Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Слухо-двигательные основы академического баянного исполнительства Галактионов, Владимир Михайлович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Галактионов, Владимир Михайлович. Слухо-двигательные основы академического баянного исполнительства : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Академия музыки им. Гнесиных.- Москва, 1993.- 27 с.: ил. РГБ ОД, 9 94-1/1528-8

Введение к работе

Актуальность темы. Баянное исполнительство являет собой один і самых молодых видов инструментальной культуры. Окруаение п «действие слокившихся исполнительских школ позволило ему за гсорически короткий срок совершить восхоздениз от бытового ш>клсркого музицирования к профессиональному концертно-акаде-іческому искусству.

Быстрота данного процесса привела к значительному отставанию іучнс-методического осмысления язлания от развития самого испо-іительства. Начиная с 60-х годов полокзние усугубилось проис-дшями .существенными изменениями: в учебную практику внедряются :струмепты, отличающиеся от существовавших принципиально иной уковой и технологической органикой, баянній рзпортуар обогаща-ся сочинениями современной стилистики, слоеной драматургии, упных циклических форгл- Парадоксальность ситуации заключается том, что баянист лишь на вузовском атаде обучания впервые сбивается со многими новыми художественно-образными задачами и уко-Еыразитальными качествами современного концертного иястру-нха. Этим объясняется ориентация данного исследования прешу-ственно на вузовски! этап обучения.

Возникающие отсюда проблемы вынувдают методическую мысль обдаться в первую очередь к изучению самого инструмента, его (готических, тамброво-рзгистровых, динамических и других воз-гяостай. Параллельно в мотодичоской литература рассматриваются іросн приспособления двигательного аппарата к новым технологи-їким условиям. Все это язизбоано отодвигало на второй план рз-шв основополагающих задач музыкальной педагогика - развитие іонественно-образного мышления, инталлекта, слухозой сфера, хледованиз исполнительской техники происходило не с позиций

музыкальной выразительности, а в технологических аспектах -анатомо-чіизиологичаском, биомеханическом, инструментачьно-конст-руяциояном я ИНЫХ.

Слонность проблемы обусловлена и особыми условиями развития баянного искусства, ибо здесь лшторноа начало, идущее от традиций гармонико-баянного бытового, любительского музицирования -опоры на аппликатурные стереотипы, так называемые "блоки текста? обучение "с пальцев" и т.п. - довлеет над слуховым, определяющим фактором профессионально-академического исполнительства.

Актуачьность исследов?чия обусловлена и тем, что при направленности вузовского обучения преимущественно на концзртно-коя-курсную деятельность основное внимание нередко уделязтся чисто двигательноЛ стороне техники, моторной "виртуозности", которая долана обаспочить точность-и стабильность воспроизведения музыкального токста.

Диспропорция коаду развитием слуховых и даягательно-моторшх навыков баянистов отражается на уровне кстодачаского осмысления проблемы, которое ограничивается, по существу, рамками анатомс-физиояогической школы.' Ьозду там, односторонность как дашісіі школы, так и психотехнического направления успешно преодолевается в исследованиях представителей ."классических" специальностей (например, О.Шулышкова, В.Срадкева), выводя шшиманио проблемы на качаствашш болов высокий виток. Взаимодействие слуховой а двигательной сфер рассматривается здесь во всей неоднозначности противоречивости и диалектическом единстве.

Недооценка главенствующей роли образного мышления, музыкаль
ного слуха, а такке недостаточная разработанность этих вопросов
в тоории и методика баянного исполнительства становится сдерги
вающим, фактором дальнаЗшго развития баянного акадашчоского ис
кусства. -

Объектом данного исследования является профессионально-академическое исполнительство на современном концертном баяне.

Предметом исследования служит формирование и функционирование слухо-двигательных связей баяниста при освоения музыкального произведения на высшей этапе обучения.

Проблема исследования заключается в выявлении принципов, методов и способов работы над произведением на различных ее стадиях для создания оптимальных условий формирования и совершенствования координации между слуховой и двигагельио-ыоторной сферами.

Гипотеза исследования. Изучение истории и теории вопроса в слонявшихся инструментальных культурах дозволило, предположить, что закономерности формирования слухо-двигательных связей подразделяются на всеобщие, единые для всех специальностей и йпецпфа-ческие для кандоЗ. В нашем случае специфика определяется самим инструментом - баяном - как многоваряантной системой звукоизвле-чения я современным оригинальным репзргуаром в качестве особого пласта баянной музыки. Отсюда необходимым становится формирование и развитие "новых исполнительских навыков, способствующих рэ-зеняю двух основных зада'. К первой отнесем постинанив современного интонационно-образного ^космоса" и, следовательно, освоение самых различных систем звуковых сопряжений - додекафония, алеаторики, пуантилизма, атональности, сонористпки и т.д. Вторая задача - создание гибкой, оперативной системы коорданащй между глухом и моторакой. Это предполагает исследование слухо-двига-гелышх навыков по степени их закрепления в подсознании я мера сознательного управления игровым процессом на разных стадиях освоения произведения.

В качестве гипотезы ма допускали такав, что само деление процесса работы баяниста над произведением долгую неизбежно отличаться от общопхя;-лтого, поскольку варлатдвность инстр^"зяталь-

но-двигатальных решений создает специфические условия для формирования игроЕьи навыков.

Цель исследования - выявить закономерности слухо-двигательных отношений,в академическом баянном исполнительстве.

Цель и гипотеза исследования обусловили следующие задачи;

определить особенности слухо-двигательных координации на раз личных стадиях работы над произведением;

раскрыть своеобразие формирования слуховых я двигательных ос нов исполнения на баяне как специфической лноговариаятной систем звукоизвлачения;

уяснить существешша отличия взаимодействия сщуха и историки в различные периоды развития баянного искусства;

исследовать механизмы такого взаимодействия яри освоении ор» гинальных сочинений современной стилистики;

установить соотношения игровых навыков по степени ах автомат зации в сформированной моторной программе;

рассмотреть основные факторы, обеспечивающие свободу игровых действий баяниста яри концертном исполнении произведения.

ЬатодологичоскоЗ базой исследования является принцип единства художественного и технического развития музыканта-исполнителя прч ведущей роли слуховой сферы, учение о высшей нервной деятель' носги, результаты исследований в области современной психофизиологии, анатомии и биомеханики,

В диссертации использовались следующие основные методы исследования:

историко-сравнигельннй обзор взглядов и представлений, связа ных с дробленой слухо-двигауалышх отношений в различные периоды развития музикального исполнительства;

црич;шыо-следстЕвнный анализ сдухо->даигателышх связей на пр длозолних в диссертация трех стадиях работы над произведением.

- о -

Научная новизна зак-ючается в том, что слухо-двигатзльные связи рассматриваются в условиях специфической вариативности технических ранений в концертнс-акадамической практике баяниста. В отличие от большинства методических работ, развитие и функции музыкального слуха рассматриваются не саки по себе в отдельности, а в связи к конкретними двигательными задачами. Эти задачи вытекают, с одной стороны, из худонаствзнно-вырэзитальной цели, а с другой - из специфики баянного звукоизвлачения.

Впервые в баянной литература слухо-даигательше навыки исследуются в иерархической структуре стабильных и мобильных свойств исполнительской техники, раскрываются особенности формирования и совершенствования моторной программы на трах стадиях работы над произведением. Іроблема свободы игровых действий баяниста рассматривается в зависимости от типа слышания - целостного или фрагментарного, оперирующего нолкяш структурными единицами на синтаксическом уровне.

Практическая значимость работы. Результаты исчодования могу* слуглть активизации деятельности мышения баянистов, их слуховых аавыйов,* развитию исполнительской техники, способствовать бол&ч эффективному освоении как слоаных оригинальных сочинений,.так и гамого современного концертного инструмента. Матердалц диссертант могут использоваться в курсах методики обучения иг^з на бая-зе, историй исполнительства на народных инструментах, на занятиях ю специальности, а такав - при дальнейшей' разработка общих и частных вопросов теории баянного исполнительства.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертаций об-:у?далпсь нз кьфедрах народных инструментов Саратовской, Уральс-сой государственных консерваторий, Российской Академии 5узыкл им.

Гкесаных. Основные положения и вывода 'исследования огранены в выступлениях на научно-методических конференциях педагогов и студентов Саратовской консзрвахории, на Всесоюзное научно-практической конференции "Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганда" (Москва, 1988 г.), МевдународноЗ научно-прзктпческоЗ конференций "Музыкальное образование в контексте культури" (Москва, 1992 г.), в лекциях для педагогов и учащихся музыкальных училищ Пензы, Тольятти, Спратова , для слупателей ФПК при Уральской госучарст -вонаоЗ консерваторпи (Свердловск, 1Э88 г.), а такке - в ряде опубликованных л рукописных работ.

Похожие диссертации на Слухо-двигательные основы академического баянного исполнительства