Введение к работе
Актуальность исследования. Проблемы взаимосвязи в творчестве композитора магистральных жанров оперной, балетной и симфонической музыки, в которых фокусируются оригинальные и самобытные черты художнического мира, по-прежнему занимают значительное место в современном музыкознании.
Постоянный интерес к оркестровому и сценическому творчест
ву обусловлен прежде всего тем. что обе сферы способны вобрать
в себя ведущие* тенденции развития как искусства, так и челове
ческой духовности. Поэтому своеобразный диалог, как бы возника
ющий между некими универсалиями - Театром к Симфонией, также
требует пристального рассмотрения.
Характерные тенденции XX река - проникновение в инструмента льную музыку специфически театральных приемов - привел", к образованию, помимо традиционных, порой неожиданных контактов. Кроме того, в последние десятилетия симфоническая музыка в трактовке отдельных композиторов воспринимается как некий целостный макрожанр, включающий в себя наряду о масштабами и камерные опусы.
В этом отношении творчество С.М.Слонимского является показательным. Сам жанр симфонии в творчестве композитора включает в себя внушительную когорту инструментальных сочинений. Почти все они по-разном,/ обнаруживают влияние оперы и балета, в которых наиболее рельефно проступают черты театрального типа мышления.
Самобытнейшая личность Слонимского, чей многогранный талант проявляется в художественной неповторимости музыкальных завоеваний, литературной и т"тральной одаренности, импровизаторских способностях, постоянно привлекает внимание специалистов. В фокусе музыковедческих исследований находится и художественный мир петербургского композитора. Однако для выявления наиболее характерных особенностей стиля С. Слонимского еще не проводилось аналитического изучения творчества мастера в контексте, с одной стороны, его театральных исканий, а с другой -музыковедческих воззрений.'"'
Вышеизложенное и определяет а? : мльность предлагаомой ра-
боты, в которой ведущей идеей выдвигается соотнесение "несер -бальных" симфонических жанров с театральными (операми и бале том) и вокальными произведениями, имеющими текстовую основу.
Цель и задачи исследования обусловлены тенденциями освоения композитором музыкального мира с позиций театрального виденья:
представление симфонического творчества Слонимского в русле общих процессов развития жанра отечественной симфонии второй половины XX века;
соотнесение театральных и симфонических гсканий композитора;
выявление общих закономерностей как р драматургии оркестровых и сценических партитур, так и в структуре их музыкального языка;
анализ симфонического макроцикла как целостного явления в его проекции на театральные принципы творчества;
изучение проблемы периодизации творчества, выделение "стилеобразующих" и "стилеобобщающих" произведений;
рассмотрение "механизмов театрализации" во всех сферах творчества, а именно: выявление системы "кочующей образности и использование устойчивых сюжетно-игровых коллизий в драматургии инструментальных опусов;
обоснование правомерности существования понятия "Театр Слонимского".
Автором впервые предпринята попытка обобщить симфонические искания Слонимского с помощью "автокомментария близкого стиля". Обращение к музыковедческим работам композитора предпринято с позиций их осознания как достоверного источника авторских концепций и суждений.
Научная новизна работы во многом восходит к многоаспектному анализу прежде всего симфонических партитур, а также к попытке представить стилевые особенности инструментального творчества Слонимского сквозь призму его сценических опусов. Именно театральность мышления - основополагающее свойство стиля композитора - по-новому высветило различные"грани его творчества.
В свете вышеизложенной концептуальной установки материалом для исследования наряду с собственно симфониями и всевозможными инструментальными опусами Слонимского избираются его сценичес-
кие произведения, так как последние являются важной сферой творческих интересов композитора. Привлекаются также и как бы "пограничные" для симфонии и театра камерные опусы. Ограничение рассматриваемых сочинений историческими рамками второй половины 50-х и начала 90-х годов предрасполагает к выявлению взаимосвязанности с общими проблемами эволюции театральной и симфонической сфер в отечественной музыке этого периода.
Методологическую базу диссертации составил комплексный подход, включающий наряду с принципами сравнительного и многоаспектного анализа изложенные в музыковедческих трудах научные идеи различной ориентации. Подчеркнем, что особое значение для обобщения наблюдений имели теоретические источники, связанные с симфоническими исканиями Слонимского. Поэтому позиционными для избрания темы стали исследования современной музыки Г. Григорьевой и Л. Никитиной, а также труд Т.Курышевой. разрабатывающий обобщенные принципы театральности.
Большое значение для избранной проблематики имели работы монографического характера А. Милки и М. Рыцаревой. Бесспорную ценность представляли посвященные театральным опусам содержательные труды, опубликованные в разное время Л. Раппопорт, Т. Тимонен, А. Климовицким. В. Холоповой, Е. Волховской.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее основные положения могут быть использованы в курсе истории современной отечественной музыки, а также при анализе произведений учащимися училищ и студентами консерваторий. Выдвинутые в диссертации научные идеи представляют собой определенную базу для дальнейшего исследования в области театральной и симфонической музыки С. М. Слонимского.
Апробация работы проходила на кафедре истории современной отечественной музыкальной культуры Московской государственной консерватории, а также через опубликование статей по материалам исследований, в докладах на научных конференциях различных уровней.
Структура работы, диссертация состоит из Введения, трех глав и Заключения, с приложением библиографии, таблиц и образцов нотного материала.