Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Вокальный жанр тхумри и его место в музыкальной культуре Северной Индии Карташова Татьяна Викторовна

Вокальный жанр тхумри и его место в музыкальной культуре Северной Индии
<
Вокальный жанр тхумри и его место в музыкальной культуре Северной Индии Вокальный жанр тхумри и его место в музыкальной культуре Северной Индии Вокальный жанр тхумри и его место в музыкальной культуре Северной Индии Вокальный жанр тхумри и его место в музыкальной культуре Северной Индии Вокальный жанр тхумри и его место в музыкальной культуре Северной Индии
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Карташова Татьяна Викторовна. Вокальный жанр тхумри и его место в музыкальной культуре Северной Индии : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Карташова Татьяна Викторовна; [Место защиты: Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского].- Москва, 2007.- 366 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-17/195

Введение к работе

В безбрежном океане самобытных явлений музыкальной культуры Северной Индии (Хиндустани) особое место занимает тхумри - вокальный жанр исключительно лирического характера, находящийся на стыке артистического творчества далёкого прошлого и настоящего времени, утончённого вкуса и популярной музыки Тхумри принято относить к категории «полуклассической» (или «легкой классической») музыки. Показательно, что реально существующий во многих музыкальных культурах, но при этом не получающий в них официального статуса слой «облегчённой» классической музыки именно в индийской традиции признан самостоятельным и имеет отдельную культурную нишу Это служит ещё одним свидетельством высочайшего уровня самосознания, саморегулирования и самоописания индийской музыкальной культуры, уже несколько веков назад сложившейся в стройную систему, где каждому явлению строго определено свое" место и где каждый из ее слоев («высокая» музыка, «полуклассическая», популярная, традиционная и т д) получил своё историческое осмысление, теоретическое обоснование, собственное название и свою художественно-эстетическую специфику

Сам термин «полуклассика», генетически восходящий к родственному понятию «классика»1, указывает на несомненное родство этих двух категорий музыки. При этом «полуклассика» пользуется всем арсеналом классической музыкальной грамматики, но предназначена для более широкой потребительской среды Наиболее важным представляется следующее обстоятельство данный слой музыки сами индийцы называют по-английски «light classical» («лёгкая классическая»), или «semi-classical music» («полуклассическая музыка»), что свидетельствует о довольно позднем периоде его осознания2. Итак, «полуклас-

!Под «классикой» подразумевается музыка «высокой» традиции, обладающая высокоразвитым комплексом философско-эстетических и музыкально-теоретических принципов, которые сложились на протяжении многовекового исторического развития индийской культуры

2 Индийский учёный М Латх в своей работе «Изучение Даттилам Трактат о сакральной музыке древней Индии» отмечает наличие понятия «гандхарва-сангит» - «небесная, возвышенная» музыка, не связанная с ведиче-

сика» характеризуется более непринужденной, по сравнению с классическими жанрами, экспрессией, доступным поэтическим содержанием, использованием простых по звукорядному составу и этической обусловленности рог3, применением менее сложных в структурном отношении тала1 (зачастую народного происхождения), отсутствием строгих ограничений в плане ритмической и мелодической организации музыкального текста, свободным заимствованием элементов из традиционных видов музыки, модификациями композиционных разделов формы, «размыванием» стилевых признаков внутри самих жанров Следует отметить, что пласт «полуклассической» музыки является самым многослойным и в современной Индии считается «основным» видом музыкальной культуры Сюда относится «многокрасочная» киномузыка, музыка к театрализованным представлениям, к радио- и телепередачам и т.д

Необычайно притягательное и доступное пение тхумри является одним из показательных образцов характерного для индийской музыкальной культуры обширного слоя «полуклассики». Данный жанр представляет собой результат взаимодействия эстетических принципов, сложившихся в условиях индийской классической вокальной музыки (дхруяад*, кхайяль6), с одной стороны, и черт

ской традицией В трактате Шарнгадевы «Сангитаратнакара» (ХШ век) появляется другое базовое понятие -«марга-сангит» («марга» - от санскр «путь») это тип древней духовной музыки, «дарованной» со стороны, но сравнению о музыкой «дсши» - обыденной, региональной («деши»- от санскр «земля»), те мирских локальных традиций В музыковедческой литературе встречаются и такие понятия, как «сангита-шастрийя» («учёная музыка»), «рагдар» (музыка, основанная на принципах рати), «современная концертная музыка» (так обычно называют классическую музыку нашего времени}

3 Para - особое психоэмоциональное состояние, выраженное с помощью различных составляющих («окра
шивания» лада, музыкальной структуры, манеры исполнения, мелодических компонентов)

4 Тала - циклическая организация единиц музыкального времени.

