Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Морис Дюруфле и французская органная традиция на рубеже XIX–XX веков .
1.1. Французский романтический орган. Реформы А. Кавайе-Коля
1.1.1. Новый тип французского органа 21
1.1.2. Новые регистры 24
1.1.3. Значение мануалов в общей диспозиции органа 26
1.1.4. Рычаг Баркера 29
1.1.5. Регистры для комбинаций двойного действия («Registres de combinaison a double effet») 33
1.1.6. Применение Appels – французское crescendo и decrescendo 35
1.1.7. Усовершенствование подачи воздуха 37
1.2. Исполнительская школа 42
1.3. Орган во французской церкви. Композиция и импровизация во французской органной традиции 51
1.4. Композиторское творчество французских органистов на рубеже XIX–XX веков 58
Глава 2. Морис Дюруфле: грани творчества
2.1. Творческий путь М. Дюруфле
2.1.1. Детство. Первые педагоги 63
2.1.2. Учеба в Парижской консерватории .65
2.1.3. Органист церкви Сент-Этьен-дю-Мон . 67
2.1.4. Педагог Парижской консерватории 69
2.1.5. Последние годы жизни .70
2.2. Музыкальные истоки органного стиля М. Дюруфле
2.2.1. «Музыкальные университеты» М. Дюруфле: творчество органистов — его предшественников и современников 72
2.2.2. Органы М. Дюруфле
Орган собора Нотр-Дам в Лувье .84
Церковь Сент-Этьен-дю-Мон. Орган в Сент-Этьен-дю-Мон Домашний орган М. Дюруфле 91
2.3. Композиторское творчество М. Дюруфле
2.3.1. Общий обзор 93
2.3.2. Черты композиторского стиля М. Дюруфле .107
2.4. Исполнительская деятельность Мориса Дюруфле 116
Глава 3. Об интерпретации органных сочинений М. Дюруфле
3.1. Темп 122
3.2. Агогика .129
3.3. Артикуляция 139
3.4. Регистровка 152
Заключение .170
Список литературы
- Значение мануалов в общей диспозиции органа
- Применение Appels – французское crescendo и decrescendo
- Органист церкви Сент-Этьен-дю-Мон
- Церковь Сент-Этьен-дю-Мон. Орган в Сент-Этьен-дю-Мон Домашний орган М. Дюруфле
Введение к работе
Актуальность исследования. В истории развития французской органной культуры ХХ века до настоящего времени недостаточно оценено и изучено творчество ряда выдающихся ее представителей. В их числе – композиторское, органно-исполнительское искусство и педагогика Мориса Дюруфле1 (1902– 1986) – выдающегося органиста, композитора, профессора Парижской консерватории.
Обращение современных органистов-исполнителей к музыке Дюруфле свидетельствует о ее значимости и выявляет перспективность исследования его творчества. Этим во многом определяется актуальность избранной темы. Однако его сочинениям или его педагогическим положениям можно дать объективную оценку лишь тогда, когда материал будет изучен комплексно и вписан в музыкально-художественный контекст эпохи. Комплексное изучение наследия М. Дюруфле позволит расширить знания о масштабах его деятельности и е значении для развития современной органной педагогики и исполнительства.
Процесс развития французской органной школы в первой половине ХХ века, укрепление ее статуса в качестве одной из ведущих мировых школ проходили непосредственно при участии М. Дюруфле. Свой вклад он внес, прежде всего, как композитор и педагог, наряду с этим обогатив концертный и учебный репертуар органистов многочисленными обработками и редакциями. Не менее важной была его деятельность в качестве эксперта по органостроению, а также как органиста, выступавшего за сохранение вековых традиций в области музыкального сопровождения католического богослужения во Франции.
Композиторское творчество Дюруфле, при всей его самобытности, сродни музыке некоторых других французских композиторов — к примеру, таких, как его современник Габриэль Форе. В противоположность своему соученику по Парижской консерватории Оливье Мессиану, Дюруфле не был сторонником экспериментов в сфере музыкального языка, оставшись в рамках академической традиции. Свое вдохновение он черпал, прежде всего, в уже проверенной столетиями музыкальной сокровищнице – григорианских песнопениях, а также в утвердившейся с годами импрессионистской гармонии.
1 В некоторых русскоязычных источниках можно встретить написание фамилии: Дюрюфле (например: Кривиц-кая, 2003).
Дюруфле прославился в качестве блестящего органиста. Он был первым исполнителем ряда сочинений своего педагога Шарля Турнемира, Шестой симфонии другого своего учителя Луи Вьерна (первое исполнение состоялось в 1935 г.), а также Концерта для органа с оркестром Франсиса Пуленка (1941). Заслуженным признанием пользовались не только интерпретации чужих сочинений, но и его гениальные импровизации.
В контексте творчества французских органистов-виртуозов –
Ш. М. Видора, Ш. Турнемира, Л. Вьерна, М. Дюпре, О. Мессиана – музыка Дюруфле вызывает особый интерес. Органные сочинения Дюруфле очень быстро завоевали признание не только на его родине, но и в Европе, США, а также в России, где они звучат на самых разных концертных площадках, входят в репертуар многих российских органистов, изучаются студентами консерваторий, включаются в программы национальных и международных органных конкурсов. Однако до недавнего времени мировое научное сообщество располагало лишь ограниченными биографическими сведениями о Дюруфле, вследствие чего мы так мало знаем об этом выдающемся музыканте.
Степень изученности проблемы. Большинство отечественных трудов по истории органа содержат лишь эпизодические упоминания о Дюруфле. Однако в этих исследованиях содержится важная информация об эпохе, об органах того времени, о творчестве учителей и коллег Дюруфле (Е. Кривицкая, 1997, 2003; Т. Калашникова, 2009; М. Чебуркина, 1994; Ю. Билеткина, 1989; Г. Филенко, 1983).
Среди специальной литературы на русском языке, посвящнной собственно Дюруфле, следует отметить диссертацию Ю.В. Селифоновой «Художественная рецепция григорианского хорала в духовных сочинениях Мориса Дюруфле» (2013). Предметом исследования Селифоновой стал метод работы с григорианским источником в духовных сочинениях Дюруфле и исследование этого метода в контексте традиции обработки литургического первоисточника в многоголосной западноевропейской музыке.
Следует назвать статьи Л. Ройзмана (1965, 1966) и К. Чеботаревской (1966), публикации которых посвящены гастролям Мориса и Мари-Мадлен Дюруфле в СССР, а также дипломную работу Е. Рикконен-Ролан (2010), предметом исследования которой стало органное творчество композитора (автор
освещает основные биографические моменты и анализирует органные сочинения М. Дюруфле на предмет жанра и музыкальной формы).
Концептуальными трудами о Дюруфле, ставшими опорой для настоящего исследования, являются работы зарубежных исследователей.
Монография Джеймса Фрэзира «Морис Дюруфле: Человек и его музыка» (2007) – самое актуальное и, пожалуй, самое подробное на сегодняшний день исследование жизни и творчества музыканта. Также следует назвать еще два монографических труда: Р. Эбрехт «Морис Дюруфле, 1902–1986: последний импрессионист» (2002) и Й. Аббинг «Морис Дюруфле: аспекты жизни и творчества» (2002). Собранные и изданные Фредериком Бланком «Воспоминания и другие труды» самого Дюруфле увидели свет только в 2005 году, в то время как композиторское творчество Дюруфле стало объектом научных исследований еще при его жизни (Робертсон, 1967).
Автору настоящей работы удалось найти и рассмотреть семь работ, посвященных органному творчеству Дюруфле. Это диссертации американских музыковедов Дж.С. Макинтоша (1973), Х. Шпильмана (1976), М. Бауэр (1991), Дж. Бунна (2004), Х. Синглея (1995) и Б. Дрисколя (2004). В другом интересном источнике – интервью Дж. Бэйкера с самим Дюруфле – речь идет также, в основном, о его органной музыке (1980). Попутно Бэйкер затрагивает вопросы оркестровки и, в особенности, влияния оркестрового письма Дебюсси и Равеля на Дюруфле.
