Введение к работе
Актуальность проблемы, Художественно-эстетическое своеобразие народного іскусства Западного Приуралья, отражающее историческое бытие культур леса и степи, [оказывает многогранность народного искусства края и как процесс становления и іазвития художественного пространства в аспектах формирования и функционирования іскусства во встречных потоках культур, рождающих предпосылки художественной бщности при сохранении национальной самобытности, содержит комплекс «рассмотренных наукой проблем. Взаимодействие художественно-образных тем в :ародном искусстве - финно-угорской, тюркской, славянской - не является до астоящего времени предметом искусствоведческой интерпретации.
Художественно-образные процессы народного искусства, играющего роль вязующего звена между формой материальных "объектов" и содержанием идеальных предметов", важны при определении характера и функции народного искусства в пределенное историческое и доисторическое время. Данная проблема, обусловлена иалогичностью форм общественного бытия: этническое - субэтннческое, языческое -онфессиональное, социоорганизациоштое - государственное, доземледельческое -рестьянское, кустарное - промысловое - промышленное - ее решение должно повлиять а развитие науки о народном искусстве.
Цель исследования - постановка проблемы художественно-образных процессов на атериалах народного искусства и их отражения в традиционном жилище Западного риуралья.
В связи с этим автор решает следующие задачи: Установление критериев научного знания по отношению к истории народного искусства, обусловленных специфическими потребностями в уровнях абстракции мышления, отличающихся предметом и объектом познания; Расширение источниковой базы науки о народном искусстве;
Рассмотрение традиционного жилища указанного региона как целостного образного явления, в единстве и своеобразии художественно-исторических признаков.
Границы данного исследования определены временными рамками, собранными торическими, археологическими и этнографическими источниками, позволяющими ісказать идею существования крупных моделей образа традиционного жилища и іедложить идею его типологизации и периодизации. Энеолит как условная нижняя
4 граница и этап изменения способа производства 2-й половины XIX - начала XX вв. ка верхняя временная планка показывают разную интенсивность развития общества, котором переход к сельскому хозяйству на рубеже I - II тыс. н.э. изменяет материалы^ и идеалълуя основы общества. География исследований с севера на юг определена от рею Печора Коми до Башкортостана и Татарстана, а с запада на восток - от границ Ярославской Костромской и Нижегородской областей до западных районов Пермской области.
Методология исследования: положения теории познания, категорш отечественной философии, комплекс устойчивых понятий и определений народной искусства. Теоретической основой исследования являются труды ученых отечественных и зарубежных: Б.А.Рыбакова, Г.К.Вагнера, В.С.Воронова, М.В.Алпатова А.Б.Салтвшова, А.К.Чекалова, В.М.Василенко, В.П.Орфинского, А.В.Иконникова. А.В.Ополовникова, Л.М.Лисенко, И.А.Бондаренко, З.А.Абрамовой, В.А.Оборина, КЛеви-Сїросс, О.Шпенглера, Л.Гаруа и др., а также концепции научных институтов, которые помогают исследовать художественно-образные процессы как качества развития культурного пространства (искусство), как формы художественно-образных идей (искусствоведение) и как предмета теории (искусствознание) одновременно.
