Введение к работе
Актуальность.Современное состояние музыкальной культуры характеризуется не только размежеванием академической традиции и "массовой музыки", но их сближением и интеграцией. В русле последней тенденции находится рок-опера, возникшая на рубеже 60-х -70-х годов в англоязычных странах Запада.
Объединившая ресурсы "традиционной" и "массовой" культур,различные региональные и национальные черты, рок-опера активно впитывает лексику разного плана, апробирует новые подходы синтеза искусств и, наконец, пользуется популярностью многомиллионной аудитории. Тем не менее, рок-опера еще не стала предметом всестороннего системного исследования, хотя отдельные работы об этом явлении музыкального театра уже имеются в отечественной науке.
Недостаточно изучены и рок-оперы отечественных авторов, первые образцы которой появились в середине 70-х годов и связаны с именами А.Вурбина, А.Рыбникова, А.Градского, Р.Гринблата, И.Барда-нашвили. Среди авторов рок-опер были как руководители ВИД, так и композиторы, имеющие академическое образование. Именно этот пласт рок-оперного движения в нашей стране, и прежде всего, сочинения А.Рыбникова находятся в центре нашего внимания.
Цель работы состоит в изучении рок-оперы как поликультурного феномена, ставшего результатом диалога "гуманитарной" и "мозаичной" культур, профессионального композиторского творчества и средств массовой коммуникации /CI1K/. В работе предпринята попытка выявить основные жанровые признаки рок-оперы, ее "структурно-семантический инвариант" /термин М.Арзновского/.
В процессе изучения рок-опер отечественных авторов возникает
вопрос о характере взаимодействия западных рок-идиом со стилевыми тенденциями современной русской музыки.
В работе рассматриваются ,в первую очередь, те рок-оперы отечественных и зарубежных авторов, в которых признаки исследуемого явления выращены наиболее репьефно. Круг анализируемых сочинений намеренно сужен в пользу рубежных для истории рок-оперы образцов. В музыке России показательны в этом отношении музыкально-сценические опусы А.Рыбникова, ставшие предметом данного исслелования. Рок-бперы А.Рыбникова "Звезда и Смерть Хоакина Пурьеты"/1976/ и ""Юнона" и "Авось""Л981/ отличают музыкальный профессионализм, высокие литературные качества либретто, яркая сценичность, национальная характерность музыкального языка.
Методологической базой работы стали труды разного прориля.Это прежде всего исследования, посвященные диалогу культур /работы А.Моля, Л.Баткинэ,Е. Дукова,Е.Бурлиной/, а такие анализу категории "жанра" с позиций культурологии. В этих работах "поликультура" /термин Е.Дукова/ рассматривается как результат диалога культур, олним из проявлений которого и стала рок-опера. Культурологическое знание призвано обнаружить общие закономерности, режиссирующие музыкальной логикой. Подобный ракурс исслелования рок-оперы позволяет рассматривать ее в широком социокультурном контексте.
Погруженность реномена рок-оперы в область "массовой культуры" в целом и рок-музыки в частности повлекла за собой обращение к трудэ.ч Л.Роксон, А.Дюрантэ,У.Брина, В.Конен,Т.Чередниченко,/!.Пере-верзева. Нами изучены также работы о музыкальном театре неакадеми-ческой ориентации,прежде всего, о мюзикле /книги Д.Взна,Ш.гіорли, Э.Кзмпуса, Т.Кудиновой, А.Ореловичз/, немногочисленные статьи о рок-опере, принадлежащие А.Пор<рирьевой,Т.Диленко, Дж.Мартину.
Для выявления эстетического своеобразия рока, некоторых аспектов психологии восприятия рок-музыки, автор прибегнул к полоиенияи работ О.Ницше, Вяч.Иванова,8.Джемса, 3.Фрейда и других.
Связь рок-оперы с музыкой европейской профессиональной трали-ции, с жанром оперы потребовала изучения "массива" литературы, разрабатывающей соответствующую проблематикугэто, прежде всего, трулы по истории и теории оперного жанра, принадлежащие Б.Асафьеву,В.Ко-нен, Б.Ярустовскому,М.Друскину, Б.Покровскому,Г.Кулешовой.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые в отечественном музыкознании предпринята попытка освещения рок-оперы как поликультурного феномена, исследуемого при помощи метода кон-, текстного анализа. Рок-опера интерпретируется как явление жанрового порядкз, социальный контекст и ситуация функционирования которого трактуются с позиций культурологии.
В работе предложена собственная эстетическая концепция рок— культуры, а также прекция последней на вербальный, звуковой, визуальный компоненты рока. Некоторые положения эстетической модели рока применены в изучении рок-onepu. В результате автор стремитс-я определить "структурно-семантическое" ядро рок-оперы.
Практическая значимость диссертации состоит в заполнении лакуны, имеющейся в отечественном музыкознании, связанной с недостаточной изученностью рок-оперы в целом и рок-музыки в частности. Материалы работы могут быть использованы в музыковедческих трудах, посвященных проблемам рок-музыки и современного музыкального театра. Некоторые положения диссертации могут применяться в вузовских курсах современной музыки, анализа музыкальных произведений,"массовые музыкальные жанры", а деятельности практиков рок-оперы - композиторов, либреттистов, постановщиков.
Апробация работы.Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре советской музики и музыкальной критики Московской Государственной консерватории им.П.It.Чайковского. Основные положения работы отражены в публикациях общим объемом 4, п.л.
Структура работы. Диссертация общим обьемом 209 машинописных
- A -
страниц состоит из Введения , трех глав и Заключения. Список литературы включает 213 наименований. В приложении имеются нотные примеры, а такие словарь употребляемых в работе специальных терминов.