Среди французской литературы по органоведению, к сожалению, до сих пор нет ни одного фундаментального исследования творчества М. Дюруфле. Помимо изучения собственных статей Дюруфле, писем и интервью, автор настоящей работы опирался на труды основателей французской органной школы ХIX–XX веков – старших современников и коллег Дюруфле (Ж.Н. Лемменса, М. Дюпре, Л. Вьерна), а также работы, посвященные истории французской католической церкви и французскому органному искусству ХХ века.
Объект исследования – многосторонняя творческая деятельность М. Дюруфле как церковного и концертного органиста, органного педагога, композитора, эксперта по органостроению, общественного деятеля.
Предмет исследования органное творчество М. Дюруфле и проблемы его исполнительской интерпретации.
Цель исследования – выявить характерные черты органного творчества М. Дюруфле, его отношение к национальной органной культуре его времени, а также определить собственный вклад Дюруфле в развитие этой культуры.
Задачи исследования:
-
обобщить основные тенденции развития органной культуры Франции конца XIX – первой половины XX века;
-
проанализировать эстетические, технические и звуковые особенности французского романтического органа конца XIX – первой половины XX века;
-
рассмотреть этапы становления и развития творческой личности М. Дюруфле, проследив основные периоды творчества композитора, связанные с ними инструменты и созданные произведения; осветить психологические аспекты становления личности Дюруфле, его музыкальных пристрастий, эстетических и религиозных взглядов, круга общения и обстоятельств, оказавших влияние на его творчество;
-
выявить истоки и характерные черты композиторского стиля Дюруф-ле и их связь с национальной музыкальной традициией;
-
проанализировать органные сочинения композитора с точки зрения широкого комплекса проблем интерпретации: агогики, темпа, регистровки, артикуляции; рассмотреть эти вопросы в русле французской органной исполнительской школы, а также с точки зрения адаптации к современным универсальным органам и различным акустическим условиям.
Материал исследования можно разделить на три части. Первую часть составили издания оригинальных органных произведений и транскрипций М. Дюруфле, а также воссозданные им импровизации Ш. Турнемира и Л. Вьерна. Для сравнительного анализа к основным материалам были приобщены издания органных сочинений Л. Вьерна и Л. Бльмана. Вторая группа источников представлена нотными изданиями, статьями, воспоминаниями, трактатами по органной игре, авторами которых были современники Дюруфле. Важные сведения были получены из личных бесед автора диссертации с бывшим учеником Дюруфле, ныне – титулярным органистом собора Нотр-Дам в Париже – Оливье Латри.
Вторая часть материалов – это аудиозаписи его органных сочинений, в том числе в исполнении самого автора и его жены.
И, наконец, третья часть материалов – это сами органы, на которых играл
Дюруфле, а также сведения об их реставрациях и реконструкциях.
Методологическую основу диссертации составил системный подход, который позволил выявить элементы взаимосвязи композиторского творчества и педагогических взглядов Дюруфле с творчеством его современников - представителей французской органной школы, а также охарактеризовать своеобразие его стиля. Один из компонентов анализа - исполнительский. Он обусловлен задачами, встающими перед исполнителями в процессе работы над французской органной музыкой XX века. Рассматривая с этих позиций органное творчество Мориса Дюруфле, автор работы специально обращал внимание на адаптацию этой традиции к современным условиям, с которыми сталкиваются не только органисты из сегодняшней России, но и зарубежные музыканты.
Для изучения биографического аспекта темы применялся исторический подход с привлечением материалов музыкально-исторических исследований -Е.Д. Кривицкой, Т.Е. Калашниковой, а также зарубежных авторов -Дж. Фрэзира, Р. Эбрехта, Й. Аббинга. Также в работе нашел применение источниковедческий подход.
Методы исследования включают как общенаучные, так и сложившиеся в отдельных отраслях музыкознания. В диссертации изучается творческий путь музыканта и педагога, поэтому основными являются биографический метод и метод исторической реконструкции, позволяющие рассмотреть объект исследования в процессе становления и развития профессионального мастерства, в контексте определенного исторического периода. Изучение материалов базируется на методах комплексного, жанрово-стилистического и сравнительного анализа.
Основные положения, выносимые на защиту:
М. Дюруфле - один из выдающихся представителей французской органной культуры, обобщивший в своем творчестве опыт этой культуры и оказавший влияние на ее развитие.
Композиторское и исполнительское творчество М. Дюруфле имело неразрывную связь с эволюцией органостроения во Франции.
