Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социопсихические и культурные функции запаха в жизнедеятельности человека Папченко Елена Викторовна

Социопсихические и культурные функции запаха в жизнедеятельности человека
<
Социопсихические и культурные функции запаха в жизнедеятельности человека Социопсихические и культурные функции запаха в жизнедеятельности человека Социопсихические и культурные функции запаха в жизнедеятельности человека Социопсихические и культурные функции запаха в жизнедеятельности человека Социопсихические и культурные функции запаха в жизнедеятельности человека Социопсихические и культурные функции запаха в жизнедеятельности человека Социопсихические и культурные функции запаха в жизнедеятельности человека Социопсихические и культурные функции запаха в жизнедеятельности человека Социопсихические и культурные функции запаха в жизнедеятельности человека Социопсихические и культурные функции запаха в жизнедеятельности человека Социопсихические и культурные функции запаха в жизнедеятельности человека Социопсихические и культурные функции запаха в жизнедеятельности человека
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Папченко Елена Викторовна. Социопсихические и культурные функции запаха в жизнедеятельности человека : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13.- Ростов-на-Дону, 2003.- 124 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-9/505-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Социобиологические основы функций запахов в жизнедеятельности человека 13

1.1. Биохимические основы восприятия запаха 13

1.2. Психофизиологические основы восприятия запаха 38

1.3. Социальное значение запаха в жизнедеятельности человека 61

Глава вторая. Культурные функции запаха в жизнедеятельности человека 73

2.1. Функции запахав контексте культурных традиций ...73

2.2. Роль запаха в творческой деятельности человека 86

2.3. Перспективы использования запаха в различных сферах жизнедеятельности 97

Заключение 111

Литература 117

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Начиная с ранних этапов развития человеческого общества, запахи используются в различных сферах жизнедеятельности человека: в религиозных обрядах, медицине, кулинарии, парфюмерии, тендерных отношениях. Запахи оказывают влияние на мироощущение, воздействуют на настроение, самочувствие, работоспособность человека, возбуждают, успокаивают, угнетают, вызывают эмоции и воспоминания, предупреждают об опасности.

Сегодня в связи с развитием технического прогресса, человек существует в искусственно созданном мире, поэтому уровень цивилизации не требует использования обоняния в полной мере, а обонятельный аппарат утратил свою первоначальную роль в адаптации. Современный человек 90% информации получает с помощью зрения, около 5% - с помощью слуха и лишь около 2% с помощью обоняния . Однако установлено, что ключевой системой в воздействии запахов является лимбическая система, включающая гиппокамп, гипоталамус и другие образования мозга, относящиеся к наиболее древним областям и на начальном этапе эволюции обеспечивающие важнейшие реакции организма (ориентировочные, оборонительные, пищевые, половые), и формирующиеся на основе первого дистантного чувства - обоняния . Широкая область обоняния в коре больших полушарий и тесные анатомо-физиологические связи с мозговыми субстратами обусловливают взаимную зависимость древнего обонятельного анализатора с высокоспециализированными молодыми мозговыми структурами, что ведет к многообразию обонятельных ощущений.

Современные экспериментальные исследования подтверждают прямую связь обоняния с эмоциональным состоянием человека и его способностью к активным, продуктивным действиям. Следовательно, несмотря на небольшой 1 Рязанцев СВ. В мире запахов и звуков. М., 1997. С. 194. 2 Ноздрачев А.Д., Баженов Ю.И. и др. Начала физиологии/Под ред. акад. А.Д. Ноздрачева. СПб., 2001. С. 512.

4 объем информации, получаемый с помощью обонятельного анализатора, его роль в жизнедеятельности человека продолжает оставаться немалой, что предопределяет необходимость изучения социобиологических и психофизиологических основ запаха, а также его культурного значения в жизнедеятельности человека.

Высокая чувствительность обонятельного анализатора, специфичность и широкий диапазон воспринимаемых запахов позволяют перспективно использовать заложенные в обонятельных рецепторах возможности восприятия пахучих веществ в различных аспектах жизнедеятельности человека. Многогранные возможности использования запаха имеются уже сегодня в эргономике, где запах используется в качестве фактора, снижающего эмоциональное и психофизическое напряжение. В современных разработках по геронтологии в качестве геропротектора используется запах. Огромные перспективы открывает изучение механизмов восприятия запаха и их использование в криминалистической одорологии, разрабатывающей методику практической реализации науки о запахах применительно к задачам расследования преступлений. Влияние запаха на эмоциональное состояние человека находит практическое применение в парфюмерной промышленности, продукция которой является результатом синтеза высокоэффективного производства и фантазии автора аромата, призванные пробуждать вполне определенные чувства. Достаточно широки перспективы использования запаха в эстетических сферах человеческой деятельности -садово-парковом искусстве, фитодизайне и т.п. Более того, огромное влияние запах оказывает на стимулирование самой творческой активности человека, без которой невозможно представить себе эстетическую деятельность в целом. Например, известно, что стимулом для творческой активности выдающегося русского философа В. Соловьева являлся запах скипидара .

Важнейшей сферой применения и практического использования запахов является медицина и особенно - ароматерапия, в которой запах 3 Мусский И.А. Сто великих мыслителей. М., 2000. С.81.

5 используется в качестве важнейшего терапевтического средства. Кроме того, в медицине имеются методики постановки диагноза на основе анализа запаха человека. Не менее широко используются запахи в анестезиологических целях.

