Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Опыт исследования электронной музыки : (На примере творчества Э. Артемьева) Суслова, Лилия Васильевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Суслова, Лилия Васильевна. Опыт исследования электронной музыки : (На примере творчества Э. Артемьева) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского.- Москва, 1994.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 94-1/2459-7

Введение к работе

Актуальность темы. Интерес к зарубежной и отечественной электронной 157зыке, особенно возросший в наши дни, побукдает пристально вглядеться в страницы её истории, осмыслить пронесен, происходившие в этом широкомасштабном и разнородном художественном пласте за почти полувековой пзриод его существования. Термин "электронная кузыка" в его широком значении интегрирует многообразные творческие направления на основе использования электронных средств. Впервые введенный в 1Э50 году B.Maiep-Эншшром (в лекции "Звуковой мир электронной ьузыка") .он является синонимом сформировавшегося в исследовательской литературе последних лет термина "электроакустическая вдзыка", охватывавшего музыкальные явления, связанные с применением тех или иных электронных средств.

Пристального внимания заслугивают явления, лредставляшие определенные вези на пути эволюции электронной адзыки. В этой связи значительное место в диссертации отводится рассмотрению основных, исторически сложившихся направлений данного цузыкально-техкичесхого феномеаа, акцентируется внимание на электронных опусах, ставпих сегодня признанной классикой электронной музыки.

Объективным фактором, активно воздействующим на эволюционный пронесе, является постоянное совершенствование технической базы музыкальной электроники, способствующей создании определенных условий для реализации конкретных творческих установок. Это обусловило рассмотрение оовре ленных электронных систем, используемых ю:шози торами.

Отечественная электронная кузыка представлена здесь гворчест зом Эдуарда Артемьева, по „праву заниыашего в ней ведущее место.

Материалом для аналитических разделов диссертации послужили сочинения композитора, созданные в разные периоды творчества (электронная композиция "Мозаика", музыка к кинофильвд "Солярис", сшта "Тепло Зешш", компьютзрная композиция "Три взгляда на революцию"). Выделение этих произведений обусловлена не только опорой на композипионно-технические приемы, связанные с применением разных .электронных средств, но и характерностью для различных этапов развития отечественной электронной музыки.

Новизна работы. Проблемы специфики электронно?, музыки как самостоятельной и обширной области современного музыкального творчества практически не затронуты в российском музыкознании. В отечественной науке нет трудов, сколько набудь полно освещавших это интереснейшее явление. Мобильность й многослой-ность художественного феномена электронной цузыки, находящегося в состоянии постоянного движения, объективно поровдает много? ровневость исследовательских подходов, потенциальных проблемных полей» ждущих своих исследователей. В диссертации впервые предпринята попытка рассмотреть данный феномен с позиций его истории и теории, терминологии, различных направлений, технологии творчества, а также интонапионно-смысдовой значимости электронных сочинений. Это потребовало введения большого количества источников, в частности, иностранных (в работе содержится много цитат и ссылок разного рода на материалы, не фигурирующие в нашем адзыковедческом обиходе и необходимые для изучения проблематики).

Дель диссертации - проложить пути к исследованию произведений данного направления, их специфики, с одной стороны, с другой - выявить проявление в них общих закономерностей современной

вдзыки (плюралистичяосгь стилевой природы, интеграция кадровых элементов и другие). Электронная музыка рассматривается здесь как одно из ответвлений сонорики - важнейшей тенденции современного музыкального творчества.

Одной из важнейших гелей диссертации становится выработка метода анализа электронной музыки как относительно нового и самостоятельного творческого направления в цузыке XX века. Создание универсального метода анализа сочинений электронной музыки в настоящее время - задача, трудно разрешимая в силу целого комплекса причин (разнородность самого художественного явления, малоизученность его отдельных направлений, отсутствие в отечественном языкознании накопленного материала для обобщений).

Один из возиокных путей решения этой глобальной проблеіш, предложенный в данной диссертации, спроецирован на индивидуальный стиль современного композитора, в котором сконцентрировались наиболее характерные черты электронной цузыкя в её краткой исторической эволинии.

Ьіегод анализа опирается на раскрытие традиционных и нетра-деглоеных (специфических) способов организации звукововго материала; это позволяет виявить новые, характерные только для электронной музыки её теибго-ингованаонные свойства.

Факторы, обеспечивающие метод анализа электронной музыки, следпх!::е:

  1. Умение "прочесть" партитуру с гвздиелояекли и нетрадиционными формами фиксации текста.

  2. Выявление действия собственно кузыкальккх закономерностей традиционной музыки (классической и современной), позволяв-

іщт опеаивать электронную композапию как нелестный музыкальный организм.

3. Раскрытие особенностей композиционного процесса, методов кошозяпяи в условиях музыкальной студия, оказывающих непосредственное влияние на специфику электронного звучания, которая формирует новую тембровую выразительность, свойственную только электронной музыке.

Практическая значимость работы. Историжо-факгографический материал диссерташш может быть использован в курсах истории современной музыки, музыкальной критики, анализа музыкальных произведений. Предложенные в исследования наблюдения и обобщения могут способствовать дальнейшей разработке проблематики, связанной с выявлением традшіяонньк и новаторских черт электронной музыки - порождении века науки и .технического прогресса.

Апробация диссертапии состоялась на заседании кафедры теории музыки Московской государственной консерватории имени П.ИДайковсвого 21 июня 1991 года. Основные положения исследования были изложены в лекгшях по истории электронной музыки, прочитанных автором в курсе современной музыки в Московской государственной консерватории имени П.й.Чайковского.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трах глав и заключения; в приложении содержится список литературы и образпы нотного и иллюстративно-графического материала.

Похожие диссертации на Опыт исследования электронной музыки : (На примере творчества Э. Артемьева)