Некоторая консервативность его композиторского стиля и эстетических взглядов обусловлена заложенной с ранней юности «литургической» формацией.
Взаимопроникновение григорианского хорала и импрессионистской гармонии явились специфической чертой композиторского стиля М. Дюруфле.
Исполнительские указания М. Дюруфле нуждаются в грамотной адаптации к современным условиям с целью наиболее точного воплощения намерений автора и сохранения верности традиции.
Научная новизна работы. Личность М. Дюруфле, а также его деятельность, связанная с органом, впервые становятся предметом специального научного исследования в отечественном музыкознании. Все ипостаси М. Дюруфле: концертного и церковного органиста, педагога, эксперта по органостроению, композитора раскрыты в настоящем исследовании в контексте органной культуры его времени, проанализированы их связь и взаимовлияние. Подробно рассмотрены вопросы творческих контактов М. Дюруфле с его учителями и коллегами. Впервые исследованию подвергаются органы, на которых в разные периоды своей жизни работал М. Дюруфле. Ориентируясь на возможности и особенности именно этих инструментов, автор создавал свои произведения. Органное творчество Дюруфле рассматривается с точки зрения анализа различных исполнительских аспектов. Изучаются вопросы темпа, динамики, агогики, артикуляции, регистровки и др. Особое место в работе занимает вопрос исполнения органных сочинений Дюруфле на современных органах и органах различных стилей.
Достоверность полученных результатов и обоснованность научных положений работы обеспечивается адекватностью используемых методов исследования целям и задачам диссертации, опорой на обширный документальный материал, включающий наследие самого М. Дюруфле, свидетельства его современников (М.-М. Дюруфле, М.К. Ален, Д. Рота и др.), а также труды ведущих специалистов, изучающих творчество Дюруфле (Дж. Фрэзира, Р. Эбрех-та). Широкая исполнительская практика позволила автору исследования апробировать результаты, касающиеся интерпретации музыки Дюруфле, посредством исполнения на международных фестивалях, участия в международных академиях и мастер-классах, где идеи автора нашли поддержку ведущих мировых исполнителей музыки Дюруфле, в т. ч. его непосредственных учеников (О. Латри, Д. Рота, М. К. Ален).
Теоретическая значимость работы определяется следующими положениями:
– диссертация представляет собой первое комплексное исследование деятельности М. Дюруфле в контексте французской органной культуры последней четверти XIX – первой половины ХХ века;
– полученные результаты способствуют формированию основных знаний о роли и значении М. Дюруфле в контексте французской органной культуры последней четверти XIX – первой половины ХХ века;
– изучение вклада М. Дюруфле в развитие органной культуры на примере исполнительского анализа его органных сочинений позволяет внести коррективы в современное представление об исполнении французской органной музыки его времени.
Практическая значимость исследования. Материалы настоящего исследования могут быть использованы: 1) в качестве основы для дальнейших научных разработок в области истории французской органной культуры XIX– XX столетий; 2) в учебном процессе – в курсах по истории органного искусства и по методике преподавания игры на органе; 3) в педагогической практике музыкальных училищ и вузов; 4) в исполнительской практике концертирующих органистов.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры органа и клавесина Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова (протокол №8 от 13 мая 2014 года) и была рекомендована к защите.
Положения диссертации отражены в четырех научных публикациях в журналах, входящих в сформированный решениями Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации. По теме диссертации ее автором был прочитан доклад в рамках III Международной конференции «Органные традиции Санкт-Петербургской — Ленинградской консерватории (к 150-летию Санкт-Петербургской консерватории)» (СПбГК, 03.04.2012).
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, списка литературы, Приложений 1, 2 и 3. Список литературы содержит 123 издание (39 на русском и 84 на иностранных языках). Приложение 1 содержит диспозиции органов, с которыми была связана творческая деятельность
М. Дюруфле, а также краткие сведения об органостроителях, чьими усилиями проводились работы по реставрации этих инструментов. В Приложении 2 приведен полный список оригинальных сочинений М. Дюруфле. Помимо полного названия, в нем указаны год написания, время и место издания. В Приложении 3 содержится полная дискография Мориса и Мари-Мадлен Дюруфле.
