Спасителя, его содержание и символику.
Заключение
В течение XX века историзм играл огромную роль в формировании городского облика Москвы. Обращение к историзму неоднакратно появлялось в истории архитектуре Москвы. В конце 19 века неоклассицизм господствовал в формообразовании московской архитектуры. И в начале XX века в области монументальной архитектуры построены здания, в которых выражается новая революционная тенденция того времени. В период распространения авангарда архитекторы историзма пытались найти новый подход к использованию элементов нового стиля.
При господстве соцреализма в культуре России историзм был использован для выражения идеологии социализма. Высотные здания, которые образуют новую городскую вертикаль вместе с колокольнями и куполами церкви, построены в 40-е и 50-е годы XX века. И московский метрополитен, сооруженный в духе историзма, является еще одним шедевром московского историзма того времени.
В 60-е и 70-е годы XX века историзм считался старым и в то же время излишним в архитектурной среде. Вера в технический прогресс и утопическая мечта советского общества оказали огромное влияние на московскую архитектуру.
После гласности атмосфера общественной перемены отражается в архитектурной среде столицы нового демократического государства. Вместе с возникновением интереса к историческому наследию, который вызвала усталость от господства модерническои архитектуры, историзм стал искать свое место в архитектуре Москвы. Распространение посмодернизма в западной архитектуре стало одной из причин популярности московского историзма. Но западный постмодернизм не сыграл большую роль в московской архитектуре. В Москве историзм начинается с реконструкции и восстановления исторических сооружений. Устаревшие исторические храмы отреставрированы и построены новые здания в духе историзма.
Долгая история градостроительства Москвы показывает соотношение между историзмом и современностью. В генеральном плане во времена социализма не обращалось внимание на историческое старое. Оно считалось уже прошлым, и что не имело никакого отношения к настоящей жизни городских жителей. Главным направлением генерального плана является создание инфраструктуры города, не слишком учитывая сохранение исторического наследия. В результате такого мероприятия устаревшие исторические шедевры снесли и потеряли свое место. Дисгармония между исторической средой и новыми современными постройками вызвала искажение городского облика столицы.
При господстве социального реализма многие религиозные сооружения снесены и остались только памятью прошлого времени. В генеральном плане середины XX века появлялось новое обращение к историческим памятникам. Это было лишь проектом, а их реализация не была осуществлена. И попытка исправления и реставрации исторических памятников не принесла положительный результат, они изменялись и не приобретали прежнее величие.
После разрушения Советского Союза связь между старым и новым в архитектуре стали искать новое понимание. Подход к историческому наследию изменился. История - это не означает прошлое и лишнее, она может стать ключом для решения сегодняшних проблем. Через зеркало истории человечество может исправить свои ошибки, повторение которых возможно и в сегодняшнее время. С этим новым пониманием истории историзм стал снова занимать свое место в современной архитектуре. Как ценность культуры человечества и драгоценное место для туризма, сохранение и реставрация исторических сооружений является одним из самых важных предметов в новом Генеральном плане Москвы.
Новый Генеральный план уделяет большое внимание сохранению и рациональному использованию исторических построек. В историческом городе уже запрещено строить новые современные здания, за исключением необходимых случаев и не разрешается строить промышленные постройки. Для гармонии и сохранения исторического облика города новые здание должны уважать окружающие исторические сооружения и естественно вписываться в архитектурный ансамбль.
В связи с сохранением исторического облика Москвы, в Генеральном плане есть устремление для максимального сохранения нынешней границы столицы. Поскольку историческая целостность облика города во многом зависит от его естественной кольцевой структуры, расширение границы города может вызывать искажение целостности исторического городского облика.
И в новом Генеральном плане 1998 года сохранение исторического наследия не только ограничено в конкретных предметах исторических сооружений, а включается и в их окружающие территории.
Этот новый подход вызвал разные реакции среди ученых, архитекторов и многих других специалистов в этой области. Но в такой переходной стадии общества обращение к сохранению исторического наследия является очень важным для будущего образа города и жизни городских жителей.
Влияние историзма явно отражается в архитектуре Москвы последнего десятилетия. В начале реставрационная работа была необходима. Вещественные исторические памятники приобретали свою прежнюю красоту. Самым представительным храмом был Храм Христа Спасителя. С его восстановлением историзм утвержил свое место в архитектуре Москвы. Кроме восстановления и реставрации устаревших церквей снова начались постройки новых храмов. Объем самих зданий уменьшается по сравнению с прошлым временем, а в стилистике формообразования храма появляется новая модернистская трактовка. Примером этого направления может служить Храм Памяти в парке Победы. В нем выражается символическая черта русской церкви вместе с модернистским направлением. Сегодня в столице продолжается храмостроительство. И в их трактовке формообразования появляется новая современная тенденция.
С внезапным строительным бумом исторический центр Москвы приобретал новый облик. В результате восстановления Воскресенских ворот и Казанского собора Красная площадь получила свою четкую границу и историческое символическое значение.
Гостиный двор, который уже много лет как потерял свое функциональное значение в жизни городских жителей, реконструирован. Благодаря смелым решениям архитектора, атриум Гостиного двора покрыт прозрачной крышей и превратил это место в новое прекрасное пространство для москвичей. После реконструкции Гостиного двора Москва приобрела еще одно прекрасное место для торговли и культурной жизни народа. Кроме отмеченных сооружений многие административные и религиозные здания уже отреставрированы, и центр города получил свой новый облик.
Среди реставрационных работ самое яркое явление в московской архитектуре - это реконструкция бывших доходных домов. Они находятся на улице, которая наполнена историческими памятниками. По этой причине реконструкция этих домов не легко разрешаемая проблема. При выборе архитектурного стиля многие авторы проявили уважение к прежнему стилю для гармонии с окружающей исторической архитектурной средой. Но иногда архитектор выбирал смелый подход -смесь современного архитектурного стиля с историческими элементами.
Банк "Империал" входит в эту тенденцию. Автор здания использовал прежний архитектурный мотив стиля модерн несмотря на то, что эти декоративные элементы не подходят главной цели банка. Но благодаря этому приему архитектора новая реставрированная постройка может гармонично вписаться в облик старой исторической улицы.
При простойке нового офисного здания в Подсосенском переулке главной задачей было восполнение нарушенной красной линии застройки. Автор решил бесстрастно вживить новое в историческую среду. Он нейтрально трактовал облик здания с тщательной проработкой отдельных композиционных пятен. Такой подход создает впечатление как будто дом стоял здесь всегда, не вызвая сомнение его современного происхождения.
На улице Новослободской недавно построен жилой дом с офисами. Архитекторы использовали трехчастное членение на офисную и основную жилую части и венчание, наличие мощного эркера для главного фасада. И дополнительно с помощью маски в духе модерна, столярки и металлических балконных ограждений исторический адрес здания стал конкретным. В результате применения мотивов историзма новая постройка стала создать гармонию с окружающим зданием, построенным в стиле модерн.