Введение к работе
Настоящая диссертация является первым монографическим исследованием музыкального творчества и музыкально-теоретических трудов Сергея Владимировича Протопопова (1893-1954). Он принадлежит к поколению русских авангардных композиторов первой половины ХХ века, таких как Н. Рославец, А. Мосолов, А. Лурье, Н. Обухов, И. Вышнеградский. Их музыкальное наследие было закрыто для изучения и предано забвению в сталинские годы и только в последние два-три десятилетия ХХ века и в начале XXI века опять начинает (хотя в ограниченной мере) получать заслуженное признание у музыкантов.
Протопопов является самобытной фигурой в русской музыке благодаря гармоничному сочетанию прочной музыкально-теоретической основы и глубинных эстетических веяний эпохи, в которую он творил. Особый интерес в его творчестве представляет выдержанная система звуковысотной организации, построенная на ладах Яворского, обеспечивающая вертикальное (гармоническое) и горизонтальное (мелодическое) единство. Его музыка также отмечена музыкальной экспрессией, созвучной стилистическим новациям эпохи раннего модернизма ХХ века. Все эти качества в совокупности придают особое значение фигуре Протопопова в контексте русской музыки начала ХХ века.
Актуальность темы. В последнее время сочинения Протопопова всё чаще привлекают внимание исследователей и исполнителей в России и за рубежом, записи их осуществляются на компакт-дисках, публикуются отдельные сочинения композитора. Творчеству Протопопова уделяли внимание некоторые современные музыковеды, однако до сих пор не было создано отдельного монографического исследования, посвященного его творчеству. Актуальность настоящей работы состоит в том, чтобы ввести в научный обиход музыкально-теоретическое наследие Протопопова, комплексно исследовать его в контексте тенденций музыкальной культуры ХХ века. Данная работа нацелена на то, чтобы способствовать раскрытию для музыкантов и любителей музыки еще одного пласта самобытной новаторской музыки 1920-х годов, а также традиционной музыки 1930-х и 1940-х годов, чтобы глубже осознать общую эстетику того времени и ее связь с эстетикой последующих периодов.
Степень научной разработанности. Музыкальное наследие и биографию Протопопова изучали немецкие музыковеды Д. Гойови («Новая советская музыка 20-х годов»), А. Вермайер («Аспекты классической композиции в русской музыке») и И. Клаузе («Сергей Протопопов – композитор в ГУЛАГе»), американский ученый Г. Маккуир (статья «Теории Болеслава Яворского») и российский музыковед О. Томпакова («Сергей Протопопов»). Биографические сведения о Протопопове обнаруживаются в его документах и письмах. В то время как Гойови, Вермайер и Маккуир уделяют преимущественное внимание теоретическим аспектам в музыке Протопопова, Клаузе и Томпакова освещают исключительно его биографию.
Музыкально-теоретическое наследие Яворского рассматривается в статье Ю. Холопова «Симметричные лады в теоретических системах Яворского и Мессиана», в учебнике «Музыкально-теоретические системы» (раздел «Ладовая теория Б.Л. Яворского», написанный Ю. Холоповым), в статьях И. Рыжкина «Теория ладового ритма» и «Теория Б. Яворского» (совместно с Л. Мазелем), Л. Кулаковского («Яворский-теоретик») и Л. Куземиной. Музыкально-теоретическим концепциям Яворского посвящены сборник статей «Наследие Б.Л. Яворского», выпущенный по случаю 120-летия со дня рождения ученого, и книга Р. Берченко «В поисках утраченного смысла». Эти работы исследуют теорию ладового ритма Яворского, музыкально-историческую концепцию ученого, а также другие его идеи – в частности, теорию исполнительства и разработку выразительных средств в музыке. Глубинное ознакомление с теоретическими воззрениями Яворского необходимо для осмысления структурной основы музыки Протопопова, а также семантических и жанровых свойств, присутствующих в ней.
Широкий обзор стилистических направлений начала ХХ века, со многими из которых соприкасается музыкальная эстетика композитора, дан в работе И. Воробьева «Русский авангард и творчество Александра Мосолова 1920-х – 1930-х годов», в книге Т. Левой «Русская музыка начала ХХ века в художественном контексте эпохи», в «Лексиконе нонклассики: Художественно-эстетическая культура ХХ века» и в книге И.Скворцовой «Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX-XX веков». Хотя эти научные труды не затрагивают творческого наследия Протопопова напрямую, они широко исследуют художественные течения эпохи, в которую жил и творил композитор и, следовательно, необходимы для осмысления его собственной музыки в связи с его творческой средой.
Для рассмотрения воссозданного Протопоповым «Предварительного Действа» Скрябина, необходимо было ознакомиться с трудами Л. Сабанеева, А. Бандуры, Т.Левой, Б. Шлецера, литературным текстом Скрябина и со сборником «А.Н.Скрябин в пространствах культуры ХХ века». В названных работах осмысливается проект Скрябина «Предварительное Действо» и связанные с ним мистические идеи великого композитора. Знакомство с ними необходимо для того, чтобы глубже понять значение воссозданной Протопоповым партитуры.
Теоретические и методологические основы исследования. В своем исследовании автор диссертации опирался на музыкально-теоретические, музыкально-исторические и эстетические работы российских музыковедов, созданные ими в 1990-х и 2000-х годах. Сюда входят труды В. Холоповой («Теория музыки», «Формы музыкальных произведений») Ю. Холопова («Введение в музыкальную форму», «Гармонический анализ», «Очерки современной гармонии», «Современные черты гармонии Прокофьева»), Т. Кюрегян («Форма в музыке XVII – XX веков»), Т. Левой («Русская музыка начала ХХ века в художественном контексте эпохи»), И. Воробьева («Русский авангард и творчество Александра Мосолова 1920-х – 1930-х годов»), а также сборник статей «Наследие Б.Л. Яворского» и «Лексикон нонклассики: Художественно-эстетическая культура ХХ века». На основе данных исследований автором диссертации был предложен особый подход к рассмотрению эстетических вопросов, связанных с музыкой Протопопова в контексте современной ему музыкальной культуры и среды. В диссертации используется аналитический, компаративный и исторический методы.
Цели исследования – представить целостную картину музыкального творчества Сергея Протопопова в разнообразии его стилистических черт, технических приемов и семантических свойств, проследить эволюцию творчества композитора, осветить его музыкальное наследие как неотъемлемую часть богатого контекста русской музыкальной традиции начала ХХ века, представить музыкально-теоретические труды автора, как достойное развитие научного подхода Яворского и современных ему теоретиков и как ценный вклад в музыкально-теоретическое наследие России. Настоящее исследование рассматривает музыкальную эстетику и музыкально-теоретическую проблематику творчества этого композитора и теоретика, выдвигая из тени эту весьма интригующую личность в истории отечественной музыки и дополняя панораму значимых фигур в области музыки и общей художественной культуры той эпохи.
Задачи исследования – исследовать, собрать, описать, обобщить, проанализировать, систематизировать основные аспекты композиторского творчества и музыкально-теоретической мысли Сергея Протопопова, провести сравнение его музыки с произведениями ведущих композиторов той эпохи, определить значение его музыкально-теоретических работ в контексте научных изысканий того периода, изложить все это в виде монографического исследования.
Объект исследования – музыкальное творчество и музыкально-теоретические работы Сергея Протопопова.
Предмет исследования – сущность творчества, эстетика и методы композиции Сергея Протопопова, а также достигнутый с их помощью художественный результат.
Материал исследования. Опубликованные теоретические работы и музыкальные произведения модернистского периода Протопопова представлены в полном объеме. Из сочинений позднего периода и неопубликованных аналитических работ композитора взяты самые представительные работы. Теоретические труды других ученых, предшествующих и современных, соприкасаются по тематике.
Положения, выносимые на защиту.
– Диссертация представляет собой первое монографическое исследование о жизни, музыкальном творчестве и музыкально-теоретической деятельности Сергея Протопопова, важной фигуры в отечественной художественной культуре начала ХХ века.
– На фоне ведущих художественных направлений первой трети ХХ века представлен автор, в чьей музыке сочетаются черты ряда из этих течений.
– Дан обзор теоретических работ Сергея Протопопова, способствующий изучению как наследия выдающегося теоретика Болеслава Яворского, так и исторически значимых направлений в музыкальной теории той эпохи, мало представленных в отечественной литературе. Ряд текстов рассмотрен впервые.
– Осуществлен обзор и теоретический анализ всех основных музыкальных произведений этого автора, относящихся к различным периодам его творчества.
– Представлены и охарактеризованы с эстетической точки зрения такие значительные сочинения крупной формы, как опера «Первая конная» и завершенная версия «Предварительного Действа» Скрябина.
– Найдены в музыкальных архивах, представлены, охарактеризованы с эстетической точки зрения и проанализированы ранее неизвестные сочинения Протопопова модернистского и позднего периодов, такие, как романс «Сказание» для голоса и фортепиано на стихи С. Липского, вокальное произведение «Стих о Покрове» для голоса и двух фортепиано на анонимный исторический текст, романс «Слезы» на стихи Ф. Тютчева, Сюита из шести крестьянских народных песен для симфонического оркестра, Прелюдия «Пейзаж» для фортепиано и ее оркестрованный аналог – Прелюд для оркестра, а также музыка для театральной постановки «Грозы» Островского.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Настоящая работа в ее теоретическом аспекте может быть использована музыковедами, занимающимися модернистскими течениями первой половины ХХ века, и теоретиками музыки, исследующими исторические музыкальные теории в России и за рубежом. В практическом аспекте она может быть использована в курсах музыкально-теоретических систем, гармонии, анализа музыкальной формы, истории русской музыки, при составлении справочных изданий; ее также могут изучать музыканты-исполнители для более глубокого понимания и интерпретации музыки Протопопова и других композиторов русского авангарда при исполнении их сочинений на концертах.
Апробация исследования. Диссертация «Сергей Протопопов: композиторское творчество и теоретические работы» обсуждена на кафедре междисциплинарных специализаций музыковедов Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского и была рекомендована к защите 27 сентября 2010 года. По теме диссертации был прочитан ряд докладов на научных конференциях в МГК им. П.И. Чайковского (2010), Вильнюсе (2009). Автором диссертации было также подготовлено к публикации нотное издание: А.Скрябин – С.Протопопов. Предварительное Действо для чтеца, хора и двух фортепиано. М.: Композитор. 2008. 210 с.
Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, Заключения и четырех глав.