Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творческий метод Карла Зейдельмана ( 1793-1843) в контексте актерских и режиссерских исканий XIX-XX веков Филиппова, Сусанна Андреевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Филиппова, Сусанна Андреевна. Творческий метод Карла Зейдельмана ( 1793-1843) в контексте актерских и режиссерских исканий XIX-XX веков : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.09 / Филиппова Сусанна Андреевна; [Место защиты: Рос. ин-т истории искусств].- Санкт-Петербург, 2013.- 142 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-17/87

Введение к работе

Анализ взаимоотношений актера и персонажа – одна из главных задач современной науки о театре. Наиболее неизученным периодом в контексте взаимодействия актер-роль остается эпоха дорежиссерского театра. Представление театроведения об актерском инструментарии того времени могут серьезно расширить тетради ролей немецкого актера первой половины XIX в. Карла Зейдельмана (1793-1843). Основываясь на записях актера, рецензиях критиков и воспоминаниях современников Зейдельмана, можно выявить конкретные творческие приемы и традиции, свойственные исполнителям немецкого театра на протяжении полувека.

Среди лучших ролей Зейдельмана: Мефистофель в «Фаусте» и Карлос в «Клавиго» И.В. Гете, Франц Моор в «Разбойниках» Ф. Шиллера, Шейлок в «Венецианском купце» и Яго в «Отелло» У. Шекспира, Маринелли в «Эмилии Галотти» и Натан в «Натане Мудром» Г.Э. Лессинга. Несмотря на то, что за свою жизнь Зейдельман сыграл более 70 ролей, в том числе и комических, по-настоящему его увлекали отрицательные герои и проявлявшаяся в них неоднозначность. В его интерпретации каждый злодей становился особым, в каждом были найдены характерные только для него черты. Зейдельману в этой работе помогала не только письменная работа, но и портретный грим, который он также тщательно разрабатывал для всякого персонажа. Были осуществлены актером и попытки проявить себя в качестве режиссера. Опыт этот был недолгим, но режиссерский подход к пьесам даже в работе над созданием отдельных образов стал уникальным инструментом актера. Так Зейдельман стал одним из главных реформаторов немецкого театра первой половины XIX в., меняя привычные исполнительские традиции той или иной роли, выдвигая новые трактовки, которые позже трансформировались в творчестве многих немецких актеров XIX-XX в.

Выявленные в тетрадях актера приемы взаимодействия с героем позволяют говорить об актуальности изучения творческого метода Зейдельмана как с точки зрения восполнения определенного пробела в истории сценического искусства, так и с позиции теории театра.

Научная новизна исследования состоит в том, что тетради ролей Зейдельмана впервые полноценно вводятся в научный обиход на русском языке. Ранее отрывки тетрадей, изданных на немецком языке в 1915 г., были использованы лишь историком театра З. Троицким в монографии 1940 г. «Карл Зейдельман и формирование сценического реализма в Германии». Актерские тетради Зейдельмана не только дополняют имеющиеся рецензии и воспоминания, но и становятся одним из основных доказательств существования художественного метода Зейдельмана.

Зейдельман стал первым немецким актером, о котором еще при жизни были написаны отдельные работы, поэтому в Германии существует много монографий и воспоминаний о его искусстве: монография актера, театрального деятеля и писателя А. Левальда «Зейдельман и немецкая драма»; брошюра неизвестного автора «Карл Зейдельман, листки воспоминаний для друзей и почитателей покойного»; монография Г. Книспеля «Воспоминания поздней осени 1842 года из Берлина о Карле Зейдельмане и Меморандум за реформу сценического существования», в которой автор подробно описывает свои встречи и диалоги с актером незадолго до его смерти; монография театрального критика Г.-Т. Ретшера «Жизнь и творчество Зейдельмана», содержащая большую часть рукописного наследия актера, в том числе письма к сыну, к писателю К. Гуцкову, к самому Ретшеру; воспоминания писателя и режиссера Г. Лаубе.

Многие из приведенных монографий переизданы в XX в., но все они написаны современниками Зейдельмана, видевшими его игру на сцене и опиравшимися на собственные впечатления и воспоминания. В определенной степени анализируют творчество актера Левальд и Ретшер, но этот анализ в силу объективных обстоятельств не может рассматриваться как доскональный. Так, исследование Левальда увидело свет в 1835 г., когда Зейдельман еще не поступил на сцену Берлинского королевского театра, таким образом, важнейший период творчества актера остался за рамками сочинения Левальда.

Монография Ретшера содержит множество ценных документов и свидетельств и до сих пор остается одним из самых полных исследований творчества Зейдельмана, но тетради ролей в нем не рассматриваются. Во второй части Ретшером предпринята попытка доказать, что Зейдельман не был рассудочным актером, в чем его часто упрекали критики. Ретшер рассматривает рефлексию Зейдельмана не как отсутствие одаренности, а как инструмент богатой фантазии актера, позволявший ему последовательно раскрывать все стороны изображаемого характера. Письма Зейдельмана в процентном отношении занимают едва ли не половину монографии. Они, как и тетради ролей, приоткрывают историкам театра творческую лабораторию актера первой половины XIX в.

Большую ценность для исследования актерской манеры Зейдельмана представляет сборник рецензий, воспоминаний и писем «Немецкое театральное искусство. Указания к сценической истории классических ролей», где театральным критиком М. Якобсом собраны отклики современников на игру выдающихся немецких актеров. Среди ролей Зейдельмана, которые упомянуты в сборнике – Мефистофель в «Фаусте», Карлос в «Клавиго», Маринелли в «Эмилии Галотти», Натан в «Натане мудром», Франц в «Разбойниках», Шейлок в «Венецианском купце», Яго в «Отелло». Об игре актера писали режиссер К. Иммерман, писатели Г. Кюне, Г. Фрайтаг, Э. Бойрман, актеры Г. Аншутц, К. Вексель, профессор права Э. Ганс и многие другие.

Наиболее ценным источником, которым располагает история театра, являются тетради ролей Зейдельмана. Они были изданы в Берлине в 1915 году М. Грубе, актером и режиссером мейнингенской труппы, и до сих пор не переведены на русский язык. По словам Грубе, есть и еще одна роль с комментариями, находившаяся долгое время у внука Зейдельмана, Армина Зейдельмана (1872-1946) – актера театра и кино. Это роль Карлоса в «Клавиго» Гете. Она была разобрана Л. Гейгером в 1912 году в 33 томе издания «Goethe-Jahrbcher» (1912). В исследовании Кембриджского университета (1993 г.) «Немецкий и голландский театр, 1600-1848» приведены краткие фрагменты тетрадей на английском языке.

Среди воспоминаний современников Зейдельмана следует выделить дневники Э. Девриента, актера, режиссера, автора книг по истории театра. В течение 5 лет Э. Девриент и Зейдельман вместе служили в Берлинском королевском театре, в записях Э. Девриента содержатся весьма ценные свидетельства, касающиеся конкретных сценических замыслов актера и воплощенных им образов.

В «Истории немецкого драматического искусства», переизданной в середине XX в., Э. Девриент также достаточно подробно описывает творческий путь и актерские возможности Зейдельмана. Э. Девриент признавал одаренность Зейдельмана, но считал его талант в большей степени режиссерским, а не актерским. Автор крупнейшего исследования по истории немецкого театра неизменно сопоставлял игру актера с игрой его предшественника на берлинской сцене – Людвига Девриента (1784-1832), которому приходился племянником, и зачастую в восприятии Э. Девриента Зейдельман в этом сравнении проигрывал. Однако в целом Э. Девриент высоко оценивал вклад Зейдельмана в немецкое театральное искусство. В то же время историки XX века отводят для рассказа об актере не больше нескольких абзацев, коротко упоминая о его существовании и называя его характерным актером. В противовес соратникам и коллегам актера они часто склонны негативно или пренебрежительно оценивать его искусство. О том, как давно немецкие историки не писали о творчестве Зейдельмана, красноречиво говорит тот факт, что подавляющее большинство посвященных ему книг набраны готическим шрифтом. В XX веке немецкие историки театра практически перестали говорить о Зейдельмане, вычеркнув его фигуру из истории немецкой режиссуры и сведя к минимуму его роль в развитии актерского искусства.

Единственным исследованием творчества Зейдельмана на русском языке является монография Троицкого «Карл Зейдельман и формирование сценического реализма в Германии». Однако, самый ценный документ из наследия актера, тетради ролей, рассмотрен там фрагментарно. Внимание Троицкого сосредоточено на 3 ролях Зейдельмана – это Карлос, Мефистофель и Шейлок. В своем исследовании Троицкий опирается в основном на материалы исследований Ретшера и Девриента, обозначая первого как сторонника творчества Зейдельмана, а второго – как противника его игры. Сам Троицкий разделяет позиции Ретшера.

Фрагменты материалов о Зейдельмане с указанием лучших ролей даны в разделах о немецком театре учебников и хрестоматий по истории зарубежного театра. Историки, оценивающие тетради ролей как вспомогательное средство, называют Зейдельмана романтиком. Другие, расценивающие его работу «над тетрадями» как существенную составляющую метода актера, видят в его творчестве свойства реалистического стиля или отдаленные черты натурализма. Среди последних – историк немецкого театра Г.В. Макарова. В ее монографии «Театральное искусство Германии на рубеже XIX-XX вв. Национальный стиль и формирование режиссуры» Зейдельман не упоминается, хотя есть фрагменты о великих немецких актерах XVIII-XIX вв. – К. Нойбер, К. Экгофе, Л. Шредере. В монографии «Актерское искусство Германии: Роли – сюжеты - стиль. Век XVIII-век XX.» Зейдельман коротко обозначен в именном указателе не только как актер, но и как теоретик актерского искусства. В разделе о немецком театре хрестоматии «История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века. Искусство XIX века» Макарова достаточно важную роль отводит Зейдельману и его внутренней актерской режиссуре (саморежиссуре), напрямую связывая ее с тетрадями ролей.

Статей о творчестве Зейдельмана на русском языке всего две – статья Троицкого, изданная за год до выхода его монографии, под названием «Любимый актер Маркса» и небольшая заметка Б. Преображенской о сценических и человеческих качествах Зейдельмана «Любимый актер К. Маркса». Гораздо большую ценность представляют воспоминания современников актера – И.С. Тургенева, Н.В. Станкевича, П.В. Анненкова, видевших игру Зейдельмана в Берлине, когда актер находился на пике своей славы. Анализ степени изученности темы позволяет говорить о недостаточном внимании к фигуре Зейдельмана со стороны театроведческой науки. Изданные практически век назад «Тетради ролей Карла Зейдельмана» пока так и не восприняты ни немецким, ни отечественным театроведением. Данное исследование призвано заполнить этот пробел.

В качестве теоретической основы диссертации автор опирается на труды К.С. Станиславского, исследования театроведов С.В. Владимирова («Исторические предпосылки возникновения режиссуры», «Драма. Режиссер. Спектакль»), Ю.М. Барбоя («Структура действия и современный спектакль», «К теории театра»), в которых большое внимание уделено авторами взаимоотношениям актера и роли и функции режиссера в спектакле, монографию теоретика театра Э. Бентли «Жизнь драмы», статью А.Я. Альтшуллера «Театроведение и герменевтика. Некоторые вопросы методологии».

Объектом данного исследования является немецкий театр первой половины XIX в.

Предмет исследования: творческий метод Зейдельмана.

Главной целью диссертации является определение актерского метода Зейдельмана, фиксация и анализ конкретных актерских и режиссерских приемов.

Одна из основных задач автора исследования определение места «актерской режиссуры» применительно ко всему театральному процессу в целом и к немецкому театру первой половины XIX в. в частности. В сфере задач диссертанта также выявление актерских традиций исполнения ролей Франца Моора, Мефистофеля, Шейлока, Натана, прослеживание закономерностей в игре ведущих актеров эпохи романтизма.

В диссертационном исследовании автор руководствуется принятыми в театроведении методами – биографическим, культурно-историческим и герменевтическим. В процессе работы с тетрадями ролей используются также принципы текстологического анализа.

Практическая значимость работы заключается в возможном использовании материалов и выводов диссертации, а также фрагментов перевода тетрадей ролей в исследованиях по истории зарубежного театра, при создании хрестоматий, а также для лекций и семинаров по истории зарубежного театра. Теоретической значимостью исследования является раскрытие одного из сегментов пока еще не окончательно сформулированного теорией театра понятия «актерской режиссуры», в контексте диссертации рассматриваемого применительно к тетрадям ролей и творческому методу Зейдельмана.

В качестве апробации результатов исследования по теме диссертации состоялись выступления автора на научных аспирантских конференциях в РИИИ: «Современное искусствознание. Термины и понятия», 7 декабря 2011 г. (доклад «Актерская режиссура как термин»), «Диалог искусств. Междисциплинарные связи и междисциплинарный подход», 5 декабря 2012 г. (доклад «Тетради ролей Карла Зейдельмана. Литературный аспект); на научной конференции аспирантов в СПбГАТИ «Феномен актера: профессия, философия, эстетика», 31 мая 2011 г. (доклад «Актер в эстетике немецкого романтизма»); на научно-практической конференции, посвященной 255-летию Российского государственного академического театра драмы им. А.С. Пушкина и Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки, 10 октября 2011 г. (доклад «Шиллер на Александринской сцене XIX века»).

Отдельные главы и диссертация в целом обсуждались на заседаниях сектора источниковедения РИИИ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложений (5), списка литературы (161 наименование). Общий объем диссертации составляет 142 страницы.

Похожие диссертации на Творческий метод Карла Зейдельмана ( 1793-1843) в контексте актерских и режиссерских исканий XIX-XX веков