Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

О национальной сущности произведений Г. Свиридова (на примере кантатно-ораториальных сочинений) Масловская Татьяна Юрьевна

О национальной сущности произведений Г. Свиридова (на примере кантатно-ораториальных сочинений)
<
О национальной сущности произведений Г. Свиридова (на примере кантатно-ораториальных сочинений) О национальной сущности произведений Г. Свиридова (на примере кантатно-ораториальных сочинений) О национальной сущности произведений Г. Свиридова (на примере кантатно-ораториальных сочинений) О национальной сущности произведений Г. Свиридова (на примере кантатно-ораториальных сочинений) О национальной сущности произведений Г. Свиридова (на примере кантатно-ораториальных сочинений) О национальной сущности произведений Г. Свиридова (на примере кантатно-ораториальных сочинений) О национальной сущности произведений Г. Свиридова (на примере кантатно-ораториальных сочинений) О национальной сущности произведений Г. Свиридова (на примере кантатно-ораториальных сочинений)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Масловская Татьяна Юрьевна. О национальной сущности произведений Г. Свиридова (на примере кантатно-ораториальных сочинений) : ил РГБ ОД 61:85-17/106

Содержание к диссертации

стр.

ПРЕДИСЛОВИЕ 3

ВВЕДЕНИЕ 14

Глава I. ДРАМАТУРГИЯ 22

Глава П. СТИЛЬ 68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 115

БИБЛИОГРАФИЯ 122

ПРЕДИСЛОВИЕ

Творчество Г.В.Свиридова - одна из вершин советской культуры. Давно вышедшее за пределы нашей страны, оно стало значительным явлением музыкального искусства XX века.

В последние десятилетия в советской литературе и искусстве важное значение приобрело направление, связанное с резким усилением интереса к национальному, со стремлением к особой глубине его постижения. Творчество целой плеяды талантливых писателей,которых принято объединять узкой и неточной рубрикой "деревенская литература", оказало серьезнейшее влияние на весь современный литературный процесс. Когда рассеялся туман споров вокруг их произведений, стало ясно, что эти пиеатели - прямые наследники дела русских классиков XIX века, хранители их этических заветов. Аналогична в советской музыке роль Свиридова, вставшего, по всеобщему признанию, у истоков так называемой "новой фольклорной волны". Его творчество так же исторически закономерно, как и творчество Ф.Абрамова и В.Белова, В.Астафьева и В.Распутина. Не случайно их завоевания приходятся, не зависимо друг от друга, примерно на одно время.

Свиридов мог бы вслед за Есениным сказать: "Чувство Родины -основное в моем творчестве". Именно это чувство определяет смысл всех его свершений, несущих печать единства этического и эстетического начал, содержания и стиля. Отсюда - все главные качества его музыки, неоднократно отмеченные исследователями: самобытность, новизна и свежесть, "новая простота" и душевная отзывчивость. Свиридов - один из тех современных композиторов, кто идет путем не ломки, а бережного продолжения и развития традиций. И теперь, по прошествии почти пятидесяти лет с момента выхода в свет его первого, принесшего автору известность сочинения, можно смело утвер-

вдать, что его направление осталось среди моря "придуманных звуч-ностей" устойчивым и подлинным. Оно в полной мере отвечает тем призывам к сохранению традиций родной и всечеловеческой культуры, которые - особенно в последнее время - все чаще раздаются ъ среде литераторов, художников, музыкантов.

Творчество Свиридова, необычайно интересное для исследователя, ставящее перед ним все новые задачи", предлагает, помимо узко аналитических, широкие "пограничные" темы: "пути развития современного искусства", "фольклор и композитор", "народное и профессиональное", "национальные традиции и их жизнь в современной культуре". Последняя тема, спроецированная на творчество-одного из крупнейших советских композиторов, представляется нам одной из актуальных.

