Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мобильные элементы и динамическая форма в пространстве жилого интерьера Барышева В Е

Мобильные элементы и динамическая форма в пространстве жилого интерьера
<
Мобильные элементы и динамическая форма в пространстве жилого интерьера Мобильные элементы и динамическая форма в пространстве жилого интерьера Мобильные элементы и динамическая форма в пространстве жилого интерьера Мобильные элементы и динамическая форма в пространстве жилого интерьера Мобильные элементы и динамическая форма в пространстве жилого интерьера Мобильные элементы и динамическая форма в пространстве жилого интерьера Мобильные элементы и динамическая форма в пространстве жилого интерьера Мобильные элементы и динамическая форма в пространстве жилого интерьера Мобильные элементы и динамическая форма в пространстве жилого интерьера Мобильные элементы и динамическая форма в пространстве жилого интерьера Мобильные элементы и динамическая форма в пространстве жилого интерьера Мобильные элементы и динамическая форма в пространстве жилого интерьера
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Барышева В Е. Мобильные элементы и динамическая форма в пространстве жилого интерьера : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.06. - Москва, 1992. - 194 с. : ил. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА І Методическая реконструкция процесса художественно-проектного освоения темы движения в проектировании предмегно-пространственной среды жилища

1.1. Предыстория и художественно-проектное открытие темы движения в дизайне жилой среды 14

1.2. От визуально-пластической к функционально-конструктивной динамике 47

1.3. Тема движения в теоретических и творческих концепциях проектной футурологии 71

1.4. Типология процесса освоения темы движения 94

Выводы по первой главе 103

ГЛАВА 2 Новейшие тенденции художественно-проектной трактовки движения в дизайне жилой .среды

2.1. Традиционные приемы динамики в современном дизайне 105

2.2. Новые направления проектирования жилой среда в дизайне 80-90-х годов 141

2.3. Особенности современного освоения темы движения в проектировании жилой среды 153

Выводы по второй главе 169

Заключение 171

Литература 174

Введение к работе

Актуальность исследования. Развитие дизайна в нашей стране, расширение его задач, усложнение творческих и теоретических проблем требуют все большего внимания к теоретическому осмыслению и критическому анализу общих для всего мирового развития дизайна основополагающих тенденций и направлений, влияющих на развитие дизайна в целом.

Формирование предметно-пространственной среды жилища - одной из наиболее устойчивых сфер человеческой жизнедеятельности, аккумулировавшей в себе исторический опыт поколений, - неразрывно связано с развитием всей культуры общества, с ее прошлым, настоящим и будущим, с ее сложившимися ценностями и традициями.

В настоящее время в связи с тенденциями гуманизации предметной среды человека, ее индивидуализации и создания условий для свободного эстетического выбора, для дизайна особенно важным становится осмысление проблем проектирования предметно-пространственной среды жилища. Жилая среда - постоянно актуальный объект исследований, чрезвычайно важная, стержневая тема архитектурно-дизайнерского проектирования, в которой тесно переплетаются многие проблемы и факторы, влияющие на жизнедеятельность человека. Мобильные элементы и объекты с динамической формой в пространстве жилого интерьера являются одним из таких факторов, репрезентируя другую "вечную" тему - движение, с художественно-проектным освоением которой связан целый пласт категорий, принципов и приемов формообразования.

В переводе с латинского n mobiiis " буквально означает "передвижной, подвижной". Это понятие тесно связано с несколькими другими, в том числе с понятием трансформация от позднелатинского " transformatio"- превращение, как наиболее простым явлением. Наиболее сложное в этом ряду понятие - "динамическая форма", обозначающее не только физическое передвижение, но и динамику самой формы, а также образа этой формы.

С философской точки зрения, движение есть всякое изменение чего-либо, инженерами движение понимается как механическое изменение или перемещение конструкций. В биологии существует такое направление, как биокшетика, где движение изучается как целостная система. В архитектуре динамика рассматривалась в связи с пространственной, композицией, которая могла вести самого человека, конструируя путь его движения, могла направлять взгляд человека или показывать общую устремленность формы. В фу-турологическом проектировании движение равнозначно существованию, так как основные идеи появляются и могут реализоваться только при условии наличия движения. Авангардными художниками движение используется как одно из образных средств. В области дизайнерского творчества есть направление кинетизм, в котором разрабатываются проблемы динамической и трансформирующейся формы. В кинетическом формообразовании движение определяется как формообразующий фактор.

В то же время в самом дизайне существует несколько точек зрения на эту проблему. Художник Е.Розенблюм писал: "Открытая форма означает прежде всего раскованность вещи - системы во времени, возможность ее роста, изменения в пространственной

структуре, в способах использования. Открытая форма благодаря своей органичной "незавершенности" легко уживается с представителями любой стилистической системы, и превращается каждый раз в новое единство форм, присущих заданному действию" /[39,с.50/. Таким образом,создавая открытую форму , художник мыслит пространством, проектирует опираясь на развитое понимание незамкнутого пространства. Можно предположить, что использование трансформации и мобильности станет средством создания искомой открытой формы.

