Введение к работе
Актуальность исследопання. Отсутствие единой теории композиции в XX веке показывает, что налицо типичный феномен разрастания области музыкально-теоретических знаний. Одной из причин подобного расширения сферы музыкальной композиции является многосторонняя деятельность Пьера Булеза значительнейшего французского композитора со времен К.Дебюсси. Всем работам Булеза присущ философский подход в осмыслении сугубо музыкально-теоретических проблем, идет ли речь об эволюции музыкального языка и техники, о природе музыкального слуха или о классификации музыкальных пространств и методах преобразования ритмов. По сути, три его книги - "Мыслить музыку сегодня" ("Penser la musique aujourd'hui", 1963), "Записки подмастерья" ("Noutes of Apprenticeship", 1966), "Ориентации" ("Orientations", 1981) - это компедиум современной теории композиции.
Особенно важным для Булеза становится дальнейшее развитие двенадцатитоновости и серийности, что концентрируется в методе сериализма. Сериализм как символ интеллектуальной свободы является тем духовным движением, которое Булсз в течение длительного периода времени намечал, создавал и отстаивал в своем творчестве, в музыкально-теоретических текстах, в трактате "Мыслить музыку сегодня".
В настоящее время проблемы булезовской композиции не получили полного систематического освещения ни в отечественном, ни в западном музыкознании. Причину подобного состояния "булезианства" следует искать в неразработанности множества вопросов, связанных с восприятием, интерпретацией и пониманием Новой музыки.
Объективная необходимость изучения функционирования булезовских музыкально-теоретических понятий, показ действия этих понятий в процессе их логического "роста" на примере его композиций раннего и зрелого периодов творчества обусловлены реальным влиянием сериализма на состояние современной композиции.
Предметом исследования стали структурные аспекты музыкального мышления XX века в том виде, в каком они представлены у Булеза. Булеза считают "отцом сериализма", поэтому говорить о Булезе - значит говорить о сериализме, об эволюции музыкального языка и техники композиции, о принципах серийной формы, гармонии и ритма, о природе музыкального слуха. Концепция сериализма, как она намечалась композиторами-сериалистами -П.Булезом, К.Штокхаузеном, М.Бэббиттом, Л.Ноно, А.Пуссером, К.Бемером и другими, - действительно стала реальной инновацией в музыкальном мышлении второй половины XX века.
Фрагмент истории, о котором идет речь в диссертации, представлен камерно-инструменгальным творчеством Булеза. Выбор произведений - Второй, Третьей фортепианных сонат, "Молотка без мастера" - обусловлен значимостью отобранных произведений для истории сериальной музыки, которая еще не написана.
Задача работы состояла в изучении того сложного явления музыки, которое связано с творчеством П.Булеза и которое с большим трудом поддавалось теоретическому осмыслению, так что в отечественном музыкознании эта система теории практически не была представлена. Центральная задача диссертации заключалась в показе тех элементов булезовской музыкальной композиции, которые. в
совокупности образуют новый аспект в истории музыкальной культуры. Решая эту задачу, мы пришли к необходимости более детального анализа булезовской эстетики и техники, серийного метода, сериальной организации и формы, чтобы затем обозначить характерные черты тех импульсов, которые сегодня поддерживают интерес в области музыкальной композиции.
Метод исследования. Чтобы правильно ощутить масштабы и параметры булезовской музыкальной композиции, в диссертации предпринято два пути прочтения музыкальной истории: перспективный и ретроспективный. Так, в историко-теоретических разделах диссертации значимые для Булеза элементы музыкального мышления рассматриваются ретроспективно, с точки зрения их проекции на музыку XX века (А.Шенберг, А.Вебери, А.Берг, И.Стравинский, К.Дебюсси,О.Мессиан, Э.Варез) и музыку доклассическую (И.С.Бах, мастера "Ars пол-а" и Нидерландской школы). Аналитические разделы диссертации представляют, по сути, исследование булезовской композиции в перспективе, с точки зрения основополагающих идей сериализма, инициирующих дальнейшее развитие и сохранение феномена музыкальной композиции. При рассмотрении сложной проблемы восприятия Новой музыки необходимым образом учитывался опыт феноменолого-гермепевтической традиции, позволяющей подробно осветить значение таких существенных для Булеза понятий, как социально-исторический контекст, культурная традиция, рефлексия, саморефлексия, самопонимание, аналитическая интерпретация музыки, творческий процесс.
Научная новизна работы. Впервые в отечественном музыкознании излагается теория булезовской композиции. На примере Второй и Третьей фортепианных сонат, вокально-инструментального цикла "Молоток без мастера" демонстрируются методы анализа музыки Булеза, сочиненной в сложных современных техниках, показано внутреннее строение музыки Булеза с объяснением микро- и макроструктур, свойств гармонии и музыкальной ткани, способов создания музыкальной формы.
В диссертации приводится систематизация элементов высотного
параметра (звук определенной высоты, высотная группа простая,
гармоническое поле - простое немультиплицированное, расширенное
тропом, мультиплицированное, - область, констелляция);
ритмического параметра (звук и пауза, исходные ячейки и
производные ритмические фигуры, ритмический блок, временное поле,
колебания темповой структуры); производится теоретическое
разграничение параметров пространства (изоморфизм,
пропорционализм, гсометризм) и плотности (терминологическая пара стабильные-мобильные локальные структуры).
Впервые в диссертации обращается внимание на систему булезовской ритмической техники комбинаторики и порождения (мультипликации) ритмических ячеек и фигур (структуры исходных ячеек, совокупность типов их преобразований, иерархия временных структур, ритмический пропорционализм, темповые структуры, этапы работы с музыкальным текстом с точки зрения исполнительской интерпретации).
В диссертации определяются дидактические аспекты и функции сериализма:
логико-координирующая;
восстановительная (или утопическая);
креативная и функция воспитания нового слуха;
социально-политическая.
Новой является и оценка сериализма как духовно-упорядочивающей категории художественного мышления.
Практическое значение. Материалы диссертации могут быть использованы в вузовских курсах музыкальной композиции, гармонии, полифонии, музыкальной формы, а также в курсах истории зарубежной музыки, музыкально-теоретических систем, музыкальной эстетики. Результаты диссертации могут быть использованы при разработке проблем эволюции музыкального мышления, теории композиции XX века, соотношения исторического и эстетического, специфики восприятия, интерпретации и понимания сериальной музыки. Они могут найти применение в системе пропаганды Новой музыки.
Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории музыки Московской консерватории им.П.И.Чайковского 16 февраля 1996 года. Основные положения работы были изложены автором на международной конференции "Антон Веберн" (Москва, 1993), на аналитическом семинаре по Новой музыке "Молодые о молодых" (Москва. 1993), на научной конференции "Булезу - 70 лет" (Москва, 1995).
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, включающих восемь разделов, Заключения, Примечаний, Списка литературы, трех Приложений, Нотных примеров и схем.