О Свиридове написано немало работ разных жанров, от популярных очерков до специальных теоретических исследований," и почти все они в той или иной мере затрагивают проблему национального в его -творчестве. Существует единственная пока крупная монография А.Сохо-ра /102/, главным стержнем которой является жизненный и творческий путь композитора. В разнообразных научных статьях советских музыковедов высказано множество ценных мыслей и наблюдений, в совокупности определяющих суть и место свиридовского феномена в современном художественном процессе. Огромную часть библиографии о Свиридове занимают рецензии и отклики на премьеры и очередные исполнения его іроизведений. Среди многих исследователей и рецензентов можно выде-гить имена, чаще других встречающиеся в литературе о Свиридове.. Это ірежде всего А.Сохор и Л.Полякова. Они первыми поставили и раскрыли многие важные проблемы свиридовского творчества. В статьях LCoxopa: "Свиридов и русская культура" /108/, "Традиции и новатор-

ство в творчестве Свиридова" /НО/, "Музыкальная драматургия вокально-симфонических произведений Свиридова" /103/, "Трактовка вокально-симфонических жанров в советской музыке 20-50-х годов" /109/ особый интерес представляет исследование эстетической основы сви-ридовских сочинений, оттеняющий их историко-культурный фон; вместе с тем в этих работах содержится и немало определяющих стилистических наблюдений.

Из работ Л.Поляковой выделим статьи: "Заметки о сочинениях 60-х годов" /79/, "Некоторые вопросы творческого стиля Свиридова" /82/, брошюру о "Курских песнях" /81/. В них определены особенности важного этапа пути композитора, начавшегося в 60-е годы и характерного особым вниманием к камерным жанрам,: пристальным и глубоким изучением "первооснов русской национальной музыки". Л.Поляковой впервые подробно рассмотрены маленькие кантаты, жанровая разновидность, введенная в советскую музыку Свиридова*.

Одной из центральных проблем, встающих при анализе свиридов-ских сочинений, - взаимосвязи музыки и поззии - посвящена статья \И.Элйк "Свиридов и поэзия" /127/, где серьезное внимание уделено творчеству Есенина и Блока как поэтической основе произведений композитора.

Феномен свиридовского творчества труден для аналитических определений, и может быть это особенно тревожит мысль исследовате-[ей, заставляя искать теоретические объяснения столь редкой простоте и вместе глубине и необычности его~музнгаи Ряд работ посвящен сдельным чертам стиля Свиридова. Много интересного вносят в рас-мотрение гармонии Свиридова статьи В.Цендровского "О гармонии Сви-іидова" /117/ и "Принцип концентрации в музыкальном языке Свиридо->а" /122/, в которых утверждается мысль о .свиридовском творчестве

как явлении современном и глубоко национальном. Несколько частных, но важных наблюдений над особенностями формы сочинений Свиридова, подчеркивающих ту же мысль, содержится в статье К.Левиной "Некоторые приемы динамизации строфической формы в вокальных произведениях Свиридова" /54/. Объектом внимания исследователей стал вопрос о принципах организации кантатного произведения в целом, в частности на примере "Курских песен". Он оригинально решен в статье В.Бобровского "Драгоценная простота" /II/; автор аналитически подтверждает органическую связь профессионального и народного в свиридовском творчестве.

Музыка Свиридова будит исследовательскую мысль и музыковедов более молодого поколения. Статьи А.Белоненко /8/, Ю.Евдокимовой /31/, С.Савенко /91/, Л.Измайловой /42/ обнаруживают свежий взгляд на некоторые проблемы творчества, стиль и драматургию отдельных сочинений композитора. Необходимо упомянуть статьи композиторов, близких Свиридову во взглядах на искусство, на пути его развития, разделяющих творческие позиции композитора. Многие из рецензий и статей написаны В.Рубиным, А.Николаевым, Р.Леденевым. Обращают на себя внимание и статьи В.Гаврилина, в которых нам видится слияние исследовательского, художественного и публицистического начал.

О музыке Свиридова высказываются видные писатели, художники, режиссеры, певцы , подчас давая необычную, непредвзятую оценку его художественной личности. В "Книге о Свиридове" /49/ им принадлежит более двадцати заметок.

Последние произведения композитора, прозвучавшие в конце 70-х - начале 80-х годов: "Концерт для хора "Пушкинский венок", маленькая кантата "Ночные облака", хоровая поэма "Ладога", хоровой триптих "Гимны Родине",поэма "Отчалившая Русь"еще не получили

t в печати всестороннего научного освещения. Новый этап свиридов-

ского творчества еще ждет своего осмысления.

