Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Претворение фаустовской темы в музыке XIX века : проблемы жанра Невская, Наталья Геннадьевна

Претворение фаустовской темы в музыке XIX века : проблемы жанра
<
Претворение фаустовской темы в музыке XIX века : проблемы жанра Претворение фаустовской темы в музыке XIX века : проблемы жанра Претворение фаустовской темы в музыке XIX века : проблемы жанра Претворение фаустовской темы в музыке XIX века : проблемы жанра Претворение фаустовской темы в музыке XIX века : проблемы жанра
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Невская, Наталья Геннадьевна. Претворение фаустовской темы в музыке XIX века : проблемы жанра : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Невская Наталья Геннадьевна; [Место защиты: Рост. гос. консерватория им. С.В. Рахманинова].- Ростов-на-Дону, 2011.- 199 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-17/47

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Фаустианство - многомерное и многоаспектное явление, охватившее различные области литературы, театра и музыки. Огромный интерес к произведению И. В. Гёте определяется не столько захватывающей интригой, присутствующей в средневековой легенде о Фаусте, сколько переведением этой интриги во вневременной библейский аспект, с его философским противопоставлением критериев Добра и зла, которые мыслятся автором через их внутреннюю взаимообращаемость: «Всё, что мы зовем злом, есть лишь обратная сторона добра, которая также необходима для его существования»1. Подобное «оборотничество» получило отражение в духовном дуализме главного героя, ставшем концептуальной основой для множества сочинений на фаустовскую тему. Смысловая символика трагедии И. В. Гёте, уходящая своими корнями в библейскую «почву», сделала Фауста «посланием и символом человечества» (Вяч. Иванов), «земным евангелием» (Н. А. Холодковский), «книгой на все времена» (Г. Гейне). Ее идеи и образы содержат нетленные нравственные вопросы и проблемы, отразившие духовное состояние мира. На разных этапах написания трагедия «оформлялась» автором в различные жанровые дефиниции: от рапсодической драмы и драматической поэмы к трагедии. Каждое «последующее» жанровое решение «обогащалось» качествами предыдущего. В результате сложился фундамент полижанровой драматургии, получивший многообразное воплощение в музыкальном фаустианстве романтиков.

Если в литературоведении и театроведении «Фауст» И. В. Гёте исследован во множестве аспектов, то в музыкознании сочинения, содержащие фаустовские проблемы, анализируются, прежде всего, с точки зрения их концептуальных и стилевых особенностей. Обозначенные выше проблемы, касающиеся полижанровой природы гётевского «Фауста» и ее проявления в различных музыкально-драматических жанрах, остаются актуальными и требующими своего изучения.

Степень изученности проблемы. Спектр исследовательской литературы, посвященной фаустовской теме в искусстве, достаточно объемен, его можно разделить на несколько основных направлений, включающих как музыковедческие работы, так и труды смежных областей знаний.

К таковым относится огромный пласт литературоведческих, философских, эстетических и исторических источников, так или иначе касающихся трагедии И. В. Гёте и ее жанрово-стилевых особенностей.

Труды, посвященные автору «Фауста» и его творчеству, явились важнейшими в осмыслении жизненных, эстетических и философских позиций поэта. Они не только

Цит. по: Туренко.Е. Г. По прочтении Гете // Фауст-тема в музыкальном искусстве и литературе: сб. науч. ст. -НГК им. М. И. Глинки, 1997. - С. 20-21.

«проливают свет» на ряд малоизвестных фактов, но и изобилуют обобщениями, касающимися мировоззренческих противоречий, «сопровождавших» поэта в определенный период жшни и получивших отражение в его «фаустовских исканиях». Среди многочисленных источников этого направления следует назвать автобиографию самого И. В. Гёте - «Поэзия и действительность. Из моей жизни», «Разговоры с Гёте в последние годы его жизни» И. П. Эккермана, монографии К. А. Свасьяна и Э. Людвига -«И. В. Гёте».

Неоценимую роль в понимании концептуального статуса трагедии И. В. Гете для философии, литературы и искусства XIX века сыграли статьи Е. Г. Гуренко, Л. А. Бердюгиной, М. Р. Черкашиной-Губаренко, Г. В. Якушевой. В них феномен фаустианства анализируется как особое «смысловое поле» европейской культуры.

К данному аспекту относятся и работы, исследующие различные вопросы художественно-исторического контекста, в котором сформировались и развились темы и проблемы гётевского «Фауста». В трудах Ф. Геббеля, В. Гюго, Ф. Шлегеля рассматриваются принципы христианской романтической драмы, присущей как трагедии И. В. Гёте, так и музыкальным произведениям, возникшим на ее основе.

Важнейшей составляющей в методологии диссертационного исследования стали теоретические труды, посвященные проблемам жанра. Среди них особое место принадлежит работам Н. С. Лейтес, в которых исследуются вопросы жанровой типологии «Фауста» И. В. Гёте. Автор, в частности, подчеркивает высокую «синтетичность жанровой организации произведения, не позволяющую найти для него исчерпывающего жанрового определения»2, тем самым констатируя не только сложность, но и перспективность данной проблемы для исследователя.

Ответы на многие вопросы «жанрового аспекта» были найдены в музыковедческих трудах. Среди них особое место занимают хрестоматийные работы, посвященные жанровому генезису, его структуре и содержанию (А. Н. Сохор, В. А. Цуккерман, Е. В. Назайкинский, М. Г. Арановский, О. В. Соколов, Л. М Кадцын). В частности, категории жанрового стиля, выведенные А. Н. Сохором, повлияли на методику анализа фаустовской темы в музыке.

Несмотря на то, что интерес к фаустовским произведениям композиторов-романтиков находился и находится в поле зрения исследователей, работы, посвященные этой теме в целом, ограничены вопросами концептуального порядка. К таковым относятся монографии отечественных и западноевропейских авторов (М. С. Друскин, Д. В. Житомирский, Г. В. Крауклис, Б. В. Левик, Я. И. Мильштейн, А. А. Хохловкина, Дж. Бэлан, М. Бове, Э. Барези, Ж. Конде, Т. Флинн, С. Хибнер, X. Лакомб), в которых произведения на тему «Фауста» рассматриваются, прежде всего, с точки зрения идейно-содержательного ракурса в ряду других сочинений композиторов.

2 Лейтес, Н. С. «Фауст»: типология жанра // Гётевские чтения. - М.: Наука, 1991. - С. 31-50.

Особое место занимает диссертационное исследование О. В. Шапарчук «Музыкальный театр А. Бойто». В анализе оперы «Мефистофель» автор рассматривает некоторые жанровые составные трагедии И. В. Гёте и их роль в архитектонике произведения А. Бойто. Наблюдения, изложенные в работе, послужили стимулом для исследования жанровой природы как «Фауста» И. В. Гёте, так и одноименной оперы Ш. Гуно.

Принципы взаимодействия различных типов оперной драматургии XIX века, воспроизведенные в работах В. Э. Фермана, Е. С. Черной, М. Р. Черкашиной, Г. Е. Калошиной, И. К. Деминой, явились «благотворной почвой» для освоения полижанровой природы музыкального фаустианства.

Вопросы идейного содержания «Фауста» И. В. Гёте и интерпретации его проблем в музыке освещены в работах А. А. Асиновской, О. П. Бабий, Г. Д. Исаханова, Г. Е. Калошиной, Ф. С. Таировой, Е. А. Маркиной, А. И. Кордунера. Из перечисленных работ важнейшими для нашего исследования стали статьи А. И. Кордунера3 и Е. А. Маркиной4, в которых рассматриваются религиозные предпочтения Ш. Гуно и их проявление в опере «Фауст». Раскрывая религиозную идею в произведении композитора, исследователи ниспровергают укоренившуюся в музыкальной критике мысль об отсутствии в лирической опере Ш. Гуно, основополагающей для трагедии И. В. Гёте, религиозно-философской концепции.

Важнейшим подспорьем в понимании особенностей интерпретации фаустовской темы в музыке служат мемуары Р. Вагнера, Г. Берлиоза, Ш. Гуно и критические статьи Ф. Листа, Р. Шумана, П. И. Чайковского, Ц. А. Кюи, А. Брюно, А. Сего, М. А. Бове.

При достаточно обширном объеме литературы, прямо или косвенно воспроизводящей многообразные проблемы фаустианского феномена, жанровый аспект остается открытым для исследования. Его анализ позволит представить музыкальное фаустианство как некую целостную модель, в которой нашли претворение общие и различные принципы интерпретации литературного первоисточника композиторами-романтиками XIX века.

Объектом изучения стало музыкальное фаустианство XIX века.

Предметом - полижанровая драматургия «Фауста» И. В. Гёте и ее претворение в музыке романтиков.

Материалом исследования явились произведения, составившие «фундамент» музыкального фаустианства XIX века: вокальный цикл для голоса, солиста, фортепиано и чтицы «Семь пьес к „Фаусту" И. В. Гёте» ор. 5 и «Фауст-увертюра» Р. Вагнера, «Фауст-симфония» Ф. Листа, драматическая легенда «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза, оратория «Сцены из „Фауста" И. В. Гёте» Р. Шумана, лирическая опера «Фауст» Ш. Гуно.