Значение мануалов в общей диспозиции органа
Научная новизна работы. Личность М. Дюруфле, а также его деятельность, связанная с органом, впервые становятся предметом специального научного исследования в отечественном музыкознании. Все ипостаси М. Дюруфле: концертного и церковного органиста, педагога, эксперта по органостроению, композитора раскрыты в настоящем исследовании в контексте органной культуры его времени, проанализированы их связь и взаимовлияние. Подробно рассмотрены вопросы творческих контактов М. Дюруфле с его учителями и коллегами. Впервые исследованию подвергаются органы, на которых в разные периоды своей жизни работал М. Дюруфле. Ориентируясь на возможности и особенности именно этих инструментов, автор создавал свои произведения. Органное творчество Дюруфле рассматривается с точки зрения анализа различных исполнительских аспектов. Изучаются вопросы темпа, динамики, агогики, артикуляции, регистровки и др. Особое место в работе занимает вопрос исполнения органных сочинений Дюруфле на современных органах и органах различных стилей.
Достоверность полученных результатов и обоснованность научных положений работы обеспечивается адекватностью используемых методов исследования целям и задачам диссертации, опорой на обширный документальный материал включающий наследие самого М. Дюруфле, свидетельства его современников (М. М. Дюруфле, М. К. Ален, Д. Рота и др.), а также труды ведущих специалистов, изучающих творчество Дюруфле (Дж. Фрэзира, Р. Эбрехта). Широкая исполнительская практика позволила автору исследования апробировать результаты, касающиеся интерпретации музыки Дюруфле, посредством исполнения на международных фестивалях, участия в международных академиях и мастер-классах, где идеи автора нашли поддержку ведущих мировых исполнителей музыки Дюруфле, в т. ч. его непосредственных учеников (О. Латри, Д. Рота, М. К. Ален).
Теоретическая значимость работы определяется следующими положениями: – диссертация представляет собой первое комплексное исследование деятельности М. Дюруфле в контексте французской органной культуры последней четверти XIX – первой половины ХХ века; – полученные результаты способствуют формированию основных знаний о роли и значении М. Дюруфле в контексте французской органной культуры последней четверти XIX – первой половины ХХ века; – изучение вклада М. Дюруфле в развитие органной культуры на примере исполнительского анализа его органных сочинений позволяет внести коррективы в современное представление об исполнении французской органной музыки его времени;
Практическая значимость исследования. Материалы настоящего исследования могут быть использованы: 1) в качестве основы для дальнейших научных разработок в области истории французской органной культуры XIX–XX столетий; 2) в учебном процессе – в курсах по истории органного искусства и по методике преподавания игры на органе; 3) в педагогической практике музыкальных училищ и вузов; 4) в исполнительской практике концертирующих органистов. Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры органа и клавесина Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (протокол №2 от 28 октября 2013 года) и была рекомендована к защите. Положения диссертации отражены в четырех научных публикациях в журналах, входящих в сформированный решениями Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации. По теме диссертации её автором был прочитан доклад в рамках III Международной конференции «Органные традиции Санкт-Петербургской —
Ленинградской консерватории (к 150-летию Санкт-Петербургской консерватории)» (СПбГК, 03.04.2012). Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трёх глав, Заключения, списка литературы, Приложений 1, 2 и 3. Список литературы содержит 123 издание (39 на русском и 84 на иностранных языках). В Приложении 1 приведен полный список оригинальных сочинений М. Дюруфле. Помимо полного названия, в нём указаны год написания, время и место издания. Приложение 2 содержит диспозиции органов, с которыми была связана творческая деятельность М. Дюруфле, а также краткие сведения об органостроителях, чьими усилиями проводились работы по реставрации этих инструментов. В Приложении 3 содержится полная дискография Мориса и Мари-Мадлен Дюруфле.
Применение Appels – французское crescendo и decrescendo
В начале своей деятельности А. Кавайе-Коль, так же как и другие органостроители того времени, столкнулся с проблемой несоответствия старой системы снабжения воздухом новых, более крупных инструментов с их возросшими потребностями. Недостаточность объёма подаваемого воздуха негативно сказывалась на качестве звучания. К тому же изменение эстетического вкуса требовало перехода от «дышащего» воздуха барочных органов, по возможности, к более равномерной его подаче.