Приведем слова А.Сохора: "многое уже сказано музыковедами... о том, как широко и органично преломлены в свиридовском творчестве достижения и заветы русской музыки разных эпох... Но тема эта далеко не исчерпана. Предстоит еще немало потрудиться для того, чтобы перевести на точный язык науки те интуитивные представления о "почвенности", которые рождаются произведениями композитора" /49, с.6-7/. Настоящая работа ставит задачу глубже изучить и систематизировать связи свиридовского творчества с русской национальной культурой в ее разнообразных проявлениях. Проблема национального многоаспектна. Автор избирает как центральную - проблему эпического, имеющую общие корни в музыке, литературе, изобразительном искусстве, в творчестве народном и профессиональном. Вопрос об эпическом в музыке Свиридова затрагивается во многих исследованиях /в частности в статьях А.Сохора, Л.Поляковой, М.Элик/, но нам представляется, что он может быть развернут шире. Исследователи скорее констатируют эту важнейшую особенность творчества композитора, чем раскрывают ее. Между тем она требует особого рассмотрения в системе составляющих ее компонентов. Цель данной работы - исследование эпической природы свиридовского творчества, систематизация свойств и признаков эпики в произведениях композитора. Проблема эпического, его проекция на современность - стержень работы. Активная жизнь эпических традиций в разных видах современного искусства и литературе позволяет включить изучение творчества Свиридова, подлинного эпика в советской музыке, в широкий контекст современной художественной культуры.

Родовые признаки эпики сложились в литературе, поэтому кажется естественным обратиться к литературоведению за выяснением некоторых важных категорий эпического, которыми приходится оперировать. При изучении драматургии и стиля сочинений Свиридова автор пользуется некоторыми понятиями и обобщениями, выработанными в трудах литературоведов и искусствоведов, где проблемы национальных традиций и среди них проблемы эпики подробно разработаны. В первую очередь сошлемся на капитальное исследование В.Я.Проппа "Русский героический эпос" /84/ - наиболее полную и всестороннюю систему характерных свойств эпического. Много принципиально важного было почерпнуто в книге Б.Успенского "Поэтика композиции /117/ и его предисловии к труду Л.Ф.Жегина "Язык живописного произведения", равно как и в работах самого Л.Ф.Жегина /35,36/. Особо следует отметить две книги Г.Гачева - "Жизнь художественного сознания" и "Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр" /19,20/ , - захватывающие широтой и оригинальностью суждений, парадоксальной подчас яркостью аналогий, меткостью образов и глубиной выводов.

Наконед, были изучены исследования и литературоведческие статьи, в которых поднимаются и разрабатываются общие и частные

проблемы, связанные с фольклором и профессиональным искусством на

т разных этапах развития. Все это позволило очертить круг эпических

признаков, охватывающих все уровни свиридовского кантатно-ора-

I. Выделим из них следующие, наиболее значительные и интересные для решения наших проблем: труды Д.С.ЛихачеЕа /55,56,57/, книгу М.В.Алпатова "Этюды по истории русского искусства /4/, статьи Н.Драгомирецкой /29/, СНеклюдога /66/, Н.Гея /22/.

ториального творчества - темы, драматургию, стиль.

Свиридову в огромной степени свойственно одно из главных качеств любого подлинно талантливого художника - "обостренное чувство Всебытия" /И.Бунин/. Поэтому такие внешне полярные произведения, как, скажем, "Поэма памяти Сергея Есенина" и "Патетическая оратория" одинаково естественны и органичны для его творчества. Важно подчеркнуть, что все сочинения Свиридова, как бы внешне они ни отличались друг от друга, имеют общие основы в истории отечественной культуры.

Необычайно возросший в последнее время интерес к нашей истории, в частности к древнерусской литературе и искусству очень актуален сегодня. В этой области достигнуто многое: как в научном изучении, так и в художественном отражении и осмыслении событий истории и исторических традиций. Среди музыкантов Свиридову принадлежит здесь бесспорно первое место. Важно, что композитор опирается не только на закономерности, свойственные глубинным национальным традициям художественного мышления, но и на устойчивый опыт нравственных начал. Так из эпоса Свиридов берет его великую утвердительность, безусловную веру в позитивное. Разрабатывая круг своих излюбленных тем, имеющих постоянное "обращение" в русском эпосе, в разных жанрах профессионального искусства и литературе: Родина, ее величие, завоеванное в битвах, судьба личная и народная, искусство и его роль в мире, Свиридов утверждает подлинный патриотизм. Излишне доказывать, насколько важна такая позиция в современной исторической и культурной ситуации, насколько возрастает ее значение и актуальность в наше время, когда в современном искусстве становится заметной тенденция к нивелировке национального, к стиранию граней между национальными культура-

ми.