Степень изученности, литература, источники. Характер изучения народного искусства носит черты аналитической двойственности. С одной стороны научные идеи М.ВЛомоносова, В.Н.Тагищева, Ф.И.Буслаева, В.В.Сгасова, А.А.Бобринского, В.С.Воронова, А,И.Некрасова, А.В.Бакушинского, АБ.Салтыкова, АХЧекалова, В.М.Василенко, Г.КВагнера, МАНекрасовой, и др. привели к сложению метода исследования народного искусства, который творчески развивается под влиянием ВНИИ искусствознания, НИИХП, Академии кудожеств, МГХПУ им. С.Г.Строганова. С другой, исследования М.Красовского, ИАБартенева, Б.Н-Федорова, М.А.Ильина, И.Э.Грабаря, И.В.Маковецкого, А.В.Ополовникова, В.П.Орфинского, ПАРаппопорта, Л.МЛисенко, И.А.Максимова, Н.Н.Воронина и ряда других исследователей содержат материалы архитектурного анализа, которые важны' для характеристики архитектурно-пластической традиции в истории народного жшлшца Важна позиция НИИТАГ для развития научных направлений в данной сфере. Особенности научной точки зрения на жилище отражает литература, посвященная культуре региона Среди работ, имеющих значение для поставленной цели, важны труды Г.Ф.Миллера, ПС.Палласа, И.Г.Георги, И.И.Лепехина, А.А.Щенникова,
5 И.Н.Смирнова, В.В.Пименова, Р.Г.Кузеева, Н.И.Воробьева. В России утвердилась
концепция жилища на основе славянских источников ЭЛ.Бломквист., МР.Рабинович и
Л.Н.Чнжиковой. Марийское жишпце изучали И.Н.Смириов, ТАКрюкова, Н.ЛВоробьев
(история, этнография), ГАСепеев, Г.И.Соловьева (декоративное оформление дома);
татарское - В.Ф.Генинг, АХХаликов, ААМазанов (археология), М.ГХудяков,
НИ.Воробьев, ЕПКазаков (история), Н.П.Брунов, И.Г.Гайнутдгаюв, ФіХ.Валеев,
Ш.Ф.Мухамедьяров, С.САйдаров, Г.Ф.Валеева-Сулейманова (строительная практика,
архитектура, архитектурно-декоративное искусство); коми - Н.Н.Харузии, Л.Н.Жеребцов,
В.Н.Белицер, ЛСГрибова, НДКонаков, В.А.Семенов (история, этнография), АСыропятов,
И.Н.Шургин, В.П.Орфинский, Н.Е.Успенская (зодчество); чувашское - Ю.АКраснов,
В.Ф.Каховский, С.ММихайлов, АС.Горшков, В.П.Иванов, Л.А.Иваиов, АА.Трофимов,
А.Салмин (история, этнография, общая характеристика и семантика), НБурков,
И.К.Кугураков, В.Г.Ткаченко (архитектура города); удмуртское - М.Г.Иванова (археология),
МАтамаиов (этногенез), А.Пинт, В.Н.Белицер, Т.А.Кркжова, АЮ.Петерсон, С.Н.Віюоградов,
Г.К.Шкляев, К.Чирелли (Венгрия) (этнография), ЕФ.Шумилов, И.Н.Шургин (архитектура),
(СМ.Климов (искусствоведение); башкир - С.Руденко, Н.Попов, П.Небольсин, П.Назаров,
Л.Бергхольц, М.Баишев, Н.Харузии, АИгнатович, КДавлеткильдеева, РіГ.Кузеев,
С.Н.Шитова (этнография, история, строительная техника), Н.П.Колпакова (фольклор),
В.Сыромяшиков, Б.Г.Калимуллин, Е.ГЛковлева, Н.Х.Хисматуллина, А.Г_Янбухтина,
ГАМасленкикова (искусствоведеіше). По жилищу русских литературы немного:
Ц.К.Зелешш (этнография), Г.НЛагин (мировоззрение и обрядность), АН.Афанасьев,
З.А.Барадуллин (архитектурные росписи Урало-Поволжья), ЛДМакаров (сжавянские
ірхеологические источники вятского края), А.В.Копалов, И.В.Маковецкий (сельские
іостройки, архитектура). Привлечение архивных источников, которые исследованы автором в
властных государственных архивах гг. Кирова, Ижевска, Казани, Уфы, Йошкар-Олы,
Іебоксар, Сыктывкара связано с определением их специфики и информативгости для
гскусствоведения. В работу вошли полевые материалы, собранные автором в 1983 - 99 гг.
