Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Стилевые основы этнической музыки вятских мари: темброинтонирование и инструментальная артикуляция Косырева, Светлана Витальевна

Стилевые основы этнической музыки вятских мари: темброинтонирование и инструментальная артикуляция
<
Стилевые основы этнической музыки вятских мари: темброинтонирование и инструментальная артикуляция Стилевые основы этнической музыки вятских мари: темброинтонирование и инструментальная артикуляция Стилевые основы этнической музыки вятских мари: темброинтонирование и инструментальная артикуляция Стилевые основы этнической музыки вятских мари: темброинтонирование и инструментальная артикуляция Стилевые основы этнической музыки вятских мари: темброинтонирование и инструментальная артикуляция
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Косырева, Светлана Витальевна. Стилевые основы этнической музыки вятских мари: темброинтонирование и инструментальная артикуляция : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Косырева Светлана Витальевна; [Место защиты: Рос. ин-т истории искусств].- Санкт-Петербург, 2011.- 253 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-17/11

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Настоящая диссертационная работа посвящена исследованию стилевых основ этнической музыки вятских мари. Вятские мари – одна из этнографических групп луговых мари; они составляют население территории нижнего течения реки Вятки в её правобережье, охватывающее Уржумский, Малмыжский и Вятско-Полянский районы Кировской области, говорят на луго-восточном диалекте марийского языка, имеют самобытную духовную и материальную культуру.

В музыкальной культуре вятских мари стилеобразующими являются важные, хорошо узнаваемые народом, определяющие традицию феномены темброинтонирования и инструментальной артикуляции в гетерофонии. На сегодняшний день монодийный пласт марийской культуры в той или иной мере исследован, гетерофонный – только зафиксирован, но до сих пор как звучащий феномен не был изучен. Данное исследование призвано раскрыть специфику темброинтонирования и инструментальной артикуляции, в результате которой сформировалась, в частности, гетерофония вятских мари, проникнуть в музыкальное национальное самосознание этнической группы. В основе диссертации лежит комплексное изучение музыкальных особенностей, выделяющих вятскую традицию в контексте марийской культуры. Работа посвящена темброинтонированию живой звучащей культуры. В связи с этим в исследовании нами вводится новое инструментоведческое понятие «гетерофон», характеризующее специфику темброинтонирования, и представляется как инструментально артикулируемая вертикаль, фиксируемое созвучие, которое может по-разному реализовываться. Гетерофон определяется нами как единица гетерофонной линии, сложный темброинтонационный комплекс (пучок, созвучие), слагающийся из звуков различной высоты (частоты), громкости (интенсивности), тембра (спектра). Вокальные гетерофоны в вятской музыкальной традиции реализуются в двух видах: как «зона, звучащая в одновременности» (Н.А. Гарбузов), то есть ансамблевые унисоны – унисонные гетерофоны, и как созвучие, рамки которого шире унисонных – кластерные гетерофоны.

Традиционная музыкальная культура вятских мари как система локальных традиций обладает признаками, которые выделяют её на фоне общемарийской. Музыкальное мышление определяется рядом факторов и выявляется в элементах музыкального языка традиции в их взаимосвязи, выражается в гетерофонном складе, орнаментально-мелизматической мелодике, инструментальной артикуляции, тембро-регистровой модели воплощения вокально-инструментального звукового пространства, что отразилось в специфическом темброинтонировании в культуре вятских мари. Вокально-инструментальная по своей природе, она разнообразна в жанровом отношении. Звукоидеал вятской традиции формировался в условиях лесостепной акустической среды, которая отличается особым ощущением пространства, что повлияло на специфику своеобразного отношения к звуку, на темброинтонирование, выразившееся в инструментальной артикуляции, и породившее гетерофонию вятских мари. В то же время, вся история формирования исследуемой этнической группы, её местоположение, её история взаимоотношения с соседними культурами, определили музыкальное сознание вятских мари. Исследование представляется особенно актуальным, поскольку подобный ракурс изучения интонирования с точки зрения тембральных особенностей в традиционном ансамблевом исполнительстве в вокальной и инструментальной культурах, в финно-угорском этномузыковедении ещё не рассматривался.

Степень разработанности проблемы. Изучение культуры вятских мари, начавшееся в XIX в., на протяжении всего XX в. касалось преимущественно истории, археологии, этнографии и лингвистики. Среди исследователей: В.К. Магницкий, Г.А. Архипов, К.И. Козлова, В.А. Акцорин и др. Сбор материалов в XIX – начале XX вв. сводился, преимущественно, к накоплению этнографических описаний и источников. Однако проведённые работы были бесценны уже тем, что заложили основу научного осмысления истории и культуры марийского народа. Из этнографической литературы тех лет мы впервые узнаём о существовании у мари самобытной музыкальной культуры, о напевах, инструментальных наигрышах и музыкальных инструментах.