Этос русской художественной культуры, высота ее задач - основа, объединяющая творчество советского композитора и поэтов, русских и советских, к которым Свиридов обращается. Но не только из этой общей этической основы вырастает ощущение естественности и нерасторжимости музыки и поэзии, которая обращает на себя внимание всякого, кто знакомится с произведениями Свиридова. В творчестве каждого поэта композитор уловил те художественные и стилистические закономерности, которые продолжил и развил в своих сочинениях. Так, например, в произведениях жа стихи Есенина, который впервые в музыке Свиридова предстал эпическим поэтом, он открывает новые горизонты на пути движения лирики к эпосу, как это и происходило в творческом развитии Есенина. Поэт выходил на эпический простор, все более расширяя границы лирических переживаний, за которыми лирика неизбежно переходила в иное качество. Свиридов берет за основу этот принцип е "Поэме памяти Сергея Есенина",где отдельные лирические остроЕки в сцеплении и перекличках становятся деталями одной большой эпической картины. А в "Деревянной Руси" связывает подобные же лирические стихотворения нитью дороги -распространенного атрибута эпического сюжета. Даже у Б.Пастернака, к поэзии которого Свиридов обратился лишь однажды, он тонко подметил его настойчивое стремление к простоте /доведя ее до гиперболы в кантате "Снег идет"/ и "тоску" его лирики "по эпосу". Главное же, что связывает Свиридова с поэтами, на стихи которых он пишет свои крупные произведения /прежде всего с Есениным, Мая-

I. См. об этом во вступительной статье Д.С.Лихачева к книге Б.Пастернака "Воздушные пути" /72, с. 13-15/.

- II -

-ковским, Блоком/ - это эпическое чувство истории.

Все сказанное в полной мере проявилось в центральном жанре

т свиридовского творчества - кантатно-ораториальном. Вокально-симфонические произведения, монументальные /"Поэма памяти Сергея Есенина", "Патетическая оратория"/ и камерные /"Деревянная Русь "Ве-сенняя кантата"/ и послужили материалом настоящего исследования. Отмечая решительное предпочтение, которое композитор отдает вокальной музыке, следует на первое место среди прочих жанровых разновидностей поставить кантату и ораторию - обобщение его эстетических взглядов, творческих принципов, стилистических открытий. Само обращение Свиридова к вокальной музыке есть следствие его глубокой национальной "укорененности". Известно, что вся древняя профессиональная музыка и музыка народная была связана со словом, пелась. Песня в широком значении этого понятия, хоровая и сольная, стала основой сЕИридовского стиля. Во всем разнообразии и полноте своих проявлений она представлена и развита в вокально-симфонических произведениях композитора. В них становится возможным всесторонне исследовать особенности драматургии и стиля, определить эпические принципы композиции, пользуясь аналогиями с литературой и изобразительным искусством. Иначе - кантатно-ораториальный жанр

  1. Трудностью четких жанровых определений в современной музыке продиктована следующая оговорка: здесь и далее "кантатно-ораториальный" и "вокально-симфонический" жанры - синонимы; "поэма" - одна из частных жанровых разновидностей.

  2. Автор не включил в исследование кантату "Курские песни", т.к. она выдвигает особый аспект исследования, связанный с трактовкой народных напевов и текстов.

играет в работе роль "пограничной полосы", на которой встретились и пересеклись индивидуальный композиторский стиль и широкие национальные художественные традиции, история и современность, народное и профессиональное.

Автор ограничивает евбя определенными хронологическими рамками. Это 50-е - начало 70-х годов - центральный- этап свиридовского творчества, когда зародились, развились и достигли совершенства все основные эстетические и стилевые принципы композитора, Представляя нашу современность, сочинения этого периода уже удалены от нас на определенную временную дистанцию, что позволяет оценить их достаточно объективно, как явление истории советской музыки.

Структура работы подчинена выявлению вопросов драматургии и стиля кантатно-ораториальных произведений Свиридова. Сознавая глубокую связь драматургических и стилевых принципов в любом крупном сочинении, автор счел возможным в данной работе разделить их. Соответственно этому каждая глава /"Драматургия" и "Стиль"/ сосредоточена на одной проблеме, но охватывает все исследуемые произведения. Причины такого подхода кроются в общности основных драматургических и стилевых особенностей произведений этого периода. Единая направленность ракурсов исследования позволила полнее выявить черты сходства и своеобразие каждого художественного явления, очертить круг сложившихся драматургических и стилистических закономерностей . Во Введении представлена краткая характеристика І. В работе выделяются те стилистические особенности, в которых более всего проявляется национальная природа творчества композитора. Поэтому некоторые важные стороны произведения /тональный план, соотношение оркестрового и вокального пластов/ почти или вовсе не входят в сферу исследования.