С точки зрения теории и методологии дизайна у трансформации появляется друтое понимание. "Если вещь обладает такой подвижной материальной структурой, которая позволяет ей превращаться в другую вещь или существенно изменять свои качества (функции, свойства), то такую вещь можно назвать трансформирующейся. Вещь трансформирующаяся - это вещь функционально многозначная" /147, с.7 /• Таким образом, стул, регулируемый по высоте, содержит в себе идею бесконечного ряда стульев, отличимых определенными функциональными качествами, и является трансформируемой вещью. Но движение маятника часов необходимо для поддержания основного функционального признака вещи, а не для его изменения, и несмотря на движение, часы не являются мобильным объектом. Отсюда происходит понятие морфологической трансформации. "С дизайнерской точки зрения, морфологическая трансформация - это средство функциональной трансформации, средство придания функциональной многозначности вещи или предметной среде".

К.М.Кантор, один из первых заговоривший о проблемах трансформирующихся вещей, выдвинул свою концепцию. В книге "Красота и польза" он отмечает, что в трансформирующейся вещи "начинается преодоление постоянной формы вещи. Многофункциональная вещь уже не вещь, она теряет целостность статического образования". Автор видит, например, в "комбинируемой, трансформируемой, секционной, сборно-разборной, механизированной мебели... прообраз материальной установки..." - нового средства удовлетворений потребности человека. Он отмечает, что если такая "мебель будет совершенной, от нее не придется отказываться и тогда, когда размеры жилой площади значительно возрастут..."/62,с.258/. Мы можем отметить, что с помощью данного средства косвенно решается также проблема увеличения жизненного пространства, столь же древняя как вся история человечества. Дизайнер использует трансформацию как проектное средство,позволяющее в определенных ситуациях активизировать функциональную, морфологическую и образную проработку объекта.

Один из важных составляющих трансформации - принцип комбинаторики. Вещи, которыми окружает себя человек, в идеале, сохраняя индустриальный характер изготовления, должны отвечать особенностям эмоционально-художественного восприятия человека, его стремлению к красоте, своеобразию и единству всех элементов предметно-пространственной среды. В предметной среде идеи комбинаторики как средства достижения предметного разнообразия претендуют на рациональный способ такого достижения - способ использования многофункциональных взаимодополнительных деталей. С этой точки зрения можно проследить изменения, произошедшие в решении жилища и оборудования для него. Идеи свободного построения жилых зданий из мобильных унифицированных ячеек, высказанные еще в начале века В.Хлебниковым, получили в 60-е годы дальнейшее развитие в многочисленных перспективных разработках как в нашей стране, так и за рубежом. Появилась возможность рассматривать жилище как подвижную, динамическую систему, приспособленную к изменению своих параметров. Принцип комбинаторной изменчивости приобрел здесь роль одного из ведущих способов достижения необходимой гибкости. (Система "Интерпол" П.Моргана, США; проект "Зерно в початке" А.Квормби, Англия; дом-башня У.Чоока, Англия). Сложность исследования, таким образом, состоит как в широком охвате исторического материала, так и во множественности и неопределенности общих понятий движения, мобильности, динамической формы, трансформации.

Эта множественность и неопределенность понятий существует и в самой предметной области исследования. Например, понятие "мебель" в некоторых случаях слияния архитектуры и ее предметного наполнения в единое целое, определить почти невозможно. Интересно отметить, что по своему происхождению это слово означает "движимость" вообще, сразу же вызывая параллели с понятием мобильность.

Взаимоотношение таких двух доминантных тем дизайнерской деятельности, как темы жилища и темы движения, постоянно изменяющееся, пульсирующее в ходе исторического развития, представляет собой острую методологическую проблему. Эта проблема требует сегодня для своего разрешения целостного изучения опыта использования мобильных элементов и динамической формы в пространстве жилого интерьера с точки зрения формообразующих процессов в дизайне жилой среды.

Актуальность этой проблемы повышается в связи с тем, что новейшие формообразующие процессы в мировой дизайнерской практике 80-90-х годов свидетельствуют о глубоких изменениях в трактовке темы движения в дизайне жилой среды, о значительной перестройке художественного языка дизайна. Такая перестройка тесно связана с процессом всестороннего обновления профессии, с пересмотром наработанных профессиональных средств, методов и ценностей, конструктивным осмыслением и концептуализацией проектной деятельности конца XX века, что по сути является процессом формирования нового проектного мышления. Исследуемые процессы в жилой предметной среде остро нуждаются в их анализе и оценке в контексте всего опыта использования движения как формообразующего фактора в дизайне предметно-пространственной среды жилища.

Специфика объекта исследования затрудняет выделение какого-то узкого круга литературных источников, тем более прямые аналоги темы исследования отсутствуют, диссертационное исследование базируется на ряде направлений в изучении дизайна и связано с огромным кругом литературы, касающейся этой темы в том или ином аспекте, который по своему содержанию состоит из нескольких групп. данное исследование непосредственно опирается на опыт философского, культурологического и искусствоведческого анализа проблематики дизайна, накопленный в работах таких советских исследователей, как С.Хан-Магомедов, О.Генисаретский, В.Глазычев, К.Кантор, В.Сидоренко, Г.Іфрьерова. Более непосредственно с проблематикой предметно-пространственной организации жилой среда связи с типологией образа жизни связаны научные труда А.Иконникова, Ю.Лотмана, Г.Любимовой, И. Бестужева-Лада. другая группа источников связана с традиционно сложившимся отношением к интерьеру и составляющим его элементам с позиций художественной ценности. Она представлена монографическими исследованиями, посвященными археологии, истории, искусству производства, стилистическим особенностям мебели различных эпох и разных материалов. Исследования таких ученых по истории мебели, как И.Аронсон, А.Кёппен и С.Бренер, Г.Лукомский, Н.Соболев, В.Нешумов, Л.Холмянский некоторое внимание уделяют отдельным мобильным конструкциям основном связанным с их изменением в процессе исторического развития, а также влиянием трансформации на формообразование предметов мебели и ее зависимость от достижений науки и техники. 

Исследование непосредственно связано с творческими и теоретическими работами, рассматривающими движение как формообразующий фактор в проектировании. Начало такого осмысления в своих концепциях, проектах и манифестах положили пионеры советского дизайна и архитекторы-конструктивисты В.Татлин, К.Мельников, Г.Клуцис, А.Родченко, И.Кутиков, Л.Термен, М.Гинзбург, братья Веснины, ЯЛернихов, И.Голосов, Э.Мендельсон и др. Продолжилось это направление в работах исследователей истории архитектуры и дизайна 20-х годов С.Хан-Магомедова, Л.Жадовой, А.Лаврентьева, Н.Адаскиной, Е.Сидориной.

Особую группу составляют работы, посвященные периоду расцвета идеи футурологии в проектировании жилища и кардинальной перестройки жилища вместе с реорганизацией всей жизнедеятельности человека, среди которых статьи и книги А.Рябушина, Г.Минервина, Г.Любимовой, А.Сикачева и И.Лучковой, В.Резвина, а также проекты и статьи зарубежных проектировщиков Ю.Фридмана, Н.Куракавы, М.Вебба и многих других. Необходимо отметить постоянный интерес к теме движения среди архитекторов, и если зарубежные специалисты оценивали и описывали в своих статьях существующие конкретные проекты, то отечественные исследователи, несмотря на немногочисленные проекты по этой теме, в целом шире рассматривали и осмысляли тему футурологии как явления в проектировании.

Важное значение для исследуемой темы имеют работы по методическим проблемам комбинаторики, трансформации, использованию мобильных элементов в дизайне, которые включают исследования В.Колейчука, Н.Виленкина, С.Бойцова, В.Семкина и других.

Наряду с проектной практикой материалами для данного исследования послужили текстовые первоисточники - книги, статьи, каталоги выставок и публицистические выступления ведущих отечественных и зарубежных дизайнеров. Чрезвычайно важны, на наш взгляд, концепции и суждения, высказанные самими практиками-профессионалами.

Данной проблеме прямо или косвенно были посвящены разнообразные исследования, различные аспекты ее рассматривались во многих работах, но все многообразные стороны проблемы движения в предметно-пространственной среде жилища не были сведены вместе как внетипологическая проблема дизайнерского формообразования.

Целью работы является изучение, обобщение и концептуализация опыта использования движения в жилой предметной среде с точки зрения формообразующих процессов в дизайне XX века.

Основные задачи включают в себя методическую реконструкцию этапов освоения темы движения в дизайне жилой среды, концептуализацию этого процесса, осмысление места, роли и специфики движения в новейшем дизайне.

Методика исследования основана на использовании принципов и понятий, принятых в советском искусствознании для теоретического, культурологического и исторического анализа процессов и явлений творческой практики.

Истоки современной проблемы формировались под влиянием определенных социокультурных условий и представляют собой результат достаточно длительного исторического развития. Таким образом, при его анализе необходимым становится, с одной стороны, обращение к некоторым, имеющим принципиальное значение для данной темы, моментам истории развития дизайна предметно-пространственной среды жилища. С другой стороны, необходимо рассмотрение проблемы в едином контексте современной культурной и проектной ситуации как за рубежом, так и у нас в стране.

В диссертации применяются методы систематизации эмпирического материала, классификации, типологизации, сравнительного анализа, представления и принципы системно-структурного анализа, культурологического, средового подходов и традиционного искусствоведения.

Научная новизна исследования, представленного в диссертационной работе, определяется прежде всего целостным изучением фактора движения в дизайне жилой среды, что позволило выявить основополагающие формообразующие и художественно-образные аспекты, ранее не получившие систематического рассмотрения. Впервые систематизированы основные составляющие темы движения, используемые в проектировании жилого интерьера: трансформирующиеся конструкции, мобильные элементы и динамическая форма. Выделены три этапа освоения темы движения в традиционном дизайне жилой среды в XX веке - визуально-пластический, функционально-конструктивный и концептуально-футурологический, - смыслообразующие импульсы которых принадлежат соответственно модерну начала века, конструктивизму 20-х годов и архитектурно-дизайнерской футурологии 60-х годов. Проведен сравнительный анализ содержательных характеристик выявленных этапов. В диссертационной работе сформулировано представление о динамике, как основополагающем факторе художественного языка традиционного дизайна, прошедшего в XX веке полный цикл становления, развития и оформления. Выявлены тенденции деактуализации фактора движения в его традиционном понимании в новейшем альтернативном дизайне. Систематизирован обширный визуальный материал, в научный обиход введен ряд новых понятий и представлений. Практическая значимость диссертации заключается в том, что она способствует расширению профессиональных представлений о развитии дизайна, росту творческого самосознания, совершенствованию дизайн-образования, решению широкого круга научночметоди-ческих задач, связанных с профессионализацией дизайнерской деятельности, с обновлением ее проектно-художественного языка. Непосредственное применение результаты исследования смогут найти в теории и истории дизайна как концептуальный и эмпирический материал, в методике дизайна, в постановке и решении практических задач в области художественного проектирования предметно-пространственной среды жилища, а также при разработке учебных пособий в системе дизайнерского образования.

Материалы и основные положения диссертационного исследования были изложены автором в докладах на научном семинаре "Художественные проблемы предметно-пространственной среды" (Москва, 1987 г.), на научно-практическом семинаре "Эксперимент в дизайне" (Москва, 1988 г.) отдела теории и истории дизайна ВНИИГЭ, на Всесоюзном научно-проектном семинаре "Жилище 2000" (Москва, 1989 г.).

Исследование, проведенное автором диссертации, непосредственно связано с планом научных работ ВНИИТЭ. Результаты исследования внедрены в следующих НИР: "Основные направления и задачи научно-прикладных разработок по проблемам производства, потребления и реализации мебели" (J& Гос. регистрации 01850073273), "Выявление и исследование социокультурных, социально-этических и экологических проблем быта" (№ Гос.регистрации 02860II03II).

По теме диссертации опубликованы 4 статьи общим объемом 2 п.л. Подготовлена монография, находящаяся в издательском производстве, объемом 4 а.л. диссертация состоит из введения, двух глав и заключения объемом 173 страниц, списка основной используемой литературы из 228 наименований и 29 таблиц иллюстративного материала. 

Предыстория и художественно-проектное открытие темы движения в дизайне жилой среды

В исследовании предлагается рассмотреть предметно-пространственную среду жилища как область развития определенной проектной идеи, проектной темы, в данном случае темы движения. В соответствии с принятым подходом и избранным жанром исследования, развитие проектирования жилой среды рассматривается не в его равномерности и постепенности, необходимых для исторического исследования, а в ключевых точках, на наиболее ярких примерах, на наш взгляд, определяющих содержание и специфику данной проблемы в русле методической реконструкции.

Само по себе движение как феномен, а также его изображение всегда привлекало внимание человека. С древних времен наблюдение движения огня и воды, устройство фейерверков и т.д. вызывали неосознанное влечение человека. Каждый из перемещающихся элементов предметно-пространственной среды в результате длительной культурной эволюции связывался в сознании человека с движением, следовательно, форма и движение, как правило, связаны с культурными ассоциациями.

С другой стороны,при рассмотрении проблемы необходимо учитывать также консервативность мира вещей. 0.Фрейденберг подчеркивала, что мир вещей консервативен, как и мир ритуала, так как все то, что со временем становилось мебелью и утварью, а также основные элементы архитектуры было создано в эпоху раннего развития человечества, даже те вещи, которые мы привыкли считать современной мебелью.

Одним из первых мобильных жилищ можно считать бочку, в которой жил Диоген. Появление мобильного жилища относится к древним временам и связано с необходимостью перемещения людей вместе с жилищем, наиболее характерными прецендентами которого являются поселения кочевых народов: юрты, палатки, жилища на колесах. С этих времен мобильное жилище развивается самостоятельно, параллельно стационарному, приспособленному к оседлому образу жизни. Однако между ними никогда не существовало непроходимой пропасти. Передвижное жилище всегда использовалось и оседлыми народами как дополнение. Например, юрта кочевников, ставиласьвпомещение на зиму и служила теплой спальней. Интересно отметить, что хотя такие жилища были целиком мобильные, но внутренний уклад, порядок оставался строго неизменным (ориентация на части света, в некоторых случаях солнечные часы).

В дальнейшем исследовании мобильные жилища не будут являться основным предметом изучения, за исключением тех случаев, когда элементы оборудования проектируются единым блоком вместе с архитектурой жилища, как это происходило в 60-е годы XX века.

Корни мобильных элементов в жилище тоже уходят в глубину веков. За 2000 лет до н.э. сформировался складной табурет с Х-об-разным перекрестием опор. Этот тип табурета оказался чрезвычайно жизнеспособным: в различных модификациях стульев и кресел он перешел к позднейшему времени. Причем сделанный,по-видимому,для походных условий прижился и в постоянном жилище. В разнообразных вариантах этого сидения того времени характерна конструктивная "откровенность" несущих элементов. Во время охоты, военных походов и путешествий египтяне пользовались складной кроватью. Она перегибалась трижды по длине, так что в сложенном виде составляла около 60 см. Дяя соединения складывающихся частей ложа применялись массивные бронзовые петли. В ТУ в. до н.э. появился Х-об-разный табурет, состоящий из нескольких скрещивающихся опор, -предок современного дачного стула. Прямые его ножки скреплялись одним продольным штырем. Такой табурет очень устойчив, так как нагрузка распределяется на большое количество опор.

Необходимо подчеркнуть, что жилые интерьеры древних практически оставались неизвестными вплоть до ХУШ столетия, когда впервые стали изучать устройство и внутренний облик римского дома и древнегреческое искусство, но хорошо сохранившихся домашних интерьеров найдено не было. Правда, детали обстановки довольно часто фигурируют в росписях и мозаиках античности в качестве фона к основным сюжетам.

Шкаф сапожника, изображенный на одной из помпеянских фресок, интересен продуманной формой. Дверцы верхней его части, оборудованной полками для товара, раскрываясь, попарно складывались. Выступающий нижний объем с наклонной верхней плоскостью служил опорой при примерке обуви. Закрыв створки, хозяин превращал свой шкаф-витрину в закрытую емкость, хранилище товара. В лавках, мастерских и жилых домах существовали и встроенные шкафы, о чем свидетельствуют обнаруженные во время раскопок следы креплений полок.

Дяя хранения различного домашнего имущества и одежды предназначались переносные сундуки с двускатной или плоской крышей. В последнем случае они служили одновременно и сидением, и кроватью, с нашей точки зрения, прообраз многофункциональности, а значит в какой-то степени мобильности этого предмета. Среди используемых предметов мы находим и изящный складной металлический столик, дошедший до нас также из Древнего Рима. Во времена Римского государства были заложены основные начала предметного мира и организации материальной среды современности. Как не менялись в последующие века дома, мебель, инструменты, они в большинстве своем остаются потомками предметов, сработанных античными ремесленниками.

Исследователи предполагают, что у древних римлян мебель играла функциональную и отчасти культовую роль, и не была художественным элементом в общем решении интерьера. По-ввдимому,предметы не имели своих постоянных мест в интерьере и перемещались туда, где в них была потребность.

Тема движения в теоретических и творческих концепциях проектной футурологии

Начавшаяся во второй половине XX столетия научно-техническая революция, как бы спрессовав время, активизировала возрождение необходимого в достижениях прошлого, а также ускорила поиски нового во всех областях, в том числе в предметной пространственной среде человека, и особенно в проектном отражении темы движения. Для этого этапа характерно, во-первых, возрождение всех видов художественно-проектной динамики, развивавшихся на протяжении всего XX века, интенсивный творческий интерес к ним, одновременное развитие, дополнение их и формирование тотальной палитры проектных возможностей динамичной организации пространства жилого интерьера, во-вторых, теоретический анализ и обобщение этой темы, в-третьих, бурное проектное и концептуальное прогнозирование ее, " утурологический взрыв" концепций, гипотез, проектов перспективного жилища.

Необходимо отметить, что в конце 50-х - начале 60-х годов во взаимосвязи с движением активно осваивалось понятие пространства. Проектному мышлению в каждом периоде развития культуры соответствует свое понимание движения в пространстве. Началу 60-х годов соответствует открытие абсолютной свободы передвижения в нем, была открыта самоценность движения. "Идеал времени - бесконечное движение в бесконечном пространстве" / 179,с.II /."Пространственное мышление конструктивизма 20-х годов откликнулось на открытие своего движения пониманием архитектуры как оформления графика движения человека в пространстве (смоделированного из набора новых функций)... В архитектуре же конца 50-х - начала 60-х годов, несмотря на то, что она видела в архитектуре 20-х годов своего предшественника, пространство не оформляло движения, так как движение было незапрограммировано, а представляло максимум свободы для самоценного движения в нем человека и вещей. Да и сами вещи утратили свою привычную статику и традиционную форму, легко и свободно меняли свою форму, трансформировались" / I79,c.I2 /. Для этого времени важно, что предметы могут свободно двигаться и транспормироваться в пространстве, а для чего они должны двигаться, было второстепенным вопросом. Пространство освобождается от традиционных предметов ради свободы незапрограммированного движения человека.

Подчеркнем, что авторы, работавшие в рассматриваемое время, не делали принципиального различия между интерьером жилым и общественным, и само понятие "интерьер" было достаточно условно, что вытекало из понимания единого открытого пространства: из помещения на улицу, затем в город, из города в пространство будущего.

Очень точным является высказывание одного из руководителей Ульмской школы дизайна: "Систематическую работу по определению новых форм жилой среды обязательно должны питать два источника: эволюционное развитие и отвлеченные идеи утопического характера. Так как очень трудно составить обоснованные прогнозы того множества новых факторов, которые могут оказать влияние на жилище, то можно выработать лишь относительные концепции будущего. Это вынуждает архитектора искать свои, индивидуальные представления о будущем... Утопические проекты... могут послужить интересными и поучительными экспериментами и стать своего рода образцами" /14б,с.7/.

Очевидно, что после 20-х годов, футурологические проекты 60-х годов, были следующей волной поисков нового жилища, и это было связано с научно-технической революцией. Учитывая прежние искания, это время выдвинуло новые направления своих экспериментов. Ццеи 20-х и 60-х годов сближает осознание роли техники как главного средства разумного жизнестроения. Сохраняется также и жесткое разделение пространственной структуры жилища и ее вещного наполнения.

В 60-е годы завершила свое практическое и теоретическое оформление идея кардинальной перестройки жилища, выдвинутая 20-ми годами его переосмысления и реорганизации вместе с процессами реорганизации всей жизнедеятельности человека. Жилище рассматривалось как подвижная, динамичная система, развивалось представление о "жизнестроении" как целенаправленной деятельности по созданию всего комплекса жизненной среды. Предполагалось, что среда жилища станет более подвижной, динамичной в каждый момент времени, что "исчезающие" элементы среды, объекты, меняющие назначение, станут основным предметным наполнением пространственной структуры интерьера, что наши потомки будут жить в динамичном, постоянно меняющем структуру и образ мире. Это время было одним из наивысших пиков в истории пульсации темы движения по отношению к предметно-пространственной среде жилища.

Интересен факт осознания достоинств и недостатков своих прогнозов их авторами. В частности, немецкий исследователь архитектуры О.Хазелофф в 1969 г. отмечает, что большинство утопий -это преобразованные технические миры, населенные людьми, мотивы поведения, чувства и ожидания которых характеры для 1930-50 гг. (хотя люди изменяются даже физически через некоторые периоды времени) / 208,с.9 /. Американский футуролог Пуль иронически замечает, что существует лишь один прогноз, в отношении которого можно быть полностью уверенным, а именно: будущее наверняка окажется иным, чем предсказывают прогнозисты.

Но уже тогда, наряду с крайними фантастическими примерами, намечались и более реалистичные подходы. Многие исследователи считали, что квартира и жилое оборудование должны превратиться в поле почти игровой, экспериментальной деятельности, будучи гибкими и изменяемыми, они не только смогут обеспечить удовлетворение изменяющихся требований жизни, но и сами превратятся в источник расширения сознания. Также отмечалось, что гибкость и вариабельность планировки и оборудования жилища станут главными требованиями к ним. Критикой того времени был отмечен своеобразный симбиоз дизайна и архитектуры.

Традиционные приемы динамики в современном дизайне

Пример такой статичной системы мы видим у американского проектировщика М.Смита (1983) - это модульные крупносетчатые прямоугольные ширмы двух размеров, которые выполнены из дерева и окрашены в зеленый цвет. Ширмы-экраны устанавливаются на подстава ках в любом месте интерьера и не только выполняют разгораживающую функцию, но и вносят декоративный акцент. Ячейки сетки достаточно велики - около 15-20 см, и их можно использовать как полочки для небольших предметов. Таким образом простая на первый взгляд конструкция становится полифункциональной, существенно обогащая и обыгрывая пространство жилища.

Существуют примеры и традиционных ширм с разнообразными по материалу несомыми частями: это может быть деревянная основа с холщевыми заполнениями, или заполнения типа "шезлонг", с замысловатым переплетением, или переплетением в шахматном порядке, что само по себе создает пластическое и структурное богатство разгораживающего элемента, или с оригинальными креплениями между несущими и несомыми частями, и совмещением несомыми частями декоративного и функционального начал: разноцветные нашитые карманы.

Мобильные разгораживающие элементы также интересны по своей пластике и включении их в решение пространства всего интерьера. Например, система "Змея" (1984 г.), разработанная японским дизайнером И.Хосое и итальянским Маринелли, которая состоит из полупрозрачных прямых виниловых трубок с пробками из АВС-плаетика. Система гибкая и подвижная и может использоваться в любых помещениях. Главное ее достоинство в том, что она принимает все виды серпантинной формы для создания новых пространств в пределах заданного помещения. Аналогичную конструкцию предложили производству итальянские дизайнеры студии "Амальгама" (1985 г.). Существуют экспериментальные проекты, где чередуются жесткие элементы и элементы типа гофры, с привязкой к стене, или емкости, в которую компактно складывается вся система. В этих случаях "архитектура создает устойчивую во времени объемно-пространственную структуру, а дизайн - условия для адаптации к этой структуре разнообразных и изменяющихся функциональных процессов" / 165, с.23 /. Причем специфичность современного использования этого приема, обращение к принципам мобильности, трансформации и динамичности в том, что в этом оборудовании заложен элемент игры, в нем скрыты широкие сценографические возможности. Представляется обоснованным вывод, что создание условий для возможности постоянного изменения не столько функционального, сколько образного, является одной из особенностей включения трансформирующихся и мобильных элементов в современный интерьер.

Заметно направление включения мобильной и трансформируемой мебели с целью демонстрации ее изменчивости и акцента на ее разнообразных превращениях. Причем прослеживается довольно четкое деление на решение в целом пространства интерьера, где самоценным является интерьер, и в другом случае незаметность интерьера, который служит фоном для дизайна вещи в интерьере. "Интересные" вещи несут в себе образ, которого не хватает прямоугольной и статичной коробке интерьера, например, складывающийся и вешающийся на стену диван, похожий на кузнечика, или норвежская мебель для сидения, которая решена в образе растений. Характерным примером такого рода может быть складная переносная софа "Транзит" (1985 г.), разработанная датскими архитекторами М.Гаммен-гардом и А.Штиесоном. Металлическая рамочная конструкция обтянута легко заменяемой мягкой тканью ж дополняется складными мягкими подушками. Из нее можно легко и оыстро составить не только софу, диван-кровать, стулья и кресла, но также различные варианты полок. Для дизайна подобной вещи в общем не важно, в какой интерьер включаются проекты, они все равно будут брать все внимание на себя, в каком бы помещении они не находились. Проектируя интерьер и его предметное наполнение, художник мыслит предмет как выставочный экспонат и решает его образно, ярко по цвету. Отрешение к середине пространства, "эксионатноеть" изменяющейся мебели, когда ее можно обойти и каждая точка откроет новый вид, создает новое впечатление по сравнению со "стенками", такое оборудование как бы непринужденно расставлено, оно плавает, дышит в организованном для него пространстве.

В контексте данного направления выделяется взгляд на мебель с точки зрения пластического конструктора, который "рассыпаясь" по пространству, обогащает, а иногда и задает его форму. Разнообразные типы пространственных конструкторов позволяют осуществлять непрекращающийся диалог пространства с его обитателями. Наиболее развито это направление в конструктивной мебели. Предвестниками этого направления можно назвать такие проекты как система "Мобиликс" ФРГ, созданная в 70-е гг., состоящая из прямоугольных емкостей, которые в свою очередь могли иметь различное количество закрытых сторон, т.к. состояли из реек и модульных плоскостей, соединенных с помощью элементов сложного профиля, предусматривался для детей и давал возможность изменения жилого пространства вместе с изменяющимися потребностями детей. Система конструктивных элементов "Полирей", спроектированная итальянским дизайнером Лукой Гори, была создана на основе таких же элементов, но уже для взрослых. В настоящее время это направление получило широкое развитие, оно становится полем для экспериментов в формообразовании: отдельные элементы конструктора становятся пластически более разнообразными. Модульное или секционное оборудование является одной из разновидностей мобильного оборудования в жилой среде, так как оно несет в себе возможность изменяться. В такой мебели может и не быть трансформирующихся конструкций и мобильных элементов, ничто не выдвигается, не складывается с помощью шарниров, креплений и других технических приспособлений, такая мебель не меняется ежечасно, а, возможно, собранная один раз, уже не меняется никогда. В то же время модульное оборудование дает возможность путем простейших операций, не включающих технику, достигать нужных изменений с помощью перемещения, упаковки и т.д.

Особенности современного освоения темы движения в проектировании жилой среды

Вполне логично, что наиболее характерные примеры современного движения отмечаются в проектировании кинетики средообразу-ющих эффектов, и особенно в создании "нематериальных" средовых эффектов. Так как основным направлением, которое под определенным углом зрения охватывает эти приемы в проектировании жилой среды, является "хай-тач", для которого характерно формообразование на основе чувственных, сенсорных ощущений.

Впервые концепция "хай-тач" была сформулирована представителем итальянского авангарда К.Т.Кастели. Ее рождение, связанное с технологическим дизайном "хай-тек", обусловлено новейшей технологией - "технологией максимальных аффектов при минимальной форме или ее отсутствии". В этом смысле "хай-тач" - это "хай-тек" постиндустриальной эпохи. Для этого стиля характерно формообразование на основе сенсоризации, материализация имматериальных эффектов. "Хай-тач" воплощает динамику цветового, светового, обонятельного, климатического, акустического, тактильного и текстурно-фактурного режима среды. Цель - придать эфемерности предметного мира тактильность, а значит человечность.

