Введение к работе
Актуальность темы исследования. На протяжении последних двух столетий наблюдается большой интерес к светскому искусству итальянского Возрождения. Оно стало объектом исследования в различных областях культурологии и искусствознания. Вполне объяснимо, что основные научные интересы были сосредоточены прежде всего на вершинных достижениях ренес-сансной культуры, ее наиболее ярких и глубоких в художественном отношении феноменах. Этим обусловлена некоторая диспропорция в изучении отдельных проблем, когда в меньшей степени затрагивались или вовсе игнорировались явления, представлявшиеся менее значимыми, побочными в историческом эволюционном процессе.
Однако в последние десятилетия под воздействием тенденций переоценки сущности и роли Ренессанса стали высвечиваться и обретать новый, подчас неожиданный смысл пласты, ранее остававшиеся в тени. Достаточно сослаться хотя бы на труды, посвященные социально-экономическим и демографическим процессам (школа «Анналов», Ж. Ле Гофф); исследования в области массовой и личностной психологии (Э. Фромм, Н. Бердяев, А. Гу-ревич); культурологические концепции, базирующиеся на изучении «низовых» сторон городской культуры (М. Бахтин). Все чаще наблюдается обращение не к взлетам ренессансной мысли и творчества — сгусткам идей и настроений эпохи, а к периферийным слоям, нередко смыкающимся с материальной культурой и потому исключительно важным для понимания подлинного облика Возрождения, его повседневных и праздничных форм.
Аналогичные тенденции характеризуют и изучение музыкальной культуры Ренессанса, в частности, области вокального творчества. На сегодняшний день сформировался целый массив трудов самого различного характера — от рассмотрения общих вопросов функционирования жанровых пластов до изысканий в области конкретных разновидностей и стилей. Однако нужно отметить, что внимание исследователей привлекали преимущественно столь значительные явления как искусство Ars nova, некоторые яркие фигуры этапа второй половины 80-х годов XIV— 20-х годов XV веков, а также мадригал XVI столетия. При этом в гораздо меньшей степени изучена вокальная музыка периода, охватывающего вторую половину XV и первую треть XVI веков. А между тем, она занимает особое положение в истории итальянской светской музыкальной культуры, в частности, области многоголосной песни.
В разработке данной проблематики выделяются несколько направлений: труды обобщающего характера (Ф. Брендель, К. Шторк, А. Шеринг, К. Неф, Г. Бесселер, А. Прюньер, М. Букофцер, А.Эйн-
штейн, М. Иванов-Борецкий, Р. Грубер, Т. Ливанова), где итальянская песенная традиция Возрождения попадает в поле зрения авторов лишь в незначительной степени; источниковедческие работы (К. Йеппесен, А. Эйнштейн, Н. Бридгман, Р. Монте-россо, Л. Паннелла, Б. Дизертори, В. Рубземен, Ф. А. Д'Акконе, Л. Торки, Э. Леви), имеющие значение базы для аналитических разработок; исследования конкретных песенных разновидностей (Р. Швартц, Ф. Гизи, Н. Пирротта). Кроме того, весьма представительна группа трудов, в которых вопросы городской песенной культуры затрагиваются косвенно, в связи с изучением иных жанровых областей (А. Эйнштейн, Дж. Хээр, В. Рубземен, Т. Ду-бравская), культурно-исторического и социального контекста функционирования светской вокальной традиции (Ф. Гизи, А. Минор и Б. Митчелл, В. Остхофф, П. Каналь, Л. Локсвуд, Н. Пирротта), а также других видов искусства (А. Гаспари, Ф. Де Санктис, А. Овэтт).
Однако до сих пор не ставилась задача представления целостной жанровой картины городской песенной культуры, ее систематики и дифференциации. Исходя из этого, определились цели и задачи настоящей работы, заключающиеся в следующем:
-
попытка реконструкции жанровой картины;
-
дифференциация жанров и выявление их специфики;
-
определение особенностей функционирования песенного пласта в социально-культурной жизни зрелого итальянского Ренессанса.
В качестве объекта исследования выступает итальянская светская городская песенная культура второй половины XV — первой трети XVI веков. В связи с проблемой генезиса и исторического резонанса данного пласта автор обращается к музыкально-поэтическому творчеству провансальских менестрелей, мастеров итальянского Ars nova, мадригалистов XVI столетия.
Методологическая основа диссертации заключается в единстве исторического и структурно-аналитического подходов при дифференциации гетерогенной жанровой картины и выделении в ней гомогенных пластов в опоре на общую теорию жанров (Л. Ма-зель, В. Цуккерман). Чрезвычайно значимы для решения данной исследовательской задачи функционально-социологический и генетический аспекты жанрообразования, в разработке которых методологической базой послужили труды И. Хейзинги, М. Бахтина, Л. Баткина, А. Сохора, В. Конен, М. Салонова, Э. Алексеева, а также метод исторической поэтики — труды А. Веселовско-го, С. Аверинцева, Д. Лихачева, Е. Мелетинского, М. Андреева, А. Михайлова.
Научная новизна. Впервые проблема жанрообразования в итальянской городской песенной культуре стала объектом специального исследования. Впервые также была предпринята попытка создания целостной панорамы песенных видов с ее внутренней дифференциацией на основе жанровой типологии. Особое внимание уделено уточнению понятия фроттолы и ее месту в итальянском песенном массиве изучаемого периода. Достигнутые результаты дают возможность нового осмысления роли итальянского песенного творчества в истории развития вокальной музыки.
Практическое значение работы. Результаты работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях старинной музыки как теоретического, так и исторического направлений. Они позволяют также дополнить малоразработанные разделы вузовских курсов истории музыки, анализа музыкальных произведений и различных спецкурсов.
Апробация работы состоялась в докладах на межвузовских
и международной научных конференциях. Основные положения исследования опубликованы в восьми статьях и тезисах. Материалы диссертации использованы автором при чтении курсов истории зарубежной музыки (кафедра истории музыки) и истории вокальной музыкальной культуры западноевропейского Средневековья и Ренессанса (кафедра старинной музыки) в Новосибирской государственной консерватории имени М. И Глинки. Текст диссертации обсуждался на заседаниях кафедры теории музыки НГК.
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, библиографии, включающей 182 названия, и Приложения, содержащего нотный и вербальный (песенные тексты с переводами) материал.