Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество И. С. Баха : Текстологическое исследование. На материале инструментальных сочинений Шабалина, Татьяна Васильевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шабалина, Татьяна Васильевна. Творчество И. С. Баха : Текстологическое исследование. На материале инструментальных сочинений : диссертация ... доктора искусствоведения : 17.00.02.- Санкт-Петербург, 2000.- 251 с.: ил. РГБ ОД, 71 00-17/17-5

Введение к работе

1. Тема исследования. Ее актуальность.

Творческое наследие И. С. Баха — ценнейшее достояние мировой человеческой культуры. Изучение жизни и творчества великого немецкого композитора — часть общегуманитарного процесса в познании человечеством самого себя.

Современный этап развития мирового баховедения, начавшийся с открытий второй половины 1950-годов, связан в первую очередь с новым изучением сохранившихся источников баховских сочинений — его рукописей.- Новый уровень науки, появление новых средств изучения бумаги, водяных знаков, почерка Баха и его копиистов привели к неожиданным и поистине сенсационным результатам. Заново предпринятые исследования рукописей баховских сочинений показали, что многие сведения о его жизни и творчестве, представлявшиеся ранее неопровержимыми, оказались противоречащими тому, что было вновь обнаружено в рукописях композитора. Вслед за сенсационными открытиями в области передатировки лейпцигских кантат, совершенными группой немецких ученых во главе с А. Дюрром и Г. фон Дадельзеном, началось (и продолжается по сей день) столь же тщательное изучение первоисточников других сочинений композитора. Заново предпринятые исследования баховского почерка привели к важнейшим открытиям, связанным с датировками различных рукописей И. С. Баха, и уточнениям в хронологии его творчества, особенно последнего периода жизни.

Исследование баховского композиционного процесса на основе автографов его вокальных произведений, проведенное в начале 1970-х годов американским ученым Р. Л. Маршаллом, явилось еще одним крупным событием в развитии баховедения последних десятилетий. Впервые автографы композитора были представлены в свете изучения его творческого процесса и особенностей отражения этого процесса в дошедших до нас рукописях баховских сочинений.

В связи с новым изучением рукописей и накоплением огромного количества неизвестных ранее фактов возникла необходимость в издании нового полного собрания сочинений И. С. Баха, основанного на последних достижениях

современного баховедения и новейших исследованиях рукописных источников. Такое издание началось с 1954 года (Neue Bach-Ausgabe. Leipzig, Kassel, 1954—) и продолжается по сей день.

Но вместе с тем, при всех достижениях современного мирового баховедения, как это ни парадоксально, основные проблемы изучения баховского творчества (вплоть до проблем хронологии, авторской атрибуции, установления подлинного текста его сочинений и т. д.) до сих пор во многом остаются нерешенными. Не случайно важнейшие справочные издания, содержащие основные сведения о датировке баховских сочинений, их первоисточниках, авторской принадлежности к произведениям Баха, издаются и переиздаются в настоящее время буквально через несколько лет1.

Представленная диссертация — в русле того направления развития иаховедения, о котором идет речь. В ней подняты проблемы хронологии творчества И. С. Еаха. датировки его сочинений, хронологического соотношения различных вер-

1 Так, издание каталога баховских сочинений, составленного в 1950-е годы Вольфгангом Шмидером и явившегося, несомненно, крупнейшим событием в истории баховедения, на протяжении следующих четырех десятилетих выдержало несколько переизданий (в каждом из них были сделаны те или иные уточнения). В 1990 году вышло новое, полностью переработанное издание этого каталога — при этом основные изменения коснулись вопросов датировки, авторства, сведений об источниках. Однако уже в 1998 году оказалось опубликованным еще одно полностью переработанное издание этого каталога, подготовленное А. Дюрром и Й. Кобаяси. И необходимо подчеркнуть, основные изменения и на этот раз коснулись именно вопросов датировки, авторства, сведений об источниках. Параллельно с изданием данного каталога осуществляется работа по подготовке и публикации другого важнейшего указателя баховских сочинений — Bach Compendium. Первые четыре тома, посвященные вокальным сочинениям композитора, вышли в 1985—1989 годы. Следующие три тома этого указателя в настоящее время еще готовятся к изданию. Кроме того, таблицы с указателями баховских сочинений и их датировок в словаре Грова и осуществленной на этой основе отдельной книге (The New Grove Bach Family. London, 1983) также подвергаются различным изменениям в переизданиях — и основные переработки опять-таки касаются все тех же сведений о хронологии, авторской атрибуции и источниках баховских сочинений, изучение и установление которых являлось первоочередной задачей баховедения на начальном его этапе и оказывается насущно важным в современный его период.

сий, авторской атрибуции, реконструкции, установления подлинного баховского текста и принципы его издания.