Музыкальная культура вятских мари впервые была зафиксирована ещё в конце XIX в. Н.И. Абрамычевым. Собиратель побывал в деревнях Вятской губернии (Кировская область). С 1918 — по 1919 гг. марийский композитор И.С. Ключников-Палантай неоднократно фиксировал в Уржумском районе песни различных жанров. Следующее обращение к музыкальной культуре вятских мари связано с именем выдающегося марийского учёного В.М. Васильева. Его исследовательская деятельность была направлена на изучение марийской культуры в целом. В то же время, в собирательской деятельности учёного мы находим большое количество песен, зафиксированных в различных районах Кировской области. В 30-е гг. XX в. К.А. Четкарёв зафиксировал в Уржумском районе (д. Тюм-Тюм) напевы, вошедшие в сборник «Колхоз муро» («Колхозные песни»).

Сборник «Марийские народные песни» («Марий калык муро») 1951 г. наиболее полно отражает музыкальное творчество марийского народа и, в частности, музыкальную культуру вятских мари. Песни и инструментальные наигрыши, включенные в сборник, записаны в различных районах Марий Эл, а также в районах Башкирии, Татарстана, Удмуртии, Кировской и Нижегородской областях — в местах компактного проживания мари. Материалы, собранные специальными экспедициями 1934 — 1939 гг. зафиксированы на фонографе и расшифрованы с фоноваликов составительницей сборника В.Ф. Коукаль и частично марийским композитором К.А. Смирновым. Сборник содержит фонозаписи Х. Губайдуллина (1934), Я.А. Эшпая (1937), В.Ф. Коукаль (1938 — 1939), К.А. Смирнова и А.Р. Смирновой (1939).

В 1952 г. А. Асылбаев фиксировал традиционные напевы в Уржумском районе, а в 1959 г. В.А. Акцорин и И.С. Иванов – в Малмыжском и Уржумском районах Кировской области. В 70-е гг. XX в. к творчеству вятских мари обращался марийский собиратель Д.М. Кульшетов. Результаты экспедиций опубликованы в сборниках: «Врзым муро аршаш» («Песни уржумских мари»), «Поса кундемын мурыжо» («Марийские песни Байсинской стороны Уржумского района»). В эти же годы активной собирательской деятельностью исследуемой традиции занимался видный марийский этномузыковед О.М. Герасимов. Его ценнейшие материалы, зафиксированные в Кировской области (Малмыжский, Вятско-Полянский, Уржумский районы), являются целостным отражением музыкальной традиционной культуры вятских мари. Свидетельством обращения к вятской музыкальной традиции мари в XXI в. стали дипломные работы Ф.Н. Яковлевой и С.В. Косыревой, выполненные на кафедре музыки финно-угорских народов Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова.

В целом историографический обзор музыкальной культуры вятских мари показывает, с одной стороны, приоритет нотных публикаций (по результатам экспедиций), с другой – их немногочисленность и отсутствие целостного обобщающего исследования традиции. В то же время, нет сведений об особенностях тембра, интонирования и других элементах музыкального языка традиционных песен и наигрышей вятских мари. Почти полностью отсутствуют публикации инструментальной музыки (за исключением аудиозаписей единичных образцов наигрышей на балалайке, скрипке, гармонике, собранных О.М. Герасимовым). Таким образом, названная литература лишь зафиксировала и описала материал. Однако сегодня наступил новый период в его изучении, а именно исследование данного материала с точки зрения фиксации национальной стилистики, в частности, специфики темброинтонирования и инструментальной артикуляции в гетерофонии вятских мари.

На сегодняшний день в отечественном музыкознании накоплен определённый опыт в изучении гетерофонии (Т.С. Бершадская, Е.Б. Трембовельский, М.С. Скребкова-Филатова, Ж.В. Пяртлас и др.). Проблему гетерофонии на марийском материале и шире – в общерегиональном контексте затрагивали О.М. Герасимов, М.Н. Мамаева, Н.Ю. Альмеева, JI.Б. Бояркина. Однако как феномен звучащий гетерофонию мало кто изучал. Вероятно это связано со сложностями, возникающими при анализе данного стиля, в основном, методами слухового анализа. В редких случаях использованы многомикрофонные записи. Особенно ценным для настоящей диссертации является исследовательский опыт изучения гетерофонии монодийной культуры татар-кряшен Н.Ю. Альмеевой. По словам учёного, при изучении гетерофонии: «Помимо осознания графического образа, воплощенного в нотировке, важно понять: из чего складывается гетерофонное звучание, и почему традиционно принято считать, что гетерофония – это архаическая стадия истории музыки. Для более глубинного понимания феномена, названного этим греческим термином и существующего в обрядовой певческой практике разных народов мира, необходимо прежде всего описать его как феномен звучащий на этнически конкретном материале в той функционально-стилевой системе, в которую он входит как конструктивно важная часть». Рассмотрение проблем, касающихся изучения гетерофонии в общерегиональном аспекте, позволяет глубже познать предмет нашего исследования. В настоящей диссертации, на материале этнической музыки вятских мари, гетерофония изучается как звучащий феномен. Это дает возможность автору, используя собственный метод анализа, выявить специфику темброинтонирования и инструментальной артикуляции, важные в формировании исследуемого явления.

Объектом исследования в настоящей диссертации является этническая музыка вятских мари, представляющая собой яркое искусство в системе музыкальной культуры Поволжья.

В качестве предмета исследования выступают явления темброинтонирования и инструментальной артикуляции в гетерофонии как стилевые основы этнической музыки вятских мари. Целью настоящего исследования является изучение сложного и неоднозначного в восприятии темброинтонационного явления «гетерофон», идентифицирующего музыкальный стиль вятских мари, который определяется автором как национальный признак данной этнографической группы. Это явление рассматривается в контексте целостного анализа музыкальной культуры вятских мари. Достижение цели требует решения ряда задач:

фиксация и документация данного темброинтонационного явления с помощью компьютерного инструментария, обладающего преимуществами, связанными с точностью и наглядным отражением всех параметров и характеристик;

изучение музыкальной традиции вятских мари, в том числе, выявление жанровой специфики и структурной типологии произведений музыкального фольклора, важных в понимании традиции;

изучение фонетики певческой речи (поскольку данный феномен реализуется (артикулируется) в процессе певческой фонации и связан с поющимися фонемами) и формирование акустико-фонологического метода, позволяющего выявить артикуляционную типологию гетерофонов (основополагающей является фонетика марийского языка, раскрывающая и дополняющая артикуляционную картину);

привлечение достижений музыкальной акустики для формирования алгоритма исследования: разработка собственного метода изучения гетерофонов при расшифровке марийской гетерофонии, при изучении музыкального строя и тембра, в том числе регистрово-тембральных особенностей;

интерпретация взаимовлияния всех компонентов данного явления для того, чтобы узнать, насколько глубоко проникла в исполнительское сознание исследуемая разновидность звукового творчества;

параллельное исследование вокальной и инструментальной составляющих, позволяющее выявить степень взаимосвязи инструментального и вокального начал в культуре вятских мари.

Источники. В связи со спецификой предмета исследования формируется источниковая база диссертации. Главный критерий — использование звуковых материалов. Работа выполнена на материале полевых музыкально-этнографических экспедиций: автора, Ф.Н. Яковлевой и в значительной мере – О.М. Герасимова. Материалы собраны в Малмыжском, Уржумском и Вятско-Полянском районах Кировской области. Для акустико-фонологического анализа отобрано 57 звуковых вокальных, специфически артикулируемых темброинтонационных комплексов – гетерофонов. При изучении специфики артикулирования инструментального типа вокальных гетерофонов и влияния тембра и строя марийских аэрофонов на вокальную эстетику анализируются инструментальные тембры и строи. Кроме архивных звукозаписей в диссертации используются и печатные материалы, касающиеся исследуемой культуры, опубликованные в сборнике В.М. Васильева «Марий калык муро» («Марийские народные песни» — 1991 г.), и в сборнике «Марий калык муро» («Марийские народные песни» — 1951 г.). Материалы указанных сборников дополняют статистическую картину типологии, выявленной автором при исследовании артикуляционной избирательности в финальных унисонных гетерофонах вятских мари.

Методология исследования. Исходя из поставленных задач, методологический подход представляется многоаспектным, комплексным, включающим методы различных научных дисциплин: марийской фольклористики (в частности подходы, разработанные О.М. Герасимовым); этномузыкологии; органологии (в частности системно-этнофонический метод И.В. Мациевского); этнографии; краеведения; языкознания; диалектологии; а так же теоретические положения интонационной теории (Б. Асафьева, Ф.А. Рубцова), теории монодии (Х.С. Кушнарёва, С.П. Галицкой), теории фактуры, в частности положения, касающиеся гетерофонии (Т.С. Бершадской, Е.Б. Трембовельского, Ж.В. Пяртлас); исследования феномена народной традиции (К.В. Квитки, В.Я. Проппа, И.И. Земцовского, Е.В. Гиппиуса, З.В. Эвальд); документации музыкального материала и структуры песенных и инструментальных форм (Е.В. Гиппиуса, И.В. Мациевского, В.Л. Гошовского, Ю.Е. Бойко); комплексный подход (В.Е. Гусева); разработки и категории музыкальной акустики, в том числе психоакустики, акустики музыкальных инструментов, акустики речи и пения (Н.А. Гарбузова, Е.В. Назайкинского, А.А. Володина, И.А. Алдошиной, В.В. Мазепуса, В.П. Морозова), современных информационных технологий (А.В. Харуто). Рассмотрение проблем этнической музыки вятских мари, в частности гетерофонии в региональном аспекте, основано на подходах, принятых в региональном этномузыкознании и представленных в трудах М.Г. Кондратьева, Н.Ю. Альмеевой, И.М. Нуриевой, Л.Б. Бояркиной, И. Рюйтель, В. Сарв, Я. Сарв и ряда других исследователей.

Таким образом, в работе использовался комплекс методов, в том числе собственный метод автора, позволяющий наиболее точно представить картину звучащей многоголосной ткани.

Научная новизна. В настоящей работе впервые в музыкальном финно-угроведении на материале музыкальной традиции вятских мари комплексно исследуется темброинтонационный план гетерофонного склада, разрабатывается и применяется метод реконструкции гетерофонов (с учётом акустико-фонологической составляющей). Для обозначения сложных темброинтонационных комплексов в монодийной гетерофонии, как единицы гетерофонной линии в настоящей работе впервые в этномузыкознании вводится понятие «гетерофон», делается дифференциация явления (унисонный и кластерный гетерофоны), выявляется инструментальное начало, разрабатывается артикуляционная типология финальных унисонных гетерофонов — одного из маркеров традиционного стиля вятских мари. Научная новизна исследования заключается в разработке теоретических и методологических положений, выявленных в результате целостного анализа традиционной культуры вятских мари с использованием современного компьютерного инструментария.

Теоретическая значимость. На «унисонно-гетерофонном» материале традиционной музыки вятских мари выявляются такие составляющие звуковысотных структур, которые определяют механизмы формирования музыкальной ткани. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшей разработке теорий интонационных систем, монодии, фактуры, концепции влияния инструментального искусства на вокальное, а также концепции существования тембрового многоголосия в музыкальном мышлении архаического типа.

Практическая значимость. Предложенный метод анализа гетерофонов может быть использован при изучении (прежде всего, при расшифровке и нотации) народного многоголосия. Метод позволяет наиболее точно представить картину звучащей многоголосной ткани, позволяет анализировать аудиозаписи музыкально-фольклорных произведений, изначально сделанные не многоканально, что способствует реконструкции определённых пластов этнических культур в условиях угасания, исчезновения и невозможности, в связи с этим, звуковой фиксации их музыкального наследия.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Музыкальная традиция вятских мари обладает специфическими качествами, которые выделяют её на фоне сугубо монодийной марийской культуры.

  2. Метод анализа гетерофонов позволяет выявлять такие составляющие звуковысотных структур, которые определяют механизмы формирования музыкальной ткани.

  3. Особенности традиционного стиля проявляются в специфическом темброинтонировании гетерофонов, которые обладают артикуляцией инструментального типа (влияние тембра и строя традиционного марийского аэрофона швыр на формирование эстетики звука вятских мари).

  4. Инструментальное начало в музыкальной традиции вятских мари проявляется на уровне вокальных инципитов (влияние тембров и строев традиционных марийских аэрофонов шиялтыш и арама шшпык на формирование эстетики звука вятских мари).

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях сектора инструментоведения Российского института истории искусств (Санкт-Петербург). Основные результаты исследования апробированы в виде докладов на международных научных конференциях и семинарах: 1) Международная научно-практическая конференция «Культура финно-угорских народов в современном мире: становление, возрождение, развитие, межэтнические связи», Петрозаводск, 2003; 2) Международная научная конференция, посвящённая 100-летию К.А. Верткова, Санкт-Петербург, 2006; 3) Международная научная конференция «Инструментальная музыка в межкультурном пространстве: проблемы артикуляции», Санкт-Петербург, 2008; 4) Международный семинар в рамках Международного фестиваля Sommelo`2008, Кухмо, 2008; 5) Международный семинар в рамках Международного фестиваля Sommelo`2009, Кухмо, 2009; 6) Второй Всероссийский конгресс фольклористов, Москва, 2010; 7) Международная научно-практическая конференция «Современные методы изучения и сохранения традиционных культур народов Карелии», Петрозаводск, 2010; 8) Международный научный семинар, посвящённый открытию Академии Рунопения, Кухмо, 2010; 9) Седьмой международный инструментоведческий конгресс «Благодатовские чтения», Санкт-Петербург, 2010. Основные положения исследования опубликованы в ряде статей, в том числе в изданиях, рецензируемых ВАК.

Структура. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложений.

Похожие диссертации на Стилевые основы этнической музыки вятских мари: темброинтонирование и инструментальная артикуляция