Сферы практического позитивного применения запаха можно перечислять и далее. Вместе с тем, говоря о положительных аспектах влияния запаха, нельзя оставлять без внимания и негативное воздействие запаха на психическое и физиологическое состояние человеческого организма, что имеет место в настоящее время, в частности при разработке биологического оружия и других средств массового поражения.

Многочисленные возможности и перспективы как позитивного, так и негативного использования запаха в жизнедеятельности человека определяют важность изучения данной проблематики с социопсихокультурной точки зрения. Осознание важности вопросов, связанных с изучением механизма запаховой реакции и ее влияния на жизнедеятельность человека привело к тому, что за последние несколько десятилетий появились новые науки, занимающиеся изучением запаха и обоняния. Среди них можно назвать одорологию (от лат. odor, -oris - запах и древнегреч. АхУуос; - наука, слово, знание) как науку о природе и механизме образования запахов, о способах их распознавания и использования; олъфактронику (ольфакторный - лат. olfactorius - благовонный, обонятельный - обонятельный, относящийся к области восприятия запахов), т.е. науку о запахах, исследующую возможности применения запаха в быту, в повседневной жизни, в промышленности; ольфактометрию (от лат. olfactorius - благовонный, обонятельный и metria - измерение), предметом которой является острота обоняния. На основе данных научных дисциплин уже сегодня ведутся разработки, направленные на моделирование сверхчувствительных приборов химического анализа и распознавания веществ4.

Однако при этом нужно сказать, что единой науки, которая бы занималась комплексным анализом запахов, в настоящее время не существует. Есть лишь отдельные разработки по данной теме в различных науках - биохимии, физиологии, психологии и др. Не существует также и серьезных исследований, рассматривающих влияние запаха на человеческую жизнедеятельность в социально-философском аспекте. Все это требует анализа социопсихических и культурных функций запаха в жизнедеятельности человека и делает такое исследование достаточно актуальным.

Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на то, что, как было отмечено выше, в настоящее время не существует фундаментальных философских исследований, посвященных рассмотрению социопсихических и культурных функций запаха в жизнедеятельности человека, ряд вопросов стал предметом внимания современной научной и научно-популярной литературы. В частности, следует указать, что достаточно подробно изложен вопрос о физиологических процессах, протекающих в организме при восприятии запаха, а также о биохимических и психологических аспектах обоняния5.

Попытки осветить отдельные аспекты роли запахов в жизнедеятельности человека можно найти в трудах Гиппократа, Платона, Аристотеля, Тита Лукреция Кара, Ибн-Сины, Дж. Локка, Р. Декарта, И. Канта, Ж.О. Ламетри6.

Божич В.И., Кильметов Р.С. и др. Перспективы создания электронного обоняния и его использования в средствах защиты человечества//Радиоэлектронные технологии информационной безопасности: Сборник научных статей; Под ред. К.Е. Румянцева. Таганрог, 2002. С. 196-211. 3 См. Бронштейн А.И. Вкус и обоняние. М-Л., 1950; Брунер Дж. Психология познания. М., 1977; Восприятие. Механизмы и модели/Под ред. Н.Ю. Алексеенко. М., 1974; Грибакин Ф.Г. Биосенсоры органов чувств//Российская наука: грани творчества на грани веков. Сборник научно-популярных статей. М., 2000; Дудел Дж., Циммерман М. и др. Физиология человека: в 4-х томах. Т.2 / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М., 1985; Зиммель Г. Из «Экскурса по социологии чувств»//Новое литературное обозрение. №43, 2000. С.5-13; Ноздрачев А.Д., Баженов Ю.И. и др. Начала физиологии/Под ред. акад. А.Д. Ноздрачева. СПб., 2001. 6 См. Гиппократ. Клятва. Закон о враче. Наставления. Мн., 1998; Платон. Диалоги. М., 1986; Аристотель. Сочинения в 4 т. Т.1. М., 1986; Лукреций Кар. О природе вещей. М, 1958; Ибн Сина [Авиценна]. Избр.

Изучением запаха и обоняния занимались отечественные ученые и исследователи А.И. Бронштейн, Ф.Г. Грибакин, С.А. Корытин,

С.А. Миргородская, В.В. Николаевский, В.А. Новожилов, И.П. Павлов, B.C. Поликарпов, СВ. Рязанцев, А.Х. Тамбиев, Б.П. Токин, Л.А. Экономов и др., в работах которых проводился анализ воздействия запахов на активность человека, рассматривались перспективы практического применения запахов, роль запахов в тендерных отношениях, быту, эргономике, геронтологии, эстетике, парфюмерной промышленности, проблемы классификации запахов, использования запахов в качестве биологического оружия, влияние запахов на состояние человека, находящегося в гермообъемах'.

Данная проблематика стала предметом исследования и для зарубежных ученых и исследователей А. Бэна, Дж. Брунера, Г. Зиммеля, Р.Х. Райта, Г. Эббингауза, Дж. Эймура, которые рассматривают психофизиологический механизм обоняния, проблему классификации запахов, возможность создания теории обоняния, место запахов в культурных коммуникациях, в частности ольфакторную коммуникацию, значение индивидуального запаха человека, постоянно возрастающее влияние запахов при оптимизации условий труда, исследуют исторические, социальные, культурные аспекты философские произведения. М., 1960; Дж. Локк. Избр. философские произведения. Т.2. М., 1960; Р. Декарт. Сочинения. Т. 1 М., 1986; И.Кант. Метафизические начала естествознания. М., 1999; Ж.О. Ламетри. Сочинения. М., 1976. 7 См. Балаян В.М., Короткий P.M. Химический язык насекомых. М., 1987; Блинкин С.А., Рудицкая И.В. Фитонциды вокруг нас. М., 1981; Бронштейн А.И. Вкус и обоняние. М.-Л., 1950; Бушей Т. Творцы ароматов и красоты. М., 1986; Грибакин Ф.Г. Биосенсоры органов чувств/Российская наука: грани творчества на грани веков. Сб. научно-поп. статей. М., 2000, С.230-242; Духи для вас / Сост.; В. Сидоренко, Т. Краснолуцкая Ростов н/Д., 1999; Запах и окраска цветка в жизни растений/Н. Малютин. Наука и жизнь. «8. 1990. С.118-120; Корытин С.А. Запахи в жизни зверей. М., 1978; Миргородская С.А. Аромалогия: QUANTUM SATIS. М., 1999; Морозов В.П. Невербальная коммуникация: экспериментально-теоретические и прикладные аспекты/Шсихологический журнал. Т.14. №1, 1993. С.18-30; Николаевский В.В. Ароматерапия. М., 2000; Новожилов В.А. В мире запахов. М., 1988; О чем говорят запахи?//С.Н. Славин. Знак вопроса. №1, 1995. С.5-13; Павлов И.П. Рефлекс свободы. СПб., 2001; Познавательные процессы: ощущения, восприятия/Под ред. А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова, В.П. Зинченко; Науч.-исслед. ин-т обшей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. М., 1982; Поликарпов B.C. Философия управления. Таганрог - Ростов н/Д, 2001; Поликарпов B.C. Философия безопасности. Таганрог - Ростов н/Д, 2001; Поликарпов B.C. Время и культура. Харьков, 1987; Почему мы друг другу (не) нравимся/ЛГео. №2 (февраль). 2001. С.44-50; Рязанцев СВ. В мире запахов и звуков. М., 1997; Симаков Ю.Г. Живые приборы. М., 1986; Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М., 1972; Тамбиев А.Х. Летучие вещества, запахи и их биологическое значение. М., 1974; Токин Б.П. Целебные яды растений. Повесть о фитонцидах. Л., 1966; Экономов Л.А. Мир наших чувств. М., 1976; Энциклопедия ароматов/Под ред. В.И. Захаренкова. М., 2000.

8 запаха, раскрывают значение запаха в отдельных сферах жизни, и прежде всего, в творчестве и производственной деятельности человека8.

Вместе с тем, анализ этих и ряда других исследований показывает, что в философском аспекте данная проблематика изучена еще в недостаточной степени. Если говорить в целом о комплексе научной литературы по избранной теме, то необходимо отметить, что наиболее часто запахи становятся предметом рассмотрения культурологов и историков, которые стремятся к выявлению их значения в жизни человека на различных этапах культурно-исторического развития. В научно-популярной же литературе широко распространен анализ влияния запаха и запаховых реакций на современного человека, типичным примером которого является работа Л.А. Экономова9. Однако до настоящего времени в зарубежной и отечественной литературе практически нет работ, которые бы раскрывали с философской точки зрения данную проблему. Более того, многообразие исследуемых аспектов проблемы социопсихической и культурной роли запахов в жизнедеятельности человека и наличие большого количества, прежде всего, научно-популярной литературы, в той или иной степени затрагивающей этот предмет, далеко еще не свидетельствуют о том, что данная проблема изучена полно. Самый первый подход к анализу существующей литературы и результатам проведенных исследований свидетельствует о том, что множество аспектов остается неразработанным и недостаточно полно исследованным. Среди таких малоисследованных проблем можно указать вопросы создания единой теории обоняния, общепринятой классификации запахов, целостной науки о запахах и их социопсихических и культурных функциях в жизнедеятельности человека. Это позволяет сделать вывод о том, что вопрос о социопихической и 8 См. Основные направления психологии в классических трудах. Ассоциативная психология. Г. Эббингауз. Очерк психологии. А. Бэн. Психология. М., 1998; Дж. Брунер. Психология познания. М., 1977; Simmel G. Soziologie Untersuchungen iiber die Forme u Der Vergesellschaftung. Bd.ll Frankfurt. M: Suhrkamp, 1992 г.; X. Райт. Наука о запахах. М., 1966; Стереохимическая теория обоняния. Дж. Эймур, Дж. Джонстон, М. Рабин/Восприятие. Механизмы и модели. Под ред. Н.Ю. Алексеенко. М., 1974. С.86-96; Дж. Дудел, М. Циммерман, Р. Шмидт и др. Физиология человека: в 4-х томах. Т.2 / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М., 1985. 9 Экономов Л.А. Мир наших чувств. М., 1976.

9 культурной роли запахов в жизнедеятельности человека требует специального исследования с применением философской методологии.

Объектом исследования является место и роль запаха в жизнедеятельности человека.

Предметом исследования станут при этом социопсихические и культурные функции запаха в жизнедеятельности человека.

Цель и задачи исследования. Целью предпринятого исследования является рассмотрение роли и значения запаха в социальной практике и индивидуальной жизни человека. В соответствии с поставленной целью работы, представляется необходимым в ходе исследования решить следующие задачи: определение биохимических и психофизиологических основ восприятия запаха; выявление роли запаха в социальной деятельности человека; рассмотрение значения запаха в различных социокультурных эпохах и системах; определение функциональной роли запаха в творческой деятельности человека; установление возможностей применения запаха в социальной жизни. Методология исследования. В данной диссертационной работе используются следующие методы. Исторический метод, позволяющий рассмотреть историю развития представлений человека о значении запахов в жизнедеятельности и практического их применения в различных культурах, выявить трансформацию научного подхода к изучению запаховых реакций и обонятельного механизма и т.п. При сопоставлении места, роли, функций запаха в жизнедеятельности людей различных культур применяется метод сравнительного анализа. В работе используется также метод структурного анализа, способствующий выявлению биохимических основ генезиса запаха, психофизических аспектов восприятия запаха, функциональных зависимостей запаховой реакции и эмоциональных состояний и т.п. При

10 описании различных точек зрения на значение запаха в социокультурном развитии используется также герменевтический метод.

Научная новизна исследования. Заключается в получении следующих результатов: выявлены единство и взаимосвязь биохимических и психофизиологических основ восприятия запаха, а также показано их влияние на специфику обонятельных реакций и психоэмоциональное состояние человека; установлена роль запаха в социальной деятельности человека, при этом показан спектр использования запаха в различных аспектах жизнедеятельности человека; выявлено значение запаха в различных социокультурных эпохах и системах, что демонстрирует не только культурную традицию использования запаха, но и позволяет применять его в современной жизни; установлена функциональная роль запаха в творческой деятельности человека, где запах одновременно является как средством стимулирования творческой активности, так и объектом творчества; выявлены возможные перспективы использования запаха в жизнедеятельности человека, при этом одним из перспективных направлений является культура обоняния, которая должна способствовать уменьшению влияния негативных запахов на жизнедеятельность человека.

На защиту выносятся следующие основные положения: биохимические основы восприятия запаха демонстрируют немаловажную роль хеморецепции в жизнедеятельности человека; психофизиологические основы восприятия запаха показывают связь обонятельного анализатора с мозговыми структурами и другими функциональными системами, а прямая связь обонятельного анализатора с лимбической системой объясняет присутствие значительного эмоционального компонента в обонятельном восприятии, кроме того, в тифлопсихологии обоняние выполняет компенсаторную роль; запах является одним из средств невербального общения для человека, а также используется, как способ разметки социальных статусов; социальное значение запаха проявляется не только в отдельных аспектах повседневно-бытовой жизни человека, но и во всем процессе жизнедеятельности человека как интегрального существа, для которого немаловажное значение играет чувственное восприятие, влияющее как на логико-понятийные, так и на эмоциональные, телесно-перцептивные и ценностно-мотивационные компоненты сознания; функции запаха зависят не только от особенностей человеческого организма, но и от этапа культурного развития и специфики сферы культуры; запах оказывает значительное влияние на реализацию творческих потенций человеческой личности, способствующее концентрации активности на создании качественно новых материальных и духовных ценностей; многочисленные функции запаха в жизнедеятельности человека обусловили широкое его использование в современной жизни, что позволяет сделать вывод о значительных перспективах его применения как с целью стимулирования положительной активности человека, так и с целью нейтрализации негативных факторов воздействия окружающей среды на него.

Научно-практическое значение исследования. Выводы, сделанные в ходе проведенного исследования, могут найти применение при формировании комплексного подхода к организации жизненного пространства современного человека и обеспечении его прав на нормальную среду обитания, исключающую стрессовые состояния, массовость которых в современном мире стала не только медико-биологической, но и социально-

12 психологической проблемой. Все это способствует решению широкого спектра социально-экономических проблем, связанных с эргономикой, геронтологией, психологией и т.п. Кроме того, выводы диссертационной работы могут быть использованы при чтении курсов по философской антропологии, культурологии, истории культуры, психологии.

Апробация работы. Содержание диссертационной работы обсуждалось на заседании отдела социальных и гуманитарных наук Государственного Научного Учреждения «Северо-Кавказский научный центр высшей школы», а также кафедры истории и философии Таганрогского государственного радиотехнического университета, на научно-технических конференциях Таганрогского государственного радиотехнического университета, на Третьем Российском Философском конгрессе (16-20 сентября 2002 г.). Основные положения диссертации отражены в 7 научных публикациях автора общим объемом 1,2 п.л.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, в каждой из которых по три параграфа, заключения, списка использованной литературы. Общий объем работы 124 страницы, число использованные источников - 144.

Биохимические основы восприятия запаха

Вопрос о выявлении биохимических основ возникновения запаховой реакции у человека является одним из базовых при изучении проблемы влияния запаха на жизнедеятельность человека, поскольку позволяет установить изначальные, природные основы функционирования органов обоняния и тех ощущений, которые они производят под воздействием внешних факторов. Неслучайно поэтому изучение данного вопроса является перспективным вопросом не только для философской антропологии, но и для таких наук, как биохимия, физиология, психология и др., в рамках которых предпринимаются попытки применить современные научные методы к изучению запахов.

«Каждая частица Вселенной характеризуется вибрационным диапазоном, который, в свою очередь, имеет цветовой, звуковой и ароматический аспекты10». При этом, из всех трех вышеназванных аспектов ароматический наиболее трудно поддается определению и анализу. Происходит это вследствие того, что обоняние человека как биологического существа развито значительно слабее, чем у многих других биологических видов. Иными словами, обоняние человека далеко не так совершенно, как обоняние животных, что отметил французский философ Ж.О. Ламетри (1709-1751): «...посмотрите на собаку и ребенка, равно потерявших своего хозяина на большой дороге: ребенок плачет, ... тогда как собака найдет хозяина очень скоро, лучше используя свое обоняние ...» .Кроме того, трудность анализа обоняния обусловлена также и тем, что оно определяется не только биологическими, но и социальными факторами: человек, как правило, не воспринимает запах без чувства удовольствия или неудовольствия, на которые накладывает отпечаток социально-культурная среда. Все это затрудняет вычленение собственно биохимических основ запаха.

Человеческая чувственность является интенциально направленной, т.е. любая реакция должна иметь вполне определенный источник. Вследствие этого, каждое из чувств имеет свой специфический объект: слух - слышимое и неслышимое (различные по частоте звуковые колебания), зрение - видимое и невидимое (различные по длине световые волны) и т.д. Равным образом, обоняние имеет своим объектом пахнущее и непахнущее, при этом непахнущее - это то, что «вообще не может иметь запаха, либо то, что имеет незначительный или слабый запах» .

Следует отметить, что биохимические основы запаха недостаточно исследованы в настоящее время. Даже само понятие «запах» не имеет однозначной трактовки, хотя данной проблемой ученые и философы интересуются еще со времен античности. Так, например, Демокрит объясняет природу запаха, лишь как «истечение тонкого из тяжелого»1 . Платон трактует запах как «ощущение, нисходящее от сосудов в ноздрях к околопупочной области»14. Аристотель отмечает, что «касается запаха и обоняемого, то определить их не так легко, как цвет и звук. Ведь что такое запах - это не столь ясно, как то, что такое звук или цвет» . Разнообразие определений запаха свойственно и современной литературе. Так, профессор В.В. Николаевский дает следующее определение: «Запах - это способность вещества воздействовать на рецепторы обонятельного анализатора, что сопровождается возникновением специфического ощущения»16. Имеются и иные трактовки запаха, запах - это «свойство веществ, воспринимаемое обонянием» ; «свойство, воспринимаемое специфическими органами чувств (обонятельными рецепторами), расположенными у человека и животных в верхних отделах носовой полости» ; «дух, вонь, благовоние, что слышится чутьем, обонянием»19; «модальность ощущения обоняния, то ощущение, стимулами для которого являются определенные классы химических веществ в газообразной форме»20.

В данной работе под запахом понимается характерное ощущение, возникающее при взаимодействии молекул пахучих веществ и рецептивных участков обонятельного анализатора, при этом определенным образом влияющее на психофизиологическое состояние человека, что в свою очередь отражается на его жизнедеятельности.

Одним из важных вопросов при изучении как биохимических, так и психофизиологических основ восприятия запаха является анализ функционирования органа обоняния у человека и построение механизма восприятия запаха. Эта проблематика имеет достаточно длительную историю, которая свидетельствует об осознании ее важности для понимания процесса обоняния. В разное время существовали различные подходы к объяснению сущности процесса обоняния. Так, например, древнегреческий философ Платон (428/427-248/247 до н.э.) считает, что «ноздри имеют способность, состоящую в восприятии запахов» . Всякий запах плотнее воздуха, но тоньше воды, потому что пахучим веществом является то, которое находится в переходном состоянии и сохраняет свойства одинаковые и для воздуха, и для воды (пар, туман), а состояние перехода воды в воздух и наоборот воспринимается обонянием.

Аристотель (384-322 до н.э.) полагает, что «от непосредственного соприкосновения звука и запаха с органом чувства ощущение не вызывается, но запахом и звуком приводится в движением среда, а ею возбуждается каждый из этих органов чувств. Если же кто-то положил бы на самый орган чувства пахнущую вещь, то она бы не вызвала никакого ощущения. Для запаха среда не имеет названия: имеется во всяком случае некоторое свойство, общее воздуху и воде; как прозрачное для цвета, так и это свойство, присущее воздуху и воде, есть среда для того, что обладает запахом. В самом деле, и у обитающих в воде животных есть, очевидно, чувство обоняния. А человек и другие дышащие животные, обитающие на суше, не могут обонять, не дыша". Более того, «не всякое тело способно испытывать что-то от запаха..., а то, что испытывает воздействие, есть нечто неопределенное и неустойчивое, например воздух: ведь воздух, становясь пахучим, как бы испытывает какое-то воздействие. Что же другое значит обонять, как не испытывать что-то? Но обонять - значит ощущать, а воздух, испытывая воздействие, тот час же становится ощущаемым»23.

Психофизиологические основы восприятия запаха

Несмотря на длительную историю изучения запаха, вопрос о психофизиологических основах восприятия запаха продолжает оставаться актуальным. Познание как творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире и являющаяся сущностной характеристикой бытия культуры, включает в себя в качестве необходимого элемента чувственный компонент. В структуре познавательного процесса выделяют чувственный и рациональный уровни познания, противопоставление которых в новоевропейской философии обусловило возникновение дилеммы рационализма и эмпиризма. В процессе человеческого познания важнейшую роль играет чувственное отражение действительности, основными формами которого являются ощущение, восприятие и представление. В.И. Ленин писал: «Ощущения, т.е. образы внешнего мира, существуют в нас, порождаемые действием вещей на наши органы чувств» . Ощущения как отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на наши органы чувств, представляют собой генетическую предпосылку для остальных форм чувственного познания. Так, в частности, еще Леонардо да Винчи отмечал, что «все наше познание начинается с ощущений. Мысленные вещи, не прошедшие через ощущение, пусты и не порождают никакой истины, а разве только вымыслы.. .»91.

Сложностью и спецификой психофизиологических процессов отражения, протекающих в человеческом организме на чувственном этапе познания, было обусловлено то, что в процессе эволюции сформировались рецепторы, представляющие собой скопления чувствительных образований, связанные с центростремительными нервными волокнами и названные органами чувств. Функционирование органов чувств обеспечивается структурной целостностью и работой центра, расположенного в коре головного мозга, центральной нервной системы, а также рецептора. Следовательно, любые проявления связи с внешней средой немыслимы без органов чувств, анализирующих окружающую среду и поэтому названных академиком И.П. Павловым анализаторами, учение которого о высшей нервной деятельности внесло вклад в физиологию, медицину, психологию и философию. Основной механизм, открытый И.П. Павловым - механизм условного рефлекса. Образование условных рефлексов является примером первого из основных видов деятельности коры больших полушарий -синтетической деятельности. Другим не менее важным видом деятельности коры больших полушарий является анализаторная деятельность, способствующая уравновешиванию организма и окружающей среды. В основе учения лежит совместная работа больших полушарий мозга, т.е. анализ и синтез не противопоставляются.

«Нервная система есть всегда больший или меньший комплекс анализаторных приборов, анализаторов... К каждому данному анализатору должны быть отнесены как периферические приборы всевозможных афферентных нервов (трансформаторы, из которых каждый превращает в нервный процесс только определенную энергию), так и сами нервы и клеточные мозговые концы» . В процессе эволюции анализаторная функция являлась главной, т.к. она способствовала приспособлению живых организмов к окружающей среде. И.П. Павлов рассматривал обонятельные, зрительные, слуховые и др. анализаторы, отметив, что анализаторы - это «то, что до сих пор носило название органов чувств» .

В качестве анализатора И.П. Павлов рассматривает систему, состоящую из следующих элементов: 1) рецептора (специализированных чувствительных образований, реагирующих на раздражители периферической части анализатора; 2) проводниковой части (проводит возбуждение от рецептора в центральную нервную систему); 3) мозговой части, представленной соответствующей областью коры головного мозга (данная часть является высшим отделом анализатора, в нее поступает и анализируется возбуждение, т.е. в мозговой части возбуждение воспринимается как ощущение). В результате этих процессов происходит уравновешенная связь организма с условиями его существования.

Познание мира, окружающего человека, осуществляется органами чувств, которые играют первостепенную роль в познании психической деятельности человека94. Для обеспечения жизнедеятельности живого организма необходимо получение информации органами чувств из внутренней и внешней среды, т.е. функционирование органов чувств основано на работоспособности их рецепторов . Благодаря их разнообразию (зрительные, обонятельные, слуховые и др.) в организме, животные и человек способны воспринимать стимулы разных модальностей. Процесс передачи сенсорного сообщения сопровождается многократным преобразованием и перекодированием и завершается общим анализом и синтезом (опознаванием образа), после чего происходит выбор или разработка программы ответной реакции организма. Без информации, поступающей в мозг, не могут осуществляться простые и сложные рефлекторные акты вплоть до психической деятельности человека96. Порог восприятия рецепторами адекватных стимулов чрезвычайно низок -обонятельные рецепторы информируют организм о появлении в атмосфере единичных молекул пахучих веществ.

В настоящее время под рецептором подразумевается белковая молекула, избирательно взаимодействующая с феромоном, также рецепторы получили название «биосенсорных систем» 7, включенных в более сложную систему сенсорного восприятия, связанную с мозгом. Сенсорные рецепторы, играющие основную роль в восприятии внешней среды, взаимодействуют с помощью нервных сигналов с головным мозгом, неся ему информацию о внешнем воздействии на организм и влияя на формирование образа внешнего мира.

Будучи субъективным образом объективного мира, чувственное отражение действительности остается для человека единственным каналом связи с окружающим миром, и рациональное с необходимостью основывается на анализе материала, доставляемого органами чувств. Ощущения, включая и обонятельные, образуют тот базис, без которого невозможно объективное познание мира.

Обонятельные ощущения в мозгу человека возникают в результате воздействия окружающих факторов на обонятельные рецепторы, но чувственное познание включает в себя не только анализ, но и синтез, осуществляющийся в восприятии, в основе которого лежат сочетания различных видов ощущений. На основе ощущений и восприятий формируются представления, ведущие от чувственного познания к рациональному. Было сказано, что обоняние человека не так совершенно, как обоняние животных, однако в жизни современного человека оно имеет не малое значение, о чем Ф. Энгельс писал: «Собака обладает более тонким обонянием, чем человек, но она не различает и сотой доли тех запахов, которые для человека являются известными признаками различных вещей»98. Происходит это в силу того, что человек является социальным существом и на его ощущения, в том числе и на запаховые реакции, влияют общественные потребности, установки, групповые интересы, индивидуальный опыт, профессиональная деятельность. Практика определяет значительное расширение сферы чувственного отражения действительности: так, способности к восприятию запаха и вкуса выше у специалистов, оценивающих качество товара - духов, вина, чая - путем собственных ощущений.

Функции запахав контексте культурных традиций

Культура, являясь системой исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни, хранит, транслирует и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей . В своей совокупности и динамике эти программы образуют социальный опыт. Именно поэтому культурное наследие является не только показателем уровня культурного развития уже ушедших поколений, но и ключом к пониманию многих современных процессов. Сегодня человечество вошло в третье тысячелетие, и опыт использования ароматов, накопленный в различные периоды истории человечества, является частью обширной и далеко еще не полно изученной культурной традиции.