Актуальность избранной в диссертации темы и предложенный ракурс ее раскрытия обусловлены, помимо этого, еще и следующими причинами.

Во-первых, ни в отечественном, ни в мировом баховеде-нии еще не было монографического исследования, которое объединило бы в себе все указанные выше проблемы. В настоящее время, в основном, преобладают работы, в которых либо изучаются лишь отдельные из перечисленных проблем, либо отдельные баховские сочинения. Думается, что монографическая работа в этом направлении необходима хотя бы уже потому, что весь этот комплекс перечисленных вопросов представляет собой систему взаимосвязанных и взаимозависимых проблем. Классификация имеющихся источников, изучение всех особенностей рукописей композитора дают необходимые сведения для установления их датировки, что, в свою очередь, приводит к уточнениям в хронологии творчества И. С. Баха в целом, определению хронологического соотношения версий его сочинений и их источников. Изучение рукописей, особенностей баховского почерка, авторских исправлений и т.д. позволяет установить авторскую атрибуцию отдельных сочинений, разрешить проблемы реконструкции произведений, дошедших до нас фрагментарно (или даже утерянных). И, разумеется, только на основе изучения рукописей и всех установленных сведений об их датировке, авторской принадлежности, выявления первичности или вторичности той или иной версии может осуществляться подготовка текста к изданию. Поэтому возникает необходимость в исследовании, которое объединило бы в себе все эти проблемы в целях их разрешения.

Во-вторых, наиболее интенсивное изучение первоисточников баховских сочинений в последние десятилетия велось, в основном, в области автографов вокальных сочинений композитора. Двухтомный труд Р. Л. Маршалла, обобщивший исследование большого количества источников, посвящен исключительно рукописям вокальных сочинений И. С. Баха. Рукописи инструментальных произведений давно уже ждут подобного исследования. О необходимости появления таких

работ ученые высказывались уже неоднократно. Однако подобной монографической работы пока еще не появилось. Настоящая диссертация, материалом исследования в которой выбраны именно автографы инструментальных сочинений композитора, ставит своей целью восполнить (хотя бы частично) этот пробел.

В-третьих, несмотря на многие открытия и уточнения, сделанные в изучении творчества Баха за последние десятилетия, все же остается целый ряд неясностей и нерешенных к настоящему времени вопросов в исследовании инструментального творчества композитора, которые продиктовали обращение к проблемам, поставленным в диссертации.

1) Датировка. В то время как вокальные сочинения
И. С. Баха в последние десятилетия подверглись существен
ной хронологической ревизии, заставившей пересмотреть
главные аспекты баховской стилистической эволюции, вопро
сы хронологии инструментальных сочинений до сих пор во
многом не разрешены. Датировка сочинений И. С. Баха, а в
связи с этим пересмотр прежних представлений о хронологии
творчества Баха в области инструментальной музыки компо
зитора требуют дальнейших разработок и исследований.

  1. Соотношение версий. Вопросы хронологического соотношения различных версий баховских сочинений (установление первичности той или иной версии) до сих пор находятся либо под грузом прежних представлений, основанных на устаревшей к настоящему времени датировке сочинений, либо изучаются недостаточно и не соответствуют новым фактам, полученным в результате новейшего исследования источников.

  2. Авторство. Несмотря на то, что в вопросах установления авторской атрибуции за последние десятилетия есть немало достижений, возникло много новых вопросов, связанных с принадлежностью Баху целого ряда сочинений, авторство которых ранее сомнению не подвергалось.

  3. Реконструкции. Не все сочинения композитора дошли до нас; отдельные сохранились лишь во фрагментах. В последние годы осуществляются реконструкции утерянных (или фрагментарно сохранившихся) произведений И. С. Баха. Однако проблема правомерности реконструкций и выработка

научно обоснованных критериев осуществления таких реконструкций на сегодняшний день далеки от разрешения. Более того, необходимость подобных разработок появилась в современном баховедении сравнительно недавно и является, по мнению диссертанта, одной из наименее исследованных его областей.

5) Издания. Хотя к настоящему времени работа по осуществлению издания нового полного собрания сочинений И. С. Баха, которое основано на заново проведенном изучении источников и критической проверке текстов прежних изданий (и в том числе Gesamtausgabe der „Bachgesellschaft) подходит к своему завершению, тем не менее проблема установления подлинного баховского текста и его наиболее возможного адекватного воспроизведения в современном издании далеко не во всех случаях разрешена. Баховский текст, опубликованный в значительном количестве современных Urtextaiisgaben и даже в Neue Bach-Ausgabe, нередко расходится с первоисточниками. Редакторские конъектуры, вводимые в текст того или иного издания, не всегда оправданы и, более того, не всегда оговариваются в критических комментариях. В связи с этим проверка текстов по первоисточникам и, главным образом, по автографам композитора, а также дальнейшая разработка вопросов издания уртекстов и принципов редакторских конъектур остаются насущной проблемой, имеющей исключительное по своей важности значение как в научно-исследовательской, так и практической областях.

