Введение к работе
Актуальность темы исследования. Проблема времени и пространства — одна из ключевых в современном музыкознании. Непосредственными стимулами к осознанию пространственно-временной природы музыки в качестве важнейшей музыкально-эстетической категории, явились творческая практика композиторов двадцатого столетия и связанные с ней расширенные представления о мире, обострившееся чувство личной причастности к ценностям человеческой истории и культуры, формирование и развитие новых типон художественного мышления. В результате пространству и времени, был придан особый концептуальный смысл.
Доказательством этому могут служить как устные высказывания авторов современной музыки, так и их теоретические работы (имеются в виду концепции П. Булеза, А, Вебсрна, Э. Денисова, Д. Кейджа,,0. Мессиана, А. Шнитке, К. Штокхаузе-на). Показателем интереса к данной проблематике можно считать и появление ряда музыковедческих исследований, специально посвященных пространственно-временной тематике, таких как "Концепции времени Ф. Клугмана и Дж. Тенни" И. Голубевой, "Хронотоп музыкального фольклора; Опыт типологии" И. Земцовского, "Фактура. как форма реализации пространственно-временных представлений: Проблемы генезиса и исторической эволюции музыкальных хронотопов" Н. Зубаревой, "Проблемы времени в музыке" Н. Караевой, "Проблемы
анализа музыкального времени-пространства" В. Кирчика, "Символический принцип актуальной бесконечности и его музыкальная интерпретация" Г. Левой, "О методологии анализа музыкального времени", '"Музыкальное время: понятие и явление" О. Притыкиной и многие другие.
Бесспорно, что в настоящее время назрела необходимость создания стройной теории музыкального времени и пространства, причем в единстве этих теорий — как теории хронотопа. Задача такой целостности обусловлена, с одной стороны, взаимозависимостью самих параметров времени и пространства, вс другой, — культурологической общностью парадигмы времени-пространства конкретного исторического времени.
С точки зрения становления теории музыкального хронотопа важное значение имеет не только его эстетико-философская оценка, но и имманентно-музыкальное выражение времени-пространства.
Общелогический статус типовых музыкальных форм представляет богатую ' возможность для рассмотрения пространственно-временных отношений в широком1 контексте историко-культурного развития человеческого мышлениям психологии. Вместе с тем, факт репрезентативности формы: музыкального произведения по отношению к его содержанию предполагает выход в сферу онтологического времени-пространства — к специфически музыкальной сущности хронотопа.
Цель и основные задачи диссертации. Цель диссертации — исследование структур типовых музыкальных форм с точки зрения логоса' времени-Пространства и обоснование их зависи-
мости от религиозного, мифологического и социально-культурного уровней мировоззрения художника.
Данная цель достигается решением ряда'задач:" специализируется понятие времени-пространства относительно музыкального формообразования, прослеживаются истоки видоизменения хронотопической организации форм от одной культурной эпохи к другой.-
Объектом исследования послужили образцы музыкального искусства от средневековья до современнастиув формообразовании которых "типовое" присутствует в качестве устойчивых схем пространственно-временных связей. При изложении материала .диссертации проводятся аналогии с развитие^ философии, литературы, живописи и других видовискусств.
Методологической базой исследования являются'современные-работы по философии, социологии, психологии (М. Ахундова, А. Гуревича, А.: Лосева, А.. Леви-Строса, П. Флоренского, К. Юнга), искусствознания (труды С. Аверинцева, М Бахтина, С. Ваймана, И. Даниловой, Ю. Лотмана, В. Топорова и других). Музыковедческой основой для диссертации послужили научные статьи, очерки по проблеме времени и пространства, а также исследования таких авторов как М. Арановский, В. Бобровский, В. Валькова, В. Медушевский, Е. Назайкинский, В. Протопопов, Ю. Холопов в области теории формообразования.
Научная новизна диссертации. Настоящая диссертация — первый опыт специального исследования типовых музыкальных форм с точки зрения логоса времени-пространства. Европейское формообразование рассматривается как многоуровневая,
но единая система, связанная с универсальными принципами миросозерцания и архетипами человеческой культуры. '
Практическая ценность исследования определяется возможностью использования полученных результатов в курсе анализа музыкальных произведений, созданием методологической основы для осмысления типового формообразования в широком культурологическом ракурсе (от средневековья до новейшего времени).
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре теории музыки Московской государственной консерватории, на кафедре современных проблем музыкальной педагогики, обра-зо пан ни и культуры Российской академии музыки имени Гне-синых, а также на кафедре теории музыки. Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Материал диссертации апробировался в лекционной практике, на конференции. По теме диссертации есть публикации, список которых приводится в конце автореферата.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения (общий объем 123 страницы). Прилагается список литературы (140 наименований) и нотные примеры.