- ІЗ -

кантатно-ораториального жанра в советской музыке. В Заключении прослеживается путь Свиридова к кантате и оратории, закономерность их появления в творчестве композитора, а также подводятся итоги исследовалия.

Материалы диссертации могут найти практическое применение в вузовском курсе истории советской музыки, в практике музыкантов разных профилей /педагогов, исполнителей и среди них особенно хо-ровиков/, в той или иной степени занимающихся творчеством Свиридова.

Введение к работе

Кантатио-ораториальный жанр занимает одно из ведущих мест в современном советском творчестве. Об этом говорит и количество созданных за последние десятилетия произведений в этой области, и обращение к кантате и оратории широкого круга композиторов, разных по своим творческим индивидуальностям, и появление таких выдающихся сочинений, как кантаты и оратории Свиридова, "Песни вольницы" Слонимского, "Не трогайте голубой глобус" Бальсиса, "Ленин в сердце народном" Щедрина... ' Причины - в широких возможностях самого жанра, позволяющего обобщенно, "крупным планом" выразить наиболее важные и волнующие темы современности и истории. Присущая ему композиционная свобода, почти не знающая ограничений, дает проз тор для воплощения самых масштабных идей. Благодаря этой свободе, кантатно-ораториальный жанр позволяет сочетать повествование и размышление, живую драматическую сцену и конкретную картинность. Современные вокально-симфонические сочинения синтезируют в себе историко-эпическую ораториальную традицию,уходящую корнями в русскую оперу, и традицию, идущую от кантат Танеева, с их глубоко философской проблематикой, созерцательностью,

I) Известно, что и в зарубежной музыке с начала XX века кантата и оратория стала одним из основных жанров композиторского творчества.

I вниманием к вопросам нравственного и этического порядка.

По мере развития литературы /и искусства / "формы традиционности становятся более совершенными и постепенно теряют свою "жесткость"... Сама традиционность при этом не исчезает - она становится лишь менее заметной, но переходит при этом в более значительную область общих эстетических представлений и в область общего накопления опыта всего... развития литературы... Внешний консерватизм сменяется более сложной традиционностью внутренних организующих литературы форм и представления"/58, с.109/. Такую "сложную традиционность" можно видеть и в интересующей нас области кантаты и оратории. Вывести современные кантатно-ораториальные произведения только из истории развития этого жанра невозможно. В их основе - сложный жанровый и стилистический синтез, имеющий истоки и в опере, и в камерной вокальной лирике, и в народных обрядах и мистериях... Кантатно-ораториальный жанр стал своеобразным жанром - синтезом, обобщившим характерные особенности разных пластов русской музыки.

Известно, что кантата и оратория не стояли в центре внимания русских композиторов /хотя ораториальные принципы играли важную роль в русской опере/ И если в жанре кантаты в конце ИХ - начале XX века появился ряд значительных произведений /кантаты Римского-Корсакова,Танеева,Рахманинова/,то расцвет оратории начался толь-

А.Сохор, имея в виду те же линии - общенародную, героическую и философско-созерцательную, - говорит о слиянии "генделевской" и баховской" /условно/ линий в советском кантатно-ораториаль-ном творчестве /109/. ко в советское время. Однако в советской музыке уже в 30-е годы кантата и оратория обнаруживают тенденцию к слиянию, отсутствие четких жанровых признаков. Это явление еще более усилилось в наше время.

Условность жанровых разграничений делает невозможным определение точных жанровых признаков современных кантатно-ораториальных произведений. Богатство разновидностей, свобода трактовки жанра размывают границы кантаты и оратории, смыкают их с другими жанрами /кантата-симфония, оратория-поэма, опера-оратория/.

В современных советских кантатно-ораториальных произведениях хоровое начало продолжает играть ведущую роль, что идет от общей широкой традиции русской хоровой музыки, проявившейся и в хоровых сценах русских опер, и в народном многоголосии, и в советских массовых песнях. Именно из этих источников черпает содержание советская оратория и кантата. Естественно, что и ее интонационные истоки отличаются разнообразием и свободой соединения. Жанровый и стилистический синтез - одна из самых важных специфических сторон современных кантатно-ораториальных сочинений. " Динамика развития жанров ярко свидетельствует о ...

Первая русская оратория "Минин и Пожарский" С.Дегтярева и две оратории А.Рубинштейна - единичные примеры этого жанра в отечественной музыке.

Раньше опера была тем синтезирующим жанром, который "втягивал" в свою орбиту принципы симфонического развития /оперы Чайковского/, цародные обрядовые формы /Римский-Корсаков/, ораториальное начало /Глинка, Бородин, Римский-Корсаков, Мусоргский/. Сейчас таким жанром стала кантата и оратория, вобравшая в себя особенности оперы, обряда, симфонии, камерного цикла... изменениях внутри любой музыкальной культуры" /38, с.114/. Жанр кантаты и оратории, благодаря присущей ему возможности широкого охвата явлений, конкретности и вместе с тем обобщенности отвечает тенденциям современного художественного мышления. Именно поэтому он вышел на одно из ведущих мест. Исследователи отмечают при этом огромное разнообразие драматургических решений, многие из которых связаны со стремлением творчески развить национальные жанры и формы, как это было в русской опере, где появились такие жанровые разновидности, как опера-былина /"Садко"/ или сказание /"Сказание о невидимом граде Китеже"/. Теперь те же жанры мы видим в оратории /"Сказание о пугачевском бунте" Ю.Буцко, "Из лето- т писи" Н.Сидельникова/.

В прошлом веке камерная вокальная лирика была тесно связана с оперой, являясь для композиторов лабораторией, где находилось многое из того, что было использовано при создании оперных образов. В наши дни отмечается сильное влияние вокального цикла на кантатно-ораториальный жанр /особенно в области драматургии/.

Неприятие русскими писателями сложившихся европейских форм, "формобоязнь русского романа" стали сильнейшими стимулами самобытности русской литературы /13, с.30/. Подобное происходило и в русской музыке, прежде всего в опере.

В советском музыкальном творчестве, при все возрастающем интересе к фольклору, к национальным особенностям художественного мышления,кантатно-ораториальный жанр предоставляет широкие возможности поисков самобытных национальных форм.При этом заметна

Развиваются и такие национальные хоровые формы, как хоровой концерт /"Лебедушка", "Добрый молодец " В.Салманова; "Пушкинский венок" Свиридова/ хоровые фрески /"Петр Первый" А.Петрова/. тенденция сближения оратории с театральными жанрами и в частности с оперой. В современной ораторий "привнесение в эпическое повествование острой событийности, конкретности действия приводит к построению музыкальных сцен, приближающихся к опере" /92, с.10/. Основываясь на общности литературного сюжета, можно решиться на рискованное сравнение двух произведений, написанных на основе "Слова о полку Игореве": одноименной оратории современного композитора Л.Пригожина и знаменитого "Князя Игоря" А.Бородина. Если Бородин берет для своей оперы (в основе жанра - драматическое действие) в основном статические моменты, сообщая даже самым драматическим событиям эпическую неторопливость, широту, размах, то Пригожян для эпического по своей природе жанра, каким является оратория, выбирает, наоборот, самые действенные драматические моменты, как бы "взрывая" жанр изнутри. Подобное, но с иной жанрово-эстетической направленностью - в оратории Р.Щедрина "Ленин в сердце народном", где взволнованные рассказы-воспоминания солистов переключают внимание с эпической ( Lcumeibto I и П ) на~ лирическую сферу, создавая ощущение непосредственного эмоционального обращения к слушателю, требующего его активного сопереживания.

Другой путь устремленности кантаты и оратории навстречу театральным формам - сближение с народными обрядовыми действами и революционными мистериями. "Я мыслю их (оратории) как сочинения театральные и по жанру приближающиеся к музыкальной мистерии" /109, с.124/ - слова Свиридова о своих"произведениях.

Первый в русской музыке оригинальный и художественно яркий результат соединения театрального жанра и кантаты на основе обряда-действа - "Свадебка" Стравинского ("бессюжетное эпическое действо в формах сценической кантаты" как определяет его Б.Асафьев). - 19 -Опыт Стравинского не повлек в то время за собой по-настоящему высоких творческих достижений. И неожиданно на иной эстетической основе отозвался в современных тенденциях кантатного жанра. Для современных художников интерес к обряду и действу - путь к освоению национальных форм искусства. Одно из интересных сочинений в этом плане - оратория В.Калистратова "Золотые ворота", эпическое соборное действо (с сильным элементом театральности), повествующее о событиях татарского нашествия. В стилистическом отношении это соединение особенностей знаменного распева, народной песни и псалмо-дироваяия.

