Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Анализ исследований в области воздействия формы на человека 14
1.1 Круги квадрат 14
1.2 Точка и треугольник 29
1.3 Теоретический анализ взаимосвязей выявленных контекстов значений фигур круга, квадрата, треугольника и точки 37
Глава 2. Выявление тенденций и закономерностей влияния архитектурно- пространственных форм на жизнедеятельность человека. Экспериментальная часть 74
2.1 Методика экспериментального исследования 75
2.2 Методологическая база. Обоснование методики 89
2.3 Проявление внутреннего мира человека под воздействием на него архитектурно-пространственных интерьерных форм 98
2.4 Выявление взаимосвязи между геометрическими характеристиками архитектурно-пространственной интерьерной формы и жизнедеятельностью человека 111
Заключение 144
Библиография
Введение к работе
Актуальность исследования и степень научной разработанности проблемы
Архитектура, представляя собой всеобъемлющий феномен человеческого бытия, включена во все сферы жизни и может рассматриваться как система постоянного обмена информацией между человеком и созданной им искусственной средой.
Архитектурное окружение служит частью динамического целого, формирующего всю нашу жизнь. Оно влияет на человека в немалой степени и бессознательно, независимо от его желания. "Среда, организованная архитектурой, ненавязчиво, но постоянно воздействует на эмоции, сознание и поведение человека" [42, с. 7].
Исследователь экологической психологии М. Черноушек так пишет об актуальности проблемы исследования влияния архитектурно-пространственной среды на человека: "В то время как физическое, химическое и биологическое влияние окружающей среды на человека сравнительно хорошо изучено и зафиксировано, о психологическом влиянии среды на ее создателя — человека мы знаем значительно меньше. Тем не менее, психологическое влияние на человека созданной им среды является очень значительным. Мы часто его даже не сознаем. В перспективе это представляется ключевой проблемой всей экологии..." [97, с. 35]. "В связи с этим" - говорит он - "необходимо более глубокое осмысление собственной реакции и интерпретации своего отношения к среде... Только в этом случае человек может сознательно и ответственно изменять эту обширную сеть взаимных отношений между ним и средой в свою пользу" [97, с. 35].
В настоящее время мы видим чаще негативное влияние архитектуры на эмоциональную жизнь человека. Стремление заказчиков архитектурных объектов к упрощению формы, к ее удешевлению как постройки, приводят к общему упадку архитектуры как духовной среды. "Сетования современного
человека на эмоциональную бедность окружающей его искусственной среды говорят о том, что люди ждут от архитектуры большего, чем простой утилитарности" [70, с. 5]..
Наличие в большой степени криминала, агрессии, насилия в наши дни говорит о том, что нужно изменять сложившуюся ситуацию. Изменения ситуации можно достигать с различных сторон — поэзия, музыка, искусство и т.д. Но в наших силах попытаться это сделать посредством гуманизации форм создаваемого архитектурного окружения человека. Находясь внутри него, его влиянию человек подвержен постоянно. На бессознательном уровне это влияние проникает достаточно глубоко. Еще в трудах Саймондса Дж. [76] звучали идеи о новой концепции архитектурного проектирования как проектирования эмоций и переживаний человека. Профессор Т. Н. Корепина пишет о том, что архитектурно-пространственная форма должна быть такова, чтобы обеспечивать психологический комфорт для любой деятельности, "смысл процесса должен передаваться организацией внешней формы - в этом заключается образность и информативность среды" [55, с. 62].
На взаимосвязь архитектуры и эмоционального мира человека неоднократно указывали в области исследования архитектурной семиотики А. А. Барабанов, Ю. С. Янковская, Л. Ф. Чертов, М. В. Пучков, А. А. Сергеев и др. [77, 96, 103]; в области теории архитектуры - К.-Н. Леду, Дж. О. Саймондс, Р. Арнхейм, И. А. Страутманис, Г. Б. Забелыпанский, Г. Б. Минервин, Г. А. Раппопорт, Г. Ю. Сомов, А. В. Иконников, Н. И. Смолина, А. В. Бунин, В. И. Иовлев, Т.Н. Корепина, М. Лимонад, А. Цыганов и др. [76, 2, 40, 48, 59, 60, 61].
В области психологических и психофизиологических исследований эта тема звучала в работах Р. Л. Грегори, И. Рока, Дж. Гибсона, Л. А. Китаева-Смык, М. Черноушека, В. А. Филина и др. [36, 73, 74, 54,97].
Но пока осталась в большей степени за кадром тема взаимодействия человека и архитектурной формы, как геометрического объема. Тем не менее, знания о воздействии архитектурной формы, в особенности же архитектурно-пространственной формы, как интерьерного пространства, где современный
человек проводит большую часть своего времени, на его внутренний мир, его психическое состояние очень важны для созидания архитекторами духовной архитектуры, внедрения концепции о проектировании эмоций и переживаний человека.
О важности данной проблемы говорит тот факт, что именно знакомая привычная архитектурная среда, 90% ее информации, как отмечал английский архитектор Питер Смит в своей работе "Динамика урбанизма", осознается нами не полностью, уходя в подсознание. "Пространство квартиры, как только в нее вселяется семья, начинает влиять на ее членов. Ее мебель и интерьер оказывают на них психологическое воздействие в то время, когда они особенно восприимчивы к этому. После трудового дня, обязательного общения с сослуживцами, уличной толчеи, вернувшись домой, мы расслабляемся, "отключая" психологическую защиту " - так пишет известный исследователь психологии стресса Л. А. Китаев-Смык. [53, с. 99]. Здесь он говорит о важности создания комфортности средствами архитектуры. Исследователи в области взаимодействия архитектуры и эмоционального мира человека А. Г. Раппопорт и Г. Ю. Сомов замечают: "Конечно, комфортность -существенная характеристика информационно-эмоционального воздействия архитектуры на человека. Однако формирование социальной информации в архитектуре не сводится к критерию комфортности. Прежде всего, архитектурная среда — эта некоторая совокупность условий для деятельности людей..." [72, с. 208]. Исследователь М. Черноушек замечает: "Окружающая среда включает кроме измеримых физических и химических величин еще и психологическую характеристику, которая выражается в том, какие отклики, чувства вызывает в нас окружающая среда, ускоряет или подавляет наши действия" [97, с. 44]. В нашем исследовании речь также пойдет о комфортности для человека, но не в общем ее смысле, а о комфортности, как комфортности для определенных видов человеческой деятельности.
Актуальность темы исследования состоит в необходимости более глубокого осмысления реакции и интерпретации отношения человека к геометрии
интерьерных форм, в которых проходит основная жизнедеятельность человека; необходимость в сознательном и ответственном подходе в работе архитектора с формой, для того чтобы обеспечивать психологический комфорт для любой деятельности человека, потребляющего архитектуру. Цель исследования.
Целью настоящего исследования является выявление закономерностей и особенностей влияния геометрии архитектурно-пространственных интерьерных форм на возникновение желаний и побуждений к различным видам деятельности.
Задачи исследования.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования решаются следующие задачи:
- изучить исследования воздействия формы на человека с позиций
психологических и психофизиологических подходов, семиотических
исследований, исследований в области символики форм, этнографии,
культурологии, с позиций теории архитектуры;
провести исторический анализ использования архитектурных форм под объекты различной функциональной направленности в архитектуре и этнографии;
из анализа теоретических исследований выявить психические реакции человека на архитектурно-пространственные формы;
изучить методики психологического исследования, имеющие возможность применения в изучении воздействия архитектуры на человека;
разработать методику эмпирического психологического исследования для изучения реакции человека на различные интерьерные формы;
по созданной методике провести эмпирическое исследование;
- на основе анализа результатов эмпирического исследования выявить
закономерности и особенности влияния архитектурно-пространственных форм
на человека;
- на основе анализа результатов эмпирического исследования выявить взаимосвязь между геометрическими характеристиками архитектурно-пространственной формы и внутренним психическим состоянием человека.
Объект исследования.
Архитектура, как система архитектурно-пространственных форм, оказывающих на человека психическое воздействие.
Предмет исследования.
Принципы, закономерности и особенности проявления влияния геометрии архитектурно-пространственных форм на психику человека.
Методика исследования.
Специфика темы диссертационной работы определила многообразие используемых методик.
Основной упор был сделан на анализ результатов эмпирического исследования, проведенного на основе методики экспериментального исследования, основанной на индивидуальной проективной технике1 методом вопросов-меню, разработанной специально под цели нашего исследования. Методика проведения эксперимента содержала в себе метод опроса в сочетании с методом интроспекции2. Использование подобной методики изначально
Проективная техника (от лат. projectio — выбрасывание вперед) — один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Фрэнк. Проективная техника характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми.