Толчком к усовершенствованию послужило наблюдение Кавайе-Коля, что при исполнении на духовых инструментах подача и объём воздуха регулируется в зависимости от тесситуры: внизу большой объём и небольшое давление, в середине – меньший объём с большим давлением, и в дисканте – мало воздуха при очень сильном давлении. Эти приёмы при правильном использовании обеспечивали очень хорошее произнесение в любой тесситуре. Но то, что мог регулировать исполнитель на духовом инструменте, было невозможно осуществить на органе.
Пытаясь максимально приблизить действие органного регистра к принципу исполнения на духовом инструменте, Кавайе-Коль разделил весь диапазон клавиатур на два-три отсека, каждый из которых получил индивидуальную подачу воздуха. Для этого он разграничил виндлады каждой группы регистров и осуществлял снабжение каждого отсека таким количеством воздуха и при таком давлении, которое обеспечивало оптимальное качество произнесения в каждой части. В басу, таким образом, давление воздуха было несколько ниже, чем в дисканте. Для язычковых регистров высокого давления, часто строящихся как Schamades – горизонтально, – наличие обособленной, разделённой, с различной подачей воздуха, виндлады было принципиально необходимо. Такая виндлада снабжалась отдельным регулирующим мехом, т. к. давление воздуха в ней часто достигало 220 мм. В результате этих нововведений Кавайе-Коль достиг удивительной уравновешенности звучания в каждой регистровой группе в басу, середине и дисканте. Это обеспечивало идеальную, по представлению Кавайе-Коля, интонировку как отдельных регистров, так и регистровых групп в соотношении друг с другом. Отличительной особенностью органов Кавайе-Коля стало ни с чем не сравнимое качество звучания их Pleno и Tutti – полное, округлое, уравновешенное, без резкости.
Кавайе-Коль принципиально различал обычные язычковые регистры и язычки высокого давления. К сожалению, во многих современных органах «во французском стиле» язычковые регистры часто строятся на неразделённых виндладах (т. е. без дифференцированной подачи воздуха) и интонируются скорее как шамады, чем как Trompette harmoniques. В результате они звучат просто громко и резко, без той округлости, мягкости и уравновешенности звучания, которая была так важна Кавайе-Колю, и совершенно не подходят к роли солирующих язычков, без которых аутентичное исполнение французской романтической музыки практически невозможно. Таким образом, разделённые виндлады явились важнейшим усовершенствованием для достижения гармоничного, уравновешенного и однородного звучания, а также послужили «техническому прогрессу» – возможности осуществления идеи «приготовленных регистров» за счёт appels-педали вентиля.
Описанное выше стабильное воздухоснабжение стало «фирменным знаком» Кавайе-Коля. Ярким примером мощности подачи и аккумулирования воздуха может служить описание органа в церкви Сент-Оуэн (St.-Ouen) в Руане62, о котором известно, что его мехи заполнялись в течение одной минуты 30 000 литрами воздуха, который обеспечивал звучание десятиголосного аккорда, плюс октавное удвоение в басовой и средней тесситуре – при полном включении регистров и копул, в течение двух минут, без изменений в ровности звучания.
Необходимость создания таких огромных объёмов воздуха, конечно, изменила требование и к механизмам его подачи. Так, для игры на небольших инструментах Кавайе-Коля требовалось четыре кальканта (для высокого и для низкого давления по два), а позднее уже стало невозможно обходиться без помощи электромотора.
Органист церкви Сент-Этьен-дю-Мон
В 1942 году Дюруфле сменил Марселя Дюпре в качестве педагога органного класса в консерватории, а годом позже стал ещё и профессором (professeur titulaire) по гармонии. В этой должности он проработал до 1970 года.
Среди многочисленных учеников его органного класса следует особо выделить Лоренса Буле (Laurence Boulay), Франсуа ле Коде (Francoise Le Coidec), Мари-Клер Ален (Marie-Claire Alain), Одиль Пьерре (Оdile Pierre), Пьера Кошро (Рierrе Cochereau), Клода Терраса (Claude Terrasse), Даниэля Ротта (Daniel Roth) и Филиппа Лефевра (Philippe Lefebvre)116.
В 1945 году умер отец Дюруфле Шарль. Под впечатлением от этой утраты Дюруфле завершает свой знаменитый «Реквием для солистов, хора, оркестра и органа памяти моего отца» («Requiem pour soli, сhoeurs, orchestre et orgue a la memoire de mon pre») op. 9, который можно назвать его главным хоровым сочинением.
В 1952 году Дюруфле создает Транскрипции для органа двух частей из кантат Баха: арии «Ertt uns durch dein Gte» из кантаты № 22 («Jesus nahm zu sich die Zwlfte») и знаменитого хорала «Wohl mir, dass ich Jesum habe» из кантаты № 147 («Herz und Mund und Tat und Leben»). 15 сентября 1953 года в церкви Сент-Этьен-дю-Мон состоялась свадьба Дюруфле и Мари-Мадлен Шевалье, которая училась в его органном классе, а также посещала его уроки по гармонии. Начиная с 1947 года, она ассистировала Дюруфле на большом органе церкви Сент-Этьен, а с 1953 года вместе с мужем работала в этой церкви органисткой117.
В 1954 году Дюруфле стал Кавалером ордена Почетного легиона (Chavalier de la Legion d Honneur). В этом же году он опубликовал свои
Транскрипции трёх импровизаций Вьерна. В 1957 году появляется популярный сборник С. Франка «Органист» («L Organiste») в переработке Дюруфле.
В 1958 году композитор был назван «Кавалером искусств» («Chevalier des Arts et letters»). В том же году он опубликовал своё издание пяти воссозданных им импровизаций Шарля Турнемира.
В 1960 году появились «Четыре мотета на григорианские темы» («Quatre Motets sur des thmes grgoriens») ор. 10 для хора а капелла. Это произведение, посвящённое директору парижского «Института григорианики» Августу Ле Женнану (Auguste Le Guennant), было исполнено 4 мая 1961 года.
В 1961 году были опубликованы фортепианная версия его ранней пьесы «Тамбурин» и «Прелюд к молитве на Богоявление» («Prlude sur l Introt de L piphanie») ор. 13 — произведение, заказанное органистом Норбером Дюфорком (Norbert Dufourcq) для сборника сочинений современных французских композиторов «Прелюдии на Интроит» («Prludes a l Introt») из серии «Орган и литургия» («Оrgue et Liturgie»).
В 1962 году появляется последнее изданное при жизни органное сочинение композитора, посвящённое органисту собора г. Суассона Анри Дуайену (Henri Doyen), – «Фуга на тему колоколов кафедрального собора в Суассоне» («Fuge sur le thme du carillon des heures de la Cathdrale de Soissons») ор. 12.
29 мая 1975 года Дюруфле и его жена стали жертвами трагической автомобильной катастрофы. Оба получили тяжелые травмы. Морис Дюруфле так и не смог полностью оправиться после серьёзных последствий несчастного случая. Только в 1977 году, спустя два года после травмы, Дюруфле впервые появился перед большой публикой в церкви Сент-Этьен с концертом, на котором исполнял «Фантазию» Ля-мажор С. Франка.
После этого он дал ещё несколько концертов, но блеск его таланта как органного виртуоза был уже утерян. Поэтому в дальнейшем большой орган в церкви Сент-Этьен оставался под присмотром супруги Дюруфле – Мари-Мадлен.
Последнее опубликованное произведение Дюруфле написано в 1977 году. Это «Отче наш» («Notre Pre») ор. 14 для хора а капелла, которое он посвятил своей жене.
В 1979 году Дюруфле сыграл последний в своей жизни концерт, на котором присутствовало более пятисот человек. В программе концерта звучали произведения Баха, Клерамбо, Куперена, Букстехуде и Франка.
Через 7 лет, полных страданий и болезней, 16 июня 1986 года Дюруфле скончался в возрасте 84 лет. Он был похоронен на кладбище любимого им города Менербе (Menersbes) в Провансе118.
Церковь Сент-Этьен-дю-Мон. Орган в Сент-Этьен-дю-Мон Домашний орган М. Дюруфле
Наряду с педагогической и композиторской деятельностью, а также работой в церкви, одной из основных сфер творчества Мориса Дюруфле была его деятельность как концертного органиста.