Кордунер, А. И. «„Фауст" Гуно. Попытка прочтения» // Музыкальная академия. - 1994. - № 4. - С. 51-58. 4 Маркина, Е. А. Интерпретация фаустианской концепции в замысле оперы Ш. Гуно // Проблемы музыкознания: ст. молодых музыковедов / НТК им. М. И. Глинки, 2002. - Вып. 2. - С. 90-103.

Цель работы заключается в выявлении принципов взаимодействия литературно-драматических и музыкальных жанров при воплощении композиторами-романтиками трагедии И. В. Гёте.

Для её достижения необходимо решить следующие задачи:

исследовать полижанровую природу гётевской трагедии;

охарактеризовать жанрово-стилевые составляющие музыкальных произведений на фаустовскую тему;

выявить различие и точки соприкосновения в интерпретации гётевского «Фауста» композиторами-романтиками;

раскрыть особенности воплощения религиозно-философской трагедии в лирической опере Ш. Гуно «Фауст»;

рассмотреть принципы взаимодействия ораториального и оперного жанров в музыкальном фаустианстве композиторов-романтиков.

Научная новизна исследования заключается в том, что полижанровая природа гётевского произведения впервые рассматривается как предпосылка жанрово-драматургического решения музыкальных произведений на фаустовскую тему.

В диссертации впервые исследованы истоки религиозно-философской трагедии как универсального явления культуры, установлена корреляция полижанровой природы религиозной трагедии и множественности ее музыкально-драматургических и жанровых претворений. На основе" анализа этих уровней в работе впервые сделаны выводы о единой концептуальной модели музыкального фаустианства.

Теоретическая значимость исследования заключается в осмыслении принципов взаимодействия литературно-драматических и музыкальных жанров в произведениях композиторов-романтиков, объединенных фаустовской темой. Полученные результаты могут быть использованы как в музыковедческих анализах по драматургии жанра, так и в смежных областях, в частности, литературоведении, а также применимы к некоторым аспектам религиозного знания.

Практическая значимость заключается в возможности использования материалов диссертационного исследования в лекционных курсах истории зарубежной музыки, оперной драматургии, анализа музыкальных произведений в средних и высших специальных учебных заведениях. Материалы настоящей работы могут быть учтены в оперной практике.

Методологической базой исследования послужили общенаучные и специальные методы. К ним относится исторический метод, без которого невозможно изучение процессов становления и развития жанрово-стилевых принципов (опера, вокальный и ораториально-симфонические циклы романтической эпохи).

Сравнительный метод применялся при соотнесении произведений композиторов-романтиков со средневековой легендой и трагедией «Фауст» И. В. Гёте.

Сравнительный метод показателен при выявлении общих и различных жанрово-драматургических принципов, используемых композиторами-романтиками в музыкальном фаустианстве.

Междисциплинарный характер исследования потребовал и комплексного подхода в изучении фаустианского феномена. Последний включает проблемы богословского, философского, литературоведческого порядка и их воплощения в произведениях музыкального фаустианства.

Хронологические рамки исследования ограничены серединой XIX столетия (30-50 гг.) - периодом, который обозначил качественно новый этап в развитии мировой художественной культуры. Это время расцвета многочисленных философско-эстетических школ, стилевых направлений, разнообразных тенденций, в русле которых формируются взгляды, кристаллизуются идеи мыслителей, драматургов, музыкантов. Именно в этот период возникает специфическое явление искусства, именуемое «гётевским фаустианством». Обозначенные тенденции этого времени нашли преломление в произведениях композиторов-романтиков, изобилующих уникальными образцами жанрового синтеза.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре истории музыки Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова и была рекомендована к защите. Полученные результаты исследования апробированы в докладах на международных научно-практических конференциях: «Универсализм Гёте в отражении культуры» (Харьков, ХГУИ им. И. Котляревского, 2005), «Стиль и жанр в музыке» (Ростов-на-Дону, РГК (академия) им. С. В. Рахманинова, 2008), «Оперный театр: вчера, сегодня, завтра» (Ростов-на-Дону, РГК (академия) им. С. В. Рахманинова, 2010). Идеи и материалы диссертации использовались автором в лекциях и семинарских занятиях по курсу истории музыки в Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова в 2007-2009 гг.

Структура и объем диссертации обусловлены логикой развертывания исследования, его концептуальной направленностью: от выявления жанровых дефиниций гётевского «Фауста» к специфике их воплощения в музыке композиторов-романтиков середины XIX века. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка, приложения, содержащего схему интонационно-тематической драматургии оперы «Фауст» Ш. Гуно и нотные примеры.

Похожие диссертации на Претворение фаустовской темы в музыке XIX века : проблемы жанра