2 Интроспекция (от лат. introspecto - смотрю внутрь) — метод психологического анализа. Заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких либо инструментов или эталонов. В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Р. Декарта, который указывал о непосредственном характере познания собственной душевной жизни, и Дж. Локка, разделившего человеческий опыт на внутренний, касающихся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир.
предполагало качественно-количественный анализ3 результатов исследования. Результаты были обработаны методом контент-анализа .
Разработка методики эмпирического исследования включала в себя три основных этапа. Был использован метод глубинного интервью для установки базы предполагаемого исследования. В процессе качественного исследования были выяснены следующие вопросы: а) воспринимают ли люди интерьерное пространство как важный фактор, оказывающий значимое влияние на психический настрой человека; б) преобладание каких психических настроев вызывают предложенные формы; в) одновременно с этим вопросом выяснялись наиболее эффективные с точки зрения воздействия, дополнительные к заданным ранее, архитектурно-пространственные формы. Велась корректировка художественной подачи изображений архитектурных форм, расширение и корректировка списка форм и списка задаваемых вопросов, вследствие которых были сформированы списки, которые были обкатаны в ходе пилотажных исследований. Кроме того, по результатам глубинного исследования был проведен анализ для установления наиболее предпочтительной формы, метода, механизма проведения исследования и т.д.
Качественно-количественный анализ - анализ информации о предмете исследования на основании как статистических измерений, так и опираясь на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных. Применяется при необходимости обработки данных не полностью поддающихся строгому количественному исчислению и не попадающих под четкие статистические и математические модели.
4 Контент-анализ - метод изучения источников, несущих информацию о каком-либо предмете исследования на
уровне тенденций и закономерностей. Контент-анализ складывается из двух основных этапов. Первый этап,
классификационный, позволяет выделить признаки, данные по которым содержатся в полученной информации.
Второй этап, частотный, предполагает математический анализ информации (в данном исследовании методом
логического сложения(метод качественного контент-анализа)), полученной на основе введенной
классификации.
5 Глубинное интервью - неформальная личная беседа, проводимая по заранее намеченному плану и основанная
на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям
по интересующему исследователя кругу вопросов. Глубинное интервью предполагает получение от
респондента развернутых ответов на вопросы, а не заполнение формальной анкеты.
6 Качественные исследования - получение глубокой, развернутой информации о предмете исследования.
Качественные исследования, в отличие от количественных, фокусируются не на статистических измерениях, а
опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных и являются источником
формирования гипотез и продуктивных идей. Иначе говоря, они отвечают на вопросы "что?" "как?" и
"почему?", а не на вопрос "сколько?". Результаты качественного исследования содержат мнения, оценки,
рассуждения, описания, ассоциации, предположения, обоснования, идеи, предложения, аргументы и т.п.
При обкатке методики был применен качественно-количественный метод обработки результатов. После была произведена корректировка разработанной методики (всего было проведено три серии обкатки с корректировкой после каждой из них).
В ходе предварительных теоретических исследований была проведена аналитическая работа по выявлению исторического опыта человечества по использованию определенной геометрической архитектурной формы для помещений той или иной функциональной направленности. Проведен анализ научных исследований в области теории архитектуры, архитектурной семиотики, истории архитектуры, этнографии, культурологии, психологии, психофизиологии, символики, затрагивающих тему взаимодействия человека и основополагающих геометрических форм: квадрата, круга и треугольника.
Границы исследования определяются исходными границами эмпирического исследования. Границы исследования геометрии архитектурной формы -пространства интерьеров в масштабе одного человека или небольшой группы людей. Границы исследования с точки зрения воздействия на различные категории потребителей архитектуры - люди от 18 до 55 лет, не имеющие архитектурного или же дизайнерского образования, с высшим или не полным высшим образованием, проживающие в г. Екатеринбурге.
Научная новизна исследования.
Впервые выявлены основные принципы, закономерности и особенности воздействия геометрии пространства интерьера на направленность деятельности желаемой человеком в нем.
Впервые проводится эмпирическое исследование влияния геометрии архитектурно-пространственных интерьерных форм на направленность деятельности человека вызываемую формой геометрии пространства.
7 Обкатка методики - практическая проверка разработанной методики с целью выяснения работоспособности, и последующая ее коррекция.
3. Впервые проводится систематизация исследований исторического опыта человечества с позиций теории и истории архитектуры, архитектурной семиотики, этнографии, культурологии, психологии, психофизиологии, символики по использованию форм, связанных с геометрией фигур квадрата, круга и треугольника, под различные виды человеческой деятельности.
Практическая значимость исследования.
Разработана методика психологического исследования, принципы которой могут быть использованы для проведения других исследований, посвященных проблеме психического воздействия архитектуры на человека.
Результаты исследования могут быть использованы при архитектурном проектировании как инструмент, помогающий архитектору в создании архитектурного объекта в соответствии с предполагаемыми в нем эмоциями и переживаниями человека.
Практическое значение исследования определяется тем, что его результаты содействуют разработке психологического подхода к процессу архитектурного проектирования.
Теоретическое значение диссертации состоит в том, что она вносит определенный вклад в формирование и разработку темы взаимодействия архитектуры и человека в контексте рассмотрения этой проблемы с точки зрения психосемантики, психологии восприятия, теории архитектуры, семиотики пространства.
Апробация материалов диссертации
Основные положения и выводы исследования изложены в докладах и сообщениях:
- на научной конференции - "Современные проблемы архитектуры и дизайна" в г. Екатеринбурге октябрь 2002г.;
на научной конференции - "Современные проблемы архитектуры и дизайна" в г. Екатеринбурге май 2003г.;
на международной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов "Психология XXI века" в г. Санкт-Петербурге 22-24 апреля 2004г. (доклад был отмечен на пленарном заседании как лучший доклад по секции "Общая психология");
на международной конференции "Архитектура и Культура" в г. Владивостоке 17-21 мая 2004г.;
на научной конференции - "Современные проблемы архитектуры и дизайна" в г. Екатеринбурге 13-14 мая 2004г. (выступление было отмечено дипломом как лучший доклад конференции);
на международной научной конференции - "The depictive space of perception" в г. Больцано (Италия) 7-9 июня 2004г.;
на международной научно-практической конференции посвященной проблемам архитектурного образования - "Непрерывное архитектурное образование: проблемы и перспективы" в г. Волгоград с 19.09.2004 по 25.09.2004.
Результаты исследования изложены в публикациях в сборниках научных работ:
- Бурдина Н.А. Влияние пространственных форм на психику человека //
Сб. "Психология XXI века: Материалы международной межвузовской
конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов 22-24 апреля
2004 года", Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского университета,
2004.-С. 339-340.
- Бурдина Н.А. Влияние характеристик архитектурного пространства на бессознательный выбор человеком его функциональной направленности // Сборник по материалам международной конференции "Архитектура и культура" (Владивосток, 17-21 мая 2004 г.) — Владивосток: ДГТУ г. Владивосток, 2004. - С. 106-110.
- Бурдина Н.А. Архитектурная форма и человек: роль бессознательного в
процессах восприятия //
l/template_article?ar=Articles/KO 1 -20/k08 Архитектон. Известия ВУЗов. - № 6,2004.
- Бурдина Н.А. Архитектурно-пространственная форма и человек: Выбор
и предпочтения человеком форм и их геометрических характеристик для
интерьеров различного функционального назначения //
Архитектон. Известия ВУЗов. - № 7, 2004.
- Бурдина Н.А. Предмет "Психология и архитектура": раздел о психическом воздействии геометрии пространства // Непрерывное архитектурное образование: проблемы и перспективы: Материалы Международной научной конференции, 19-25 сентября 2004г., Волгоград — Волгоград: ВолгГАСУ г. Волгоград, 2004. - С. 30 - 35.
Кроме того, апробация основных материалов, основных идей диссертации легла в основу процесса учебного архитектурного проектирования на базе Уральской государственной архитектурно-художественной академии (УралГАХА) в рамках конкурсного проектирования при участии студентов УралГАХА в следующих конкурсах:
Мемфис-Риверфронт. Международный конкурс по реконструкции прибрежной части города Мемфиса, США, 2003г.;
Международный конкурс «Галерея Современного Искусства в г.Барселоне» (Вашингтон, США) 2003 г.;
- Конкурс Экодом (Англия) 2003, (одной из лучших работ этого конкурса,
занявшая 4-е место, была работа студентов 2-го курса УралГАХА - К.