5 Дхрупад - первый вокальный классический жанр Хиндустани, его расцвет приходится на XV век. Это
строгий, нормативный стиль, исключающий какие-либо украшения и виртуозные элементы, с характерным рит
мическим варьированием (техника бол-бант) Исполняется в медленном темпе сдержанно и величественно Тек
сты выдержаны в религиозном духе.

* Кхайяль - классический вокальный жанр романтического содержания, продукт индо-мусульманского культурного синтеза, «классическим» стал с XVIII века Типичный кхайяль - это большая композиция их двух частей, бара-кхайяль («большой») и чхота-кхайяль («малый») В настоящее время кхайяль является самой популярной вокальной формой Северной Индии.

традиционного пения, бытующего в различных частях территории Уттар-Пра-деш, - с другой Это и обусловливает двойственность положения жанра между «высокой» классикой и традиционным творчеством, как своего рода «компромисса» между ними (по образному выражению Прем Латы Шармы)

Актуальность исследования обусловлена тем, что на современном этапе удельный вес индийской музыки в контексте музыкальных культур мира всё возрастает, приобретая впечатляющую масштабность Необходимость дальнейшей активизации и разработок музыкальной индологии обусловлена значительным интересом к музыкальному искусству Индии как к одной из наиболее самобытных, разнообразных и уникальных культур мира, отличающихся глубокой преемственностью и непрерывностью развития Расширившиеся и укрепившиеся в последние годы культурные связи между нашими странами, налаженные контакты в среде музыкантов, взаимообмен специалистами и студентами, многочисленные гастрольные поездки крупнейших индийских мастеров, возможность посещения и изучения различных сфер индийского искусства непосредственно в Индии позволяют соприкоснуться с «живьш» музыкальным творчеством, глубже проникнуть в суть полученной информации, понять сложные и многоуровневые процессы, происходившие в глубинах индийской музыки.

Весь путь европейского интереса к музыке Индии, начавшийся еще в XVIII веке, вызвал острую необходимость в исследовании тхумри именно в данный период, когда появился ряд системных работ, касающихся проблем индийского искусства в целом. Этапы этого движения складываются в следующую схему сначала «воображаемая» Индия в зрелищных искусствах (первые сведения о пленительных танцах баядер - храмовых танцовщиц), затем возрастающее внимание к философским и религиозным учениям (переводы вед), йоге, медитации, музыке (работы западных авторов Бартоломеуса Зигенбальга (1711), Пьера Зоннерата (1782), Уильяма Джоунса (1790), капитана НА Вилларда (1834) и многих других)

Следующий этап связан с изучением академическими композиторами (О Мессиан, Дж Кейдж) грамматики классической индийской музыки С другой

стороны, в 1960-х годах огромную роль сыграло широкое распространение популярной музыки и джаза как своеобразного «полигона» для развития массового интереса к музыкальному искусству Индии Знакомство многотысячной молодёжной аудитории с индийской музыкой привело к настоящему сигарному «взрыву» Именно в это время ситар7 завоевал международную известность благодаря гастрольным турне по миру и блестящей игре непревзойденного исполнителя Рави Шанкара Многие поп- и рок-музыканты, начиная с кумиров той эпохи - ансамблей «Битлз», «Роллинг Стоунз», «Махавишну», «Трэффик» и др, использовавших в своих композициях элементы сигарной выразительности, -становились последователями известных гуру8, уезжали в Индию, чтобы в полной мере погрузиться в атмосферу поманившего их мира

Однако весь этот процесс «освоения Индии» долгое время носил характер всего лишь «отражающих поверхностей» (это удачное выражение вынес в заголовок своей статьи об использовании индийских элементов в популярной музыке и джазе британский исследователь Гарри Фаррелл) Ни один из перечисленных путей в познании другой цивилизации не приводил к подлинному удовлетворению, поскольку сущностные, глубинные основы индийской музыки оставались «за семью печатями» Проблема в том, что взаимообусловленность всех элементов системы музыкальной культуры Индии такова, что даже многолетнее изучение любого отдельного явления может дать достоверный результат только в том случае, если при этом учитывается функционирование всей системы как нерасчленяемой целостности Именно поэтому существует острая необходимость досконального исследования и описания всех слоев музыкальной культуры Даже весьма достойные работы по классической музыке, появляющиеся в последние годы, не могут объяснить ни природу, ни законы развития звуковой картины мира в индийской цивилизации до тех пор, пока не появятся серьезные труды о фольклорной, популярной, религиозной традициях И ко-

7 Опар - струнный инструмент с длинным грифом имеет пять металлических, две чикари (бурдонирую-щие) и семнадцать дополнительных (резонирующих) струн Гуру — духовный наставник, учитель

нечно же, представление об индийской музыкальной классике не может быть адекватным без понимания её органичной связи с «питательной средой» «полуклассики»

С одной стороны, традиция тхумри является живым хранилищем интонационных словарей как традиционных, так и классических жанров; с другой — это очень удобное «поле» для апробирования классических нормативов музыкального развития. Особо изысканные, «очищенные» звуковые идеи, вызревшие в недрах тхумри, с лёгкостью перенимаются классическими музыкантами и пополняют звуковой вокабуляр дхрупада и кхайяля, а яркие, хорошо запоминающиеся мотивы и ритмы перехватываются тхумри из классики и с такой же естественностью потом «рассыпаются» по традиционным жанрам Эта бурлящая жизнь традиций, пронизанная постоянной циркуляцией идей между слоями культуры, не позволяет вычленять для рассмотрения и анализа отдельные части системы Таким образом, исследование тхумри является сегодня крайне востребованным и с позиций музыкальной индологии, и с точки зрения создания общей картины мировой музыкальной практики

Объект исследования. Специфика анализируемого жанра, занявшего особое положение на стыке различных пластов культуры, обусловливает рассмотрение в качестве объекта исследования три взаимосвязанных слоя вокальной музыки Хиндустани (1) «высокая» классика с ее ведущими жанрами дхрупадом и кхайялем, подготовившими почву для возникновения и расцвета тхумри; (2) традиционные региональные песенные формы, также генетически связанные с тхумри, (3) собственно «полуклассическая» музыка Индии, заполняющая сегодня большую часть звукового «поля» индийской культуры. Вместе с тем в работе затрагиваются некоторые общие вопросы истории, литературы, социологии, эстетики и теории индийской культуры, без которых невозможно постижение сути рассматриваемой традиции.

Тхумри, как и многие другие жанры, возник в результате длительной эволюции ряда сфер индийского музыкального искусства (вокальных стилей, типов пения, ладовых систем, инструментальных средств и т д) Современная испол-

нительская практика показывает, что данная вокальная форма является одной из наиболее популярных и распространённых видов по всей территории Северной Индии Помимо этого тхумри стал стилевой и структурной основой большого количества образцов музыки «облегченного» типа, важнейшей составляющей комплексных художественных явлений, таких как театральные и танцевальные представления, кинематограф, эстрадная музыка В современной Индии тхумри существует и как самостоятельный инструментальный жанр, а также оказывает активное воздействие на другие виды «полуклассики». Поэтому к настоящему моменту назрела необходимость комплексного научного исследования тхумри как ведущего жанра североиндийской «полуклассической» музыки

В связи с этим в качестве предмета исследования в диссертации был избран жанр тхумри, обозначенный как уникальное явление в контексте музыкальной культуры Хиндустани Данный вокальный стиль9 представляет самостоятельную художественную ценность и может быть рассмотрен с точки зрения его социального бытования, коммуникативной функции и собственно музыкальной организации

Степень изученности проблемы Универсальность явлення тхумри и, вместе с тем, недостаточная исследованность вопросов, связанных с этим жанром, требуют углублённого изучения обозначенного вокального- феномена Будучи упоминаемым практически в любой работе общего характера, посвященной индийской музыке, тхумри во многих своих аспектах остается за пределами внимания музыковедов В частности, пока не решены вопросы, касающиеся генезиса данной традиции, её взаимоотношений с параллельно развивающимися жанрами, структурных особенностей рог и тала, специфики литературного текста, развития инструментального направление тхумри

Современная индийская наука о музыке весьма многогранна она включает работы по истории музыки и музыкальной эстетике, а также труды, ком-

Следует подчеркнуть, что в индийском музыкознании, понятия «жанр» и «стиль» синонимичны В традиции Хиндустани, как отмечает Б Ч Дева, «часто одним и тем же термином обозначаются одновременно и музыкальная форма, и манера исполнения » [Б Ч Дева Индийская музыка -М Музыка, 1980 С 101]

ментирующие музыкальные трактаты древности и средневековья и описывающие различные региональные явления музыкальной культуры Что же касается изучения жанра тхумри, то в исследованиях индийских музыковедов обычно содержатся весьма краткие сведения о его эстетических установках и отчасти рассматривается социокультурный контекст Именно такое освещение тхумри находим в работах С Чоубе «Индийская музыка сегодня» (1945), О Госвами «История индийской музыки» (1961), Г Ранаде «Музыка Хиндустани Ее принципы и эстетика» (1971), В Дешпанде «Индийские музыкальные традиции эстетическое исследование гхаран музыки Хиндустани» (1973), М-Гаутама «Музыкальные традиции в Индии» (1980), Сватантры Шармы «Основы индийской музыки» (1990), А Ранаде «Музыка Хиндустани» (1993), Манормы Шармы «Музыка Индии» (1999), Анджали Миттал «Музыка Хиндустани и эстетическая концепция форм» (2000), Бх А Пингле «Индийская музьгеа» (2003), Д.С Раджа «Музыка Хиндустани традиция в движении» (2005)

Более глубокому изучению жанр тхумри подвергнут в статьях Прем Латы Шармы «Происхождение тхумри» («Аспекты индийской музыки», 1970), Мо-хана Надкарни «Великие мастера индийской вокальной классической музыки» (1999) и в сборнике эссе, опубликованных в рамках семинара «Традиции и тенденции в музыке тхумри», проходившего в январе 1987 года в Бомбее10 (под редакцией Р.Мехты), однако в них материал о данном стиле изложен общо и отсутствует специальный музыковедческий анализ

Отдельные аспекты, связанные с проблематикой вокального тхумри, представлены в книге доктора Ш Шуклы «Тхумри ки утпатги, викас аур шаилийян» («Происхождение, развитие и стили тхумри»), которая наиболее полно охватывает ранний период развития жанра В работе содержится ряд интересных гипотез, часть которых автор диссертации взяла на вооружение и попыталась проанализировать по различным индийским трактатам Однако важные теоретические аспекты в ней не получили в достаточной мере полного и глубокого осве-

С 1995 года - Мумбай

щения

Исследования западных авторов Х.А Попли «Музыка Индии» (1950), А X Фокса-Стренгуэйза «Музыка Хиндустани» (1975), Д Ньюмена «Музыкальная жизнь Северной Индии- организация артистических традиций» (1980), ДжЛ Мартинеза «Симбиоз в музыке Хиндустани» (2001) отмечают главным образом романтический настрой музыки тхумри и ограничиваются перечислением раг и тала, используемых в тхумри

Большую помощь в работе над данным исследованием оказала книга профессора Питера Мануэля «Тхумри в исторической и стилистической перспективах» (1983), а также личная переписка с ее автором

В отечественной индологии разработана целостная концепция исторического развития Индии, что помогло определить социокультурные ориентиры данного процесса Это труды К А Антоновой «История Индии (краткий очерк)», К 3 Ашрафян «Средневековый город Индии XIII - середины XVIII века», Г.М Бонгард-Левина «Древнеиндийская цивилизация философия, наука, религия» и т д Автором был изучен ряд работ, в которых нашли своё разностороннее освещение многие сферы общественной и художественной жизни Индии" исследования историко-культурного плана (С И Потабенко, Е П Челышев), этнографические (Н Р Гусева, А Л Тер-Григорян) и литературоведческие исследования (В Г Эрман, СД Серебряный, И Д Серебряков)

Цель работы. Исследование жанра тхумри базируется на трех основных уровнях подхода к данной проблеме Первый — чувственно-эмпирическая оценка самой музыки тхумри (проанализировано 133 композиции различных времен-ньіх периодов) Следующий уровень заключается в изучении культурного контекста (специализация музыканта, формирование состава аудитории, система взаимосвязей с жанрами классической, «полуклассической» и традиционной музыки, многообразие исполнительских школ и т.д) Наконец, третий уровень -это анализ специфики музыкальной организации тхумри (литературный, ладо-мелодический и метроритмический аспекты, формально-структурные и стиле-

вые особенности вокальных композиций бандит11 и бол-банао12 тхумри, эволюция инструментального жанра) Основываясь на совокупности обозначенных уровней, целью работы является многоаспектное исследование этого важного жанра «полуклассической» музыки Северной Индии

Достижение поставленной цели требует решения определённого арсенала задач историко-культурологического, социокультурного и музыкально-теоретического плана

проследить эволюционный путь происхождения и развития тхумри (историческая ретроспектива жанра),

рассмотреть широкий спектр социально-экономических и общественно-политических факторов, повлиявших на ход культурных событий в жизни индийского общества,

выявить преемственность и общую динамику эволюции различных компонентов музыкальной выразительности в классических вокальных жанрах и «полуклассическом» тхумри,

осветить проблемы взаимосвязей индийской классической и «полуклассической» музыки с эстетической и религиозно-философской мыслью,

определить роль бандит тхумри в классическом искусстве катхака,

провести сравнительный стилистический анализ бандгаи и бол-банао тхумри;

рассмотреть вопросы социокультурной принадлежности жанра,

выявить этимологию термина «тхумри» по различным теоретическим источникам,

всесторонне рассмотреть литературный аспект жанра,

" Бандит - жанр тхумри, представляющий собой «лёгкие» подвижные песенные композиции, предназначенные для сопровождения танца с каскадом быстрых танов и ритмическим развитием текста (техника бол-бант) 12 Бол-банао - букв «ифающий словами», передача певцом всех нюансов текста через различную эмоциональную интерпретацию отдельных слов Бол-банао тхумри - современный стиль пения тхумрн в медленном темпе, основанный на технике бол-банао

охарактеризовать важнейшие исполнительские гхараны (школы) тхумри и их виднейших представителей,

проследить эволюционные стилевые изменения вокальной формы тхумри на протяжении четырех периодов становления 1770-1870-е, 1870-1920-е,

1920-1970-е годы и с 1970-х годов до настоящего времени,

выявить структурно-композиционные особенности жанра,

рассмотреть концепции раги и тала, а также специфику их использования в тхумри,

проследить эволюцию инструментального жанра тхумри,

рассмотреть тхумри во взаимосвязях с жанром «полуклассической» музыки дадра"

В методологическом отношении настоящая работа базируется на принципах комплексною подхода, рассматривающего различные аспекты музыкального феномена тхумри в североиндийской культуре одновременно с историко-культурологических и музыкально-теоретических позиций Выбранный метод необходим и практически неизбежен в понимании такого уникального многопланового культурного явления, как тхумри. Он позволяет проследить генезис и стилевую эволюцию жанра в контексте исторических событий и культурных трансформаций индийского общества (изменение социальной структуры, коренным образом повлиявшее на покровителей искусства, исполнительский состав, атмосферу функционирования и эстетику исследуемого жанра), а также способствует рассмотрению каждой из заявленных проблем с различных точек зрения, бытовавших в определенные эпохи Подобный метод допускает включение в обозреваемый круг ряда вопросов не только непосредственно вокального жанра тхумри, но также смежных областей науки и культуры (философии, религии, литературоведения, этнографии, театрального, танцевального и изобразительных искусств), изучение которых позволяет более широко, полно и емко выявить сущность этой самобытной музыкальной традиции Немаловажным явля-

Дадра - вокальный жанр основанный на одноименном тала

ется и тот факт, что данный метод раскрывает преемственность и взаимодействие с классическими жанрами и традиционной песенной культурой, выявляет комплекс композиционно-структурных норм тхумри в их генетической связи с вокальными формами «высокой» традиции - с одной стороны, и наличие типологических черт регионального пения — с другой.

В связи с избранным ракурсом многоуровневого изучения культурного явления тхумри в диссертации задействован комплекс изданий театроведческого (М П. Котовская, А А Суворова), исторического (Т Меткалф, А Шарар) и фило-софско-религиоведческого (П.Антес, ДКосамби) плана, исследования по кат-хаку'4 (П Банерджи, Н Гарг), искусствоведческие (Т П Каптерева, Р Маджумдар, Д Мукхерджи) и литературоведческие (Р Двиведи, Ф Кий) работы, а также общеэстетические очерки (С Лангер, Л Мейер) отечественных, западных и индийских авторов

Важной методологической основой, на которую опирался автор, стали положения, разработанные в отечественной культурологии, истории культуры и этнографии и изложенные в трудах индологов Ф И Щербатского, Н Р Гусевой, Е П Челышева, Г М Бонгард-Левина, С Д Серебряного, К А Антоновой, СИ Потабенко

Основополагающую роль в методологическом отношении сыграли научные работы Дж К Михайлова, который впервые применил системный подход к рассмотрению базовых проблем индийского музыкального искусства вступительная статья к русскому переводу книги Б Ч Девы «Индийская музыка» (1980), «Музыкальная культура Индии и ее место в современном мире опыт системной типологизации» (1988), диссертация «Современные проблемы развития музыкальной культуры стран Азии и Африки» (1981), статья «О возможности и необходимости универсальной терминологии в музыке» (1999)

Особого внимания заслуживают музыковедческие работы, где предпри-

14 Катхак - североиндийский классический танец, результат слияния индуистской и мусульманской культур характерны вращательные движения и сложная работа ног, украшенных специальными колокольчиками (гунгу-РУ)

нята попытка рассмотрения индийской музыки с учетом социально-исторических реалий и с обоснованием закономерностей композиционной структуры классических жанров Это книги американских ученых У Кофмена «Раги Северной Индии» (1968) и Б Уэйд «Музыка Индии классические традиции» (1979), а также исследования французского этномузыколога А Даньелю «Введение в изучение музыкальных звукорядов» (1943), «Североиндийская музыка» (1954), «Раги североиндийской музыки» (1968) Названные издания в определённой мере послужили методологической основой для аналитических разделов работы, касающихся сравнительного анализа жанровой триады дхрупад - кхайяль - тхумри, а также главы, посвященной исследованию раг в тхумри Для этой же цели автором диссертации были привлечены отдельные методы рассмотрения структуры североиндийских раг с точки зрения их тетрахордовой симметрии, предложенные индийским ученым Назиром Али Джайразбхоем в работе «Раги в музыке Северной Индии их структура и эволюция» (1971)

Наряду с этим в диссертации используется материал из различных индийских трактатов «Натьяшастра» Бхараты (II век до н э. - III век н э), «Брихад-деши» Матанги (VIII век), «Раджатарангини» Калханы (XII век), «Сангитаратна-кара» Шарнгадевы (XIII век), «Сангитараджа» Махараны Кумбхи (1433-1468), «Сангита Дамодара» Шубханкары (XV век), «Сангитадарпана» Дамодара Миш-ры (1625), «Тохфат-ул-Хинд» Мирзы Хана (1675), «Радхаговинд Сангитсар» Пратара Сингха (1779-1804), «Рага Каяьпадрума» Кришнананды Вьясы (1843), так или иначе касающихся искусства тхумри или его песенно-танцевальных предшественников Несколько источников, цитируемых в работе, переведены с языка хинди в период пребывания автора в Дели

Научная новизна, определяемая предметом и ракурсом исследования, его целями и задачами, заключается прежде всего в осознании и исследовании тхумри как важнейшего жанра в контексте музыкальной культуры Хиндустани Данная работа - один из первых опытов в отечественном музыкознании, который представляет собой попытку обобщения и систематизации уже имеющейся информации о тхумри в рамках комплексного и всестороннего анализа иссле-

дуемого феномена как целостного явления

Как самобытная и уникальная традиция весьма обширного географического региона Северной Индии тхумри известен не менее трех веков, насчитывая при этом многовековой эволюционный путь становления, развития и трансформации Однако вплоть до настоящего момента данный жанр не имеет ни одной комплексной и достаточно полной разработки в музыковедческой литературе Впервые в работе осуществлено целостное и подробное исследование вопроса, касающегося происхождения жанра, длинной цепи его эволюционного развития

Впервые представлена обширная панорама родственных песенно-танце-вальных предшественников тхумри, свидетельствующих о древнейших корнях анализируемого жанра

Впервые тхумри рассматривается в контексте взаимосвязей с родственным жанром «полуклассической» музыки дадра, выявляются черты их сходства и различия

Впервые исследуется инструментальный жанр тхумри, раскрывается специфика исполнительских стилей выдающихся представителей известных гхаран

Впервые большое внимание уделено такому сложному и фактически неизученному аспекту, как зарождение, формирование и динамика развития жанра бол-банао тхумри, получившего в современной Индии широкое распространение

Впервые в исторической ретроспективе прослеживаются взаимосвязи бандит тхумри с танцевальными представлениями катхака и определяется значение куртизанок в процессе становления «пояуклассического» пения тхумри Кроме того, впервые собраны и представлены разрозненные сведения, выверены годы жизни, упомянуты имена практически всех известных исполнителей тхумри на протяжении двух последних веков и суммирована информация о творчестве ключевых фигур, сыгравших значительную роль в продвижении жанра и утверждении его высокого статуса к середине XX столетия

Анализ музыкального материала различных образцов бол-банао и бандит

тхумри был проведён с привлечением оригинальных вокальных композиций, некоторые из них существуют в записях в единичном варианте и хранятся в архиве Sangeet Natak Academy г Нью-Дели. Фрагменты отдельных бол-банао тхумри записаны непосредственно с концертов «полуклассической» музыки и представлены в нотном варианте

Учитывая специфику и самобытность индийской музыки, было бы невозможным проведение полноценного исследования без определённых знаний и непосредственных вокальных навыков в области данной культуры, которая все еще остается для европейцев не до конца осознанной и понятной. В этом плане оказало неоценимую помощь и стало настоящей школой для автора работы обучение классическому вокалу в институте Shnram Bharatiya Kala Kendra в Нью-Дели под руководством гуру Сонии Рой

Помимо неоценимого практического опыта освоения вокальной традиции и уникальных сведений, полученных в беседах с мастерами различных индийских искусств, чрезвычайно важным было само пребывание в соответствующей культурной среде, погружение в повседневное течение творческой жизни ин-, дийских музыкантов и, как следствие, подстройка психофизиологических систем собственного организма, включая слух, под специфику восприятия, выработанную индийской культурой

В диссертации представлены уникальные текстовые образцы оригинальных сочинений бандит тхумри наваба'5 Ваджида Али Шаха, певца Санада Пийя, исполнителя катхака Биндадина Махараджа и неизвестных авторов (начиная с середины XIX века), которые удалось собрать в архивах и частных коллекциях танцовщиков, певцов, музыкантов и жителей Нью-Дели, Мумбая, Агры, штатов Харьяны, Пенджаба и Кашмира Переводы всех текстов в диссертации осуществлены автором работы во время пребывания в Индии и представлены на русском языке впервые

Теоретическая ценность. Положения, методы анализа и выводы настоя-

Навабы - правители Авадха

щей работы позволяют значительно расширить научные суждения о сущности изучаемого культурного явления тхумри и протекавших в нем процессах, а также составить целостное представление о преемственности в развитии индийской классической традиции

Материал исследования может быть использован для дальнейшей разработки темы сравнительного анализа тхумри в системе аналогичных жанров музыки Карнатака (джавали , падам'7), а также во взаимосвязях с вокальными формами «полуклассики» Северной Индии -газаль, тарана, таппа18

Результаты исследования могут представить ценность для последующих музыковедческих работ, рассматривающих жанр тхумри под углом зрения индийских традиционных песенных типов, в том числе регионального творчества Хиндустани

Предпринятый анализ вокальных композиций может послужить отправной точкой для исследования специфики современных исполнительских гхаран тхумри

Практическое значение диссертации состоит в возможности использования ее материалов в курсах «Музыка народов мира» и семинарах, посвященных изучению музыкальной культуры всего южноазиатского субконтинента Кроме того, отдельные фрагменты и положения работы могут расширить содержание вузовского курса «Мировая художественная культура», этномузыкологии и обогатить опыт, накопленный в отечественной музыкальной индологии, а также

Джавали - «полуклассический» вокальный жанр лирического и любовного содержания, часто сопровождаемый танцем Композиции джавали исполняются в подвижном темпе Особое значение уделяется эмоциональной передаче текста,

Падам - «полуклассическая» вокальная композиция, использующая аллегорический текст и часто сопровождаемая танцем Тематика песен любовно-эротическая, в основе которой лежит философский подтекст стремление души к божественному союзу (Кришна и Радха) Композиция падама - это разделы с четко зафиксированными мелодиями, развёртывание рати придерживается твёрдых законов

18 Газаль - любовная песнь на урду, состоит из нескольких двустиший с однозвучной рифмой через строку Тарана - вокальная композиция, использующая слова и слоги, лишенные смысла Таппа - вокальная форма с обилием виртуозных пассажей (замзама), происхождение ведёт от песен погонщиков верблюдов

помочь приобщить самые широкие круги любителей музыки к этой богатейшей и интереснейшей культуре с издавна сложившимися традициями иного слухового опыта

Апробация работы. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры теории музыки Московской государственной консерватории им П И Чайковского 24 11.2006 года и рекомендована к защите

По теме диссертации автором были написаны дипломная работа на кафедре теории музыки Уфимского государственного института искусств (1987) и доклад, прочитанный на советско-индийском семинаре по проблемам изучения индийской музыки, который состоялся в рамках Фестиваля Индии в СССР в октябре 1987 года

Отдельные положения работы представлялись на Всероссийских научных чтениях (СГК им. Л В Собинова), посвященных памяти Л Л Христиансена (2005, март) и Б Л. Яворского (2005, декабрь), а также на Всероссийской научно-практической конференции «Композитор и фольклор Взаимодействие предустановленных и импровизационных факторов музыкального формообразования» (Воронежская академия искусств, октябрь 2005) и на Международной научно-практической конференции «Музыкальная семиотика- перспективы и пути развития» (Астрахань, ноябрь 2006)

Находясь на стажировке в 2004-2006 годах в институте Shnram Bharatiya Kala Kendra (г Нью-Дели), автору приходилось неоднократно выступать с короткими сообщениями по теме диссертационного исследования на занятиях по классическому вокалу (гуру Сониа Рой), «полуклассической» музыке (гуру Ча-ранджит Сони) и бхаратанатъям19 (гуру Джастин Мак-Картхи), в институте Ка-thak Kendra (класс катхака, гуру Раджендра Гангани) и на театральном факультете (гуру профессор Динеш Кханна).

Основные положения и результаты исследования отражены в 7 научных публикациях, общий объем которых составляет 3,4 пл

Бхаратанатъям - классический танец Южной Индии

Структура диссертации. Структура исследования обусловлена целями и задачами, а также избранным ракурсом Диссертация состоит из Введения, девяти глав, Заключения, Библиографического списка литературы из 202 наименований (в том числе 143 на иностранных языках) и Приложения, в состав которого вошли три схемы, две таблицы, оригинальные тексты 31 композиции бандит тхумри XIX века и терминологический словарь

Похожие диссертации на Вокальный жанр тхумри и его место в музыкальной культуре Северной Индии