Введение к работе
Изучение феномена музыкального сознания и путей его активизации является одной из важнейших задач музыкознания. Сознание— одно из фундаментальных понятий философии, социологии и психологии, означающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности. Из различных смыслов этого понятия для нашей работы существенным оказывается его трактовка как категории психологин, понимающей под сознанием высшую форму психической деятельности, обеспечивающую отражение внешнего мира и самоопределение человека, возможность познания и целенаправленной деятельности. Важнейшим фактором формирования и развития сознания является язык. Музыкальное сознание в этом контексте может быть определено как способность идеально, мысленно оперировать элементами музыкального языка и музыкальной речи — «лексемами» (В. Н. Холопова), звуковыми конструкциями и нормами композиционной логики в качестве структурных основ музыкальной семантики. В конечном счете музыкальное сознание обеспечивает понимание музыки как «искусства интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев) — определение, ставшее основой для современного отечественного музыкознания и музыкального образования. При этом важным представляется понимание принципиальной специфичности проявления категории «сознание» в музыкальном искусстве, сложного переплетения в нем интеллектуального, рационального и эмоционального, непо-нятшшого — мысль, в том или ином контексте неоднократно обсуждавшаяся музыковедами.
Активность сознания — качество, обозначающее дналектичность отношения человека и познаваемого им объекта, является важнейшим условием целостного восприятия и интерпретации музыкального произведения. В итоге именно активность музыкального сознания определяет потребность общения с музыкой как эстетически и духовно значимым искусством, стремление постичь его художественный смысл и возможность продуктивной деятельности
в этой сфере. Развитое, активное музыкальное сознание, подобно сознанию в целом, хотя и является природным, естественным качеством человека, но не достается ему с рождения в виде сложившейся системы, а значит — требует специального, направленного формирования и развития. Именно эта задача является одной из самых главных для музыкального образования. Однако, нельзя не признать, что утвердившиеся формы обучения лишь в малой степени ориентированы именно на развитие активности, гибкости музыкального сознания — и именно это определяет проблемность ситуации. В полной мере сказанное относится к детской музыкальной школе, в том числе и к предмету «Музыкальная литература», являющемуся объектом рассмотрения в диссертации. Как известно, будучи первым звеном системы музыкального образования, ДМШ решает две основные задачи: готовит будущих абитуриентов музыкальных училищ и воспитывает просвещенных любителей — и тем, и другим необходимо наличие активного музыкального сознания.
Из практики известно, что репродуктивные формы передачи знаний, являющиеся традиционными для преподавания музыкальной литературы, отвечают этой задаче в недостаточной мере, что обусловливает привлечение новых методов, помогающих выполнить ее более успешно. Такие методы, получившие название проблемных, широко известные в дидактике общеобразовательной школы, уже начали использоваться в обучении музлнтературе в музыкальном училище (И. А. Гивенталь, Э. В. Добровецкая, В. М. Никифорова), но не нашли еще до настоящего времени широкого применения в преподавании музыкальной литературы в ДМШ, хотя именно первое звено музыкального образования закладывает фундамент отношения человека к музыке. Трудность заключается в том, что преподаватели музыкальных школ не научены владеть проблемными методами обучения и поэтому не используют их в своей работе, однако в сложившемся курсе методики преподавания музыкальной литературы в ДМШ обучение проблемным методам не предусмотрено.
Все это и обусловливает актуальность темы диссертации.
Цель исследования — выявление закономерностей процесса развития активности музыкального сознания учащихся ДМШ в курсе музыкальной литературы. Ее достижение связано с решением ряда более конкретных задач:
-
рассмотреть предмет «Музыкальная литература» в ДМШ с точки зрения заключенных в нем возможностей развития активности музыкального сознания учащихся;
-
рассмотреть условия оптимального применения разновидностей метода проблемного обучения применительно к занятиям музлптературы и методики;
3) разработать конкретные формы проблемного обучения: проблемное изложение, эвристическую беседу, решение логических проблемных заданий, дидактические игры, исследовательский метод— применительно к урокам музыкальной литературы в ДМШ и методики в училище.
На защиту сыносятся следующие положения:
-
развитие активности музыкального сознания учащихся ДМШ на уроках музыкальной литературы наиболее эффективно в ситуациях диалога, формы которого реализуются в различных ракурсах проблемного обучения;
-
применение педагогом указанных методов эффективно только тогда, когда теоретические и практические аспекты методики преподавания музыкальной литературы в ДМШ усвоены им с помощью проблемного обучения, способствующего воспитанию авторского мышления.
Научная новизна настоящей работы определяется тем, что ее проблема: музыкальная литература как предмет развития активности музыкального сознания в ДМШ — в таком аспекте ранее не ставилась.
Экспериментальная база и методы исследования: теоретический анализ литературы по теме диссертации; изучение и анализ учебно-методической документации; обобщение длительного собственного опыта преподавания музлитературы в Иркутской областной детской школе искусств (1979—1995 гг.) и методики преподавания музлитературы в Иркутском музыкальном училище (1991— 1995 гг.); наблюдение за работой преподавателей музыкальной литературы и студентов-практикантов, беседы с ними, опрос п анкетирование (в масштабах Иркутской области); изучение письменных работ учащихся ДШИ и училища; обучающий эксперимент в целях проверки эффективности разработанной методики.
В диссертации, помимо терминов «музыкальное сознание» и «активность музыкального сознания», использовался ряд понятий, разработанных в отечественной музыковедческой и педагогической пауке:
«музыкальное восприятие»—восприятие, направленное па постижение и осмысление явлений музыкального искусства (Е. В. На-зайкинский);
«развивающее обучение»—обучение, которое, обеспечивая полноцепное усвоение знаний, формирует учебную деятельность II тем самым непосредственно влияет на умственное развитие (И. С. Якиманская);
«проблемное обучение»— разновидность развивающего обучения— метод последовательного и целенаправленного выдвижения: перед учащимися познавательных задач, в процессе решения кото-
рых они активно усваивают новые знания иод руководством учителя (И. Я- Лернер).
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов педагогами в практике преподавания музыкальной литературы в ДМШ и методики в училище и вузе.
Апробация и внедрение материалов диссертации: обсуждение на кафедре истории музыки Российской академии музыки им. Гне-синых; неоднократные выступления на областных методических чтениях (1992—1995 гг.); экспериментальная программа первого года обучения музыкальной литературе в ДМШ, которая применяется преподавателями музыкальной литературы школ Иркутской области, публикации по теме диссертации.
Диссертация состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложения.