Введение к работе
Актуальность темы исследования. Об актуальности проблематики, связанной с отечественным хоровым исполнительством, красноречиво свидетельствует возобновление деятельности Всероссийского хорового общества (ВХО; существовало с 1959-го по 1987 годы), на Первом съезде которого (15 мая 2013 года) была принята Концепция сохранения и развития хоровой культуры в России. Среди задач, обозначенных в данной Концепции, значится: «Проведение научных исследований в области хоровой культуры, в том числе научно-методических исследований, исторических, музыковедческих, культурологических исследований». Настоящая диссертация, выполненная в русле музыкально-исторической науки, соответствует поставленной задаче. Она посвящена изучению истории академического хорового исполнительства в Кемеровской области и определению своеобразия путей его развития в условиях музыкальной жизни региона с индустриальным социальным укладом.
Известно, что российская провинция всегда играла существенную роль в отечественном музыкальном искусстве. На протяжении многих столетий здесь активно и самобытно развивались различные виды творчества. В связи с этим тема музыкальной жизни провинциальных регионов занимает в исследованиях все более прочное место, с каждым десятилетием открываются ее новые грани и перспективы.
Это согласуется с установками отечественного краеведения как современной отрасли знаний, направленной, в том числе, и на формирование целостного представления о художественной культуре той или иной территории и об искусстве и творчестве, неотделимых от нее. Поэтому одним из интенсивно развивающихся направлений отечественного музыкознания второй половины XX века является музыкальное краеведение, в рамках которого активно исследовалась музыкальная жизнь сибирских регионов. Во многом это связано с использованием комплексного подхода, поскольку панорама развития отечественного музыкального искусства может сложиться лишь при достаточной изученности бытования музыки в регионах. Об этом свидетельствует увеличение количества работ по данной тематике, исследовательские векторы которых направлены на расширение географии анализируемых объектов, выявление типологических и индивидуальных параметров музыкальной жизни провинциальных регионов, открытие ее новых граней и перспектив.
Кемеровская область, несмотря на статус (молодой индустриальный регион России), имеет богатое историческое прошлое и является важным звеном в панораме российской культуры. На ее территории сформировалась благодатная почва для развития традиций в художественной культуре провинциального региона в XX - начале XXI веков. Однако в научных исследованиях, посвященных формированию культурного облика Кемеровской области, практически не затрагивались вопросы становления и развития хорового исполнительства вообще и академического в частности, представляющего собой старинную и основополагающую сферу музыкального искусства России. Целесообразность его рассмотрения в контексте музыкальной жизни региона обусловлена важно-
стью развития этого искусства, как наиболее значимого и показательного среди других видов художественного творчества в условиях индустриального уклада. Подобный подход нацелен на выявление закономерностей и причинно-следственных связей в функционировании элементов музыкальной культуры в конкретной социальной среде.
Актуальность проблематики данной диссертации предопределяется и отсутствием трудов, посвященных дореволюционному этапу музыкальной жизни региона. Практически до рубежа XX - начала XXI века оставался невостребованным значительный корпус документов, позволяющий составить представление о нем.
Таким образом, неполнота введенных в научный обиход архивных материалов, нечеткая систематизация сведений о музыкальной жизни провинциального региона, невнимание к проблемам хорового искусства как одного из главных ответвлений музыкально-культурного процесса ставят задачу изучения академического хорового исполнительства в контексте музыкальной жизни индустриального региона в разряд актуальных.
Степень разработанности темы исследования. Постановку проблемы изучения хорового исполнительства Кемеровской области подготовили вышедшие к настоящему времени работы. Начало было положено сборниками очерков хормейстера А. П. Мохонько «Кузбасс музыкальный» (1996), «Музыкальная летопись родного края» (2010), освещающими отдельные стороны музыкальной жизни региона 30-90-х годов прошлого века и начала XXI века. В диссертационном исследовании О. В. Гусевой (2003) рассматриваются процессы становления системы музыкального образования в Кемеровской области в послереволюционный период. В статьях И. Г. Умновой акцентируется внимание на проблемах бытования форм музыкальной жизни в условиях нарастающей коммерциализации, характеризуется творчество ряда композиторов региона.
Определенную помощь в работе оказали исследования в сфере фольклора. Труды историка-этнографа В. Ф. Похабова (2004), рассматривающего особенности развития традиций переселенческого календарно-обрядового фольклора на территории Мариинского уезда, филолога В. Г. Богомоловой (2005), изучающей особенности песенных традиций на территории Кузнецкого и Мариинского округов, культуролога Е. М. Бородиной (2004), характеризующей национальные и жанровые особенности переселенческого фольклора, а также формирование его новых видов регионального типа («фабрично-заводской» фольклор), способствовали созданию представлений об истоках и предпосылках хорового исполнительства в регионе.
В этом же плане интерес представляет диссертация Л. Р. Фаттаховой, посвященная традициям духовного пения старообрядцев Кузбасса (2002)'. Цер-
Автор исследования дает исторические сведения о становлении культурной жизни Кузнецкого уезда, о развитии старообрядчества на территории Томской губернии. В аспекте проблематики настоящей диссертации особый интерес представляют наблюдения, связанные с перерождением певческих традиций старообрядцев под влиянием индустриализации, что привело к стиранию граней между певческими традициями сельских и городских староверов.
ковнопевческие традиции (преимущественно в практическом аспекте) рассматриваются в статьях композиторов-хормейстеров К. В. Туева и С. Б. Толс-токулакова. Помощь оказали также труды историко-краеведческого характера
B. И. Бедина, О. Н. Вилкова, Н. П. Гавриловой, А. Н. и С. А. Герасимовых,
C. А. Ковалевского, М. М. Кушниковой, В. В. Тогулева, Н. П. Шуранова и дру
гие, с помощью которых сформирован социокультурный контекст.
Таким образом, несмотря на наличие определенной исследовательской базы, в изучении музыкальной жизни Кемеровской области наблюдаются существенные пробелы, а хоровое исполнительство до настоящего времени не стало предметом специального исследования.
Объектом данного исследования выступает музыкальная жизнь индустриального региона - Кемеровской области - с середины XIX века по настоящее время (именование анализируемой территории Кемеровской областью применительно к периоду до 26 января 1943 года, даты официального создания Кемеровской области, является условным).
Предметом исследования явились процессы и механизмы становления и развития академического хорового исполнительства в регионе.
Основная цель исследования - определить исторические пути становления и развития хорового исполнительства в Кемеровской области в контексте музыкальной жизни индустриального региона.
Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
-
Определить индивидуальные особенности становления и развития музыкальной жизни индустриального региона.
-
Выявить этапы становления хорового исполнительства и исторические пути формирования хоровой инфраструктуры (1920-1970-е годы).
-
Охарактеризовать условия и процессы развития академического хорового исполнительства в Кемеровской области с 1970-х годов по настоящее время.
-
Представить летопись музыкальной жизни Кемеровской области.
Научная новизна исследования обусловлена самой постановкой проблемы и задач. Она проявляется в следующем:
впервые представлено комплексное исследование, обращенное к истории и современности академического хорового исполнительства в Кемеровской области;
впервые процессы становления хорового исполнительства рассматриваются с учетом влияния индустриального социального уклада на музыкальную жизнь региона;
вводится рабочее понятие «фактор индустриальности», фиксирующее особенности воздействия социально-экономических условий индустриального региона на ход развития хорового исполнительства;
выполнена историческая периодизация становления музыкальной жизни в индустриальном регионе с характеристикой специфики стадий;
впервые представлен исторический процесс формирования региональной хоровой исполнительской школы;
впервые рассматривается дореволюционный этап музыкальной жизни региона;
выявлены особенности хорового творчества композиторов Кемеровской области;
уточнены конкретные даты и звенья в общей фактологии становления хорового исполнительства и музыкально-образовательной системы Кемеровской области;
впервые на основе архивных материалов создана музыкальная летопись Кемеровской области, охватывающая период с середины XIX века по настоящее время;
впервые вводится в научный оборот подавляющее большинство материалов, извлеченных из архивов.
Теоретическая и практическая значимость. Материалы и результаты исследования, посвященные рассмотрению академических традиций хоровой культуры Кемеровской области, способствуют более глубокому осознанию причинно-следственных связей в развитии музыкальной культуры индустриального региона, позволяют дать объективную оценку современному состоянию хоровой культуры.
Результаты работы будут интересны исследователям различных специальностей -музыковедам, культурологам, хормейстерам, историкам искусства и культуры, певцам-исполнителям. Исследование может стать методологическим основанием для дальнейшего комплексного изучения хорового исполнительства в Кемеровской области в соотношении с другими регионами России, а также использоваться в лекционных курсах по учебным дисциплинам «Музыкальная культура Кузбасса», «История хорового исполнительства», «Хороведение», «История музыки». Положительные результаты организации хорового исполнительства, зафиксированные в диссертации, могут послужить наглядными материалами в предстоящей работе по возрождению деятельности Всероссийского хорового общества в Кемеровской области.
Методология и методы исследования диссертации основаны на комплексном подходе, который складывался на пересечении методов, присущих различным областям исторического и теоретического музыкознания, а также дополнен культурологическими, социологическими и музыкально-педагогическими аспектами. Так, при формировании ракурса, позволяющего отразить зависимость процессов развития хорового исполнительства от социокультурных условий индустриального региона, были приняты во внимание положения, приведенные в социально-экономических исследованиях А. Маршалла, Г. М. Федорова, В. С. Ерасова, а также М. А. Усковой, предлагающей регионализм в качестве принципа интерпретации русской культуры Сибири. Кроме того, задействованы наблюдения В. И. Юдиной в сфере музыкальной ре-гионалистики, позволяющие рассматривать явления художественного творчества как результат музыкальной деятельности, осуществляемой в пределах конкретного локального пространства.
При этом подобное пространство, расположенное на периферии культурного поля страны, не находится в изоляции, самыми различными способами оно взаимодействует и с окружающими регионами, и с культурным центром. Показать данные способы взаимодействия помогла концепция культурной ротации в отношениях центр-периферия М. Н. Дрожжиной и И. П. Козловской, уже апробированная в трудах ряда музыковедов-краеведов. Она дает возможность сочетать демонстрацию синхронического среза музыкальной жизни с отражением ее динамики и включает в себя собственно ротацию, или кадровую ротацию, репертуарную ротацию, или диффузию (формирующую звуковой тезаурус), ротационную диффузию - смешанную форму, объединяющую две первые и наглядно представленную в форме гастрольной деятельности. При этом в диссертации (в соответствии со спецификой сибирских реалий) расширена трактовка понятия «центр» и обозначены новые пути формирования звукового тезауруса.
В целом, изучение академического хорового исполнительства в Кемеровской области осуществлено в русле проблем отечественного музыкального краеведения. Важную роль для осознания задач диссертационного исследования сыграли высказывания Б. В. Асафьева о необходимости изучения музыкального быта провинции и идеи А. Н. Сохора, определившего профессиональную музыку, фольклор, любительство, организованную самодеятельность, творчество, исполнительство, восприятие, музыкальное образование, науку, критику, деятельность всех музыкальных учреждений центральными сферами музыкального краеведения. Включение М. А. Этингером и Б. С. Штейнпрессом в сферу краеведческих исследований вопросов, связанных с пребыванием в провинции деятелей искусства, обусловило введение аспектов деятельности любительских и профессиональных коллективов, творчества местных композиторов, системы музыкального образования в круг проблем, значимых для полновесного анализа. Необходимыми при изучении педагогической проблематики стали положения, представленные в трудах Л. А. Тарасовой и Н. Р. Туравец, в которых подчеркнута важность образовательной структуры для более действенного развития музыкального, следовательно и хорового, искусства.
Исторический метод, ведущий в работе, способствовал акцентуации внимания на трудах сибирских ученых: А. А. Асиновской, С. С. Гончаренко, Т. Ю. Куперт, Т. А. Роменской, О. Ф. Турчиной, И. Ю. Харкеевич и др. Представленные в них положения позволили выявить логику процессов и конкретный путь, пройденный хоровым исполнительством Кемеровской области, проследить этапы его возникновения, становления и развития.
Упомянутый выше метод задействован и в своем сравнительно-историческом варианте, позволяющем оценить отдельные явления музыкальной культуры региона в сравнении с общероссийскими тенденциями. С этой целью на всех этапах работы принималась во внимание информация из работ музыкально-краеведческого характера, связанных с изучением сибирских реалий: масштабного труда «Музыкальная культура Сибири», монографии И. В. Белоносовой и др. В этом же плане полезными оказались диссертацион-
ные исследования О. П. Новоселовой, Т. А. Роменской, С. И. Мирошниченко, С. Б. Чулковой, Б. П. Хавторина и др.
При освещении вопросов хорового исполнительства были использованы методологические установки, изложенные в трудах Е. В. Щаповой (о функционировании Всероссийского хорового общества), Т. В. Манько (об особенностях становления отечественной хоровой школы), С. И. Хватовой (о православных певческих традициях в России на рубеже XX-XXI веков) и др.
При выявлении особенностей хоровых произведений применялся аналитический метод, сочетающий музыковедческий подход с наблюдениями из области хорового исполнительского анализа.
Материалом для исследования послужили разноплановые источники, содержащие фактический и аналитический материал, позволяющие выявить основные тенденции становления и развития академического хорового исполнительства в Кемеровской области. Их можно разделить на несколько групп: 1) документы архивных фондов — опубликованные и неопубликованные материалы Государственных архивов Тобольской области (ТФ ГАТО), Томской области (ГАТО), Кемеровской области (ГАКО), Новосибирской области (ГАНО), Новокузнецкого и Кемеровского краеведческих музеев, краеведческие и периодические материалы Кемеровской областной научной библиотеки им. В. Д. Федорова, Томской государственной библиотеки им. А. С. Пушкина, Новокузнецкой библиотеки им. Н. В. Гоголя, Новосибирской государственной областной научной библиотеки; 2) партитуры хоровых произведений кемеровских композиторов, аудио- и видеозаписи этих произведений; 3) статьи периодической печати Кемеровской области и других регионов России и зарубежья, охватывающие период с 1875-го по 2013 год.; 4) справочные и статистические материалы: разнообразные путеводители, описи, указатели фондов областных архивов; 5) произведения мемуарной литературы - В. Ф. Булгакова, Н. Г. Гарина-Михайловского, И. С. Конюхова, А. Н. Тужиловой и др.; 6) документы из личного архива автора диссертации: интервью с руководителями хоровых коллективов, хоровых подразделений музыкальных учебных заведений, композиторами.
Положения, выносимые на защиту:
-
Становление и развитие академического хорового исполнительства протекало в условиях музыкальной жизни, специфика которой обусловлена индустриальным укладом региона и культурной политикой государства, ориентированной на массовость любительского творчества.
-
Формирование хоровой инфраструктуры - длительный процесс, состоящий из ряда периодов, границы которых определяются не только конкретными историческими событиями, но и решенными на их протяжении задачами. Решению этих задач способствовали: сохранение традиций музыкальной жизни, сложившихся в доиндустриальныи период; приоритетность хорового пения в музыкальном воспитании и образовании; фактор культурной ротации; деятельность Кемеровского отделения Всероссийского хорового общества; самоотверженный труд хормейстеров.
-
Академическое хоровое исполнительство, первые ростки которого возникли в конце 1930-х годов, достигло своего расцвета к началу последнего десятилетия XX века. Признаками расцвета являются: интенсивность хорового движения, формирование исполнительской школы, высокий профессиональный уровень коллективов, завершение формирования хоровой инфраструктуры.
-
Несмотря на кризисные явления конца XX столетия, академическое хоровое исполнительство в Кемеровской области сохранило свой потенциал, сменив парадигму развития от массовости к профессионализму.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений на 15 научно-теоретических и научно-практических семинарах и конференциях международного, всероссийского, межрегионального значения. Среди них: II и III Международные конференции аспирантов и студентов «Искусство глазами молодых» (Красноярск, 2010, 2011); Международная научно-практическая конференция «Личность и искусство» (Минск, 2012); Международный научно-практический форум «Христианство и славянское культурное наследие» (Кемерово — Омск — Щецин — Бургас, 2013), VII Всероссийская научно-практическая конференция «Г.В.Свиридов и современность» (Курск, 2011). Данные диссертационного исследования были использованы также на лекционных занятиях студенческого клуба «Ars Nova» ФГБОУ ВПО «КемГУКИ» -«Композиторы Кемеровской области: С. Б. Толстокулаков и К. В. Туев», «Хоровое исполнительство в Кемеровской области» и др.
Автор диссертации выражает искреннюю благодарность заведующему отделом истории Новокузнецкого краеведческого музея П. П. Лизогубу за предоставление ценных неопубликованных исторических документов, композиторам и хормейстерам Кемеровской области за сведения о сочинениях и хоровых коллективах.