2. Материал исследования.

Материалом исследования в диссертации служат рукописи инструментальных сочинений И. С. Баха. Рассматриваются автографы композитора, копии-списки различных переписчиков, оригинальные издания. В поле зрения диссертанта находятся все доступные на сегодняшний день первоисточники клавирных, органных, камерно-инструментальных и оркестровых произведений великого мастера. Объем диссертации не позволяет представить их в полном объеме. Поэтому в работе показаны лишь те из них, которые наиболее ярко характеризуют ту или иную исследовательскую ситуацию и позволяют разрешать проблемы, поставленные в диссертации.

Выбор источников в каждом конкретном случае обусловлен спецификой ракурса рассмотрения проблемы в том или ином разделе работы, необходимостью решения отдельных вопросов на данном этапе исследования.

Большинство автографов и копий-списков, представленных в диссертации, исследовалось автором по оригиналам рукописей, хранящимся в Государственной библиотеке Берлина (Staatsbibliothek zu BerlinPreussischer Kulturbesitz), в Бахов-ском архиве Лейпцига {Bach-Archiv Leipzig), в Музыкальной библиотеке Лейпцига (Musikbibliothek der Stadt Leipzig), в Британской библиотеке Лондона (British Library, London). Для предпринятого в диссертации исследования ввиду его специфики данное обстоятельство оказалось чрезвычайно важным и позволило прийти к определенным результатам.

3. Цель и задачи исследования.

Основная цель диссертации — изучение особенностей рукописей инструментальных сочинений И. С. Баха в связи с необходимостью дальнейшей разработки проблем хронологии, хронологического соотношения различных версий, вопросов авторской атрибуции, реконструкции сочинений по сохранившимся фрагментам, а также комплекса проблем издательской практики. Очерченный круг вопросов, положенных в основу предлагаемой работы, потребовал разработки соответствующей методологии исследования. Она заключается в следующем.

В диссертации дана классификация сохранившихся источников инструментальных сочинений И. С. Баха. Разработана типология автографов, являющаяся, с одной стороны, развитием положений классической типологии автографов, существующей в баховедении на сегодняшний день, а с другой стороны, вносящая в нее ряд принципиальных уточнений, связанных со спецификой автографов инструментальных произведений композитора.

Разработанные в первой главе диссертации средства и методы исследования находят непосредственное применение в следующих главах работы, посвященных рассмотрению конкретных вопросов изучения творчества И. С. Баха.

4. Научная новизна работы.

В диссертации разработана новая типология автографов, исходящая из особенностей рукописей инструментальных сочинений И. С. Баха. Даны новые определения таких типов его автографов, как чистовая копия, композиционная партитура, ревизионная и переработанная копии. Впервые в основу типологии автографов И. С. Баха положено систематическое изучение авторских исправлений. Причем, принципиальным и существенным в определении типа того или иного автографа, как показано в диссертации, является не факт наличия исправлений и даже не их количество, но смысл каждого из них.

В настоящей диссертации предлагается не только заново разработанный принцип определения типа того или иного автографа композитора на основе имеющихся в нем исправлений, их классификация, но и применение в решении тех проблем, которые представлены выше. Проделанное исследование позволяет внести существенные коррективы в установившиеся представления о хронологической и авторской атрибуции ряда сочинений, хронологическом соотношении различных версий, законченности, либо незаконченности отдельных фрагментарно сохранившихся произведений и т. д. Так, в частности:

установлена датировка ряда инструментальных сочинений И. С. Баха, основанная на определении типа того или иного автографа композитора;

показана хронологическая последовательность версий одиннадцати Прелюдий Клавирной книжки Фридемана, автографа I тома "Хорошо темперированного клавира" Mus. ms. Bach Р 415 и соответствующих пьес в рукописи из наследия Ф. Конвичного;

на основе баховских исправлений и их сопоставления с рукописью Mus. ms. Bach Р 219 установлено, что копия Anonymus,a 5 сделана с автографа Mus. ms. Bach Р 610 и является не промежуточным, а более поздним источником данных сочинений;

в исследовании двух автографов клавирной Фантазии c-moll BWV 906 доказано, что, вопреки имеющимся сведениям о датировке этих источников и их соотношении, последовательность написания композитором данных авто-

графов является прямо противоположной: первоначальный текст Фантазии представлен в Дрезденском автографе, окончательный — в Вифлеемском. В связи с этим предлагается новая датировка Вифлеемского автографа;

в исследовании соотношения версий Канонических вариаций для органа Vom Himmel hoch, da komm ich her BWV 769 и 769a по исправлениям в автографе Mus. ms. Bach P 271 установлено, что первоначальной из дошедших до нас версий этого сочинения является версия автографа, позднейшей, окончательной — версия оригинального издания. Хотя данный вывод идет вразрез с установившимися представлениями об истории создания Бахом этих версий, в источниках найдены бесспорные доказательства в пользу первичности версии автографа;

исследование рукописей хоральных обработок "Wie schon leuchtet der Morgenstern" BWV 739, 764 и, главным образом, имеющихся в них баховских исправлений позволило однозначно установить авторский характер их записи. Данное обстоятельство существенно в связи с тем, что принадлежность этих обработок И. С. Баху в ряде иссле дований поставлена под сомнение;

в отношении гипотезы об авторстве Преамбул 3—7, записанных в Клавирной книжке Вильгельма Фридемана Баха, показано, что оснований считать их произведениями Фридемана (как это представлено в современных исследованиях) нет, и что авторство И. С. Баха в отношении данных сочинений является безусловным;

исследование сохранившихся источников флейтовых Сонат BWV 1031 и 1033 также подтвердило авторство Иоганна Себастьяна. Это представляется существенным, ибо данные сочинения не включены в Neue Bach-Ausgabe и причисляются ныне исследователями либо к сочинениям К. Ф. Э. Баха, либо к произведениям других композиторов;

проблема авторства фуги c-moll BWV 906 также разрешается благодаря изучению автографа Mus. 2405-Т-52 и имеющихся в нем баховских исправлений;

исследование ряда фрагментов баховских автографов — хоральных обработок "Wie schon leuchtet der Morgenstern" BWV 764 и "О Traurigkeit" из Органной книжки, клавирной

фуги c-moll BWV 906, клавирного концерта d-moll BWV 1059, фуги BWV 1080/19 из "Искусства фуги" — показало, что в дошедших до нас первоисточниках все эти сочинения по тем или иным причинам остались не завершенными, в связи с чем правомерность реконструкции их текстов ставится под сомнение;

установлено, что сочинение I части Сонаты A-dur BWV 1032 было завершено И. С. Бахом, и лишь случайность помешала ему дойти до нас целиком. В ходе изучения автографа продемонстрировано, что в сохранившемся фрагменте есть объективные основания не только доказать правомерность реконструкции утерянных тактов, но и осуществить такую реконструкцию на основе сохранившегося в рукописи баховского текста (что и выполнено автором диссертации);

обнаружено, что в значительном количестве современных Urtextausgaben воспроизведение баховского текста далеко не всегда соответствует рукописям композитора и имеющимся в них авторским исправлениям. В диссертации предлагается ряд конкретных рекомендаций по вопросам редакторских конъектур, их целесообразности, формы введения в текст издания, восстановления подлинного баховского текста.

6. Апробация работы.

Работа выполнена по плану кафедры теории музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова как диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения по специальности 17.00.02 — Музыкальное искусство; обсуждена на заседании кафедры теории музыки. Основные положения работы излагались автором на спецкурсе по проблемам музыкальной текстологии, проводимого кафедрой теории музыки в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Материалы диссертации обсуждались на совместном семинаре, проводимом кафедрой теории музыки и оркестровым факультетом Санкт-Петербургской консерватории (май 1996 года). Они излагались также на заседании кафедры общего курса фортепиано Санкт-Петербургской

консерватории (июнь 1994 года). Материалы исследования были представлены также на конференциях в рамках Международных детских фестивалей (Санкт-Петербург, Союз композиторов — март 1997 года, март 1998 года), на Международной конференции Института Джорджа Белла (Москва, сентябрь 1998 года). Результаты проведенного исследования нашли свое воплощение в ряде изданий сочинений И. С. Баха (СПб, издательство "Композитор"), очерках и монографиях автора диссертации (СПб, издательства "Северный Олень", "Логос"). Список опубликованных работ дан на заключительных страницах автореферата.

7. Структура работы обусловлена спецификой ее проблематики и включает в себя Введение, шесть глав (I. Классификация источников; II. Общие проблемы хронологии; III. Хронологическое соотношение версий; IV. Рукопись и некоторые проблемы авторской атрибуции; V. К вопросу о реконструкциях; VI. Текстология и проблемы издательской практики), Заключение, Список использованной литературы (включает в себя 386 названий на русском и иностранных языках). Работу иллюстрируют более 400 факсимильных примеров из бахов-ских рукописей, нотные примеры, схемы, таблицы.

Похожие диссертации на Творчество И. С. Баха : Текстологическое исследование. На материале инструментальных сочинений