Вместе с супругой Мари-Мадлен их можно считать одними из последних представителей французской романтической школы игры на органе.
К счастью, мы имеем возможность сейчас слушать аудиозаписи, сделанные этой супружеской парой, – и записи эти изданы в том числе на компакт-дисках239. Дюруфле играл потрясающе виртуозно, и вместе с тем, его исполнению был присущ особый лиризм и поэтика. Кроме того, здесь же стоит сказать об особом благородстве, свойственном его игре – той черте, которую он унаследовал от своих предшественников: А. Гильмана, Ш. М. Видора. Руководствуясь традиционным разделением искусства на «аполлоническое» и «дионисийское», творческую натуру Дюруфле с уверенностью можно отнести к «аполлоническим». В его исполнениях всегда чувствуется некий контроль над чувствами, который позволял ему всегда быть в первую очередь внимательным к намерениям композитора и никогда не переходить ту грань, за которой исполнитель начинает «играть себя».
Отзыв на один из первых парижских концертов Дюруфле, сыгранный им в возрасте двадцати шести лет, позволяет нам судить о том, что, несмотря на изначально свойственную его игре техническую виртуозность, в ту пору ему ещё предстояло обрести исполнительскую индивидуальность:
«…(М. Дюруфле) несомненно может быть поставлен в ряд хороших органистов, уверенно и виртуозно владеющих инструментом. Однако чтобы стать первоклассным исполнителем, ему ещё нужно приобрести ряд других качеств, особенно в области чувств. Понимая порой слишком буквально то, что написано в нотах, он склоняется к исполнению, лишённому индивидуальности. М. Дюруфле часто придаёт музыкальной фразе недостаточно гибкости, поэтому, особенно в Кантабиле Франка, как и в его Третьем Хорале, музыкальная линия словно застывает под пальцами исполнителя, что, к сожалению, усугубляется чрезмерно сухой артикуляцией»240.
Думается, Дюруфле уже в то время осознавал суть подобных «претензий». Несмотря на незыблемую верность замыслу композитора, он вовсе не считал, что исполнительская индивидуальность должна быть совсем исключена из исполнения:
«Думаю, каждый молодой органист в течение своего обучения достигает такого момента, когда он перестаёт чувствовать себя учащимся. Тогда он уже может стать сам для себя Мастером и профессором и не нуждается больше в том или ином педагоге, который, сознательно или неосознанно, привил ему определённый исполнительский стиль»241.
География его выступлений охватывает почти весь мир: помимо Западной Европы они с супругой выступали неоднократно также в США и СССР.
Концертные программы Дюруфле дают нам сегодня ясную картину его репертуара, содержавшего следующие сочинения: - произведения французского барокко, среди них обе мессы Куперена, сюиты Клерамбо и произведения Николя де Гриньи; - практически все органные сочинения Иоганна Себастьяна Баха: концерты, прелюдии, фантазии и фуги, хоральные обработки, Клавирные упражнения и собственные обработки Дюруфле двух баховских хоралов; - Концерты Георга Фридриха Генделя в переложении для органа-соло или двух органов с каденциями; - органные произведения Роберта Шумана, особенно «Каноны» и «Эскизы» для педального фортепиано (Pedalflgel); - все сочинения Сезара Франка; - органные симфонии Шарля Марии Видора и Луи Вьерна, прежде всего его (Вьерна) 6-я симфония и некоторые из «Пьес-фантазий», а также воссозданные самим Дюруфле импровизации Вьерна; - некоторые органные произведения Турнемира, но, прежде всего, его воссозданные импровизации; - среди современных Дюруфле композиторов: ранние сочинения Оливье Мессиана и произведения Жана Алена, а также сочинения коллег по учёбе Дюруфле.
Репертуар, который М. Дюруфле играл сам, он преподавал и своим студентам. Он не был приверженцем исторической (аутентичной) исполнительской практики, получившей распространение ещё во времена А. Швейцера242. В 1950-е годы, когда в авангарде исторического органного исполнительства уже блистали Г. Леонхардт и Т. Копман, один из студентов Дюруфле – Гюнтер Кауцинге – вспоминал о своём педагоге: