Введение к работе
Актуальность избранной темы. Проблема, ставшая предметом данного исследования, подсказана самой музыкальной культурой Эквадора. Богатейшие ее традиции до настоящего времени не стали объектом глубокого исследования. Это касается в первую очередь профессиональной музыки. История ее сравнительно коротка -Эквадор относится к кругу стран, в которых становление профессиональной музыки начинается с конца XIX века.
Наиболее ярко её представляет Луис Умберто Сальгадо, композитор одновременно и национальный, и современный. Это, прежде всего, проявляется в его симфонических произведениях. Так определилась тема диссертации: симфоническое творчество Сальгадо в контексте национальной культуры.
Специальных работ, посвященных всему симфоническому творчеству Сальгадо, пока не существует. Его проблематика до сих пор не подвергалась детальному систематическому исследованию. Немногочисленные работы, посвященные анализу некоторых его произведений, носят весьма обзорный характер. В данной диссертатции автор делает попытку заполнить эти пробелы. Этим, и обусловлена актуальпость темы.
Цель настоящей работы - дать представление об облике композитора, музыкального деятеля, его месте в эквадорской музыке; охарактеризовать на основе анализа архивных материалов (рукописей композитора) основные стилевые и композиционные особенности его произведений; обосновать его существенное для эквадорской музыки открытие - факт, что апдекая пентатоника может стать источником не только автохтонной профессиональной музыки, но и соединяться с двенадцатитоновостью.
.4
В предлагаемой диссертации представлена система теоретических взглядов композитора, нашедших своё воплощение в его творчестве и в музыковедческих работах.
Научная новизна. Диссертация - первая монографическая работа по данной теме. В ней впервые предпринята попытка обобщить и систематизировать музыкальный материал симфоний Сальгадо. В исследовании теоретическая концепция композитора, своеобразие и индивидуальность его творческого почерка подтверждается проведенным в диссертации анализом.
Доказывается, что симфоническое творчество Сальгадо утверждается как явление самобытное, развившееся в контексте национальной культуры. Впервые обосновыается мысль о том, что, опираясь на национальный мелос автохтонной музыки, композитор возвышает его до универсального значения.
Методы исследования. Автор опирался на исторические и аналитические методы, принятые в современной музыковедческой науке, а также те, которые используются эквадорскими учеными при изучении проблем национальной музыкальной культуры.
Практическая ценность. Результаты исследования могут быть использованы в педагогической практике в специальных курсах по истории латиноамериканской и эквадорской музыки, лекционно -филармонической и исполнительской деятельности, а также служить основой для профессиональной подготовки архива Сальгадо к публикации.
Апробация. Диссертация прошла апробацию на заседании отдела
музыки Государственного института искусствознания МКРФ
Р4 nfCrn&ShSi; 1999 года. Основное содержание диссертации нашло
также отражение в публикациях по теме, докладах на конференциях
в Эквадоре. Основные положения изложены п статьях, общим объемом
3 п.л.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, шести приложений и библиографии.