Интерес к массовым театрализованным действам был особенно сильным в первые послереволюционные годы. Здесь заметны отголоски самых разнообразных традиций: народных обрядов, русских действ, мистерий, революционных празднеств... /109/. Музыкальное содержание этих революционных действ и мистерий было необычайно пестрым. На совершенно ином художественном уровне идея этого жанра возродилась спустя десятилетия. Один из самых ярких и творчески оригинальных примеров - "Патетическая оратория" Свиридова со сложным сплавом разнообразнейших интонационных истоков. Важно, что большую роль в действах и мистериях революционных лет- играла символичность. Символика как метод обобщения - одна из самых примечательных черт кантаты-оратории последних лет.

Стремление к синтезу с другими жанрами сопровождает путь развития кантаты и оратории. Но только в современном творчестве, когда само время в его эстетических и широких стилистических признаках выдвинуло кантатно-ораториальный жанр на уровень самых высоких идя русской музыки жанров - оперы и симфонии, - стало возможным їх органическое внутреннее сближение.

Попытки выхода за узкие пределы жанра, к контакту с иными - 20^-формами художественного мышления разнообразны. Оратория последних лет тяготеет к широким признакам современного искусства, и в частности, литературы и кино. Например, такой интересный драматургический прием, как освещение одних и тех же событий, представленных с разных точек зрения (от лица разных героев), придает особое своеобразие и содержательную емкость уже упомянутой оратории Щедрина "Ленин в сердце народном", где одно событие дано и в обобщенной интерпретаций, и в разных индивидуальных "восприятиях".

Все это говорит о свободе жанра, предоставляющей возможности самых разнообразных решений.

В советском ораториальном творчестве можно наблюдать определенную эволюцию. Общие контуры движения - от драматических кантат и ораторий 30-х годов, имеющих целеустремленно и последовательно развивающийся сюжет, основанный на национально-исторических темах ("Александр Невский", "Емельян Пугачев", "На поле Куликовом") -к обобщенным, не имеющим ярко выраженного сюжета, эпическим вокально-симфоническим сочинениям последних: лет»-)

Важную роль сыграла в истории советской оратории и кантаты первая советская коллективная оратория "Путь Октября", произведение новаторское (несмотря на многие недостатки), от которого тянутся нити к сочинениям советских композиторов последних десятилетий. Здесь можно говорить и об общем- принципе КОМПОЗИЦИЙ, не объединенной последовательным сюжетом, а состоящей из отдельных самостоятельных номеров, и о влиянии традиций революционных действ, и о новом интонационном содержании, где ведущую роль играли песенные и хоровые жанры, и о картинности, театральности

I) На это обратил внимание А.Сохор в статье "Трактовка вокально-симфонических жанров в советской музыке 20-50-х гг." /109/. - сі -многих эпизодов. Эти важные особенности через много лет на новом художественном уровне возродились в современной кантате и оратории.

В кантатно-ораториальных сочинениях последних лет события обычно расположены композитором так, чтобы наиболее убедительно провести основную идею произведения. Не сюжетная "плавность", а соединение событий, направленное на широкую панораму жизни,- при котором основная идея выступила бы наиболее приподнято. Сама композиция сообщает произведению обобщенность , "надсобытийность". В произведениях 30-х годов композитор давал процесс и результат развития событий, и на этой основе возникало утверждение идеи. Интересно, что в цикле Блока "На поле Куликовом", положенном в основу кантаты Шапорина, нет сюжета: Блок отнюдь не стремился передать самую конкретность реального события, он придал ему сугубо обобщенную, смиволическую трактовку. Однако, Шапорин с Лозинским, внеся определенную сюжетную направленность, дали реальную историческую последовательность событий, ввели действенные фрагменты.

В современных кантатах и ораториях можно наблюдать почти противоположную тенденцию: из конкретных эпизодов выстраивается широкая картина целого с важной ролью именно обобщенной трактовки тем и сюжетов. Это говорит об углублении эпической природы в современном понимании кантатно-ораториального жанра.

Похожие диссертации на О национальной сущности произведений Г. Свиридова (на примере кантатно-ораториальных сочинений)