Наиболее древние свидетельства влияния запаха на человека найдены в мотивах декоративных рисунков первобытных людей. Древнейшим письменным документом, в котором говорится о целебных свойствах запаха, является клинописная табличка, найденная в Шумере . В Библии описываются всевозможные способы применения натуральных ароматических веществ: от магических до эстетических и лекарственных.

В яркой и своеобразной культуре Древнего Египта запахи широко использовались в религиозных обрядах (погребальные смазывания, богослужения, обряды очищения (известна «рука с ладаном», которая служила для окуриваний в честь богов)), в искусстве обольщения (царица Клеопатра), ароматы и благовония буквально пропитывали повседневную жизнь древних египтян . В древнеегипетском медицинском папирусе Эберса (XVI в. до н.э.) указывалось, что пахучие вещества должны привлекать добрых духов в тело больного, а зловонные вещества должны способствовать удалению из тела больного демона болезни18 . Египтяне хорошо знали о способности ароматов воздействовать на эмоции, поэтому у фараонов имелось множество различных духов, созданных именно для него и предназначавшихся для подъема настроения, устранения нервозности, успокоения или, напротив, создания агрессивного настроения . Одним из утонченных наслаждений египтян было следующее: положить себе на макушку специальные шарики с бальзамическими маслами, которые таяли и стекали, ароматизируя лицо.

Широко использовались запахи в погребальных обрядах, в том числе при мумификации, кремации и захоронении мертвых. Например, Геродот так описывает употребление благовоний при мумификации: «После обтирания внутренних органов пальмовым вином их посыпают измельченными пряностями: перцем, корицей, имбирем. Затем брюшную полость наполняют миррой, кассией и всеми другими видами благоухающих веществ. После этого тело омывают иными ароматическими веществами». Каждая мумия источала свой особый аромат, ибо египтяне полагали, что даже если мумию изуродовать и расчленить, все равно ее части смогут идентифицировать в потустороннем мире. Достаточно широко употреблялись благовония (масло елового дерева, восточные ароматы) и в европейской погребальной традиции .

В Вавилоне было хорошо известно эротическое действие ароматических веществ, добывавшихся из экзотических листьев и пахучих деревьев. Знаменитая царица Савская для обольщения смазывала тело ароматическими веществами с дурманящим запахом. Известный древнегреческий историк Геродот, описывая вавилонский религиозный праздник, сообщает, что в эти дни «на большом алтаре халдеи ежегодно сжигают 1000 талантов ладана» . Учитывая, что один талант равен 26-30 килограммам, можно представить, каких размеров достигало употребление благовоний в Вавилоне.

Интересные традиции использования ароматов сложились в странах Центральной и Южной Африки: травы с ярко выраженным запахом использовались в лечении практически всех заболеваний. Своеобразно применяли душистые травы и курения коренные народы Америки, запахи служили «фотографиями»: древние индейцы в память о важных событиях своей жизни хранили сопутствующие этим событиям запахи в специальных футлярчиках из кости и нюхали их, когда хотели вспомнить желанное прошлое . В религиях Мезоамерики для организации моментов духовного воссоединения с умершими необходимо выложить дорожку из цветов земпоалшочитль, при этом важно, чтобы цветы благоухали, т.к. души слепые, но имеют острое обоняние и могут найти путь домой только по запаху, оставляемому лепестками D. Табак является хорошо известным и важным ингредиентом в индейских ритуалах, курение трубки предваряет большинство ритуалов и мирных переговоров, а посредством табачных испарений шаман воздействовал на пациента .

Необходимо отметить, что в ритуально-обрядовой практике дым посредством обоняния воздействовал на психику самого шамана, способствовал созданию благоприятной атмосферы для проведения сеанса общения с духами, наступлению массового гипноза присутствующих и шаманского транса . Однако дым может использоваться не как наркотическое, а как священное действие. Так, например, у многих народов Сибири аромат можжевельника используется как расслабляющее и успокаивающее средство.

В Древней Индии существовал культ благородного аромата, который использовался не только в храмах, но и в быту (благоухающие ванны, ароматные мази и курильницы благовоний) . Все праздники сопровождались употреблением большого количества ароматов, а в дни скорби признаком самого глубокого траура являлось их полное отсутствие . В обрядах и праздниках буддистов обязательными элементами службы являются цветы, символизирующие непостоянство жизни, зажженные свечи, пламя которых символизирует просветление и благовония, запах которых вызывает в сознании человека сладостный запах нравственной добродетели, источаемый теми, кто душой предан Будде190.

В Древнем Китае уже за 2000 лет до н. э. существовали специальные руководства, регламентирующие использование ароматов. Китайцы разработали собственную систему травяной медицины, в которой запахи занимали немаловажное место. В домах богатых китайцев были специальные покои артемизии - родильные комнаты - где жгли полынь (артемизию), запахом которой стремились умилостивить богов и успокоить мать и ребенка. Прически китайских женщин украшались специальными ювелирными изделиями, среди которых были и ароматницы191. Кроме того, время моделировалось с помощью звука и запаха, для чего применялись огненные часы на основе ароматических веществ, причем каждый час имел свой запах . Чувство обоняния для определения времени использовали и японцы, у которых в качестве мерки времени использовался ладан, при чем каждый час имел свой запах. Культурное содержание символики запахов детерминировано социально-историческим контекстом и оказывает эстетическое воздействие на человека.

Роль запаха в творческой деятельности человека

В процессе человеческой жизнедеятельности, в результате которой создаются качественно новые материальные и духовные ценности, т.е. творческой деятельности, запах играет немаловажную роль. Творчество как процесс создания качественно новых материальных и духовных ценностей предполагает взаимодействие рациональных и иррациональных факторов, взаимодействие необходимости и случайности. В этой связи наиболее важной проблемой является стимулирование творческой активности индивида, его способности производить качественно новые продукты. Проблема стимулирования творческого процесса имеет отражение в широком спектре социальных факторов, где в роли стимулов могут выступать запахи. К стимулирующим и тонизирующим нервную систему запахам относятся те, которые способны поднять настроение, ускорить принятие решений, повысить работоспособность, при этом существуют запахи, воздействующие на работоспособность и являющиеся индивидуальными. Так, известно, что стимулом для творческой активности выдающегося русского философа В. Соловьева являлся запах скипидара . Император Франции Наполеон Бонапарт тратил несколько десятков флаконов одеколона в месяц, утверждая, что его запах стимулирует работу мозга . Английский писатель Дж. Байрон для повышения настроения и работоспособности, стимулирования творческой активности использовал запах трюфелей .

Известно, что для творческих людей характерно мышление образами, к числу которых относятся зрительные, слуховые, обонятельные образы. Обладавшие многомерной памятью И.В. Гете, Д. Лондон, Г. Гессе, А. Эйнштейн могли мыслить изображением, звуком, цветом, осязанием и запахом одновременно , что позволяет постоянно развивать память, творческое мышление, воображение, внимание.

Однако творчество не является однородным процессом, среди многообразия творческих проявлений наиболее полное выражение созидательные способности человека находят в науке, эстетической деятельности. В связи с этим необходимо отметить, что запах оказывает влияние не только на творца, но и на воспринимающего субъекта, без которого невозможно представить процесс восприятия эстетических продуктов, возникающих в процессе творческой деятельности. Не случайно, поэтому в современных видах искусства, в частности в символизме, используются абстрактные композиции, рождающие богатые ассоциативные реакции из звуков, запахов, ощущении .

Творчество является процессом, но и восприятие - это тоже процесс, тогда как искусство является действием, объединяющим создателя и того, для кого произведение создано . Биолог и генетик Р.Л. Берг подразделяет искусство на прикладное и самостоятельное, в зависимости от того, какими органами чувств оно воспринимается, при этом она отмечает, что, если для слухового и зрительного анализаторов существуют и прикладные, и самостоятельные виды искусства, то для обонятельного, вкусового и тактильного анализаторов существуют лишь прикладные искусства (например, такие как, кулинария, парфюмерия). Причины неравноправия заключаются прежде всего в «отсутствии дискретного элемента восприятия, который мог бы служить кодовым знаком в случае вкуса и обоняния, и его наличие в случае зрения и слуха. Элементы вкусового и обонятельного ощущения - вкус и запах - не возникают и не исчезают так внезапно, как цвет и звук. Они не имеют необходимой прерывности, они оставляют следы, они не могут наступать мгновенно, их различные модификации не могут сочетаться друг с другом во времени и совмещаться в пространстве» .

Одной из наиболее перспективных отраслей современной экономики является парфюмерная промышленность, теснейшим образом связанная с эстетической и творческой деятельностью авторов ароматических композиций и воспринимающих субъектов. Во все эпохи существовал культ аромата, как нельзя лучше передаваемый духами, и сегодня живущий в искусстве, эстетике, сексуальной жизни, парфюмерии. Духи являются произведением искусства, рожденного памятью, воображением и знанием парфюмеров-творцов, использующих как обонятельные способности, так и память, в которой хранятся сотни запахов. Художники и парфюмеры поставили на службу людям настоящее произведение искусства, доведя композиции до совершенства, превратив их в шедевры, не уступающие творениям великих композиторов и художников. Тысячелетиями природа рождала для человека восхитительную палитру разнообразных ароматов: пряных, острых, цветочных, лесных, амбровых и мускусных, фруктовых и гесперидных, а вклад химии синтеза в десятки раз увеличил гамму запахов, и духи стали как престижным украшением высокой моды, индустрии роскоши, так и предметом повседневной жизни человека.

Несмотря на субъективность обоняния, парфюмеры смогли найти и общие правила, согласно которым парфюмерные изделия делятся на две основные группы запахов: с цветочным запахом и запахом фантазийного направления . Цветочный запах имитирует запах растении, фантазийный запах не отражает конкретного запаха в природе, а является результатом творчества парфюмера и ассоциируется с каким-либо событием, ощущением, явлением.

Демократизация духов привела к бурному развитию этого вида искусства, превратив его в мощную разветвленную индустрию с четко выраженной тенденцией выпуска целых линий ароматной продукции, которые включают духи, туалетные воды, дезодоранты, мыла, гели для ванн, крема и т.д., объединенные одним ароматом. Все это свидетельствует о том, что не только запах влияет на жизнедеятельность человека (например, стимулирование творческой активности), но и на восприятие запаха оказывают влияние зрительные и другие ощущения. Именно поэтому восприятие духов постепенно изменилось и, кроме запаха важными элементами стали флакон, упаковка и реклама, т.к. форма флакона, его цвет, даже пробка интригуют покупателя. Например, духи «О 1а-1а!» вполне закономерно «проживают» в хрустальном флаконе, имеющем форму бокала для шампанского, а запах духов способствует созданию праздничной атмосферы. Флаконы, созданные знаменитым сюрреалистом С. Дали являются успешным сочетанием двух искусств - парфюмерии и скульптуры, где гармонично сочетаются формы флакона с аристократическим ароматом духов.

Похожие диссертации на Социопсихические и культурные функции запаха в жизнедеятельности человека