Карапетяна и О. Сайгиной);
- Международный архитектурный смотр-конкурс "Коттедж Катепал"
(Россия) 2003.
Помимо этого, основные идеи диссертационной работы легли в основу выполнения и разработки автором данной диссертации конкурсного проекта
концепции культурно-туристического комплекса "Европа-Азия" (Россия, 2004), отмеченного 3-ей премией по результатам открытого конкурса.
Структура работы
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Ход работы построен следующим образом - первая глава рассматривается как теоретическая часть, вторая — практическая.
В первой главе проводится анализ теоретических исследований в области психологии, психофизиологии, семиотики, теории архитектуры по проблеме воздействия формы на психическую реакцию человека. Кроме того, в первой главе представлен анализ исторического опыта человечества по использованию архитектурного пространства под объекты различной функциональной направленности. В завершении первой главы приводятся выводы, формирующие некоторые предположения относительно влияния характеристик архитектурного пространства на психическое состояние человека.
Далее для более полного раскрытия и углубления полученных знаний о влиянии архитектурной формы на человека мы проводим эмпирическое психологическое исследование, чему посвящена вторая глава диссертации. Здесь описывается методика проведения исследования, представляются непосредственно результаты исследования в виде таблиц и диаграмм, наглядно демонстрирующих то, какие архитектурно-пространственные формы какое воздействие оказывают на человека, а также приводятся результаты анализа полученных данных, которые отражают собой принципы, закономерности и особенности взаимосвязи между геометрическими характеристиками архитектурно-пространственной формы и внутренним психическим состоянием человека.
Круги квадрат
Древнейшее из известных изображений близкой к квадрату геометрической фигуры относится ко времени верхнего палеолита (мадленский период). У ног большой черной коровы, изображенной на левой стене "нефа" в пещере Ласко (Франция, департамент Дордонь, ок. XV тысячелетия до н.э.), находится изображение полихромной геометрической фигуры прямоугольника, разделенного на 9 квадратов различных оттенков, с прочерченными острым орудием границами [64, с. 134].
Тем не менее, круг, повторяющий природные формы, более свойственен ранним формам искусства. Известны памятники среднего палеолита — предметы, носящие следы искусственной обработки и имеющие форму круга, используемые для создания ожерелий, различного рода украшений (Костенки-17 (возраст - 36 000 лет) Дон, Воронежская обл.), а также — верхнепалеолитические памятники — жилища округлой формы с цоколем и внутренним очагом (Добраничевка - памятник на притоке Днепра), там же округлые в плане хозяйственно-бытовые комплексы и т.д. [20]. Архитектурные формы, связанные со срубной конструкцией, раньше осваивают прямую линию. Однако там, где ствол дерева не является основой для построения, предпочитают круглую планировку (рис. 1, рис. 2). Д. Ливингстон приводит интересные данные об опыте строительства в Южной Африке: "...хотя баквейны и очень охотно работают за плату, но у них есть одна странная особенность: они не могут строить прямоугольных зданий. Как все бечуаны, они делают свои жилища круглыми. При постройке трех больших домов, сооруженных мною в разное время, я должен был класть своей правой рукой каждый кирпич или жердь, когда их нужно было положить под прямым углом" [58, с. 35].
Круг является первоначалом всего. Это форма, с которой начинается освоение Мира. Помимо археологических данных по использованию формы круга, мы можем говорить также о первоначальности освоения этой формы ребенком - это первая форма, которую он отображает в своих рисунках [71]. Круг вырастает из точки — центра, символизирующего Божественное начало. В древности он обозначал Бесконечное и Вселенную. Округлые формы стояли у истоков человеческой жизнедеятельности. Большинство городов древнего Египта имело округлую форму плана. Это можно видеть по сохранившимся руинам древних кольцевых укреплений Эль-Каба, а также по сохранившемуся древнему графическому изображению города — иероглифу в виде круга Египтяне в древности, создавая свои графические знаки, стремились передать в них наиболее характерные и выразительные черты. Исходя из этого, мы можем считать, что еще в додинастическом Египте, возможно и в начале Древнего царства наиболее многочисленными были круглые поселения, впоследствии уступившие свое место прямоугольным. Как . замечает исследователь А. В. Бунин: "Переход от округлых городов к прямоугольным, вероятно, совершился вслед за утверждением представления о четырехугольной форме земли" [21, с. 27]. Древнейшие города Двуречья также имели округлую форму. Так, например, стены древнего города Самаль (рис. 7) имеют форму идеального круга в плане, округленные очертания имеет священный участок в Упи и т.д.
Круг более свойственен человеку, как части живой природы. Человек сам появляется на свет через лоно матери, имеющее округлую форму. Это его первое местопребывание, жилище, где он был защищен, окружен теплом и заботой матери (рис. 3). "Человек с момента своего рождения пребывает в определенной жизненной среде и находится с ней в постоянном взаимодействии. ... индивидуальное существование индивида начинается с момента его зачатия, поэтому первичной окружающей средой можно считать лоно матери" - пишет чешский психолог М. Черноушек в своей книге "Психология жизненной среды" [97, с.. 155]. Доктор философских наук В. Н. Демин пишет также: "Круг, олицетворявший женское начало, одновременно символизирует и оберегательные функции женской утробы, с которыми связано множество древних ритуалов..." [39, с. 157].
Символика круга и квадрата.
Возможно, потому, в человеческом сознании и сложились такие символы круга как защита и оберег. Круг в народе всегда ассоциировался с обережными функциями. Бусы, браслеты у женщин в древности у славян имели значение оберега, также как и вышивка на одежде вокруг горловины, вокруг запястий. Вышивка на одежде считалась обязательной. Люди не могли допустить мысли, что они могут выйти не защищенными, доступными и открытыми всем духам - берегиням, оборотням и т.д. Пояс, как часть одежды, принимающая форму круга, также считался оберегом, а также охранителем мужской силы, как часть мужской одежды. Снятие пояса означало приобщение, открытость потустороннему миру. И потому его снимали при добывании цветка папоротника и т.д. также как впоследствии при гадании девушки снимали крестик.
Круг всегда выступал как граница замкнутого, охраняемого пространства. Идея круга реализуется в целом ряде обрядовых действий8 при помощи круговых движений и предметов, имеющих форму круга. Это обходы дома, полей на Рождество, перед началом сева, танец первомайского дерева в Англии, танец сардана в Каталонии и т.д., опоясывание храма — крестный ход, обвязывание предметов и частей человеческого тела и т.д. Движению по кругу придавалась магическая защищающая сила. Например, в восточных и западных славянских народностях было принято обводить роженицу вокруг стола для облегчения мучений, больного для облегчения от болезни обводили вокруг дерева и т.д. Очерчивание магического круга на земле, сопровождаемое произнесением заговоров, защищало человека от нечистой силы, "ходячих покойников", ведьм (наиболее знакомый пример - рассказ Н. Гоголя "Вий").. Круг служил защитой от демонов при ночлеге в лесу, в поле. Во время гадания человек становится в центр круга, как бы защищая себя его границей при контакте с потусторонними силами.
Точка и треугольник
Сам храм всегда носил в себе понятие центра. Понятие центра было выражено в графическом изображении - точке, которая также означала единство и происхождение. Центр соотносился с такими понятиями как цветок лотоса, сердце, светящаяся точка. Этрусские прорицатели проводили деление неба путем перекрещивания двух линий, пересекающихся в точке прямо над головой. Точка пересечения являлась проекцией центра, линии представляли направления на плоскости. Земной храм рассматривался в качестве образа небесного храма. Храм, в частности алтарь, отождествлялся с символом вершины горы как фокуса — места пересечения двух миров небесного и земного. Небо считалось "верхним" миром, созданным Богом, воплощало в себе высшую религиозную ценность, наделялось Божественной чистотой, противопоставлялось земному грешному миру людей.
Фиксированность центра символизировала вечность, абсолютную реальность, источник всего сущего, мировую ось, место наиболее концентрированной энергии, творческой силы, "Божественное место" гармонии, близость Бога, пересечение макро- и микрокосмоса. Точка-центр являлась проекцией мировой оси, мирового древа - означавшего переход от одного плана бытия к другому, сообщения Земли с Небесами и наоборот -восхождение человека и нисхождение божества.
Поэтому архитектура любого храма содержала в себе идею вертикальной центричной оси, с фиксацией этого места в куполах и т.д. обозначающей Дверь Солнца или Врата Неба, точку сообщения между небом и землей (рис. 23).
Также для храмов характерно устремление внутреннего интерьерного пространства вверх - к небу, к Богу, подобно тому внутреннему порыву человека к возвышенному и святому, который у него возникает в душе (рис. 49, 53, 68). Человек возвышается духовно внутри себя. Символика восхождения как замечал М. Элиаде, соотносится с внутренними ощущениями, переживаниями человека следующим образом: "В любом религиозном контексте и вообще в любой сфере, где они встречаются (шаманские ритуалы, инициации, мистический экстаз, сновидения, героические легенды) восхождения всех видов, такие, как восхождение в горы или подъем по лестнице, или парение по воздуху ввысь, всегда означают, что человек трансцендентирует себя и достигает высших космических уровней" [цит. по Э.Кэрлоту — 52, с. 126]. В соответствии с более прямой интерпретацией, основанной на концепции энергии, действие возвышения выражает возрастание интенсивности устремления человека к чему-либо. Приподнятость интерьера по вертикальной составляющей так интерпретируется с точки зрения чувств и ощущений человека Р. Арнхеймом: "Вошедший чувствует себя приподнятым и разросшимся по мере того, как он заполняет собой все уголки помещения. Само здание обладает полнотой высоты, и человек, вопреки собственной миниатюрности, получает возможность дорастать до нее" [2, с. 72]. Эта устремленность может выражаться за счет удлинения вертикальной составляющей формы, а также за счет геометрии самой формы, могущей иметь элемент напряженности, как бы предшествующий "взрыву" вверх. "В пространствах, где преобладающим размером является высота, открытая взгляду вертикаль может так же энергично создавать впечатление устремленности ввысь..." — пишет А. В. Иконников [44, с. 18]. Кроме того, того же эффекта можно достичь, используя динамику архитектурных форм, вертикальную динамику стрельчатых арок. "Любопытно, что индуизм всегда был настроен против использования стрельчатых арок, поскольку "они никогда не спят", т. е. всегда несут в себе рывок ..."- говорит Р. Арнхейм [2, с. 167]. Стрельчатая арка обладает очень мощной динамикой. Ее отклонение по вертикали начинается едва заметно, затем наращивает скорость при движении к вершине.
Фигура треугольника также несет в себе смысл стремления к вершине, к центру, точке . Стремление к высшему единству. Его психометрическая трактовка в современном мире звучит как лидерство, концентрация энергии. Его символика заключала в себе значения огня, мужского начала, горы. Причем огонь в данном случае может трактоваться как очищение при сожжении, достижение нирваны в Буддийских учениях. Огонь в эсхатологии — средство очищения и возрождения. После сожжения прах святого приобретал сакральный смысл — центр. Равносторонний треугольник обозначал триаду -нейтральное и последовательное. Треугольник с превалирующей вертикальной составляющей - рассматривался как триада — эволюционирующая. Треугольник является геометрическим эквивалентом числа три, имеющего значение духовного синтеза, гармонического воздействия единства на дуальность, самодостаточность или возрастания "единства в самом себе", выражением понятия неба. Европейское понятие неба соотносится с образом купола, но для других народов небо - это гора, на которую "в первой половине дня солнце взбирается вверх, а во второй - спускается с нее" [9, с. 88]. Склоны такой горы напоминают ступени. Возможно этот образ, связанный с понятием высоты соотносится с отождествлением горы с внутренней "высотой" духа, здесь понятие подъема переносится в понятие духовной сферы. Вертикальная ось горы - от вершины к основанию - связывается с мировой осью, соединяющей небо и землю.
Многие храмы были построены по образу этого символа — храм Боробудур, зиккураты Месопотамии, ступенчатые пирамиды доколумбовской Америки, в частности Центральной Америки (рис. 43, 44) и т.д. Подобные
В данной работе мы рассматриваем фигуру треугольника только как фигуру, обращенную вершиной вверх. пирамиды выполняли двойную функцию - они были храмами богов и одновременно гробницами властителей.
В целом же гора, холм, вершина горы связаны с идеей медитации, духовного возвышения. Священные горы уже во многом стали символами божественной силы, и нашли свое отображение в эпосе - гора Фудзияма, Синай, Олимп, Арарат и др. Желание человека приблизиться к божеству, посетить святые места привело к массовому паломничеству на вершины этих гор. Например, в Японии на вершину горы Фудзияма ежегодно поднимаются около 200 тыс. паломников. Паломничество к священным горам символизировало постепенное, по мере восхождения, освобождение от повседневности, духовное вознесение. Горные вершины как бы возвышаются над повседневностью, их вершины выше, ближе к небу, а, следовательно, она может представляться местом обитания богов. Многие храмы ставили именно на возвышенности, на горе, например, храм Тоту — к западу от Фив, храмы на вершине искусственно созданной ступенчатой горы у племени майя и т.д. Во времена Древней Руси было принято ставить на возвышенности идолы богов. Гора часто выступает в качестве интерпретации мирового древа, мировой оси. Верхняя часть горы связывается с божественными персонажами, внутренняя же часть горы по поверьям разных народов заселяет нечистая сила: по польским — злые духи, стерегущие клады, демон, по русским — проклятые люди и т.д., вход в нее нередко связывается с подземным проходом в царство мертвых.
Методика экспериментального исследования
Исследование представляло собой эксперимент с использованием методики, основанной на индивидуальной проективной технике методом вопросов-меню. Методика проведения эксперимента содержал в себе метод опроса в сочетании с методом интроспекции. Использование подобной методики изначально предполагало качественно-количественный анализ результатов исследования. Результаты были обработаны методом контент-анализа.
Механизм проведения исследования представлял собой следующее: испытуемому предлагалось брать по очереди на свой выбор картинки интерьерных пространств, объемы которых созданы на основе сочетания вертикального и горизонтального сечения в виде круга, квадрата, треугольника и некоторых их производных (всего - 17 форм). Все изображенные пространства при этом содержали в себе только так называемую "голую" форму, были сомасштабны одному человеку или небольшой группе людей. Они имели одинаковый объем, приблизительно одинаковую площадь основания, пропорции плана, освещенность, фактуру поверхности стен, цветовую гамму и т.д. Респонденту предлагалось мысленно войти в каждое из этих пространств. Чтобы испытуемому было легче это сделать, ему в руки давалась некая абстрактная фигура, модель человека, в масштабе интерьерных пространств и предлагалось: "... возьмите в руки этот желтый эллипс, он - это Вы, войдите в пространство...". (Полностью вступительный текст, предлагаемую испытуемому инструкцию см. Приложение 1. Лист 5). Рассматривая одну архитектурно-пространственную форму, имея на руках контрольный список действий, ему нужно отметить от 1 до 3 наиболее ярко выраженных желаемых действий, и от 1 до 3 действий, которых явно и остро не хотелось бы делать в данном пространстве.. Контрольный список представлял собой 44 действия, отобранных эмпирически в результате серии пилотажных исследований (4 серии, в которых было задействовано в общей сложности 82 респондента). Список их - есть отражение своеобразного спектра жизнедеятельности человека, на формирование которого оказывали одновременное воздействие: сам характер предлагаемых испытуемому форм и спектр эмоционально жизненно важных для человека сфер жизнедеятельности. У респондентов была возможность написать свой вариант ответа и в случае затруднения "поставить галочку" напротив варианта: "не знаю, затрудняюсь ответить".
Рассмотрим формы, на которых велось исследование, принципы формообразования и выбора форм.
Формирование архитектурно-пространственных форм для данного психологического эмпирического исследования было построено на ниже перечисленных принципах. 1.. За основу берутся объемы, чьи разрезы и план, в первом случае, представляют собой чистые геометрические формы (круг, квадрат, равносторонний треугольник) или же - форма плана представляет собой чистую геометрическую фигуру, а форма вертикального сечения - фигуру, созданную путем комбинирования двух "чистых" геометрических форм (разрез в виде полукруглой арки и т.д.). Подобные формообразующие компоненты есть изменяемые составляющие образования объектов для проведения эксперимента.
2. Кроме того, для чистоты исследования нами берутся константные составляющие архитектурной формы, такие как:
- неизменяемый объем пространства;
- равная средняя длина фигуры основания;
- равная средняя глубина объемной формы;
- пропорции основания формы, близкие к пропорциям квадрата;
- пропорции всего строительного объема стремятся к приближению пропорций куба;
- отсутствие каких бы то ни было вогнутых внутрь плоскостей или углов направленных вовнутрь;
- масштабность объема одному человеку, небольшой группе людей;
- одинаковая цветовая гамма;
- одинаковая насыщенность деталями;
- направление света;
- степень освещенности.