Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Танбур и его функция в изучении ладовой системы Шашмакома Абдурашидов, Абдували Абдулмажидович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абдурашидов, Абдували Абдулмажидович. Танбур и его функция в изучении ладовой системы Шашмакома : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Ин-т искусствознания.- Ташкент, 1991.- 26 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-5/2663-0

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Музыкальное востоковедение все Ьолее прочные позиции занимает в советском музыковедении. Существенное место при этом занимают вопросы, связанные с рассмотрением законов музыкального мышления. Одним из центральных объектов исследования на сегодняшний день являются макомы. Этот уникальный феномен вовлекается в музыковедческую науку как пример восточного музыкального профессионализма, жанр, сложное музыкальное циклическое произведение, музыкальная традиция,-композиционная, ладовая система и пр. Однако все больший интерес вызывает маком у исследователей как репрезентант восточного монодического музыкального мышления. Один из актуальнейших феноменов, способных приблизить к пониманию единства музыкального мышления в системе изустного музыкального творчества,— пто осмысление принципов мышления через конструктивную систему музыкального инструмента .

Известно, что в условиях устной традиции отдельные музыкальные инструменты, точнее наиболее совершенные их разновидности, которые являются ведущими в системе профессиональной традиционной музыкально—творческой практики, приобретают особое значение. Они становятся как бы средствами , способными в определенной мере заменять так называемое нотное письмо посредством фиксации в себе важнейших особенностей музыкально-звуковой системы, в том числе ладозвукового строя. В исполнительской практике макомов ведущим инструментом явился т а н б у р, со структурными особенностями которого было во многом сопряжено формирование традиционной профессиональной музыкальной системы.Танбур дает возможность рассматривать его ладозвуковую организацию как базовую, характеризуючую особенности звуковысотной -системы традиционной макомной музыки. Раскрытие его структурных особенностей впрямую подводит нас к пониманию специфики восточного MCHOPHitL'CKoro музыкального мышления.

Наряду с признанием существенности изучения и определенно"; разработанности законов музыкального мышления в современном советском музыкознании большей круг вопросов тргбует более углубленного исследования и широкого охаат-і привлекаемого мзтериала. 3 этом аспекте отметим

недостаточность методологической оснащенности при исследовании макомов—Л- адовых систем.

Особое значение приобретает выявление ладовой организации макомов и системы их стройного построения в контексте звуковой шкалы танбура. Актуальность данной темы исследования увеличивается в связи с тем, что изучение построения ладов макомов проводится, в непосредственной связи с музыкальным инструментом, на базе звуковой системы которого они и сформировались.

Основной целью диссертации является рассмотрение ладовой системы Шашмакома в аспекте конструктивных особенностей танбура. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

1/ выявление конструктивных особенностей танбура;

2\ осмысление традиционной терминологии, возникшей в рамках традиций макомного исполнительства на базе конструктивных особенностей танбура;

3/ выявление основных принципов строения макомной ладозвуковой системы в связи со шкалой танбура;

hj определение различных структурных проявлений ладозвукорядной системы шкалы танбураj

5/ выявление основ образования ладовых систем Шашмакома в связи со шкалой танбура.

Научная новизна исследования - отмечена самой постановкой вопроса, где впервые рассматривается системное соотношение танбура и Шашмакома, анализируется классическая музыкальная терминология, отражающая конструктивные особенности танбура — его ладозвукорядную структуру и тесно связанную с ней ладовую систему Шашмакома. В работе впервые специально рассматриваются и разрабатываются вопросы, связанные с выяснением природы макомного ладозвукового строя /системы/, систематизацией и классификацией традиционной макомной терминологии, выявлением разновидностей структур ладозвукорядного строя, отраженных в шкале танбура, определением основ образования ладовой системы Шашмакома з соотношении со шкалой танбура.

Методология исследования. Основные положения работы базируются на принципах диалектического материализма. При этом непосредственными отправными пунктами послужили многие фундаментальные положения, специально разработанные в трудах советских музыковедов /Б.В.Асафьева, У.Гаджибекова, X.О.Кушнарева, В.М.Беляева, В.В.Виноградова, И.Р.Раджабова, Ф.М.Кароматова и др./.

Материал исследования. В качестве материала исследования выступают исполнительские традиции Шашмакома: музыкальный инструмент танбур и его различные виды, конструктивные особенности, звуковая система—ладозвукорядная структура, то есть непосредственный живой исполнительский процесс; традиционная макомная терминология и ладовая система Шашмакома; все имеющиеся нотные и магнитофонные записи Шашмакома; расшифровки автором определенных записей образцов макомных произведений, собранных в результате экспедиций в гг. Канибадам, Ура -Тюбе, Ходжент, Исфа-ра /1987г,,1988г./, Самарканд, Бухара и Панджикент /1989г./.

Практическое знамение. Основные положения и результаты данной работы могут быть использованы в;

а/ исполнительской практике;

б/ учебном процессе в качестве основы методики освоения Шашмакома / в высших и средних специальных музыкальных учебных заведениях/;

в/ курсах "Основы таджикской и узбекской традиционной музыки", "Основы макомов", "История макомного исполнительства", "Теория восточной монодийной музыки и пр.;

г/ научных трудах, дальнейших исследованиях Шашмакома .

Апробация диссертации. Диссертация обсуждена и реко~ мендована к защите на заседании отдела истории искусств Института истории, археологии и этнографии им.А.Дониша АН Таджикской ССР /Душанбе -1991г./. Отдельные положения работы нашли отражение в ряде опубликованных научных статей, а также докладов и сообщений на Международном музы— коведческом симпозиуме, посвященном Й00—летию Борбада /1990г./ и Ш ММС / Самарканд -1987г./, ряде всесоюзных и республиканских конференций / Москва, Ташкент,Алма - -Ата, Душанбе/.

Структура диссертации. Решение поставленных задач определяет структуру исследования. Оно состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Танбур и его функция в изучении ладовой системы Шашмакома