Кастелли считает, что современный дизайн имеет дело не с эргономическим человеком "Модулера" Корбюзье, но с человеком с "обнаженной нервной системой, повышенной чувствительностью" и быстрой реакцией на агрессию искусственной среды / 86,с.89 /. Такая точка зрения позволяет поставить человека в центр искусственной среды, а на смену вещи, представляющей принципы функционирования, приходит эмоциональное манипулирование изменчивой реальностью. Группы "Мемфис" и "Алхимия" "ввели в культурный обиход эстетику хамелионства, эстетику "фикции", "маски", "симуляции", наконец, поэтику дробного, разорванного, дискретного клип-повествования, за которым вставали единство, непрерывность и плавность опыта "живой жизни" " / 87,с.43/.

В новейших поисках дизайна выделяется такая категория как "поверхность". Эта категория рассматривается нами в контексте направления тактильной динамики. В русле тенденции ко всеобщей изменчивости происходит сближение дизайна мебели с модой, с косметикой, с одеждой, которые воспринимаются как носители культурной информации. К этому направлению проек тирования относится серия кресел "Сабрина", созданная итальянскими дизайнерами А.Мендини и Д.Пуппой. Она состоит из 19 одинаковых кресел, каждое из которых имеет свою оригинальную обивку, решенную в стиле неоклассики, поп-арта, "ар нуво" и т.п. Другой проект представляет три сменных чехла для кресла итальянского модельера Дж.Ферре: для зимы - свободного кроя из шерстяной ткани, для лета - из белого льняного полотна, и для торжественных случаев - из бархата, с широким шелковым шлейфом.

К таким решениям, которые можно условно назвать "мебель в чехлах", относится и американский проект, все элементы которого, начиная с портьер и заканчивая стульями, задрапированы мягкой тканью. У интерьера появляется мягкий, струящийся образ, мебель, а в этом случае ее нельзя даже так назвать,оживает из-за постоянно меняющихся складок. Совмещение средств формообразования мебели и одежды дает самые неожиданные эффекты одушевленности предметов и изменяет интерьер до неузнаваемости.

Более жестко и реально, но на этом же принципе решен интерьер дизайнером из Германии Хельмутом Любке. Применением прямоугольных полотен ткани с двух сторон, имеющих деревянные основы, авторы достигают эффекта пластического камуфляжа ортогональной коробки, делают незаметной реальную архитектуру и создают образ мягкого пространства. В этом созданном воображением и пластическими средствами пространстве органично уживаются и реальные вещи, например, мягкая мебель. Концепция направления "мебель в чехлах" вырастает на стыке создания изменчивых иллюзий с помощью объемно-пластических средств и тактильной динамики. Особенно важно, что смена одежды и оболочки мебели и другого оборудования жилой предметной среды создает благоприятные возможности к проектированию изменяющегося динамичного образа мебели, а учет тактильности в этом случае делает вероятным быструю смену не только образа, но и ощущения, создает впечатление объекта, оживающего во время использования. Интерес дизайнеров к разработке оболочки, текстуры, фактуры и декора в дизайне жилой среды позволяет говорить о дизайне новых материалов как о направлении в динамическом проектировании. Очень точными представляются слова видного итальянского культуролога Э.Манцини: "За последние десять лет произошел резкий технологический скачок: невероятное расширение возможностей манипуляции с бесконечно малым и бесконечно быстрым. В результате функционирование техники оказалось недоступным нашему чувственному восприятию... Сами материалы, с которыми приходится работать дизайнерам, также утрачивают статичность и субстанциональность - характеристики твердого тела -и становятся "текучими". Технология предлагает огромный спектр возможных альтернатив и обеспечивает огромное разнообразие достижимых результатов. В этом новом производственном и технологическом контексте материал теряет свою инертность, традиционно противостоящую динамизму мысли и изменений" /88,с.52/.

В той или иной форме к направлению тактильной динамики, направленной на восполнение и восстановление сенсорной чувствительности человека при общении с предметной средой, обращаются многие дизайнеры, в том числе известные итальянские авторы Д. Сантакьяра, А.Мендини, Э.Соттсасс.

Особое место в проектировании предметно-пространственной среды жилища занимает разработка новых типов декоративных и обивочных тканей. Эксперименты в этом идут по пути использования в текстильной промышленности новейших технологий, разработанных в других областях. Проектируются ткани с жидкими кристаллами, меняющие свой рисунок при прикосновении, с оптическим волокном, дающие эффект мультипликации, движения декоративного мотива, оптический нейлон, "термические" ткани-полупроводники, ткани с затканными в полотно галогенными лампами и т.п. Все эти поиски направлены на создание живой реагирующей ткани для достижения возможности общения человека с вещью.

Похожие диссертации на Мобильные элементы и динамическая форма в пространстве жилого интерьера