іафиксировано около пятисот жилых объектов, вошедших частично в приложение к данной
аботе. Можно констатировать, что традиционное жилище Западного Приуралья как объект
[скусствоведения не являлось темой комплексного регионального исследования. Имеются
тдельные сопоставительные материалы по архитектуре, например, финно-иермской
ематяки. Сведения о доме строятся, преимущественно, на материалах XIX - начал» XX в. -
завершающей фазе развития жилища. Недостаточность материалов по археологической реконструкции, в особенности, деревянного жилища, затрудняет анализ ранних художественно-эстетических свойств и процессов. Чаще рассматривается декоративної оформление. Имеющиеся разработки в области теории и истории народной архитектуры, ї особенности, по Русскому Северу и Северо-западу (В.П.Орфинский), могут использоваться при рассмотрении материалов западно-приуральского региона. Это касается, прежде всего, междисциплинарных областей исследований: искусствоведение - архитектура, этнокультура, социально-экономические условия, лингвистика и др.
Научная новизна работы состоит в обосновании теоретических положений, совокупность которых может классифицироваться как новый подход в искусствоведении по проблемам развития народного искусства в регионе. Проанализированы условия становления систем изображения, их взаимосвязь с предметным миром. Искусство как средство становления художественно-образного пространства>определяет идею общего в художественной культуре народов края: две образные модели жилища, девять периодов его развития, три видовые формы жилища, связанные с характером социоприродного синтеза. Явление ландшафтных переживаний, свидетельствует о несинхронности развития космо- и ашропоцеїпрических представлений и появления своеобразия в традиционном жилище. В работе использованы .полевые материалы автора и архивные источники. На защиту выносится проблема диалогичности традиционного жилища: имманентности его формы и метод изучения художественно-образных процессов.
Значение полученных результатов: научное - понятие художественно-образных процессов позволяет сравнить характер национальных материалов по народному искусству и проследить его особенности на длительном историческом промежутке времени; образовательное - результаты исследования предназначены для изучения истории народного и декоративно-прикладного искусства, практического применения выводов при разработке регионального компонента образовательных программ; творческое - дает возможность понять стилевые закономерности в практике народного и профессионального искусства.
Внедрение и апробация работы. Результаты исследования внедрены в виде:
научной программы "Народная художественная культура " (Госкомвуз РФ 1993 -1997);
научной темы "Художественная культура и искусство регионов России" (раздел программы МОиПО РФ "Развитие гуманитарных исследований в России" 1997 -1999);
"Традиционное жилище: культурогенез, классификация, искусство" (RSS, № 1309/97);
культурный международный проект "Уральский дом" (Кёльн - Ижевск, 2000);
проект "Народные художественные промыслы Удмуртской Республики" и создание "Парка ремесел" Удмуртского госуниверситета (1995);
раздел образовательного проекта "Изучение национальных культур в системе детских библиотек" (Удмуртская Республика, 1998);
- материалы исследований использованы при разработке автором учебных курсов:
"Основы декоративно-прикладного искусства" и "Народное искусство и
художествешше промыслы России" для вузов;
- выступления на научных семинарах, республиканских, региональных, международных
конференциях и конгрессах: I Всероссийской научной конференции финно-угроведов
[Йошкар-Ола. 1995); III научной конференции "Вятская земля в прошлом и настоящем"
[Киров, 1995); паучігом семинаре "Фольклор как основа гуманитарного и
жологического образоваїшя: научная методолопія и проблемы" (Москва, 1995);
международной научно-практической конференции: "Восток - Запад: диалог культур"
Улан-Удэ, 1996); юбилейной научно-практической конференции "Региональная
ірхитектурно-художественная школа" (Ростов-на-Дону, 1998); IX международном
сонгрессе фшшоугроведов (Tartu, 2000); HI, IV российской университетско-
ікадемической научно-практической конференции (Ижевск, 1997, 1999); выставке
JGRICULTURE 2000 "Современное искусство финно-угорских народов" (Хельсинки,
.000). Список опубликованных материалов приводится в конце автореферата.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, оответствующих основным проблемно-тематическим блокам исследований, аключента, списка используемой литературы - 396 наименований, 364 с. ашинописного текста и приложений в виде материалов полевых и архивных сследований, а также иллюстративного приложения в виде таблиц, раскрывающих :новные положения диссертации, в которые вошли 172 фотографии автора, 253 тлюстрацин и рисунка из других источников, приведенных для пояснения текста.